Откуда взялись два миллиона нигде не учащихся и не работающих молодых граждан, разбирался Александр Трушин. На кого учиться уже не стоит? Названы профессии, которые исчезнут в скором будущем. Возможно, для вас стало бы вариантом поступление в колледж или на заочную форму обучения в университет?
На кого пойти учиться в 2024 году: лучшие направления и способы обучения
Меньше всего (по 3%) старшеклассники в этом году интересовались обучением на PR-менеджера, военного и архитектора. На всемирном правительственном форуме в ОАЭ глава компании Nvidia (наиболее популярная их продукция — видеокарты) Дженсен Хуанг призвал не идти учиться на программистов. Василий Петренко о финансах простым языком ?to=%2Fchannel%2FUCUKT1kdVlMJ0_95KXKzBoOg Первое ви.
НА КОГО НЕ СТОИТ УЧИТЬСЯ: ТОП «УМИРАЮЩИХ» ПРОФЕССИЙ
Перетряска специальностей и профессий с учетом изменения рынка — важная часть общей перестройки системы среднего профессионального образования в России. Важной частью этой перестройки станет программа «Профессионалитет». Что такое программа «Профессионалитет» Программа «Профессионалитет» будет реализовываться с 1 сентября 2022 года. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что на реализацию проекта планируется выделить около 30 млрд руб. Как в советские времена, он будет практически гарантировать выпускникам колледжей трудоустройство, приблизив систему подготовки кадров среднего звена к запросам рынка в разных регионах и отраслях.
Это сделает обучение студентов в ссузах и менее затратным для бюджета: часть средств будут выделять компании, куда выпускников ждут на работу.
С родственниками давно не общаюсь, считают меня за дурака и нищеброда... Мать кричит, что-то требует с меня, сама тоже не работает, но я уже не могу жить... Детство было несладкое, в школе издевались как могли, ушел оттуда подавленный... Прошло уже 10 лет, а я все безработный и озабоченный. Суицидом не могу закончить — очень страшно, но и жить так невозможно. Противно все. Если бы умереть во сне. Кому-то все в жизни, а кому-то ничего и медленное гниение". По-русски — не учатся и не работают.
Кто они? Тунеядцы-бездельники, которых надо отправлять за 101-й километр в Петушки? Или несчастные, от которых отказалась школа? Или смогли окончить техникум, либо вуз, но не сумели найти работу? И чем живут? И почему соглашаются с такой жизнью? Если перефразировать классика, все счастливые похожи друг на друга, но каждый несчастный несчастлив по-своему. Российских исследований этой проблемы очень мало. В других странах неработающей и не учащейся молодежи уделяют больше внимания. Эксперты пока говорят очень обобщенно: в России уровень NEET выше, чем в развитых странах Европы 17 процентов от общего числа молодежи этого возраста против 9-12 процентов , но ниже, чем в Испании, Греции и Португалии более 20 процентов.
В российской статистике поколение "ни-ни" обычно разделяют по возрасту на две группы: 15-19 лет и 20-24 года. Среди них выделяют группы с высшим образованием, со средним профессиональным специалисты среднего звена и квалифицированные рабочие , подростки с полным общим средним, с 9-летним образованием и не окончившие 9 классов. Эти группы включают безработную молодежь по методике МОТ , тех, кто занят в домашнем хозяйстве, и инвалидов. Наконец, их делят на тех, кто активно ищет работу, и тех, кто ее не ищет экономически неактивные. Как попасть в 10-й класс? Группы 15-19 и 20-24 года очень разные. Младшие, как правило,— это те, кто плохо учился в школе. Или кого плохо учили. Елена Авраамова, заведующая лабораторией исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, рассказывала об опросе учителей в рамках ежегодного мониторинга, проводимого Центром экономики непрерывного образования. Они плохо учатся еще в начальных классах.
А дальше все хуже и хуже, к 9-му классу переходят в разряд безнадежных. Большинство после этого уходит из школы, какая-то часть все же остается, родители находят способы дотянуть детей до ЕГЭ. Но о поступлении в вуз речь не идет. Это относится в основном к небольшим городам и сельской местности. Елена Авраамова обращает внимание на то, что подростки оказываются в замкнутом круге. Они не могут никуда уехать из своего городка, где суженный рынок труда. Это значит, что работы для них нет или она будет малооплачиваемой, без перспектив, без вертикальной мобильности. И подростки думают так: зачем вообще работать за маленькую зарплату, которой не хватает на самую непритязательную жизнь? На что может рассчитывать недоучившийся подросток, или окончивший 9 классов, или даже сдавший ЕГЭ? Эксперты говорят: ни на что.
Рабочие места, не требующие квалификации, заняты мигрантами. Никто ими не занимается. Раньше, в советские времена, были крупные проекты — БАМ, целина. Это были именно социальные проекты, в них участвовали молодые люди, они там находили себя. Сейчас таких проектов просто нет. Многие семьи, особенно в городах, сейчас сталкиваются с проблемой перехода детей из 9-го класса в 10-й. Вот что пишут родители: "Подходит к концу обучение в 9-м классе. В школе учителя организовали массовую травлю учеников: "Мы вас не переведем в 10-й класс! Ученики в трансе. Разговоры у них только на эту тему.
Ходят как в воду опущенные.
И в этом, как я считаю, большой плюс — получить одну или несколько рабочих специальностей, отучившись в именно в ссузе, чем просто окончить какие-то курсы. Нежели тот, кто отучился конкретно на какую-то рабочую профессию, например, каменщика, но общего развития практически не получил. Как абитуриенты чаще всего выбирают себе специальность? Куда пройдут по баллам? Приведу такой пример. На отделение рекламы в наш колледж мы набираем 50 студентов. На сегодняшний день на это направление подано почти 500 заявлений. Средний балл по заявлениям балл еще не проходной : 5 баллов — 21 человек; 4,9—4,7 балла — 110 человек. И, допустим, есть студент, который очень хочется учиться рекламе, может быть, он вообще рекламист от бога, но у него балл по аттестату 4,5—4,4, и он вынужден поступать туда, куда сможет пройти.
Вот еще реальный и очень наглядный пример. У нас учится студентка, которая в прошлом году поступала на техническое обслуживание и ремонт двигателей. Но туда не прошла по баллам, а прошла на технологию деревообработки. Первый курс отучилась хорошо, но потом не сдала зачеты, не была допущена к сессии, но, тем не менее, условно переведена на второй курс — у каждого студента есть право на пересдачу. И вот она пришла с мамой спрашивает: «Можно перевестись на автослесаря? Я работаю в автомастерской, хочу в будущем открыть свое ИП. Что мне делать? Бросить учебу, забрать документы и поступить по новой? Но по новой она не поступит, потому что не пройдет по баллам. Пока мы дали ей возможность исправить «хвосты».
Дальше будем смотреть. Конечно, я за то, чтобы при ее желании приложить наши усилия и помочь ей перевестись на другую специальность. Если человек действительно хочет, видит себя в этой профессии, почему бы и нет? Девочка боевая, у нее есть уже четкий план: сначала работать автослесарем, а в дальнейшем заниматься аэрографией — параллельно она учится рисовать. У человека есть внутренний стержень и цель, к которому он стремится. Что вы сами думаете о выборе профессии по проходным баллам? На мой взгляд, у ребят очень высокая немотивированность. С одной стороны, мы занимаемся профориентацией, приглашаем их учиться… А с другой… Половина абитуриентов выбирает специальности по принципу: «Куда можно поступить? Где проходной балл меньше? Сейчас как раз в основном поступает такой контингент.
От этого страдает и качество обучения, потому что обучение — это же договор двух сторон: одна сторона обязуется научить, другая — научиться. Первый год во всех техникумах — это средняя школа. А вот со второго года уже начинается профцикл — и теоретический, и практический. Выходит студент на практику и понимает, что не лежит у него душа заниматься деревом или плиткой. И вот здесь начинаются проблемы. По-вашему мнению, как их можно решить? Как минимум, нужно ограничить право абитуриента подавать неограниченное количество заявлений в неограниченное количество учебных заведений на неограниченное количество специальностей. А то что получается? Я вообще-то хочу на информатику, но вдруг не пройду? А куда можно еще?
Ну, давайте я на парикмахера, повара и еще на строителя подам заявление. Абитуриент куда-то, конечно, пройдет по баллам. А что в итоге?
Павел Лебедев Редактор новостей об образовании в Skillbox Media. В опросе сервиса по поиску работы SuperJob приняли участие 2 тысячи родителей выпускников из 363 городов, расположенных во всех округах страны.
Школы без учителей: что ждет российское образование в ближайшем будущем
От нас требуют учить с использованием современных технологий, хотя технологии эти есть в основном в крупных городах. Поэтому МЭШ можно считать московским достижением, его активно распространяют исключительно в столице, чтобы как-то окупить затраты», — рассказывает Дмитрий Казаков. Она отнимает много времени, как и профориентация, работа с конструктором для составления новых единых учебных программ. При этом даже при колоссальной нагрузке учителя в регионах получают на руки в среднем 20—40 тысяч рублей со всеми надбавками и стимулирующими», — рассказывает оргсекретарь профсобза педагогическиз работников «Учитель» Ольга Мирясова. Низкие зарплаты и серьёзная перегрузка приводят к тому, что учителя бросают работу и становятся репетиторами. Набирая солидную клиентскую базу при относительно невысоких эмоциональных затратах они зарабатывают те же деньги или даже больше. На самом деле, если задать в сервисе «Профи.
В резюме многих из них в прошлом — работа в школе. Таким образом возник целый класс педагогов, которые работают без школы… «Пришло время задуматься Минпросвещения о том, чтобы из федерального бюджета целенаправленно оказывать помощь регионам. Ведь учитель на сегодня по сути не имеет гарантированного достойного оклада» — считает Ирина Абанкина. Гарантии достойной оплаты труда без нечеловеческих нагрузок — это главное, что может сохранить в школах учителей. Иначе учить детей будут только репетиторы. Но главную проблему многие учителя видят в том, что в школах нет образовательной концепции.
Одно время, к примеру, ОБЖ собирались сделать факультативом, а сейчас это едва ли не главный предмет. Учебники постоянно переписываются, каждый год — новые требования к воспитательной работе. Со школы могут потребовать все, что угодно — любые отчетности и сведения, причем срочно.
Этот вопрос мы сейчас обсуждаем", — подчеркнул Кравцов. Сейчас срок обучения в колледжах и техникумах составляет четыре года. За это время меняется технологическая база, знания выпускников устаревают, отметил чиновник. Василий Зуев В школах хотят ввести новый предмет Продолжение:.
Давосский форум, где мировая элита ежегодно обсуждает проблемы экономики, с каждым годом все более настойчиво говорит о преобразованиях и стратегии управления кадрами. Участники ВЭФ всемирного экономического форума , кроме интересов транснациональных корпораций крупного бизнеса , которые сегодня фактически управляют экономикой в мире и в каждой отдельной стране, предупредили, что для большинства профессий требования к навыкам изменятся, а развитие искусственного интеллекта позволит внедрить роботов, и, следовательно, сократить часть работников, а некоторых, кто согласится учиться в процессе трудовой деятельности и будет легко обучаемым, оставят управлять роботами и обслуживать их. Авторы доклада «Будущее профессий», не называя конкретных корпораций, где уже внедрена новая кадровая стратегия, сообщают, что в них работают, всего лишь 15 млн. Эксперты Давосского форума также считают, что примеру этих корпораций, рано или поздно, последуют и мелкие предприятия. Правда, в качестве утешительного приза глобальные экономисты высказали предположение, что появятся новые профессии, но улучшение качества жизни социальные программы будет возможным лишь при умелом управлении кадрами имеется ввиду их распределения, переобучение. Названы технологии, которые пригодятся выпускникам школ в ближайшие 5 лет: Разработка мобильных и web-приложений; Big Data, обработка больших данных; «Обучение» искусственного интеллекта;.
В прошлом году свершилось практически историческое событие - число тех, кто поступает в колледжи, окончательно превысило долю тех, кто идет в 10-11 класс. Если в 2000 году две трети учеников оставались в школе и потом шли в вуз, то сейчас таких меньше половины. Неужто на наших глазах наступает конец эпохи высшего образования, и золотые руки стали цениться лучше, чем хорошие мозги? Первая группа школьников - это те, кто банально не хотят учиться в 10-11 классе, а потом еще и сдавать ЕГЭ, - поясняет Марк Агранович. Все-таки в большинстве случаев студентам приходится переезжать в другой город, жить вне дома, а порой и платить за учебу. Все это, конечно же, требует денег. Плюс коронавирус внес свои коррективы, сейчас в принципе куда-то переезжать довольно сложно. И, наконец, третья причина заключается в том, что сейчас слишком сильно пропагандируется среднее профессиональное образование. Возникает ощущение, что вузов слишком много, поэтому выпускникам будет очень сложно найти работу. Хотя на самом деле выпускники университетов все-таки трудоустраиваются лучше, чем студенты колледжей. Правда, не всегда по специальности. Но это уже другой вопрос. Дело в том, что в колледжи в основном идут ребята из бедных и сельских регионов. Судя по всему, им попросту некуда деваться, кроме как пойти в ближайший колледж и поскорее получить профессию, которая будет давать какой-то заработок. Отсюда и такая статистика. Проблема в том, что у нас очень неравномерно распределены вузы. Но это еще полбеды.
В Волгограде родители выпускников рассказали, куда хотят поступать их дети
Корочка нужна для того чтобы спокойно учиться на курсах, а они доступны только при условии полного среднего. Тем не менее в разговоре с специалист отметил, что такая динамика действительно может быть связана с запросом молодёжи на заработок без официального трудоустройства. Учиться от года до четырех лет, но на выходе — мощное комбо. На кого не стоит учиться Рыночная экономика призывает к эффективности, поэтому владельцы предприятий заменяют человека автоматом, которому не нужно платить и который не склонен совершать ошибок. Учиться от года до четырех лет, но на выходе — мощное комбо.
На кого учиться: ВШЭ и Минобрнауки представили вторую часть мониторинга российских вузов
48% взрослых заявили, что в школах, где учатся их дети, не хватает учителей. 16% признались, что педагогов не хватает сразу по нескольким дисциплинам. Как устроиться на работу в полиции? «Люди не хотят учиться»: в каких профессиональных сферах наблюдается нехватка специалистов. Университет Святого Иоанна в Квинсе, штат Нью-Йорк, возглавляет список школ, где студенты учатся меньше всего.
Комментарии в эфире
- На кого учиться: ВШЭ и Минобрнауки представили вторую часть мониторинга российских вузов
- Какие профессии не будут востребованы
- Актуальные и востребованные профессии
- Каким профессиям грозит исчезновение
- Какие «человеческие профессии» останутся?
На кого пойти учиться в 2024 году: лучшие направления и способы обучения
В скором времени может существенно сократиться срок обучения для одной категории студентов. У электронной замены продавца одни только плюсы, поэтому на продавцов молодым людям учиться уже не стоит. Возможно, для вас стало бы вариантом поступление в колледж или на заочную форму обучения в университет?
Обучение по нескольким медицинским специальностям сократят на целый год
В Минобрнауки скоро появится список профессий, для которых мало быть бакалавром, то есть учиться 4 года. У электронной замены продавца одни только плюсы, поэтому на продавцов молодым людям учиться уже не стоит. Возможно, для вас стало бы вариантом поступление в колледж или на заочную форму обучения в университет?
«ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО, НЕ БУДЬ КО МНЕ ЖЕСТОКО…»
- Топ-10 актуальных специальностей в 2023 году
- Одна категория студентов будет учиться меньше -
- Куда поступить после 11 класса: востребованные профессии
- «Люди учатся по 16 лет, но их не учат учиться. Смотрите, куда идут все, и выбирайте иное»
- «Люди не хотят учиться»: в каких профессиональных сферах наблюдается нехватка специалистов
37 профессий для девушек после 9 класса: от самых востребованных до творческих
Поколение "ни-ни": почти 2 млн молодых граждан по данным Росстата нигде не учатся и не работают | В Воронеже приближается начало приёмной кампании, а значит, извечный вопрос «на кого пойти учиться?» актуален как никогда. |
IT- и инженерные факультеты выбирают российские выпускники 2024 года | Правмир | Учась в школе, я писал материалы о моде, в какой-то момент мне предложили стилизовать съемку, а после нее ко мне подошла фотограф и предложила начать работать с ней в команде. |
На какие профессии мало учиться | Куда пойти учиться, чтобы после получения диплома получить еще и работу — разбираемся в материале |
Одна категория студентов будет учиться меньше | На кого пойти учиться после 11 класса в 2023 году? |
В Волгограде родители выпускников рассказали, куда хотят поступать их дети
Ваши запросы похожи на автоматические. Подтвердите, что вы человек | Учась в школе, я писал материалы о моде, в какой-то момент мне предложили стилизовать съемку, а после нее ко мне подошла фотограф и предложила начать работать с ней в команде. |
На кого пойти учиться в 2023 году | Тем не менее, важно, чтобы выбор профессии также учитывал индивидуальные склонности, интересы и даже темперамент, поскольку все это будет способствовать удовлетворенности работой и успешной карьере в долгосрочной перспективе», — подчеркивает Петр Тюрин. |
На кого учиться или в будущее принимают не всех: проблемы СПО | Откуда взялись два миллиона нигде не учащихся и не работающих молодых граждан, разбирался Александр Трушин. |
Путин поручил сократить обучение в вузах для ряда выпускников колледжей - Ведомости | Курсов по обучению таких специалистов мало, а стоят они дорого. |
Пандемия и рынок труда. На кого учиться? Какие профессии скоро исчезнут? | Василий Петренко о финансах простым языком ?to=%2Fchannel%2FUCUKT1kdVlMJ0_95KXKzBoOg Первое ви. |