Администрация г. Бодайбо и района ведет активную работу по подготовке к 79-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. К акции присоединилась и Иркутская область, где студотряды познакомили 1,5 тысячи школьников с миром профессий и деятельностью своей организации. В Бодайбо полиция задержала мужчину, который голым вышел на дорогу. В аэропорту Бодайбо Иркутской области строители приступили к ремонтным работам.
Новости Бодайбо
Причем, у каждой золотодобывающей компании — свой вооруженный отряд. Отработанный карьер. Золотосодержащую руду отсюда уже вычерпали. Фото Константина Куликова Отработанный карьер. И это, по нашему опыту, самый правильный путь. Потому что по автотрассе, местами слишком безлюдной, далековато — почти полторы тысячи километров. А железнодорожных рельсов до Бодайбо просто нет. Итак, Бодайбо — город золотодобытчиков на берегу реки Витим, с небольшим историческим центром и несколькими кварталами многоэтажной жилой застройки, окруженной частным сектором и промзонами.
Необычно само ощущение вдруг увидеть Бодайбо после полета, когда под крылом несколько сотен километров только таежные сопки. Бодайбинский район Расстояние от Иркутска до Бодайбо: 882 км по прямой Население: 17,3 тыс. Фото Константина Куликова На берегу реки Витим. Фото Константина Куликова Бодайбо красив, исполнен достоинства и суров. Ансамбль центральных зданий, в которых разместились управления золотодобывающих компаний, задает городу величественный стиль. Он сочетается с пейзажем из тех же высоких сопок вокруг и плавного могучего течения Витима. Величавость поддерживают памятники — в основном сдержанные и монументальные.
Это и великан-воин, склонивший голову на мемориале Славы, и лаконичный, невысокий, но установленный на возвышении обелиск в честь погибших во время Гражданской войны. Задумчив Ленин на постаменте на центральной площади. Центр города — штаб-квартиры золотодобывающих компаний. Фото Константина Куликова Центр города — штаб-квартиры золотодобывающих компаний. Фото Константина Куликова Многозначительно строгое лицо золотодобытчика, сидящего на постаменте в центральном сквере на берегу. Угрюмы, черны железные ковши драги, украшающие доску почета жителей города, установленную в этом же сквере. Памятник всем старателям , уже более полутора веков добывающих в здешней тайге золото: "В знак уважения труду золотодобытчиков Бодайбинского района".
Оплачен и установлен группой граждан в 2016 году. Фото Константина Куликова Памятник всем старателям , уже более полутора веков добывающих в здешней тайге золото: "В знак уважения труду золотодобытчиков Бодайбинского района". Фото Константина Куликова Вокруг Бодайбо перекопано все и не на один раз. Согласно легенде, началось это с того, что купец Константин Трапезников увидел в руках тунгуса золотой самородок и уговорил оленевода показать место, где он его нашел. Летом 1846 года в долине реки Хомолхо старатели Петр Корнилов и Николай Окуловский намыли первое золото, а вскоре в Олекминском полицейском управлении были зарегистрированы приискА «Спасский» и «Вознесенский». Да, даже сегодня вместо слова «поселки» бодайбинцы говорят «приискА» и — с ударением на последнюю гласную. Выходит, золотая тема у них уже в крови.
К началу XX века в районе было почти 600 приисков. Блеск благородного металла никого не оставил равнодушным. Одни сказочно богатели, другие разорялись. Золотая лихорадка длится почти 180 лет и, кажется, только набирает обороты. На Север прибывает более современная техника, уже заросшие отвалы вновь перекапываются. Кстати, благодаря золоту здесь, на окраине Российской империи, вершилась и самая настоящая техническая революция. Например, уже в 1892 году в Бодайбо появилась телеграфная связь с внешним миром.
Одну из первых гидроэлектростанций Сибири построили в 1896 году на реке Ныгри, притоке легендарной Вачи. Оборудование — две турбины и три динамо-машины — золотопромышленники приобрели на немецких заводах «Лаймер» и «Шуккерт». Помните у Высоцкого: "Я на Вачу еду плача, возвращаюсь хохоча... Так вот она - золотоносная речка Вача. Фото Константина Куликова Несколько месяцев ушло на то, чтобы доставить все оборудование в Сибирь. От Тюмени до Качуга его тащили на подводах. На берегу Лены агрегаты перегрузили на баржи и отправили в Бодайбо, где вновь задействовали гужевой транспорт.
Вскоре старатели опробовали невиданный механизм — электроподъемник породы. Через шесть лет, в 1898 году, жители Бодайбинской резиденции услышали гудок паровоза, то есть даже раньше, чем жители центра губернии — Иркутска.
Госорганизация Дважды лучшие 14 лучших команд игроков в куборо 24 апреля соединил интернет, чтобы в режиме онлайн они сразились за звание лучшего. Зуев и Михайлова — игроки с опытом, они уже даже на Кубориадле побывать успели. Артем Ефимов — новичок, к Показать ещё занятиям приступил чуть больше 8 месяцев назад, но результаты уже показал достойные. Когда на экране юные бодайбинские игроки куборо увидели всех своих соперников, Артем Зуев выдохнул: это реально страшно...
Наставник команды, педагог Г. Щербакова тут же привела всех в чувство: - Ничего не страшно! Помните, что и как мы делаем? Команда ответила: - Верим в себя и строим! И соревнования начались.
Земельные участки, которые займет будущий аэропорт, уже выкуплены у местного населения. Ведется подготовка к расширению территории. Пока аэропорт продолжает работу в прежнем виде. Бетонные работы на взлетно-посадочной полосе начнутся в III квартале 2024 года с завершением в 2025 году.
В Иркутской области начали строительство аэропорта Бодайбо Стоимость работ составляет 7 млрд рублей 22 декабря 2023, 17:21 Общество 22 декабря 2023, 17:21 В Иркутской области начато строительство аэропорта Бодайбо Фото: Правительство Иркутской области Написать автору В Бодайбо Иркутской области началось строительство аэропорта. Заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Приангарья Ольга Золоторева побывала на объекте по поручению губернатора региона Игоря Кобзева. Федеральная структура, занимающаяся модернизацией транспортной системы — ФАУ "Ространсмодернизация", является заказчиком строительства, а подрядной организацией выступает компания АО "Ротек", ранее выполнявшая реконструкцию аэропорта Петропавловска-Камчатского. Общая стоимость работ составляет 7 млрд рублей, финансирование идет в рамках государственных программ "Развитие транспортной системы" и "Строительство" Российской Федерации. Об этом пишет ИА IrkutskMedia со ссылкой на пресс-службу облправительства.
Вести Бодайбо 02.06.2023
Напомним, в конце июля в муниципалитете уже вводили режим ЧС, тоже связанный с лесными пожарами. Другие новости.
Пользователи стараются учесть все до мельчайших деталей: место съемки, одежду, атрибуты, позы и мимику. Получается такой яркий контраст, что кажется будто прокатился на настоящей машине времени.
Мы считаем, что что воспроизведение старых семейных снимков — блестящая идея для отдыха в кругу родных и близких.
Она рассказала, что при каждой артели есть теплицы, в которых выращивают овощи для старателей и даже соревнуются за урожаи с соседними приисками, так что о работе он не беспокоился. В Бодайбо первое время его удивлял красный цвет деревянных зданий. Потом понял, что строили из лиственницы, а она имеет красноватый оттенок. И очень хорошие, добрые люди — Валерий ходил и напевал песню: «Мы здесь держим все двери открытыми, что надежней любого замка».
Заготовил сразу рассады цветов в пять раз больше, подозревал, что будет. Посадил, все красиво, лег спать — утром клумба стоит пустая. Выкопали все до последнего куста. Я позавтракал и пошел снова сажать. И думаю: пока все себе не наберут, сколько нужно, я буду каждый день новую клумбу высаживать.
Так и вышло: скоро один-два выдернули, и успокоились. Обычные цветы — бархатцы, агератум и декоративные ромашки. На участке у тестя Валерий сразу поставил 25-метровую теплицу, в которой выращивал все — овощи, фрукты, цветы. Розы и лилии сдавал в местные магазины и мог бы на этом сделать свой бизнес, но, как признается, у него нет коммерческой жилки. Я смотрел гидрометеорологические таблицы — здесь уровень солнечного сияния на уровне Ташкента.
Просто тепла мало, а солнца много. Поэтому когда я узбеков угощал местными дынями, они удивлялись, что эти дыни вкуснее, чем у них на родине. Арбузы начальники артелей возили хвастаться в Иркутск — рекордный был 15 килограммов. Их и сейчас выращивают, это не сложно. Виноград прекрасно рос.
Одна женщина посадила алтайские сливы, я удивился, пришел посмотреть. Она говорит: восемь лет ничего не было, в этом году заплодоносила. А сама посадила ее в самое тенистое холодное место, и слива не могла дать плоды. Но потом набрала силу, окрепла и дала урожай. Косточковые — вишня, слива — легко могут расти у нас.
Я вот третий год абрикосы выращиваю. Мечтаю сделать большой фруктовый сад, чтобы дети перестали удивляться фруктам на деревьях. Вначале этот край, работа — огромная доля романтики. Я к золотодобыче не имею отношения, но всегда с гордостью рассказываю родителям на Алтае про Бодайбо: ты живешь здесь, проникаешься этим. Когда говорят, что у нас красиво, я спорю.
Есть места красивее, здесь суровая природа, сосны, перекрученные морозом, что-то вырастить — много труда нужно приложить. Город рабочий, люди не умеют отдыхать, нет праздношатающихся. Отработали — поехали на дачу работать. Не умеют гулять. Сейчас — ну, медицина не очень, но прожить можно.
Молодежь уезжает учиться, и то, что не возвращается на работу, — это плохо, но нормально. А вот люди уезжают старшего возраста, когда начинаешь работать на таблетки, поэтому едут туда, где лучше больницы. Здесь, может, лучше и не становится, но и не плохеет совсем. Развития нет. Если бы государство обратило внимание на Север — было бы совсем хорошо.
Источник: Берт Корк «Здесь нужно работать. Жить здесь не надо…» Балахнинское совсем рядом с Бодайбо — чуть больше часа на обычном рейсовом автобусе. Из-за суровых служб безопасности и долгих согласований с центральным московским офисом на ГОКи нас не пустили даже с протекцией мэра, поэтому мы направились на ближайший прииск «Дражное», где на реке Бодайбинке открытым способом добывает золото небольшая компания «Севзото». Еще на подъезде с крутого склона открывается сказочный вид радужно бьющей струи на середине русла реки. Но когда переходишь мост от остановки к поселку, видно, что вода в реке цвета какао — следствие золотодобычи, от которого страшными словами ругаются все экологи.
В Дражном сейчас мелкие компании открытым способом добывают «бортовое» золото — идут по руслу рек там, где раньше прошли драги и оставили «борта» — отвалы. Драга не может полностью вымыть из донных щелей породное золото, оно остается — от вибрации драги оседает в коренные породы. Как рассказала ИО главы администрации Балахнинского городского поселения Елена Бурцева, в Дражном по прописке живет 1350 человек — это не считая вахтовиков, которые живут на своих участках. Остальные — это старики и бюджетники: в поселке есть администрация, почта, «Витим-энерго», Сбер и культурно-досуговый центр. Местный ветеран старательского ремесла Борис Игнатьев рассказывает, что прииск «Дражный» был организован в Балахнинском в 1954 году, здесь мыли золото на реках Бодайбинка и ее притоке Накатоми.
Потом появились и шахтные разработки. Было несколько поселков — сам он родился в Успенке, роддом был в Васильевке — они давно расселены и закрыты. Мать в шахте работала, потом закончила курсы и стала бухгалтером. Отец — токарь, потом ушел на драгу. Сам Борис Николаевич полжизни проработал на драге.
Интересно, что в отличие от Мамы в Бодайбо не было ни особого «золотого века», когда было прекрасное снабжение, ни, по контрасту, чудовищного развала в перестройку. До 1990 года снабжение было хорошим: в Иркутске все уже покупали по талонам, а здесь холодильники были забиты. В 1990-е люди продолжали работать как обычно. Были, конечно, задержки зарплаты, но на приисках директора старались обеспечить людей питанием, продукты брали «под запись». Денег не было, но не голодали.
Поэтому я завел корову, продавал пенсионерам молоко. Так и выучил двух сыновей, — по-старчески легко вздыхает Борис Николаевич, но на вопросы о золотодобыче смурнеет: — Родители работают по двенадцать часов, хотя Ленский расстрел произошел из-за того, что старатели требовали восьмичасовой рабочий день. У меня старший сын работает директором прииска, в семь утра за ним приходит машина, а возвращается он в девятом часу вечера. Младший поработал на драге, почувствовал вкус больших заработков и говорит: не поеду учиться, буду работать. Я сказал: поедешь, я тебя в Иркутск отправлю, не станешь учиться — домой пешком иди.
С февраля по ноябрь, без выходных — родителям некогда с детьми заниматься. Я смотрю на молодежь в школе — они ни к чему не стремятся. Во дворе из типовых 12-квартирных двухэтажек системы «барак общего типа» сидит и щурится на солнце мужик. Здесь он родился, но золото добывать никогда не рвался — в детстве мечтал стать милиционером. Работал на нескольких приисках по всему району.
Золото или не золото — мне не важно. Я не на золоте работаю, на самосвале, — лениво рассказывает он. У нас в Дражном то же самое: те, кто работает на «Севзото», отчасти местные, ночуют дома, часть приезжих из Бодайбо вахтовками уезжают в город, еще треть — завербовавшиеся из других регионов, живут прямо на участке. Я здесь не работаю, потому что на «Кропоткине» в два раза больше получаю, а работаю три месяца через полтора. Сейчас как раз в заслуженном отпуске… Планы на жизнь у него простые и логичные: заработать побольше денег, пока может работать, и в старости уехать в более благодатные края.
Летом еще ладно: огород вскопал, во дворе с соседом поболтал, и баиньки. А зимой тут только два выхода — или телевизор, или алкоголь. Тут остаются те, кто не думал о будущем, не откладывал и не копил. Я себе такой старости не хочу. Нужно только сначала заработать капитал, чтобы уже совсем не возвращаться.
Пока есть здоровье и силы работать — ты будешь возвращаться сюда и зарабатывать на старость. Самый лучший вариант — здесь надо работать, а жить тут не надо, слишком дорогая жизнь. Работа здесь будет всегда, а вот старикам тут делать нечего. Но нужно обеспечить жильем детей. Но то, на что хватает денег, меня не устраивает, хочется получше.
Каждый год думаю: еще немного заработаю, куплю хорошую квартиру. А цены растут — и опять не хватает.
Сначала прилетали в Новосибирск, по железной дороге ехали в Таксимо и далее автотранспортом в Бодайбо. Новые правила влекут огромные потери для нас. В первую очередь пострадает бюджет — мы недополучим около 100 миллионов налогов, потому что они платятся по месту оформления патента. Приблизительно 50 миллионов рублей за платные медосмотры не получит наша районная больница. Для здравоохранения это будет катастрофой, на эти деньги в район привлекают врачей, платят достойную зарплату. Фото из архива IRK.
Семь тысяч человек нужно доставить в Иркутск, они где-то должны жить около месяца: медкомиссия, оформление патента требуют времени. У нас вопрос размещения людей отлажен годами, этим занимается принимающая сторона. Есть производственные базы, общежития. Мы приобрели отдельное здание за чертой города для районной больницы, где мигранты проходят медосмотры — в городе их не видно. А в Иркутске они будут очень заметны, если все обратятся в аккредитованный СПИД-центр за медкомиссией и в единый миграционный центр на Декабрьских Событий. Еще один момент: им надо будет как-то уехать в Бодайбо. Билет на самолет к нам из Иркутска стоит 15 000 рублей, умножьте на семь тысяч. Кроме того, что это очень дорого, никакая авиация такое количество людей не вывезет.
Надеюсь, что проблема решится. Написали письма, губернатор дал обещание, «Полюс» подключился. Как в целом прошлый год оцениваете? Лично для меня он был очень тяжелым. Я тяжело болел коронавирусом, потерял троих близких людей. Для города год ровный, стабильный в финансовом плане. Цена на золото хорошая. Курс доллара идет вверх, а наши предприятия получают дополнительную выручку в рублях.
Обстановка в городе тревожная, как везде. Повлияло изменение образа жизни, «ковидные» ограничения. Мне надо с людьми, с жителями пообщаться, на вопросы ответить, а я не могу. Много смертельных случаев, сейчас опять всплеск заболеваемости. В остальном ровно: объекты строим, проблемы решаем. С деньгами в бюджете стабильно, нам, конечно, легче в финансовом плане, чем другим муниципалитетам. Но впервые за 15 лет не установлен новый рекорд по добыче золота. Это связано с истощением россыпных месторождений, в том числе «Высочайший» просел, за 20 лет выработано рудное тело.
Сейчас компания начинает другой проект, в планах строительство новой фабрики. И вторая причина: долго были закрыты границы, рабочие, которые должны была приехать в феврале, прибыли только весной. Сезон начался на месяц позже. Финансовые потери предприятий огромны. Все дело в рабочих руках. Очень мало россиян, желающих работать на золотодобыче, на россыпях, где тяжелый труд. Наши соотечественники работают на высокотехнологичных предприятиях. И условия проживания совершенно другие.
Мест хватает — рук не хватает. У нас самая низкая в области безработица: 0,2-0,3 процента. С кадрами в районе серьезная проблема. Например, в Пенсионном фонде сейчас не осталось сотрудников — две женщины ушли в декретный отпуск, одна уволилась. Ищут специалистов и не могут найти. Давно говорится о разработке крупнейшего в мире неосвоенного месторождения золота Сухой Лог. На каком этапе инвестпроект сейчас? Работы ведутся планово.
Капитальные затраты на первоначальное строительство составляют 3,3 миллиарда долларов. На 2027 год запланирован выпуск первого золота. Много раз пытались начать разработку месторождения, в том числе и иностранные фирмы, однако сегодня группа компаний «Полюс» начала реализовывать проект и это очевидно. Видео с сайта группы компаний «Полюс» Под Сухой Лог надо делать инфраструктуру, кое-что намечено.
Аэропорт начали строить в Бодайбо на севере Иркутской области
Росавиация планирует изъять 16 земельных участков и объектов недвижимости для строительства аэропортового комплекса в Бодайбо в Иркутской области. Зато в Бодайбо самый низкий уровень безработицы, 1% (средний по области — 2,6%). Иркутская область. Интерфакс: Двое пожарных погибли при тушении огня в жилом доме в городе Бодайбо Иркутской области, сообщает в субботу пресс-служба ГУ МЧС по региону на своей странице в инстаграме. Бодайбо — все новости (вчера, сегодня, сейчас) от. Инцидент произошел в городе Бодайбо, сообщили на сайте Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области. Тревожные сигналы поступают из Бодайбинского района – золотодобывающей столицы Иркутской области.
Сегодня в Бодайбо
«Полюс» также участвует в проектах строительства моста через Витим и реконструкции аэропорта и взлетно-посадочной полосы в Бодайбо. Новости Бодайбо на "Today" — это ежедневный календарь городских событий, фактов, происшествий, работающий для вас в режиме онлайн 24 часа в сутки. «#вахта #север #бодайбо #realmeWishList #Стабилизируй #рек #топ #38» от автора Иван Нестеров с композицией «оригинальный звук» (исполнитель Иван Нестеров). Новости. Губернатор Игорь Кобзев побывал на Сухом Логе. На севере Иркутской области, в городе Бодайбо, начато строительство аэропорта. Крупный пожар на складе строительных материалов произошел сегодня утром в городе Бодайбо Иркутской области.
Бодайбо: затерянные между золотом и нищетой
ул. Урицкого, 33, г. Бодайбо (Иркутская область). Участники3 516. В Иркутской области зарезали судью В одной из квартир жилого дома в городе Бодайбо Иркутской области накануне днем была найдена убитой судья горсуда. Онлайн-табло, партнерам, правила и новости для пассажиров. В Бодайбо и районе ввели режим чрезвычайной ситуации. Сейчас там действует четыре пожара площадью более 60 гектаров.
Пожар на складе магазина стройматериалов потушили в Бодайбо
Общая стоимость проекта составляет 7 млрд рублей. Финансирование будет вестись в рамках государственных программ «Развитие транспортной системы» и «Строительство», пишет ИА IrkutskMedia со ссылкой на информацию правительства Приангарья. Возведение аэропорта имеет большое значение для местных жителей и экономики с учетом освоения золоторудных месторождений. Специалисты намерены переоборудовать и расширить взлетно-посадочную полосу, которая на текущий момент является грунтовой.
По другой версии, «Бодайбо» в переводе с эвенкийского языка означает «это место». Бодайбо возник в 1864 году как приисковая «резиденция» — склад грузов и поселок, обслуживающий Ленский золотопромышленный район. В 1903 году населенный пункт был преобразован в город. В 1912 году на местных золотых приисках правительственные войска расстреляли массовую забастовку, были убиты 170 человек. Эти события вошли в историю как Ленский расстрел.
К 1921 году добыча золота в регионе сократилась в десятки раз и не превышала 2,5 процента от дореволюционного уровня. В 1925-м правительство СССР заключило концессионный договор с английской компанией «Лена Голдфилдс Лимитед», которая уже через год увеличила золотодобычу до 58 процентов от прежних показателей.
Расстояние до Иркутска — 1095 километров. Площадь города — 11 квадратных километров.
Численность населения — 12 тысяч человек. Территория Бодайбо приравнена к районам Крайнего Севера. Город расположен в поясе резко континентального климата с долгой морозной зимой и коротким, но жарким летом. В июне-июле температура воздуха в регионе может достигать плюс 40 градусов — уникальный случай для таких высоких широт.
Однако чаще всего летом воздух прогревается до плюс 17 градусов, а зимой столбики термометров опускаются до минус 30.
Получается такой яркий контраст, что кажется будто прокатился на настоящей машине времени. Мы считаем, что что воспроизведение старых семейных снимков — блестящая идея для отдыха в кругу родных и близких. Ведь, глядя на такие коллажи, понимаешь, что время летит, а дружба и любовь при этом становятся только крепче.
Бодайбо – последние новости
Выпускники школ Иркутской области смогут получить медали «За особые успехи в учении» двух степеней. Суд огласил вердикт по уголовному делу двух членов криминальных группировок города Бодайбо Иркутской области. Теплоснабжение жилых домов и объектов соцкультбыта в Бодайбо Иркутской области, прерванное на несколько часов из-за аварии на ЛЭП, восстановлено. Предостережение подписано старшим помощником прокурора г. Бодайбо Иркутской области Эльдаром Шафиковым.
Организации в тренде
Кроме того, планируется комплексное развитие объектов в аэропорту, включая рулежную дорожку, перрон, аварийно-спасательную станцию с командно-диспетчерским пунктом, аэродромный радиолокационный комплекс, очистные сооружения, трансформаторные подстанции, дизельные электростанции и возведение периметрового ограждения с техническими средствами безопасности. Также земельные участки, на которых находится будущее строительство, уже выкуплены у местного населения, а проведение работ по ограждению расширенной территории аэропорта находится в процессе подготовки. При этом старые конструкции были демонтированы, и в настоящее время проводятся земляные работы, но это не затрудняет выполнение полетов, и аэропорт продолжает работать в штатном режиме. Начать бетонные работы на взлетно-посадочной полосе планируется в третьем квартале 2024 года с завершением строительства объекта в 2025 году. После выполнения всех работ аэропорт Бодайбо сможет принимать среднемагистральные самолеты, такие как Ил-114 и Sukhoi Superjet 100.
В Бодайбо первое время его удивлял красный цвет деревянных зданий. Потом понял, что строили из лиственницы, а она имеет красноватый оттенок. И очень хорошие, добрые люди — Валерий ходил и напевал песню: «Мы здесь держим все двери открытыми, что надежней любого замка». Заготовил сразу рассады цветов в пять раз больше, подозревал, что будет. Посадил, все красиво, лег спать — утром клумба стоит пустая. Выкопали все до последнего куста. Я позавтракал и пошел снова сажать. И думаю: пока все себе не наберут, сколько нужно, я буду каждый день новую клумбу высаживать. Так и вышло: скоро один-два выдернули, и успокоились. Обычные цветы — бархатцы, агератум и декоративные ромашки. На участке у тестя Валерий сразу поставил 25-метровую теплицу, в которой выращивал все — овощи, фрукты, цветы. Розы и лилии сдавал в местные магазины и мог бы на этом сделать свой бизнес, но, как признается, у него нет коммерческой жилки. Я смотрел гидрометеорологические таблицы — здесь уровень солнечного сияния на уровне Ташкента. Просто тепла мало, а солнца много. Поэтому когда я узбеков угощал местными дынями, они удивлялись, что эти дыни вкуснее, чем у них на родине. Арбузы начальники артелей возили хвастаться в Иркутск — рекордный был 15 килограммов. Их и сейчас выращивают, это не сложно. Виноград прекрасно рос. Одна женщина посадила алтайские сливы, я удивился, пришел посмотреть. Она говорит: восемь лет ничего не было, в этом году заплодоносила. А сама посадила ее в самое тенистое холодное место, и слива не могла дать плоды. Но потом набрала силу, окрепла и дала урожай. Косточковые — вишня, слива — легко могут расти у нас. Я вот третий год абрикосы выращиваю. Мечтаю сделать большой фруктовый сад, чтобы дети перестали удивляться фруктам на деревьях. Вначале этот край, работа — огромная доля романтики. Я к золотодобыче не имею отношения, но всегда с гордостью рассказываю родителям на Алтае про Бодайбо: ты живешь здесь, проникаешься этим. Когда говорят, что у нас красиво, я спорю. Есть места красивее, здесь суровая природа, сосны, перекрученные морозом, что-то вырастить — много труда нужно приложить. Город рабочий, люди не умеют отдыхать, нет праздношатающихся. Отработали — поехали на дачу работать. Не умеют гулять. Сейчас — ну, медицина не очень, но прожить можно. Молодежь уезжает учиться, и то, что не возвращается на работу, — это плохо, но нормально. А вот люди уезжают старшего возраста, когда начинаешь работать на таблетки, поэтому едут туда, где лучше больницы. Здесь, может, лучше и не становится, но и не плохеет совсем. Развития нет. Если бы государство обратило внимание на Север — было бы совсем хорошо. Источник: Берт Корк «Здесь нужно работать. Жить здесь не надо…» Балахнинское совсем рядом с Бодайбо — чуть больше часа на обычном рейсовом автобусе. Из-за суровых служб безопасности и долгих согласований с центральным московским офисом на ГОКи нас не пустили даже с протекцией мэра, поэтому мы направились на ближайший прииск «Дражное», где на реке Бодайбинке открытым способом добывает золото небольшая компания «Севзото». Еще на подъезде с крутого склона открывается сказочный вид радужно бьющей струи на середине русла реки. Но когда переходишь мост от остановки к поселку, видно, что вода в реке цвета какао — следствие золотодобычи, от которого страшными словами ругаются все экологи. В Дражном сейчас мелкие компании открытым способом добывают «бортовое» золото — идут по руслу рек там, где раньше прошли драги и оставили «борта» — отвалы. Драга не может полностью вымыть из донных щелей породное золото, оно остается — от вибрации драги оседает в коренные породы. Как рассказала ИО главы администрации Балахнинского городского поселения Елена Бурцева, в Дражном по прописке живет 1350 человек — это не считая вахтовиков, которые живут на своих участках. Остальные — это старики и бюджетники: в поселке есть администрация, почта, «Витим-энерго», Сбер и культурно-досуговый центр. Местный ветеран старательского ремесла Борис Игнатьев рассказывает, что прииск «Дражный» был организован в Балахнинском в 1954 году, здесь мыли золото на реках Бодайбинка и ее притоке Накатоми. Потом появились и шахтные разработки. Было несколько поселков — сам он родился в Успенке, роддом был в Васильевке — они давно расселены и закрыты. Мать в шахте работала, потом закончила курсы и стала бухгалтером. Отец — токарь, потом ушел на драгу. Сам Борис Николаевич полжизни проработал на драге. Интересно, что в отличие от Мамы в Бодайбо не было ни особого «золотого века», когда было прекрасное снабжение, ни, по контрасту, чудовищного развала в перестройку. До 1990 года снабжение было хорошим: в Иркутске все уже покупали по талонам, а здесь холодильники были забиты. В 1990-е люди продолжали работать как обычно. Были, конечно, задержки зарплаты, но на приисках директора старались обеспечить людей питанием, продукты брали «под запись». Денег не было, но не голодали. Поэтому я завел корову, продавал пенсионерам молоко. Так и выучил двух сыновей, — по-старчески легко вздыхает Борис Николаевич, но на вопросы о золотодобыче смурнеет: — Родители работают по двенадцать часов, хотя Ленский расстрел произошел из-за того, что старатели требовали восьмичасовой рабочий день. У меня старший сын работает директором прииска, в семь утра за ним приходит машина, а возвращается он в девятом часу вечера. Младший поработал на драге, почувствовал вкус больших заработков и говорит: не поеду учиться, буду работать. Я сказал: поедешь, я тебя в Иркутск отправлю, не станешь учиться — домой пешком иди. С февраля по ноябрь, без выходных — родителям некогда с детьми заниматься. Я смотрю на молодежь в школе — они ни к чему не стремятся. Во дворе из типовых 12-квартирных двухэтажек системы «барак общего типа» сидит и щурится на солнце мужик. Здесь он родился, но золото добывать никогда не рвался — в детстве мечтал стать милиционером. Работал на нескольких приисках по всему району. Золото или не золото — мне не важно. Я не на золоте работаю, на самосвале, — лениво рассказывает он. У нас в Дражном то же самое: те, кто работает на «Севзото», отчасти местные, ночуют дома, часть приезжих из Бодайбо вахтовками уезжают в город, еще треть — завербовавшиеся из других регионов, живут прямо на участке. Я здесь не работаю, потому что на «Кропоткине» в два раза больше получаю, а работаю три месяца через полтора. Сейчас как раз в заслуженном отпуске… Планы на жизнь у него простые и логичные: заработать побольше денег, пока может работать, и в старости уехать в более благодатные края. Летом еще ладно: огород вскопал, во дворе с соседом поболтал, и баиньки. А зимой тут только два выхода — или телевизор, или алкоголь. Тут остаются те, кто не думал о будущем, не откладывал и не копил. Я себе такой старости не хочу. Нужно только сначала заработать капитал, чтобы уже совсем не возвращаться. Пока есть здоровье и силы работать — ты будешь возвращаться сюда и зарабатывать на старость. Самый лучший вариант — здесь надо работать, а жить тут не надо, слишком дорогая жизнь. Работа здесь будет всегда, а вот старикам тут делать нечего. Но нужно обеспечить жильем детей. Но то, на что хватает денег, меня не устраивает, хочется получше. Каждый год думаю: еще немного заработаю, куплю хорошую квартиру. А цены растут — и опять не хватает. Себе старость я уже обеспечил — у меня есть дом на Байкале, буду ловить рыбу.
Youtube Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области Официальный интернет-портал правовой информации Иркутской области. Учредитель: областное государственное автономное учреждение "Медиа-центр "Приангарье". Главный редактор: Люстрицкий Дмитрий Георгиевич.
Золотоизвлекательную фабрику на Сухом Логе планируют запустить к 2028 году. Когда она выйдет на проектную мощность, она сможет производить около 70 тонн драгоценного металла в год. Сейчас, по словам Энгельгардта, проекты основных объектов горно-обогатительного комбината проходят экспертизу. В следующем году компания планирует начать на месторождении строительство полигонов и вахтовых городков. В проекте моста «Полюс» выступает заказчиком, застройщиком — дирекция автодорог Иркутской области, так как все дороги находятся на ее балансе. Проект уже утвердила служба архитектуры Иркутской области, в начале ноября 2023 года его отправили на рассмотрение Главгосэкспертизы. С точки зрения Градостроительного кодекса — это уникальное, а не типовое сооружение. Пролетная часть моста более 450 м, подходы составляют до 6 км. К тому же там северная территория с вечной мерзлотой.