Уникальные видео о Крайнем Севере, Арктике и нашем доме, планете "Земля". Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. я, последняя - а). Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Переносной домик у народов Севера. Переносное жилище в Сибири.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов
город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. город Свободный Амурской области Новости, события, блоги, фотоальбомы, панорамы, киносеансы, карта, встречи, расписание авто и жд вокзалов, организации. у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. У некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. Традиционным жилищем какого из перечисленных народов является яранга, шесты которой покрыты моржовыми, оленьими или китовыми шкурами.
Яранга - традиционное жилище чукотских оленеводов (22 фото)
Павел Кузьмичев Наибольшее количество российских кочевников — порядка 10 тыс. Это коренные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Раз в год они приезжают со своими чумами в город Салехард на День оленевода. Там-то мы и исследовали их жилище во всех подробностях. Маленький снаружи, большой внутри Павел Кузьмичев Чум — это традиционный дом северных народов. Он имеет конусообразную форму, которая подходит для суровых арктических условий. Такая форма устойчива во время метелей, со стен легко скатывается снег, чум быстро прогревается изнутри, и эта конструкция очень быстро собирается и разбирается.
Так выглядит процесс сборки чума у ненцев. У ненецких семей раньше чум собирали и ставили женщины, но сейчас эта традиция уже канула в Лету. Жилье ставят вместе со всей семьей. Это если снега много», — рассказывает Марьям, молодая женщина из ямальского поселка Аксарка. В чуме, где она принимает гостей, порядка 40 шестов и 80 оленьих шкур.
Раньше в качестве очага использовали кострище из легких камней. В современных чумах используют дровяные печи-буржуйки, которые устанавливают на плоский лист металла. Дождавшись таяния снега, хозяйки стелют пол из досок и ставят на него мебель. Для экономии свободного пространства и облегчения перекочевок ненцы имеют небольшой набор мебели — обязательно лишь присутствие маленьких столиков и ларя для вещей. Тем не менее в чумах богатых семей сегодня можно увидеть даже телевизор со спутниковой тарелкой. Чум изнутри. Схема Размер чума также зависит от уровня достатка семьи. Каркас жилья состоит из длинных тонких жердей. Чем их больше, тем чум просторнее и выше. Самые большие чумы могут состоять из 50 жердей, что позволяет им иметь обширный, более 8 метров, диаметр. Среднее количество жердей чаще всего составляет от 30 до 40. Их количество влияет и на форму жилища — чем жердей меньше, тем более заостренным является треугольник чума. По остроте угла крыши можно было определить благосостояние семьи. Ненцы долгое время используют одни и те же жерди, срезая с них отсыревшие после длительного использования концы. Из-за этого чум с годами становится короче, и в какой-то момент жерди приходится обновлять. Первыми ставят два связанных друг с другом опорных шеста, между которыми образуется крестовина. В нее по кругу встраиваются остальные шесты. За очагом внутри чума устанавливают последний, священный шест — симзы. На нем размещаются родовые обереги, окуриваемые дымом очага. Место за симзы является священным, в него может заходить лишь глава семьи.
Чум — жилище северных оленеводов Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством — ненцев, хантов, коми и энцев. Любопытно, но вопреки часто встречающему мнению и словам небезызвестной песни «Чукча в чуме ждет рассвета», чукчи в чумах никогда не жили и не живут — на самом деле их жилища называются ярангами. Возможно, путаница возникла из-за созвучности слов «чум» и «чукча». А возможно, что эти два несколько похожие между собой строения просто путают и называют не своими именами. Что же касается чума, то по сути это переносная палатка, которая имеет конусообразную форму и отлично приспособлена к условиям тундры. Снег легко скатывается с крутой поверхности чума, поэтому при переезде на новое место чум можно разобрать, не прилагая лишних усилий для очистки строения от снега. Кроме того, форма конуса делает чум устойчивым к сильным ветрам и метелям. Летом чум накрывается корой, берестой или мешковиной, а вход завешивается грубой тканью например, той же мешковиной. Зимой для обустройства чума используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитых в одно полотнище, а вход завешивают отдельной шкурой. В центре чума располагается печь, служащая источником тепла и приспособленная для приготовления пищи. Жар от печи поднимается вверх и не позволяет осадкам попадать внутрь чума — они просто испаряются под действием высокой температуры. А для того, чтобы ветер не проникал в чум, к его основанию с наружной стороны подгребают снег. Как правило, чум оленеводов состоит из нескольких покрытий и 20-40 шестов, которые при переездах укладывают на специальные нарты. Размеры чума непосредственным образом зависят от длины шестов и их количества: чем больше будет шестов и чем длиннее они будут, тем вместительнее получится жилище. С давних времен установка чума считалась делом всей семьи, в котором принимали участие даже дети. После того, как чум полностью установлен, женщины застилают его внутри циновками и мягкими оленьими шкурами. У самого основания шестов принято класть малицы верхняя одежда народов Севера из оленьих шкур с мехом внутрь и другие мягкие вещи. Также оленеводы возят с собой подушки, перины и теплые спальные мешки из овчины.
Притом что традиционно это делали женщины! Летом чумы покрывали заготовленной с весны берестой, которую для большей гибкости варили в ухе. Тоджинцы-скотоводы покрывали чумы корой лиственницы, укладывая ее, как черепицу. На это уходило 30—40 кусков. Зимой чумы крыли оленьими шкурами, мехом внутрь и наружу. Мех могли подстригать, чтобы в него не забивался снег. Внутренние шкуры женщины выколачивали ежедневно. При бережном обращении верхнее покрытие служило лет 20, нижнее — 5. На чум средних размеров требовалось порядка 20 шкур. При переезде их брали с собой, оставляя остов на месте. Но там, где леса было мало, жилище перевозили полностью. Постройка эта на первый взгляд очень проста, но настолько же она и «умна». После розжига очага, который традиционно располагался в центре дома, дым и тепло по стенкам поднимались вверх, до дымового отверстия. Там создавалась зона повышенного давления, и холодный воздух не мог проникнуть внутрь. Летом такая «пробка» защищала от насекомых. Дождь и снег скатывались с крутых стенок чума, поэтому покрытия не промокали. Всевозможные шалаши тоже напоминали чумы, правда, конструкция иных делала их более похожими на небольшие стационарные домики. У орочей, нанайцев и удэгейцев шалаш напоминал двускатную крышу, поставленную прямо на землю. Сверху ее покрывали еловой корой и берестой, боковые стены закладывали землей. Вход всегда располагали с подветренной стороны и обращали его к реке. Охотничьи шалаши западносибирских шорцев тоже были не совсем обычными. Их опорой и центром служил раскидистый кедр или пихта, тщательно отобранные мужчинами по приходе в тайгу. Дерево, предварительно сбрызнутое брагой, объявляли покровителем охотников, дарующим защиту и удачу в промысле. Зачем солить юрту-часы? Еще одним общим для многих народов типом жилища была юрта. Остов ее составляли деревянные решетки, поставленные по кругу. Обычно их было пять, у богатых семей это число увеличивалось до восьми — десяти.
Традиционные жилища народов Сибири
Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стоят ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им. Иглу у канадских эскимосов зимнее жилище часто в виде полусферического купола, сложенное из снежных глыб. Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра.
У современного населения Чукотки сохранилась память о том, что раньше было два типа полуземлянок: валкаран "жилище из челюстей" и клерган "мужское жилище". Клерган , несмотря на такое название, была просто зимним жилищем, в котором селилось несколько семей ближайших родственников.
Валкаран тоже зимнее жилище , но для одной семьи. По свидетельству информаторов, в валкаран жили сироты или посторонние, которых могла поселить около себя большая семья. По замечанию К. Мерка, на одну зимнюю юрту приходилось несколько летних яранг. Например, в Уэлене было 26 летних юрт и 7 зимних Этнографические материалы, 1978. Примерно такое соотношение зимних и летних жилищ характерно для всех оседлых поселений чукчей. Яранги прибрежных чукчей по внешнему виду и внутреннему устройству напоминали яранги оленных чукчей2. Сохраняя конструктивную основу яранги оленеводов, летнее жилище оседлых чукчей имело и некоторые отличия. Оно не имело дымового отверстия. В безлесной местности чукчи не устраивали даже очага.
Пищу готовили на жировых лампах или в специально устроенных "кухнях" около яранги, где жгли кости морских животных, обливая их жиром. В плаваниях при необходимости укрыться от непогоды под временное жилье использовались байдары. Их вытаскивали на берег, опрокидывали вверх дном и располагались под их укрытием. Позже А. Лазарев отметил: "Зимних юрт мы у чукчей не видели; летние же делаются книзу довольно круглыми, в диаметре от 2 с половиной до 4 сажен, а кверху выпуклыми, отчего издали походят на стог сена. Нам говорили, что чукчи живут и зимой в сих юртах, чему мы сначала не верили, но нас уверяли, что зимой в них не холодно " Записки о плавании, 1950. В XIX в. Вместо них в зимнее время используются яранги со спальными пологами из шкур оленя. Врангель , проехавший на собаках от м. Шелагского до Колючинской губы, видел лишь развалины старых землянок, но нигде не говорит о том, что чукчи живут в них.
Оленные чукчи жили в ярангах и зимой, и летом. Отличие их заключалось лишь в качестве шкур, из которых были сделаны покрышка и полог. Такие яранги вмещают по несколько пологов из оленьих шкур и имеют поэтому значительные размеры" Архив МАЭ. Общинные яранги оленных чукчей бытовали кое-где и в первой четверти XIX в. К 40-м и 50-м годам XIX в. В этой связи коллективное жилище утратило свое значение. В книге З. Соколовой "Жилище народов Сибири Опыт типологии " дается подробное описание устройства чукотской яранги: " яран. У оленеводов она была переносной, у морских зверобоев - стационарной. Каркас яранги состоит из вертикальных шестов, поставленных по кругу.
В переносной яранге эти шесты стоят в виде треног, связанных ремнями, в стационарной они чередуются по одиночке, либо соединены парами диагональными перекладинами. Верхние части вертикальных жердей или треног соединены вертикальными жердями, образующими обруч, к которому прикреплены жерди конического покрытия, перекрещивающиеся вершинами друг с другом и опирающиеся в стационарном жилище на центральную опорную с перекладиной наверху жердь или на три шеста в виде треноги три шеста, соединенные вершинами. Жерди конического покрытия иногда скрепляют изнутри обручем, покрывают наклонными шестами. В некоторых ярангах вершина несколько смещена от центра к северу... Поверх каркаса яранга покрывается покрышками из оленьих или моржовых шкур, летом - брезентом, Снаружи ярангу от ветра обвязывают ремнями, к которым прикрепляют камни. Нижнюю часть остова стационарной яранги в основании и вход приморские чукчи обкладывают дерном или камнями в виде низкой стенки. Входное отверстие закрыто куском кожи или дощатой дверью только во время буранов. Внутренее пространство делится на отдельные помещения для брачных пар или родителей и детей тремя-четырьмя меховыми пологами в виде прямоугольного ящика , отапливаемыми каменными лампами с тюленьим жиром жирники. Пологи привязывают с помощью шестов к горизонтальной жерди у задней стены жилища. В полог вползают, приподнимая его переднюю стену.
Вдовин, Е. Составленный из них круг, меньший по диаметру, чем основание, укреплял каркас яранги в средщней ее части. В верху, ближе к дымовому отверстию, еще один ряд перечных перекладин. Деревянный остов яранги покрывали мехом наружу шкурами оленей, сшитыми обычно в 2 полотнища. Края шкур накладывали один на другой и скрепляли пришитыми к ним ремнями. Для 2 половин наружного покрытия требовалось около 40 - 50 больших оленьих шкур. В ярангу входили между 2 половин покрытия, откидывая в стороны их края. Для зимы использовали новые покрытия, для лета - бывшие в употреблении в минувшем году. Зимой, в периоды частых перекочевок, полог делали из самых толстых шкур мехом внутрь. Пастухи, перегонявшие стадо на нов.
Очаг находился в центре яранги, под дымовым отверстием. Напротив входа, у задней стены, устанавливали спальное помещение - полог - в виде параллелепипеда, сшитого из шкур. Чукотские оленеводы проживают не в чумах, а в более сложных мобильных жилищах, которые называются ярангами. Далее предлагаем познакомиться с основами строительства и устройством этого традиционного жилища, которое оленеводы-чукчи продолжают строить и в наши дни. Без оленя не будет яранги - это аксиома верна в прямом и переносном смыслах. Во- первых, потому что нужен материал для "строительства" - оленьи шкуры. Во-вторых, без оленей, такой дом не нужен. Яранга - мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Чтобы построить ярангу нужны жерди. Лучше всего берёзовые.
Но со временем, молодым нужно будет собрать свою ярангу. Полог снаружи Полог внутри. Освещается и отапливается жирником или керосинкой Очаг организовывается в центре чоттагина. Дым от костра уходит через отверстие в куполе. Но несмотря на такую вентиляцию в чоттагине почти всегда дымно. Поэтому стоять в яранге не рекомендуется. Разведение костра Где же взять дрова для костра если в тундре не растут деревья? Деревья за исключением пойменных рощ в тундре действительно нет, зато почти всегда можно найти кустарник.
Собственно ярангу преимущественно и ставят у реки с кустарником. Очаг в яранге разводят исключительно для приготовления пищи. Отапливать чоттагин бессмысленно и расточительно. Для костра используют маленькие веточки. Если ветки кустарника толстые и длинные их нарубают на маленькие полешки 10-15 см. Столько дров, сколько сжигает таёжник за ночь, оленеводу хватит на неделю, а то и больше. Что уж говорить о юных пионерах с их кострами. Экономия и рациональность главный критерий жизни оленевода.
Этот же критерий положен и в устройство яранги, примитивной на первый взгляд, но очень эффективной при ближайшем рассмотрении. Чайник подвешивается над очагом на цепях, чаны и кастрюли устанавливаются на кирпичах или камнях. Дрова в костёр перестают подкладывать сразу, как только ёмкость начинает закипать. Заготовка дров Утварь. В качестве мебели в яранге используются маленькие столики и маленькие же табуреточки. Яранга - это мир минимализма.
Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея. На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80. Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают. Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу. Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега. Сборка Существует особый порядок установки чума. Место для стойбища и чума выбирает мужчина, обозначая центр воткнутым в землю или снег хореем. Зимой подыскивают закрытое от ветра пространство, летом, наоборот, открытое и хорошо продуваемое. Площадка должна быть относительно ровной и иметь поблизости источник чистой воды, а также хорошие пастбища для выпаса оленей. Глава кочевья останавливает свой аргиш караван нарт на том месте, где предполагается ставить чум; его вход всегда ориентирован на восход юго-запад. Остальные аргиши выстраиваются по бокам от него, параллельно друг другу. Первым действием оказывается расстановка нарт вокруг площадки будущего чума. Затем мужчина расчищает площадку, после чего ведущая роль в сборке чума переходит к женщине. В дальнейшем мужчины лишь помогают, перетаскивая вещи или поддерживая шесты. Главным действующим лицом и «инженером» в установке чума выступает женщина женщина. Установка чума занимает сорок минут — час, в зависимости от сноровки хозяйки, наличия помощников и погодных условий. Первым делом женщина развязывает груз на нарте-сябу, достает железный очажный лист тюмю и кладет его на землю. Затем по обеим сторонам от очага укладывает встык доски пола лата. В прошлом по наличию досок судили о зажиточности семьи: «если у очага по одной доске с каждой стороны, то это чум бедняка, по три — середняка, по семь — богача». Следом заносят печку и габаритную утварь столы, сиденья в виде чурок, ящиков. С нарты-сябу берут маты из прутьев и циновки и укладываются на снег или на землю с двух сторон от досок пола, образуя две полукруглые постели-лежанки. Женщина развязывает веревки на нарте-нуто и достает опорные шесты. В установлении шестов-опор ей помогает мужчина или другая женщина. Далее женщина устанавливает по восемь шестов с каждой стороны чума, справа и слева от опорных, образующие боковые стенки хуни. Затем заносится предварительно собранная из трех колен дымовая труба. Ее верхний конец прижат к сплетению шестов с задней половины чума си. Женщина добирает шесты с задней стороны, «оплетая» ими трубу. Когда веревочное кольцо основных шестов оказывается заполненным, остальные шесты кладут сверху. Завершается монтаж каркаса установкой шестов в привходовой половине чума седя , последними ставят два шеста, образующие вход не. После каркаса чума напротив входа устанавливается вертикальный шест-сымзы. Нижняя его часть ставится сзади костра, а верхняя крепится в месте соединения основных шестов. Шест считается священным и отождествляется с духом очага. К двум привходовым шестам и сымзы приблизительно на высоте человеческого роста на веревочных петлях крепится надочажная конструкция в виде двух расходящихся горизонтальных жердей ти. С помощью отверстий на верхнем конце крюка регулируется высота расположения котла или чайника над огнем. Your browser does not support the video tag. Сборка чума После того как каркас чума поставлен, на него натягивают нюки. Покрытие чума самая длительная и тяжелая операция. Выполнить это в одиночку или даже вдвоем сложно. А хозяйка, взявшись за нижний край, «хлопает» полотнищем нюка, облегчая скольжение, и одновременно направляет и растягивает его.
Слово «Яранга»
Переносное жилище саамов (малочисленный финно-угорский народ Северной Европы, в России большинство из них проживают на территории Мурманской области) в период весенне-летних кочёвок. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. Чум представляет собой универсальное жилище кочевых народов Севера, занимающихся оленеводством – ненцев, хантов, коми и энцев. ЧУМ — ЧУМ — переносное жилище народов Севера России. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. имеющей в основании круг - стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами.
Переносное жилище некоторых народов Севера.
Презентация Жилище народов Севера доклад, проект | Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера. |
Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера | Важным достижением для этих народов стало создание мобильных, лёгких, сборно-разборных жилищ, идеально приспособленных для проживания в тундре, пустыне или степи. |
Национальные особенности домов народов севера России. Чум. Яранга. Иглу. — Бит Жизни! | Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. |
Жилище на Севере, 6 букв | У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем. |
Переносной домик у народов Севера, 6 (шесть) букв - Кроссворды и сканворды | Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице. |
Как устроено иглу – зимнее жилище эскимосов
На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы. Вспомнив технологии, они собираются начать изготовление настоящих, меховых нюков.
Но это только зимой, а летом и так тепло. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом.
В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. Яяранга, как и олень, давно стала символом Чукотки.
Переносное, круглое в плане жилище некоторых народов Севера, остов и коническая крыша которого, состоящая из шестов, покрыты оленьими шкурами. Имеет купольную форму и высоту от 3,5 до 4,7 метра и диаметр от 5,7 до 7-8 метров. Видно, какой-то пастух-консерватор доживал свой век в привычном жилье. Около яранги горел костер.
Лицо, имевшее такой чин. ЛЕТА мн. Оберегание от чего-л. То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман. КАКАО ср. Тропическое дерево, из семян которого вырабатываются масло, шоколад и т. Порошок из семян такого дерева, употребляемый для приготовления напитка. ВЕКО ср. ГРИМ м.
Содержание
- Национальные дома народов Севера: чум, яранга и иглу
- Жилища народов мира: балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля ::
- Чум: гениальность в простоте
- Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. Несмотря на простейшую конструкцию жилищ коренных народов Севера, они вдохновляют современных архитекторов на создание колоритного дизайна грандиозных объектов, которые сделали их узнаваемыми символами регионов. У чукчей было два типа жилищ: переносное и постоянное. На Ямале проживают около 42 тысяч представителей коренных малочисленных народов Севера. Жилища народов Севера, народностей Западной и Восточной Сибири весьма разнообразны, к ним относятся такое жильё как землянка, шалаш, чум, ураса, юрта или кибитка, земляной дом, фанза, сруб и другая обитель. Все ответы для определения Переносное жилище некоторых народов Севера в кроссвордах и сканвордах вы найдете на этой странице.
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
Переносное жилище на Севере. Переносное жилище у народов Сибири — конический каркас из жердей, покрытый шкурами (нюками) зимой и парусиной или берестой (тисками) летом. У некоторых народов северо-восточной сибири: переносное жилище с конической крышей 6 букв. это переносное жилище народов северо-восточной европы (саами, ненцы) и сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). мобильное переносное жилище оленеводов необходимая для территории, где отсутствует строевой лес, но есть необходимость в постоянной перекочёвке за оленьим стадом. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв.
Смогли бы вы жить в чуме оленевода? (ФОТО)
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов | Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера. |
Ответы на сканворд дня из "Одноклассников" номер 22624 | Это каркасное переносное жилище, состоящее из шестов, брезента или бересты летом и меховых покрышек зимой. |
Похожие презентации
- Жилища народов Севера
- Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
- Старинные традиционные жилища разных народов
- Яранга — Википедия
- Жизнь в чуме, или Традиционные дома народов Севера
- Устройство яранги: жизнь и секс в яранге
Погода в доме
- Как устроен чум у ненцев: bepowerback — LiveJournal
- Жилища народов Севера
- Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов | «Красный Север»
- Презентация Жилище народов Севера доклад, проект
- Чум - традиционное жилище коми-оленеводов
- Другие определения слова Яранга
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв ответ
В русский язык слово перешло из коми языка. Чум является универсальным жилищем северных народов. Это переносная конусообразная палатка, форма которой является приспособленной, целесообразной для тундры. Коническая форма является наиболее удобной, так как с крутой поверхности чума легко снег скатывается, поэтому зимой при переезде на другое место без разгребания и очистки чум можно разобрать. Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Обычно чум оленеводов - ханты, ненцы, коми - зырян, состоит из 25-40 шестов и нескольких покрытий, которые при переезде укладываются на специальные нарты. От числа шестов и их длины зависят размеры жилища: чем больше шестов, тем вместительнее чум.
Чум и поныне самое совершенное жилище в тундре. Он лёгкий, быстро собирается, разбирается и переносится на новое место. Коренной житель Ямала умеет установить его за 30 минут в зимнее время и за 20 минут летом преподаватель показывает фотографии чума. Разделимся на пары. Перед вами шесты, из которых на надо собрать чум. Молодцы ребята.
Вот мы немного и отдохнули. Так как занятие у нас посвящено Дню округа, мы с вами сегодня нарисуем волшебными материалами чум. Для этого нам понадобится альбомный лист, акварельные краски, масляная пастель, кусочек свечи, непроливайка, кисти, салфетка. Сначала мы берем альбомный лист ложим его перед собой. Теперь масляной пастелью нарисуем снег, на нем мы рисуем чум, можно добавить по желанию деревья. Возьмем кусочек свечи и на рисунок ставим много, много точек по всему рисунку.
Зимой кладут деревянную решетку тахар , сплетенную из березовых прутьев и связанную веревками с трех сторон. Летом для предотвращения сырости вниз кладут бересту или куски толя, полиэтилена, а затем уже тахар из прутьев. Циновки изготавливали из тонких пучков вейника или осоки, и укладывали их поверх тахар. Поверх подстилок из травы кладут оленьи шкуры. К изголовью подкладывают большие пучки травы. Потом кладут длинную подушку сверху обшитую сукном, с лицевой стороны украшенную орнаментом из суконной аппликации. В длинных узорных подушках летом хранятся и ненужные пока зимние шубы из оленьих шкур.
По всей длине постелей натягивают полог, служащий защитой от комаров летом и дополнительным утеплением зимой. В дневное время полог сворачивают. У дверей находится мешок с женскими кисами, тут же лежит крыло утки служащее в качестве веника , запас топлива летом хворост, зимой дрова , а также доска у входа — овхар сохл. Каждый человек, живущий в чуме, поддерживает установленный веками порядок и предписания, у каждой вещи есть свое место. Сверху чум покрывают брезентовым полотнищем в форме трапеции, с «ушами» и веревками по углам. Снаружи чум у основания закрепляют камнями, шестами, снегом. Для летнего чума в настоящее время используют покрышки из брезента и грубого сукна.
Первым делом для чума выбирается место, оно должно быть ровное. Зимой присматривают менее продуваемый участок, а летом, наоборот, ищут открытое для ветра место. В центральной части на лист железа устанавливают печку, затем выкладывают доски, которые будут служить полом. Сразу же заносят стол и стелят циновки там, где будут располагаться спальные места. Установка чума, доски для пола и печка - базовые элементы чума Только после этого начинают возводить стены.
Сначала устанавливают два основных шеста, которые связывают между собой, а потом и все остальные их обычно от 20 до 50 штук. Чем больше шестов и чем они длиннее, тем просторнее и выше чум. В центре у ненцев особняком стоит священный шест симзы. Установка чума в тундре Когда каркас жилища готов, его накрывают нюками - покрытием из оленьих шкур.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.