Я думаю, что количество общественных наблюдателей будет определённым показателем зрелости и активности гражданского общества. Наблюдатели на избирательном участке не имеют права. Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков.
Гласность в деятельности УИК
При назначении наблюдателей в территориальную или иную комиссию полномочия действуют в период досрочного голосования и в период подсчета до окончания составления итогового протокола определения результата выборов на соответствующей территории пункт 6 статьи 30. Законом может быть предусмотрено, что форма нагрудного знака устанавливается комиссией, организующей выборы, референдум; з обжаловать в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона, действия бездействие комиссии в вышестоящую комиссию, избирательную комиссию субъекта Российской Федерации, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума в соответствующих комиссиях; к производить в помещении для голосования с того места, которое определено председателем участковой комиссии фото- и или видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии. Важная норма, касающиеся допуска наблюдателей в помещение для голосования, содержится в пункте 11. При проведении досрочного голосования наблюдатель вправе по желанию ставить свою подпись на месте заклейки конверта пункт 8 статьи 65 , а в день основного голосования — присутствовать при оглашении сведений о досрочном голосовании и знакомиться с конвертами пункт 13 статьи 65. В ходе подсчета голосов избирателей наблюдатели вправе знакомиться со списком избирателей после окончания подсчетов по списку абзац 14 пункта 6 статьи 68 , а также с рассортированными бюллетенями после их подсчета пункт 21 статьи 68. Наблюдатели вправе поставить свои подписи на мешках коробках , в которые упаковываются пачки бюллетеней, списки избирателей и прочая избирательная документация пункт 23 статьи 68. Наблюдатели вправе получить заверенную копию первого экземпляра протокола пункт 29 статьи 68 и присутствовать при передаче протокола в вышестоящую комиссию пункт 30 статьи 68.
У них все меры для этого предприняты, наблюдатели будут обеспечены средствами индивидуальной защиты. Мы фиксируем большой интерес, около 30 тысяч человек в день обращаются с заявлениями. Хотелось бы, чтобы на каждом избирательном участке было по 5-6 наблюдателей. Люди задавали вопрос о том, как будет приниматься пакет поправок и как будет организовано наблюдение за процессом голосования. Это свидетельствует о том, что гражданам небезразлично происходящее в стране.
Наблюдателями от субъектов общественного контроля могут быть назначены "представители общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений, иных некоммерческих организаций, а также общественных палат и советов муниципальных образований и иных объединений граждан РФ", говорится в постановлении. Стать наблюдателем на думских выборах может любой гражданин России, "обладающий активным избирательным право на указанных выборах, независимо от его места жительства".
Исключение сделано для выборных должностных лиц, депутатов, высших чиновников регионов, глав местных администраций и их подчиненных, судей, прокуроров и членов избиркомов с правом решающего голоса.
В труднодоступных территориях, где не всегда есть и сотовая связь, не то что скоростной интернет, будет организована видеофиксация. То есть будет вестись круглосуточная запись с камер.
В ЦОН будут находиться волонтеры, журналисты, общественники, простые избиратели. Видеонаблюдение не прекратится даже ночью, только свет в помещениях участков, когда они закроются, будет приглушен. Но камеры все равно увидят все, что там происходит: как опечатываются помещения, как бюллетени упаковываются на ночь в сейф-пакеты.
Потом камеры всю ночь будут направлены на то место, где они хранятся. При необходимости сможем просмотреть архив видеозаписи по каждому избирательному участку, если вдруг у кого-то возникнут подозрения о возможных нарушениях в ходе голосования. Разумеется, когда участки закроются, наши наблюдатели будут присутствовать при подсчете голосов, этот процесс тоже будет транслироваться на экраны и записываться.
В течение трех дней голосования можно прийти в ЦОН и посмотреть, как проходят выборы. Для этого нужно заранее обратиться в Общественную палату и написать заявление. Это делается в целях безопасности — мы должны знать, кто заходит в ЦОН.
Добавлю, что выборы в России становятся все более прозрачными, открытыми, люди проявляют к ним все больше интереса. Даже появляются какие-то новые традиции. Например, на прошлых выборах были случаи, когда молодые пары женились на избирательных участках.
Надеюсь, и на грядущих выборах нас ждут только приятные сюрпризы.
Наблюдателям за голосованием по поправкам в Конституцию не придётся сдавать тест на COVID-19
Они могут: - знакомиться со списком избирателей, в том числе голосующих на дому, и сведениями о них; - находиться в помещении избирательного участка с момента его открытия и до завершения подсчета голосов; - присутствовать при голосовании на дому; - наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней и подсчетом числа избирателей; - наблюдать за составлением протокола об итогах голосования и получить его заверенную копию. Это важно в случае подмены комиссией версий протоколов; - обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к Председателю участковой избирательной комиссии; - обжаловать решения и действия бездействие избирательной комиссии в вышестоящую комиссию. Вместе с тем наблюдатели не имеют права нарушать тайну голосования и препятствовать работе избирательной комиссии. Они не могут выдавать бюллетени избирателям и заполнять их за кого-либо даже по его прямой просьбе. Наблюдателям нельзя заниматься агитацией, считать бюллетени трогать их , а также участвовать в принятии решений избирательной комиссии. По сути, наблюдатели могут лишь следить за процессом выборов и контролировать голосование. Но и этого вполне достаточно. При выявлении любых незаконных действий контролер сразу фиксирует преступление на камеру и заявляет о нем в правоохранительные органы. Международные наблюдатели На президентских выборах в качестве наблюдателей могут присутствовать представители иностранных государств и международных организаций. Для этого они должны получить аккредитацию в Центральной избирательной комиссии РФ.
Первый известный случай международного наблюдения за выборами в современной истории относится к 1857 году, когда европейская комиссия, в состав которой входили представители Австрии, Великобритании, Франции, Пруссии, России и Турции, наблюдала за всеобщими выборами на спорных территориях Молдавии и Валахии.
Для этого Общественная палата России совместно с палатами регионов готовит, направляет и обеспечивает работу десятков тысяч общественных наблюдателей на выборах различного уровня. ОП РФ круглосуточно поддерживает связь с наблюдателями, находящимися на избирательных участках по всей стране. Главная цель — увидеть голосование глазами избирателя, обеспечить открытость и прозрачность выборов, укрепить доверие к электоральному процессу. Особый упор будет сделан на связь с наблюдателями из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области. Разработанный Общественной палатой РФ «золотой стандарт» — основной инструмент работы наблюдателя, позволяющий провести скрининг соблюдения избирательных прав на каждом избирательном участке. Все наблюдатели включены в цифровую экосистему общественного наблюдения, разработанную ОП РФ. Зарегистрировавшись в ней, каждый может заполнить «золотой стандарт» самостоятельно либо сообщить об отклонениях при помощи мобильного приложения. Однако работа ситуационного центра рассчитана не только на наблюдателей. Сообщить о нарушениях, заполнить «золотой стандарт» вместе с волонтером центра может любой гражданин страны.
Актуальная информация о работе ситуационного центра в оперативном режиме будет размещаться на главной странице monitoring. Платформа будет запущена в марте 2024 года. Доступ в ситуационный центр открыт для всех желающих. На его площадке будут организованы технические туры, в ходе которых гости смогут познакомиться с работой различных подразделений центра. Интерактивные обучающие программы, проводимые экспертами-практиками в сфере электоральных процедур, позволят почувствовать себя в роли наблюдателя на избирательном участке. Справка об экосистеме общественного наблюдения monitoring. За последние годы мы шагнули далеко вперед от наших коллег, с которыми мы имеем тесные отношения.
Жители 28 регионов смогут проголосовать на сайте vybory. А для граждан с пропиской в Москве доступно голосование на mos. Голосование в рамках ДЭГ будет проводиться в течение трех календарных дней — с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта 2024 года по местному времени. Как москвичам проголосовать на mos. При этом на онлайн-голосование не нужно регистрироваться заранее. Оно доступно для всех, у кого есть постоянная регистрация в Москве и полная учетная запись на mos. Как уточняется на портале мэрии, москвичи смогут проголосовать онлайн с 08:00 15 марта до 20:00 17 марта зайти в личный кабинет mos. При этом если в дни выборов вы уезжаете из Москвы, вы можете проголосовать онлайн из любого места, где есть доступ к интернету. Что еще важно знать: Если вы на время выборов прикрепитесь к избирательному участку другого региона, проголосовать онлайн на mos. Но при желании вы сможете аннулировать свое прикрепление и проголосовать онлайн. Если же вы прикрепились к избирательному участку столицы, то при желании вы сможете проголосовать онлайн, не аннулируя свое прикрепление. Узнать статус своей учетной записи на mos. Для этого надо зайти во вкладку "Профиль" меню, расположенного слева. Избирателям, которые планируют принять участие в онлайн-голосовании, необходимо заранее повысить уровень учетной записи до полной. Полная инструкция по голосованию онлайн в Москве, а также ссылка на сервис по проверке, полный ли у вас аккаунт, доступны здесь. Голосование на дому не является ДЭГ. При голосовании на дому члены участковой избирательной комиссии в согласованное время придут к вам домой с бюллетенем и переносным ящиком для голосования. Стоит отметить, что данный способ участия в выборах доступен только для тех избирателей, которые не могут посетить избирательный участок по уважительным причинам. К уважительным причинам относятся: инвалидность; необходимость ухаживать за близким родственником. Кстати, в январе "Интерфакс" со ссылкой на зампреда МГИК Дмитрия Реута передавал, что в столице в ходе выборов будут использовать и переносные терминалы электронного голосования для надомного голосования. Это дополнительные возможности для избирателя проголосовать", — заявил Реут.
Наблюдатели 1. Наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов, каждый кандидат, зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному округу, а также субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Федерального закона от 04. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Федеральных законов от 15. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном политической партией, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, кандидатом, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, или его доверенным лицом, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя.
Центризбирком утвердил правила работы наблюдателей и СМИ на участках
В исключительных случаях при образовании избирательных участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей, представленный в первый день голосования (17 сентября 2021 года) в участковую избирательную комиссию. ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 июня 2022 г. N 88/739-8 О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТОЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Наблюдатель может находиться на избирательном участке с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования. Президент России Владимир Путин подписал указ об ограничении числа наблюдателей от партий и кандидатов на избирательных участках. (по вопросу ограничения общего количества наблюдателей на избирательном участке в период прохождения голосования). В дни выборов наблюдатели от Общественной палаты будут работать на всех избирательных участках.
Сколько наблюдателей может находиться на избирательном участке
2. находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, в дни досрочного голосования в любое время в период с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования. Федеральным законом может быть предусмотрено, что наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков.
В интересах простых избирателей будут работать на участках независимые общественные наблюдатели
Такое ограничение устанавливается для того, чтобы не допустить случаи перегруженности комиссии и возникновения конфликтов между наблюдателями и членами комиссии. Количество наблюдателей, разрешенное для каждой комиссии, определяется заранее и указывается в соответствующих документах. Правила поведения наблюдателя. Наблюдатели должны соблюдать определенные правила поведения, чтобы не нарушать порядок и не вмешиваться в ход голосования. Они не имеют права публично высказывать свое мнение о процессе голосования, оказывать влияние на избирателей или членов комиссии, а также фотографировать или записывать видео в помещении комиссии без согласия всех участников. Наблюдатели также не имеют права публиковать конфиденциальную информацию или распространять фейковые новости о выборах. Ограничение доступа к определенным зонам комиссии. Наблюдателям может быть запрещен доступ к определенным зонам помещения комиссии, например, к месту, где проходит подсчет голосов. Такие ограничения устанавливаются с целью обеспечения безопасности и неприкосновенности избирательного процесса.
Право на жалобу. Если наблюдатель считает, что его права были нарушены или он был несправедливо ограничен в своей деятельности, он имеет право подать жалобу на соответствующие инстанции или органы, ответственные за проведение выборов. Жалобы должны быть рассмотрены и приняты к рассмотрению в соответствии с установленной процедурой. В целом, ограничения в праве на наблюдение устанавливаются с целью обеспечения безопасности и прозрачности процесса выборов, а также для предотвращения возможных нарушений избирательной кампании. Соблюдение этих ограничений позволяет гарантировать законность и демократичность проведения выборов. Права зарегистрированного кандидата и их ограничения Зарегистрированный кандидат имеет определенные права при наблюдении за ходом выборов. Однако эти права также подвержены ограничениям, которые регламентируются законодательством. Ниже приведены основные права зарегистрированного кандидата и ограничения, с которыми он может столкнуться: Право на присутствие — зарегистрированный кандидат имеет право быть присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом выборов.
Право на получение информации — кандидат имеет право на получение информации о ходе выборов, включая информацию о количестве избирателей, получивших бюллетени, и числе отданных голосов. Право на обжалование — кандидат имеет право обжаловать нарушения избирательного процесса, в случае выявления таковых. Он может обращаться в соответствующие органы для рассмотрения нарушений и принятия мер в соответствии с законодательством. Вместе с этим, существуют ограничения, которые могут ограничить права зарегистрированного кандидата: Ограничения на доступ к информации — не вся информация о ходе выборов доступна кандидату, например, информация о голосах конкретных избирателей или информация о работе других участников избирательного процесса. Ограничения на вмешательство — кандидат не имеет права вмешиваться в работу избирательной комиссии или наблюдателей других кандидатов.
Председатель или любой член комиссии высказывает лишь свое мнение или может дать разъяснение. Если требуется решение комиссии, оно должно быть принято комиссией коллегиально в установленном законом порядке и при соответствующем кворуме установленный законом порядок принятия решения избирательной комиссией приведен в табл. Письменные заявления и жалобы в День Голосования рассматриваются немедленно. Если избирательная комиссия вам отказала, а нарушение, о котором вы заявили, не устранено и продолжается, сообщите об этом координатору. До тех пор пока он не пришлет уполномоченного представителя, доверенное лицо или члена вышестоящей избирательной комиссии с совещательным голосом, продолжайте фиксировать нарушения закона. Ни в коем случае не устраивайте скандала - председатель комиссии может удалить вас из помещения комиссии, и наблюдение окажется сорванным. Дальнейшее разбирательство - компетенция пришедших вам н а помощь лиц. Если у вас есть видеокамера, фотоаппарат или магнитофон, вы вправе в подходящий момент их использовать. Для записи и съемки в общественном месте разрешения не требуется. Станет ли записанный материал свидетельством - решит инстанция, в которой будет рассматриваться жалоба. Но само по себе использование записывающих средств почти наверняка заставит нарушителей и членов комиссии вести себя в рамках закона. О нарушении и поданной жалобе вы можете поставить в известность председателя вышестоящей комиссии. Если случай нарушения сложный, или в нем участвуют члены комиссии и поэтому вы не надеетесь на беспристрастное рассмотрение , попросите его направить на заседание «вашей» комиссии представителя вышестоящей комиссии. Параллельно проинформируйте «своего» члена вышестоящей комиссии с совещательным голосом, пусть он держит решаемый вопрос под своим контролем. Кандидат, избирательное объединение блок , каждое общественное объединение вправе назначить в ка ж дую участковую ИК одного члена комиссии с совещательным голосом и несколько наблюдателей для поочередного наблюдения [15, 1;21, 8П ]. Прав у члена ИК с совещательным голосом больше, чем у наблюдателя. Наблюдатель вправе находиться на избирательном участке при опечатывании избирательных ящиков, проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протоколов об итогах голосования и пол у чать заверенные копии этих и др у гих док у ментов [21, 11жП ]. Член И К с сов е щательным голосом обладает всеми правами члена ИК с решающим голосом, за исключением непосредственной работы с документами ИК, подсчета голосов избирателей и участия в принятии решений ИК [16, 12П ]. Он извещается о заседании ИК, вправе выступать на заседании ИК, задавать вопросы участникам заседания и получать на них ответы по существу [16, 13 б П], вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих ИК и пол у чать заверенные копии этих документов [16, 12гП ]. Наблюдаешь за работой ИК, но не вмешиваешься. Не делай замечаний членам комиссии. О нарушениях сообщай председателю или лицу, его замещающему заму, секретарю ИК. Используй сигналы граждан о нарушениях. Чтобы люди знали к кому обращаться, обозначь себя значком или табличкой, на которых обозначено, кем и в каком статусе они делегированы [21, 15П ]. В случае выявления нарушения общественный наблюдатель может: - попросить нарушителя задержаться для выяснения обстоятельств; - попросить дежурного милиционера задержать и выяснить личность нарушителя; - составить акт установленной формы о нарушении законодательства о выборах желательно заготовить бланки заранее , заверить его подписью подписями свидетеля свидетелей с указанием их данных; - известить о случившемся председателя комиссии; - написать жалобу в данную и в вышестоящую комиссию и в день голосования требовать немедленного ее рассмотрения; - поставить в известность о написанной жалобе председателя вышестоящей ИК, зачитав ему эту жалобу по телефону; - сообщить о случившемся координатору. Лучший способ контроля - сотрудничество, деловые взаимоотношения с членами комиссии. Не нужно беспочвенной подозрительности, но и слепая доверчивость может помешать исполнить свой долг. Задачи наблюдения: содействовать соблюдению законодательства о выборах, получить копии итоговых протоколов и приложенных к ним документов, составить протокол учета количества проголосовавших, если нужно - а к т ы о нарушениях закона. Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Приди на участок за 30-40 минут до начала голосования, представься председателю и предъяви свои полномочия удостоверение. Проверь готовность участка к открытию. На участке не должно быть агитационных материалов, образцы заполненных бюллетеней не должны содержать наименований участвующих в выборах избирательных объединений блоков и фамилий баллотирующихся кандидатов. В кабинах должны быть авторучки, а не карандаши [62, 2П ]. Места выдачи избирательных бюллетеней ИБ , кабины д л я голосования, избирательные ящики ИЯ должны одновременно находиться в поле зрения членов ИК и наблюдателей [62, 5П ]. В восемь часов председатель участковой ИК УИК объявляет избирательный участок открытым и предъявляет присутствующим пустые стационарный и переносные ИЯ, которые вслед за этим опечатываются; председатель предъявляет также опечатанные переносные ящики для досрочного голосования [65, 4П]. После этого председатель УИК приглашает избирателей приступить к голосованию. Основной объект наблюдения - процесс голосования в помещении для голосования. При получении бюллетеней избиратель или член УИК с его согласия проставляет серию и номер паспорта или заменяющего его документа и избиратель или лицо, оказывающее ему помощь расписывается в списке избирателей СИ. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается. Избиратель, не способный самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов УИК, наблюдателей, уполномоченных представителей, доверенных лиц кандидатов и кандидатов. В соответствующую графу СИ вносится фамилия имя, отчество и паспортные данные лица, оказавшего помощь, и его подпись, если избиратель сам не в состоянии расписаться за получение бюллетеней [65, 8П]. Открепительное удостоверение ОУ считается действительным, если на нем имеются две печати территориальной или участковой ИК и две подписи члена ИК, выдавшей ОУ, при этом одна подпись и одна печать должны стоять на отрывном талоне ОТ [64, 6П]. Желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола. Используй метод записи и счета «конверт».
Чтобы люди знали к кому обращаться, обозначь себя значком или табличкой, на которых обозначено, кем и в каком статусе они делегированы [21, 15П ]. В случае выявления нарушения общественный наблюдатель может: - попросить нарушителя задержаться для выяснения обстоятельств; - попросить дежурного милиционера задержать и выяснить личность нарушителя; - составить акт установленной формы о нарушении законодательства о выборах желательно заготовить бланки заранее , заверить его подписью подписями свидетеля свидетелей с указанием их данных; - известить о случившемся председателя комиссии; - написать жалобу в данную и в вышестоящую комиссию и в день голосования требовать немедленного ее рассмотрения; - поставить в известность о написанной жалобе председателя вышестоящей ИК, зачитав ему эту жалобу по телефону; - сообщить о случившемся координатору. Лучший способ контроля - сотрудничество, деловые взаимоотношения с членами комиссии. Не нужно беспочвенной подозрительности, но и слепая доверчивость может помешать исполнить свой долг. Задачи наблюдения: содействовать соблюдению законодательства о выборах, получить копии итоговых протоколов и приложенных к ним документов, составить протокол учета количества проголосовавших, если нужно - а к т ы о нарушениях закона. Голосование проводится с 8 до 20 часов местного времени. Приди на участок за 30-40 минут до начала голосования, представься председателю и предъяви свои полномочия удостоверение. Проверь готовность участка к открытию. На участке не должно быть агитационных материалов, образцы заполненных бюллетеней не должны содержать наименований участвующих в выборах избирательных объединений блоков и фамилий баллотирующихся кандидатов. В кабинах должны быть авторучки, а не карандаши [62, 2П ]. Места выдачи избирательных бюллетеней ИБ , кабины д л я голосования, избирательные ящики ИЯ должны одновременно находиться в поле зрения членов ИК и наблюдателей [62, 5П ]. В восемь часов председатель участковой ИК УИК объявляет избирательный участок открытым и предъявляет присутствующим пустые стационарный и переносные ИЯ, которые вслед за этим опечатываются; председатель предъявляет также опечатанные переносные ящики для досрочного голосования [65, 4П]. После этого председатель УИК приглашает избирателей приступить к голосованию. Основной объект наблюдения - процесс голосования в помещении для голосования. При получении бюллетеней избиратель или член УИК с его согласия проставляет серию и номер паспорта или заменяющего его документа и избиратель или лицо, оказывающее ему помощь расписывается в списке избирателей СИ. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других не допускается. Избиратель, не способный самостоятельно заполнить избирательные бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, за исключением членов УИК, наблюдателей, уполномоченных представителей, доверенных лиц кандидатов и кандидатов. В соответствующую графу СИ вносится фамилия имя, отчество и паспортные данные лица, оказавшего помощь, и его подпись, если избиратель сам не в состоянии расписаться за получение бюллетеней [65, 8П]. Открепительное удостоверение ОУ считается действительным, если на нем имеются две печати территориальной или участковой ИК и две подписи члена ИК, выдавшей ОУ, при этом одна подпись и одна печать должны стоять на отрывном талоне ОТ [64, 6П]. Желательно вести учет количества проголосовавших на заранее подготовленном бланке протокола. Используй метод записи и счета «конверт». Демонстративный подсчет значительно умеряет желание манипулировать численностью проголосовавших. Голосование вне помещения УИК производится по заявлению избирателей, имеющих на это уважительные причины, например состояние здоровья. Если заявление было устным, оно должно быть подтверждено избирателем письменно по прибытии к нему членов УИК с переносным ИЯ. Оно должно содержать те же данные об избирателе, которые внесены в СИ, уважительную причину, отметку о получении бюллетеней и подпись избирателя. За 30 минут до выезда объявляют о голосовании вне помещения УИК [67, 5П]. Члены УИК, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число избирателей в реестре голосовавших вне помещения УИК должно соответствовать числу письменных заявлений избирателей. Эти данные, число использованных и возвращенных бюллетеней, данные о лицах, присутствовавших при голосовании вне помещения УИК, отмечаются в отдельном акте, составляемом после окончания голосования вне помещения УИК. Переносной ИЯ не вскрывается до общего подсчета бюллетеней [69, 14П]. Наблюдатель вправе участвовать при проведении голосования вне помещения УИК. Однако, если ты на участке один, то достаточно проверить соответствие количества переносных ИЯ решению окружной ИК, числа полученных и возвращенных комплектов бюллетеней числу предварительных заявок, письменных заявлений избирателей и их соответствию упомянутым отдельным актам, а также соответствие содержания заявлений требованию закона. Добросовестное выполнение требований закона членами УИК технически не позволит в сколько-нибудь значительной степени исказить результаты выборов. Если на территории участка есть больница или другое учреждение с большим количеством граждан, которые не могут прийти в общее помещение для голосования самостоятельно, то необходим отдельный наблюдатель, который будет сопровождать переносной ИЯ. Наиболее частые нарушения избирательного законодательства: - «вбрасывание» бюллетеней в избирательный ящик на участке; - выдача бюллетеней без предъявления документа; - выдача одному гражданину нескольких комплектов бюллетеней; - неоднократная выдача бюллетеней одному и тому же лицу; - оказание помощи избирателю лицами, которым это закон запрещает; - агитация на участке в день голосования; - невнесение в списки избирателей граждан, находящихся на территории избирательного участка в больницах, вузах и т. Подсчет голосов. По истечении времени голосования в 20. По окончании голосования члены УИК подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени отрезая левый нижний угол. Число погашенных избирательных бюллетеней ИБ оглашают и заносят в протоколы об итогах голосования, а также в их увеличенные демонстрационные формы УФ. После этого оглашают и заносят в указанные протоколы число неиспользованных открепительных удостоверений. Открепительные талоны ОТ или открепительные удостоверения ОУ во втором туре , погашенные при получении избирателями ИБ, подсчитываются, их число оглашают и заносят в протоколы и их увеличенные формы. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей на каждую страницу СИ вносят суммарные данные по этой странице: а число избирателей, включенных в СИ без учета избирателей, которым выданы ОУ ; б число выданных ИБ в день голосования; в число ИБ, выданных вне помещения для голосования; г число избирателей, проголосовавших досрочно; д число ОУ, выданных УИК; е число избирателей, проголосовавших на участке по ОУ. После этого с СИ вправе ознакомиться наблюдатель [69, 4, 5П]. Далее оглашают и заносят в протоколы и УФ следующие данные в указанном ниже порядке вносят в поименованные строки : 1.
Подсказать, как пройти к месту, где выдают бюллетени, — да. Сориентировать, где находится кабинка для голосования, — да. Но если к наблюдателю обращается бабушка или дедушка и просит «поставить галочку» в бюллетене, ссылаясь на плохое зрение и отсутствие очков с собой, это грубое нарушение закона и тайны волеизъявления граждан. Наблюдатель обязан вежливо отказать. Он находится здесь, в прямом и переносном смысле, не для «галочки». Вежливость, объективность и добросовестность — неотъемлемые качества общественных наблюдателей. Они, помимо прочего, прописаны в кодексе этики наблюдателя, который утвержден Общественной палатой Российской Федерации. Изучение кодекса этики — еще один обязательный этап подготовки наблюдателей. Обучение наблюдателей от ОП Кубани продолжается. Занятия будут проходит очно и онлайн до 2 сентября. На следующих занятиях будущим общественным наблюдателям расскажут, как будет выстроено взаимодействие между ними и направляющей стороной, наблюдателями от ОП КК, которые работают на ТИКах, членами мобильных групп, которые выезжают на участки по сигналам, юристами и медиаторами краевого Штаба наблюдению за реализацией избирательных прав граждан.
Как стать наблюдателем на выборах?
ЦИК РФ направил приглашения в 95 стран, исключая «недружественные». Какие нарушения фиксируют на выборах Нарушения на выборах довольно типичные и повторяются из раза в раз. Рассмотрим наиболее популярные. Вброс бюллетеней. Это метод фальсификации, когда в урну для голосования засовывают пачку с бюллетенями, в которых уже проставлены галочки за нужного кандидата. Так, на выборах президента в 2018 году в подмосковных Люберцах за вброс отстранили председателя и членов УИК, а все бюллетени в урне признали недействительными. Всего же за подобное отменили итоги голосования на нескольких участках. Сотрудники разных организаций нередко жалуются на склонение к голосованию за конкретный пункт в бланке и проч. Ещё один метод фальсификации, когда люди приходят на несколько участков в течение дня, где им выдают бюллетени обычно за не участвующих в выборах людей.
Бюллетени заполняют и бросают в урны. Подобное нарушение карается уголовно, причём наказывают не только организаторов, но и самих избирателей. Подкуп избирателей. Метод работает на территориях с плохой социально-экономической ситуацией. За условные 1500 рублей реальные избиратели соглашаются проголосовать за конкретного кандидата или партию. Даже раздача подарков детям избирателей особенно с символикой партий может расцениваться как подкуп.
Для осуществления наблюдения необходимо иметь направление, которое действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Направление представляется в УИК в день, предшествующий дню голосования досрочного голосования , либо непосредственно в день голосования досрочного голосования. Наблюдатели вправе находиться в помещении для голосования, наблюдать за процессом голосования и подсчетом голосов избирателей, а также вправе ознакомиться: -со списком избирателей; -со сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту нахождения; -с реестром избирателей, подлежащих исключению из списка избирателей; -с реестром заявлений устных обращений о голосовании вне помещения для голосования; -с актами, составленными в отношении каждого использованного сейф-пакета; - с актами проведения голосования вне помещения для голосования; -с данными протоколов УИК об итогах голосования. Наблюдатели на избирательном участке не имеют права: -выдавать избирательные бюллетени; -расписываться за избирателя в получении избирательного бюллетеня; -заполнять за избирателя избирательный бюллетень; -совершать действия, нарушающие тайну голосования; -принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней; -препятствовать работе избирательной комиссии; -участвовать в принятии решений соответствующей комиссией.
Таким образом, в 2018 году выборы главы государства могут быть назначены на 18 марта. Согласно действующей редакции закона о выборах Президента РФ, выборы главы государства назначает Совет Федерации не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является второе воскресенье месяца марта. Однако в законе есть оговорка: если воскресенье, на которое должны быть назначены президентские выборы, совпадает с нерабочим праздничным днем или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье. Авторы предлагают изменить эту схему и внести поправки в избирательное право.
Поручить ФЦИ при ЦИК России и Аппарату Центральной избирательной комиссии Российской Федерации оказывать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации методическую помощь в использовании КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов. Расходы, связанные с подготовкой и использованием КОИБ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и соответствующих референдумов, финансируются в соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 25 Федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы". Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.
Сколько получают наблюдатели на выборах 2024?
Наблюдатели вправе присутствовать на избирательных участках с момента начала работы участковой избирательной комиссии в день (дни) голосования. Они помогают наблюдателям отслеживать соблюдение обязательных требований на избирательных участках и не допускают неоднозначной трактовки ситуаций». Сколько избирательных участков может посетить наблюдатель в день голосования? Точное количество наблюдателей на каждых выборах определяется организаторами и зависит от нескольких факторов, включая величину выборочной группы и доступность для наблюдателей избирательных участков. Депутаты Госдумы проголосовали в за поправки в законопроект о сокращении количества наблюдателей на избирательном участке до двух человек.
Ответы на вопросы Викторины
Как сохранялась анонимность голосования? Безопасность и анонимность голосования обеспечивал специальный прокси-сервер анонимайзер. Это можно сравнить с поездкой в метро — система идентифицирует пассажира, проходящего через турникет, но никак не может предугадать его дальнейший маршрут. Инфраструктура сервера отделена от любых элементов системы голосования, поэтому даже у системного администратора нет единых логов входа на прокси-сервер или возможности сопоставить анонимного пользователя с данными личного кабинета. Все голоса на входе в анонимную зону перемешивались, ссылки на бюллетени назначались с использованием случайных величин, например координат мышки на экране, разрешения и размера экрана, случайного набора данных из личного кабинета пользователя и так далее.
Голосовать онлайн можно было с любого устройства? Со смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с доступом в интернет было необходимо устойчивое соединение. У сотрудников центра госуслуг «Мои документы» есть мои данные — они могли проголосовать онлайн за меня? Для участия в голосовании необходимо было получить СМС или звонок только на ваш телефон.
Кроме того, для голосования были нужны логин и пароль вашего личного кабинета на mos. На избирательных участках работали наблюдатели. Как они контролируют голосование, которое проходит онлайн? На электронном голосовании наблюдателем мог стать каждый.
Например, можно было скачивать все зашифрованные транзакции через ноду наблюдателя, наблюдать за ними через специальный сервис в интернете, а также записывать проверочные транзакции в блокчейне. Все транзакции связаны между собой определенным образом, и, когда в блокчейн попадала проверочная транзакция, это было похоже на появление дополнительного замка между звеньями цепи. С 2023 года аналогичным образом можно контролировать и голоса, отданные на участках с помощью терминалов. Какие риски остаются в системе электронного голосования?
Система электронного голосования выдержала все публичные тестирования, нагрузку более двух миллионов голосующих во время выборов в Государственную Думу в 2021 году, попытки компрометации и вмешательства, ни одна из которых не удалась. Безопасность и конфиденциальность системы обеспечивают технические средства: блокчейн, анонимайзер и ключи шифрования. Те, у кого есть постоянная регистрация в Москве, могли проголосовать на mos. Онлайн-голосование было доступно с 08:00 15 марта до 19:59 17 марта.
Какое техническое решение легло в основу голосования онлайн? За основу взято программное обеспечение портала mos. В системе электронного голосования реализована однозначная идентификация пользователя на входе в систему, а также обеспечены полная тайна и анонимность голосования при входе в защищенную область электронного бюллетеня и прозрачность всех действий для наблюдателя. Анонимность избирателя гарантировал прокси-сервер, который генерировал уникальные ссылки на бюллетень, формируемые случайным образом.
Тайна голосования достигалась путем применения асимметричного шифрования с использованием публично создаваемой пары ключей.
Общественная палата Российской Федерации представила Положение о порядке приема предложений о кандидатурах и назначения наблюдателей. Кандидатом в наблюдатели могут стать: - представители общественных организаций — общественных объединений, профессиональных и творческих союзов, объединений работодателей и их ассоциаций, профессиональных объединений и других некоммерческих организаций, созданных для представления и защиты интересов профессиональных и социальных групп; - представители политических партий; - любой гражданин РФ, достигший 18 лет на день проведения голосования, за исключением граждан, признанных судом недееспособными или содержащимися по приговору суда в местах лишения свободы Кандидатом в наблюдатели не могут быть: - официальные лица — замещающие государственные должности в органах исполнительной власти, главы местных администраций, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий и т. Сколько наблюдателей должно находиться на одном избирательном участке? Рекомендованное количество наблюдателей 5-7 человек. Но иногда требуется больше людей, чтобы проводить выездное голосование или голосование в отдаленных населенных пунктах.
Даже из расчета по два наблюдателя на участок получается, что на одну партию придется около 190 тысяч наблюдателей. Один и тот же человек может быть назначен наблюдателем только в одну комиссию. Списки наблюдателей нужно будет направить в избиркомы не позднее чем за три дня до даты голосования. Что же касается трудозатрат наблюдателей, то они могут меняться друг с другом, например каждые 2-3 часа, давая друг другу отдыхать, это законом не запрещено. Еще одно новшество поправок - разрешение удалять наблюдателей с избирательного участка только по решению суда, а не по самоуправству комиссий.
Помимо этого документ позволяет беспрепятственную фото- и видеосъемку на избирательном участке. В Центризбиркоме уверены, что эти поправки оптимальны для всех участников избирательного процесса.
Впервые же институт общественных наблюдателей появился на выборах президента РФ в 2018 году. Как подчеркнула директор исполнительной дирекции Общественной палаты РК Александра Афонина, общественные наблюдатели - независимые, и стать им может каждый желающий. Ранее на избирательных участках легитимность обеспечивали представители политических партий, дискредитируя процесс голосования, тем самым подрывая доверие. Независимые наблюдатели не получают деньги за свою работу, они действительно заинтересованы в результате голосования и хотят убедиться, что всё законно. Общественный наблюдатель - это тот человек, который сомневается в легитимности голосования, работает он намного лучше и ответственнее, чем представители политических партий, заявили на конференции. О новых правилах участия в общественном наблюдении в условиях ограничительных мер в связи с пандемией рассказал член совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, член координационного совета общероссийской общественной организации "Юристы за права и достойную жизнь человека" Александр Брод.
По его словам, Ассоциация независимого общественного мониторинга каждый день ведет свою работу.