Техника «Пустого стула» — чем она может вам помочь, как ее применять и какие сложности могут возникнуть при ее выполнении — читайте в статье.
Как преодолеть страх: психологический метод "пустой стул"
Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Когда понимаем, что клиенту нужна данная техника, то ставим перед ним пустой стул. В своей простейшей форме техника пустого стула использует один стул.
Научиться прощать: техника «Пустой стул»
Другой техникой является «пустой стул». Техника "Пустого стула" поможет вам прояснить, исследовать и понять любую проблему психологического порядка, потихоньку подбираясь к её решению, получая возможность её закрыть, завершив незавершённый гештальт. упражнение «пустой стул». Техника «пустого стула» относится к популярным гештальт-терапевтическим техникам. В гештальт-терапии иногда используется известная психотерапевтическая техника (монодрама), разработанная Перлзом, под названием «Горячий стул» (иногда её называют «Пустой стул»).
Транзактный анализ как метод психотерапии. Техники, содержание сессии, плюсы и минусы
Благодаря тому, что ты скажешь ему все, что не успела или не смогла сказать, у тебя исчезнет внутреннее напряжение. Благодаря тому, что он выскажет свою позицию, придет понимание и, возможно, прощение. Или непрощение. Все будет зависеть от твоих желаний. Если на стуле окажется внутренний обиженный ребенок, то главное — его пожалеть, понять, успокоить и сказать, что «все будет хорошо, ты не останешься один, я с тобой и я тебя все еще люблю. И больше не дам в обиду».
Это лишь пример, у тебя могут быть совершенно другие слова. Может возникнуть вопрос, а как можно «посадить» на пустой стул само чувство обиды? Для этого его важно визуализировать, отвечая на вопросы: «как она выглядит? И уже только потом «что она хочет сказать? Условия и результаты техники Чтобы техника «сработала», нужно чтобы между субличностями был актуальный конфликт, из-за которого ты испытываешь напряжение.
Это значит, что личностям действительно есть что сказать. Также важно, чтобы было чувство безопасности. Уважай свои субличности, дай им право высказаться, иначе они спрячутся, залезут в темный угол, а конфликт так и останется неразрешенным. Несмотря на то, что это диалог между двумя субъектами, в технике Перлза их, все же, трое. Третий — психотерапевт, который выступает в роли объективного рефери.
К чему, в итоге, нужно прийти? Результат техники «Пустой стул» бывает разным. Это зависит от каждого конкретного случая. Из наиболее распространенных вариантов можно выделить: компромисс — субличности смогли договориться, сформулировали правила сосуществования, распределили обязанности и права. В будущем они будут их соблюдать, поэтому конфликт на этом исчерпан; понимание — когда субличностям позволили высказаться, ты понимаешь причины их появления и поведения.
Например, если ты поговорила с внутренним критиком и выяснила, что он тебя все время поучает из страха за тебя, поскольку боится, что если ты не будешь «идеальной», то останешься в одиночестве. Понимая его мотивы, ты можешь отвечать внутреннему критику, когда он снова активизируется: «все хорошо, не волнуйся, окружающие меня любят такой, какая я есть»; избавление — если ты используешь технику, чтобы справиться с негативным чувством или страхом, то, когда вы «выяснили отношения», результатом будет то, что ты его отпустишь, у тебя больше не будет этой субличности; осознание себя — техника помогает понять твои истинные желания и потребности, особенно, если конфликт был между тем, что «хочу» и тем, что «имею». Это приводит к лучшему осознанию себя, формулированию новых целей, переменам в жизни. Лучше всего эту технику проводить с психотерапевтом, поскольку он помогает осознать, с какой именно частью себя у тебя конфликт. Также он помогает «усадить» эту часть на стул, порой корректирует направление вашего диалога.
Но ты можешь освоить эту технику самостоятельно. Тогда у тебя появиться эффективный инструмент, помогающий справляться как с внутренними, так и с внешними конфликтами. Искусство прощать Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника «Пустой стул». Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. А что такое гештальт, ты знаешь?
Это целостное восприятие человеком определенного набора букв, изображений, звуков, форм или мыслей.
Не всегда таковой приводит к моментальному устранению внутриличностного конфликта, но он часто приносит четкое чувство осознания и понимание внутренних динамик, и взаимодействий. Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия. Эти аспекты часто проявляются через речь. Гештальт-терапевт может обратить внимание, что клиент не использует выражения от первого лица. Но, когда он говорит именно как требуется — это звучит гораздо более сильно и осознанно. Для развития воображения Техники терапии, ориентированные на выражение и развитие воображения, часто включают в себя творческие задачи и упражнения.
В процессе терапии специалист может предложить клиенту нарисовать свои опасения, выразить гнев или воплотить какой-то аспект своей личности к примеру «часть меня, которая боится осуждения». Несмотря на то, что эти методики могут показаться изначально необычными, они приносят положительные результаты. А все потому, что в процессе рисования или создания рассказа клиент уделяет много времени своим эмоциям, более глубоко исследует их и обращает внимание на детали, которые могли быть скрыты ранее. А во-вторых, это помогает интегрировать разные аспекты его личности, включая визуальные, телесные, эмоциональные и когнитивные. В-третьих, при работе с метафорами и символами пациент может обнаружить неожиданные идеи и понимания. Такие, как, к примеру: те потребности, что испытывает этот «персонаж», чего он желает и чего ему не хватает. Привычка увлекаться прошлым или беспокоиться о будущем может лишить нас возможности присутствовать в нашей реальной жизни здесь и сейчас. Данные техники то есть способствующие осознанности могут включать в себя такие методы, как сканирование тела, при котором мы постепенно осознаем, что мы ощущаем.
Как наша спина опирается на стул, какие чувства у нас при этом возникают, как распределяется боль и напряжение, а также обращаем внимание на наше дыхание, отмечаем его характер — тяжелое или расслабленное. Мы следуем этому пути по всему телу.
Цель этого упражнения — помочь человеку исследовать свои мысли, эмоции и отношения через визуализацию и диалог.
Важно, чтобы не было сплошного потока обвинения: катарсис не наступит, если просто накричать на воображаемого друга. После бурного проявления эмоций всегда нужно задумываться, откуда они взялись. Присутствующий рядом терапевт как раз нужен для того, чтобы подтолкнуть в сторону этого размышления и поиска источника внутреннего конфликта, связанного с проецируемым человеком или ситуацией.
Сложности в использовании техники Возникают сильные эмоции — и это нормально. Но для непривычных к такой встряске людей сложно перестроиться и открыться самому себе. При активном процессе взаимодействия с источником обиды могут возникать гнев, боль, грусть и другие сильные эмоции.
Высокий уровень эмоционального дискомфорта под силу преодолеть не всем, особенно в одиночку. Смотрите курс-саммари « Гештальт-психология », чтобы узнать о действенных техниках работы с психологическими проблемами. А по промокоду BLOG15 вы сможете получить бесплатный доступ ко всем курсам на 15 дней — он действует до 25 июля при регистрации нового пользователя в приложении и на сайте.
Происходит столкновение с сопротивлением и защитными механизмами. Возможно, будут появляться мысли оправдания, отрицания или избегания работы с негативными эмоциями. Сопротивление — страх раскрыть свою уязвимость либо сопротивление изменениям, опасение, что после проживания эмоций будет непривычная пустота на их месте.
То есть тот, кто не способен точно представить себе человека или аспект личности, о котором идет речь, не сможет получить желаемый уровень пользы от техники. Пациента можно направить в технике с помощью вопросов для облегчения проецирования. Вторая трудность состоит в том, что сам пациент отказывается использовать его, потому что считает это смешным, или из-за страха или трудности с выражением своих мыслей вслух. Третья и последняя проблема может исходить из способности обнаруживать заблокированный элемент, так что пациент не может найти другую перспективу переживаемой ситуации, над которой нужно работать. Иногда трудно определить предмет, вызывающий дискомфорт. Последние мысли Важно обратить внимание на Этот метод следует использовать только под наблюдением терапевта, который может управлять ситуацией.. Кроме того, несмотря на множество возможных применений, «Пустой стул» используется периодически, только когда это необходимо для облегчения эмоционального контакта с частью тела.
Фромм-Райхманн, Ф. Принципы интенсивной психотерапии. Чикаго: Издательство Чикагского университета. Перис, Ф. Bantam Books, Нью-Йорк. Перис, Ф, Хефферлайн Р. Doll Publishing Inc.
Практическое руководство по гештальт-психотерапии.
Техники в гештальт подходе. Эксперимент
В таком разговоре происходят инсайты , которые потом выводят клиента к завершению гештальта. Есть еще специфические техники для закрытия гештальта в сознании, но они уже применяются профессиональными психотерапевтами на сессиях по решению проблем клиентов. Что такое гештальт-терапия и когда нужно обращаться к психологу Гештальт-терапия — это направление в психотерапии, которое позволяет человеку восстановить контакт с самим собой, понять себя, свои эмоции и найти цели в жизни, когда ничего не хочется. Кстати, в последней проблеме хорошо помогают практические инструменты, которые вы найдете в лучших курсах по целеполаганию от топовых авторов. Для каждой проблемы свой срок решения. Как понять, когда вам потребуется психолог? Посмотрите перечень проблем, и если вы найдете хотя бы одну или две из них, которые мешают жить, то пора обратиться к гештальт-терапевту или психологу. Вы часто сталкиваетесь со стрессовыми ситуациями. Вам сложно адаптироваться к новому окружению. У вас есть трудности в общении с родителями и другими родственниками. У вас длительное депрессивное состояние.
У вас иногда возникает чувство грусти или пустоты. Вы были или и являетесь жертвой морального, физического насилия. Вы топчитесь на одном месте и не можете достичь поставленной цели. Вы испытываете сильный страх, который мешает вам жить. У вас не получается удовлетворить свои потребности, желания. Вам сложно понять, что вы чувствуете, чего хотите. Итак, если вы узнали себя в этих ситуациях, go to психолог. Чем минимально он вам поможет: Под руководством специалиста вы сможете понять, что именно вас тревожит. Он точно поможет вам определить чувства, которые вы испытываете в этой ситуации. Понять это помогут еще 14 лучших курсов по развитию эмоционального интеллекта.
Он применяет подходящие методики, чтобы максимально экологично, с наименьшими потерями завершить гештальт, обучает способности распознавать похожие ситуации, чтобы не застревать на них в будущем. Книги Чтобы было понятно, с чем вы имеете дело, хочу предложить небольшой перечень книг по теме. Купить эти книги вы можете на ЛитРес. Заключение Дорогие друзья, очень хочется, чтобы наше общество заботилось не только о боли в зубах, почках и сердце, но и о боли душевной. Тогда каждый человек будет стремиться закрыть свои гештальты, работать над собой, становиться лучшей версией себя. Это приводит к личностной зрелости и конструктивному общению. После такой сложной пищи для мозга нужно немного расслабиться — примите душ или подышите свежим воздухом. А потом ради интереса загляните в подборку топ-15 лучших тестов на психику для взрослых и детей. Может, вам пора тоже позаботиться о незакрытых гештальтах, хотя бы самостоятельно? Пишите свои впечатления о статье в комментариях, делитесь полезной информацией с друзьями в соцсетях.
А я прощаюсь с вами до новых встреч! С Уважением, Людмила Редькина Людмила Редькина Я профессиональный психолог и в каждую статью вкладываю душу и частичку своего опыта. Все советы, написанные мной для этого блога, помогут вам стать чуточку лучше. Очень рада делиться с вами своими идеями, верю, что вместе мы изменим этот мир в лучшую сторону! Подробнее обо мне вы можете прочитать в разделе "Об авторах". Оцените автора.
Поговорим о ней… «Пустой стул» представляет из себя действительно пустой стул или кресло , расположенный рядом или напротив от человека. Во-вторых, «пустой стул» может быть использован для диалога различных частей личности. Этот вариант предлагается тогда, когда у человека имеются противоположные установки, борющиеся между собой, порождая внутриличностный конфликт.
Например: вы любите работать с людьми, чувствовать себя полезным, но в то же время вы по натуре интроверт человек, который предпочитает общению, находиться с самим собой наедине и вас "раздражает" эта работа.
Представьте ту часть своей личности, которая любит работать с людьми, скажите, что именно вам нравится в работе? Можете со стороны задавать этой части личности вопросы и отвечать на них. А потом пересядьте на пустой стул и скажите, почему вам не нравится работа с людьми. Это может выглядеть примерно так: Например, преподаватель вуза, сообщила о том, что испытывает двойственные чувства в связи со своей работой: с одной стороны, ей нравится общаться со студентами, читать лекции, с другой — работа вызывает у нее напряжение и неудовлетворенность. Пересаживаясь с одного стула на другой и идентифицируясь с разными частями своей личности, женщина вела диалог от их имени. Преподаватель на левом стуле, уверенно, с блестящими глазами. Я люблю свою работу. Я чувствую себя умной, эрудированной.
Советская психолог Блюма Зейгарник обратила внимание, что официанты отлично помнят текущие заказы и быстро забывают уже оплаченные. Впоследствии она экспериментально показала, что незавершенные действия люди не только лучше помнят, но и стремятся воспроизвести. Описана Фредериком Пёрлзом Бывают незавершенные ситуации, которые длятся слишком долго, годами и десятилетиями. Иногда ситуации нельзя завершить в реальности, как например, конфликт с давно умершим родителем. Такие незакрытые гештальты разрушительно влияют на психику и могут приводить к серьезным проблемам. В таких случаях и нужны гештальт-терапевты. Гештальт-терапия — это терапия ситуаций. Сам подход во многом ориентирован на чувства и эмоции человека, на их телесные проявления. Гештальт-терапевт помогает понять, какую потребность человек стремится удовлетворить, как она проявляется на разных «этажах» психики и придумать ей завершение — закрыть гештальт. Откуда берутся гештальты? Вернемся к гештальтпсихологии. Она появилась в 1912 году, в эпоху, когда методов современной нейронауки не существовало. Поэтому понять, что же именно такое гештальт и какова его природа, можно было разве что концептуально. Тем не менее, теория гештальта господствовала в изучении восприятия всю первую половину XX века. С конца 1950-х годов нейрофизиологи Дэвид Хьюбел и Торстен Визель стали делать записи с отдельных нейронов в зрительной коре кошек и обезьян. Оказалось, что каждый нейрон откликается строго на какое-то свойство изображения: угол поворота и ориентация, направление движения. Они получили название «детекторы признака»: детекторы линий, детектор краёв. Работы оказались крайне успешными, и Хьюбела с Визелем удостоили за них Нобелевской премии. Позднее, уже в экспериментах на людях, были открыты нейроны, реагирующие на более сложные стимулы — детекторы лиц и даже конкретных лиц знаменитый «нейрон Дженнифер Энистон». Эксперимент Хьюбела и Визеля с кошкой Так на смену идее гештальта пришел иерархический подход. Любой объект — это набор признаков, за каждый из которых отвечает своя группа нейронов. В этом смысле целостный образ, о котором говорили гештальтисты, — это просто активация нейронов высшего порядка. Но не все было так просто. Более поздние эксперименты показывали: мы зачастую схватываем целостную картину гораздо раньше, чем отдельные элементы. Если вам показать начальную картинку с велосипедом на долю секунды, то вы уверенно сообщите, что увидели велосипед, но вряд ли скажете, были ли у него педали. Выводы говорили о наличии гештальт-эффекта. Это шло вразрез с идеей каскада из нейронов, распознающих признаки от самых простых до самых сложных. Как ответ возникла теория обратной иерархии — когда мы на что-то смотрим, быстрее всех реагируют нейроны, отвечающие за общую картину, а уже за ними подтягиваются те, что распознают детали. Такой подход был ближе к концепции гештальта, но всё равно оставлял вопросы. Теоретически вариантов того, что может оказаться перед нашим взглядом, бесконечно много. При этом мозг как будто бы заранее знает, какие нейроны активировать. В этом «заранее» и есть ключ к пониманию гештальтов.
Укрощение строптивой, или техника пустого стула и терапия письмами
Это позволяет освободиться от страха на глубинном уровне и использовать высвобожденную энергию для достижения поставленных целей. Одна из методик, которая может помочь преодолеть страх и решить проблемы связанные с ним, называется "пустой стул". В этой технике необходимо провести диалог со страхом или проблемой, задавая вопросы и постепенно находя ответы на них. Важно записывать всю информацию, полученную в процессе работы с "пустым стулом", чтобы впоследствии проанализировать инсайты, полученные в процессе. Техника "пустой стул" - это метод, который часто используется в психотерапии, особенно в рамках гештальт-терапии, для работы с эмоциями, страхами и внутренними конфликтами.
Она помогает человеку визуализировать свои чувства и идеи, а также взаимодействовать с ними на более глубоком уровне. Вот как это работает: 1. Подготовьте стул: Расположите два стула напротив друг друга. Один из них будет "вашим" стулом, а другой - "пустым" стулом.
К чему, в итоге, нужно прийти? Результат техники «Пустой стул» бывает разным. Это зависит от каждого конкретного случая. Из наиболее распространенных вариантов можно выделить: компромисс — субличности смогли договориться, сформулировали правила сосуществования, распределили обязанности и права. В будущем они будут их соблюдать, поэтому конфликт на этом исчерпан; понимание — когда субличностям позволили высказаться, ты понимаешь причины их появления и поведения.
Например, если ты поговорила с внутренним критиком и выяснила, что он тебя все время поучает из страха за тебя, поскольку боится, что если ты не будешь «идеальной», то останешься в одиночестве. Понимая его мотивы, ты можешь отвечать внутреннему критику, когда он снова активизируется: «все хорошо, не волнуйся, окружающие меня любят такой, какая я есть»; избавление — если ты используешь технику, чтобы справиться с негативным чувством или страхом, то, когда вы «выяснили отношения», результатом будет то, что ты его отпустишь, у тебя больше не будет этой субличности; осознание себя — техника помогает понять твои истинные желания и потребности, особенно, если конфликт был между тем, что «хочу» и тем, что «имею». Это приводит к лучшему осознанию себя, формулированию новых целей, переменам в жизни. Лучше всего эту технику проводить с психотерапевтом, поскольку он помогает осознать, с какой именно частью себя у тебя конфликт. Также он помогает «усадить» эту часть на стул, порой корректирует направление вашего диалога.
Но ты можешь освоить эту технику самостоятельно. Тогда у тебя появиться эффективный инструмент, помогающий справляться как с внутренними, так и с внешними конфликтами. Искусство прощать Одной из самых популярных в психологии, а именно в гештальт-терапии, является техника «Пустой стул». Это упражнение поможет справиться с трудностями, завершить какую-либо ситуацию, закрыть гештальт или просто разобраться в себе. А что такое гештальт, ты знаешь?
Это целостное восприятие человеком определенного набора букв, изображений, звуков, форм или мыслей. Гештальт подразумевает нечто завершенное. Данная техника направлена на то, чтобы освободиться от чувств, которые тяготят человека, мешают жить, вызывают комплексы, чувство вины. Выполняя регулярно упражнение, самостоятельно или под наблюдением терапевта, можно освободить себя от плохих мыслей, стать на путь личностного развития и просто начать новую жизнь. Обида не дает покоя?
Винишь себя, что не сказала, что хотела? Не можешь забыть человека? Хочешь похудеть? Очень мощная и эффективная техника, которую можно использовать и самостоятельно. Особенно удачна она для завершения каких-либо ситуаций из прошлого.
Например: если у человека есть обида на кого-то: на парня, подругу, коллег по работе, к маме или папе, к сестре или брату; если остались невысказанные слова или неотреагированные чувства по отношению к умершим людям, это могут быть родители или знакомые; если тебе предстоит непростая встреча или переговоры; для примирения полярных свойств личности, например, одна часть хочет поесть на ночь сладкого, а вторая сопротивляется. Такие мысленные баталии могут продолжаться очень долго. И человек растрачивает свою энергию на эту мыслительную жвачку, вместо того, чтобы потратить эту энергию на себя и на свою деятельность. А еще «Пустой стул» поможет избавиться от чувства вины, научит свободно выражать свои чувства, справиться с психологическими травмами, улучшить коммуникативные навыки. Когда мы используем технику пустого стула, мы можем злиться сколько угодно, не волнуясь о том, что и как мы говорим.
Мы можем выделить для себя некоторые важные утверждения. А затем, сказать их человеку лично.
Когда я уже совсем проснулся, пришел в свою наилучшую дневную форму, я начинаю думать, как хорошо было бы вставать пораньше, часов, допустим, в восемь, а не спать до десяти: как бы много я успел сделать. Но на следующий день, когда наступает этот момент, — восемь часов, — и звонит будильник, я открываю полглаза и обнаруживаю, что человек, который сейчас решает, вставать или не вставать, относится к этому совершенно иным образом. У него другая жизнь и другие доводы. Эта ситуация часто отрабатывается в виде представления о «состояниях»: я был в таком состоянии, я был в другом состоянии. Но можно сказать, что «состояния» — либо следствие, либо условие выхода на передний план той или иной субличности. Совершенно бессмысленно здесь говорить о том, как «правильно» рассматривать этот пример, — в категории состояний или в категории субличностей.
Достаточно сказать, что, если рассматривать его в категории субличностей, то это ведет к определенной психотехнической практике: субличности можно посадить рядом, попросить их обсудить подвопросную тему, и тогда, может быть, у той субличности, которая говорит, что хорошо бы мне вставать в семь часов утра даже еще лучше, чем в восемь поубавится энтузиазма, и она согласится, скажем, на девять, а у субличности, которой в момент пробуждения надо решать, встану я или посплю еще, поубавится негативизма. По форме это пример из Гурджиева-по-Успенскому, но на самом деле я рассказываю о своем личном опыте, потому что я так и сделал: посадил эти две на самом деле больше, как мы позже увидим субличности рядом, и им много чего нашлось сказать друг другу, а в результате моя ситуация по этому поводу сильно изменилась. Техника может показаться простой, но реально и с реальными людьми это не так просто. Некоторые клиенты очень охотно усаживаются играть с психотерапевтом в эту игру и придумывают замечательный литературный сценарий. Вот, например, сидит клиентка и рассказывает: «А во мне еще есть такой танк, который на всех прет, прет, прет, а еще есть такой маленький зайчишка, который всех боится и так ушками прядает». Она фантазирует, и вроде даже то, о чем она рассказывает, к ней имеет какое-то отношение. Но никаких реальных субличностей нет. Если, к примеру, это «дубль», которого я, как у Стругацких в «Понедельнике», послал за зарплатой, то он знает по крайней мере, сколько денег мне должны были выписать, и если мне выписали меньше, он искренне возмутится.
Перлозовская «часть» должна быть реальной частью человека, со своими видами на жизнь, со своими заморочками, и нужно, чтобы ей было что сказать, в том числе в нештатных ситуациях. У субличности, у реальной «части» должны быть реальные интересы. С другой стороны, для этих частей-субличностей нужно приготовить «стулья». Чтобы субличность могла проявиться, нужно организовать особую, психотехническую коммуникацию, важным свойством которой является «свободный интерес». Рассаживание субличностей по стульям «субличностный анализ» потому и оказывается психотехническим действием часто очень эффективным , что в до-техническом состоянии они в человеке склеены, находятся в клинче, и между ними должен войти «рефери», разнять этот клинч, чтобы они могли начать взаимодействовать. Пока они в клинче, они так друг друга держат, что вроде их и нет, а есть единый «кластер»: и хочется, и колется, и не знаю, что решить, и не делаю ничего. Проявление субличностей требует рассаживания их по стульям в присутствии «рефери». Технически говоря, терапевт должен договориться с клиентом, что сейчас мы его субличности усаживаем на отдельные стулья, и при этом мы не будем их критиковать, бить по голове, переделывать — по крайней мере для начала мы будем их выслушивать и выспрашивать здесь клиенту очень пригодятся приобретенные на «бейсике» навыки.
Причем ведь субличности «там внутри» все время что-то друг с другом делают. И видимо что-то не то, что клиенту «самому», как целому, нужно.
Так, будто она физически присутствует в комнате. Этот подход может вызвать интенсивные эмоциональные реакции. Поэтому терапевт всегда присутствует и оказывает поддержку во время сеанса. А еще он может быть полезен для завершения неразрешенных аспектов отношений, которые не получилось обсудить в реальности.
Иногда этот метод помогает клиенту лучше подготовиться к серьезному и важному разговору, который предстоит провести. Техника «Два стула» В отличие от метода «Пустой стул», который предлагает визуализировать настоящего человека рядом с собой — упражнение «Два стула» разработано с целью организации диалога между конфликтующими аспектами личности внутри нее. Это связано с тем, что получение внутренней гармонии и целостности является одной из главных задач психотерапии. Подходы техники к разрешению внутренних конфликтов могут быть разнообразны. Но началом всегда является допущение обеих «сторон» к выражению своих взглядов. К примеру, на один стул можно поместить критическую часть личности, а на другой — ее творческую составляющую.
Еще можно провести диалог между «эмоциональными» и «желательными» аспектами, если именно они находятся в конфликте. Не всегда таковой приводит к моментальному устранению внутриличностного конфликта, но он часто приносит четкое чувство осознания и понимание внутренних динамик, и взаимодействий. Речь и практика Я-высказываний В любых техниках формата гештальт важными элементами являются осознанность пациента. Его внимание к себе любимому и своим эмоциям, а также адекватное понимание ответственности то есть способность не пытаться контролировать неконтролируемое, но при этом не отказываться от ответственности за свои собственные выборы и действия. Эти аспекты часто проявляются через речь. Гештальт-терапевт может обратить внимание, что клиент не использует выражения от первого лица.
Но, когда он говорит именно как требуется — это звучит гораздо более сильно и осознанно.
Техника «пустого стула»: как простить близких
«Пустой стул» предлагает взглянуть на проблему со стороны, но далеко не каждый на это способен. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул". Напротив сидящего на «горячем стуле» человека ставится пустой стул.
Техника «Пустой стул»
Разговор со стулом, стул и красная нить, техника «Пустой стул» — под такими названиями можно найти самую работающую из «отвязок». Для этого нужно действительно поставить пустой стул для воображаемого собеседника, к примеру бывшего партнера, отношения с которым закончились болезненным разрывом. В этом видео мы поговорим про технику гештальт терапии, которая называется "Пустой Стул".