Новости ямщик что такое

За свой труд ямщики получали от государства жалование, а также земельные наделы и покосы. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Связанные новости.

Значение слова «ямщик»

Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Что такое ямщик? В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Итак, ямщик – это не просто транспортный работник, это культурный и исторический символ, связующее звено между прошлым и настоящим. Ямщики оказались достаточно предприимчивыми, чтобы обзавестись целой системой хитростей и лайфхаков, способствовавших повышению стандартной оплаты их труда. ямщик — ЯМЩИК, а, м Человек, профессия которого поездки на ямских лошадях, перевозка людей и грузов на любых лошадях.

Почтовые станции и станционные смотрители

Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Для возки почт предназначались ямщики; платеж им жалования был прекращен, но они были освобождены от податей и рекрутской повинности и получали за свою гоньбу прогоны. Промысел этот был настолько труден, опасен и важен, что ямщики получали государево жалованье и освобождались, говоря современным языком, от налогов. Постепенно ямщики превратились в особое сословие наподобие стрельцов, они совмещали ведение своего хозяйства с выполнением обязанностей перед государством. Ямщик то и дело появлялся в художественных произведениях, эдакий Харон простых человеческих отношений.

Значение слова «Ямщик»

Даля слово ямщик расположено в колонке ,,Ям",с татарского -селение. ЯмщИк -крестьянин на яму,для почтовой гоньбы на своих лошадях,за что он освобождался от подушного в старину :рассчитываемый по душам,отдельным людям налога. Вообще,вожатый,возница,погонщик на почтовых. Так что с профессией таксиста вполне можно сравнить,но более бесправной и...

Читать далее.

Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем. Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом.

Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой. Предъявив ее на почтовой станции и оплатив «прогоны» — деньги за прохождение лошадью определенного расстояния — пассажир следовал до следующей станции с ямщиком, который затем возвращался на «свою» станцию. Конечно, ездить как на казенных, так и на «вольных» лошадях то есть, без подорожной, просто нанимая ямщиков было очень и очень дорого. Известная «кавалерист-девица» Надежда Дурова писала о своем путешествии в 1836 году: «С подорожной я заплатила бы от Казани до Петербурга не более трехсот рублей, без нее я издержала ровно шестьсот». Для сравнения: Александру Пушкину его Михайловское приносило порядка 3000 рублей в год, его жалование коллежского секретаря 10-й класс по Табели о рангах, эквивалент штабс-капитана в армии в 1822 составляло 700 рублей в год; на рубль можно было купить больше 3 килограммов говядины, а породистая лошадь, которую не стыдно было запрячь в свою карету богатому дворянину, стоила 200 рублей… В общем, поездки на ямщиках были по карману лишь элите. Зато уж за такие деньги ямщики неслись как угорелые. Аббат Жан-Франсуа Жоржель писал в своем «Путешествии в Петербург в царствование императора Павла I»: «Русские ямщики везут крайне быстро, почти все время лошади несутся вскачь. Опытные путешественники из русских заранее брали с собой в багаж запасные оси и ободы для колес, так как знали — они понадобятся непременно. Прокачу со свистом Смысл этого фразеологизма именно в сочетании скорости и знаменитого ямщицкого свиста.

Хотя Петр своими указами попытался ввести для ямщиков специальные сигнальные рожки по немецкой моде, ямщики их жестко не приняли. Ходила даже легенда о ямщике, который обжег губы кислотой, лишь бы не прикасаться к «басурманскому» рожку. О своем приближении ямщики сигнализировали свистом и криком, а ко второй половине XVIII века в моду вошли валдайские колокольцы, вешавшиеся под дугу лошадей. Правда, звонили они так громко, что в 1834 указом Николая I езда с валдайскими колокольчиками была предписана лишь фельдъегерским тройкам и пожарным при выезде на пожар. Ну а скорость ямщицкого экипажа была значительно выше, чем скорость карет в Европе — не зря боялись иностранцы! Расстояние от Новгорода до Москвы, составляющее 562 версты около 578 км , ямщик преодолевал меньше чем за трое суток. А Пушкин в «Евгении Онегине» вообще пишет: «Неутомимы наши тройки, и версты, теша праздный взор, в глазах мелькают как забор». Верста, напомню, это 1066 метров! По словам Пушкина в примечаниях, эту гиперболу он заимствовал у некоего К. В общем, для тех времен скорость ямщицкой тройки и вправду была впечатляющей.

Сациперова пунктирной линией, выходящей в промежуток между двумя пойменными озерами Рогожским и Прилуцким. Свое название слобода получила от тюркского слова "ям", первоначально означавшего повинность, установленную в ХIII веке монгольскими завоевателями, обязывавшую население участвовать в перевозках людей и грузов гужевым транспортом — другого, как вы сами понимаете, в ту пору не было. На Руси "Ямская гоньба" была учреждена при Иоанне III для осуществления регулярной почтовой службы, при нем же слово "ям" приобрело новый смысл — "ямами" стали называть низовые учреждения ямского ведомства, к которым прирезывались пашенные и сенокосные угодья, а иногда даже и деревни, доходы с которых шли на их содержание.

В середине XVI века в русских городах появилась отдельная социальная группа ямских охотников, предназначенная осуществлять "гоньбу" по правительственным надобностям, а вблизи ямских приезжих дворов для проживания ямских охотников стали устраивать специальные слободы. Соответственно "ямы" стали прообразами будущих почтовых станций, "ямская повинность" — предтечей фельдъегерской службы, ну а ямщики — прямыми предшественниками нынешних почтальонов или, если сказать точнее, фельдъегерей. Между прочим, наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве — как по своим размерам, так и по количеству охотников-ямщиков.

Интересно, что словосочетание "охотник-ямщик" в данном случае трактуется в своем изначальном смысловом толковании — оно подразумевает, что человек согласился на повинность по своей охоте, то есть по собственному желанию. По данным писцовых книг, в 1566 году охотников-ямщиков в Казани было 62 человека — для середины ХVI века огромное количество. Исходя даже лишь из этих цифр, можно утверждать, что царь Иван Васильевич желал поддерживать с только что завоеванной Казанью постоянную, прочную и быструю связь.

В те времена Ямская слобода была огорожена частоколом, попасть за который можно было лишь через тщательно охраняемые башни с воротами — оно и понятно: почта — дело государево, во все времена овеянное ореолом служебной тайны. В писцовых книгах Казани 1566—1568 гг. Слобода имела хорошо развитую планировочную структуру с единым центром — площадью у церкви Живоначальной Троицы, откуда расходились пути на Москву и на Нижнюю Волгу.

Здесь же находилось главное административное учреждение слободы, присутственное место ямского приказчика — съезжий ямской двор. Согласно тогдашним правилам, он должен был включать в себя ямскую избу, постоялое место и хозяйственные строения — кузницу, сенник и конюшню.

До отмены ямской повинности в XVIII веке лица, выделенные в ямщики, переселялись в ямы — поселения при вновь создаваемых почтовых станциях, где им, помимо прочего, выделялась земля для обработки. При строительстве Петербурга с XVIII века вошло в практику также расселение ямщиков в специальных слободах, устраиваемых в городской черте. Возница, кучер на почтовых, ямских лошадях.

Жара несносная. Дальше ехать не могу.

Почтовые станции и станционные смотрители

Обычно сильно утомленный многодневной экипажной тряской путник несколько приходил в себя лишь к концу своего странствования…» Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. Ямы были их отличительной чертой. Поэтому ямщиков и обзывали этим словом, и называли одновременно.

Отсюда старинные фразеологизмы «Шибче едешь — меньше ям», «Не дорога, а яма-на яме» и другие, сохранившиеся в течение многих столетий. Возьмем цитату из той же «Нижегородской старины»: «Каждое очередное взятие старинного русского города сопровождалось ликованием. Вспоминали их старинные названия.

И далее, если вам не надоело мое исследование относительно дорог на Руси: «Сообщение города с внешним миром до начала сороковых годов девятнадцатого века — замечание мое — А. Дмитрий Смирнов.

И вот он, на протяжении многих лет в буквальном смысле протянувший лямку, ничего такого уж сверхтяжёлого в этом роде деятельности для жителя позапрошлого века не видел. Конечно, за этой работой пролетало очень много времени, потому что работать приходилось с раннего утра до захода Солнца. Однако трудились не просто на свежем воздухе, а с отличным питательным пайком, что было совершенно логично и сопровождалась хорошим питанием - ни один владелец перевозимого груза не был заинтересован в физически слабых и постоянно голодных бурлаках, которые будут плохо работать. Кроме того, не гнушались в голодные годы этого занятия и представительницы прекрасной половины человечества: просто их собирали в группы побольше, до полусотни человек, и в результате из эффективность не отличалась от услуг мужских групп. Мужчины-бурлаки конца 19 века. А вот бурлакам в количестве времени на отдых везло куда больше. Отмечают также и очень плохую одежда людей, тянувших лямку - но она походила на лохмотья не от плохой жизни, а от специфики самой работы - на такую в целых чистых вещах в принципе никто бы не пошёл. Более того, у бурлаков была возможность объединялись в артели - своего рода профсоюзы, что позволяло им осуществлять довольно независимую деятельность.

К тому же, их зарплата была многим гражданам на зависть в то время: по данным редакции Novate. Группа женщин-бурлачек за работой. Впрочем, это совершенно не значит, что они не сосуществовали параллельно. На самом деле это происходило довольно долго - официальный запрет на этот род занятий был произведён только советской властью аж в 1929 году. Тряпичник Василий Перов. И эпоха этого рода деятельности также была завершена при необычных обстоятельствах: оказывается, её выбросил за историческую периферию даже не научно-технический прогресс, а начало пробуждение в человечестве интереса к влиянию на окружающую среду проблему производства больших объёмов мусора. А всё потому, что тряпичники занимались тем, что покупали и сортировали в основном текстильные отходы, например, лапти, старую бумагу и даже стекло. Специалист по скупке подержанных тканевых вещей. Механизм их деятельности заключался в том, что они обходили каждый двор и улицу города и выкупали, а иногда выменивали у местных ветошь на какие-нибудь мелкие, но полезные вещи. Интересно, что их по внешнему виду очень быстро отличали - как и в случае с бурлаками, они, мягко говоря, пренебрегали непрезентабельностью вида из-за сущности своей работы: они зачастую одевались в лохмотья, ещё и не особо приятно пахни.

Именно из-за их вида в обществе появился стереотип, что тряпичниками становится представители маргинальной части обывателей. Тряпичники считались маргиналами и бедняками. А если у тряпичника находилась предпринимательская жилка, он мог скопить даже определённое состояние. Впрочем, если говорить о рекордсменах по доходам среди тряпичников, то это были перекупщики. Деятельность тряпичников была такая актуальная и прибыльная в своё время, что они нередко собирали отходы не только по собственной инициативе, а ещё работали после заключения полноценных контрактов, например, на ярмарках, занимаясь оптовой скупкой.

Отсюда нынешнее село получило своё название». Нередким у проезжавших, указывал Н. Гоголь в «Мёртвых душах», было желание «…произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков». Путник XIX в. Транспортные средства Наиболее распространённым транспортным средством у ямщиков был возок, который зимой ставили на полозья, летом — на колёса. Возки для переездов на дальние расстояния, устраивали так, что путник мог и сидеть, и лежать: «Сверху и с боков возок был плотно закрыт и заделан так, что внутрь почти не попадало холодного воздуха. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали взятые с собой для времяпровождения книги и всё необходимое для жизни в пути. Спереди над головой висел фонарь с восковыми свечами… Внизу возка помещались постели, на которых путешественники лежали днём и ночью. Чтобы согреть возок, у ног их ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком». Были также многоместные дилижансы, но их распространение в России оказалось небольшое. Проезд на короткое расстояние обходился в 5 копеек, от Гостиного двора в Новую Деревню — 15 копеек, в Лесное — 25 копеек, в село Александровское — 30 копеек. Для сравнения можно указать, что дневной заработок рабочего Путиловского завода составлял 30 копеек. Это было дорого, но всё-таки дешевле, чем брать извозчика, и потому общественные кареты имели успех. Зимой устраивалось маршрутное санное сообщение. В середине XIX в. Так, в Самаре в 1860-е гг. Революции в Симбирск совр. Ульяновск и Оренбург. В Санкт-Петербурге даже посадочные станции для дилижансов закрыли крышами. Гонцы, почтари или фельдъегеря На небольшие расстояния почту возили ямщики. Однако, существовала более срочная почта, и для её доставки использовались почтари, которых также называли гонцы. Ямщик имел право загнать лошадь, перемещаясь сколь угодно быстро, и взять временно любую лошадь из любого дома или от человека, за исключением такого же царского гонца. Лошадь, отбившуюся по дороге, разыскивал смотритель яма. Он же возвращал хозяину взятую временно лошадь, оплачивая её прогон из расчёта длины пути. Стоимость 10-20 вёрст 10,66-21,32 км.

Сверчков, «Тройка на закате» Фото: общественное достояние Перейти к первой части статьи Ямщики здесь начали селиться еще при Иване Грозном. Эта ямская слобода стала называться Переяславской. Тут же находились мытные дворы, там мытники взимали мыто — пошлину с товаров. Кроме «неявленной» водки работники древней таможни взимали плату за многие товары, пополняя казну.

Лингвострановедческий словарь «Россия». Ямщик

Самое слово кинжал или, как говорили в древности, кончар, является исковерканным татарским ханджар. Таким образом, струя тюркских элементов в составе русского языка оказалась более широкой, чем варяжская. Она охватывала область управления, денежное хозяйство, финансовую сферу тамга, таможня, деньги, ям, откуда позднейшее: ямщик, алтын, кабак, кабала и др. Но эти тюркизмы всасывались в русский язык веками. Академик В. Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности.

Однако необходимости в регулярной «гражданской» почте власть долгое время не видела. К чему все эти вольности, когда государственные интересы и так соблюдаются? С 1620 года Посольский приказ исправно получал заграничные газеты, по материалам которых составлялись «Куранты» — некий прообраз газеты, читаемой исключительно царем и первыми лицами государства.

Даже когда глава Посольского приказа Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин после Валиесарского перемирия 1658 года предложил царю Алексею Михайловичу Романову 1629—1676 создать регулярную почтовую линию хотя бы из Москвы в Вильно, царь возражал, не видя в том необходимости: «Почта за рубеж есть, и второй не надобно». Однако дипломат оказался в этом вопросе настойчив и своего добился. Голландец Ян ван Сведен оказался первым частным русским почтарем, получившим право с 1665 года на своих лошадях и силами своих служащих привозить из-за границы «вестовые письма всякие Цесарской, Шпанской, Францужской, Польской, Свейской, Дацкой, Аглинской, Италианской, Галанской и Недерлянской земель…».

А доход предприимчивого иноземца складывался не только из бюджетных дотаций, но и от перевозки частной деловой корреспонденции. Но то ли ван Сведен слишком часто просил увеличить дотации, то ли вышел из доверия, но с 1668 года его предприятие перешло к Леонтию Марселису. Как писали в дореволюционном исследовании истории русской почты, «почтовые сумки Марселис должен был возить день и ночь с поспешением и со всяким сбережением, не распечатывая и не смотря ничего, и передавать во дворы почтмейстерам».

Сделано было такое распоряжение, чтобы ямщики были люди благонадежные из выборных и целовавших крест. Марселис желал, чтобы они все носили однообразную одежду, а именно: зеленые суконные кафтаны, с орлом из красного сукна на правой стороне кафтана, а на левой — рожок, для того чтобы они в дороге были «знатны», то есть заметны. Леонтию Марселису разрешено было возить по почте дорогие каменья, жемчуг и золото.

Почта, учрежденная по договору с Марселисом, имела значение почты международной, но вслед за тем признано было нужным учредить на тех же основаниях и внутреннюю почту. Ордин-Нащокин, покровительствовавший Марселису, назвал его почтовое ведомство великим государственным соединительным делом. Кстати, Марселис через Нащокина добился первой в России частной почтовой монополии — иностранным купцам было запрещено пересылать корреспонденцию иначе, чем почтой Марселиса.

Заодно и стоимость пересылки была повышена. Оправдывал почтарь это тем, что возил государственную корреспонденцию бесплатно. И хотя после смерти Марселиса в 1670 году его сын Петр не смог удержать почтовое дело, процесс, что называется, пошел и поехал, когда в 1675 году почту возглавил переводчик Посольского приказа Андрей Виниус.

Открывались все новые и новые маршруты доставки частной и государственной регулярной почты. В 1693 году письма везли уже в Архангельск. Но качество работы почты императора Петра I не устраивало, и в 1701 году он издал указ, в котором приказал расстояние от Москвы до Архангельска преодолевать почте не более чем на шестой день: «Гоняют посыльщики мешкотно, и за тем та почта приходит к Москве недели в две слишком, и в скорых и в нужных делах чинится мешкота большая… Под жестоким страхом и под смертною казнью велеть с тою почтою гонять с великим радением и поспешением днем и ночью, нигде не мотчав не задерживаясь ни часу, и последовать от города к Москве, против прежнего, в шестой день».

В 1710 году датский посланник Юст Юль писал о том, что почтовые услуги дорого обходятся скромному датскому государственному бюджету: «В этот день мне в первый раз пришлось писать отсюда по почте. По этому случаю я осведомился о размере платы, взимаемой за письма, и почт-директор monsieur Фаденбрехт, заведующий почтовою частью, доходы с коей поступают к вице-канцлеру Шафирову, сообщил мне, что отправляемые из Москвы письма оплачиваются: в Гамбург 40 копейками за золотник, в Кенигсберг и в Бреславль — 33 копейками за золотник, в Вильну — 10 копейками, в Мемель — 15 копейками и т. Из Москвы я направлял свои письма в Кенигсберг, и, таким образом, всякий русский лот, который гораздо легче датского, стоил мне 99 копеек, т.

Так что в течение года моя переписка обходилась мне в довольно крупную сумму». А вот датский пастор Педер фон Хавен, предпринявший путешествие по России в 1736—1739 годах, отмечал отличную работу русской почты: «Обычная верховая перевозка писем, осуществляемая дважды в неделю между Москвой и Петербургом, должна преодолевать расстояние в добрых 110 датских миль за три с половиной — четыре дня. Нет также ничего необычного в том, чтобы на почтовых лошадях, на перекладных, проехать между названными городами за три дня…» Заложенные Петром I и продолженные его преемниками реформы явно пошли почтовой службе на пользу.

Создавая уже «под себя» новую инфраструктуру России, первый русский император понимал, что одними угрозами ничего не добьешься, и потому повышал почтовикам жалованье и давал новые льготы. В 1716 году почтовая линия соединила Москву и Санкт-Петербург.

Служба и жизнь ямщиков Появление и массовое распространение ямщиков связано с московским князем Василием Ивановичем, который в 1516 году реализовал указ о создании Ямского приказа. Отвечал новый приказ изначально за почтовые транзитные перевозки. Отбирали в ямщики весьма строго - согласно указу, каждый ямщик должен был быть "человеком достойным, добрым, и семейным". Преимущество имели те кандидаты, предки которых занимались ямщицкой работой ранее. В результате профессия ямщика стала почетной и переходящей от поколения к поколению. Нелишним было и умение громко свистеть. Награждали за работу соответственно строгости отбора - жили ямщики с семьями в специальных слободах, располагавшихся вдоль оживленных трактов.

В древние времена они были важной частью торговых путей и торгового обмена между различными народами и культурами. Ямщики играли ключевую роль в связи и обмене информацией между различными областями и странами. Исторически ямщики использовались для доставки почты, официальных сообщений, грузов, а иногда и пассажиров.

Их служба была особенно ценной в отдаленных и труднодоступных местах, где обычные виды транспорта не могли быть использованы.

Ямщики и ямская гоньба. Почтовое сословие

профессия настолько популярная, что оставила большой культурный пласт в русском искусстве и литературе. Ямщик, не гони лошадей. Остановка в якутском селе Синск. а виноват смотритель. а виноват смотритель. Чем занимался ямщик, происхождение слова Даже сегодня извоз остается одним из самых распространенных видов деятельности в нашей стране, уступая в этом отношении только торговле.

"Наша Ямская слобода была когда-то крупнейшей в государстве"

Ямщик занимался междугородней перевозкой, его услугами могли воспользоваться во время поездок из одного города в другой. Ямщик (устаревшее, от тат. ямчи — проводник) — человек, занимающийся грузовыми и/или пассажирскими перевозками на гужевом транспорте. Ямщики, проезжая по Оренбургскому тракту, меняли здесь лошадей.

Что значит слово «ямщик»?

Лучшая почта — в России Иностранные путешественники одобрительно отзывались о ямщиках и их работе. Особенно их восхищала скорость, с какой доставлялись в то время письма, ведь их передавали на станциях от одного ямщика другому и везли дальше практически без задержек. Производил впечатление и сам факт существования государственной почтово-пассажирской службы, поскольку в это время в Европе доставкой почты занимались частные лица, и качество этих услуг было невысоким. Верстовой отмечающий версты столб на почтовой дороге между станциями Воевали против Наполеона Служили ямщики и в русской армии, причем в составе особых воинских подразделений. Так, Тверской ямской казачий полк был сформирован из ямщиков Тверской и Московской губерний перед Отечественной войной 1812 г.

Полк принимал участие в боевых действиях на территории Пруссии, Саксонии, Франции. После заключения мира полк был расформирован, но память о героизме его воинов осталась в веках. Однако слово «ямщик» не исчезло из обихода. Перевозка людей и грузов по российским дорогам в те годы была небезопасна.

Таким образом, струя тюркских элементов в составе русского языка оказалась более широкой, чем варяжская. Она охватывала область управления, денежное хозяйство, финансовую сферу тамга, таможня, деньги, ям, откуда позднейшее: ямщик, алтын, кабак, кабала и др. Но эти тюркизмы всасывались в русский язык веками.

Академик В. Миллер писал о тюркизмах в составе древнерусского языка: «Быть может, и многие слова, которые считаются татарскими, еще раньше татар проникли в русский язык, ибо, если слово в письменных памятниках появляется в XIV-XV вв. Оно просто случайно могло не быть употреблено в дошедших до нас памятниках письменности.

Такое сомнение может быть высказано относительно очень многих русских слов тюркского происхождения, которых хронология для нас не ясна.

Спас Ямщики. Спас Ямщики деревня в Красносельском районе Костромской области … Википедия Источник Ямщик: особая каста среди русских Ямщики были особой кастой среди русских — их мастерство передавалось по наследству, их семьями управляли женщины, у них были свои особо чтимые святые. Приехав в Россию в 1839 году, французский маркиз Астольф де Кюстин был шокирован необыкновенной скоростью, с которой неслись русские ямщики по тракту Москва-Петербург, первому скоростному шоссе Российской Империи. Возницы, так впечатлившие французского гостя, и вправду были особенными людьми, отдельной кастой среди сословий русского общества. Их профессия была одной из древнейших в русском государстве — фактически, система ямских станций и помогла когда-то это государство создать. Ямы Империи «Когда я на почте служил ямщиком» — эти слова из старой русской песни знакомы всем. Но задумываемся ли мы, почему ямщик «служил» на почте? Система ямов, созданная или при Чингисхане, или при его потомках, была тем ноу-хау, которое позволило монголам создать крупнейшую империю в истории. Система ямов использовалась для связи центра Монгольской Империи а затем ее преемника — государства Золотая Орда с окраинами.

Для того, чтобы посланцы правителя преодолевали огромные расстояния как можно быстрее, на дорогах на определенном расстоянии друг от друга были установлены станции, на которых посланец мог поменять уставших лошадей на свежих, отдохнуть и продолжать путь. Когда зависимость от Золотой Орды была преодолена, эта система сохранилась в русских землях и использовалась для связи между русскими городами. Русские ямские станции находились на расстоянии 40-60 километров друг от друга примерно столько составлял дневной прогон лошади. Их содержание обеспечивалось окрестным населением, которое несло «ямскую повинность», введенную еще монголо-татарами в начале XVIII века заменена налогами. Население было обязано содержать в порядке дороги и станции, поставлять повозки подводы , лошадей и корм для них, а также выделять из своей среды служащих для дежурства на станциях и собственно ямщиков — тех, кто занимался извозом государственных чиновников и грузов. Управляло «ямской гоньбой» отдельное учреждение — Ямской приказ. Стать ямщиком было много желающих — ямщики и их семьи получали освобождение от государственных податей, землю под постройку дома и жалование. Однако работа была не из легких — ямщику требовалась сила и выносливость, нужно было быть трезвым и ответственным. При вступлении в службу он обещал «на кабаке не пропиваться, никаким воровством не воровать, никуда не сбежать и ямской гоньбы жеребьев своих в пустоте не покинуть». Перевозить требовалось путников, депеши, грузы, также от каждого ямщика требовалось содержать не менее 3 лошадей и следить за их здоровьем.

Указ предъявлял строгие требования к работе ямщиков — особенно к перевозке корреспонденции, которую нужно было везти «бережно, в мешках, под пазухою, чтобы на дожде не замочить и в пьяном виде не обронить на дороге если подмочат или потеряют, то будут подвергнуты пытке ». Поэтому постепенно ямщики сформировались как отдельная каста — мастерству управления лошадьми и искусству упряжки, тонкостям службы и лихому ямщицкому свисту учили с ранних лет, и селились ямщики также компактно, отдельными ямскими слободами. Как в Москве, так и в Ярославле еще одном русском городе, знаменитом своими ямщиками , да и во многих других городах были и есть до сих пор Ямские улицы — там возницы и селились. В ямщицких семьях сильны были традиции. До конца XIX века безусловной главой ямщицкой семьи была бабушка — так как мужчины проводили большую часть времени в дороге, дом оставался на управление женщин. Ямщики были религиозны, особо почитая святых Флора и Лавра, считавшихся покровителями лошадей — например, главный московский лошадиный торг находился на Зацепе возле нынешнего Павелецкого вокзала , где и до сих пор стоит церковь Флора и Лавра. Для обыкновенного путешественника ямщик работал таким образом. Если были деньги, можно было путешествовать на казенных лошадях, предоставлявшихся почтовой станцией. Для этого нужно было получить подорожную — специальный документ на пользование казенными лошадями и повозкой.

Он признавал высокую эффективность царской ямской службы: «…на таких почтовых лошадях мой слуга проехал за семьдесят два часа из Новгорода в Москву, которые расположены друг от друга на расстоянии шестисот вёрст…И это тем более удивительно, что лошади их очень малы и уход за ними гораздо более небрежен, чем у нас, а труды они выносят весьма тяжёлые». Работа ямщиков была нелегкой и порой смертельно опасной. Слова из песни «…в той степи глухой замерзал ямщик» полностью соответствовали действительности. Царские же гонцы которых стали называть фельдъегерями сами ездили в экипажах ямщиков, производя одним своим видом и нередко зуботычинами сильное впечатление на окружающих: «…трехаршинный мужичина какой-нибудь, ручища у него, можете вообразить, самой натурой устроена для ямщиков, — словом, дантист эдакой». Вот, например, гоголевская картина ямщика: «…— Вот я тебя палашом! Их отличительной чертой был ранец со срочной почтой на груди — его можно рассмотреть на большинстве картин и фотографий. Именно фельдъегеря были особой заботой станционных смотрителей. Подорожные При Иване III устройство ямской гоньбы лично контролировал московский князь, он сам подписывал подорожные грамоты с указанием направления, количества подвод, лошадей и прокорма. Так, для поездки боярина по казённой надобности из Москвы в Новгород в каждом ямском дворе ему предоставляли 13 подвод, «баранью тушу, а шкуру обратно, трое куров да хлебы». В Российской империи нельзя было перемещаться по транспортным линиям без документов. Наиболее распространённой была стоимость проезда из расчёта 1 копейка или 1 деньга с версты. Как станционному смотрителю можно было определить, кому и сколько давать лошадей, и в какую очередь? Этот вопрос регламентировали подорожные — документы, с которыми необходимо было путешествовать. Внешний вид подорожных менялся, но не принципиально. Главное в них — указываемые количества лошадей. Рисунок, усиленно выдаваемый в Самаре за изображение С. Волховского 16 ноября 1850 г. На одном экипаже в Самару везли домашний скарб Волховских, на другом — сам губернатор «…с добродушнейшей в мире женщиной-женой и с молоденькой дочкой». Только 5 декабря 1850 г. Волховский приехал в Самару — столько заняла его дорога от Вологды. Постоялые дворы Где должны были отдыхать путешественники, задерживаясь на ямской почтовой станции? Для этого существовали постоялые дворы — по сути, первые гостиницы на Руси, или трактиры обеденная зала на 1-м этаже, спальни на 2-м. Впрочем, на маленьких станциях всё было куда скромнее: постоялые дворы часто располагали маленькими, неудобными и дымными помещениями. Путники питались только тем, что брали с собой в дорогу. Часто случались беспорядки, распри с ямщиками и смотрителями и даже драки.

Кто такой ямщик

это гонец, посланник. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе. Гребец-ямщик приравнивался к одноконной гужевой подводе.

Ямщик, не гони...

Не дай Бог если ямщик попортит поклажу, вымокнет она у него или, что еще хуже, потеряет, то пиши пропало. Ожидали его розги и плети. Строго наказывалось нарушение целостности сургучной печати на государственных письмах. За час опоздания полагался удар плети. Никого не волновало, что произошло у тебя в дороге. Колесо сломалось или лошадь пала. Опоздал на пять часов, получи пять ударов по спине.

Селились ямщики отдельно от всех — слободами. И поныне в разных российских городах есть улицы с названием Ямская, Ямская слобода, Ямское поле в Москве их аж несколько. Можно конечно было и без подорожной обойтись, но это было очень дорого. Заплатить бы пришлось чуть ли не вдвое больше. Разумеется, такие поездки были по карману только очень богатым людям. Помещики, когда отправлялись в столицу в гости или по делам, предпочитали запрягать свою двуколку.

Так и продолжали они свистеть и кричать что-есть мочи о своем приближении, пока в моду не вошли валдайские колокольчики. Их подвешивали на дугу упряжки для лошади. Но звонили они так громко, что в конце концов всем это надоело. Николай I вынужден был своим указом запретить их использование. Исключения составляли фельдъегерские тройки и пожарные. Кстати, в городе Касимове Рязанской области, есть замечательный музей колокольчиков.

Сетевая литература от А до Я. Включен в перечень социально значимых интернет-ресурсов России. Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта.

Однако постепенно крестьяне см. К середжине XVI в. Ямщики стали отдельным сословием русского общества. Со второй половины XVII в. Традиционные для России ямские дворы стали теперь называться почтовыми станциями, позднее — почтами.

В обиходе осталось лишь слово ямщик.

Вот поэтому они считались своеобразной элитой среди наёмных трудяг. Но, конечно, минусы это профессии были эквивалентны заработку: их деятельность слишком сильно сказывалась на здоровье крючников, поэтому они имели множество хронических заболеваний, а в средних годах почти все имели инвалидность. Крючник, конец 19 века.

А вытеснила их, как можно предположить, техника: как только появились автоматические погрузчики, деятельность крючников в оригинальном понимании оказалась не нужна. Впрочем, окончательно данный род деятельности не исчез совсем, а сумел трансформироваться исходя из новых условий. Сегодня можно также встретить своего рода наследников крючников, которыми оказались докеры. Чумак Одно из популярнейших занятий в Российской империи.

Ключевой деятельностью этих людей была перевозка различных грузов по челночным маршрутам с севера на юг и в обратном направлении. Но чаще всего их знают по своему самому известному грузу, как доставщиков соли, но также они нередко перевозили зерно и древесину. Работали они группами, объединяясь в полноценные караваны из повозок с навьюченными волами. Последних, кстати, выбирали неслучайно: они были достаточно выносливыми и сильными, чтобы переживать столь долгий путь.

Полотно Ивана Айвазовского «Волы на перешейке», 1860 год. Оказывается, в XVI — XVIII веках территория Причерноморья была малозаселённым регионом, известным в исторических документах и картах под топонимом «Дикое поле» - такая ситуация сложилась потому, что в этот район регулярно набегали крымские татары, то кочевники вроде ногайцев. А значит, что ограбления грузовых караванов были привычной действительностью. Вот поэтому чумакам нужно было обладать ещё и боевыми навыками.

Чумаки - это не только торговцы, но и умелые воины. Поэтому в один сезон им приходилось производить несколько подходов к перевозке туда-обратно. Впрочем, даже три-четыре рейса в несколько месяцев не мешали чумакам отлично заработать. Подтверждают это сохранившиеся документы, которые подтверждают, что даже самые недоходные чумаки, владевшие до десятка возов, были намного богаче своих соотечественников, занимавшихся традиционными крестьянскими занятиями.

Чумацкий воз в современной музейной экспозиции. Причём происходить это стало намного раньше, чем у вышеупомянутых профессий: чумаки были вытеснены за пределы настоящему времени с момента появления и развития железных дорог: чем больше распространялась сеть поездов, тем сильнее уменьшались масштабы работы перевозок волами. Ямщик Те самые архаичные извозчики. А ведь историю этого занятия официально отсчитывается с феномена гоньбы: специфической государственной натуральной повинности, заключавшейся в обязанности крестьян заниматься транспортировкой почты либо пассажиров на своих лошадях по приказу чиновника или аристократа.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий