Новости баядерка сюжет балета

К моменту заказа балета «Баядерка» Мариус Петипа уже около тридцати лет проработал в России, руководя одной из лучших трупп в мире. «Баядерка» стала «мостиком» между эпохами романтизма и классицизма в балете. Сюжет: В первой части рассказывается про воинов, которые решили пойти на охоту и приглашают с собой самого знаменитого и популярного воина по имени Солор.

Либретто балета Баядерка

Балета а Баядерка краткое повествование позволит узнать о любви, которой не позволили расцвести. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. И наконец, в сюжете балета заложены вечные темы и проблемы, актуальные во все времена: любовь и верность, ревность и предательство, преступление и наказание. композитор Минкус Людвиг. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон.

«Баядера» – первая премьера сезона

О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Или, если иначе, историк балета Ю. Слонимский вспоминает: «В первом акте Никия участвует в общем танце баядерок, где никак не выделена и имеет небольшое, очень скромное соло». Официальные билеты на балет «Баядерка» в Михайловском театре, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. В завершении 39-го творческого сезона Красноярский театр оперы и балета представит два обновленных спектакля – после длительного перерыва на сцену возвращаются две истории пылкой любви – балет «Баядерка» и опера «Дочь полка». Балетмейстер и композитор балета "Баядерка", год дебюта на сцене произведения, литературные и музыкальные источники. Краткое содержание балета.

В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато

Солистки в «Тенях» не посрамили вышколенный кордебалет, а такого Золотого божка, как Дмитрий Загребин, не найти и в самых статусных труппах мира. Главной проблемой труппы оказались балерины. Никия-тень допустила пару сбоев в вариации, Гамзатти плохо прыгала, разваливала бедра в позах и разболтанно вертелась в руках партнера. Но хуже то, что обе оказались слабыми актрисами. Обе балерины отчаянно фальшивили, заученно воспроизводя жесты и мимику, положенные по ходу сюжета. Рядом с неконтактными партнершами увял даже Сергей Полунин, славящийся актерским даром. Его сумрачного Солора все три акта угнетало чувство вины; артист воспарял только в танце, и его восхитительные мягкие, высоченные, академически безупречные прыжки восполняли эмоции, недоданные любовным треугольником. Актерская проблема, впрочем, поправима: в труппе еще могут появиться харизматичные Никии, а Гамзатти уже есть — уверяют, что во втором составе отлично танцует Оксана Кардаш. Но вот с самой постановкой уже ничего не поделаешь, а ведь это, пожалуй, худшая из известных версий «Баядерки».

Легендарная балерина Макарова, беглянка из Кировского театра, в 1980 году адаптировала ленинградский спектакль для Американского балетного театра с учетом возможностей труппы. Указав в числе авторов только Мариуса Петипа, постановщица оставила в спектакле урезанное grand pas в постановке Вахтанга Чабукиани и Золотого божка, придуманного Николаем Зубковским, зато удалила хиты самого Петипа, непосильные для западной компании. Жертвами пали знаменитый «Индусский танец» с барабанами, очаровательная вариация Ману с двумя девочками, многолюдный «Танец с попугаями и веерами» и даже последняя часть знаменитой «вариации со змеей», которую Никия танцует на помолвке любимого поговаривают, этот буйный финал просто не нравился самой балерине. Откромсанные танцы позволили соединить два акта в один — и выглядит он провинциальным дайджестом привычной советско-российской «Баядерки». Собственно, вклад балетмейстера Макаровой в традиционный спектакль — это сочиненный ею заново последний акт спектакля, утраченный в советские годы. Никто до нее не решался ставить что-либо после эталонных «Теней» — спектакль заканчивался в потустороннем мире. Советские хореографы были правы: тот довесок, которым Наталья Макарова заканчивает свою «Баядерку», не выдерживает конкуренции. И нескладная вариация Гамзатти, и примитивный «Танец со свечами», и особенно pas de quatre в нем загробная Никия и реальный Солор состязаются с Гамзатти и ее папой раджой в количестве накрученных на авансцене пируэтов выглядят затянувшимся курьезом.

Танцы заканчиваются «землетрясением» — нарисованные на тюлевых занавесах просцениума камни и камушки плавно опадают на землю; такой сценографический катаклизм превращает финал балета в сущий фарс. Почему музтеатр Станиславского выбрал именно эту гуляющую по странам Западного мира версию «Баядерки», исчерпывающе объяснил худрук балета музтеатра Станиславского Игорь Зеленский: чтобы было не похоже на Большой театр и чтобы артисты получили бесценную возможность поработать с «великой Макаровой». Судя по результатам, отнюдь не великая ассистентка Макаровой Ольга Евреинова преуспела в работе с труппой значительно больше. И это в который раз доказывает азбучную истину, что легендарная балерина, легендарный педагог и легендарный балетмейстер — это три совершенно разные легенды. Минкуса «Баядерка» в постановке легендарной Натальи Макаровой, которая сделала блестящую карьеру балерины, хореографа и актрисы на Западе, совершив в 1970 году вслед за Рудольфом Нуреевым прыжок из СССР в неведомое, потому что хотела в работе «нового, необычного, разнообразного». Но без акта «Теней» — непревзойденного хореографического шедевра — балет этот остался бы только в памяти современников как роскошное театральное представление на модную тему загадочного Востока. Собственно, «Тени» обрекли «Баядерку» на бессмертие. Поэма о трагической любви храмовой танцовщицы Никии и храброго воина Солора, о верности и предательстве, о ревности и мести, о власти сильных и силе слабых имеет свою почти полуторавековую балетную историю.

Макарова поставила этот балет в 1980 году в США, адаптировав имперский спектакль Петипа к возможностям Американского балетного театра. Она значительно сократила хореографический текст, облегчила и логически выстроила сценарий, восстановила финальный акт мести богов, придуманный Петипа, но со временем утраченный. Получился компактный вариант старинного балета, который можно ставить практически на любой сцене. Редакция Макаровой оказалась столь успешной, что ее включили в свой репертуар многие европейские театры. Спектакль начинается с того, что воины возвращаются с охоты на тигра. Мужественный красавец Солор в блестящем исполнении Сергея Полунина вылетает на сцену со стремительностью выпущенной из лука стрелы, заряжая тем самым зрительный зал энергетикой ожидания необыкновенных событий. Начинается праздник поклонения огню. Факиры и служительницы храма — баядерки — исполняют ритуальные танцы.

Появляется Никия Н. Легкая, грациозная, счастливая, она отвергает домогательства Великого брамина Н. Кириллов , готового положить к ее ногам свою тиару, — сердце баядерки принадлежит Солору. Тайная встреча Солора и Никии проходит у стен храма. Их танец-объяснение полон надежд. Клятва Солора в вечной любви у священного огня кажется Никии залогом их будущего счастья. Но вот наступает день испытаний. Раджа М.

Пухов сообщает дочери принцессе Гамзатти, что он выбрал для нее жениха — храброго воина Солора. Юноша поражен красотой дочери раджи, но воспоминание о баядерке и данной ей клятве приводит его в замешательство. Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом и узнает о тайной любви Солора и Никии. Раджа разгневан, но менять свое решение не намерен: свадьба состоится, а баядерка должна умереть. По обычаю, для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты приглашена главная баядерка. Танец Никии перед Солором и его нареченной трагичен. Преданная возлюбленным, униженная обычаями храма и двора раджи, она танцует поруганную любовь, горечь женской доли и величие души. Поэтому роковой укус подложенной в корзинку с цветами змеи она встречает как избавление от всего земного.

Солор потрясен, он глубоко переживает трагедию потери любимой. Полунин создал пластически совершенный и драматически убедительный образ мужественного воина, который в любви оказался не таким храбрецом, как на поле брани. Но любовь не отпускает Солора. Никия снится ему… И вот уже из мрака ночи возникают тени. Их медленный ход напоминает скорбную ритуальную молитву.

В проекте участвуют пять знаковых постановок последних лет — балеты «Тщетная предосторожность», «Баядерка» и «Конёк-Горбунок», оперы «Царская невеста» и «Иоланта», — сообщили в официальном телеграмм-канале Новосибирского театра оперы и балета. Сопровождает спектакль симфонический оркестр Новосибирского театра оперы и балета под управлением Карена Дургаряна.

В нынешнем спектакле Солор после «теней» просто кончает с собой. С-31 В «Баядерке» стали очевидными редкий талант Петипа как постановщика классических танцев и его характерные особенности как балетмейстера. Помимо неиссякаемой фантазии в сочетании танцевальных движений, Петипа достиг в этом балете предельной простоты построения хореографического номера, будь то сольное или массовое выступление. Безупречно владея техникой танца, он был ярым противником «затехниченного» танца, акробатической техники и трюкачества и видел совершенство танцевальной части спектакля в стройности и логичности её построения. Вместе с тем в своих балетах он никогда не пренебрегал ни действенным танцем, ни яркими пантомимными сценами. Все эти положительные качества Петипа особенно чётко выступили в его новом произведении. Финальная картина балета «Тени» до сего времени — непревзойдённый образец массового классического танца. Постановка «Баядерки» знаменовала окончание первого периода балетмейстерского творчества Петипа. Все, даже самые удачные, его спектакли предыдущих лет были лишь попытками продлить репертуарную линию Перро, но не развивали её. В них не было ни социальной остроты, ни идейной глубины, свойственных балетам прославленного балетмейстера. Петипа ограничивался лишь тем, что брал в основу либретто реалистическую фабулу и последовательно исключал из своих постановок элементы фантастики, придавая им чисто дивертисментный характер. В итоге его спектакли не стали новым этапом в развитии балета, а лишь продолжали старый. Второй период в творчестве Петипа начался с постановки в 1878 году балета «Роксана, краса Черногории», который стал попыткой создать балетный спектакль на современную тему, и был тесно связан с русско-турецкой войной 1877-1878 годов. Содержание балета представляло собой очень запутанное соединение реального и фантастического. Основными действующими лицами спектакля были девушка-черногорка, превращавшаяся ночью в вилису, и два влюблённых в неё соперника — благородный черногорец и переодетый турок. Преодолев чары виллис, черногорец выходил победителем и освобождал героиню. Балет заканчивался весёлым праздником, в котором принимали участие и русские солдаты-освободители славян. Эта постановка в те годы была очень своевременна и вызвала самый живой интерес широких кругов городского населения. Последовавший за ней в 1879 году фантастический балет «Дочь снегов» был навеян экспедицией Норденшельда к северному полюсу. Показанная в том же сезоне постановка «Млада» отражала сильно возросший после окончания войны за освобождение славян интерес общества к славянской культуре. Наконец, балет «Призрак-цирюльник» отдавал дань увлечению зрителей опереточными сюжетами. Настойчивое стремление Петипа ставить балеты на современные актуальные темы, было новой попыткой найти путь к созданию реалистического балетного спектакля. Но эти постановки не достигали своей цели и имели лишь кратковременный успех. В этот период всё внимание Петипа было уже направлено на развитие классического танца. Он насыщал свои балеты многочисленными и разнообразными танцами, добиваясь их предельной выразительности и простоты, широко используя огромные возможности петербургской балетной труппы, обладавшей в то время первоклассными солистками и прекрасным кордебалетом. Большинство этих танцев носило исключительно дивертисментный характер, но они всё же развивали балетмейстерское мастерство постановщика. Петербургская балетная труппа в эти годы после долгого перерыва пополнилась отличными артистами, которые вполне могли соперничать с зарубежными знаменитостями. В 1867 году окончила Петербургскую балетную школу Екатерина Оттовна Вазем 1848-1937 С-32 , уже через год с успехом дебютировавшая в балете «Конёк-Горбунок», а с 1874 года занявшая первое положение в театре. Вазем была очень сильной классической танцовщицей. Высоко развитая техника, отличные внешние данные принесли ей популярность, несмотря на недостаток выразительности и актёрского дарования. После ухода со службы в театре Вазем до конца своих дней чрезвычайно удачно занималась педагогической деятельностью сначала в балетной школе, а затем частным образом. С-33 В 1869 году окончила школу танцовщицей первого разряда Евгения Павловна Соколова 1850-1925. Она дебютировала в «Эсмеральде» и сразу завоевала расположение зрителей. Сценическое обаяние, соединённое с природной грацией и большим актёрским дарованием, позволили ей по праву занять ведущее место в труппе. Несмотря на то, что Соколова не отличалась выносливостью, в тот период она была самой яркой танцовщицей петербургской балетной труппы. Впоследствии Соколова очень плодотворно занималась педагогической и репетиторской деятельностью в театре. В это время начинает свой сценический путь замечательный русский танцовщик Павел Андреевич Гердт 1844 — 1917 С-34. Он окончил Петербургскую балетную школу в 1864 году, но на два года был оставлен в ней для дальнейшего совершенствования и зачислен в труппу на первое положение только в 1866 году. В том же сезоне он дебютировал в балете «Тщетная предосторожность», блестяще исполнить роль Колена. Гердта по справедливости можно назвать крупнейшим русским классическим танцовщиком XIX века. Помимо исключительного владения классическим танцем, он обладал врожденным чувством стиля эпохи и редкой непринужденностью исполнения. При этом танец у Гердта не превалировал над образом и пантомимой. В течение пятидесяти трех лет Гердт достойно занимал первое положение в петербургской балетной труппе и уже в возрасте шестидесяти с лишним лет исполнял роли молодых мужчин. Занятия живописью значительно полагали артисту в создании выразительного грима. Гердт неоднократно выступал как поставщик и регулярно занимался преподаванием мимики и танцев в балетной школе. Ведя курс пантомимы, он, как правило, использовал показ, что, по свидетельству его учеников, невольно заставляло их больше восторгаться мастерством учителя, чем практически совершенствоваться в преподаваемом предмете. В классе поддержки Гердт, помимо прохождения обычных упражнений, часто заставлял учащихся исполнить дуэтные танцы различных периодов развития балета, которые он сам когда-то танцевал или видел. Этот педагогический прием давал очень хорошие результаты и вырабатывал в учениках чувство стиля убежденный противник «затехниченного» танца и хореографической акробатики, Гердт как танцовщик и партнер полностью соответствовал простому и строгому рисунку танцев Петипа и был постоянным первым исполнителем в наиболее совершенных произведениях балетмейстера. С-35 Закончивший училище в 1875 году и определенный на первое положение Платон Константинович Карсавин 1854 - 1922 не сумел сделать карьеры как танцовщик. Зато он занял видное место среди русских хореографических педагогов. С 1882 года, в течение более чем десяти лет преподавая в младших классах Петербургской балетной школы, Карсавин заложил твердые основы русского национального искусства у многих выдающихся балетных деятелей XX века. Тем временем в Москве после отъезда Петипа в 1870 году появился новый балетмейстер-австриец Венцель или, как он сам именовал себя: Вячеслав Рейзингер 1827 - 1892. До своего приезда в Россию он работал в Вене, Праге и Лейпциге. Первая его постановка в Москве — балет «Волшебный башмачок, или Сандрильона» - была удачной. Но, не смотря на это, дирекция не заключила с ним контракт. В 1873 году Рейзингер снова появился в Москве и на разовых условиях стал ставить балет «Кащей» на тему русской сказки.

Четыре факира; шесть юношей, приближенных раджи; две девушки, приближенные Гамзатти; невольницы, брамины, слуги, раджи, воины, баядерки, факиры, странники, музыканты, охотники. Праздник огня. В священном лесу появляется Солор с группой охотников, преследующих тигра. По знаку Солора охотники направляются в глубь леса. Вслед за этим Солор приказывает факиру Магдавае передать Никии, что он ждет ее. Раскрываются двери храма, и оттуда торжественно выходят Великий брамин, индусские священники и баядерки. Идут приготовления к празднику огня. Великий брамин требует выхода баядерки Никии - она должна украсить своими танцами процессию. Фанатики огнепоклонники истязают себя ножами и огнем. Закутанная в покрывало, на сцену выходит Никия. К ней подходит Великий брамин, поднимает покрывало и дает знак начать танец. Никия танцует. Великий брамин не в силах скрыть от нее свои чувства. Но баядерка напоминает ему о его сане и отвергает пылкие признания. Брамин грозит отомстить Никии. Факир Магдавая, уловив удобное мгновение, передает Никии слова Солора. Наступает ночь. Луна освещает голубоватым светом лес и пагоду. Солор в сопровождении факира приближается к храму. Он ждет свою возлюбленную. В одном из окон мелькает свет. Солор подходит к окну. И через мгновение заключает Никию в свои объятия, клянется в безграничной любви и верности. Он предлагает Никии бежать навсегда из этих мест. Внезапно в дверях пагоды возникает фигура Великого брамина. Увидев Никию в объятиях Солора, он решает жестоко отомстить отвергнувшей его баядерке и своему сопернику. Наступает утро. Влюбленным нужно расстаться. Из леса выходят охотники. Они несут убитого тигра. Им навстречу идут баядерки за священной водой. Солор весь во власти воспоминаний о минувшей ночи. Он не слушает рассказ Толорагвы об удачной охоте, рассеянно приказывает охотникам возвратиться домой и сам уходит.

Страстная и непреклонная: 28 января выходит телеверсия балета «Баядерка»

Появляется Солор, его покоряет красота Гамзатти, но он вспоминает о своей клятве и приходит в замешательство. Для исполнения обряда посвящения Гамзатти в невесты Никию приглашают во дворец. Тут же появляется Великий Брамин, который докладывает радже о любви Никиии будущего жениха. Раджа разозлен, но также хочет выдать замуж свою дочь за Солора и приказывает убить Никию. В разговоре девушки ссорятся и Никия замахивается ножом на Гамзатти. Назначена помолвка молодых, где Никия должна развлекать приглашенных танцем. Факир преподносит корзину с цветами, якобы от Солора, во время танца из корзины появляется змея и кусает баядерку. Никия погибает от укуса, Солор покидает помолвку.

Он хочет передать радже тайну.

Дугманта отсылает всех. Чувствуя, что приход верховного жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом. Великий брамин рассказывает о любви Солора и Никии. Дугманта разгневан на Солора, но не меняет решения выдать дочь за молодого воина. Баядерка, которой он дал клятву, должна умереть. Брамин, надеявшийся уничтожить своего соперника — Солора, не ожидал такой развязки. Он просит раджу пощадить баядерку. Но раджа неумолим.

Гамзатти приказывает невольнице привести Никию. Да, Никия прекрасна и может быть опасной соперницей. Дочь раджи намеренно показывает баядерке портрет своего жениха — Солора. Никия протестует: Солор любит только ее, он поклялся ей в вечной верности. Гордая дочь раджи требует, чтобы Никия отказалась от Солора. Но баядерка готова скорее умереть, чем расстаться с ним. Гамзатти предлагает ей драгоценности. Баядерка с пренебрежением бросает их.

Ни за какие сокровища она не расстанется с любимым.

Композитор написал ее сразу после триумфа «Сильвы». И снова получился хит, своим появлением обязанный европейской моде на все экзотическое, в частности, индийское. Яркая, интригующая история любви парижской певицы и индийского принца, насыщенная экзотическими нарядами и прекрасными ариями, собирала аншлаги сто лет назад и не утратила своей изысканной прелести для современного зрителя. В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно.

Никия обязанная по обряду танцевать на этом празднике, не может скрыть своего горя. Но ей вручают корзину цветов- и надежда, любовь,радость переполняют её.

Никия торжествует- она думает что это подарок любимого. Внезапно из цветов выползает змея и жалит баядерку. Это месть Гамзатти! Великий брамин обещает противоядие, если Никия забудет Солора, но она остаётся верна любимому и выбирает смерть! Картина 4 Солор безутешен. Его мучает раскаяние. Пытаясь отвлечь Солора от тяжёлых дум, факир Магдавея исполняет танец священного огня.

Солор наблюдая за танцем курит кальян и попрежнему думает о Никии. Постепенно мысли о любимой переносят его в царство теней. Длинной вереницей из мрака появляются тени. Он видит Никию.

Баядерка (балет)

Все уходят со сцены. Показывается месяц. Окна пагоды темны. Солор идет в сопровождении факира, садится на груду камней и с беспокойством ожидает появления своей возлюбленной баядерки. В одном из окон пагоды показывается свет. Раздаются приятные звуки вины небольшая гитара.

Солор медленно приближается к окну и стучит три раза. Окно открывается, и в нем показывается Никия с гитарой в руках. Факир кладет сучья и подставляет к окну доску, по которой спускается баядерка, озаренная лучами луны. Солор бросается к ее ногам, заключает ее в свои объятия. В дверях пагоды показывается Великий брамин.

Он застает влюбленных обнимающимися. В порыве ревности и гнева он хочет подойти к ним, но удерживается, обещая отомстить. Он прячется и подслушивает их разговор. Потом уходит. Солор богат, он предлагает Баядерке бежать с ним.

Она согласна, но взамен просит клятву верности. Они счастливы. В это время подбегает факир с известием, что охотники возвращаются. Двери пагоды растворяются, и баядерки идут к пруду за водой. Никия, не замеченная ими, поспешно входит в пагоду, и Солор видит, как она становится опять к окну.

Услыхав приближение молодых девушек, Солор прячется за деревья. Охотники с триумфом приносят убитого тигра. Кшатрия Толорагва рассказывает Солору, каким образом им удалось убить дикого зверя, но Солор рассеянно слушает и задумчиво смотрит на окно своей возлюбленной. Все уходят, но Солор рассчитывая скоро вернуться. Им вслед смотрит Великий брамин.

Он призывает всех богов в свидетели своей будущей мести. Действие второе. Картина вторая. Театр представляет великолепную залу во дворце раджи Дугмант. Раджа сидит на тигровой коже, на подушках.

По его приказу баядерки его развлекают дивертисмент. После танцев раджа посылает за своей дочерью Гамзатти, которая приходит в сопровождении подруг. Раджа собирается назначить день свадьбы Гамзатти и своего подданного храброго воина Солора. Гамзатти не виделась со своим женихом, она сомневается в его чувствах. Через несколько минут является Солор.

Когда он входит, дочь раджи опускает на лицо покрывало. Раджа напоминает воину о предстоящей свадьбе. Тот в замешательстве. Девушка приближается к отцу, и он снимает с нее вуаль. Ее красота прекрасна.

Но, вспомнив о прекрасной баядерке, которую клялся вечно любить, Солор отворачивается. Раджа непреклонен к смущенным отказам воина. Дочь раджи в недоумении смотрит на своего нареченного, теряясь в догадках, чему приписать его печаль. Но волю отца она намерена исполнить. Свадьба назначена через три дня.

Судра служитель докладывает о приходе Великого брамина. Брамин пришел сообщить большую тайну. Раджа всех удаляет и они с брамином остаются наедине. Великий брамин с живостью рассказывает о том, что происходило в прошедшую ночь. Он объявляет, что Солор не любит Гамзатти, но обожает баядерку.

Раджа возмущен поведением своего будущего зятя. Он сообщает брамину о намерении погубить баядерку.

Содержание, образы, направленность спектакля в целом, талантливое хореографическое воплощение самостоятельны — они-то и входят в актив русского балетного театра...

Петипа переплавил чужой материал так, что он сделался для него своим, вошел в его собственное произведение органически, приобрел черты новизны». На первый план вышла характерная для русского искусства того времени тема стремления к счастью, любви и свободе. Музыка «Баядерки» была заказана постоянному сотруднику Петипа Минкусу.

В хореографии органично слились драма и лирика. На пестром фоне дивертисментных танцев развивалась драма Никии. Премьера состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в петербургском Большом Каменном театре.

Балет, относящийся к высшим достижениям хореографа, быстро завоевал признание и более 125 лет идет на сценах России. Сюжет по первоначальному либретто В священном лесу Солор с друзьями охотится на тигра. Вместе с факиром Магдавая он отстает от других охотников, чтобы поговорить с прекрасной Никией, живущей в виднеющейся в глубине леса пагоде.

Там идут приготовления к празднику огня. Торжественно выходит Великий брамин, за ним браматшоры и баядерки. Никия начинает священный танец.

Великий брамин увлечен ею, но баядерка отвергает его чувство. Брамин угрожает Никии, но она ожидает Солора. Магдавая сообщает ей, что Солор неподалеку.

Все расходятся. Наступает ночь. Солор приходит к храму.

Он предлагает Никии бежать с ним. Свидание прерывает Великий брамин. Пылая ревностью, он замышляет жестокую месть.

С рассветом близ храма появляются охотники с убитым тигром, баядерки, идущие за священной водой. Солор уходит с охотниками. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что выдает ее замуж за Солора.

Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его.

Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, ее убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри.

Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена.

Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает.

Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Появляются Дугманта и Гамзатти.

Усердно работали над спектаклем и танцовщики театра оперы и балета. Хореографию поставила заслуженная артистка России Юлианна Малхасянц. Это будет авторская редакция балета, с опорой на классическую хореографию легендарного Мариуса Петипа. В основе — романтическая история любви индийской танцовщицы ритуальных танцев Никии и воина Солора. Прима-балерина Воронежского театра оперы и балета Марта Луцко: — Надо так прочувствовать и станцевать, чтобы все поняли, о чём я танцую, чтобы я сама была довольна своим результатом, как я станцую на премьере. Каждый балет по-своему сложен, «Баядерка» очень тяжелый балет. Для меня это большая честь танцевать его. Премьер Воронежского театра оперы и балета, лауреат международного конкурса Иван Негробов: — Роль Солора в этом балете очень трудна технически, на выносливость, эмоционально её исполнить не так-то просто.

Конечно, опыт помогает, но так как это новый балет, новая хореография, приходится опять по новой преодолевать себя, какие-то свои возможности, пытаться по-новому раскрыть образ новый, он для меня немножко другой, я так не привык танцевать. Дирижёр Воронежского театра оперы и балета Данила Серганин: — Зритель, который придет на нашу премьеру, получит большое удовольствие, потому что это безусловно романтическая, красивая история, которая содержится и в музыке, и в хореографии, и в сценографии. Во всём. Здесь есть место и измене, и предательству, и любви. Я думаю, зритель испытает большое количество эмоций.

Тихомиров , Великий брамин — В. Гельцер премьера: 25 января 1904 г. Нуреев — Солор в балете «Баядерка», 1959.

Кировский театр прошлая и нынешняя Маринка Затем последовали другие постановки… Их — множество. А среди последующих хореографов этого балета много замечательных имен. В их редакции Солор из «мимического» персонажа превратился в «танцующего», наделенного развернутой танцевальной основой. В этой партии блистал сам Вахтанг Чабукиани, а после его отъезда в Тбилиси, вплоть до дебюта в этой роли Бориса Брегвадзе , лучшим Солором на сцене Ленинградского Кировского театра был Семён Каплан [8]. Известно, что, когда в 1961 году он бежал из СССР, с этого балета началась его блистательная карьера в Париже, а через много лет «Баядерка» стала последним спектаклем, поставленным Р. Нуриевым в Гранд Опера см. Со времени первого представления балета прошло 150 лет. И именно столько времени балет «Баядерка» живет на сценах многих музыкальных театров.

Однако не погибла и самая первая версия балета в хореографии Мариуса Петипа. Так получилось, что через несколько лет записью балетов увлекся режиссёр Петербургской балетной труппы Николай Григорьевич Сергеев 1876—1951 , он записывал балетный репертуар труппы по методике, разработанной его учителем, танцовщиком В. Именно по его записям балет в хореографии М. Петипа был перенесен в московский императорский Большой театр см. Вскоре после Октябрьского переворота 1917 года Н. Сергеев эмигрировал и вывез рукописи с записями балетов с собой. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Коллекция балетных записей после смерти Н.

Сергеева сменила несколько владельцев и, наконец, в 1969 году попала в Гарвардский университет, США.

Балет «баядерка»: содержание, интересные факты, видео, история

Литературным источником балета «Баядерка» являются драма «Шакунтала» и баллада Гёте «Бог и баядерка» (нем. В саратовской «Баядере» постановочная группа из Санкт-Петербурга, постаралась подать сюжет ярко и современно. «Баядерка» – это красивая история о несчастной любви, ставшая одной из самых известных в русском балете. Трагическая история любви индийской храмовой танцовщицы Никии и знатного воина Солора оживает в удивительных танцах балета «Баядерка». Балет «Баядерка» театра «Кремлевский балет» в Государственном Кремлевском Дворце. Давно планировал начаить писать отзывы об увиденных балетных представлениях, но как-то не было случая.

Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"

После революции у нового зрителя недавно бывшего императорским театра «Баядерка» вместе с другими «старыми» балетами не вызывала трепета: «Современный зритель слишком культурен, чтобы восторгаться или даже просто переносить терпеливо "Баядерку"»5. В начале. Среди этих записей оказалась и запись балета «Баядерка» в хореографии Мариуса Петипа, сделанная по постановке 1900 года. Сюжет этого балета – история индийской баядерки (храмовой танцовщицы) по имени Никия. Действие балета, который впервые показали в Петербурге в 1877 году, происходит в Индии: знатные воины охотятся на тигра; у священного огня совершают ритуал храмовые танцовщицы — баядерки; во главе многолюдного праздничного шествия идет слон.

В Михайловском театре — премьера балета «Баядерка» в постановке Начо Дуато

Второй акт Следующее действие переносит нас во дворец раджи Дугманты. Он объявляет своей дочери Гамзатти, что собирается выдать ее замуж за Солора. Тот пытается противиться навязанному союзу, но тщетно - день свадьбы уже назначен. Появившийся Великий брамин тайно сообщает радже о возникшей любви между Солором и баядеркой. Он настаивает на мести - надо убить воина, поскольку Никию убить нельзя - она принадлежит богу Вишну, ее смерть может навлечь его гнев. И все же, взбешенный Дугманта решает послать танцовщице корзину цветов. Между стеблями будет скрываться ядовитая змея, ее-то укус и убьет девушку. Подслушавшая этот разговор дочь раджи просит Никию станцевать на завтрашней свадьбе. Показав ей портрет своего суженого и вызвав потрясение Никии, Гамзатти просит также ее покинуть страну, пообещав награду за эту услугу. Но девушка не в силах оказаться от любимого.

Разгневанная Никия пытается заколоть соперницу кинжалом, но верная служанка спасает жизнь дочери раджи. Гамзатти тоже рассержена - в ее лице Никия приобрела себе нового врага. В следующей картине начинается праздник. Раджа Дугманта действует по своему плану - приказав Никии танцевать, по окончании танца он посылает ей цветочную корзину со змеей. Великий брамин предлагает ужаленной и умирающей девушке противоядие, но та предпочитает смерть. Третий акт В заключительном действии либретто балета "Баядерка" повествует, что Солор поглощен грустными мыслями об ушедшей Никии. Он засыпает, и ему снится царство теней, где обитает теперь душа прекрасной баядерки. Приход слуг будит его - они пришли, чтобы подготовить Солора к свадьбе. Тот вынужден идти с ними во дворец.

Ему кажется, что его преследует тень Никии, которая обвиняет его в измене. Во дворце Гамзатти хочет развлечь юношу, но тот весь во власти мрачных видений.

Тайное свидание Никии и Солора. На священном огне Солор клянётся в любви к Никии. Великий брамин всё видит и намеривается отомстить влюблённым.

Картина 2 Раджа Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой лучшего воина Солора. Она счастлива, а Солор в растерянности: он не смеет отказаться от высокой чести, однако он любит Никию и дал ей клятву любви и верности. Для посвящения Гамзатти в Невесту во дворец приглашают Никию. Появляется и великий брамин и рассказывает о любви Никии и Солора. Раджа разгневан но решения не меняет: Солор будет мужем Гамзатти а Никия должна умереть.

Брамин не ожидал такой развязки и грозит радже карой богов за содеянное. Гамзатти подслушала разговор и приказывает привести к ней Никию и ,как бы случайно показывает портрет своего жениха. Никия в отчаянии. Гамзатти молит её отказаться от Солора. В гневе Никия заносит кинжал- невольница едва удерживает её.

Здесь драматургия обрела совершенные формы поэтического претворения в танце. Спектакль неоднократно ставился на сценах всего мира, но, тем не менее, он остается типично «петербургским» балетом, требующим кристальной чистоты танца, изысканного благородства формы, высокой исполнительской культуры — танцевальной и актерской. Литературными источниками «Баядерки» служат драма индийского классика Калидасы «Сакунтала» и баллада В. Гете «Бог и баядерка». Место действия балета — древняя Индия.

Но Никия отвергает его. Магедавея сообщает Никии, что Солор ждет встречи с ней. Тайное свидание Никии и Солора охраняет факир. Солор клянется Никии в вечной любви и предлагает ей бежать в далекие края, где их никто не знает. Великому брамину удается подслушать разговор влюбленных.

Он в ярости и решает отомстить своему сопернику. Картина 2 Дворец раджи. Дугманта объявляет своей дочери Гамзатти, что она станет женой знатного воина Солора. Входит Солор. Раджа показывает ему свою красавицу дочь, объявляет их женихом и невестой. Воин поражен красотой Гамзатти. Но воспоминание о баядерке Никии и данной ей клятве приводит его в замешательство. Для совершения обряда посвящения Гамзатти в невесты во дворец приглашают Никию. Вскоре появляется великий брамин, принесший важное известие. Раджа приказывает всем покинуть зал.

Чувствуя, что приход великого жреца связан с предстоящей свадьбой, Гамзатти подслушивает разговор брамина с отцом.

Новосибирский театр оперы и балета представил новую постановку "Баядерки"

Телеверсия новосибирского балета «Баядерка» выйдет 28 января на канале «Россия-Культура». | Читайте самые свежие и актуальные новости из рубрики Культура на Горсайте – «Баядерка» ❤️ Сюжет балета основан на знаменитой легенде о несчастной любви. В конце января Большой театр представил возобновление балета Баядерка, приуроченный к возвращению шедевров Золотого Фонда театра на Историческую сцену. В основе «Баядерки» была любовная драма, завязкой напоминающая сюжет «Шакунталы»: знатный воин Солор влюблялся в баядерку, то есть храмовую танцовщицу, Никию.

Балет «Баядерка» – красивая история о вечной любви

Произведение было создано на основе двух литературных источников — драма Вьяса «Шакунтала» и баллада Гете «Бог и баядерка», в сфере музыки у «Баядерки» также есть первоисточник — это балет «Сакунтала», поставленный братом балетмейстера Люсьеном Петипа и показавшимся в мире на сцене Парижской Оперы в 1858 году. Краткое содержание «Баядерки» Произведение состоит из трех действий. Первое действие Солор — охотник, влюбленный в баядерку Никию, отвечающую ему взаимностью. Но быть молодым влюбленным вместе не позволяют обстоятельства. Однажды Солор и Никия встречаются в лесу, они признаются друг другу в чувствах, что так давно пылали в них, и дают священную клятву у храма любить друг друга вечно. Но на Никию уже положил глаз Великий брамин, он настолько поражен красотой девушки и ее пленительными танцами, что после выступления баядерок на празднике огня делает предложение девушки стать его женой. Никия, влюбленная в молодого охотника, отвергает предложение, чем навлекает на себя гнев брамина.

Тем временем и на Солора у судьбы совсем иные планы. Раджа Дугманта желает, чтобы его дочь Гамзатти стала женой охотника, о чем раджа и сообщает Солору. Молодой человек пытается всячески уйти от этого поступка, но не может твердо настоять на своем решении.

Все равно, что в Тулу со своим самоваром… Colta. Впечатление было сильным, и очень скоро на западных подмостках одна за другой стали появляться «Тени», перенесенные бежавшими из СССР экс-премьерами Кировского: хореографические тексты шедевров Петипа были тем скарбом, который танцовщики-невозвращенцы уносили с собой на Запад. Именно с «Теней» в лондонском Royal Ballet в 1963 году, вскоре после прыжка через барьеры в Ле Бурже, начал свою «балетмейстерскую» карьеру Рудольф Нуриев.

Возможностей сверяться с мариинским подлинником у беглецов по понятным причинам не было, текст переносился не без потерь, но даже то, что от «Баядерки» оставалось, в свое время поражало воображение европейской и американской публики — не знакомой с оригиналом Петипа и воспринимавшей редакции Нуриева и Макаровой, так сказать, «с чистого листа». Сегодня же включенная в репертуар Музтеатром Станиславского и Немировича-Данченко «Баядерка» Натальи Макаровой смотрится адаптированным изданием хрестоматийной классики, пособием по иностранному языку, превращающим толстенный талмуд в 80-страничную брошюрку: выкинуты целые главы, сложные для понимания неофитов слова заменены более простыми аналогами. У Петипа конструкция балета была простой и близкой к гениальности: нарастающий темп буйных, пылких «индийских» сцен встреча баядерки Никии с Солором, решение раджи женить Солора на своей дочери, решение убить Никию и ее приходящаяся на разгар праздника смерть обрывается меланхолией «Теней», где призрачные девы сходят с гималайских гор. Это — сон Солора; с его пробуждением «Тени» уступают место цветастым танцам, обрываемым «гневом богов» — землетрясением, которое разрушает дворец раджи и погребает всех под его обломками. Редактируя балеты Петипа, важно соблюсти баланс: мало couleur locale — страдают и «Тени», уменьшается контраст. Именно это и происходит в версии Натальи Макаровой, вымаравшей ключевые характерные номера балета — «Индусский танец» и вариацию Ману.

Макарова в прямом смысле сглаживает перепады рельефа «Баядерки»: изгибающийся пандус, с которого в картине «Тени» у Петипа змейкой сходят девушки, заменен на невысокую наклонную подставку без изгибов, а выразительные мрачные скалы — на невзрачный зеленый сад. Величественное шествие с небес на землю превращено в обыкновенную прогулку, эффект от мистического явления идеального белого балета в повседневной суете земного мира сведен на нет. Любопытно, что на афишах отсутствуют всякие упоминания об авторах номеров, со временем дополнивших оригинальную хореографию «Баядерки»: в списках авторов не значатся ни Николай Зубковский, ни Владимир Пономарев, ни Вахтанг Чабукиани — присутствует лишь горделивая фраза «Наталья Макарова по Мариусу Петипа». Замечательной балерине, впрочем, так и не удалось стать толковым хореографом: собственный танцевальный текст Макаровой в последней картине — к моменту ее отъезда из Ленинграда уже давно отсутствовавшей в мариинском спектакле — несколько суматошен и невнятен. Премьерная публика Музтеатра, судя по всему, видела «Баядерку» впервые в жизни и даже эту покоцанную, сжатую и не слишком умную версию великого балета Петипа принимала с восторгом — которого, впрочем, оказался вполне достоин не только безупречно проведший свою роль Сергей Полунин в партии Солора, но и весь исполнительский ансамбль, вплоть до призванных в ряды Теней учениц Московского хореографического училища. К публике вопросов нет: в конце концов, сегодняшняя ценовая политика Большого театра не способствует ознакомлению широких зрительских масс с достижениями балетного хозяйства.

Есть — к театральному начальству. Понятно, что Музтеатру очень хотелось иметь «Баядерку» в репертуаре: сохранившиеся спектакли «золотого классического века» можно по пальцам пересчитать, а их присутствие в афише — знак принадлежности к высшей театральной лиге, попасть в которую так стремился в последние годы МАМТ с его амбициозной репертуарной политикой купили лицензию на спектакли Ноймайера — и станцевали лучше, чем в Большом, купили лицензию на балеты Килиана — и опять победили в соревновании со старшим коллегой, отлично станцевали «Майерлинг» Макмиллана — и собираются в этом году поставить его же «Манон». Понятно, что худруку балетной труппы Игорю Зеленскому не слишком хотелось работать с редакциями «Баядерки», уже представленными на отечественном рынке в Большом идет версия Юрия Григоровича, в Мариинке — Пономарева—Чабукиани. Но почему бы тогда не заказать новую редакцию какому-нибудь знающему человеку? Очевидно, что самым эффектным ходом было бы возвращение на сцену реконструкции оригинального спектакля Петипа, осуществленной в 2002 году в Мариинке Сергеем Вихаревым и вследствие местных интриг исчезнувшей из репертуара, — но Музтеатру, боюсь, ее не потянуть в силу объективных причин: народу в труппе не хватит. Но зачем было привозить в Москву именно версию Макаровой — только из-за магии имени?

В 1988 году в Лионе американец Энди Дегроут сотворил «Баядерку», действие которой происходит в Хиросиме 1945-го, Брюсселе 1993-го и на дискотеке в Токио в 2021-м. Десять лет назад голландец Адриан Лютейн поставил «Баядерку» для голландской труппы «Интроданс» — мне довелось видеть акт «Теней», в котором хореограф, используя прежний «змеиный» ход, придумал оригинальное пластическое решение: тени были гнущимися, вьющимися, мягкими — и при этом не менее пугающими и не менее прекрасными, чем у Петипа. Быть может, Музтеатру стоило предложить отанцевать либретто Сергея Худекова? По крайней мере, был бы хоть какой-то шанс. Премьерой макаровской «Баядерки» МАМТ добровольно признался в готовности довольствоваться вторыми ролями на столичной балетной сцене — до недавнего времени казалось, что у Музтеатра амбиции все-таки несколько выше. Действие перенес в Индию, главной героиней сделал храмовую танцовщицу Никию, пострадавшую от коварства возлюбленного, воина Солора.

Тот по ходу действия клянется в любви два пальца воздетой руки, устремленные в небо , обещает жениться те же пальцы, указующие на воображаемое обручальное кольцо , но в итоге предпочитает дочь раджи Гамзатти большая сцена с радостными танцами. Никии, по долгу службы явившейся танцевать на помолвку, по приказу соперницы вручают корзинку с ядовитой змеей раскрашенная гуттаперча, чья «активность» зависит от ловкости пальцев танцовщицы. Солор, потрясенный смертью баядерки, употребляет опиум посредством кальяна и погружается в наркотические грезы, в процессе коих ему являются тени умерших дев с Никией во главе грандиозное гран-па с виртуозными танцами обоих. Тень баядерки вопиет о возмездии указание на небо всеми пальцами воздетой руки , и оно-таки наступает: начинается землетрясение, храм, где собираются соединить свои судьбы Солор и Гамзатти, рушится, погребая их под обломками. Чтобы зритель не сомневался, по чьей вине произошла катастрофа, Петипа заранее указывает на виновницу — тень Никии мелькает то тут, то там, отвлекая жениха от невесты. Занимательная история, рассказанная кудесником русской сцены, быстро стала блокбастером, лишившись, правда, сцены разрушения храма.

Редакторы сочли, что реальное наказание вполне может быть замешено метафорическим, танцевальным. Мнения коллег не разделила прославленная балерина Наталья Макарова, в 1980-м вернувшая означенную сцену в постановку Американского балетного театра. В этом варианте спектакль отныне будут представлять и в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, украсившем свои афиши изображением несравненной Натальи Романовны в роли баядерки. Если версию Макаровой востребовали ради «наказания», не стоило было и затевать постановку. Финальные объяснения героев имеют смысл лишь при показе масштабных разрушений тяжесть наказания должна быть соразмерна тяжести преступления , а небольшая сцена «Стасика» для таковых не приспособлена. Посему возмущение природы изобразили, не прибегая к машинерии, с помощью видеопроекции, причем взамен бурных катаклизмов в духе канала «Дискавери» публика получила супрематическое движение белых пятен и красных полос.

Остальное оформление художники — Пьер Луиджи Самаритани и Иоланда Соннабенд — очаровательная полянка, где горит священный огонь, уютные покои раджи, лужайка перед дворцом, сияющие цветами радуги костюмы — выдержано в реалистическом духе и соответствует масштабам театра. То есть вопреки величественному замыслу Мариуса Ивановича, выпускавшего на сцену бутафорского слона в натуральную величину, тяготеет к камерной, почти интимной драме. Апофеозом живописного интима становится некогда близкий космическому путешествию выход теней, обернувшийся бесхитростной девичьей прогулкой. Вместо схождения с Гималаев читай: длинного, уходящего в бесконечность пандуса тени спускаются с мини-пригорка аккурат в раскидистые кусты. На столь прелестном фоне страсти героев рискуют стать домашней разборкой ветреного мужчины и его верных подруг. В том, что этого не произошло, — заслуга премьера «Стасика» Сергея Полунина, изобразившего своего персонажа почти Чайльд Гарольдом.

Этот Солор зависает в прыжках, словно раздумывая, стоит ли ему возвращаться на грешную землю, устремляет вдаль затуманенный взор и явно переживает разлад между мечтой и действительностью. Последняя материализуется в обликах Гамзатти Эрика Микиртичева и Никии Наталья Сомова , и вместе, и врозь посягающих на прайвеси воина. Первую он роскошным жестом отбрасывает в руки раджи получайте, папа, свою активную дочку. А вторая к финалу своего земного пути утомляет героя настолько, что даже всплакнуть над телом он не в состоянии — не дожидаясь конца агонии, тихо ускальзывает в кулису. Дамы, разумеется, пребывают в тени великолепного Полунина, хотя в сольных фрагментах выглядят достойно. Но если на сцене в это время присутствует премьер, безропотно отдают ему львиную долю зрительского внимания.

В достоинства спектакля, кроме Полунина, стоит записать компактность хорошо для детских утренников , два антракта пригодятся для корпоративных вылазок и прекрасные возможности для муштры женского кордебалета — «теневой» ансамбль, единый в 32 лицах, публика проводила овацией. В список недостатков можно занести отсутствующие хиты — индусский танец и танец «Ману», а также неожиданный просчет мастера балетных аранжировок Джона Ланчберри. Музыку Лео Минкуса, конечно, трудно назвать шедевром, однако и там попадаются неплохие мелодии вроде предсмертного танца Никии.

Например, «Дона Кихота» можно было увидеть в версии сразу трех коллективов — Русского Классического Театра Балета, Государственного академического театра Н. Касаткиной и В. Васильева, а также Воронежского государственного театра оперы и балета.

Васильева показывали всего однажды. Создателем балета «Баядерка» был Мариус Пепита. Это имя широко известно среди почитателей жанра, ведь Пепита был хореографом «Лебединого озера», его перу принадлежат либретто таких балетов как «Щелкунчик» и «Дон Кихот». Последний, как и «Баядерка», был создан Пепита вместе с Людвигом Минкусом. К работе Пепита привлек Сергея Николаевича Худекова, который взял за основу драму древнеиндийского поэта Калидаса «Сакунтала, или Узнанная по кольцу». Но сам Пепита рассматривал не столько саму драму, сколько балет своего брата Люсьена, «позаимствовав» у него многое — вплоть до имен героев.

Впрочем, Мариус Пепита переиначил балет брата, сделав его из французского русским. На первый план вышли стремления к свободе, счастью и любви. Премьера состоялась 23 января 4 февраля 1877 года в петербургском Большом Каменном театре.

Гамзатти хочет посмотреть, какое впечатление произведет на баядерку, если она узнает, кто ее жених, и показывает портрет Солора. Никия едва не обезумела от горя.

Она объявляет, что Солор поклялся вечно любить ее и что брак его с дочерью раджи никогда не состоится. Гамзатти настаивает, чтобы Никия отказалась от Солора. Она предлагает ей бриллианты и золотые вещи. Никия вырывает у дочери раджи драгоценности, которые та ей предлагает, и бросает их на пол. Гамзатти умоляет баядерку уступить ей Солора, а самой уехать.

При этих словах Никия хватает кинжал, который случайно попадается ей в руки, и бросается на свою соперницу. Невольница, с беспокойством следившая за этой сценой, защищает своим телом госпожу. Никия убегает из дворца. Гамзатти поднимается, она желает смерти баядере. Картина третья.

Театр представляет фасад дворца раджи со стороны сада. Масса громадных цветов и широколиственных деревьев. В глубине — башня большой пагоды, Мегатшады, доходящая чуть не до самых небес. На заднем плане — голубоватые вершины Гималаев, покрытые слегка серебристым снегом. При поднятии занавеса представляется великая процессия Бадрината.

Идут брамины, потом баядерки, служители при пагодах, различные индийские касты и пр. Являются кающиеся с раскаленным железом. Раджу, дочь его, Солора и прочих богатых индийцев несут в паланкинах. Раджа помещается на возвышении и приказывает открыть празднество. По окончании танцев раджа приказывает привести красавицу Никию и велит ей забавлять публику.

Никия выходит из толпы со своей маленькой гитарой. Лицо баядерки — под покрывалом. Она играет ту же мелодию, что и в первом акте. Солор, слушая эту мелодию, узнает по ней свою возлюбленную. Он с любовью смотрит на нее.

Во время танца Великий брамин едва скрывает свой гнев, а дочь раджи употребляет все усилия, чтобы не показать своего душевного настроения. Улыбаясь, она приказывает принести корзинку с цветами для грациозной Никии. Никия берет корзинку и продолжает свой танец, любуясь на задумавшегося Солора. Вдруг из корзинки выползает змея и жалит баядерку в сердце. Укус этот смертелен.

Продолжая свой танец, красавица взывает о помощи к Солору, и он заключает ее в свои объятия. Великий брамин подбегает к танцовщице и предлагает выпить противоядие, которое спасет ее. Но Никия отталкивает флакон и бросается в объятия Солора. Она умирает, на ее устах застывают слова любви. Раджа и его дочь торжествуют.

Действие третье. Картина четвертая. Комната Солора во дворце раджи. При поднятии занавеса Солор ходит по сцене как безумный, то медленно, то с какой-то дикой торопливостью. Потом падает в изнеможении на диван.

Факир Магдавая следит за ним с видом глубокого сожаления, потом велит привести укротителей змей мужчину и женщину , чтобы изгнать из тела Солора злого духа комический танец. Солор приказывает факиру удалить их. Стучат в дверь. Факир отворяет. Входит Гамзатти, дочь раджи, с толпою своих прислужниц.

Одета она роскошно, вся залита золотом и жемчугом. Она обращается к Солору с упреками, но понимая, что это ни к чему не приведет решает его приласкать. Солор наконец оживляется и берет ее за руку. В это время раздаются унылые звуки песни баядерок. На стене появляется тень плачущей Никии.

Солор трепещет.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий