«Санкции Евросоюза по кейсу Навального станут еще одним шагом к деградации отношений с Россией», — заявил Слуцкий. Как предприятия оценивают перспективы инвестиционной деятельности и политики в области управления персоналом? Мы собрали последние новости о последствиях санкций, а также прогнозы о том, что нас ждет в ближайшей перспективе. |. Опыт Ирана, который находится под санкциями уже более 40 лет, является для России важным, поскольку это достаточно крупная экономика, зависимая, как и Россия, от экспорта нефти. В целом в условиях санкций большинство стран следовали по схожим путям: расширяли взаимодействие с дружественными государствами, диверсифицировали торговлю, проводили экономическую либерализацию, искали способы обхода ограничений для сырьевого и.
Эксперты оценили перспективы санкций против России
Опыт Ирана, который находится под санкциями уже более 40 лет, является для России важным, поскольку это достаточно крупная экономика, зависимая, как и Россия, от экспорта нефти. Западу придётся снять наложенные на Россию санкции, считает доцент кафедры политической экономии экономического факультета МГУ Максим Чирков. Если оценить влияние санкций на жизнь российских граждан, то, конечно, санкции жизнь не улучшают. В пакет добавлены предприятия со всего мира, которые вроде как помогают России обходить санкции, в том числе «связаны с российским военно-промышленным комплексом».
Самые тяжелые последствия от санкций России еще предстоит пережить
Такой подход «не может никак способствовать какой-либо нормализации». Брюссель буквально «загоняет партнерство с Москвой в тупик». И выход из сложившейся ситуации может быть только один — отказ от политики сдерживания России. Ранее глава европейской дипломатии Жозеп Боррель заявил, что министры иностранных дел стран ЕС достигли политического соглашения о подготовке антироссийских санкций из-за так называемого «дела Навального». По его словам, меры затронут тех, кто «несет ответственность за арест, выдвижение обвинения и приговор» оппозиционеру.
Необходимо отметить то, что, к примеру, инвестиционное импортозамещение по-прежнему недоступно для отечественного бизнеса. Что само по себе ощутимо угрожает перспективам реализации проектов в высокотехнологической сфере и устойчивому развитию экономики в целом. В наступившем 2024 году можно дать прогноз активной деятельности по упорядочиванию санкций, которые уже введены. Вряд ли появятся новые подсанкционные сектора экономики России. Главная проблема тех стран, которые будут этим заниматься, — это значительный рост издержек при транзакциях и вероятных рисков для всех игроков. Число и ассортимент норм регулирования, которые ими вводятся, зачастую опережает разработку регламентации их применения, что серьёзно это осложняет.
Так что в 2024 году курс будет не на увеличение объёма санкций, а на систематизацию и увеличение эффективности применения имеющихся.
Однако непосредственно сейчас санкции не сумели достичь своей цели, то есть всерьез помешать России вести боевые действия. Как теперь отмечают некоторые аналитики, скорее всего, с самого начала не стоило на это надеяться. Запад переоценил свои силы и влиятельность. Причем дело отнюдь не только в том, что Россия способна обходить санкции компании, включая западные, отправляют туда товары через такие страны, как Казахстан и Турция. Дело еще и в том, что Москва, благодаря поставкам из Китая и Индии сумела удержать свои доходы от продажи нефти на высоком уровне. Намек на то, что Россию привыкли называть экономическим карликом по сравнению с Западом, и часто публикуется статистика, которая свидетельствует: российская экономика примерно такая же, как и итальянская.
Это в пересчете российского ВВП на доллары.
Также был ограничен доступ перевозчиков к страховым услугам. Подобные меры привели к тому, что индийские партнеры на некоторое время прекратили покупать российскую нефть, опасаясь запретительных мер. Однако теперь фирмы, занимающиеся транспортировкой нефти, смогут легально страховать свои грузы. Генеральная дирекция судоходства Индии выдала разрешение ряду российских страховых компаний вести свою деятельность в отношении нефтяных поставок.
Политолог Бородачев: государство и экономика способны противостоять самым сильным санкциям
Впрочем, в дальнейшем чистая процентная маржа будет стабильной, однако темпы кредитования замедлятся, что связано с ростом процентных ставок и регуляторными ограничениями. Вместе с тем в банке ожидают замедления темпов кредитования. В частности, на этом скажется рост процентных ставок и регуляторные ограничения в кредитовании, например макропруденциальные лимиты и надбавки. В части последних банк сейчас подстраивает свою бизнес-модель под новые регуляторные требования, рассчитывая на сохранение текущих регуляторных условий на долгий срок. Объем продажи долгов восстановился после кризисного 2022 года.
Весь размер совершенных сделок на рынке цессии по итогам девяти месяцев достиг 47,2 млрд рублей, что на 5 млрд рублей больше аналогичного периода 2022 года, но тогда с марта до конца мая торги практически не велись. К концу года возможен рост предложения банковской цессии, что должно развернуть цены на МФО в другую сторону. Арбитражный суд Москвы 2 ноября взыскал с компаний американской финансовой группы в пользу российского банка задолженность в размере 614,7 млн рублей и еще 200 тыс.
В итоге, даже заморозка золотовалютных резервов не привела к финансовому кризису. Вместе с тем, полагают эксперты, эффект от санкций будет постепенно нарастать, в дальнейшем он все же скажется на экономике РФ. Кроме того, западные страны могут ввести новые рестрикции против Москвы.
А цель достаточно простая — вернуть Россию к статусу «страны-бензоколонки». В такой ситуации остается только один выход — развивать собственную экономику, инфраструктуру, научную базу.
Именно в этом случае Россия сможет не просто переориентироваться на работу с дружественными странами, а предлагать им понятную альтернативу. Переждать в надежде, что все вернется, как было, не получится. Максим Осадчий, руководитель аналитического управления банка БКФ: «Не следует переоценивать «нерушимость» санкций. Если странам, введшим санкции, будет выгодно, они отменят их. Вот свежий пример, подтверждающий это утверждение. Австрия блокировала 12 пакет санкций до тех пор, пока Национальное агентство по предотвращению коррупции Украины НАПК не приостановило статус «Райффайзенбанка» как «международного спонсора войны» «на период проведения двусторонних консультаций с привлечением представителей Европейской комиссии». Ранее «ОТП Банк» и вовсе был исключен из списка спонсоров войны, чтобы получить 500 млн евро военной помощи от ЕС, которые заблокировал Будапешт. Между тем, оба банка продолжают работать в России.
Хотя 12 пакет и направлен, в частности, против экспорта российских алмазов, однако акции госкомпании «Алроса» с 18 декабря дня принятия этого пакета , почти не изменились в цене. Столь же слабым оказалось влияние этого решения и на международный рынок алмазов, хотя уход с рынка такого крупного игрока привел бы, несомненно, к резкому росту цен. Почему влияние санкций слабо или отсутствует? Научились обходить.
По мнению аналитиков, российская защитная стратегия Fortress Russia заключается в консервативной политике макроэкономической и финансовой стабильности. В итоге, даже заморозка золотовалютных резервов не привела к финансовому кризису. Вместе с тем, полагают эксперты, эффект от санкций будет постепенно нарастать, в дальнейшем он все же скажется на экономике РФ.
SBS: в Австралии усомнились в успехе антироссийских санкций
Аналитик оценил перспективы возможного полного запрета большей части экспорта в РФ. Как повлияла ситуация на экономику России, и какие изменения прогнозируют эксперты транспортной отрасли после вступления в силу 11 пакета санкций на практике? И самые болезненные санкции, которые на сегодняшний день существуют, я полагаю они измеряются двумя факторами. Чем будут определяться перспективы роста российской экономики в 2024-2025 годах? Под санкции российская медь не попала: по оценкам Goldman Sachs, из-за перехода к «зеленым» технологиям к 2030 году спрос на нее вырастет вшестеро. — Как можно оценить потери от западных санкций?
Самые тяжелые последствия от санкций России еще предстоит пережить
Доктор экономических наук, профессор Иосиф Дискин в интервью «Московской газете» рассказал, насколько серьезными окажутся новые санкции для россиян и стоит ли ждать «пятого пакета». «Санкции Евросоюза по кейсу Навального станут еще одним шагом к деградации отношений с Россией», — заявил Слуцкий. В целом, хотя санкции оказали сильное влияние на экономику России, у нее есть потенциал для преодоления трудностей и достижения устойчивого роста.
Полет «Черного лебедя». Доктор наук о том, как санкции изменят экономику РФ
Request Rejected | Странно оценивать влияние всех событий и санкций только по доходам государства в нефтегазовом секторе и на основе этого делать вывод, что в экономике всё хорошо. |
Известный экономист оценил перспективы снятия антироссийских санкций | По оценкам экспертов, введение санкций в отношении продукции РФ, попытки вытеснения банков из международных платежных систем, а также заморозка активов лишь помогли Москве "уйти от западных механиз. |
Кто больше страдает от санкций: Запад или Россия? | Старший экономист Института переходных экономик Банка Финляндии (BOFIT, институт специализируется на анализе российской экономики) Хели Симола оценила влияние экспортных и импортных санкций на ВВП России в краткосрочной перспективе. |
HN: Россия опередила сильные экономики ЕС по паритету покупательной способности
Нельзя однозначно судить, укрепился рубль на фоне новости о переводе расчетов за газ в рубли или из-за перспективы отвода войск от Киева. Введение санкций против российских металлов увеличит их поставки в Китай и усилит мировые позиции Шанхайской фьючерсной биржи, которая осталась единственной крупной площадкой, работающей с российскими металлами. Западные эксперты оценили перспективы санкций. Западные санкции не привели к такому снижению доходов российского бюджета, чтобы заставить руководство страны изменить внешнюю политику.
SBS: в Австралии усомнились в успехе антироссийских санкций
Главным препятствием для снятия санкций может стать позиция отдельных государств-членов ЕС. В целом в условиях санкций большинство стран следовали по схожим путям: расширяли взаимодействие с дружественными государствами, диверсифицировали торговлю, проводили экономическую либерализацию, искали способы обхода ограничений для сырьевого и. Западные эксперты оценили перспективы санкций. Западные санкции не привели к такому снижению доходов российского бюджета, чтобы заставить руководство страны изменить внешнюю политику. А вот, как The New York Times оценивает перспективы России на фоне очередных санкций. "Российское правительство потратило годы на то, чтобы изменить конфигурацию своего бюджета таким образом, чтобы противостоять дальнейшим санкциям. Эксперты Bruegel и IIF оценили перспективы санкций против стратегии «Крепость Россия». Мы собрали последние новости о последствиях санкций, а также прогнозы о том, что нас ждет в ближайшей перспективе. |.
Мнение финансиста: санкции это надолго, а реальность может измениться
Наиболее катастрофические спады в доходах за последние 100 с небольшим лет происходили на поздних стадиях Первой мировой войны и во время последовавшей за ней гражданской войны, а также во время перехода к капитализму в 1990-е годы во время Второй мировой войны также происходил невероятный по своим масштабам спад ВВП, но его труднее оценивать и анализировать. С 1917 по 1922 годы ВВП России сократился вдвое здесь и далее я буду приводить цифры в реальном выражении, то есть с поправкой на инфляцию. Гражданская война 1920-х и трансформационный шок 1990-х очевидно были значительно большими по масштабу, чем текущий кризис. В начале 1990-х полностью изменился сам принцип работы российских предприятий, разрывались экономические связи с бывшими советскими республиками, шла приватизация, в то время как государство было неспособно исполнять свои базовые функции, а коррупция достигала эпических масштабов. Назад, в 90-е Сегодняшние санкции, какими бы обременительными они ни были для экономической активности, вряд ли будут иметь такие же последствия в краткосрочной перспективе. Таким образом, можно предположить, хоть и сильно огрубляя, что спад ВВП в 2022—2023 гг. Пока неясно, как именно распределится ущерб от этого спада.
Вряд ли появятся новые подсанкционные сектора экономики России. Главная проблема тех стран, которые будут этим заниматься, — это значительный рост издержек при транзакциях и вероятных рисков для всех игроков. Число и ассортимент норм регулирования, которые ими вводятся, зачастую опережает разработку регламентации их применения, что серьёзно это осложняет. Так что в 2024 году курс будет не на увеличение объёма санкций, а на систематизацию и увеличение эффективности применения имеющихся. Пока итог для них не самый лучший. Посмотрим, что будет дальше. Павел Кухмиров.
По мнению Александра Лосева, развитие таких сфер, как промышленность, машиностроение и высокие технологии — это задача нашего государства и бизнеса, а не иностранных партнеров. В России остро стоит необходимость технологического развития, обеспечения так называемого "технологического суверенитета" страны. Если, например, какие-то технологии не получается пока создать своими усилиями, то следует покупать иностранные разработки, начиная от технологий текстильного производства и заканчивая фармацевтикой, отметил эксперт. С его точки зрения, в отечественной экономике стоит выделить несколько направлений развития, например, аэрокосмическую и фармацевтическую отрасли, IT-сферу, и сосредоточиться на интенсификации соответствующих производств, чтобы вывести выработанные для них российские технологии на мировой рынок. А базой для этого изначально могут стать и закупленные иностранные разработки. Александр Лосев также вспомнил "советскую триаду": прикладная наука, фундаментальная наука и подготовка кадров. Он указал на целесообразность реформ в сфере образования ради повышения уровня подготовки специалистов. Опираясь на германский опыт, можно, например, интенсивнее вовлекать бизнес-структуры в подготовку кадров, например, при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Государственным и квази-государственным госкорпорации и госкомпании структурам также следует взаимодействовать с бизнесом, указал эксперт. Сейчас в эпицентре развития технологий находится оборонно-промышленный комплекс. Пока, по словам Александра Лосева, только Миноброны России активно пользуется помощью частных хозяйствующих субъектов при разработке новых технологий. Он считает, что этот опыт следует перенять и в рамках других отраслей. Кроме того, в настоящее время потенциал малого бизнеса не раскрывается в полной мере. Небольшие предприятия в Германии, например, привлекаются к работе на производстве крупных концернов. Подобную практику, по мнению эксперта, следует развивать и в России. Александр Лосев также указал на необходимость обеспечения стабильности рубля для успешного импортозамещения. Даже резкое временное укрепление курса не так желательно для бизнеса с точки зрения процессов импортозамещения, поскольку скачкообразность в этом случае не позволяет нормально планировать производственную деятельность. Говоря о проблеме поиска новых рынков сбыта для отечественной продукции, он отметил важность интеграционных процессов ЕАЭС. Источниками "набора" необходимого для ведения бизнеса количества потребителей товара например, упомянутых ранее 500 млн человек в IT-сфере могут стать страны союза. В том числе по этой причине актуальными остаются вопросы импортозамещения, поиска альтернативных рынков сбыта при экспорте и улучшения инвестиционного климата в стране. Разрешению указанных проблем может поспособствовать принятие среди прочих следующих мер: обеспечение условий для локализации производства; работа с партнерами из дружественных стран; реформирование систем подготовки и поддержки деятельности высококвалифицированных кадров; вычленение приоритетных направлений технологического развития; формирование условий для взаимодействия между хозяйствующими субъектами разного масштаба и сотрудничества бизнеса и государства. Санкционная политика коснулась прежде всего финансовой и нефтегазовой отраслей экономики. Однако прямого влияния на рентабельность нефинансовых компаний это не оказало. Эксперты солидарны в том, что в наибольшей степени негативный эффект санкционного режима проявился именно в сферах деятельности банковских и иных финансовых организаций.
И мы вынуждены искать новые логистические коридоры», — заявлял в 2022 году министр транспорта РФ Виталий Савельев. Российские перевозчики стали искать альтернативные пути. Ими стали перегрузка и перецепка грузов в Беларуси, более широкое сотрудничество с Турцией и Китаем, а также развитие коридора «Север-Юг». Перевозки через Азербайджан, Казахстан и Туркменистан выросли в два раза по сравнению с 2022 годом. Самые большие трудности наблюдаются на маршруте через Азербайджан. Дороги не готовы к тому объему грузов, которые запланированы. Маршрут не заработает полноценно, пока не будет решена проблема трасс, а также инфраструктуры, которая влияет на маршрут: порта Астрахани и железной дороги Ирана. Международные компании по морским грузоперевозкам покинули Россию. Чтобы оптимизировать маршруты, грузоперевозчики стали развивать мультимодальные поставки. Согласно недавним данным биржи перевозок Ati. При этом спрос на грузоперевозки вырос на 61 проц. Эксперты говорят, что это вызвано перестройкой логистической системы. Еще одна проблема, которая возникла в результате санкций — дефицит грузовиков. После ухода иностранных компаний — перевозчики вынуждены выбирать между грузовиками отечественных производителей и китайскими тяжеловозами, который заполнили рынок. К тому же проблема с техническим обслуживанием и ремонтов грузовиков европейских производителей все больше набирает обороты. Два пакета санкций 2023 года В текущем году ЕС принял два пакета санкций. Если говорить о ключевых моментах для транспорта, то десятый пакет включал в себя запрет на: экспорт ключевых технологий и промышленных товаров; импорт асфальта и синтетического каучука; предоставление России мощностей для хранения газа; транзит через Россию экспортируемых из ЕС товаров и технологий двойного назначения. Одиннадцатый пакет включил в себя запрет на: перевозку грузов в ЕС автомобильным транспортом. Он распространился на прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в России , в том числе при перевозке грузовыми автомобилями, зарегистрированными за пределами России. Исключение составили перевозки между Калининградской областью и РФ; доступ в порты и шлюзы ЕС любым судам, осуществляющим перевалку с судна на судно, если есть подозрение,что судно либо нарушает запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, либо перевозит российскую сырую нефть или нефтепродукты, закупленные по цене, превышающей установленную предельную цену; транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения , которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию России или развитию сектора обороны или безопасности; на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобилей и гибридов. Как повлияет 11 пакет санкций на транспортный и логистический сектор Эксперты начали говорить о том, какое влияние новые запреты 11 пакета санкций окажут на транспортный сектор РФ.
Вы точно человек?
К концу III квартала показатель подскочил почти на четверть по сравнению с таким же периодом прошлого года, а общая сумма взысканий достигла 2,9 трлн рублей. В ФССП отметили, что принудительное погашение займов затрудняет низкая платежеспособность граждан с задолженностью по налогам, оплате услуг ЖКХ и в целом их закредитованность. Кроме того, на показатели существенно влияет наличие в отношении одного неплательщика нескольких судебных решений о взыскании просроченной задолженности не только перед финорганизациями, но и жилищно-коммунальными хозяйствами, а также первоочередных социально значимых сборов в виде алиментов и других платежей. При этом сейчас в России ссуды имеют 47 млн человек, следует из данных ЦБ.
Подписаться на Банки. Этому способствовал уверенный рост кредитного портфеля, переоценка активов, а также существенный спред между ставками размещения и привлечения. Впрочем, в дальнейшем чистая процентная маржа будет стабильной, однако темпы кредитования замедлятся, что связано с ростом процентных ставок и регуляторными ограничениями.
Вместе с тем в банке ожидают замедления темпов кредитования.
Это означает, что, несмотря на разговоры об импортозамещении, российская экономика в условиях военного конфликта и санкций оказалась более импортозависимой, чем до начала СВО. Этому способствовали, видимо, рост цен на импорт в связи с ростом логистических затрат и транспортного плеча, необходимость замещения импортного оборудования в связи с санкциями и, наконец, массированные закупки компонентов для производства вооружений. Фонд национального благосостояния сократился почти вдвое В случае дальнейшего снижения цен на нефть российская экономика и российское правительство окажутся между двух огней. Снижение экспортных доходов ведет к снижению доходов бюджета, однако их ребалансировка за счет девальвации снизит доступность импорта и повысит расходы бюджета на закупки критического импорта и военных компонентов. Альтернативный сценарий поддержания бюджета — продажа средств Фонда национального благосостояния ФНБ. Снижение цен на российскую нефть может вынудить правительство расходовать средства ФНБ быстрее. Теперь эффект санкций скажется сильнее Подвергшись широким западным санкциям, российская экономика смогла использовать свое положение на мировом энергетическом рынке в качестве демпфера. Санкции и угроза прекращения поставок взвинтили мировые цены на энергоносители, в результате Россия получила беспрецедентный в своей истории экспортный доход, смягчивший эффекты оттока капитала и крушение импортных цепочек, а также резкий рост бюджетных расходов, напоминают эксперты Re: Russia.
Однако к концу 2023 года мировые энергетические рынки пришли в норму. Выпадающие российские объемы постепенно замещают новые поставщики, демпфер доходов истончается.
Футбол есть футбол — это отдельная семья.
Она не должна быть подвержена влиянию внешних факторов. Да, есть сложная геополитическая обстановка, все её понимают. Мы оказываемся немножко под влиянием внешних факторов.
Ну, а уж особенно наши коллеги оказываются под таким влиянием. В былые времена, когда случались другие вооруженные конфликты с участием других стран, хоть раз кто-то в кулуарах поднимал вопрос наложить на одну из сторон санкции, аналогичные тем, что приняты в отношении России? Нет, такого не было.
Главное, чтобы тебя слышали, когда поднимаешь эти вопросы. Пока большой динамики в ответ на наше обращения мы не видим. Я имею ввиду обращения по поводу возвращения российских команд в международные соревнования.
Может быть, там и зреют какие-то решения позитивные. Но нам бы хотелось просто ускорить этот процесс. Чем больше мы не играем на международной арене, тем более неблагоприятное влияние на российский футбол это оказывает.
Если это ограниченный промежуток времени, то, конечно, стоит подождать. Мы всё-таки часть Европы. Но если это будет бесконечно, если эта позиция УЕФА сохранится в течение многих лет, то это, по-моему, располагает к другим решениям.
Более радикальным.
Из России ушли большие иностранные производители кассетных подшипников, без которых невозможно нормальное функционирование предприятий по производству вагонов. У России нет собственного производства этих деталей, поэтому уменьшились объемы производства «Рузхиммаш» в Рузаевке и Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле. Из-за дефицита кассетных подшипников весной была остановлена работа Тихвинского вагоностроительного завода, но с 1 августа производство возобновили и постепенно будут наращивать объемы.
Чаще всего подшипники используются при создании вагонов с осевой нагрузкой 25 тс. Срок службы кассетного подшипника составляет 8 лет — после этого срока вагон необходимо ремонтировать. По оценкам экспертов, в случае нехватки запчастей каждый год 30 тысяч вагонов придется выводить из эксплуатации. На данный момент проводится исследование, которое покажет, возможно ли использовать такой подшипник на два года дольше, то есть можно ли увеличить срок эксплуатации детали до 10 лет или до 1 миллиона км пробега.
С санкциями столкнулось и производство локомотивов, хотя за первые пять месяцев года было выпущено 197 тяговых подвижных составов: 119 электровозов и 78 тепловозов. Несмотря на то, что объем вводимых в эксплуатацию локомотивов не уменьшился, компания «Уральские локомотивы», которая занимается выпуском электропоездов «Ласточка», столкнулась с уходом партнера Siemens в мае этого года — компания поставляла электродвигатели. Но уже летом «Уральские локомотивы» нашли отечественного производителя двигателей — пермскую компанию «Новомет». Первый тестовый образец на новом двигателе выпустят в 2023 году.
Читайте также Новая логистическая реальность: как изменилась железнодорожная логистика? Авиастроение От поставок комплектующих зависит и отрасль авиастроения. На апрель 2022 года Россия имела 1287 самолетов, 1101 из них — пассажирские. При невозможности техобслуживания самолетов иностранного производства Минторг США прогнозирует прекращение их использования на территории России и разбор на запчасти в течение двух лет.
В рамках программы развития авиатранспортной отрасли к 2030 году у России должно появиться около тысячи новых самолетов, 760 вертолетов и пять тысяч двигателей. На это потратят 770 млрд рублей.
Эксперты оценили перспективы саботажа антироссийских санкций странами Европы
При этом, по мнению специалиста, санкции начнут снимать уже к концу этого года. Но я думаю, что очень высокая вероятность, что этот процесс так и пойдёт, либо будут какие-нибудь другие ходы с необязательностью соблюдения этих санкций», — подчеркнул он. На самом деле, как отметил Чирков, уже сейчас видно, что могут быть изменения в плане отмены санкций, либо снижение контроля за их исполнением, так как эти ограничения просто скоро перестанут работать.
Они нам позволяли потреблять это. Они нас включали во внешние рынки не потому, что нас любили. И все, что сейчас происходит, говорит о том, что нам надо переосмыслить нашу русскую идею. Что дальше? Понять, в чем интерес работы с нами со стороны стран Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС, а также множества небольших, но серьезных экономик, и перенастроить всю внешнюю торговлю. В среднесрочной перспективе от страны потребуется максимальная открытость в сфере внешней торговли, экономики, импорта. Все, что можно в страну ввезти какими угодно путями — через Северный или Южный полюса, надо ввозить. Пусть оно будет, чтобы на 2022—2023 годы баланс спроса и предложения был обеспечен.
У нас резервов хватит надолго. До конца года обычные потребители не почувствуют ничего. Да, что-то подорожало. Но государство, где может, борется с рисками бедности — повышает пособия. Где-то оказывает адресную социальную поддержку. Нет опасений, что будут какие-то массовые индивидуальные банкротства, учитывая закредитованность граждан. Правительство пошло на беспрецедентные меры, в частности, ввело кредитные каникулы, позволяющие зафиксировать все договоры по ранее взятым займам. Мы себе можем это позволить, и делаем это не в ответ на санкции. Вы согласны? Поэтому у наших сельхозтоваропроизводителей появилась своя доля на продовольственном рынке, и он стал для нас в большей степени национальным, а не европейским.
Надо сохранять возможности нашего экспорта, диверсифицировать его. И жить не только за счет продажи углеводородов, но и продавать на внешних рынках то, что у нас готовы покупать. Например, у нас могут приобретать вакцину против коронавируса. Эту опцию они угрожают включить в шестой пакет санкций портив РФ. И наша марка Urals торгуется с пониженной стоимостью. Готова ли Россия к отказам в покупке наших ресурсов? Наши внутренние национальные цели развития утверждены до 2030 года. Переживать на тему того, что кто-то перестал покупать нефть марки Urals без дисконта, нам не стоит.
Сейчас-то для многих бизнесов это был крах, но может грохнуться все намного сильнее у них. Умные экономисты и политики это понимают», — сказала депутат. Как пишет Financial Times FT со ссылкой на неназванного европейского чиновника, ЕС достиг потолка после введения десятого пакета антироссийских санкций. Меры против некоторых отраслей невозможны, поскольку задевают интересы отдельных стран объединения. На них может быть наложено вето, говорится в материале издания.
На самом деле эта мера ударит не только по бегущим из России олигархам. Во-первых, запрет на валютные закупки означает фактическое прекращение импорта. С нами и так уже отказываются торговать на Западе, однако через доллары до этого момента также шла торговля с Востоком. Последствия станут очевидны через месяц-другой, когда закончатся запасы импортной одежды, алкоголя, еды, бытовой химии и других привычных нам вещей на складах. Еще до этого разорятся и закроются компании-импортеры, многие люди останутся без работы. Тем временем Apple уже объявила о прекращении продажи айфонов и айпадов в рамках санкций пишет BBC , то же сделала Nike. Honda Motor прекращает поставки автомобилей и мотоциклов в Россию из-за проблем с расчетами, пишет «РБК». Правда, Индия, например, 2 марта объявила о налаживании торговли с Россией в обход долларов и установке прямого обмена рупий на рубли. Это значит, что без специй и чая мы не останемся. А если серьезно, следует учитывать, что в Индии находится фармакологическое производство крупнейших западных медицинских компаний и существуют доступные дженерики многих западных лекарств. Это внушает какую-то надежду. Во-вторых, что еще более тревожно, из-за проблем с оплатой забастовали контейнерные перевозки. Это означает прекращение торговли не только с Западом, но еще с Латинской Америкой и даже Китаем: в основном все грузы идут по морю. У той же Индии с Пакистаном и Китаем очень напряженные отношения, так что наземная доставка вряд ли получится. А морские перевозчики бастуют.