Применение компьютеров в образовании. Применение компьютеров в образовании. 24 апреля в ГАОУ ПО ИРО состоялось инструктивно-методическое совещание для педагогических работников летних пришкольных и стационарных лагерей на тему.
Конференция к 70-летию создания Совета экономической взаимопомощи открылась в Калининграде
Органы СЭВ подготовили и страны — члены СЭВ подписали 48 многосторонних соглашений по совместному решению важнейших научных и технических проблем. Понятно, что за столь продолжительные период, неоднократно менялся состав участников группы «СЭВ» и возникали связанные с этим сложности. СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, был создан в 1949 году и просуществовал до 1991 года. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – крупнейшая международная организация, которая в течение нескольких десятилетий (1949 – 1991 годах) определяла не только экономические.
Синдром эмоционального выгорания – что это, каковы его симптомы и как от него избавиться
За эту скорость, обтекаемую, непривычную для тогдашних автобусов-коробочек форму и продольные молдинги эти автобусы называли "ракетами". Это был один из самых удачных вариантов Икаруса, выпускавшийся в различных модификациях более двадцати лет. Партии Икарусов-180 так называемая сочлененная модель, или «гармошка» стали прибывать из Венгрии в октябре 1968 года. Они работали в час пик на линиях, соединяющих центр Москвы с районами Тушино, Сокол, Щукино; основную же часть времени они обслуживали новые микрорайоны.
В эти автобусы по сравнению с русским аналогом, ЗИЛом-158, влезало совершенно фантастическое количество народа: 180 человек! Поэтому их тогда в шутку называли «пылесосами» — всех желающих всосет. Они были бело-красные и по сравнению со своими же потомками, отличались маленьким размером окон.
Из всех прибывших «Икарусов» к 1976 году осталось только 273 машины. Дороги, запчасти. Последние единичные модели длинных «Икарусов-180» исчезли перед Московской Олимпиадой...
Но венгерские автобусы все равно были надежнее и удобнее — в эксплуатации и для пассажиров, чем многочисленные советские модификации — ЛиАЗ-695, 697, 699 и 165 Лаз-699, 96 ЛАЗ-695Н. Строительство московского метро не поспевало за ростом города и уже в 1976 году, после новогодних праздников, в столицу прибыла «на службу» более совершенная венгерская модель — «Икарус-280». Как и все прочие «двухсотые» модели, 280-я была модульного принципа: подобно кубикам детского конструктора можно было собирать из унифицированных узлов любую модификацию.
Реальную конкуренцию ему составила не наша техника, а свой же, более молодой собрат — «Икарус-283», появившийся в СССР в 1988 году. Можно подчеркнуть тот факт, что к тому времени сам 280-й не был самой передовой моделью — за три года до этого в СССР проходили испытания более поздних моделей «Икаруса» — 415 и 284, но дальнейшего распространения несмотря на все свои достоинства они не получили. Мотоциклы JAWA.
Первая послевоенная «Ява-250», показанная на выставке в Париже, вызвала сенсацию. В ней были применены такие новинки, как механизм переключения передач, сопряженный с автоматическим включением сцепления, гидравлические амортизаторы, новая конструкция рамы и расположение ящиков для инструментов. Этими машинами, вместе с трофейными немецкими, пользовались советские офицеры и солдаты военной администрации.
Так появились единичные вывоз техники был жестко регламентирован советской военной администрацией «Явы» на полях России. А тем временем чешский заводик не стоял на месте, производя новые, все более совершенные модели. В 1948 году была выпущена «Ява-350» — с двухцилиндровым двухтактным двигателем.
Как отмечает сам Михаил Липкин, до сих пор во многих справочных изданиях продолжает существовать немало фактологических ошибок, касающихся этой организации. Их перечень начинается с даты основания СЭВ. Достаточно сказать, что сообщения об этом в прессе появились спустя месяц после фактического основания Совета. При этом переговоры об образовании оргнаизации шли довольно трудно. Изначально Совет Экономической Взаимопомощи задумывался советским руководством как региональная организация. Название новой структуры в процессе обсуждения несколько раз менялось. Изначально ее хотели назвать «Координационным комитетом», затем «Экономическим комитетом» и «Экономическим советом». В итоге было избрано наиболее обтекаемое название, которое впервые прозвучало 8 января 1949 года на приеме в Кремле для представителей ряда стран Восточной Европы Румынии, Болгарии, Венгрии, Польши и Чехословакии , принявших участие в закрытом совещании, где обсуждались дальнейшие перспективы хозяйственного взаимодействия.
И только в период 1950-1980-х годов СЭВ, по выражению автора, «стал одним из столпов единства Восточного блока в период холодной войны, сердцем «мировой системы социализма», согласно геополитическому видению капитанов восточной альтернативы капиталистической глобализации». Через всю монографию автор последовательно проводит мысль, подкрепляемую архивными свидетельствами, о том, что устоявшийся в массовом сознании стереотип о диктате Советского Союза в рамках СЭВ — не более чем публицистический штамп, который крайне далек от реальной ситуации. На самом деле все было намного сложнее. Активную работу в процессе создания, развития и совершенствования Совета проводили другие страны-участницы, особенно восточноевропейские. Впервые возможность работы с фондами СЭВ появилась у автора в 2005 году. Поначалу разобраться в этом было сложно: мешал бюрократический и казуистический язык. Необходимо было определить логику исследования, а также исторический контекст, в котором осуществлялся научный поиск. Одновременно возник вопрос, касающийся периодизации истории организации и совместимости этапов ее развития с теми циклами реформ и преобразований, которые происходили в СССР и странах-союзницах.
При И. Сталине СЭВ рассматривался как региональная альтернатива плану Маршалла. Но, уже, начиная с середины 1950-х годов, отношение к Совету меняется: выдвигаются предложения войти в организацию Китаю, а с 1962 года и Монголии. Хрущев, учитывая меняющуюся политическую карту мира и международную обстановку, рассматривал СЭВ как ядро мировой системы социализма с участием всех стран, симпатизирующих СССР и встающих на социалистический путь в рамках процесса деколонизации. Наконец, при Л. Брежневе, особенно в период «разрядки», СЭВ приобрел особое значение: в его рамках осуществлялось как сотрудничество, так и противодействие на международной арене. Важное значение для СЭВ имели события 1968 года в Чехословакии и их отголоски, причем те тенденции, которые прекратились на внутриполитическом уровне, продолжали поддерживаться на уровне внешнеполитическом и межгосударственном. Бывший заместитель министра иностранных дел СССР, секретарь СЭВ в 1967-1983 годах Николай Фадеев, начиная с 1969 года, придал этой организации особое звучание и продвигал ее именно как глобальную организацию.
Последний аспект особенно важен: при всех событиях «холодной войны» организация была призвана играть важную роль в международных экономических отношениях. Согласно позиции М. Липкина, хотя статистические данные роста и снижения товарооборота между странами-членами, реализованных крупных и инфраструктурных проектов имеют важное значение для понимания логики развития Совета, но нельзя забывать о том, что ключевым элементом в развитии СЭВ были не цифры, а убежденность в способности построить альтернативную интеграционную модель и распространить ее на весь мир.
СССР за единицу электронной продукции из Болгарии поставлял в 5 раз больше нефти, чем за аналогичную, но более качественную продукцию, закупаемую на Западе. Положительное сальдо в виде переводных рублей представляли собой активы, которые нельзя было потратить, так как не было в наличии необходимых товаров. Так, у СССР за 1975—1985 годы накопилось 15 млрд неликвидных переводных рублей, полученных за поставки топлива и сырья странам СЭВ [9]. СССР и его партнёры реагировали на развитие негативных явлений во взаимной торговле: они приняли ряд «многосторонних программ» в целях оживления и интенсификации сотрудничества. На партийной встрече в Софии осенью 1985 года советская сторона предложила разработать комплексную программу научно-технического прогресса стран-членов СЭВ в целях уменьшения и последующего устранения отставания содружества в плане науки и техники. Попытка социалистических стран подключиться к европейским программам, в частности к « Эврике », не удалась, поэтому пришлось опираться на собственные силы.
В ноябре 1986 года в Москве на рабочей встрече высших руководителей стран-членов СЭВ Михаил Горбачёв заявил, что нужно активизировать такой «могучий фактор прогресса», как сотрудничество соцстран. Им же было отмечено, что «во второй половине 1970-х — начале 1980-х годов развитие мировой социалистической системы замедлилось». Об этом свидетельствовали и статистические сведения. В 1987 году было решено создать единый социалистический рынок. В нём исходно содержался серьёзный реалистический потенциал. В целях реализации принятой «рыночной» стратегии на 44-й сессии СЭВ 1988 год была образована временная рабочая группа его исполкома, призванная подготовить конкретные предложения, касающиеся методов и сроков намеченных преобразований механизма сотрудничества. Реформирование системы внешнеэкономических связей при сохранении в прежнем виде экономики стран-членов СЭВ было нереально. Кризис взаимного экономического сотрудничества стран СЭВ продолжал углубляться. В 1988 году в рамках СЭВ была разработана и введена система сертификации СЕПРОРЕВ, которая отличалась от принятых международных систем тем, что кроме требований безопасности здравоохранения и экологии, большое значение предъявляла к качественным технико-экономическим параметрам продукции, которая поставлялась в страны-члены СЭВ.
После падения коммунистических режимов в восточноевропейских странах-членах СЭВ летом — зимой 1989 года их новые правительства стали радикально пересматривать свои экономические и политические интересы.
За два десятилетия была создана система руководящих органов Сообщества, сформирована и введена в действие общая сельскохозяйственная политика, а самое главное — создан таможенный союз. На фоне интеграционных успехов был разработан план перехода к Экономическому и Валютному союзу, более известный как «план Вернера». Однако сбыться ему не удалось — была выполнена лишь его первая часть. Европа была потрясена экономическим кризисом. Что касается СЭВ, то его деятельность оказала существенное влияние на развитие стран, в нем участвующих. На начальном этапе своего развития 1949-1960 гг. СЭВ сыграл важную роль в подъеме экономик центрально-европейских стран, относившихся к советскому блоку.
В целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ в 1963 году был создан Международный банк экономического сотрудничества. В 1964 году начала функционировать новая система многосторонних расчетов между странами-членами СЭВ.
Опыт Совета экономической взаимопомощи для ЕАЭС: взгляд из Беларуси
Сове́т экономи́ческой взаимопо́мощи — межправительственная экономическая организация, действовавшая в 1949—1991 годах. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. Ровно 72 года назад, 5 января 1949 года, принято решение о создании Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Понятно, что за столь продолжительные период, неоднократно менялся состав участников группы «СЭВ» и возникали связанные с этим сложности.
Создание Совета экономической взаимопомощи (сэв).
Я имею в виду в первую очередь политическую практику, потому что с точки зрения экономики происходили весьма любопытные вещи. И они будут, наверное, полезны сегодня — и не только теоретически, но и практически. И мне представляется что, может быть, сейчас настал период для активного их изучения». Примакова, кандидат политических наук Елена Кузьмина также полагает, что полностью принять опыт СЭВ в современных условиях — не реально. Он также отметил то, что часто сталкивается с несправедливым и ошибочным подходом, который заключается в том, что в Западной Европе был План Маршала, имевший целью реконструкцию экономики, а на востоке Европы никакой реконструкции не было, там просто одна оккупация сменилась другой. Он сильно пострадал в ходе Второй мировой войны», — напомнил Михаил Липкин. Ведущий научный сотрудник Лаборатории исторических исследований Сургутского педагогического университета, кандидат исторических наук Вячеслав Некрасов считает, что не стоит идеализировать СЭВ.
Большинство участников круглого стола с Вячеславом Лазаревичем не согласились. По мнению профессора Института гуманитарных наук БФУ им. Канта, доктора политических наук Ильи Тарасова, опыт СЭВ нужно рассматривать не как исторический реликт, а как материал для анализа — исторического, экономического, политического и так далее. Вчера на заседании нашей секции присутствовал министр по промышленной политике Калининградской области. И это говорит о том, что наша тема не осталась незамеченной». Член Российской ассоциации международных исследований, доцент СПбГУ Наталия Михеева, заострила внимание на опыте гуманитарного сотрудничества, системе образования и подготовке элит за рубежом.
И мы теряем поколение, которое по-другому мыслит. Это происходит и в соседних европейских странах, и на постсоветском пространстве, и здесь. Нужно обратить на это внимание и извлечь уроки», — считает она. По сути, мы наблюдаем русофобию. И это не дает возможности даже говорить о какой-то интеграции. Слой интеллигенции, культурный слой воспитывается на этих началах.
То есть, это цивилизационный разлом разлом, который проходит, кстати, и по Калининграду. И надо внимательно посмотреть какую роль этот разлом сыграл в истории СЭВ».
Отчасти виновником рождения этой организации можно считать Соединенные Штаты Америки. Маршаллом была инициирована программа американской помощи Европе. Ее официальное название «Программа восстановления Европы». Однако она имела другое, более популярное название — «План Маршалла». Этот план вступил в действие в апреле 1948 года.
Вашингтон предлагал помощь странам не только Западной, но и Восточной Европы. Последние тогда получили название «страны демократии» и находились в сфере влияния Москвы. Вашингтон явно стремился с помощью плана Маршалла оторвать восточноевропейские государства от Советского Союза. Тогда по инициативе И. Сталина была начата работа по нейтрализации влияния Вашингтона на Восточную Европу. И главным средством нейтрализации должна была стать организация, которая в январе 1949 года получила название «Совет экономической взаимопомощи». Почти вся подготовительная работа проводилась в 1948 году советским МИДом под руководством его главы В.
На нем было принято решение об образовании Совета экономической взаимопомощи — организации, призванной устанавливать и развивать тесные торгово-экономические связи между Советским Союзом и странами демократии. Датой рождения СЭВ считается 18 января, когда в Москве представители «семерки» подписали протокол о создании организации. На тот момент приоритетным направлением сотрудничества стран-членов было определено развитие торговых отношений. Позднее появились другие важные направления: производственная кооперация, реализация совместных инвестиционных проектов, научно-техническое сотрудничество, обмен передовым опытом в деле управления народным хозяйством, разработка единых технических стандартов и норм для стран-участниц, выработка единой экономической политики в отношении стран, находящихся за пределами Совета, и т. Четко просматривался вектор развития СЭВ: от внешней торговли к всесторонней экономической интеграции, превращению экономик стран-членов в единый народнохозяйственный комплекс, способный функционировать достаточно автономно, не зависеть критически от стран, находящихся за пределами Совета. Каждая страна имела свою четко выверенную специализацию в рамках СЭВ. Та же торговля между странами-членами со временем стала осуществляться с учетом годовых и пятилетних планов социально-экономического развития стран-членов.
Национальные планы увязывались на уровне Совета Экономической Взаимопомощи. Важной вехой в деятельности СЭВ стала 25-я сессия Совета июль 1971 , на которой была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ. Предполагалось, что Комплексная программа будет способствовать решению задач построения коммунизма в СССР к 1980 году как об этом было заявлено на XXII съезде КПСС в 1961 году и завершению строительства зрелого развитого социализма в других странах-членах. Со временем расширился круг членов СЭВ.
Сторожук Светлана Петровна, кандидат политических наук, доцент кафедры управления, познакомила студентов с основами диверсионного анализа и методами контрольных вопросов, которые могут быть использованы в качестве инструментов развития творческого мышления. Руководитель круглого стола — Дорогих Раиса Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дисциплин общего профиля. Секретарь — Глотова Александра Валерьевна, старший преподаватель кафедры дисциплин общего профиля.
Он целиком и полностью поглощён работой.
На данном этапе уже можно бить тревогу. Это и есть начало СЭВ, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах. Кроме того, обобщая теоретические основы проблем СЭВ, можно выделить три основные стадии синдрома профессионального выгорания педагога [1, 92 с]: нервное тревожное напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента; резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ. Бойко 1997 выделяет две основные причины: внешние организационные факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы индивидуально — психологические особенности [1, 87с]. К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения.
К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в свою очередь, можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности. Традиционно выделяют три вида психологической профилактики СЭВ [5, 5 с. Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновения эмоционального выгорания. К задачам первичной психопрофилактики относится определение группы риска — лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья — и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам. Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания». Она объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, их хронизации, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшения исхода. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов. Важнейшими составными частями вторичной психопрофилактики является: создание системы раннего выявления признаков «выгорания» специалистов, обеспечение доступности квалификационной психологической, медицинской и социальной помощи.
Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что СЭВ оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов. От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, решая проблему СЭВ педагогов мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника. Подводя итоги, стоит отметить, что для того, чтобы избежать столкновения с проблемой эмоционального выгорания, необходимо помнить о своем здоровье и вовремя реагировать на первичные проявления синдрома.
Центр совместного обучения авиационного персонала гражданской авиации стран-членов СЭВ, город ...
Совет экономической взаимопомощи (СЭВ, наиболее часто употребляемая англоязычная аббревиатур. К 70-летию образования СЭВ., Мировая система социализма и глобальная экономика в 1950-х — 1970-х годах. Журнал "Коммерсантъ Власть" - Коммерсантъ: последние новости России и мира. Датой образования СЭВ стало 18.
SORUCOM - 2023
Лечить СЭВ намного сложнее, чем предотвратить. Нужно начинать действовать как можно раньше. Перед тем, как мы начнем свою профилактическую работу нам необходимо разобраться в причинах, вызывающих СЭВ. Бойко 1997 выделяет две основные причины: внешние организационные факторы, включающие условия работы и социально — психологические условия деятельности, и внутренние факторы индивидуально — психологические особенности [1, 87с]. К внешним факторам можно отнести хроническую напряженную психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующую организацию деятельности, повышенную ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучную психологическую атмосферу профессиональной деятельности, а также психологически трудный контингент, с которым имеет делопрофессионал в сфере общения. К внутренним факторам, обусловливающим эмоциональное выгорание, в свою очередь, можно отнести: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивную интериоризацию восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабую мотивацию эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, а также нравственные дефекты и дезориентация личности. Традиционно выделяют три вида психологической профилактики СЭВ [5, 5 с. Первичная профилактика включает мероприятия, предупреждающие возникновения эмоционального выгорания.
К задачам первичной психопрофилактики относится определение группы риска — лиц с повышенной угрозой нарушения психологического здоровья — и организация психопрофилактических мер по отношению к этим группам. Вторичная психопрофилактика касается специалистов, которые уже испытывают признаки «выгорания». Она объединяет мероприятия, направленные на профилактику неблагоприятной динамики уже возникших психологических нарушений, их хронизации, на уменьшение проявлений, облегчение течения и улучшения исхода. Комплекс мероприятий направлен на осознание и принятие проблем, восстановление личностных ресурсов. Важнейшими составными частями вторичной психопрофилактики является: создание системы раннего выявления признаков «выгорания» специалистов, обеспечение доступности квалификационной психологической, медицинской и социальной помощи. Третичная психопрофилактика, или реабилитация специалистов с высокой степенью профессионального выгорания, способствует предупреждению его неблагоприятных социальных последствий, предупреждению рецидивов. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что СЭВ оказывает влияние на эффективность профессиональной деятельности педагогов.
От психологического благополучия учителя зависит не только его деятельность, но и атмосфера в классе, а соответственно, и эффективность учебной деятельности школьников. Таким образом, решая проблему СЭВ педагогов мы можем повысить как продуктивность профессиональной деятельности учителя, так и учебной деятельности школьника. Подводя итоги, стоит отметить, что для того, чтобы избежать столкновения с проблемой эмоционального выгорания, необходимо помнить о своем здоровье и вовремя реагировать на первичные проявления синдрома. Литература: В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других — М: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. Изотова Е. Карпова отв.
Югославия входила в СЭВ с 1964 на правах ассоциированного члена. Куба вступила в организацию в 1972 году. В рамках сотрудничества члены организации иногда производили какую-то советскую продукцию, например, в Болгарии собирали автомобили «Москвич». Страны СЭВ. СЭВ в 1973—1990 годах Начало и середина 1970-х для СЭВ получились относительно удачными благодаря недолгому периоду роста цен на нефть и кризису в капиталистических странах.
При этом, по его словам, за время существования СЭВ накоплен огромный опыт интеграции: строительство нефтепровода "Дружба" и газопровода "Братство".
Шмаль отметил, что сейчас нужно учитывать опыт организации и строить отношения на взаимовыгодной основе. СЭВ тогда, считает он, стал механизмом передачи технологий и поднятия уровня жизни в этих странах. По словам Липкина, участники конференции заинтересованы в обмене информацией с представителями зарубежных стран, занимающимися изучением опыта СЭВ, в том числе в условиях кризисов, например, энергетического кризиса 1973 года. Ключевая задача организации заключалась в развитии экономического сотрудничества стран-членов, содействии и ускорении их экономического и научно-технического прогресса.
К интеграции стремились и к востоку от Одера и Нейсе, но если на Западе в основе лежала конкуренция, в ходе которой выяснялось, кто из участников процесса наиболее успешен, и чья модель развития станет основной, то в рамках СЭВ все время предпринимались попытки убрать параллелизм. Проще говоря, необходимо было определить, какая страна будет специализироваться на определенной отрасли производства, чтобы не дублировать усилия друг друга. Конечно, в процессе обсуждения путей развития страны проявляли и определенную долю национального эгоизма: им всем хотелось выстроить сбалансированную и уравновешенную экономику. Подобные обстоятельства не могли не вносить существенные коррективы в планирование.
В свою очередь, Советский Союз не был полностью самостоятельным в своих действиях. Имея в своем распоряжении СЭВ, и будучи связан с ним целым пулом союзников, он вынужден был постоянно согласовать с ними свою линию. Подобных ограничений не было, например, у Китая, который был гораздо более свободным в своих действиях на внешнеполитической арене. Исходя из этого, М. Что дал СЭВ мировой экономике? Страны-участницы Совета в конце 1960-1970-х годах выступали реципиентами западных передовых технологий, применяли их у себя, а свои разработки, вполне конкурентоспособные, поставляли на рынки Азии, Северной Африки, Латинской Америки, взамен получая достаточно дефицитные сырьевые ресурсы и пытаясь развивать там совместные предприятия, иногда даже с посредничеством некоторых западных стран, например, ФРГ. У современных исследователей существует два взаимоисключающих взгляда на СЭВ. Согласно первому из них, который распространен среди представителей старшего поколения — это был провальный проект, изначально безнадежный, и предмета для обсуждения тут нет.
Липкин считает иначе. Он утверждает, что Совет экономической взаимопомощи вовсе не обязательно сравнивать с Европейским союзом, поскольку он изначально не замышлялся как наднациональное образование, как это утверждалось, например, в основополагающих документах ЕОУС, Евратома и ЕЭС. Как раз в этом и заключалась притягательная сила СЭВ: в 1970-е годы туда стремились вступить десятки стран. Вопрос международного права особенно остро встал перед СЭВ в 1970-х годах. Еще при Л. Брежневе была предпринята попытка одновременно поднять статус этой организации и вести переговоры с Европейским сообществом о равноправном сотрудничестве. Но тут же выяснилось, что нужно поднимать вопрос о наднациональных структурах. По этому вопросу страны-участницы СЭВ разделились, поскольку у них изначально был разный стартовый уровень развития.
Например, Румыния и Болгария были заинтересованы в том, чтобы через механизмы СЭВ добиться больших привилегий в торговле с западноевропейскими странами, но они понимали, что позиции их слишком слабы для того, чтобы они смогли делегировать свои полномочия некоей внешней силе. Напротив, такие страны, как Польша и Венгрия, были готовы к этому, и даже настаивали на том, чтобы был выбран именно этот вариант интеграции. За время своего существования СЭВ пережил несколько волн реформ. В 1962 году их инициатором выступила Варшава, причем ее инициатива была предпринята вовсе не по указанию Москвы. Наоборот, Советский Союз тормозил эти преждевременные, по его мнению, усилия Польши, а также более поздние предложения, направленные на формирование в рамках Совета единой внешнеполитической линии, обязательной для соблюдения всех ее членов. Материалы обсуждения Комплексной программы социалистической экономической интеграции в 1968-1969 годах, которые были малоизвестны в самом Советском Союзе, показывают, что Варшава и Будапешт хотели привязать Москву к этим коллективным решениям. Они видели в углублении интеграции возможности для сохранения и укрепления собственного суверенитета, а более слабые страны, такие как Румыния, Монголия, напротив, опасались, что могут оказаться в позиции сельскохозяйственного придатка.