Казначейская улица, на которой происходит большая часть сюжета «Преступления и наказания», — это место, где жил сам Достоевский.
В Омске начались раскопки на месте острога, где содержался Достоевский
Огонь охватил площадь 2 квадратных метра в подвале, в спецслужбы обратились в 4:58. Потушили возгорание в 5:30 силами двух единиц техники и десяти пожарных. Астафьевой построили в 1847 году по проекту архитектора Иоганна Цима.
День Достоевского — уникальная городская акция, в которой принимают участие музеи, театры, библиотеки города. Дата праздника связана с началом романа «Преступление и наказание», события которого начинаются именно в июле — «День Достоевского», за 14 лет ставший литературной традицией Петербурга, всегда проходит в первую субботу июля. Когда будет «День Достоевского» в 2023 году?
По словам Скандакова, принято решение продолжить раскопки в 2022 году. Здесь нужны полноценные раскопки, которые большой площадью накроют территорию острога. Поэтому на следующий год планируется проведение раскопок. Раскопаем подполье [острога], около фундаментов.
И стоит задача не просто раскопать, а максимально подготовить это место для дальнейшей музеефикации", - подчеркнул он. Место в центре Омска, где располагался острог, уже сейчас привлекает большое внимание жителей и гостей города, отметил он. Конкретных планов, какой объект создать на этом месте, пока нет.
Такой грустный, такой темный был вечер сегодня! Неприкаянность, как мне кажется, — самая характерная черта персонажей его произведений. Их внутреннее существование достигает той степени страсти, страдания, безумия, которая полностью обособляет героя от внешнего мира. Вся расцветка окружающего в этом фокусе приобретает только один ему присущий фон. И фон этот — добровольное одиночество. Люди в Петербурге, как блуждающие болотные огни, затравленные неспособностью слиться в единое целое. Но что заставляет их отмерять километры грязных и мокрых набережных? Что влечет их в вечной лихорадке и ознобе плестись по чреву города? Его сердцебиение. Пульсация, в которой можно найти собственное забвение, но исцелиться нельзя. Близ Сенной, вокруг Владимирской площади, на Васильевском острове, на Воскресенском проспекте. Поднимаются по тем же лестницам, входят в те же дворы. Достоверность, присущая скорее физиологическому очерку, чем роману. Она — непременное условие трагической мизансцены Петербурга. Не цинизм — горечь. Поселяя своих героев в почти реально существующие адреса, Достоевский не оставляет им выбора в социальном происхождении. Это та часть Петербурга, где прозябают чиновники среднего и низшего классов, ремесленники и торговцы. И здесь вырисовываются черты еще одного, страшного, облика города. Петербурга нищего, чахоточного, жалкого, пошлого, пьяного, полупомешанного от отчаяния. Этот Петербург похож на узкую улочку, оба конца которой упираются в тупик. Действительность настолько жестока, что не остается места надежде. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!.. Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?.. Помогал ли этому город? Недоверчивый и равнодушный, он открылся здесь человеческому гению. Обнажил свои донные переплетения. Горькое переживание Достоевского вызвало и в нем ответную боль. И оба стали определенно несчастнее. Я иду на Сенную площадь, где Раскольников услышал разговор о том, что старуха-процентщица ровно в семь вечера будет дома одна. Площадь несколько раз меняла свой облик. Но неизменной на ней остается торопливая, с налетом раздраженности суета. Мечется туда-сюда народ, чуткими ноздрями ловя запах дешевизны. Снуют перекупщики ювелирных безделушек. Бредут в поисках случайной поживы пьяница и бомж. Площадь, в сущности, за несколько десятилетий нисколько не отстранилась от роли торговки, базарной бабы. Как всякая торговая площадь, Сенная очень недоверчива. Я замечаю даму средних лет, которая, вклиниваясь в плотно движущуюся толпу, жмет что есть силы сумку с кошельком к груди. Озирается настороженно. Когда поток выплевывает ее у метро, в ее фигуре заметный слом. Сумка висит на локтевом сгибе. Вяло вздрагивает на ней отставший ровный лоскуток кожи. Женщина некоторое время стоит, потом начинает всхлипывать. Собирается небольшая кучка любопытных и сердобольных. Женщина почти выкрикивает сумму и, словно пробив шоковый заслон, быстро, взахлеб рассказывает, как нужны ей были эти деньги, как шла купить подарок дочери, как еще там, в людской толчее, почувствовала, будто бы кто-то легонько дернул за сумку. А она ее прижимала, прижимала и только на секунду опустила — потрогать кофточку!.. За руку хватать! Что, вы не знаете, какие они звери — эти воры?! Кучка провожает пострадавшую к вяло прохаживающемуся милицейскому патрулю, и одна из сопереживающих старушек роняет вслед: — Не сыщут, нет, у моей соседки давеча дверь сняли и телевизор унесли, так она в поиски и не верит вообще.
В доходном доме Астафьевой, где жил Достоевский, ночью горел подвал
Великий русский писатель Федор Достоевский шесть раз был в Барнауле и даже хотел переехать сюда. Разом не получилось, и через год Достоевский повторяет поездку, добавив в список (где были Берлин, Париж, Лондон, Женева, Флоренция и другие) Рим с Неаполем. Достоевский родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, где написал свои главные произведения.
Пространство Достоевского: где бывал писатель, с кем встречался и как отзывался о Барнауле
И первым слушателем очерка стал Достоевский. У меня было написано так: когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика. У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам… Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая…» Замечание это, - помню очень хорошо, - было для меня целым откровением…» Первые «ласточки» Григоровича и Достоевского родились в одном гнезде под одной крышей в скромной квартире Графского переулка и вылетели почти одновременно. Дмитрий с любопытством наблюдал старания Федора: «Достоевский между тем целые дни и часть ночи просиживал за письменным столом»…Когда юноша писал, то был замкнут, боялся вмешательства в свой творческий процесс, сохранял тайну. И Вот настал момент откровения: - Садись-ка Григорович, Вчера только переписал.
Хочу прочесть тебе, садись и не перебивай, - сказал он Достоевский с необычной живостью. То, что он прочел мне в один присест и почти не останавливаясь, явилось вскоре в печати под названием «Бедные люди».
Именно тут он написал роман «Бедные люди» — книгу, сделавшую 24-летнего автора знаменитым.
А разглядели «нового Гоголя» его ровесник Николай Некрасов с Дмитрием Григоровичем и ночью бросились к Достоевскому поздравлять и восхищаться. А он и не спал, и визит восторженных гостей его смутил, ошеломил и, конечно, обрадовал. На следующий день о романе Достоевского узнал Белинский — ему принес рукопись Некрасов.
Когда Некрасов опять зашел к нему, вечером, то Белинский встретил его «просто в волнении»: «Приведите, приведите его скорее». Истекали первые сутки славы — и уже третий взволнованный читатель из литературных собратьев проглатывал «Бедных людей» залпом. Современный адрес: 3-я Красноармейская ул.
Исторический адрес: Столярный пер. Современный адрес: Столярный пер. А купец Алонкин, почитавший своего жильца как «великого трудолюбца» и не терзавший напоминанием о плате, стал прототипом купца Самсонова, покровителя Грушеньки, в романе «Братья Карамазовы».
Анна Григорьевна вспоминала: «Ворота находились по Малой Мещанской, я вошла, здесь было много извозчиков и попадались довольно неприличные хари. Достоевский написал в доме Алонкина «Преступление и наказание» и за двадцать шесть дней, с помощью 20-летней стенографистки Анны Сниткиной, роман «Игрок». Здесь же он объяснился ей в любви.
Анна Григорьевна стала второй женой Достоевского. Исторический адрес: Вознесенский пр. Современный адрес: Вознесенский пр.
Но адрес этот значим в его судьбе. Сюда молодые приехали из-под венца, из этой квартиры отправились в свадебное путешествие за границу. Исторический адрес: Екатерингофский пр.
Меблированные комнаты. Современный адрес: пр. Римского-Корсакова, 3 Достоевские здесь жили с 10 июля по 22—23 августа 1871 года.
Именно тут родился старший сын писателя Фёдор. Как вспоминала Анна Григорьевна, эту квартиру выбрали из-за близости к Юсуповскому саду, в котором гуляли с дочкой Любой, ожидая родов. Исторический адрес: Серпуховская ул.
Современный адрес: Серпуховская, 11. Дом не сохранился Дом в Семенцах, где жили супруги Достоевские, описала мемуаристка Елена Штакеншнейдер: «Жили Достоевские где-то далеко, и жили бедно и в каком-то странном доме. Не припомню теперь, какой он был, каменный или деревянный, но помню, что к ним вела какая-то странная лестница и потом открытая галерея.
В этом году 200 лет Достоевскому — давайте взаимодействовать! ВООПИиК написал еще одно обращение в Минобороны за подписью 10 омских общественных организаций, но пока ответ не получил.
Копейка для часового Флигель Мариинской больницы, где жили Достоевские, соседствовал с женским Александровским институтом — там обучались дочери офицеров, учителей, священников ул. Достоевского, 4. У ворот всегда дежурил часовой с ружьём. По воспоминаниям Андрея Достоевского, проходя мимо него, мальчики обязательно подавали ему приготовленные грошик или копейку. Часовой находил удобный случай нагнуться и поднять копейку. Это вообще было в обычае у москвичей того времени», — пояснял брат писателя. За водой шли к фонтану Начиная с 1829 года будущему писателю тогда было восемь лет самовар у Достоевских ставили только на мытищинской воде.
В Омске начались раскопки на месте острога, где содержался Достоевский
Ссылка Достоевского | Это дома, где жил сам Достоевский, где он бывал у близких ему людей (поэтов Некрасова и Плещеева, издателя журнала «Гражданин» князя Мещерского, товарища по Инженерному училищу генерала Иванова), где жили или бывали герои его произведений («Дом Настасьи. |
Федор Достоевский работал над «Преступлением и наказанием» в Люблине | В этом имении Достоевские прожили почти век – с 1831 по 1929 годы. |
Биография Федора Достоевского: родители, арест, жены, дети, смерть и похороны писателя | Достоевский родился в Москве, но большую часть жизни прожил в Петербурге, где написал свои главные произведения. |
Что еще почитать
- Каторжник, игроман, гений: необыкновенная история жизни Достоевского
- Санкт-Петербург Достоевского. Пройдемся по местам великого писателя | Реализуй Мечту
- ЕГЭ не должен включать «замудренные» вопросы, считают в Госдуме
- Достоевский, Тютчев и резиновые магнаты Берги
Музейный центр «Московский дом Достоевского»
Кабинет Федора Михайловича так же удален от детской, так же перед ним гостиная, так же в окно проникают блики от куполов церкви Владимирской Божьей матери. Большой письменный стол, диван, шкаф с книгами да икона в правом углу. Вглядываясь в тихий полумрак этой комнаты, невольно представляю слегка напряженную, склоненную в работе фигуру Достоевского. Его вдохновенное лицо, когда в очередной раз из галереи человеческих типов пред ним слепятся и сложатся те, которым суждено шагнуть в бессмертие. Его нервные пальцы, спешащие запечатлеть образ на бумаге. Его взор, направленный в самую сердцевину Петербурга.
В ней — вечно разыгрываемая драма под названием жизнь… Иду по городу в холодный предрассветный час, когда ночная суета уже утихла, а дневная еще не разлепила сонные веки, в это время где-нибудь на пустынном Воскресенском мосту вдруг да настигнет необычайное видение. Поспешит показать спину бледный молодой человек с лихорадочным блеском в глазах, замнется в двух шагах от вас закутанная в старый бурнусик девушка, пролетит на извозчике хмельной и шальной купец. Послышится визгливая брань торговок на Сенной, жалобный голосок маленького попрошайки вопьется в уши. Огласятся окрестности диким ревом какого-нибудь загулявшего мужика. И все это так пронзительно и ясно обозначится вдруг в ваших глазах,что невозможно станет не поверить в параллельное существование всех этих миражей.
В этом, наверное, и заключается гений писателя: сотворить с необыкновенной степенью убедительности мир, который переживет самого творца. То здесь, то там замечаю вдруг подобные характеры, вспыхивают знакомые взоры, разворачиваются схожие ситуации. За уходящим призраком Сонечки Мармеладовой шагает современная страдающая натура. В питейной, отремонтированной и гладкой, вновь угасает сердцем ее нищий отец. В вокзалах так же надрывно и фальшиво поют никем не обласканные дети.
У Петербурга парадного гораздо больше достоинств, но, блистательный, он вызывает в душе разве только легкомысленный восторг. Им надо заболеть — завьюженным, обездоленным, с зияющими ранами разбитых тротуаров и домов. Надо прожить кошмар длинных и гулких подворотен, подъемы грязных Фонтанок, Моек, Карповок. Надо сделаться его неотступной тенью, потому что, как и все искусственно созданное, он когда-нибудь обязательно растает в зыбком тумане. И, может быть, только тогда Петербург соблаговолит рассказать тайну своей многозначительности, многоликости и многослойности.
Распахнет неведомые доселе завесы, и хлынет оттуда совершенно узнаваемая и в то же время абсолютно фантастическая реальность. И важно будет ее тотчас заметить, запомнить, записать. Как это сделал однажды шестнадцатилетний московский юноша, в котором город о прозорливый Петербург! Ну а как сгинет, пропадет, испарится вскорости сия пропитанная водой громада? Отступать ведь ему некуда.
Со всех сторон окольцован панельно-блочными гигантами современности. Под их неусыпным надзором он все более и более походит на бедного арестанта, потерявшего счет времени и не понимающего, в каком измерении находится. Обрастая новыми деталями прогресса, Петербург как будто старательно прячет за ними свое истинное намерение — удалиться. В ту самую непостижимую параллель, откуда вырвала его властная рука Петра. Мне кажется, Петербург устал.
Столько лет воплощался в пушкинских, гоголевских, некрасовских, ахматовских, мандельштамовских строках. Проживая тысячами жизней одновременно, он сделался больным. Крошатся его старые дома, ползут упрямыми трещинами тротуары, обваливаются каменные ступени набережных сходов. Петербургский обыватель больше не изводит себя головной и сердечной болью. Отчего это?
Может, в качестве обвиняемого опять можно выставить усталый и издерганный город? Да нет, причина в нас самих. Как давно мы глазами, полными внимания, не глядели на сонную рябь Фонтанки! На вычурные балкончики, барельефы, пилястры, колонны теснящихся друг к другу домов! Как давно мы не признавались Петербургу в любви!
Мы — бездомные дети. Продукт цивилизации. А он, избалованный заботой гениальных литераторов, давно перестал взывать к нашим чувствам. Той чертой, что разделяет Петербург исторический от Петербурга современного, мы указали городу единственный выход. К воде.
К первородной стихии. И когда-нибудь он, разорвавший с нами всякую связь, шагнет в родительское лоно. Что останется нам?
Мы говорили о том, что два здания уже признали объектами культурного наследия, связанные как раз с Достоевским, а вообще все место признано достопримечательным… Нам не нужны формальные отписки. Это не совсем даже красиво! В этом году 200 лет Достоевскому — давайте взаимодействовать!
Окончила исторический факультет Московского областного педагогического университета. Проводит экскурсии на английском языке. Виктория Андреевна Старикова Ведущий научный сотрудник. Окончила Московский государственный педагогический институт им. Ленина, кандидат филологических наук, доцент. Автор литературоведческих и учебно-методических работ о творчестве В. Гаршина, А. Чехова, Л. Толстого, Ф. Достоевского, А. Куприна и др. Ольга Николаевна Сахник Ведущий научный сотрудник. Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Музееведение». Кандидат культурологии, в 2004-2006 гг. Автор тематической программы «Детский Достоевский», куратор инклюзивного проекта «Покажи Достоевского». Работает в отделе «Московский дом Достоевского» с 2021 года.
Но со стороны чиновников сначала было жёсткое противодействие нашим планам, а теперь глухое молчание или отписки в духе «нас это не касается». Пойдём дальше, в военный госпиталь. За годы каторги Достоевский там частенько «лечился». У крепостного начальства была единственная легальная возможность для протекции Достоевскому — это отправка его в госпиталь. Именно там он имел возможность писать, хотя делал это нелегально арестантам запрещалось давать чернила и бумагу. В госпитале сохранился целый ряд построек, в которых бывал Достоевский, в том числе зимние и летние арестантские палаты. Но об их реставрации и организации там экспозиции речи также не идёт. Хотя помещения пустуют и ветшают. Более того, министерство обороны мечтает от них избавиться. Их хотят продать вместе с землёй.
100 малоизвестных фактов о Достоевском и его творчестве — к 200-летию писателя
Перечислить все точные адреса, где останавливался Фёдор Михайлович Достоевский, затруднительно, так как местонахождение некоторых домов до сих пор определяется ошибочно. Избежав расстрела, Достоевский был сослан в Сибирь, откуда вернулся в Петербург спустя 10 лет — в 1859-м. В городе на Неве Федор Достоевский прожил 28 лет и сменил более 20 адресов. В общей сложности Достоевский прожил в Петербурге около 30 лет, своей квартиры в Петербурге у него никогда не было.
Санкт-Петербург Достоевского. Пройдемся по местам великого писателя
В арочном своде вестибюля прикреплена металлическая пластина арматурной с креплением к своду», — заявили в ведомстве. Добавить комментарий Ваш адрес email не будет опубликован.
Отсюда он уехал в Петербург. Большая жизнь и каторга, и искушения, и страсти, и гениальный путь в литературе - все было только впереди. Но здесь истоки: Божедомка - точка отсчета.
В год 200-летия писателя музей вновь встречает посетителей - первых ждут уже с 16 ноября. Накануне "Российская газета" задала несколько вопросов заведующему Музеем-квартирой Павлу Фокину. Музей-квартира Достоевского на Божедомке - место уникальное. В 1928 году здесь был открыт первый в мире музей писателя. Спустя почти 100 лет, вы снова открываете двери - теперь после большого ремонта...
Павел Фокин: Столетие Достоевского Россия встречала в тревожных обстоятельствах Гражданской войны и разрухи. Пророчества автора "Бесов" сбывались воочию. Нам выпало встречать двухсотлетие Достоевского в не менее трудных обстоятельствах: пандемия ковида точно пришла к нам из горячечных снов Раскольникова. Мы, как и наши предшественники 100 лет назад, живем в реалиях мира Достоевского. Мы все - его герои.
Зданию больше двухсот лет.
Когда Достоевский приезжает туда в третий раз — это уже одна из главных европейских столиц с двукратным ростом населения. Этот раз уже не туристический. Они хотели переждать в Европе три месяца, но из-за отсутствия денег на обратный путь и других проблем остались на четыре года. Во Флоренции они провели восемь месяцев — с ноября 1868 по июль 1869 года. Достоевского впечатляли флорентийские галереи. Особенно он любил картину Рафаэля «Мадонна в кресле», но и другие увиденные работы называл божественными. Там всегда лежали свежие газеты на русском языке итальянский он не знал.
В архивах сохранились листы с подписью Theodore Dostoievsky — так он регистрировался в книге читателей. Все про дуэль Пушкина и Дантеса. Что было в записке? Почему стреляли оба, но умер один? О каких героях истории мы забыли? Во Флоренции Анна Григорьевна во второй раз забеременела. Их первая дочь умерла в трехмесячном возрасте за восемь месяцев до переезда. Вторая родилась в Дрездене, куда они поехали после Флоренции.
Ему также выделили квартиру в правом флигеле, а в октябре того же года тут появился на свет Федор Достоевский. Через год семья Достоевских переехала в левый флигель, а в 1837 году писатель уехал в Петербург. В 1857 году во дворе Мариинской больницы построили церковь Успения праведной Анны. Ее закрыли в 1930-х. А 11 ноября 1928 года во флигеле бывшей больницы открылся музей Достоевского.
Пространство Достоевского: где бывал писатель, с кем встречался и как отзывался о Барнауле
ближе к селу Иваново, где проживал в те годы отец тайной любви Достоевского Аполлинарии Сусловой. В здании, где прошло детство Достоевского, музей-квартира существовала с 1928 года. Отец мальчика принадлежал к роду шляхтичей Достоевских, местом его работы была Мариинская больница для неимущих, где и родился будущий классик русской литературы. Достоевский — «в распространении копии письма Белинского к Гоголю», где критик, «разбирая положение России и народа, сперва говорил о православной религии в неприличных и дерзких выражениях, а потом о судопроизводстве, законе и властях».
МУЗЕЙНЫЕ ОТДЕЛЫ
- Что еще почитать
- К 200-летию со дня рождения ДОСТОЕВСКОГО |
- Курсы валюты:
- Федор Достоевский - биография, жизнь и творчество писателя
- Проект «Покажи Достоевского»