Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале Вот несколько. Павел Бажов интересные факты из жизни русского и советского революционера, писателя, фольклориста, публициста и журналиста изложены в этой статье. В биографии Павла Бажова указывается, что сам он никогда не был фольклористом, и не делал того, что должны делать исследователи подобной направленности. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов. Бажов интересные факты из жизни Павел Бажов родился на Урале в рабочем посёлке уральских мастеровых.
25 интересных фактов о Павле Бажове
Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «». Бажов Павел Петрович (1879-1950) – русский писатель, фольклорист, журналист, публицист, революционер. К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). Одним из самых интересных и малоизвестных фактов из жизни Павла Петровича Бажова является его участие в Первой мировой войне.
Биография Павла Бажова
В период 1886—1889 годы Бажов учился в Сысертском мужском земском училище, которое окончил одним из лучших учеников. У Павла Петровича была отличная память. Ходит легенда, что однажды Бажов пришел получить книгу Пушкина в библиотеке, а библиотекарь в шутку сказал, что выдаст ее только если Павел выучит наизусть целую книгу. Он решил принять вызов и выучил книгу Пушкина наизусть. Из-за смены работы отца в 1890 году Павлу Бажову из Сысерти пришлось переехать в поселок Полевской завод. Первый учитель Павла Петровича Бажова, Александр Осипович Машуков, восхищался знаниями ученика и всячески его поддерживал, а после окончания трех классов земского училища содействовал поступлению мальчика в Екатеринбургское духовное училище.
После окончания Екатеринбургского духовного училища Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. У Павла Петровича в то время было большое желание поступить в университет, но по финансовым обстоятельствам он не смог этого сделать. После окончания духовной семинарии Бажов работал школьным учителем в селе Шайдуриха, а спустя несколько месяцев перешел преподавать в Екатеринбургское духовное училище. У Павла Петровича Бажова были революционные взгляды. В 1905 году во время революции он участвовал в маёвках, нелегальных собраниях рабочих, и даже был арестован.
В 1907 году Павел Бажов перешел на работу в Екатеринбургское епархиальное женское училище, где стал преподавать русский язык. Здесь он снискал большое уважение среди учениц, которые были просто в восторге от их нового учителя. Павел Петрович очень любил в летние месяцы во время каникул путешествовать по уральским деревням и собирать местный фольклор. Женой Павла Бажова стала его бывшая ученица Валентина Александровна Иваницкая, на которой он женился в 1911 году. У Павла Петровича Бажова было семеро детей, из которых трое умерло, не дожив до взрослого возраста.
До Великой Октябрьской революции Бажов был эсером, а позже вступил в партию большевиков.
Автор: Павел Дата: 2015-12-18 22:18:50 Многие из сказов т. Дед Слышко — рассказчик в «Малахитовой шкатулке». Позже Бажову пришлось официально заявлять, что это приём, и он не просто записал чужие рассказы, а действительно является их сочинителем. Интересный факт 2017-05-26 07:47:14 Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов.
Ей требовалась помощь, в том числе и финансовая поддержка. Павел Бажов на фото стоит слева с коллегами-педагогами Сначала молодой человек занялся репетиторством. Его заработок формировался и с написания статей в газеты. Впоследствии этот человек проработал учителем в общей сложности около 20 лет. Путь преподавателя родного языка был начат в деревне Шайдуриха, что находилась недалеко то города Невьянска. Затем трудился в духовном училище Камышлова, а впоследствии занимался в епархиальном учебном заведении для девочек, находящимся в Екатеринбурге. Как учитель был внимательным и добрым, это способствовало обожанию его учениц. Уроки Павла Петровича были самым любимым предметом среди учащихся. На протяжении этого времени Бажов не прекращал собирательство уральских оборотов речи, цитат, загадок, фольклора и сказов. Отправляя учеников на летние каникулы, им давалось задание узнавать и записывать всё, что с этим связанно. Всю информацию учитель тщательно фиксировал. Впоследствии, став одним из известнейших фольклористов своего времени, он провёл огромную работу на этом поприще, самостоятельно выискивая интересные слова, пословицы и поговорки. Собранные и использование в произведениях диалектические обороты можно найти только в современных словарях. Революция в России и ее отражение в жизни писателя Будучи заядлым революционером, Бажов состоял в партии эсеров. После переворота ему предложили пост председателя комиссариата посещения. Порядочность, энергичность и забота о людях — качества, быстро толкавшие карьеру в гору. Вскоре он стал работать в исполнительном комитете. Спустя некоторое время трудился литературным редактором газет «Известия» и «Советская власть». Творчество П. Бажова В 20-х годах прошлого XIX в. В большом городе Бажов работал в местах печатных изданиях. Спустя 4 года Бажов выпустил свой первый сборник, он оказался очень популярным среди читателей. Называлась книга «Уральские были». Над этими сказами велась работа в свободное время, после основной трудовой деятельности. Творческая деятельность не была в тягость писателю, это делалось всегда с удовольствием. Власть, отметив успех Бажова, сделала заказ следующих литературных произведений. Из-под авторского пера Павла Петровича вышли такие рассказы как: «К расчёту»; «За советскую правду»; «Бойцы первого призыва» и другие. В 30-х годах полным ходом шла чистка рядов власти и этой же участи не избежал и писатель. В 1937 году писателя обвинили в приверженности Троцкому, лишили партийного билета и работы. Оставшись не у дел, Бажов занялся написанием сказок, вспомнив истории дедушки Солнышка и найдя утешение в этом занятии.
И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить. Посему, думается, читателями так достоверно и воспринимался волшебный фон его сказов, что сказовая манера повествования никогда не заслоняла в них реального, основанного на глубоком знании жизни содержания, черпаемого Павлом Петровичем из хорошо, даже досконально изученной им уральской мастеровой среды, где творили его излюбленные «каменных дел мастера» — гранильщики и камнерезы. Те самые мастера, которые из малахита и яшмы талантливо, артистически, с любовью к своему непростому делу, вытачивали каменные фигурки, становившиеся прообразами для героев его произведений, воспевавших, как известно, беспокойную пытливость рабочего человека. Ну а в сам волшебный мир уральских сказ Бажов погружал уже живых русских людей, наделенных земной недюжинной силой, способной побеждать условность сказочной волшебности. Собственно, именно так, как, помнится, земная любовь простой русской девушки однажды победила волшебную силу хозяйки Медной горы. Долгие годы Бажов занимался народным фольклором, сбором легенд, сказов и других устных народных творений, передавшихся на Урале из поколения в поколение. И придавал Павел Петрович этой деятельности огромное значение. Либо это его желания, мечты, либо отзвук каких-то давно прошедших событий, либо попытка по-своему объяснить недоступные ему тайны природы, а иногда все вместе. Дело литератора, фольклориста — отыскать это зерно, правильно понять, объяснить его.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Летом ездил на каникулы домой, где по вечерам с ребятами убегал на дровяные склады. Там они слушали байки о «старинном жилье», которые очень интересно рассказывал сторож — Василий Алексеевич Хмелинин. Мальчишки прозвали старичка «дедушка Слышко», именно его занятные полубытовые-полумистические рассказы сильно интересовали Пашу. Впоследствии это стало главным увлечением Бажова, всю жизнь он собирал фольклор — мифы, словесные обороты, легенды, сказы, пословицы. Семинария Окончив училище на «отлично», Павел получил возможность дальнейшего обучения в духовной семинарии. Огорчало лишь то, что надо было уезжать ещё дальше от родного дома — в Пермь. Выпускникам Пермской духовной семинарии предоставлялось очень качественное и многостороннее образование. Кроме Бажова в этом заведении учились также писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и известный русский изобретатель Александр Попов. Павел окончил учёбу в 1899 году. Он попал в тройку лучших выпускников, и ему предоставили место в духовной академии. Но двадцатилетний молодой человек посчитал нечестно пользоваться таким шансом, потому что не был религиозным человеком, более того, считал себя настроенным революционно.
Ещё в студенчестве читал философские и революционные запрещённые книжки, также изучал научные работы Дарвина. Ему были близки идеи народников, Павел страстно мечтал, чтобы простой люд избавился от самодержавия. Преподавательская деятельность Бажов попробовал поступить в светский университет, но, потерпев неудачу, решил заняться преподавательской деятельностью. К тому же требовалась помощь маме. Отец умер от заболевания печени, а Августе Стефановне тяжело было выживать на одну мизерную пенсию супруга. Павел начал репетиторствовать и писать статьи в газеты. Почти два десятилетия Бажов преподавал русский язык. Сначала в деревне Шайдуриха неподалёку от Невьянска, потом в Камышлове в духовном училище, в Екатеринбурге в епархиальном училище для девочек. Во всех учебных заведениях он считался любимым учителем — не кричал, никогда не торопил с ответом, подсказывал, задавал наводящие вопросы, если видел, что ученик затрудняется. Каждый его урок воспринимали как подарок, он мог заинтересовать даже самых равнодушных.
Все эти годы не переставал увлекаться уральскими народными сказами. Когда его ученики разъезжались на каникулы, давал им задание записывать загадки, пословицы, поговорки, которые услышат. Революция До революционных событий 1917 года Павел был членом партии эсеров. После революции поддержал большевизм, и новая власть доверила ему руководство комиссариатом просвещения. На этом посту Бажов проявил себя как энергичный и порядочный работник, переживающий за народ, поэтому ему доверяли новые ответственные поручения: заведовал строительно-техническим отделом; выступал с докладами по промышленному развитию; работал в исполнительном комитете. Когда в Екатеринбург и город Камышлов, где жили Бажовы, вошла белая гвардия, Павел находился в командировке. Пытаясь потом воссоединиться с семьёй, он оказался в плену, откуда сбежал и затаился в глухой деревушке. Потом с чужими документами добрался до Усть-Каменогорска, откуда послал письмо супруге, и она с детьми приехала к Павлу Петровичу.
К 145-летию со дня рождения Павла Бажова Имя русского советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора всемирно известных «Малахитовой шкатулки» и «Уральских сказов» Павла Бажова, 145-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 27 января текущего года, к счастью, не забыто и в наши дни. Его в народе помнят, книги, написанные им, по-прежнему охотно читают, обсуждают, переиздают. Хотя, конечно, не такими тиражами, как в советское время, когда произведения писателя можно было найти в любой библиотеке огромной страны, да и в домашних книжных собраниях они у многих наших сограждан также имелись. Как-то Бажова в Свердловске решил навестить известный русский советский писатель, журналист, общественный деятель Борис Полевой, впоследствии вспоминавший: «Вместо могучего, плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой, сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной, уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией. И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными. Почему же так поздно написал Бажов, этот невысокого роста, с большой окладистой бородой уральский сказочник, свое лучшее произведение? Да, Бажову многое в жизни пришлось пережить.
Редактор и писатель Павел Бажов прославился как автор сказов по мотивам уральского фольклора. Произведения о Хозяйке Медной горы, Даниле-мастере и других персонажах вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». В этих историях Бажов соединял сказочные сюжеты с описанием реального быта горняков, который был знаком ему с детства. Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Его отдали на обучение в местную земскую школу, затем он окончил духовное училище в Екатеринбурге и Пермскую духовную семинарию. В 1899 году Бажову предложили поступить в духовную академию. В 1911 году Бажов женился на своей бывшей выпускнице Валентине Иваницкой, а три года спустя переехал с женой в город Камышлов Пермской губернии. В 1917 году Павла Бажова избрали в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Камышлова. Будущий писатель выпустил брошюру «Программа трудового крестьянства», в газетах публиковали его статьи, которые выходили под псевдонимом Деревенский. В том же 1917 году Бажов добровольцем ушел в Красную армию. Военная история Урала и местный фольклор С 1923 года Павел Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты». Он разбирал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах. В 1924 году вышла книга Бажова под названием «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов». В 1920—30-х годах в журналах публиковали его очерки и повести о военной истории Урала. Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. В годы Гражданской войны весь архив этих материалов погиб. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти. В 1930-х Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках он обращался к «заводским старикам» — так прозаик называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах.
Они говорят о том, какие яркие образы создал писатель, и каким образом он смог запечатлеть дух того времени. Многие ценят его работы за то, что они являются не только литературным произведением, но и источником знаний о культуре и обычаях уральского народа. Интересные факты Павел Бажов был одним из первых русских писателей, кто обратился к фольклору Урала и создал на его основе свои произведения. Бажов был очень разносторонним писателем: он писал не только сказки, но и рассказы, повести, очерки, пьесы и даже киносценарии. Кроме того, он был талантливым журналистом и публицистом.
Хозяин Малахитовой шкатулки
Бажова с ним связывали не только общие интересы в области истории Урала, но и музыка: Анфиногенов хорошо играл на гитаре и пел. Прежде чем стать писателем, Бажов побывал школьным учителем, городским главой, главным редактором газеты, подпольным красным партизаном. Главная» Новости» Бажов юбилей 2024 для детей. Павел Петрович Бажов родился 27 января 1879 года в селе Сысерть Пермской губернии в обычной крестьянской семье. Интересные факты. У Бажова были государственные награды — медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» и орден Ленина, а также Сталинская премия за сборник «Малахитовая шкатулка». Алексей Смирнов, «АиФ-Урал»: Георгий Алексеевич, Бажов – писатель для детей или для взрослых?
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
Бажова отличало уважение к поэзии (особенно высоко он ценил поэму Ершова «Конёк-горбунок»), любил Мельникова-Печерского и недолюбливал Лескова. Это Бажов глазами четырехлетнего мальчика (именно столько было Никите, когда умер дед). Интересный факт 2017-05-26 07:47:14. Работая в газетах, Бажов использовал целый ряд псевдонимов.
45 интересных фактов о Павле Бажове
- 12 интересных фактов из жизни Бажова > Интересные факты
- 3 интересных факта о бажове
- 7 интересных фактов о личной жизни и потомках Павла Бажова
- Попадал в плен и был женат на своей ученице: неожиданные факты о легендарном писателе Бажове
- Родился в бедной семье и с юных лет зарабатывал на хлеб
Интересные факты о Бажове
Павел Петрович Бажов (15 (27) января 1879 год, Сысерть — 3 декабря 1950 года, Москва) — русский и советский революционер, писатель, фольклорист – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, писатель, факты на развлекательном портале. Демьян Бедный долгое время полагал, что сказы Бажова представляют собой обычный фольклор (интересные факты о Демьяне Бедном). pavel bazhov 1911 Трудовую биографию Павел Бажов начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. В биографии П. Бажова отражены любопытные факты о том, как он, например, содействовал установлению Советской власти в своём городе, организуя подпольное сопротивление и рискуя при этом жизнью. Павел Петрович Бажов, биография которого интересна для читателей, написал много замечательных произведений, которые известны всему миру.
К ЮБИЛЕЮ НЕОБЫКНОВЕННОГО СКАЗИТЕЛЯ
Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован. pavel bazhov 1911 Трудовую биографию Павел Бажов начал учителем начальных классов, потом работал учителем русского языка в Екатеринбурге. Полная биография писателя Павла Бажова. Личная жизнь, фотографии, портреты, книги, интересные факты из жизни на портале «».
Интересные факты из жизни Павла Бажова
И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью. Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году. А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу. А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых. Когда писателя провожали в последний путь, весь проспект Ленина был полон людьми, как не на всякой демонстрации.
И это тоже было свидетельством народного признания. Насколько эта ментальность свойственна современным уральцам? Смотрите, немало героев русской классики XIX века заняты напряженной внутренней жизнью еще и потому, что им не надо постоянно работать ради куска хлеба, они сосредоточены на самопознании, самоанализе. А у Бажова человек — прежде всего работник, но трудится он не только ради заработка, он хочет стать мастером своего дела. Бажовский герой переживает за результаты труда как поэт, у которого не получаются стихи, а у него — каменный цветок. Томление мастера по идеалу — вот что такое уральский характер по Бажову. В какой степени бажовские традиции прослеживаются в творчестве современных писателей и поэтов? В последнее время работы приходят и из-за рубежа. Главный критерий отбора — мастерство, это качество считал самым важным Павел Петрович.
Хочется верить, что за годы существования премии не было такого, чтобы ее дали тому, кого Бажов бы не одобрил. Но всякий раз принимать решение очень сложно. Искусство все-таки не спорт, и здесь объективность рождается из суммы субъективностей.
В конкурсе он не выиграл, но так появилась статуэтка «Павел Петрович Бажов». Известная екатеринбургская писательница Анна Матвеева в своей книге «Горожане» описывает крепкую дружбу легендарного Георгия Жукова со «сказителем земли Уральской». Маршал полюбил сказы Бажова, «Малахитовую шкатулку он прочел в зрелом возрасте в Свердловске. Они сдружились настолько, что редко когда их можно было видеть порознь.
Нередко Георгий Жуков после рабочего дня заглядывал в гости к Бажову в его дом на Чапаева,11. Они пили чай, делились впечатлениями об уральской литературе. Биографы писателя нашли его рукописи, черновики. Оказывается, сказов было гораздо больше, всего их — 56. Существуют детские сказы и сказы для взрослых, сказы про Ленина, про немцев, про народные бунты и даже про секреты мастерства и про «живинку в деле», цикл сказов о русских сталеварах, о чеканщиках, о водолазах. Среди литературоведов ведется долгая дискуссия о том, в какой мере Бажов является сочинителем уральских сказок? Никакого фольклора, на который бы это опиралось, не существует.
И все попытки собрать этот фольклор после Бажова заканчивались неудачно. Мамина-Сибиряка по адресу: г. Челябинск, ул. Гагарина, 50 и во всех библиотеках города! Людмила Стручкова.
В произведениях Бажова присутствует еще один змей — Дайко, натура которого также двойственна. С одной стороны, Дайко одаривает золотом Глафиру с Перфилом, с другой, именно из-за золота исчезает староверческая община на Урале. Бабка Синюшка — еще один персонаж, отражающий женское агрессивное начало. Перед удалыми и сильными бабка оборачивается «красной девкой», пытаясь их погубить, так что с одной стороны этот персонаж родственен сиренам.
С другой — Синюшка, персонификация болотного газа, отождествляется с Бабой Ягой — персонажем, нередко выступающим в роли волшебного дарителя против своей воли: «Сживи Синюшку с места, и откроется полный колодец золота да дорогих каменьев». Олень Серебряное Копытце — сказочный персонаж, который, кажется, целиком выдуман Бажовым. Однако и здесь можно найти мифологические корни. Как считает писатель Алексей Иванов, много лет посвятивший изучению истории и культуры Урала, в Серебряном Копытце наиболее полно отразилась мифология финно-угров. Герой Бажова — русифицированная переработка Лося, которому поклонялись древние финно-угорские народы. На своих рогах Великий Лось нес солнце и не мог вступить на землю, потому что она была слишком скверной для него. Именно поэтому, призывая Лося, шаманы готовили серебряные блюда, чтобы тот мог встать на них. В блюда обычно складывали подношения великому духу: монеты и драгоценные камни. Отсюда и бажовский образ оленя, из-под копытца которого брызжут самоцветы. У Серебряного Копытца есть и совсем прямой собрат: Золотая Антилопа из индийской народной сказки, также одаривающая сироту неслыханным богатством.
Предчека разрешил. Павел Петрович Бахеев, заведующий отделом народного образования, принял жалобщика приветливо, сказал ему, что и сам бывший учитель, понимает его с полуслова, но пианино, сказал он, клубу водников нужнее, чем супруге директора училища. Раздосадованный неудачей директор решил найти управу на Бахеева в профсоюзе.
В то время явочным порядком было уже создано упрофсоюза работников просвещения. Директор очутился лицом к лицу с председателем упрофбюро… П. Директор был зол и настойчив.
Он решил обратиться к прессе. В Усть-Каменогорске с первых же дней восстановления советской власти стала выходить газета «Известия Усть-Каменогорского ревкома». Облачившись для солидности в парадный вицмундир, директор предстал наконец перед ясным взором редактора газеты — Павла Петровича Бахеева.
Павел Петрович встретил его приветливо, с добродушной улыбкой. Водники долго потом вспоминали эту историю с музыкальным инструментом». Он часто и безотказно выступал.
Когда надо было убедить, растолковать, разъяснить, призывали Бахеева. И тот, негромко, улыбаясь, ни в коем случае не свысока, говорил, убеждал, находил необходимые аргументы. Ему, педагогу и словеснику, сделать это было не так уж и трудно.
Однажды он читал доклад о выступлении Ленина на Восьмом съезде. Речь шла о необходимости электрификации всей страны, о тех неисчислимых выгодах и расцвете, которые сулит электричество. Доклад проходил зимой, в нетопленом клубе, но все же расстарались: пустили ток, и над головами сияла, как доказательство, лампочка Ильича.
Но вдруг она зашипела и погасла — на электростанции кончились сухие дрова, а сырые гореть не желали. Доклад про электричество, заливающее светом всю Россию, вплоть до самых отдаленных уголков, продолжился при свечах, взятых в соседней церкви. Ни докладчика, ни слушателей это не смутило.
И когда Бажова обвиняли в том, что он фантазер, тот спокойно парировал, что фантазии для революционера — вещь необходимая. В июне 1920 года состоялся выпуск на организованных им курсах: в казахские школы отправились восемьдесят семь учителей-казахов, и это была решительная победа. Но самым дорогим и важным детищем для Бажова стал Крестьянский Алтайский университет.
В Усть-Каменск, где было все-таки посытнее и полегче, чем в других уголках растерзанной страны, съезжались измученные представители старой интеллигенции — и попадали под опеку Бажова. В Усть-Каменске закипела культурная жизнь. Оказавшаяся в Усть-Каменске неплохая театральная труппа ставила спектакли, несмотря на жуткую нехватку бумаги, выпускался литературный журнал, а в новообразованном Крестьянском университете читали столичные профессора, которых судьба закинула в Усть-Каменск.
Увы, долго оставаться здесь Бажов не смог. Он заболел малярией, та дала легочные осложнения. Врачи настоятельно потребовали, чтобы он сменил климат.
Вместе со своей верной помощницей и лучшим другом — Валентиной Александровной — и детьми Бажов получил мандат на поездку в Москву, на 4-й всероссийский съезд профсоюзов. Но в дороге к малярии и воспалению легких прибавился тиф. От тифа в дороге сгорел трехлетний Ваня, спасти малыша не удалось.
Надежд на то, что Бажов поправится, не было ни у кого, Валентина Александровна хотела лишь одного: довезти мужа до Камышлова. Умирать — так дома, на Урале. Но в Камышлове Бажов неожиданно для всех выжил.
Его, совсем слабого, выносили в сосновый лес и клали на солнце. Видимо, это и спасло его. Кроме того, в Семипалатинске на легендарного Бахеева постепенно стал копиться компромат — пошли доносы.
Основное обвинение было: недостаточно активные действия в период Колчаковой оккупации. Очевидно, не всех устраивал Павел Петрович, «дельный работник», по отзывам омской парторганизации. В 1923 году семья Бажовых перебирается в Екатеринбург… но их дом оказывается занят и заселен.
Все, на что Бажовы могли претендовать, — одна комнатка, в которой им предлагалось разместиться с детьми, там же и работать. Новые жильцы были настроены решительно, и доказывать свои права хозяевам пришлось через суд. Возможно, и суд бы ничего не смог сделать, если бы не заслуги Павла Петровича перед революцией и советской властью.
Больше Бажовы места своего жительства не меняли, оставаясь по прежнему адресу. В Екатеринбурге жизнь пошла, как обычно: журналистская работа в «Крестьянской областной газете», в отделе крестьянских писем, публикации практически на любую тему, школа селькоров, доклады, выступления, организация курсов… Но кое-что новое все же было. В 1924 году были изданы «Уральские были» — первая художественная проза Бажова.
Сам он в шутку отзывался о своем «литературном почине» так: «Согрешил книгой «Уральские были», впервые со мной случилось. Показалось удивительно легко. Над словом не думал.
Запас слов был. Писать так, как у нас говорят. Когда пишешь на материнском и отцовском языке да о том, что сам видел, — легко работать».
Тот особенный язык, который мы привыкли связывать с Бажовым, еще не проявился. Это живые, яркие очерки о жизни рабочих до революции, скорее, напоминающие рассказы Мамина-Сибиряка. Разумеется, эти «воспоминания» далеки от мемуаров.
Их цель совершенно ясна: показать «вот, что было в прежние годы, когда не было свободы». Личная интонация здесь не только не нужна, но и неуместна, «Уральские были» — это высокохудожественная агитка, таковой она и была. Но самое главное в них — то удовольствие, которое неожиданно для себя испытал Бажов, казалось бы, за столько лет поточной работы приучивший себя выдавать столько текстов, сколько надо, работавший в газете, как в забое.
Следующие книги — «За Советскую правду», «Пять ступеней коллективизации» и т. Но никаких сказов, никакой демонологии нет и в помине. Сказка считалась чем-то избыточным, подозрительным, вредным.
Сам Бажов вспоминал: демонологию вполне могли приравнять к религиозному дурману. Поп в книге мог быть только глупым, жадным и хитрым. Религиозные воззрения — вредным и тупым пережитком.
Между прочим, Горький, которому в Сорренто попались в руки очерки Бажова, написал автору, чтобы тот перестал размениваться на журналистскую поденщину и занимался уже своим прямым делом — литературой. Иллюстрация к сказке Малахитовая шкатулка Летом 1930 года в газете произошли определенные перемены, отдел Бажова упразднили, а сам он был назначен цензором в Облит. Ни одна книга, брошюра или плакат не проходили мимо него, требовали его одобрения.
Еще через два года он был переведен в качестве полит. Михаил Степанович Кашеваров, участник боев Гражданской войны, работавший сперва милиционером, а потом поступивший в Шадринский архив, представил рукопись «История Шадрина». Бажов, прочитав рукопись, «не согласился на выпуск его густо-черносотенной «Истории Шадрина» и вообще протестовал против издания там политически безграмотных краеведческих сборников».
Михаил Степанович дважды писал на Бажова доносы, и дважды Бажов был по их результатам ошельмован, вычищен из партии и уволен с занимаемой должности. По данным исследовательницы Нины Кузнецовой, уничтожением одного только Бажова Кашеваров не ограничивался, донося и на других людей — и на организации. Сам же Кашеваров напечатал пару статей в журнале «Уральский следопыт», был отмечен как составитель сборника «Песни уральского революционного подполья» и, по результатам работы в Шадринском архиве, составил описание Далматовского боя 11 июля 1918 года.
В 1947 году Кашеваров сам был репрессирован. Но в 1933 году он обвинил Бажова в махинациях с партийным стажем. Членом партии Бажов стал лишь в 1918 году, но партийной работой занимался существенно раньше — с Февральской революции, о чем и было указано в его партбилете.
Кашеваров в своем доносе подверг критике и сомнению этот факт. Доносу был дан ход: начиналось время чисток. Бажов был снят со всех своих должностей, изгнан из партии и фактически ошельмован.
Через некоторое время, впрочем, его восстановили, ограничившись строгим выговором и снятием дореволюционного стажа. Для Павла Петровича это было глубоким ударом. Но худшее было впереди.
В 1935 году Бажову было поручено написать книгу об истории Камышловского полка 29-й дивизии, в которой он и состоял как редактор «Окопных известий». Материалом для нее послужили опубликованные воспоминания, роль Бажова сводилась к литературной их обработке, общему сведению и проверке фактов. Он был выбран, потому что был, как говорят, «в материале».
К тому времени, когда книга была написана, история опять оказалась пересмотрена. Теперь бывшие герои, руководители 29-й дивизии М. Васильев и В.
Грушецкий, и другие деятели этого периода оказались разоблаченными и изобличенными врагами-троцкистами, прославлять их было ни в коем разе нельзя — и весь труд Бажова тоже оказывался чрезвычайно антисоветским, троцкистским и вредным. Очевидно, М. Кашеваров пристально следил за своим обидчиком, удар был нанесен исключительно вовремя.
Бажов опять остался без работы и без партбилета, который у него буквально вырвали из рук; он был выброшен отовсюду, несмотря на славное революционное прошлое а может, и благодаря ему. Такой подарок под новый, 1938 год припасла ему судьба. В 1938 году Бажов вспомнил, как «проветривали» его отца.
Работы для него не было. Из дома он старался не выходить, да и к Бажовым гости теперь не заглядывали. Вся немалая семья жила на скромную зарплату библиотекаря — сестры Валентины Александровны, да на то, что приносил огород, вскопанный и перекопанный хозяином.
Как и его отец, он почел за лучшее не пытаться добиваться справедливости, привлекать к себе внимание, пытаться доказать, что он ни в чем не виноват. Возможно, это было наилучшей стратегией. Бажов уже видел, как раскручивается маховик репрессий, и понимал, что лучше всего не делать ничего.
В этот год он, махнув на все рукой, занимался хозяйством и писал сказы. Так появилась на свет «Малахитовая шкатулка». Говор дедушки Слышко, рассказывавшего сказки и бывальщины сысертским ребятишкам между прочим, реальный дедушка Слышко, Василий Хмелинин, приходился Бажову троюродным дедом , зазвучал в полную силу.
Еще до этого Бажов попробовал было перейти от бытописательных очерков и полуприключенческих повестей из собственной жизни и затронуть пласт фольклора. Собирал он свою «коллекцию народных сокровищ» с детства — еще Смородинцев приучил его относиться к этому «даровому золоту» с уважением и вниманием. К сожалению, все наработки и карточки с диалектными словами, над которыми он работал, еще будучи учителем, погибли в Гражданскую, и теперь приходилось все начинать снова.
12 интересных фактов из жизни Бажова
Долгие годы Бажов собирал сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и поэтому самый полный сборник сказов носит название «Малахитовая шкатулка». Книга увидела свет в 60-й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года в Свердловске. В «Малахитовой шкатулке» содержится много мифологических персонажей, например: Хозяйка Медной горы, Великий Полоз, Данила-мастер, бабка Синюшка, Огневушка-поскакушка и другие. В 1943 году благодаря этой книге Бажов получил Сталинскую премию. А в 1944 году был награжден орденом Ленина за плодотворное творчество. Павел Бажов создал множество произведений, на основе которых были поставлены балеты, оперы, спектакли, сняты фильмы и мультфильмы. Жизнь писателя оборвалась 3 декабря 1950 года. Какая она — Хозяйка Медной горы? Хозяйка Медной горы — могущественная и справедливая волшебница, хранительница драгоценных пород и камней. Перед людьми она предстает то в виде прекрасной женщины с неподвижной косой, то в виде ящерицы с короной на голове. Платье на ней из шелкового малахита то блестит, будто стекло, то полиняет, то алмазной россыпью засверкает, то медным станет, то зеленым шелком.
Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Недаром она хозяйка именно Медной горы. Повелевает Малахитница и живыми существами - ящерками — и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. Ящерки ей служат: на стол накрывают, еда обыкновенная, питье не хмельное, а силу придает. И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой.
Соответственно он получил депутатское удостоверение и пропуск в Кремль на сессии Верховного Совета за подписью коменданта московского Кремля. По этому документу Бажов мог входить через Боровицкие и Спасские ворота. Кстати, от Свердловска до Москвы Бажов ездил бесплатно. Также новый статус позволял ему брать с собой до 35 килограммов багажа и ездить в спальном или мягком вагоне или даже каюте 1-го класса. Официально он принимал каждый четверг с 12. Но на деле все знали, где живет Бажов — в деревянном домике на пересечении улиц Большакова и Чапаева. Поэтому за помощью к Павлу Петровичу многие шли сразу туда, несмотря на время. Свои знаменитые сказы Бажов писал уже ночью, когда поток людей иссякал. Спать он ложился уже под утро. Секретаря у него не было. Помогали родные - жена Валентина Александровна и дочка Ариадна.
Первое издание повести вышло в 1926 году. Раньше писателя критиковали за то, что он не смог показать подлинный героизм подпольщиков, организаторское умение большевика и т. Сегодня исследователи бажовского творчества выступают за новое прочтение раннего произведения писателя. У них словно открылись глаза, и подлинный смысл повести, гораздо более глубокий и сокровенный, дошел, наконец, до нас. Суть в том, что Кирибаев-Бажов видит все, отмечая зверства обеих воюющих сторон. Не проходит он мимо и позиции старообрядцев, живущих в том таежном селе, где создается партизанский отряд. Сам писатель пишет в предисловии: «... Картины зверств обезумевших генералов и атаманов, дикие выходки спившегося офицерства, заячье метание эсеров и героизм сибирского крестьянина, вышедшего с топором против пехоты, с кольями против кавалерии, с деревянной пушкой против артиллерии, - все это невольно притягивает внимание и укладывается в яркие, незабываемые образы... Во время «пермской катастрофы» он служил 29-й дивизии не просто редактором газеты «Окопная правда», но был и заведующим информотделом, секретарем партячейки. Так что в колчаковском плену его ждала верная смерть... Частично обстоятельства его спасения, и главное, психологическое состояние беглеца, можно представить по его собственному воспоминанию об одном рассказе, опубликованном им в «Окопной правде». Однажды какой-то красноармеец прислал рассказ, озаглавленный корявым почерком: «В карасинке». Оказалось, это рассказ о том, как боец вырвался из плена. Вошедшие в город белогвардейцы загнали всех пленных в Нобелевский керосиновый склад. Бажов говорил своему первому биографу Л. Скорино об этом красноармейце так, как будто о себе, право слово: «... Переживания в «карасинке», радость, когда выбрались. И рассказано живыми, свежими словами. Да, иной раз Эолова арфа превосходит произведения композиторов». Эол у древних греков - повелитель ветров, здесь: не выдуманное, стихийное творчество. В том же 18-м году где-то возле нобелевской «карасинки» был расстрелян и закопан в мотовилихинскую землю по одной из версий Михаил Романов , последний царь русский. Краснокамская «полоса» C Бумстроя Павел Петрович вырвался чудом, приехал испуганным, деморализованным. Что же там произошло? Книга по Бумкомбинату так и не вышла, хотя была проделана огромная подготовительная работа. В краснокамский период жизни писателя вмешались и политический, и очень больной личный мотив... Бажов приехал в Краснокамск из Свердловска по направлению «Гослестехиздата». Надо сказать, строительство объекта, как и всего поселка, велось рывками, в сложных условиях. Первые изыскания и начало строительства относятся к концу 1920-х лет. Из-за плохого планирования объект был законсервирован, в середине 1930-х стройку пришлось «размораживать». На Бумстрое будущий автор знаменитых сказов собрал богатый материал для книги. Он беседовал со всеми руководителями, с «иноспецами» иностранными инженерами , с простыми строителями, недавними крестьянами, многие из которых были раскулачены. Материал-то богатый, но вся беда в том, что именно эти категории строителей Камского комбината вскоре попали под каток сталинских репрессий. Даже по этому признаку видно, что выбор писателя точен, им приглашены для бесед люди, наиболее интересные, со своими нестандартными мыслями с непростыми судьбами. Книгу, за выпуск которой отвечал тов. Бажов, хотели написать быстро, в течение нескольких месяцев. Но «сделать» сборник «социалистическими темпами» не удавалось, в конечном счете, она так и не вышла. По очень простой причине: авторы «пропали». Сохранился протокол совещания при управлении строительства Камского целлюлозно-бумажного комбината. Там черным по белому написано: «Все материалы должны быть подготовлены и переданы в редакционную комиссию не позднее 1 июля 1935 г. Почти все присутствовавшие на «историческом совещании» - это т. А это все первые лица, они же, по плану Бажова, назначались ответственными за свои разделы сборника. В редколлегию книги был включен и начальник строительства, он же - директор Камского бумкомбината Я. Сам Павел Петрович взял на себя подготовку и написание двух из семи разделов сборника. Один из них назывался «Как мы жили и работали». Увы, свои рабочие записи писателю пришлось уничтожать, потому что честный и беспристрастный рассказ о том, «как мы жили и работали» в тех условиях автоматически становился обвинительным материалом против самого автора и против его героев-строителей. Не помогло и то, что вопрос об издании специально рассматривался на бюро Краснокамского горрайкома ВКП б. Заслушав докладчика, им был П. Бажов, члены бюро отметили, что «подготовка книги о Камбумстрое... Горрайком партии утвердил редколлегию и примерный план книги с внесенными в него изменениями и дополнениями. Сам директор Горячев был арестован в 1937 году, «подвергался изнурительным допросам» что подтверждается свидетельством бывшего сотрудника Пермского горотдела НКВД Мелехова. Горячев был осужден на восемь лет исправтрудлагерей, и вместе с ним по сфабрикованному делу получили разные сроки заключения еще семь руководителей стройки. Писатель Бажов в 1937 году остался на свободе, но был исключен из партии, и больше года не мог найти работу. Замысел Бажова прочитывается в строках пламенного обращения членов редколлегии несостоявшейся книги к будущим авторам: «...
Отмечали серебряную свадьбу Бажовых и вспоминали всю историю их жизни — начиная со дня венчания. Валентина была в светлом платье. Играла для любимого мужа на гитаре, пела. Вдруг Павел Петрович встал и ушел в дом. Вернулся он с тетрадкой. Ненмого смущенно поясянил, что кое-что написал. И начал читать близким «Хозяйку медной горы». Он пояснил, что посвящает это свое произведение ей — любимой Вале. Ни он, ни супруга даже не подозревали тогда, что это произведение, как и другие уральские сказы вскоре сделают писателя знаменитым на всю страну. А у себя на родине он даже получит прозвище «Уральский Гомер». Писатель держит в руках первое издание уральских сказов «Малахитовая шкатулка». Привезли его с тех мест, которые описывал Бажов в своих сказах о мастерах каменного дела. Значимое место для всех влюбленных на Урале. Его можно увидеть еще издалека, на подъезде к деревне. В народе эту достопримечательность стали называть Камнем двух колец.
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
В произведениях Павла Петровича прослеживается политическая линия. В качестве героев он использовал реальных людей, а не только горных духов. Сказочник, описывающий уральские просторы, богатые на природные недра, затрагивал темы времен крепостного права и более позднего периода. Персонажи Бажова получили вторую жизнь в произведениях зарубежных авторов. Вопреки доносам недоброжелателей, его несколько исключали из коммунистической партии и восстанавливали. К любой работе подходил со всей ответственностью, был добросовестным гражданином.
Был назначен на должность комиссариата по просвещению. Влюбился в свою бывшую ученицу, с которой создал крепкую многодетную семью. Павел Бажов воспитывал с супругой семерых детей. Избирался депутатом Верховного Совета. Не отказался от творчества по причине упавшего зрения, продолжал собирать необычный фольклор.
Связан родственными узами с Тимуром Гайдаром через младшую дочь Ариадну, вышедшую замуж за сына знаменитого писателя Аркадия Гайдара. Совместный наследник семейной пары впоследствии зарекомендовал себя на государственном посту, где провел ряд важных экономических реформ. На Урале установлены памятники, посвященные Бажову. В столице имеется улица, названная в честь писателя и фонтан «Каменный цветок». Защитник обиженных и оскорбленных, он выступал в поддержку Беллы Дижур, детской писательницы и матери Эрнста Неизвестного.
Он противостоял исключению ее из писательского Союза. В благодарность за оказанную поддержку, Эрнст Неизвестный принимал участие в конкурсе памятников, которые хотели установить на могиле Бажова.
Великий сказитель земли Уральской - Павел Петрович Бажов ушел из жизни ровно 70 лет назад - 3 декабря 1950 года, так что сегодня повод вспомнить о нем и его творчестве. Сказ "Медной горы хозяйка", как правило, открывает его сборники, в том числе и самый известный из них - "Малахитовая шкатулка".
Он мог использоваться как сидячее место для гостей например, когда здесь проходили заседания союза писателей или же как спальное место. Согласно одной из легенд, на нем ночевал поэт Алексей Сурков. Сегодня, как и в годы самого Павла Петровича, сундук хранится в столовой. Фортепиано Это самое дорогое приобретение Бажова за всю жизнь, или, по крайней мере, о котором известно доподлинно. Инструмент он купил своему внуку Никите в надежде, что тот, когда подрастет — будет учиться играть. Спустя время стало понятно, что ожидания писателя не оправдались, но инструмент не простаивал, а звучал, когда в дом приходили гости и устраивали музыкальные вечера. Стоит отметить, что сам Павел Петрович очень любил музыку. В завершении напомним, что посетить дом-музей можно со вторника по субботу с 9:30 до 19:00; в воскресенье — с 9:30 до 18:00. Музей расположен в Екатеринбурге по адресу: улица Чапаева, 11. Благодарим за помощь в создании материала администрацию Объединенного музея писателей Урала и лично заведующую музеем П. Бажова Любовь Григорьеву.
Произведения о Хозяйке Медной горы, Даниле-мастере и других персонажах вошли в сборник «Малахитовая шкатулка». В этих историях Бажов соединял сказочные сюжеты с описанием реального быта горняков, который был знаком ему с детства. Павел Бажов был единственным ребенком в семье. Его отдали на обучение в местную земскую школу, затем он окончил духовное училище в Екатеринбурге и Пермскую духовную семинарию. В 1899 году Бажову предложили поступить в духовную академию. В 1911 году Бажов женился на своей бывшей выпускнице Валентине Иваницкой, а три года спустя переехал с женой в город Камышлов Пермской губернии. В 1917 году Павла Бажова избрали в Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Камышлова. Будущий писатель выпустил брошюру «Программа трудового крестьянства», в газетах публиковали его статьи, которые выходили под псевдонимом Деревенский. В том же 1917 году Бажов добровольцем ушел в Красную армию. Военная история Урала и местный фольклор С 1923 года Павел Бажов работал в Свердловске редактором «Крестьянской газеты». Он разбирал письма читателей, собирал материал для будущих произведений, писал очерки о старых заводах. В 1924 году вышла книга Бажова под названием «Уральские были. Из недавнего быта Сысертских заводов». В 1920—30-х годах в журналах публиковали его очерки и повести о военной истории Урала. Особенно его интересовали предания, которые рассказывали рабочие уральских заводов. В годы Гражданской войны весь архив этих материалов погиб. Многие детали писатель восстанавливал для своих произведений по памяти. В 1930-х Бажов вновь стал собирать фольклор. В поездках он обращался к «заводским старикам» — так прозаик называл людей, которые несколько десятков лет работали на заводах. Такой труд был тяжелым и опасным, горные мастера часто получали увечья, многие оставались инвалидами.