Новости еврейский авангард

6 марта в Еврейском музее и центре толерантности стартует масштабный выставочный проект «Еврейский авангард. Выставка еврейского авангарда открылась в Москве. До 9 июня в Еврейском музее и центре толерантности проходит выставка «Еврейский авангард. Главный выставочный проект сезона «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» открылся 6 марта. гости, концерты, розыгрыши, в общем - всё самое интересное из эфира.

В Еврейском музее Москвы откроется выставка русских авангардистов

Последние новости. В Еврейском музее и центре толерантности покажут шедевры русского авангарда. Нашлось на выставке «Еврейский авангард» место и для оригинальной живописи Роберта Фалька, Давида Штеренберга и Натана Альтмана. Еврейский музей и цент толерантности. Пространство экспозиции состоит из 9 разделов и подчеркнет формат диалога работ Энди Уорхола с работами русских художников. Выставка «Еврейский авангард» в Москве. В Еврейском музее и центре толерантности прошел предпоказ главного выставочного проекта весны «Еврейский авангард.

Евреи в русском авангарде

Но посещаемость авангардных выставок, однозначно, сильно выросла. И это связано с тем, что поколение посетителей меняется. И это поколение признает русский авангард как одно из главных достояний своей страны. Наследие огромного количества художников и их творчество, даже у специалистов, вызывает больше вопросов, чем ответов.

С чем это связано? Они умудрялись даже материалы западной прессы мгновенно переводить на русский язык и сдавать в печать прямо на следующий день. Это звучит современно даже для сегодняшнего дня -- такой дикий принтинг двадцать первого века.

Как и в случае с тем, что некоторые художники-авангардисты стали чрезмерно популярны сегодня, а другие, обладающие не меньшей художественной ценностью, до сих пор являются неузнаваемыми. Были сложности в поиске таких редких экспонатов? Именно он помог нам быстро сориентироваться в поиске.

Каталоги объединения были без картинок, известны только названия работ.

Собрание семьи Мамонтовых Последние записи:.

Еврейский музей и центр толерантности открыл выставку русского авангарда «Мир как беспредметность. Рождение нового искусства: Казимир Малевич, Павел Филонов, Марк Шагал, Анна Лепорская и другие» 20 октября 2022 — 19 февраля 2023 Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: Русский авангард — самое известное направление русского искусства в мире. Оно оказало колоссальное влияние на всю визуализацию современности: от изобразительного искусства до дизайна и моды.

Но то, что широкий зритель совершенно оправданно воспринимает как простое или даже примитивное изображение, на самом деле является результатом эстетической революции, кардинального изменения взглядов на средства выразительности, перерождения отношения к жизни. И задача выставки, представляющей авангард, передать этот темп стремительных перемен, качественно другой ритм художественного мира, стремительно меняющегося от одного автора к другому. Мы очень надеемся, что каждый посетитель выставки сможет если не понять, то хотя бы уловить неповторимый дух авангарда и сверхзадачу авангардистских художников, а также увидеть беспредметность нашего мира так, как ее видели новаторы первой трети ХХ века». Кристина Краснянская, исполнительный директор Еврейского музея и центра толерантности: Мы открываем выставку, посвященную русскому авангарду. В ней мы рассказываем историю одного из самых ярких течений начала ХХ века — беспредметного искусства.

Специальный проект доступен по входному билету на выставку и рекомендован для зрителей старше 10 лет. Выставка закроется 19 февраля 2023 года.

В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

Все это крутится вокруг особняка. Став импровизацией сразу и на тему московского здания Культур-Лиги в Леонтьевском переулке, и на тему располагавшегося неподалеку помещения ГОСЕТа в Большом Чернышевском сейчас — Вознесенском , раздел посвящен реконструкции выставки Альтмана, Штеренберга и Шагала 1922-го и шагаловскому оформлению ГОСЕТа с циклом «Введение в еврейский театр» оригиналы остались в Третьяковке, вместо них показаны проекции. Завотделом Изо Наркомпроса Давид Штеренберг, прошедший парижскую прививку новым формотворчеством, в натюрмортах, характерных какою-то фирменно штеренбергской застылостью, скрещивал медитацию на тему повседневности с керосиновой лампой, с губкой и мылом — с выходом в объем, всеми этими фактурными элементами, которые словно пытались додумать экзерсисы кубистов с коллажами и аналитически-синтетическим видением. Альтман, как будто давным-давно, а всего-то в 1915-м изящно стилизовавший кубистическими сломами портрет Ахматовой, теперь стал лапидарнее и резче, перешагнул через кубизм и усвоил супрематические веяния, вооружившись которыми писал то беспредметную «РСФСР», то «Россию. Одной из главных неожиданностей выставки для многих может стать известный художник Иосиф Чайков. Не тот, который будет ваять ударников в Парке Горького, не тот, кто в 1938-м сделает «Футболистов», ставших одновременно памятником эквилибристике в бронзе, и не тот, который сделает барельефы с «Народами СССР» для советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937-го уже в новом тысячелетии французские археологи обнаружат останки работ.

Эта надежда пронизывает историю. В окружении супрематической бездны на финальной арене возвышается черный деревянный бюст. Это место насыщено редкими и известными произведениями, посвященными еврейскому театру, созданными членами «Культур-Лиги». Аша и Е. Жулавского для Еврейского театра 1922.

Художнику было лишь 24 года в то время. Однако карандашные эскизы, созданные словно в порыве страсти, смотрятся удивительно вдохновенно. В этой выразительной графике можно прочесть предвестие наступающей тьмы. Вскоре евреев снова ожидает преследование, и все художники из «Культур-Лиги» будут вынуждены присоединиться к общей борьбе. Наследие еврейского искусства интегрируется, сохраняя определенные культурные коды, понятные лишь им самим.

Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры Культур-Лиги. После ее фактической ликвидации в середине 1920-х партия шаг за шагом ужесточала контроль над контуром образа советского еврейства и связанных с ним сюжетов, так что к концу 1930-х — началу 1940-х годов еврейская тема в СССР оказалась в тени «наднациональной» политики, соединенной с антирелигиозным пафосом. Каждый из этих художников по-разному осознавал свою дистанцию по отношению к еврейской культуре, и сегменты выставки построены на игре этих дистанций, показывая разные фазы взаимодействия советского и еврейского нарративов. В экспозиции можно увидеть живописные и графические эскизы к спектаклям ГОСЕТ, зарисовки и панно по мотивам командировок в еврейские колхозы и коммуны, пейзажи и типы советских местечек, кадры из фильмов и плакаты.

Экспозиция продлится до 9 июня. Экспозиция прослеживает развитие еврейского авангарда как уникального явления в искусстве XX века, а также демонстрирует его эволюцию в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме. Напомним, музей «Новый Иерусалим» открыл выставку «Мастер Репин.

В Еврейском музее открылась выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

Еврейский музей и центр толерантности в Москве открыл свой главный весенний проект — выставку «Еврейский авангард 1910–1930 годов. Новости еврейского мира, еврейские традиции, иудаизм, еврейский юмор, еврейские праздники. «Еврейский авангард. Она особенно интересна тем, что в творчестве этих мастеров тогда очень ярко проявлялись основные тенденции еврейского авангарда. В Еврейском музее и центре толерантности открылась выставка, на которой представлено собрание работ ключевых действующих лиц русского авангарда. С 6 марта по 9 июня 2024 года в Еврейском музее и центре толерантности пройдет главная выставка этой весны «Еврейский авангард.

KU92120 空調服 R ポリエステル製 遮熱フルハーネス仕様ベスト FAN2400SPBB・RD9261・LISUPER1セット カーキグリーン LL (代引不可) 【送料無料/即納】

Очередная выставка русского авангарда на этой площадке. В Еврейском музее и центре толерантности открывается главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. Еврейский авангард был среди них одним из самых ярких: его главным воплощением стала работа Художественной секции Лиги еврейской культуры (Культур-Лиги).

В Еврейском музее открылась выставка Марка Шагала и других авангардистов

Выставка о еврейском авангарде, беседа о Вавилонской башне и лекция о страдающем гении ^ Каталог к выставке «Еврейский авангард.
Выставка "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие" | РИА Новости Медиабанк Экспозиция проследит зарождение и развитие еврейского модернизма как нового явления в искусстве ХХ века. Выставка продемонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России.

В Москве открылась выставка-ретроспектива еврейского авангарда

Куратор выставки, исследовать русского авангарда Андрей Сарабьянов отметил, что это не первая выставка в Еврейском музее о русском авангарде. 1914», посвященной творческому объединению ключевых художников-авангардистов первой трети ХХ века, в Еврейском музее и Центре толерантности. Эволюция еврейского авангарда на выставке в Москве. В Еврейском музее и центре толерантности открылся главный выставочный проект весны — выставка «Еврейский авангард. Настоящим центром авангарда город стал вскоре после революции, когда его уроженец Марк Шагал занял должность уполномоченного по делам искусств Витебской губернии.

Еврейский авангард. Национальные течения в международном модернизме

«Еврейский авангард. В Еврейском музее и центре толерантности выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», которая прослеживает зарождение и развитие еврейского модернизма. Александр Борода, генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности: «Русский авангард — самое известное направление русского искусства в мире. части выставки Еврейский авангард.

«Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие». Монтаж выставки

В Москве открывается выставка об истории создания школы авангардного искусства На новой выставке "Еврейский авангард" представлены работы, относящиеся к началу 20 века, созданные в самых разных странах, в большинстве своем художниками-евреями.
«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве — Большой город части выставки Еврейский авангард.

«Еврейский авангард» и «Архитектура конструктивизма»: 20 выставок весны в Москве

Работа Анны Лепорской "Три фигуры" войдет в экспозицию в Москве после реставрации: в декабре 2021 года в Екатеринбурге охранник Ельцин Центра пририсовал двум персонажам глазки. Также экспозицию дополнит графика из Третьяковки, супрематистский фарфор из Эрмитажа и музея-усадьбы "Кусково", живопись из Витебского областного краеведческого музея. В рамках выставки пройдет эксперимент "Я — Малевич", в рамках которого посетители получат возможность увидеть все работы глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции.

Зрители смогут ознакомиться с развитием еврейского авангарда: от его появления до кульминационной стадии, выраженной в абстрактной форме.

Гости выставки увидят живопись, графику и скульптуру, созданные ведущими художниками еврейского происхождения, которые внесли свой неоценимый вклад в искусство XX века. После того как была отменена черта оседлости, еврейские деятели искусства направились в Москву и Петроград, где сыграли важнейшую роль в формировании и развитии советского авангарда. Особое место в еврейской культуре в то время занимал Московский государственный еврейский камерный театр, которому на выставке посвящён один из разделов.

Когда талантливые авторы смогли выбраться в Петербург и выставляться в европейских городах, об их творчестве узнал весь мир. Переплетение фантастического и житейского, новые способы наложения и сочетания красок, свежие концепты, — такими чертами обладало творчество еврейских художников. Благодаря им зародились главные направления модернизма.

Многие авангардные художники не только применяли в своей работе открытия модернизма, но и сохраняли память о национальных чертах и визуальные элементы своей культуры. Выставка продлится до 9 июня.

Выставка «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие»

Альтман превратил площадь Урицкого в Петрограде в огромную сцену для ликующих толп народа - беспредметная, супрематического толка декорация дерзко, остро взаимодействовала с барочной и классицистической архитектурой самой торжественной площади бывшей Российской империи. Марк Шагал в провинциальном Витебске на фасадах и крышах домов разместил эффектные декоративные панно - горожане и гости долго помнили его необычных "летающих евреев" и "зеленых коз". Художники и скульпторы еврейского происхождения энергично участвовали в возведении по всей стране памятников в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды: среди них назову имена Виктора Синайского, Соломона Стража, Давида Якерсона, Беатрисы Сандомирской, Нины Нисс-Гольдман, Михаила Блоха, Исаака Менделевича, Ефима Равделя, не говоря уж о вездесущем Натане Альтмане с его многочисленными рельефами сумевшем к тому же стать одним из основоположников изобразительной "ленинианы" - прижизненные изображения вождя легли затем в основание несметного числа поточно изготавливаемых статуй, бюстов и композиций. Авангард революционных лет предпочитал оперировать всеобщими категориями - Земля, Человечество, Пролетариат, История и т. Логическое, последовательное и жестко выдержанное следование концепциям беспредметного творчества, их абстрактно-отвлеченному пафосу неизбежно приводило к полному исчезновению традиционно-национальной специфики - ибо "чистое" пространство и время, с которыми стремились совладать художники-радикалы, трудно было определить по ведомству одной нации, одного народа. Среди самых бескомпромиссных русских авангардистов оказались братья Неемия и Натан Певзнеры, прославившиеся впоследствии под именами Наум Габо и Антуан Певзнер.

Драматическая борьба, подспудно протекавшая как бы внутри двуединой природы евреев-авангардистов, определила характер этого периода - с предрешенной победой авангардного мышления у большинства мастеров. С хрестоматийной отчетливостью воздействие новых художественных и социальных концепций отразилось на биографии Лазаря Лисицкого. Страстный энтузиаст развития еврейского искусства, энергичный деятель Культур-Лиги, автор великолепных книг, новаторских по духу и, вместе с тем, порожденных богатейшей национальной книжной культурой, - еврей Лазарь Лисицкий стремительно превратился в интернационалиста Эль Лисицкого, с необыкновенной пылкостью предавшись разработке и углублению супрематических идей Казимира Малевича. Произошло это в Витебске, городе, бессмертие которому подарил его великий сын - Марк Шагал. Роль Лисицкого в развитии русского авангарда была уникальной.

Влиятельные формообразующие концепции - супрематизм и конструктивизм - претендовали на монополию в становлении нового стиля, определяющего лицо XX века; эти концепции в непримиримой полемике взаимно отрицали друг друга, хотя в творчестве их сторонников можно было обнаружить определенные взаимовлияния. В процессе созревания нового стиля возникла настоятельная потребность в интеграции выразительных приемов и средств каждой из этих концепций. Талантом, сумевшим синтезировать все необходимые для нового стиля черты, был именно Лисицкий. Лисицкий нащупал возможности перевода супрематизма из плоскости в предметно-пространственный мир - в 1919-1920 гг. Именно не считаясь, что и придавало таланту Эль Лисицкого уникальные интегрирующие качества.

Для него важнее были не границы подчас полярных течений, а то, что их объединяло; причем мощный синтезирующий склад пластического дарования Лисицкого проявлялся не только на стилеобразующем, формообразующем уровне, но и на уровне семантическом. Ему было даже под силу создать убедительный синтез художественных приемов двух непримиримых антагонистов, Марка Шагала и Казимира Малевича, - иллюстрация Эль Лисицкого к книге Ильи Эренбурга "6 повестей о легких концах" 20 с парадоксальным монтажом "наивных" рисунков и его собственных картинок к "Супрематическому сказу про 2 квадрата" доказывает это с полной очевидностью. Художник синтезирующего, интегрирующего дарования, Эль Лисицкий работал во всех видах и жанрах искусства, что имело большое значение на этапе формирования интернационального стиля XX века. В разных сферах творчества он с успехом создавал убедительные по художественному качеству произведения, несмотря на то, что в них были как бы перемешаны свойства и черты различных пластических стилей. Характерно, что многим мастерам в ту эпоху была более свойственна приверженность определенной художественной системе - и поэтому художники-интеграторы воспринимались и коллегами, и критиками, и теоретиками как всеядные "стилизаторы", "эклектики", беспринципно использующие в своих произведениях элементы различных стилеобразующих концепций.

Не избежал таких упреков и Эль Лисицкий - хотя теперь, в перспективе времени, ясно, сколь велика была его заслуга в становлении художественно-пластического облика нашего столетия. О синтезирующих, интеграторских особенностях художественного мироощущения речь заходит и в случае "химии" Марка Шагала, и при анализе сложной, многоликой природы дарования Натана Альтмана, и в случае "многовалентного" таланта Эль Лисицкого. Сам собой напрашивается вывод, что именно в этом поразительном феномене заключалась национальная специфика, неуловимое и могучее свойство национальной природы, национального менталитета - способность синтезировать, объединять, сплавлять разнохарактерные, полярно ориентированные концепции и пластические идеи в убедительнейшее художественное целое, обогащающее в конечном итоге и мировое, и региональное, и национальное искусство. В разной степени чертой интеграционного дарования обладали также Давид Штеренберг, Роберт Фальк, Иосиф Чайков - следует отметить, что такое свойство национального гения выделялось в качестве основополагающего в их искусстве многими критиками, внимательно следившими за развитием национальных тенденций. Благодарными учениками витебского патриарха Ю.

Большинство из них поступило в Витебское Народное художественное училище, созданное в 1918 г. Марком Шагалом; здесь они продолжали работать с полным доверием к образно-фигуративному искусству. Пророк супрематизма Казимир Малевич, прибывший в Витебск по инициативе Лисицкого в ноябре 1919 г. Отряхнув прах фигуративно-сюжетного искусства, черпавшего свои образы из окружающей жизни а она неизбежно несла на себе печать национального быта и бытия , они обратились к изучению новейших систем в искусстве, от кубизма до супрематизма, по формулировке самого Малевича. Группа Уновис Утвердители нового искусства , сформировавшаяся в 1920 г.

Очевидно, процесс "денационализации" искусства происходил не так гладко в пэновском, шагаловском Витебске - ибо Малевич, никогда до сей поры не высказывавшийся по поводу национальных проблем, счел необходимым заявить в манифесте УНОМ: "... Они продолжили традиции наставника и в том, что стремились теоретически осмыслить свои творения - осенью 1920 г. Хидекель - автор ряда супрематических полотен, рисунков, проектов, статей и теоретических разработок - впоследствии все свои усилия посвятил архитектуре. Супрематические полотна и рельефы Чашника, одного из самых талантливых последователей Малевича, являлись своеобразными моделями, проектами, лабораторными разработками небывалых конструкций, предвосхитивших новую космическую эру в истории человечества. Синтезирующая компонента дарования Чашника позволила ему создать произведения, в которых, с одной стороны, были интегрированы принципы контррельефов Татлина, с другой - метафизические откровения супрематической живописи Малевича.

Но в те годы большинство из них были восторженными адептами новых систем в искусстве - даже 50-летняя Цивия Розенгольц с успехом писала кубофутуристические работы. Нина Коган в Витебске создала один из первых в мире перформансов; за отсутствием жанрового определения он был назван "супрематический балет". Суетина, Хидекеля, полотна Хаи Каган выказывали ее внимательное и бережное отношение к плоскости; работы одаренной витеблянки отличались также тонкостью и живостью колорита. Впоследствии она работала под руководством Малевича в петроградском Государственном институте художественной культуры; деятельность Хаи Каган в качестве художницы Ленинградского фарфорового завода придала новые качества ее абстрактному геометризму - кагановские полотна и росписи по фарфору синтезировали супрематические уроки и сочную нарядность европейского Арт Деко. Заключительный этап русского авангардизма обнаружил его органичные видоизменения - наступил черед отрицания предыдущего формально-аналитического пути.

Витебск и его художественная жизнь и тут могли послужить моделью общих сложных процессов. Часть учеников Малевича, упорно овладевавших новыми системами в искусстве, не чувствовали себя удовлетворенными строгим, без-образным, умозрительным абстрактным искусством. Приехавший в Витебск Роберт Фальк с его живописным сезаннизмом и почитанием натуры оказался для многих из уновисцев гораздо привлекательнее. Однако возвращение к фигуративному искусству вовсе не означало возникновения былых национальных интересов: поиски национальной самотождественности остались в далеком прошлом, не волновали молодых живописцев, хотя все они успели родиться в черте оседлости и ушли к художнику, служившему - наряду с Шагалом и Альтманом - образцом и примером новейшего еврейского живописца. Решающую роль сыграло здесь укоренившееся со времен революционного авангардизма представление, что все передовое, прогрессивное, новаторское - интернационально, и, напротив, все национальное - отсталое, устаревшее, отжившее.

Творческое развитие представителей художественной генерации, родившейся около 1900 г. Учениками столпов авангардизма - Малевича, Татлина, Родченко, Удальцовой, Экстер - числили себя молодые художники, воспитывавшиеся во Вхутемасе. В стенах этого знаменитого учебного заведения, бурлящего всевозможными художественными направлениями, одной из самых ярких стала группировка проекционистов, сложившаяся к 1922 г. Идеологом и организатором ее был живописец Соломон Никритин. Местом собраний они избрали Музей живописной культуры, один из центров аналитического изучения искусства в Москве: Никритин был председателем исследовательского отдела Музея, в художественный совет которого вошли также Вильямс, Лабас, Тышлер.

В стенах Музея была устроена первая выставка проекционистов декабрь 1922 г. Сформировавшись в лоне авангардизма, собственный вариант левого искусства проекционисты представили на 1-й дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве май 1924 г. Зрелый мастер, преподаватель Вхутемаса, он солидаризировался с ищущей молодежью - его мини-выставка высветила те глубинные изменения, что произошли в художественном мировоззрении бывшего киевлянина, активного деятеля Культур-Лиги. Скульптор Иосиф Чайков пережил эволюцию, в чем-то сходную, в чем-то отличную от эволюции своего коллеги Лисицкого. Сперва Чайков из страстного энтузиаста национального возрождения превратился в не менее страстного поборника безнационального, но классового "нового мира", став создателем выразительных скульптур конструктивистского склада именно они и были показаны на 1-й дискуссионной выставке.

Чайков был по-своему логичным и последовательным мастером, - ибо, утвердившись в новом художественном мышлении, он, по мере нарастающей агрессии официальной коммунистической идеологии, развивался в нужном ей направлении и безоговорочно принял впоследствии идею Советского государства как подлинного воплощения "нового мира"; скульптор верой и правдой служил ему, став одним из столпов социалистического реализма. Возвращаясь к группе проекционистов, нужно подчеркнуть, что название свое она получила от теорий, проповедуемых ее инициатором Никритиным; он же являлся автором декларации объединения, помещенной в каталоге выставки. Спектакли "Проекционного театра" в режиссуре Никритина сочетали своеобразное кинетическое искусство, "заумную" поэзию, пантомиму, "конкретную" музыку шумов и звукоподражаний и т. Они, как и следовало ожидать, вызвали бурно-негативное отношение к себе партийных и пролетарских критиков. Так, целокупным творением Никритина была емкая экспозиция, составленная из графиков, чертежей, таблиц, пояснительных текстов, утверждающих проекционизм и в качестве метода, и в качестве объекта репрезентации; увенчивал же весь этот комплекс своеобразный артефакт, натуралистически написанный портрет с экспликацией: "Выставляю, как показатель своего профессионального мастерства, от которого отказываюсь, считая его социально реакционным".

Метод проекционизма был оригинальным вкладом Никритина и его друзей в актуальнейший в те годы художественно-общественный процесс, протекавший под лозунгом "искусство в жизнь". Однако в отличие от производственников и конструктивистов, конструировавших среду обитания "нового человека", проекционисты избрали полем деятельности духовную сферу, полагая необходимым прежде всего разбудить творческие способности каждого индивидуума. Искусство самого Никритина, генератора смелых художественных идей, и в дальнейшем развивалось под знаком стремления вернуть художнику роль философа и пророка в жизни общества. Обладавший сильной художественной энергетикой, погруженный в экзистенциальные проблемы, живописец Никритин писал полотна, вопиюще противоречащие всему строю крепнувшего тоталитаризма. Обнаженная экспрессия "Кричащих женщин", мрачного кафкианского "Суда народа", метафизический пафос картины "Старое и новое" заставляют и сейчас признать справедливым за исключением, пожалуй, единственного слова - "классовая" высказывание одного из его гонителей: "Это классовая атака против советской власти".

Группа проекционистов - за исключением самого Никритина - составила ядро нового объединения, заявившего о себе менее чем через год: в апреле 1925 г. В названии общества полемически утверждался главный смысл деятельности его инициаторов - создание живописных станковых произведений, картин. Борьба против картины, нерв дискуссий и диспутов художественной жизни раннесоветских лет были обусловлены мировоззренческими установками производственников, конструктивистов, отрицавших живопись как таковую. В лице членов нового общества станковое искусство обрело молодых приверженцев: остовцы отводили картине высшую ступень в художественной иерархии видов и жанров, делали ее "царицей искусства", квинтэссенцией образного постижения и претворения мира. Фигуративная, ассоциативно-образная живопись остовцев в определенной мере была реакцией на внеличностную, антипсихологическую, дегуманизирующую сторону радикального авангарда.

Но радикализм новых станковистов был таким же бескомпромиссным: в глазах наследников беспредметного искусства единственной высшей формой творческой деятельности являлся художественный образ, воплощенный традиционными живописными средствами. Как известно, в 1920-е годы в Европе повсеместно совершился поворот к фигуративному искусству реалистической ориентации; в исторической перспективе искания и достижения остовцев полностью вписывались в этот общеевропейский процесс, - правда, с неизбежными модификациями, обусловленными советской социально-общественной ситуацией. Он всегда был сторонником станкового искусства, полагая его оплотом культурных ценностей и высокого профессионализма. Пуристические натюрморты и композиции Штеренберга соединили уроки его французских лет с пластическими завоеваниями, ведшими свою родословную от крайне левых экспериментов в русском авангарде: изощренные фактурные разработки опосредованно свидетельствовали о внимании автора к татлинской "культуре материала", а чистота и пустынность больших цветовых плоскостей его полотен хранила воспоминание о геометрической строгости супрематизма. Творчество Штеренберга, манифестирующее традиционные достоинства станковой картины, по праву служило знаменем ОСТа.

Члены общества, одинаково ценя качественные критерии в изобразительном искусстве, успешно вели каждый свою тему в пространстве фигуративной живописи. Оба они, пройдя через базисную формально-аналитическую школу авангардизма, вернулись к композиционной фигуративно-образной живописи, способной выразить разнообразные и сложные смыслы, укорененные во многих сферах человеческой культуры. В своих полотнах Лабас опоэтизировал урбанистически-техницизированный новый быт, не избегая символически-метафорических обобщений. От авангардистского мироощущения он унаследовал пристрастие к новизне как безусловно положительному, прогрессивному феномену; восторг художника перед возможностями человека, рожденными эрой воздухоплавания, заставлял вспомнить об энтузиазме итальянских и русских футуристов, фетишизировавших технику, машину. Собственно живописные задачи - воплощение динамики, ритма, стремление воспроизвести огромную панораму, открывавшуюся с высоты полета рукотворных птиц, - сформировали индивидуальную манеру Лабаса: элегантность, легкость, эскизность рисунка, "вкусность" красочных симфоний его холстов говорили о приверженности французской художественной традиции с ее приоритетом колоризма.

Входя в круг проекционистов, на 1-й дискуссионной выставке он экспонировал наряду с отвлеченно-аналитическими композициями "Цветоформальное построение красного цвета", "Цветодинамическое напряжение в пространстве" и т. В ОСТе дарование Тышлера расцвело свободно и пышно. По мифотворческому потенциалу своего искусства молодой живописец был сравним разве лишь с Марком Шагалом - художником, которого боготворил много позднее именно Тышлер, подвергаясь немалой опасности, спас шагаловские панно после разгрома Государственного Еврейского театра, собственноручно доставив их в Третьяковскую галерею. Его творчество, как и шагаловское, выросло на впечатлениях детства, детства мальчика из небогатой семьи ремесленника-еврея в черте оседлости. Визионер, рассказчик-фантаст, Тышлер сумел соединить в своих магических картинах иррационально-интуитивные и конструктивные начала; в его холстах, рисунках, литографиях столь полно, столь счастливо сочетались мудрость и детская наивность, мягкий юмор и трагичность, лукавая ирония и скорбь.

Еврейскую органику этого удивительного живописца, сказывавшуюся в этническом темпераменте, неуловимо-неискоренимой специфической окраске мироощущения, порожденного всей национальной историей, - никто не властен был истребить, даже он сам. В значительной степени именно эта органика и привела к тому, что Тышлер стал самым одиозным, самым преследуемым живописцем ОСТа - хотя и Штеренбергу, и Лабасу, и Шифрину, и другим пришлось вынести и пережить немало. Социально-общественная ситуация 1920-х исподволь вела к тому, что все чаще и гуще в художественную жизнь вплетались политические мотивы. Художники ОСТа, наследники авангарда революционного искусства, подчинявшиеся имманентным законам художественных процессов, оказались удобной мишенью для обвинения в оппозиционности к революции и диктатуре пролетариата. Официально ОСТ просуществовал до 1932 г.

Из объединения вышли живописцы, четко осознавшие к тому времени свое предназначение быть верными помощниками и проводниками партийной идеологии: они образовали "Изобригаду" "Бригаду художников". В "египетском плену" социалистического реализма - такое название установилось за художественным стилем советской разновидности тоталитаризма - уцелеть довелось самым стойким. Среди них были художники разного национального происхождения. Однако хочется думать, что для Роберта Фалька, Александра Тышлера, Соломона Никритина - их индивидуальность не смогла раздавить вся государственная махина - существование в условиях беспросветно-лучезарного официального искусства было хоть в какой-то степени облегчено благотворным генетическим опытом, национальным опытом еврейского народа по выживанию, скрытому противостоянию и способности сохранить свою целостность в условиях, когда возможностей спастись, кажется, нет. Художественное наследие советской эпохи облечено ныне в упрощенную и схематическую концепцию "великой утопии" тоталитарного искусства: тем большую ценность приобретает "другое искусство", искусство сопротивления - его творцами были мастера, сумевшие в условиях торжествующего тоталитаризма не предать ни себя, ни своего земного предназначенья.

Вкладу художников еврейского происхождения в русское искусство была посвящена отдельная выставка, проведенная в Музее Израиля в Иерусалиме в июне 1987 года куратор Рут Аптер-Габриэль.

Также экспозицию дополнит графика из Третьяковки, супрематистский фарфор из Эрмитажа и музея-усадьбы "Кусково", живопись из Витебского областного краеведческого музея. В рамках выставки пройдет эксперимент "Я — Малевич", в рамках которого посетители получат возможность увидеть все работы глазами одного из десяти художников, чьи работы представлены в экспозиции.

С помощью смартфона, наушников и QR-кода игры "Я — Малевич" посетитель сможет выбрать, от чьего лица посмотреть работы.

Шагал, Альтман, Штеренберг и другие», посвящённая еврейскому модернизму — одному из ярких явлений в искусстве ХХ века. После революции 1917 года талантливые еврейские художники и литераторы сыграли важную роль в формировании и развитии советского авангарда. В то же время в еврейской культуре начался период национального подъема. Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие художники, принадлежавшие к различным течениям, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства».

Ведущие еврейские художники — Марк Шагал, Натан Альтман, Иосиф Чайков, Элиэзер Эль Лисицкий, Давид Штеренберг и другие, принадлежавшие к различным течениям авторы, успешно адаптировали формальные открытия модернизма к своим опытам по созданию «нового еврейского искусства». Выставка демонстрирует эволюцию еврейского авангарда в России — от актуализации еврейского народного искусства, адаптации его манеры и стилизации мотивов до авангардной стадии, выраженной в беспредметной абстрактной форме.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий