А вот масштабность Гайдай оставил, видно, что "12 стульев" снимали не только в Москве. Именно на фильме «Двенадцать стульев» зажглась звезда удивительной актрисы Любови Полищук. В СССР похождения Остапа Бендера настолько усиленно хотели перенести на экран, что появилось сразу два фильма — от Леонида Гайдая и Марка Захарова. это очень хороший фильм режиссёра Гайдая и очень плохая экранизация романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
«12 стульев»: Гайдай назвал фильм Захарова «уголовным преступлением»
Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать фильмы: @MosfilmRuOfficial Кинокомедия по одноименному роману и а. Снять фильм по роману "12 стульев" Гайдай хотел еще задолго до «Брилиантовой руки». Экранизировать знаменитый сатирический роман Ильфа и Петрова Гайдай мечтал давно, но сначала в Госкино ему предложили подождать, пока Михаил Швейцер снимет фильм по "Золотому теленку", а затем он узнал, что "12 стульев" собирается ставить Георгий Данелия. Так случилось, что актеры, которых забраковал Гайдай, сыграли в "12 стульях" Марка Захарова. #12стульев #гайдай #АрчилГомиашвили #ильф #петров #кино #классика #николайникулин #вкадре #рентв Подпишитесь на канал: Официальный сайт РЕН ТВ: Группа ВКонтакте: Яндекс Дезен: Instagram: Twitter: Facebook: Одноклассники.
Почему у Гайдая не получились «Двенадцать стульев»?
Кстати, согласно нашим расчётам — 200 тогдашних рублей, это примерно 100 тысяч современных рублей. Рановато для него в те времена ещё, он массово стал использоваться лишь в середине 30-х годов. Действие же романа «12 стульев» происходит в 1927 году. Тут он раза в три больше. Ладно, рисовать дяденьки не умели, но размеры-то соблюсти должны были. А текст почему не накарябали? Впрочем, как и в «Кавказской пленнице» 1967.
Кстати, поняли, что здесь играет Варлей также совсем недавно. Какая-то она на себя не совсем похожая. Вроде как, почти в каждом своём фильме. В этом фильме она играет и Мусю и Царицу Тамару. Отец Фёдор же держал в руках «правильный» стул! Они его вместе с Кисой распотрошили.
А далее по сюжету и фильма и книги, он выкупает набор из 12 стульев.
Это — ожесточённая тоска Воробьянинова и экспрессивный задор Остапа, но в этом задоре — много печали. Вся эта психологическая мешанина попросту не умещается в простом и одномерном, хотя и талантливо скроенном, мире Леонида Гайдая. У него сложилось не повествование, а... Всё ярко, сочно, динамично и — без драмы, которая, безусловно, присутствует, в книге. Всё слишком ярко и плоско, чтобы быть... Вот у Марка Захарова да-да, с его театральщиной и картонными декорациями вышло не столь примитивно.
Тут есть оттенки, у Гайдая их нет. Оттенки, нюансы, тонкости — вообще не его манера, а потому «Двенадцать стульев» - это очень...
Но этому мешал факт съемки «Золотого теленка» Михаилом Швейцером, до завершения которого Госкино категорически отказывало в старте второй ленты. Пока Гайдай отвлекся на съемки других фильмов, история о похождениях сына турецкоподданного и бывшего предводителя дворянства пришла в голову Георгию Данелии. Однако по ряду причин он передумал и сам пришел к Гайдаю с предложением снять киноленту. Одной из главных проблем стал выбор кандидата на главную роль. Гайдай провел пробы более чем с 20-ю кандидатами, среди которых были настоящие звезды: Андрей Миронов, Владимир Высоцкий, Спартак Мишулин, Никита Михалков, Валентин Гафт и многие другие.
В итоге режиссер выбрал Александра Белявского на роль Великого комбинатора, и съемки стартовали 10 марта 1970 года. Когда по ряду причин потребовалась замена артиста, Леонид Гайдай вспомнил, что он присутствовал на спектакле "Золотой теленок" в городе Горький, где все роли исполнил Арчил Гомиашвили. Он был приглашен на кинопробы, после чего его кандидатуру утвердил художественный совет. Большие проблемы возникли и с поиском мебельного гарнитура работы мастера Гамбса. Во-первых, необходимо было не 24 стула 12 «настоящих» и 12 «фальшивых», купленных отцом Федором у инженера Брунса , а в несколько раз больше, чтобы во время съемок их можно было ломать. Во-вторых, выяснилось, что мебели работы Гамбса практически не осталось. Стоило не малых усилий отыскать один уцелевший стул у пожилой женщины на Арбате.
Продать его она отказалась, но разрешила сфотографировать - для дальнейшего изготовления нового гарнитура. В-третьих, в СССР не нашлось специалистов, способных сделать такую мебель.
Поскольку у режиссера свое прочтение истории, он считает, что природная человеческая злость Назарова пришлась здесь как нельзя кстати. Но, как видно, планам режиссера относительно участия в проекте этого актера не суждено сбыться. Потому что Дмитрий Назаров исключен из него, как и из МХТ в связи с его антипатриотичными высказываниями. Это решение не только самого Зеленова, но и всех инвесторов. На данный момент неясно, кто заменит отстраненного от роли артиста.
#[ВКадре]: 50 лет фильму "12 стульев" Леонида Гайдая
В погоне за стульями он теряет часть своего имущества, когда просит жену продавать их вещи и высылать ему деньги, постепенно сходит с ума. Ипполит, роль которого исполнил Сергей Филиппов, и вовсе забывает, что когда-то был барином. Он унижается, совершает нелепейшие поступки, делает всё, что прикажет ему Остап. Бендер с самого начала комедии показан предприимчивым и алчным человеком. Актёрская игра Арчила Гомиашвили, исполнившего роль Остапа, несомненно, на высшем уровне. В фильме также присутствует Георгий Вицин. И хотя он играет второстепенного персонажа, его герой приковывает к себе внимание с первого появления в кадре. Комедия сопровождается музыкой Александра Зацепина, которая придаёт фильму динамичность и шарм. Кинокартина смотрится на одном дыхании и непрерывно вызывает улыбку. История развивается стремительно — в шок приводит надпись «до конца фильма осталось 17 минут», ведь казалось, что он только начался. Гениальна сатира и игра слов, но другого и не ждёшь, когда смотришь работу Леонида Гайдая.
Пригласил на роль Владимира Высоцкого — опять, как ни странно, неудача с тарелкой, причем примета оказалась верной, Высоцкий в первые же дни съемок запил. И только тогда отчаявшемуся режиссеру кто-то рассказал про малоизвестного актера Арчила Гомиашвили, который уже много лет прекрасно играет Бендера в одном из провинциальных театров. С этим кандидатом и тарелка разбилась, и съемки покатились как по маслу. Так артист из глубинки моментально обошел на повороте два десятка известнейших актеров и сыграл главную роль в своей жизни. Время показало, что и он абсолютно точно не прогадал.
Сегодня о том, какая пара актеров является более яркой, даже никто не спорит — все хороши. Интересно, что целая команда из 10 актеров снялась в обеих лентах, в небольших ролях, некоторые в тех же самых образах. Так, например, Георгий Вицин сыграл в одном фильме Безенчука, а в другом — монтера Мечникова, а Савелий Крамаров был одноглазым шахматистом и слесарем Полесовым. Леонид Гайдай и Сергей Филиппов на съемках фильма «12 стульев», 1970 г. С мадам Грицацуевой у Гайдая опять была заминка.
Он попробовал на эту роль пару главных «фигуристых» актрис нашего кинематографа — Галину Волчек и Нонну Мордюкову, но ни та, ни другая не казались ему достаточно смешными. Тогда звукооператор Владимир Крачковский показал ему свою жену Наталью, которая к тому времени уже снялась в нескольких эпизодических ролях.
Вернувшись в Рыбинск, съемочная группа отсняла еще несколько эпизодов, в том числе знакомство комбинатора с дворником Тихоном. После этого съемки вновь перенеслись в Москву. В начале 2000-х в этом здании размещался бар-ресторан "Нью Васюки". По сюжету после отдыха в общежитии герои посещают музей мебели, зданием которого на время съемок стал дом 12 на улице Воронцово Поле. Он был построен в 1888 году по проекту архитектора Д. Концессионеры узнают, что стулья будут продаваться с аукциона, куда они немедленно и отправляются.
Несмотря на то, что действие происходит в Москве, снимали все в том же Рыбинске, в здании Хлебной биржи: Далее по сюжету фильма происходит позорное изгнание с торгов аукциона Остапа, после чего он собирает бригаду беспризорников для выслеживания стульев. Съемки проводили в Большом Ватином переулке, который в 70-х был еще вымощен булыжником. После аукциона стулья нашли новых владельцев. В фильме нам показали дом 8 на улице Малой Молчановке, построенный в 1914 году как доходный дом. Здание примечательно фигурами львов, которые за время революции и войны пришли в упадок и потеряли щиты. На текущий момент скульптуры реконструировали. Эллочка Щукина, купившая другой стул, жила в Варсонофьевском переулке. Для съемок выбрали Печатников переулок ввиду красивой фактуры — Кариатид, женских скульптур, украшающих фасад.
Не вошедшая в фильмы сцена повествует о том, как Бендер создал организацию "Союз меча и орала", после чего начал собирать взносы от участников, которые затем присвоил. В киноэпопее этот сюжетный поворот был завершен, но в книге его развитие продолжается. В романе появляется эпизод с заговорщиками, среди которых ключевую роль играет слесарь Виктор Полесов. Члены Союза распространяют слухи о необходимости создания запасов и приобретения товаров первой необходимости, вызывая панику среди горожан. Вскоре все они оказываются в кабинете прокурора, где начинают выдавать друг друга, обвиняя в инцидентах Кислярского, Чарушникова и Елену Станиславовну Боур.
Интересные факты о фильме Леонида ГАЙДАЯ «Двенадцать стульев»...
Одна из ключевых сцен романа 12 стульев (16+) не была включена в фильмы Леонида Гайдая и Марка Захарова, хотя она значительно раскрывает характер одного из главных персонажей. "Лёд тронулся", вторая серия - "Заседание продолжается". Художественный фильм "12 стульев" — экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1971 году. В комедии «12 стульев» Гайдая зрители нашли киноляп с преображением скелета. Фильм «12 стульев» стал путевкой в большое кино для молодой Натальи Крачковской. Главный герой «12 стульев» Остап Бендер мог получиться еще более комичным и запоминающимся, если бы Леонид Гайдай не допустил одну ошибку.
#[ВКадре]: 50 лет фильму "12 стульев" Леонида Гайдая
Акимов к разгильдяйству любимого актера относился снисходительно, говорил: «Для меня один талантливый пьяница дороже десяти бездарных трезвенников». Но однажды и его ангельское терпение лопнуло. Режиссер взял список артистов труппы и красным карандашом вычеркнул фамилию Филиппова. У Филиппова осталось только кино. Но зато в нем он был бог! Он был, пожалуй, единственным из советских артистов, кто получал деньги прежде, чем начинались съемки. И все потому, что Сергей Николаевич «делал кассу», как и его Алмазов из «Укротительницы тигров». Его реплика «Люби гонорар как самого себя! А еще у него были бесконечные концерты по всем городам и весям страны. Стоило ему выйти на сцену и произнести: «Две звездочки, три, а лучше пять», как зал начинал аплодировать стоя.
Расстроенный режиссёр уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации — он перегорел идеей и «подарил» фильм Гайдаю. Основными кандидатами были Ростислав Плятт , Анатолий Папанов , Сергей Филиппов и Юрий Никулин , но режиссёр не мог определиться около года, пробуя актёров в паре с разными «Остапами». И когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что он утверждён — оказалось, что у актёра сильно поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а актёр от отчаяния запил… Ситуация была серьёзной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его.
Режиссёр понимал, что будет тяжело — не раздражался, когда актёр забывал слова, делал перерывы, когда тот плохо себя чувствовал, но все видели, что работа придавала ему силы. К концу съёмок Филиппов был настроен на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая ещё в семи фильмах. Гайдай О пробах на роль Остапа на киностудии «Мосфильм» долгое время ходили легенды.
Бережно сохранив основные перипетии романного сюжета о поисках сокровищ, спрятанных в одном из двенадцати стульев старинного гарнитура, Леонид Гайдай не забыл и о своих «фирменных» эксцентричных трюках и погонях, благо, что Ильф и Петров давали для этого немало оснований. Пригласив на роли второго плана звезд отечественного кинематографа, Гайдай по сути превратил эпизоды с их участием в маленькие бенефисы. Ну, разве забудешь дворника Тихона в исполнении Юрия Никулина? Или Наталью Крачковскую в роли мадам Грицацуевой? Да и сам Леонид Гайдай блеснул актерским мастерством в маленькой роли хранителя ордеров на проданную мебель… Конечно, по сравнению с Бендером, сыгранным Сергеем Юрским в «Золотом теленке», Бендер Арчила Гомиашвили был лишен обаяния интеллигентности и печальной иронии.
Бендер в «12 стульях» Гайдая бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость в купе с недюженной изобретательностью и артистичностью прирожденного авантюриста, что называется, «города берет»… Но кто сказал, что «ранний» Бендер должен как две капли воды походить на Бендера «позднего»? Александр Фёдоров Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Для зрителей самая главная изюминка фильма осталась за кадром. Кинокритик Александр Шпагин объяснил в беседе с порталом 100News , что режиссеру не стоило переозвучивать актера Арчила Гомиашвили. Он сам видел, как тот отлично справлялся с этой ролью. Нет ничего страшного в том, что у звезды был слишком тонкий голос для образа плута.
Арчил Гомиашвили жалеет о работе с Леонидом Гайдаем в фильме «12 стульев»
После съемок остались невредимыми четыре стула и Гайдай их выкупил у киностудии, поставил у себя в рабочем кабинете. Гомиашвили и Ю. Точно неизвестно, почему режиссер пошел на такой шаг: одни говорят, что Арчил Гомиашвили болел и не смог появиться в студии, другие говорят, что Гайдая смущал грузинский акцент актера. Источник: Л. Гайдай и А. Гомиашвили Гомиашвили очень обиделся на Гайдая за этот поступок: "Если бы я знал, что Гайдай так поступит, никогда бы не стал сниматься в этом фильме".
Высокие начальники прямо и косвенно давали понять: уж очень странная у вас кандидатура на роль Остапа Бендера, Леонид Иович! Но Гайдая было уже не переубедить, он считал, что только Гомиашвили сможет создать достоверный образ «великого комбинатора». И на все претензии художественного совета у него был готов убедительный ответ. А так — у нас есть возможность сделать ему какую угодно прическу! Потому как озвучивал эту роль актер Юрий Саранцев. По одной версии, Гомиашвили не смог появиться в студии из-за болезни, по другой — Леонида Гайдая очень смущал грузинский акцент актера. Так или иначе, но сам Гомиашвили посчитал такой поступок режиссера предательским. Гайдай, когда ему передали слова актера, которого он, по сути, сделал знаменитым на весь Союз, не остался в долгу: «Если бы я знал, что ты такой плохой артист, никогда не снимал бы тебя в своей картине». Итог этой перепалки — многолетнее бойкотирование друг друга. Режиссер и актер при встрече никогда не разговаривали и даже не здоровались. К слову, примирило их только появление на экране другой версии «Двенадцати стульев», которую снял Марк Захаров. По слухам, Леонид Гайдай сам позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления! На вторую по значимости роль в фильме — Кисы Воробьянинова — пробовалось также немало весьма известных актеров. Даже Юрий Никулин, который уже давно считался «гайдаевским» актером, претендовал на эту роль. Однако Гайдай был непреклонен: он уверял, что только Сергей Филиппов сможет достойно воплотить роль на экране. И это несмотря на то, что в те годы на карьере Филиппова практически поставили жирный крест. Из театра его выгнали из-за чрезмерного увлечения зеленым змием, в кино ролей не было. Словом, никто не верил, что Филиппов сможет справиться с ролью. Кроме Леонида Гайдая! И он оказался прав. Хотя поволноваться режиссеру пришлось не раз. Во время съемок дали о себе знать многочисленные болячки Филиппова. Чуть ли не со съемочной площадки актера увезли в больницу, где сделали довольно серьезную операцию по удалению опухоли мозга. Тем не менее Филиппов практически сразу после выписки из больницы вернулся в строй и достойно завершил работу над картиной. А Юрию Никулину в итоге тоже нашлась роль. Небольшая, но запоминающаяся. Он сыграл, как мы все знаем, дворника Тихона. Мечта поэта. Эта комедия дала путевку на большой экран не только Арчилу Гомиашвили, но и Наталье Крачковской, которая получила свою роль лишь по воле случая. Причем после долгих обсуждений «на самом верху» предпочтение отдавалось Галине Волчек: Мордюкова, по мнению художественного совета, была чересчур серьезной, и ее появление не вызывало приступов гомерического смеха, чего добивался Леонид Гайдай.
Чтобы раздобыть денег, концессионеры основывают организацию «Союз меча и орала», которая якобы может возродить дореволюционную эпоху, в неё начинают вступать подпольные богачи Старгорода. Под вдохновляющие речи Бендера они скидываются на необходимую сумму, после чего авантюристы отправляются в Москву , где находятся остальные стулья. Там концессионеры узнают, что эти стулья будут продаваться на аукционе. Из-за глупости Воробьянинова, который потратил имевшуюся у него часть денег, стулья «расползаются как тараканы»: на аукционе их продают и увозят в разные части Москвы. С помощью разных ухищрений концессионеры находят 5 стульев с 3-го по 7-й стулья , но в них ничего не оказывается. Оставив один стул, который затерялся на вокзале в Москве 12-й стул , герои решают искать четыре оставшихся с 8-го по 11-й стулья , которые отправляются вместе с театром на гастроли, на пароходе «Скрябин». Концессионеры нанимаются художниками на этот пароход. Ночью они вскрывают восьмой стул, но и он оказался без сокровищ. За «халтурную» работу горе-художников высаживают в городе Васюки. Для добычи денег Остап, выдав себя за гроссмейстера, организовывает в городском шахматном клубе турнир. В своих восторженных речах Остап обещает городу светлое будущее, где он станет Нью-Москвой и в нём произойдет «первый междупланетный шахматный турнир».
Снять фильм по роману Ильфа и Петрова - была мечта режиссера Гайдая. Но по разным причинам приступить к съемкам фильма не получалось. Фильм выходит на экраны 8 июня 1971. Съемки фильма "Двенадцати стульев" начались в городе Пятигорске 3 сентября 1970 года. Видео: Кадры из кинофильма "Двенадцать стульев" Действие у Орла, когда Остап посылает Кису просить милостыню, но Киса сопротивляется: никогда еще Воробьянинов не протягивал руки. На что Бендер отвечает: "Тогда протянете ноги, старый дуралей! Именно здесь, с давних времён, струился безымянный горячий источник, на основе которого возник бальнеологический комплекс и благодаря которому и возник город-курорт Пятигорск. Самый известный эпизод в романе, происходящий в Пятигорске, рассказывает о том, как предприимчивый Остап Бендер продавал самодельные билеты для входа в Провал. Интересно, что после выхода романа в 1929 году администрация курорта ввела входную плату за посещение этого достопримечательного места. Сцена фильма "возле Провала", где великий комбинатор устроил продажу входных билетов, снимали вовсе не на фоне известной пятигорской достопримечательности. Торги с монтёром Мечниковым и передачу стульев компаньонам снимали на фоне Лермонтовской галерее в парке "Цветник". Сцена, где великий комбинатор с азартом торгует билетами на Провал, предлагая их группам отдыхающих, направляющихся к гроту Лермонтова была снята не у грота, а на горе Горячей.
Гайдай утвердил на главную роль в «12 стульях» Высоцкого и пожалел об этом
Да, конечно же, Остап родился, когда Задунайской Сечи уже не было, но ведь далеко не все казаки вернулись в Россию, часть их ещё долго оставалась именно турецкоподданными. Да и имя Остап как-то совсем не еврейское и не тюркское. А кого ещё вспомните из известных литературных персонажей с тем же именем? Да, гоголевский Остап Бульба! Запорожский казак, сын Тараса Бульбы. Вот и выходит, что на смену турку и еврею на сцену выходит потомок казака с запорожскими корнями — Остап Бендер. Но это так, лирическое отступление… Правда, Леониду Гайдаю ещё нужно было уговорить худсовет - в Госкино не сразу поняли, почему это Бендер вдруг стал грузином. Почему мама не могла быть грузинкой? Вот только позже Леонид Гайдай не раз пожалел о своём выборе. Бендер Гомиашвили был бодр, оптимистичен, напорист и нахален. Его обаятельная наглость сочеталась с недюжинной изобретательностью и артистичностью прирождённого авантюриста.
Такой Остап Бендер и должен согласно роману обладать мужественным обаянием, блеском интеллекта в глазах и этакой «летящей походкой». Кавказский колорит Гомиашвили этому лишь помогал. Даже наоборот: его внешность безупречно соответствовала описаниям Ильфа и Петрова, согласно которым Бендер — «красавец с черкесским лицом» и «медальным профилем». Нет, по-актёрски Гомиашвили всё схватывал на лету и выполнял всё, что говорил режиссёр. Гайдай ставил задачи Арчилу быстро и по делу. Работали они в ускоренном темпе, так как из-за затянувшихся поисков уже и так серьёзно выпали из съёмочного графика. А Гайдай своими комедийными штуками перекрывал мой посыл показать серьёзного, неоднозначного героя». К концу съёмочного периода Гайдай настолько устал бороться с актёром, что просто не стал звать его на озвучку и дал Остапу в фильме колоритный и очень гибкий голос Юрия Саранцева, признанного мастера дубляжа. Именно это стало основной причиной переозвучки, а не якобы грузинский акцент Гомиашвили. Он у него был совсем слабый, ведь актёр вырос на Донбассе и грузинский язык выучил только в 14 лет.
По словам Нины Гребешковой, Леониду Иовичу вообще не понравилось работать с этим актёром. На съёмках Арчил частенько лебезил и заискивал, что не могло не покоробить Гайдая, не выносившего никакой фальши ни в профессиональных, ни в бытовых отношениях. А когда фильм был готов, Гомиашвили, возмущённый тем, что его «лишили голоса», резко сменил интонацию с льстивой на хамскую. После этого всякое их общение прекратилось. Однако через шесть лет Гайдай неожиданно позвонил Арчилу: «Хотите увидеть уголовное преступление? Тогда включайте телевизор. Сейчас начнутся «12 стульев», снятые Марком Захаровым». Третью главную роль в фильме — отца Фёдора — исполнил Михаил Пуговкин. Гайдай практически в каждой картине снимал Михаила Ивановича, ставшего одним из самых гайдаевских актёров советского кино. Он сыграл прораба в «Напарнике», но эта роль была почти эпизодическая.
Пробовался и на роль Лёлика в «Бриллиантовой руке». Но для «12 стульев» Гайдай сразу утвердил Пуговкина на роль. Надо сказать, Михаил Иванович поначалу опасался воплощаться в столь антирелигиозный образ, как алчный служитель церкви Фёдор Востриков. Дело в том, что мать Пуговкина была глубоко верующая, и он опасался обидеть её такой ролью. Но крестьянка из Костромской области Наталья Михайловна Пуговкина оказалась мудрым человеком. Немногочисленные женские роли в «12 стульях» в основном тоже утверждались Гайдаем заранее, минуя стадию кинопроб. Так, бывшую возлюбленную Ипполита Михайловича Елену Станиславовну, режиссёр сразу доверил сыграть выдающейся опереточной актрисе Гликерии Богдановой-Чесноковой, которая играла ещё в той самой первой телепостановке «12 стульев». Роль Эллочки-людоедки Гайдай поначалу предложил Наталье Варлей. Но когда на пробах Наталья надела светлый парик, режиссёр «прозрел» и увидел в бывшей «кавказской пленнице» идеальную Лизу Калачову — вегетарианку поневоле, к которой в роковой для себя час воспылал чувствами Ипполит Матвеевич. Ассистенты Гайдая искали миниатюрную миловидную девушку, любящую наряжаться, — и в театральном институте им сразу указали на Воробьёву.
Гайдай утвердил её после первой же пробы. Это, пожалуй, самая заметная из киноролей артистки, которую вся страна знала, прежде всего, по голосу её персонажей в знаменитых советских мультфильмах. Гайдай, хорошо знавший Клару Михайловну ещё по учебе во ВГИКе, снимал её трижды: помимо «12 стульев», в «Женихе с того света» маленькая роль регистраторши в поликлинике и в совсем крошечном бессловесном эпизоде в «Не может быть! Жена Гайдая Нина Гребешкова сыграла жену инженера Брунса и царицу Тамару, которая является отцу Фёдору, забравшемуся на скалу, среди его прочих бредовых видений. Но самым колоритным женским персонажем в романе и в фильме, бесспорно, является вдова Грицацуева, с которой Бендер справляет спешную свадьбу, «чтобы спокойно, без шума покопаться в стуле», ей принадлежащем. В романе Грицацуева описывается так: «Молодая была уже не молода. Ей было не меньше тридцати пяти лет. Природа одарила её щедро. Тут было всё: арбузные груди, нос — обухом, расписные щёки и мощный затылок». Портрет будто списан с Натальи Крачковской, непрофессиональной актрисы.
Ранее Крачковская снималась лишь в массовке и совсем крошечных ролях, но Гайдай сделал её общепризнанной комедийной звездой. Её Гайдай знал ещё со времён съёмок «Кавказской пленницы», на которой звукооператором был её муж Владимир Крачковский. Но мысль задействовать колоритную внешность Натальи в кино как-то не приходила Гайдаю в голову вплоть до «12 стульев». Да и при работе над этой картиной режиссёр вспомнил о Крачковской лишь в последний момент, а до этого на роль Грицацуевой пробовались Нонна Мордюкова и Галина Волчек. Так Наталья сыграла свою первую большую роль, после чего прочно вошла в список актёров, которых Гайдай старался задействовать в каждом своём кинопроекте. Свою последнюю роль в гайдаевских фильмах сыграл здесь Юрий Никулин, а Савелий Крамаров — первую одноглазый шахматист. Да и сам Леонид Гайдай стал архивариусом Коробейниковым. Не меньше усилий, чем на формирование огромного актёрского ансамбля, было потрачено на поиск оригинального или соответствующего подлинному реквизита двадцатых годов. Потом, правда, выяснилось, что высоты в кадре всё равно не видно, с таким же успехом можно было в павильоне снять. А ради кадра, где отец Фёдор рубит стулья, целый месяц группа сидела в Батуми, ждала сильного шторма.
Я уж не говорю, сколько усилий было потрачено, чтобы найти настоящие стулья работы Гамбса! Не было их в СССР! Но Леня упёрся: «Нужны подлинные». Помрежи сбились с ног, объезжая квартиры, где в принципе могла быть такая старинная мебель.
Вскоре выбор режиссёра пал на Рыбинск: нужная застройка в городе сохранилась, да и от Мосфильма недалеко. Сейчас эту «дорогу в Старгород» украшает памятник.
И локация эта в городе одна из самых известных. Кинопроизводство в Рыбинске заняло в 70-м три месяца: с мая по август. Согласно воспоминаниям городских старожилов, с именитой съёмочной командой они сдружились — помогали реквизитом и участвовали в массовке. Небольшая роль досталась и Тутаеву.
Глядя на нее, сразу вспоминается знаменитое: «Месье, же не манж па сис жур».
Второй памятник — Остапу Бендеру. Его открыли в 2008 году у входа в Провал. Автор скульптуры — Равиль Юсупов. Третий неофициальный памятник — тоже Кисе. Он был установлен частным лицом на улице Дзержинского у кафе.
Ипполит Матвеевич просит милостыню на фоне великолепного здания грязелечебницы. А заметили еще одну важную деталь? Бывший светский лев просит милостыню на фоне каменных львов. Она была построена в 1913 году в стиле древнеримских терм, названа Алексеевской в честь наследника престола, а затем восстановлена в 1923 году после революционной разрухи. Тогда же лечебницу переименовали — в честь наркома здравоохранения Семашко.
В наши дни это современный лечебный комплекс на 220 процедурных мест. Посиделки у «Прокурора» После удачной сделки с Мечниковым Остап и Киса несли «честно добытые» стулья по ночным улицам Пятигорска. Там их напугал полицейский, и они присели на эти стулья прямо на улице, у двери с надписью «Прокурор». На самом деле никакого прокурора там не было, а показанная в фильме дверь ведет в обычный пятигорский дворик. Это место находится недалеко от «Цветника», и каменный забор сохранился до наших дней, в отличие от снятой в фильме двери и таблички, — прокомментировала Елена Юрьевна.
По словам экскурсоводов, на каменном заборе до сих пор можно найти следы от дюбелей, на которые съемочная группа крепила эту вывеску. Съемочная группа работала над эпизодами фильма в Дарьяльском ущелье с 15 по 22 сентября. Именно здесь энергичный Бендер взбирался на скалу, чтобы оставить автограф «Киса и Ося были тут». Здесь же проходили съемки захватывающего сражения между Воробьяниновым и отцом Федором за один из уцелевших стульев. Снимали эпизод в Дарьяльском ущелье, которое начинается от Верхнего Ларса селения Казбеги.
Природа там потрясающей красоты.
Гайдай — художественный, 2-х серийный, предназначен к прокату в кинотеатрах. Фильм 1976 г. Захаров - телевизионный, 4-х серийный, для проката не предназначался.
Известно, что Леонид Гайдай крайне неодобрительно отзывался о выходе фильма Марка Захарова, называя его «уголовным преступлением» и противопоставляя ему свой фильм, снятый пятью годами ранее. Андрей Миронов и Анатолий Папанов пробовались на те же роли еще в фильм «12 стульев» Гайдая, но не убедили режиссёра и были отвергнуты.
Как гайдаевский Остап Бендер на самом деле стал миллионером
Смотрите на киноканале «Комедия» все серии фильма «12 стульев» в понедельник, 1 мая, с 18:00 в проекте «Комедия. Смотреть онлайн фильм 12 стульев (1971) в онлайн-кинотеатре Okko. Художественный фильм "12 стульев" — экранизация одноименного романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова в двух частях, снятая режиссером Леонидом Гайдаем в 1971 году.
«12 стульев», «Чичерин», «Скрябин» и Гайдай: интересные факты о фильме и романе
Экранизировать знаменитый сатирический роман Ильфа и Петрова Гайдай мечтал давно, но сначала в Госкино ему предложили подождать, пока Михаил Швейцер снимет фильм по "Золотому теленку", а затем он узнал, что "12 стульев" собирается ставить Георгий Данелия. смотрите кино полностью на «Кино ». Смотрите на киноканале «Комедия» все серии фильма «12 стульев» в понедельник, 1 мая, с 18:00 в проекте «Комедия. В комедии «12 стульев» Гайдая зрители нашли киноляп с преображением скелета.