Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. "Даная" перенесла покушение вандала в 1985. знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. 15 июня 1985 года житель литовского города Каунас Бронюс Майгис плеснул на полотно Рембрандта "Даная" серной кислотой. Три художника-реставратора под чутким руководством научной комиссии восстанавливали «Данаю» 12 лет.
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр?
20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Кроме «посмертной» консервации останков рассматривался и другой вариант: реконструировать картину за Рембрандта, по возможности правдоподобно и красиво.
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации
Служанка, придерживающая занавес, приставлена для охраны Данаи. Существует версия, что в образе подглядывающего художник мог изобразить самого себя. Мне нравится2 Не нравится Картина была создана по мотивам древнегреческой мифологии. В основе лежит история о Данае — дочери царя Аргоса.
Девушка была заключена в подземелье из-за опасного пророчества, согласно которому ее отец должен был погибнуть от рук собственного внука. Но однажды всемогущий Зевс заметил пленницу и был настолько ей восхищен, что проник в темницу, приняв образ золотого дождя. На картине запечатлен момент первой встречи Данаи со всемогущим богом.
Жанрово картина не получилась, и вышло так, что фильм гадит в собственном доме. К нам обращались с просьбой о съемках в Эрмитаже. Мы не разрешили, у нас нельзя снимать игровое кино. И Кирилл Юрьевич Лавров мне говорил, что собирается в этой картине сниматься. Меня это не волновало, хотя историю я знал. Ну фильм и фильм. Кто же мог предположить, что он станет орудием политической технологии. Неким фактом о том, какой плохой Петербург. Вообще в нынешней жизни надо быть очень осторожным.
Нет чистой журналистики. Но и чистого искусства сегодня тоже нет. Фильмы вторгаются в сознание людей и создают определенные стереотипы. Для всех настоящих петербуржцев то, что случилось с «Данаей», — страшная трагедия. И когда в ней сладострастно ковыряются, это неприятно. Трагедия не должна быть предметом злорадства. Это стандартный сюжет. Есть, например, одна книга, где меня, директора Эрмитажа, убивают. Там тоже действуют реставраторы, правда, хорошие.
Они подменяют копией работу да Винчи, чтобы она не досталась колумбийской мафии. Кажется, книжка называется «Письмо из холодной страны». Корреспондент «Ньюс уик» в Москве написал. Писать можно что угодно. И снимать что угодно. Но есть вечный вопрос об ответственности художника. Ответственность должна быть. Нужно понимать, какой отпечаток все это может оставить в умах людей. Вы знаете, что примерно в одно время с «Данаей» некий маньяк облил кислотой несколько полотен Дюрера в Мюнхене?
Его тоже посадили в сумасшедший дом, потом выпустили за хорошее поведение, не сообщив об этом работникам музея.
А у нас юристы выдвигают такие сложные программы, что мы не можем беспрепятственно разместить логотип спонсора, словно хотим унизить того, кто дает деньги. Даже красиво сказать «спасибо» не можем. В значительной мере мы сами куем свое счастье, важно сделать разумное законодательство». На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла или спасена, Пиотровский сказал: «Конечно, она не погибла, она ранена, как бывает ранена всякая картина, но она спасена.
Что-то потеряла, что-то приобрела, ни одна из музейных работ не соответствует тому своему виду, когда была написана. Большая часть картин реставрировались по десять раз, ярчайший пример — «Салватор Мунди» Леонардо да Винчи, там были мощнейшие перереставрации. Все картины стареют, и эрмитажные реставраторы не придерживаются манеры, когда делают так, как будто картина написана вчера, это, по сути, ботокс. Всегда нужно внимательно решать, в какой степени обновлять картину, и стараться, чтобы возраст ее не был виден. Картина приобретает возраст, точно так, как днем и вечером она выглядит по-разному.
Если это картина с биографией, надо максимально стараться сохранять, чтобы ничего не изменялось, и, если по какой-то причине изменяется, надо в соответствии с этим и обращаться с картиной. Борис Михайлович рассказал о многом: о том, сколько картин утекло за границу в 20-е годы, что возвратилось, и какой политики придерживается Эрмитаж в надежде, вернуть находящиеся в западных музеях шедевры. Рассказал, как относится к современному искусству, которое, на самом деле, «просто искусство», и подчеркнул, как категорично настроен в отношении продажи картин. Хранили же мы 80 лет личные вещи Романовых…».
Но чаще всего речь идет об объектах цифрового или оцифрованного искусства. При чем здесь Эрмитаж, спросите вы? Да-Да, я не шучу. А реализовать проект по выпуску токенов «Цифровое искусство» музею помогли компания «Интеррос» и платформа «Атомайз». Я всегда скептически относилась ко всему, что не могу пощупать, пока лично не посетила международный Форум объединенных культур, который проходил в Санкт-Петербурге этой осенью. Государственный Эрмитаж Каждый желающий может приобрести в свою коллекцию понравившуюся фреску целиком или ее фрагменты, либо просто удачно инвестировать свои деньги в токен с уникальными цифровыми правами. Каждый токен фиксирует первоначальный вид сегмента фрески, либо каждый этап ее реставрации. Тем самым, вы вносите вклад не только в свое будущее, но и помогаете музею, который вырученные средства направляет на дальнейшую реставрацию шедевров из своих коллекций.
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта
Центральная часть картины пострадала больше всего: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые заполнили стекавшие сверху картины темные краски. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Широков, А. Рахман и Е. Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Работа над восстановлением шедевра Реставрация «Данаи» длилась долгих 12 лет. Поскольку работы предстояло очень много, и она неизбежно приводила к изменениям первоначального варианта, многие предлагали оставить все как есть — мол, в противном случае от Рембрандта там вообще ничего не останется. Но реставраторы все же продолжили работу. Им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, убрать натеки.
Реставраторы трудятся над восстановлением шедевра В 1997 г. Хотя реставраторам удалось восстановить картину, многие ценители искусства говорят: «Даная» умерла. В ней больше нет чувств художника».
Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим. Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Правая рука обращена навстречу свету Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется,становится радостным, одухотворенным.
Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Счастье входит в обитель Данаи, и единственным напоминанием о днях ее тягостного одиночества остается лишь плачущий скованный амур — деревянная фигурка в изголовье ее кровати. Над изголовьем кровати - младенец с крылышками, на лице которого застыло страдание Рембрандт писал Данаю сам, не доверив ученикам ни мазка. Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Субботним утром, в ленинградском ныне - санкт-петербургском Эрмитаже в присутствии экскурсионной группы молодой мужчина выплеснул на «Данаю» кисти Рембрандта серную кислоту из литровой банки, после чего с криком "Свободу Литве!
Преступником оказался душевнобольной литовец Бронюс Майгис, который объяснил свои действия "политическими соображениями". Майгис Бронюс Дело Майгиса Бронюса. Человеком,который обезоружил «безумного» Майгиса, оказался Василий Клешевский, белорусский милиционер, а не сотрудник ленинградской милиции, как считалось много лет! Тогда еще 30-летний старшина белорусской милиции оказался в Эрмитаже один на один с вандалом в последний день своего отпуска. Благодаря его рассказу выясняется, что в тот день Майгис планировал не только уничтожить картину, но и устроить мощный взрыв. После "покушения" Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой. Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью.
Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… По приказу Министерства культуры была создана Государственная комиссия, в которую вошли крупнейшие специалисты в области исследования и реставрации живописи и администрация музея. Проведение реставрационных работ поручили эрмитажным художникам-реставраторам Е. Герасимову, А. Рахману, Г. Основную часть научно-методических разработок осуществляла секретарь Государственной комиссии Т. Консервация картины, включавшая укрепление красочного слоя и грунта, удаление двух дублировочных холстов и подведение нового, глубинная регенерация покровных лаков, была завершена уже к концу 1985 года. В течение последующих лет проводились работы по удалению натеков, в места утрат красочного слоя подводился новый реставрационный грунт из мела и пигмента, имитирующего цвет авторской имприматуры светло-серый , на клеевом связующем.
Геннадий Широков, Александр Рахман и Евгений Герасимов работают над восстановлением картины Рембрандта Наконец,после того, как в июле 1987 года Государственная комиссия приняла проделанную работу, начался следующий этап реставрации, направленный на восполнение утрат и приведение картины в экспозиционное состояние. Этот процесс проводился в традиционной для Эрмитажа и идентичной подлиннику технике масляной живописи на слое лака, разделяющем авторскую живопись и реставрационные тонировки. Тем самым был соблюден важнейший принцип реставрации - обратимость, возможность в любой момент вернуться к исходной точке.
Тёплый и яркий солнечный свет мощным потоком освещает мягкие контуры тела женщины. О соответствии её фигуры каким-то канонам судить излишне — во все времена красота и женственность превыше всего. Массивные ножки кровати — золотые орлы, над изголовьем — плачущий золотой ангел, выделенный светом, вокруг — мягкие драпировки в коричнево-золотистых оттенках. За дальней шторой наполовину открытый силуэт служанки — она внимательно и строго глядит в ту же сторону, что и Даная. Сюжет В греческой мифологии Даная — дочь Акрисия, аргосского царя, и Аганипы.
Оракул предсказал царю смерть от руки внука. В попытке предотвратить появление ребёнка у своей единственной дочери Данаи Акрисий велел стеречь её в подземном медном замке. Но влюблённый Зевс, обратившись в золотой дождь, проник к Данае, которая впоследствии родила Персея, сына Зевса. Акрисий приказал Данаю с сыном поместить в ящик и сбросить в море. Им удалось спастись и много лет спустя во время соревнований по метанию диска Персей совершенно случайно убил своего деда. История написания картины Начав работу над полотном в 1636 году и используя любимую молодую жену Саскию как модель, Рембрандт внёс изменения в написанное после смерти супруги в 1642-м. Тогда на работу художника небезуспешно пыталась влиять няня сына Рембрандта Гертье Диркс, ставшая любовницей живописца.
На полотне запечатлен момент первой встречи девушки с богом Зевсом. Примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад Даная крепко спала. Массивная позолоченная ножка кровати украшена головой орла. Согласно мифологии, именно эта птица являлась спутником и символом Зевса. Служанка, придерживающая занавес, приставлена для охраны Данаи. Существует версия, что в образе подглядывающего художник мог изобразить самого себя. Мне нравится2 Не нравится Картина была создана по мотивам древнегреческой мифологии.
КАРТИНА ДАНАЯ РЕМБРАНДТА В ЭРМИТАЖЕ
По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. Самая известная картина Рембрандта – «Даная» – с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом. 15 июня 1985 года человек, которого впоследствии признали безумным, плеснул серной кислотой на полотно Рембрандта «Даная». О главной медицинской загадке картины Даная Рембрандта читайте на нашем сайте. В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами.
Воскрешение “Данаи”
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты 🚩 Искусство | 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. |
Покушение на Данаю. 28 лет назад вандал изуродовал картину Рембрандта | АиФ Санкт-Петербург | Рентгеновский снимок руки Данаи: на рентгенограмме две поднятые руки В 1656 г. «Даная» была продана в числе других картин за долги Рембрандта. |
Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна | | На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае. |
Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта – EXMUS-SPB | По иронии судьбы «Даная» Рембрандта была куплена вместе с «Данаей» Тициана. |
Атака на Данаю: Зачем Бронюс Майгис покусился на шедевр? | знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. |
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная
Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Для одной из главных своих картин Рембрандт выбрал сюжет о царе Акрисии и дочери его Данае. «Даная» была написана в 1636 году, но впоследствии подверглась таким изменениям, что восстановить полностью ее истинный вид не представляется возможным. 25 лет назад 15 июня 1985 года в Эрмитаже картина Рембрандта "Даная" подверглась нападению сумасшедшего, который облил холст серной кислотой и дважды нанес. Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. Рембрандт. Даная, 1636-1647 Самая известная картина Рембрандта Даная с момента своего создания и до наших дней попадала в такие истории, что ее сохранность можно считать чудом.
Саския — лучшее, что знал Рембрандт в жизни?
- Главная утрата Эрмитажа
- Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта: 3 комментария
- Навигация по записям
- В 1985 году "Данаю" Рембрандта могли взорвать - следствие - Российская газета
- Невеселая судьба «Данаи» Рембрандта: 3 комментария
- Петербургские тайны: можно ли было спасти «Данаю» Рембрандта с помощью NFT?
Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего
Рембрандт, «Даная» (1636-1647), фрагмент. Компьютерный анализ показал, что после акта вандализма около 30 процентов авторского письма утрачено навсегда. Репродукция картины Рембрандта «Даная» 1636 г. Сюжет взят из мифологии, но автор трактовал его по-своему. «Даная» (1636—1647) Рембрандта из коллекции Эрмитажа, пострадала от действий вандала в 1985 году. Знаменитая картина Рембрандта "Даная" вызывает интерес не только мастерской работой голландского художника, но и своей непростой судьбой. Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Рембрандт начал писать «Данаю» в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх.
Трагедия не должна быть предметом злорадства
15 июня 1985 года картина "Даная" Рембрандта подверглась нападению психически больного мужчины, который облил картину серной кислотой и нанес полотну несколько ударов ножом. Самым вопиющим инцидентом в истории Эрмитажа до сих пор считается история с «Данаей» Рембрандта. Так, Рембрандт переписал руку Данаи: сначала героиня должна была ждать Зевса, протягивая ему руку, после изменений она будто прощается с ним. Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. 20 лет назад, 15 июня 1985 г., душевнобольной нанес картине Рембрандта “Даная” два ножевых удара и облил ее концентрированной серной кислотой.
"Даная" Рембрандта
Рентген, стекло, серная кислота и другие прелести реставрации / Статьи / | «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя. |
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история | Оказывается, в первоначальном варианте у Рембрандта Даная со служанкой смотрели вверх. |
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты 🚩 Искусство | На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла. |
Спасение голландской «Данаи» от последствий вандализма литовского сумасшедшего | Картина даная Рембрандта в Эрмитаже является настоящим сокровищем и символом музейной коллекции. |
"Даная" Рембранта | Рентгенограммы участков картины Рембрандта «Даная», из которых виден творческий поиск художника. |
Автор полотна
- Где самая ценная?
- Как пострадала «Даная»
- Рембрандт.Даная. История шедевра.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- На чём основан сюжет картины
- Характеристики:
Интересные факты
- Трагедия не должна быть предметом злорадства
- Что еще почитать
- Пять Данай Тициана
- Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
- Даная | Рембрандт Ван Рейн
- Картина Рембрандта "Даная": 30 лет после нападения вандала - ТАСС
Рембрандт Харменс ван Рейн «Даная»
Кражу обнаружили, музей заперли, всех обыскали, но о полотне ничего не было слышно ещё пять лет. В 2006 году Геннадию Зюганову в Госдуму позвонил неизвестный. Он сказал, что если кто-то из сотрудников аппарата встретится с ним в метро, то «получит бесценную картину». Свёрток забрали. В нём оказалось полотно Жерома. Жан-Леон Жером, Бассейн в гареме. Правда, сильно повреждённый: сложенная вчетверо картина еле держалась на нитях холста. К слову, личность преступника всё ещё остаётся загадкой и предметом спекуляций.
Кражи египетской чаши и польской вазы В 1994 году с выставки «Культура и искусство народов Кавказа» пропала небольшая египетская стеклянная чаша III века до нашей эры. Год спустя её нашли в квартире бывшего электрика Эрмитажа. А в 2006-м на Украине обнаружили польскую стеклянную вазу, оправленную в бронзу и серебро. Она пропала с выставки «Художественное оформление русского интерьера». Экспонат вернули в Эрмитаж и приурочили событие к круглому столу «Украина — Россия: возвращение культурных ценностей», который проходил в 2010 году. Трагедия произошла 15 июня 1985 года. Он спросил у работниц, какая из картин здесь наиболее ценная.
Потом подошёл к «Данае» и трижды выплеснул на неё серную кислоту из склянки.
Позднее он полюбил другую женщину, кормилицу сына Гертье Диркс, поэтому в «Данае» были совмещены образы двух любимых женщин. Интересным является и тот факт, что при написании золотого дождя на картине снизу и золотого света, который мы видим сейчас, художник замешивал в масляную краску толченый янтарь. В 1772 году картина была куплена царицей Екатериной II вместе с частью большого когда-то собрания произведений искусства барона Кроза во Франции. Это полотно веками считалось одним из главных шедевров Эрмитажа.
Надо знать и помнить, что одним из величайших голландских живописцев золотого века является Рембрандт. В прошлом веке «Ночной дозор» Рембрандта три раза страдал от нападений. Поэтому сотрудники музея вынуждены прибегать к таким мерам, как бронированные стекла.
Жест руки можно было охарактеризовать не как приветственный, но прощальный. По одной версии, плачущий амур со связанными руками, расположенный над изголовьем, прежде смеялся. По другой — он переживал и раньше. Интерпретация выражения его лица была разной. От терзаний по поводу утраченной Данаей невинности, до сожалений о том, что её любовь длилась так недолго.
Приблизиться к пониманию происходящего помогло предположение искусствоведа Сергея Андронова, проясняющее некоторые важные нюансы. Если допустить, что на картине изображено окончание любовного свидания, становится понятным и направление взгляда. Девушка смотрит в открытый проём полога, куда скрылся Зевс, и машет ему на прощание. А вызывающий удивление округлившийся животик — свидетельство того, что в нём уже находится ребёнок бога-олимпийца. О том же самом говорит и коралловый браслет. Став взрослым, Персей обезглавит горгону Медузу. Кораллы — застывшая кровь убитой горгоны. Большой интерес представляет фигура служанки. Именно она помогла Зевсу проникнуть в покои Данаи, поплатившись за ослушание жизнью.
Связку ключей можно рассматривать и как эротический символ: ключ отпирает замок, символизирующий женские гениталии. Берет на голове служанки наводит на мысль о том, что на картине в её образе изображён сам Рембрандт. Перемены, произошедшие с обликом Данаи, находят вполне банальное объяснение. Утрата Данаей черт Саскии, позировавшей для этой работы мужа как и для многих других , произошла после её безвременной кончины. Кормилица единственного сына Титуса, оставшегося без матери, скрасила жизнь и самого художника.
Из-за слабого здоровья женщина не могла родить здорового ребёнка — все младенцы умирали в раннем возрасте. Единственным выжившим ребёнком Саскии стал Титус, родившийся в 1642 году. Но его появление на свет стоило матери жизни. Саския умерла, а кормилицей малыша стала служанка Гертье Диркс.
Своенравная и капризная женщина нередко ревновала возлюбленного — причём не к живым женщинам, а к покойной Саскии. Особенно раздражала любовницу мастера работа над «Данаей». В главной героине слишком явно проступали черты Саскии, а потому Гертье потребовала, чтобы художник переписал Данаю — под неё. Тот согласился и начал переделывать уже почти завершённое творение. Рембрандт часто писал портреты жены. В Данае также угадываются её черты Рембрандт Харменс ван Рейн «Портрет Саскии в красной шляпе», 1633-1634 годы Местонахождение: Картинная галерея, Кассель, Германия Современный рентгенографический анализ картины показал, что Рембрандт действительно вносил изменения в свою работу приблизительно через десять лет после начала написания. В лице Данаи причудливо сочетаются черты жены и любовницы художника, но если вы полагаете, что Гертье осталась довольна, то сильно ошибаетесь. Она потребовала изменить позу Данаи, причём внести коррективы в её фигуру. Здесь уже идти на поводу у Гертье Рембрандт не стал.
Он просто взял и отнёс картину в подвал, где она и оставалась некоторое время. Покушение на «Данаю» В 1656 году она была продана, чтобы оплатить долги художника.