Франшизы для малого бизнеса в 2024 году вполне могут приносить доход, если выбрать наиболее удачное направление. Главная» Новости» Франшиза в 2024 году.
ТОП 100 франшиз России в 2024 году
Статья автора «Честные разборы о франшизах» в Дзене: На основе рейтинга РБК и данных Роспатента мы собрали франшизы, которые чаще остальных покупали в России в 2023-2024 году, а также. Новость по теме: Лучшими франшизами 2023 года в России стали Invitro и «Хеликс». Ниже представлены топ-5 франшиз 2024 года в разных категориях. В 2024 году о старте франшизы объявила калининградская сеть магазинов «Воин». Для примера, рассмотрим инвестиции на франшизах для малого бизнеса, которыми наиболее активно интересовались читатели нашего каталога в 2024 году.
Самые популярные франшизы в России
Второе место заняла сеть игровых клубов Colizeum. Косвенными факторами роста количества сделок и узнаваемости бренда он также называет маркетинговые кампании, участие в киберспортивных турнирах. По словам Антонова, у компании маленький процент расторжения контрактов, потому что франчайзи сложно уйти в минус. Поэтому даже в кризисные времена люди приходят в наши клубы». Компания открывала точки не только в России, но и за рубежом — таких 16. Общее число клубов в России и за рубежом — 460.
Сети стабильности Шире всего представлена в рейтинге сфера ретейла: в список вошли 17 сетей продовольственной и непродовольственной розницы. В продовольственной в последние годы наблюдался устойчивый спрос, отмечает Семина. Инвесторы готовы вкладываться в открытие бизнеса под известными брендами, чья продукция востребована в любые времена. В топ-10 рейтинга попала сеть «Жизньмарт», сочетающая в своих точках магазин, кафе и доставку еды. Еще одной причиной роста Семина считает возможность открыть небольшой магазин, что существенно расширяет круг потенциальных франчайзи.
В первую десятку вошла и продуктовая сеть «Мясницкий ряд». Светлана Левина, руководитель отдела франшизы компании, объясняет интерес франчайзи узнаваемостью бренда, невысокими инвестициями в открытие точки и ее быстрой окупаемостью — до полугода. Также важную роль играет ценовая политика в отношении продукции компании, добавляет Левина. Существенный рост в рейтинге показала франшиза «магазинов у дома» «Пятерочка». Треть из этих открытий обеспечили новые партнеры.
Стабильный спрос на франшизу Осташева объясняет тем, что многие предприниматели считают рынок ретейла, особенно продуктовый сегмент, одним из наиболее надежных и предсказуемых с точки зрения потребительского спроса. Осташева считает важным конкурентным преимуществом «Пятерочки» модель обратного франчайзинга: головная компания берет на себя оценку локации, закупку и поставку товаров, логистику, обучение персонала, маркетинг. На партнере остаются только первоначальные инвестиции в оборудование и помещение, а после открытия магазина — операционное управление точкой. В среднем на каждого партнера приходится около пяти франчайзинговых точек. По формату и ценовому сегменту у «Пятерочки» нет весомых конкурентов, называет еще один фактор Семина.
Стабильно высоким спросом пользовались магазины пива. В числе сложностей, с которыми пришлось столкнуться при продаже франшиз, он называет рост стоимости открытия точки, например цен на оборудование и мебель, увеличение транспортных затрат. Компания работала с каждой существующей торговой точкой, тщательнее подходила к подбору помещения и прогнозу выручки, занималась обучением ИИ для прогнозирования товарооборота. Впрочем, темпы развития пивных франшиз могут снизиться.
Компания открывала точки не только в России, но и за рубежом — таких 16. Общее число клубов в России и за рубежом — 460. Сети стабильности Шире всего представлена в рейтинге сфера ретейла: в список вошли 17 сетей продовольственной и непродовольственной розницы. В продовольственной в последние годы наблюдался устойчивый спрос, отмечает Семина.
Инвесторы готовы вкладываться в открытие бизнеса под известными брендами, чья продукция востребована в любые времена. В топ-10 рейтинга попала сеть «Жизньмарт», сочетающая в своих точках магазин, кафе и доставку еды. Еще одной причиной роста Семина считает возможность открыть небольшой магазин, что существенно расширяет круг потенциальных франчайзи. В первую десятку вошла и продуктовая сеть «Мясницкий ряд». Светлана Левина, руководитель отдела франшизы компании, объясняет интерес франчайзи узнаваемостью бренда, невысокими инвестициями в открытие точки и ее быстрой окупаемостью — до полугода. Также важную роль играет ценовая политика в отношении продукции компании, добавляет Левина. Существенный рост в рейтинге показала франшиза «магазинов у дома» «Пятерочка». Треть из этих открытий обеспечили новые партнеры.
Стабильный спрос на франшизу Осташева объясняет тем, что многие предприниматели считают рынок ретейла, особенно продуктовый сегмент, одним из наиболее надежных и предсказуемых с точки зрения потребительского спроса. Осташева считает важным конкурентным преимуществом «Пятерочки» модель обратного франчайзинга: головная компания берет на себя оценку локации, закупку и поставку товаров, логистику, обучение персонала, маркетинг. На партнере остаются только первоначальные инвестиции в оборудование и помещение, а после открытия магазина — операционное управление точкой. В среднем на каждого партнера приходится около пяти франчайзинговых точек. По формату и ценовому сегменту у «Пятерочки» нет весомых конкурентов, называет еще один фактор Семина. Стабильно высоким спросом пользовались магазины пива. В числе сложностей, с которыми пришлось столкнуться при продаже франшиз, он называет рост стоимости открытия точки, например цен на оборудование и мебель, увеличение транспортных затрат. Компания работала с каждой существующей торговой точкой, тщательнее подходила к подбору помещения и прогнозу выручки, занималась обучением ИИ для прогнозирования товарооборота.
Впрочем, темпы развития пивных франшиз могут снизиться. А вот непродовольственный ретейл развивается не так динамично, как продовольственная розница, отмечает Семина. Новичками рейтинга в этой сфере стали магазины детской одежды и обуви «Котофей» и Gulliver. Она добавляет, что компании ранее не заключали ДКК и часть результатов года — перезаключение договоров с действующими партнерами. Внимание инвесторов к известным российским розничным брендам повысилось после ухода международных игроков.
Главная ТОП-21 франшиза в 2024 году Покупка франшизы дает предпринимателю возможность начать бизнес под маркой уже раскрученного бренда, используя его бизнес-модель и другие наработки. Для начинающего предпринимателя это проще, чем запускать бизнес с нуля.
Обычно франчайзер компания, которая предлагает бизнес по франшизе предлагает франчайзи полное сопровождение проекта, обучение персонала, своих поставщиков, проверенные рецепты если речь о точке-фаст-фуде и многое другое.
Данный рейтинг включил в себя франшизы, у которых не только быстрая окупаемость, но и наименьшие вложения.
Лучшие франшизы 2024 года. Обзор компаний по категориям
Наверное, потому что формат у нас в городе людям не по душе пришёлся. Люди всё больше к конкурентам ходят, где и тортики покушать, посидеть с друзьями можно. Обидно, что у компании начисто отсутствует маркетинговая политика, так что учить покупателя пить кофе на ходу франчайзер даже не пытается. Что тут сказать. Забежал — схватил — помчал дальше, но уже более твёрдым шагом. Звучит, как злая ирония.
Увы, нет. Что ещё тут добавить? Если у вас имеются навыки ведения бизнеса, шансы на выживание вашего заведения определённо велики. И если вы крайне везучий человек, у вас получится заработать. Вложения: от 1.
Окупаемость: от 8 мес. Прибыль в месяц: от 150 тыс. Компания была создана как местный оператор доставки для небольшого интернет-магазина, ушедшего в историю, а сейчас достигла федеральных масштабов и вышла на международный уровень. Уже порядка 15 лет СДЭК развивает свою франшизу пунктов выдачи. И темпы кампании только растут.
Сейчас открыть пункт в районном центре с небольшим числом жителей обойдётся вам от 90 тыс. Чтобы начать работать в городе, вам понадобится суммарно от 350 до 500 тыс. В совокупности, по оценкам специалистов, все эти факторы приводят к окупаемости в 10-12 месяцев с момента начала работы вашей точки. А теперь давайте искать ложку дёгтя. Разумеется, изучим отзывы: Артур, г.
Наверное, потому что имеется опыт общения с людьми разного уровня: директорами, топ-менеджментом больших компаний. Поэтому мог вести беседы с на равных, вести консультацию. Открытие заняло у нас почти 1,5 месяца. УК предоставила понятные инструкции для работы. И тут началось!
Стандарты, которые казались простыми, стали невыполнимыми без доп. ПВЗ превратился в нерентабельный проект с туманными перспективами. Где-то я просчитался… но где? Я начинала работу, когда пунктов были единицы. Да, было сложно, но и, одновременно, интересно.
Сейчас прямо на моих глазах многие франчайзи неплохо зарабатывают. Сейчас в компании для этого есть все условия. А тут, оказывается, нужно работать, мозгами думать. Система работы выстроена так, что все в равных условиях, у всех одни и те же возможности и шансы.
Ведь за последние пять лет мы уже были свидетелями тотального локдауна, ограничительных мер, скачков инфляции и т. Все это безусловно влияет на возможность открытия своего дела, его успешного старта, а далее - развития. Поэтому все чаще люди выбирают готовую бизнес модель - франшизу.
Мы не будем рассматривать в статье заработок без стартового капитала или с минимальными вложениями. Удивительно, как наш человек верит в то, что можно ничего не вкладывая и почти ничего не делая внезапно разбогатеть. Речь пойдет о реальном бизнесе на земле, с инвестициями от 4 и выше миллионов рублей, с возможностью расширения и значительного увеличения дохода за два - три года упорного труда. Поэтому при выборе франшизы обратите внимание на условия сотрудничества и ее состав. Подробный материал в этой статье. Что еще раз говорит в пользу покупки именно франшизы магазина. Тут все просто: люди всегда будут хотеть есть и выбор падает на магазины у дома и онлайн доставку.
В случае ресторанного бизнеса это, например, музыка, которая играет в зале, рецептура блюд, дизайн меню, расстановка столов и многое другое. Все это — объекты интеллектуальных прав, но выявить их, собрать в портфель и управлять им необычайно тяжело. В цифре же это делается невероятно легко — буквально на уровне клика и drag-and-drop». Также возможность работы онлайн сильно упростит проблемы географии: соглашения могут подписывать участники из разных городов и даже стран. Сервис специально создан под такие цели. Сделки проходят безопасно на базе блокчейна. Кроме того, все процедуры проводятся с учетом законодательства — сервис интегрирован с распределенным реестром Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности РЦИС. Соучредитель платформы ScaleIT Мария Кизима отметила, что сделка открывает новую страницу истории франчайзинга: «Ни для кого не секрет, что именно малый и средний бизнес должен обеспечивать устойчивость экономики.
Поэтому государство десятилетиями пытается поддерживать этот сегмент предпринимательства. По франчайзинговой модели дело можно открывать без крупных вложений и серьезных рисков. Первая сделка на Scale IT — мощный сигнал рынку о том, что масштабировать бизнес, выявляя интеллектуальные права и формируя портфели нематериальных активов, — наиболее эффективная стратегия развития, уверен председатель РЦИС Андрей Кричевский.
Затраты, окупаемость: Прибыль: 80 000 — 250 000 в год; Окупаемость — 1—2 года. Природная косметика популярна среди российских потребителей. Известная французская косметическая сеть предлагает франшизу на следующих условиях: Капиталовложения — 4 млн. Красный куб Вид деятельности — продажа посуды, предметов интерьера, сувениров.
IT-франшиза в 2024: лучшее время для запуска бизнеса
Ниже представлены топ-5 франшиз 2024 года в разных категориях. Подробный обзор оригинальных и перспективных франшиз 2024 года в России: как, работая на себя, снизить свои риски. Это хорошо, как для франшизы, так и для пользователей.
Рейтинг популярных франшиз для малого бизнеса 2023-2024
IT-франшиза в 2024: лучшее время для запуска бизнеса. На дворе 2024-й, и в этой статье мы проанализируем факторы, способствующие успешному старту и успешному развитию бизнеса в сфере IT, а также поговорим о наиболее перспективных направлениях. Какие франшизы реально работают в 2024 году — Рейтинг ТОП-20 лучших франшиз для малого бизнеса. Официальный каталог ТОП-франшиз 2024 в России с актуальными предложениями. Официальный каталог ТОП-франшиз 2024 в России с актуальными предложениями.
Франшизы для малого бизнеса – ТОП-13 в 2023 года
- ТОП франшиз для запуска вашего бизнеса –
- ТОП франшиз для запуска вашего бизнеса –
- Лучшие франшизы 2024 года с минимальными вложениями
- Какие франшизы попадают в рейтинг
- ✅ Каталог франшиз 2023-2024 | Купить Франшизу.ру
- Как мы определили 💰 лучшие франшизы России
Рейтинг ТОП-10 лучших франшиз в 2022 году
По словам эксперта, оборот рынка франчайзинга в России по итогам 2023 года достиг 2,9 трлн рублей, что на 1,4% больше, чем годом ранее. запросы по франшизам в 2024 году Ниже можно ознакомиться с рейтингом популярных франшиз 2023 года в различных сферах деятельности. Среди франшиз с инвестициями в открытие точки от пяти миллионов рублей в топ-3 также попали 2GIS и сеть детских садов Sun School. Сборник лучших франшиз с подробным описанием, которые актуальны на 2024 год! Выбирайте свою франшизу в любой нише для открытия среднего и малого бизнеса. Ниже представлены топ-5 франшиз 2024 года в разных категориях. это готовый бизнес, устойчивый к кризисам с возможностью развития, поддержкой и высокой рентабельностью.
Франшизы для малого бизнеса в 2024 – до 100 тысяч рублей – каталог предложений
Интернет-каталог франшиз FRMALL предлагает рейтинг ТОП-100 лучших франшиз для малого бизнеса в 2023-2024 году. Главная» Новости» Франшиза в 2024 году. Главная» Новости» Франшиза в 2024 году.
"Франч регион" Выставки франшиз 2024
Эксперт Щербаченко спрогнозировал популярные направления франшиз в 2024 году | Новые франшизы за 2024 год Игралайф Объем инвестиций от 3 000 000 ₽. |
Рейтинг ТОП-10 лучших франшиз в 2022 году | Франшизы для малого бизнеса в 2024 году: каталог самых популярных и прибыльных предложений в России. |
Новые франшизы в России | Список франшиз 2024 на портале RED, только лучшие и проверенные франшизы которые существуют долго на рынке и стабильно зарабатывают. |
Популярные франшизы | Выставки франшиз "Франчайзинг в регионы 2024". |
Франшиза 2024 - какая она?
Олег Юдин Куратор направления «Франчайзинг» в Novikov school. Екатерина Смирнова Юрист, Руководитель юридической практики «IP-lawyer» Виктор Ляшевский Международный эксперт по франчайзингу, масштабированию и стратегическому развитию компаний. Создал более 100 франшиз, 6 из них вошли в список лучших по версии Forbes Стива Аралов Бизнеc тренер, эксперт в области управления проектами по SCRUM, эксперт в области франчайзинга Ольга Федорченко Руководитель отдела развития франчайзинга "Кухни Мария".
Инвесторы готовы вкладываться в открытие бизнеса под известными брендами, чья продукция востребована в любые времена. В топ-10 рейтинга попала сеть «Жизньмарт», сочетающая в своих точках магазин, кафе и доставку еды. Еще одной причиной роста Семина считает возможность открыть небольшой магазин, что существенно расширяет круг потенциальных франчайзи. В первую десятку вошла и продуктовая сеть «Мясницкий ряд».
Светлана Левина, руководитель отдела франшизы компании, объясняет интерес франчайзи узнаваемостью бренда, невысокими инвестициями в открытие точки и ее быстрой окупаемостью — до полугода. Также важную роль играет ценовая политика в отношении продукции компании, добавляет Левина. Существенный рост в рейтинге показала франшиза «магазинов у дома» «Пятерочка». Треть из этих открытий обеспечили новые партнеры. Стабильный спрос на франшизу Осташева объясняет тем, что многие предприниматели считают рынок ретейла, особенно продуктовый сегмент, одним из наиболее надежных и предсказуемых с точки зрения потребительского спроса. Осташева считает важным конкурентным преимуществом «Пятерочки» модель обратного франчайзинга: головная компания берет на себя оценку локации, закупку и поставку товаров, логистику, обучение персонала, маркетинг.
На партнере остаются только первоначальные инвестиции в оборудование и помещение, а после открытия магазина — операционное управление точкой. В среднем на каждого партнера приходится около пяти франчайзинговых точек. По формату и ценовому сегменту у «Пятерочки» нет весомых конкурентов, называет еще один фактор Семина. Стабильно высоким спросом пользовались магазины пива. В числе сложностей, с которыми пришлось столкнуться при продаже франшиз, он называет рост стоимости открытия точки, например цен на оборудование и мебель, увеличение транспортных затрат. Компания работала с каждой существующей торговой точкой, тщательнее подходила к подбору помещения и прогнозу выручки, занималась обучением ИИ для прогнозирования товарооборота.
Впрочем, темпы развития пивных франшиз могут снизиться. А вот непродовольственный ретейл развивается не так динамично, как продовольственная розница, отмечает Семина. Новичками рейтинга в этой сфере стали магазины детской одежды и обуви «Котофей» и Gulliver. Она добавляет, что компании ранее не заключали ДКК и часть результатов года — перезаключение договоров с действующими партнерами. Внимание инвесторов к известным российским розничным брендам повысилось после ухода международных игроков. Площади в ТЦ освобождаются, рисковать с новыми игроками не хочется, поэтому интерес сосредоточен на проверенных временем брендах, поясняет эксперт.
Накормить и вылечить В рейтинге широко представлен общепит: в список вошли 11 компаний. В топ-10 — франшиза кофеен Surf Coffee. Сейчас спрос на кофейни сместился в сторону точек самообслуживания, обращает внимание эксперт.
От 2,2 млн рублей Ориентировочная доходность и окупаемость. Окупаемость в течение 12—18 месяцев Как зарабатывать. От 3 млн рублей Ориентировочная доходность и окупаемость. Открыть магазин и продавать пиво, безалкогольные напитки и закуски. Базу поставщиков предоставляет франчайзер Медицинские лаборатории Цена франшизы. Открыть медцентр, принимать анализы и передавать их в лабораторию для исследования, организовать прием врачей.
Журнал Forbes провел исследование и составил список самых выгодных франшиз на любой ценник — от 200 тысяч до 10 миллионов. Прибыли соответствующие, но есть одна франшиза, которая окупится за 2,5 месяца. По крайней мере, должна. По крайней мере, обещают.
С акцентом на бренд: какие франшизы выгодно выбирать инвестору
Средний объем вложений во франшизы по всем сегментам в 2023-м не изменился и остался на уровне 7,6 млн руб. Зато поменялся в каждой отдельной категории: в HoReCa он вырос на 1,5 млн с 11,2 до 12,7 млн , в услугах также увеличился — с 5,2 до 5,7 млн. А в рознице снизился сразу на треть — до 4,4 млн руб. Несмотря на то что интерес к сегменту со стороны предпринимателей сохраняется, на статистике сказался дефицит подходящих локаций и удорожание аренды. Средние сроки окупаемости франшиз в минувшем году по всем сегментам превысили 2 года.
Об этом говорится в рейтинге Forbes. Инвестиции в открытие точки оцениваются в 5,8 миллиона рублей. Вторая по выгодности в России — «Додо Пицца» инвестиции в открытие франчайзинговой точки составят в среднем 22 миллиона рублей.
Создал более 100 франшиз, 6 из них вошли в список лучших по версии Forbes Стива Аралов Бизнеc тренер, эксперт в области управления проектами по SCRUM, эксперт в области франчайзинга Ольга Федорченко Руководитель отдела развития франчайзинга "Кухни Мария". Александра Молчанова Руководитель управления развития компании «Кухни Мария» Сергей Шабала Эксперт по повышению продаж розничного бизнеса с помощью аромамаркетинга. Основатель профессиональной ароматизации «Третье Чувство».
Это дало полное понимание того, как облегчить, упростить и улучшить все процессы по ведению бизнеса. Успешный опыт работы на открытиях филиалов лег в основу всей обучающей базы. Вся работа безопасна, посильна и интересна детям, а заготовка для занятий есть в продаже в магазинах любого города. Поэтому продавать идею посещения мастерской своим клиентам не приходится. Лига С Франшиза стартовала больше 1 года назад. Товарный знак не зарегистрирован или в процессе регистрации. Франшиза специализированного логопедического центра «Детская академия речи» «Детская академия речи» открылась в 2012 году. Сеть основала Анастасия Краминова, мама ребенка, который не заговорил. Анастасия столкнулась со сложным поиском в Москве специалистов, желающих заниматься с ребёнком в 2,5 года, о детской нейропсихологии слышали немногие, а о комплексном подходе не задумывался никто. Анастасия создала свой детский центр, в котором различные специалисты дефектологи, логопеды, нейропсихологи могли бы действовать сообща. Сегодня это крупнейшее экспертное учреждение в России для помощи детям с различными задержками речевого развития и другими проблемами в развитии. А с 2021 года сеть начала развиваться как франшиза. Сейчас в сети «Детская академия речи» работает 12 логоцентров, 5 логосадов и медицинская клиника, 3 центра по франшизе в Иваново, Брянске и Санкт-Петербурге. При этом компания не только продает франшизу, но и ежегодно расширяет собственную сеть. Компания имеет образовательную лицензию, готовит специалистов, которые получают после обучения сертификат государственного образца о повышении квалификации. За 12 лет при поддержке специалистов центра заговорили более 18 000 детей. Логопедический центр — перспективная ниша. Каждый второй ребенок имеет речевые нарушения, поэтому в каждом городе страны есть высокий спрос на логопедические услуги. Компания имеет свою запатентованную методику для помощи неговорящим и плохо говорящим детям в возрасте от 2 до 7 лет, которую успешно применяет с 2014 года. Франшиза предоставляет партнерам полную поддержку на всех этапах — от подбора помещения, обучения специалистов и сотрудников, до кураторства после открытия. Не нужно иметь профильного образования и разбираться в нарушениях речи, чтобы открыть франшизу в сети «Детская академия речи». PIMS начал работу в 2018 году. Появилась легендарная формула PIMS на основе ферментированного чая с добавлением свежих фруктов и фирменного крема. На начало 2024 года общее количество проданных франшиз — 48. За 2023 год франшизу PIMS купили в 7 городах. За 2024 год — ещё в 2 городах. PIMS за 2023 год ввёл 14 спешлов и разработал японскую коллекцию чая из 5 напитков. В программу лояльности компании вступило 105 000 человек. За год продано 31 000 кг тапиоки, 123 000 кг PIMS-крема и 1 457 068 стаканов чая. Франшиза фастфуда шаурмы и кофе Chickens. CAFE» — российская сеть кафе безопасной шаурмы. Компания, существующая на рынке с 2019 года, специализируется на открытии моноконцептуальных кафе. Благодаря опыту работы в маленьких городах и поселках компания быстро набирает популярность. В сети работает 5 точек — 2 собственных город Петрозаводск и поселок Эссойла и 3 франчайзинговых — в Архангельске и поселке Уемский Архангельской области. Простое меню, максимизация прибыли через технологические процессы и низкие операционные затраты окупают вложения за 12 месяцев. Средняя выручка на одно кафе за 2023 год составила 530 тысяч рублей в месяц, чистая прибыль 120 тысяч рублей, а для старта бизнеса требуется всего от 900 тысяч рублей до 1,2 млн рублей. CAFE» — призер Всероссийского конкурса «Самая перспективная молодая франшиза»-2024, заняла почетное 2 место среди 70 компаний-участников. Компания разработала и успешно применяет концепцию безопасной шаурмы. Технология использования конвекционного оборудования и соблюдения принципа поточности сырья по нормам СанПиН обеспечивает чистоту мяса и полную безопасность при производстве безопасной шаурмы. CAFE» — одобрено Марсианским комитетом качества! Единственная в России сеть шаурмы, имеющая полноформатный комикс-раскраску «Безопасная шаурма — спасение Марса». CAFE» на Марсе. CAFE» хорошо зарекомендовала себя при открытии кафе как в маленьких населённых пунктах с населением от 4 000 жителей, так и в крупных городах. Сеть открылась в 2016 году. В секциях занимаются дети от 4 до 16 лет. Около 1 000 человек в России уже занимаются в «ЮникаБаскет». В Иркутске действует 5 спортзалов и 8 групп. Также франшиза работает в Саранске, Екатеринбурге, Уфе, Чите — сейчас у франшизы в целом 4 франчайзи и 20 франчайзинговых точек. Уже 4 года подряд компания «ЮникаБаскет» держит статус «Лучший проект социального предпринимательства в сфере здорового образа жизни, физической культуры и спорта» в Иркутской области. Программа обучения основана на разработках баскетбольных школ США и Европы.