В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) по уставу среда и пятница — дни строгого поста.
Посты в среду и пятницу
Отчего среда и пятница считаются постными днями, какие продукты можно употреблять в эти дни: ответ в небольшом материале. Отменяя в неделю мытаря и фарисея в среду и пятницу уставной пост, святая Церковь желает нас предостеречь от фарисейской самоуспокоенности, когда формальное исполнение церковных предписаний (пост, молитвенное правило, хождение в храм) становится целью духовной жизни. Среда и пятница являются постными днями, потому что в среду предали Христа,а в пятницу его распяли. В понедельник, среду и пятницу седмицы 2-й нельзя есть термически обработанную пищу, это так называемые дни сухоядения.
Правила постов
Оказывается, еженедельный пост православной церкви — не христианская выдумка. Дважды в неделю постились еще иудеи, правда, дни для их поста были выбраны другие — понедельник и четверг. Однако воздержание в эти дни не было обязательным, а рассматривалось как личное дело каждого. В Евангелии от Матфея Иисус рассказывает притчу о мытаре и фарисее, в которой фарисей хвастался перед Богом : «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой, как все — пощусь два раза в неделю…». В первые годы христиане по инерции продолжали соблюдать однодневный пост по понедельникам и четвергам, но уже в конце I — начале II века н. Для чего нужен православный пост в среду и пятницу? Понимая, что искоренить привычку двухдневного еженедельного поста у новообращенных христиан, которые еще вчера были иудеями, невозможно, церковные иерархи решили не бороться с этим обычаем, а модифицировать его под христианство. Православный пост в среду и пятницу приурочен к самым трагическим дням христианской истории.
Богу важно для чего человек держит пост, что движет им. Христианский источник III века, «Сирийская дидаскалия», вкладывает пояснение этих двух постных дней в уста самого воскресшего Бога. И должны поститься за них в пятницу, ибо в этот день они распяли Меня». После двадцати веков веры, молитва за предателей как бы утрачивает свое значение. О себе бы и близких помолиться. Только Церковь и сегодня настаивает на обязательном соблюдении среды и пятницы. Смысл глубже. Среда — день предательства. Пост в этот день — призыв не стать предателями своей веры. В пятницу Христа пригвоздили ко Кресту.
Отказ от удовольствий, пусть даже в начале от вкусной пищи — попытка помнить о Великой Жертве. Не распинать Бога грехами. Не вбивать гвозди в руки, раскрытые со Креста для объятий. Постная еда. Что можно в среду и пятницу Не вкушать скоромную пищу — мясомолочные продукты. Лучше поесть рыбу, овощи, каши.
Почему в среду и пятницу церковный пост Нужно соблюдать пост Среда и пятница имеют особое значение как постные дни в Православии. В эти дни постящиеся люди отказываются от скоромной пищи, чтобы вспомнить предательство Иуды Христа и распятие Иисуса Христа, показывая траур по трагичным событиям Его земной жизни. Однако эти дни также спасительны для душ, постоянно демонстрируя дьяволу крепость веры и непоколебимое духовное благополучие. Пост укрепляет духовность верующих людей, очищает их и способствует развитию души, аналогично регулярным тренировкам для спортсменов. Постные дни помогают не только поддерживать форму, но только духовную, благотворно влияя на физическое состояние верующего, осознавая мимолетность своего существования и обращаясь снова к молитве. Что нельзя есть в среду и пятницу В соответствии с церковными правилами, посты в среду и пятницу должны соблюдаться с такой же строгостью, как и каждый пост. В эти дни рекомендуется исключить из рациона яйца, мясо, молочные изделия и рыбу. Вместо этого можно потреблять овощи, фрукты, ягоды, орехи и мед. Важно отметить, что эти правила не распространяются на тех, кто получил благословение священника на послабление постных требований, как было указано ранее.
В среду и пятницу соблюдается пост до 9 часа до 3 по полудни , потому что в среду предан Господь, а в пяток распят. Апостолы заповедали в сии дни постится в исполнение слов Иисуса Христа: егда отъят будет от них Жених, и тогда постятся в тыя дни Лук. Пост для нас учрежден не для того только, чтобы мы тем могли возблагодарить Пострадавшего за нас, но и для того, чтобы для нашего спасения исповедывать страдания, которыя терпел за нас Господь, и чтобы посты служили умилостивлением пред Богом, оскорбляемым нашими грехами». Лев Великий, епископ Римский, пишет: «Возлюбленные, чтобы очиститься вам посредством изнурения плоти и дел милосердия от всякой скверны греха, поститесь по средам и пяткам, а субботы проводите во бдении при мощах св. Апостола Петра, по молитвам коего милосердый Господь, как я уверен, милостиво примет ваш пост и обеты, посредством Господа нашего Иисуса Христа». Киевский митрополит Петр Могила говорит: «Церковь, возбуждая нас в среду и пяток своим священным песнопением к размышлению о милостях, дарованных нам Иисусом Христом чрез крест, установила в сии дни пост для того, чтобы мы, делаясь чрез то способнее к духовному размышлению, были благодарны к Искупителю не только духом, но и телом, усмиряя плоть воздержанием от вкусных и утучняющих мяс и других яств, и таким образом сими чувствами благодарности и благоговения хотя мало участвуя в страданиях Спасителя нашего. Бог и от Израильтян требовал не одного внутренняго памятования о чудесном избавлении их от рабства Египетского, но и внешняго, чтобы они, посредством чувственных знаков, как-то, чрез отложение всего квасного и употребление опресноков, смешанных с горькими травами, усмиряя тело, являли тем благодарность свою». Итак, пост в среду и пятницу установлен Церковью по великому благоговению к событиям страданий и смерти Господа. Празднуя еженедельно воскресение Его, Церковь установила воспоминать еженедельно и великие события страданий и смерти Господа, предшествовавшие воскресению Его из мертвых. Пост среды и пятницы столько же важен в Православной Церкви, как и другие ея посты.
Как поститься в Страстную неделю. Меню на каждый день
В среду и пятницу на третьей неделе Великого поста верующие должны посетить храм, где в эти дни служится Литургия преждеосвященных Даров. – Постами в среду и пятницу мы обозначаем особые дни в жизни Спасителя. В среду мы почитаем Его предательство Иудой, а в пятницу Его смерть нашего ради спасения. Митрополит Иларион: Среда и пятница — это дни в церковном календаре, которые посвящены воспоминанию страданий Спасителя. По канону, среда и пятница — постные дни, а как раз в четверг есть мясо можно. На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу.
Почему в Церкви четыре поста?
Многие священники сходятся во мнении, что входить в еженедельный пост следует постепенно, соизмеряя свои силы, здоровье и возможности. Начать лучше с отказа от мяса в постные дни. Через какое-то время рекомендуется исключить яйца. Еще через определенный промежуток времени может быть даже через несколько месяцев, это у всех индивидуально отказаться от молочных продуктов и рыбы. Важно рассчитывать свои телесные силы. Пост способствует очищению души и тела и не должен подрывать здоровье. Главное в посте это не просто отказ от скоромной пищи, но и духовные делания. Такие, как молитва, изучение Священного Писания, благотворительность, анализ своих страстей и борьба с ними. Как сказал преподобный Иоанн Дамаскин: «Если бы в посте всё дело было бы в еде, то святыми были бы коровы. Лучше посвятить это время молитве или помочь ближним.
Постная пища должна быть максимально простой, способной удовлетворить потребность человека в еде, а не в удовольствии. Также распространенным заблуждением является приравнивание поста к диете.
Поэтому их надлежит исполнять неукоснительно? Пост в среду и пятницу — одна из традиций Православной Церкви Каждому православному необходимо поститься два дня каждую неделю, за исключением сплошных например, Светлой седмиц или случаев, когда духовник разрешил послабление — либо в случае болезни, либо по иным обстоятельствам — например, длительная деловая поездка, в которой будет невозможно точно соблюсти христианские каноны. Оба еженедельных постных дня были учреждены для почитания событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В среду верующие вспоминают страшное событие ареста и истязаний предание на мучения и казнь , а в пятницу почитают страсти муки и унизительную казнь Иисуса через распятие. Следует отметить, что, хоть и максимально короткие одни сутки каждый из этих постов достаточно суров и обязателен к неукоснительному исполнению, о чём многократно напоминали подвижники всех веков христианства.
Например, Св. Афанасий Великий и Прп. Серафим Саровский утверждали, что человек, который позволяет себе непостную еду в скорбные дни, сильно грешит и грехами этими как бы присоединяется к палачам Христа и сегодня.
Действительно, в среду и пятницу можно наесться постной картошкой, упиться постной водкой и в очередной раз провести весь вечер перед постным телевизором - ведь ничего из этого наш Типикон не запрещает! Формально предписания поста будут выполнены, но цель его не будет достигнута. Воспоминание в христианстве - это не листок календаря с той или иной годовщиной, но причастность к событиям священной истории, которые некогда сотворил Бог и которые должны актуализироваться в нашей жизни. Каждые семь дней нам предлагается глубокая богословская схема освящения повседневности, возводящая нас к высшей точке священной истории - Распятию и Воскресению Христа.
И ещё об одном событии вспоминают в эти дни. В некоторые времена в православной среде объявились свои фарисеи, которые постились сверх меры и вообще мясо не ели. Тех же, кто мясо ел, новые фарисеи страшно презирали и осуждали. В противовес этим гордецам Церковь и ввела накануне Великого поста специальную неделю, в среду и пятницу которой все должны «есть мясо и проклинать еретиков». Современные практикующие православные в эту неделю в среду и пятницу едят мясо с удовольствием, но вот от проклятия еретиков большинство всё же воздерживается. Во-первых, чтобы через осуждение не превратиться в тех же самых фарисеев, а во-вторых, чтобы осуждать еретиков, нужно быть уверенным, что сам к ним не относишься.
Почему был установлен пост в среду и пятницу?
Самые строгие дни поста — среда и пятница, когда рыбу есть запрещено. На исповеди подруге батюшка сказал, что если не соблюдаешь посты, то хотябы постись в среду и пятницу. Отчего среда и пятница считаются постными днями, какие продукты можно употреблять в эти дни: ответ в небольшом материале.
Среда и пятница – дни поста в православии: зачем они и что можно есть — исчерпывающая информация
Также нельзя употреблять алкоголь. Ограничивается употребление сахара, соли, специй. Питание в основном должно состоять из овощей, грибов, фруктов и круп. Овощи можно употреблять в сыром, вареном, печеном виде, а каши — гречневая, овсяная, пшенная, кукурузная, рисовая и другие — готовятся без добавления масла и только на воде. Хлеб можно только черный, а также злаковые хлебцы.
Разнообразить рацион можно при помощи соленых и квашеных овощей — капусты, помидоров, огурцов, также можно есть моченые яблоки, фруктовое и ягодное варенье. Также необходимо включить в рацион бобовые и орехи для получения всех необходимых питательных веществ. При этом даже разрешенными продуктами объедаться не стоит — церковь рекомендует сохранять умеренность во всем. Добавим, первая неделя Великого поста отличается особой строгостью не только относительно содержания в пище, но и относительно распорядка дня верующего.
В первые четыре дня православные христиане собираются в храме для молитвы. За вечерними богослужениями в эти дни верующие получают покаянный настрой, который должен их сопровождать весь Великий пост. Когда можно пить вино во время Великого поста Одни священники считают, что пить вино допускается по выходным дням — суббота и воскресенье — один бокал сухого или полусладкого вина для поддержания сил постящихся во время Великого поста. Другие священники вообще не советуют пить вино верующим, так как в России пить вино не умеют и напиваются без меры, что недопустимо по Церковному уставу, и поэтому Великий пост и вино — несовместимые понятия.
Что нельзя делать в Великий пост 2018 Не пищей единой. Пост — это время духовного очищения. Поэтому во время поста необходимо придерживаться и определенного поведения: нельзя употреблять алкогольные напитки, максимально ограничьте увеселительные и развлекательные мероприятия, а также выходы в свет. В Великий пост нельзя венчаться, на время поста рекомендуется супружеская сдержанность, постарайтесь в это время избегать раздражительности, обид, злости и осуждения.
Третья седмица Великого поста 5-11 марта 5 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Четвертая седмица Великого поста 12 — 18 марта 12 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Пятая седмица Великого поста 19 — 25 марта 19 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла. Шестая седмица Великого поста 26 марта — 1 апреля 26 марта 2018 года, понедельник — сухоядение: сырая пища без масла.
Разрешается горячая пища с растительным маслом, рыбная икра, вино. Разрешается горячая пища с растительным маслом, рыба и морепродукты, вино. О Четыредесятнице рассказывают по телевидению, кафе и рестораны рекламируют постные меню, вечером колокольный звон созывает верующих на покаянные службы. Но только те, кто посещает храм регулярно, знают, что есть еще один не менее важный пост — среда и пятница в течение всего года.
О важности поста, установленного в честь крестных страданий Христовых, рассказывает священноигумен Феогност Пушков , кандидат богословия, клирик Украинской православной церкви. Православная Христианская Церковь с древнейших времён соблюдает пост в среду и пятницу. Свидетельства об этом посте находятся в письменных христианских памятниках глубокой древности «Дидахе», нач. Однако, нередко мы совершаем те, или иные «обрядовые предписания», не задумываясь об их смысле, тем самым, навлекая на себя обвинение в «формализме».
Обвинение это отчасти справедливо, ведь все христианские действия и обряды, поступки и подвиги должны быть осмысленны. Но прежде чем сказать об особенностях поста среды и пятницы, необходимо вкратце прояснить саму суть поста как такового. Пост, в понимании христиан, может носить троякий смысл: либо это выражение покаянного «траура», когда человек, осознав грехи свои, отказывается от изящной пищи, оплакивает своё духовное состояние, моля Бога об очищении.
Цель любого поста - стяжать духовное совершенство. Очищенное, легкое тело перестает быть помехой для возвышенных мыслей и чувств. Набитый желудок уже не мешает молиться, воспринимать Божью благодать. Пищевое воздержание должно помогать в духовных делах, а не лишать человека способности радоваться жизни. У христианина два духовных орудия - молитва и пост, одно без другого не может быть полноценным. Об этом писал апостол Матфей в 17 главе своего Евангелия. Сам призвал верующих бороться с демонами при помощи этих средств. Поэтому, отказываясь от мяса, не отказывайтесь и от молитвы, творите дела милосердия, будьте добры к окружающим. Тогда пост станет важной ступенью в деле духовного роста. Человек — духовно-телесное существо двойной природы. Святые отцы говорили, что тело облегает душу, как перчатка руку. Потому любой пост — однодневный или многодневный — является комплексом средств для того, чтобы приблизить человека и духовно, и телесно к Богу — во всей полноте человеческой природы. Образно говоря, человека можно сравнить со всадником на лошади. Душа — это всадник, а тело — лошадь. Допустим, лошадь готовят к скачкам на ипподроме. Ей дают определенную пищу, тренируют и т. Потому что конечная цель жокея и его коня — прийти к финишу первыми. Примерно то же можно сказать о душе и теле. Аскетический опыт Православной Церкви с Божьей помощью создал универсальный инструментарий духовных, физических и пищевых средств для того, чтобы всадник-душа и конь-тело смогли прийти к финишу — к Царствию Небесному. С одной стороны, мы не должны пренебрегать пищевым постом. Вспомним, почему святые праотцы Адам и Ева совершили грехопадение… Приведем довольно грубую и примитивную, далеко не полную трактовку: потому, что нарушили пищевой пост воздержания — Божью заповедь не вкушать плода с дерева познания добра и зла. Это, мне кажется, всем нам урок. С другой стороны, пищевой пост не должен восприниматься как самоцель. Это всего лишь средство для того, чтобы истончить нашу грубую вещественную плотяность путем определенных воздержаний в пище, в употреблении алкоголя, в супружеских отношениях для того, чтобы тело стало легким, очищенным и послужило верным соратником душе для стяжания главных духовных добродетелей: молитвы, покаяния, терпения, смирения, милосердия, участия в Таинствах церковных, любви к Богу и ближнему и т. То есть пищевой пост — это первая ступенечка восхождения к Господу. Без качественного духовного изменения-преображения своей души он превращается в диету, бесплодную для человеческого духа. То есть это высказывание можно трактовать следующим образом: «Если ты, воздерживаясь от определенных действий и еды, не культивируешь в себе с Божьей помощью добродетели, и главную из них — любовь, то твой пост бесплоден и бесполезен». Касательно вопроса, выведенного в название статьи. На мой взгляд, начало дня с вечера — это касается богослужебного дня, т. Кстати говоря, во времена первых христиан они и были одной службой. Но пищевой пост должен соответствовать календарному дню — то есть с утра и до утра богослужебный же день — с вечера и до вечера. Во-первых, это подтверждает литургическая практика. Мы ведь не начинаем вкушать мясо, молоко, сыр и яйца вечером в Великую Субботу если следовать логике разрешения поста вечером. Потому что пост разрешается на следующий день после завершения Божественной литургии. Если рассматривать норму Типикона о среде и пятке, то она, ссылаясь на 69-е Правило Святых апостолов, пост в среду и пятницу приравнивала к дням Великого поста и разрешала вкушение пищи в виде сухоядения один раз в день после 15. Но сухоядение, а не полное разрешение от поста. Конечно, в современных реалиях практика однодневного среда и пятница поста смягчена для мирян. Если это не период одного из четырех годовых постов, то можно вкушать рыбу и растительную пищу с елеем; если же среда и пятница припадают на период поста, то тогда рыба не естся в этот день. Но главное, дорогие братья и сестры, нам помнить, что душевно и сердечно мы должны в среду и пятницу углубляться в памяти дня. Среда — предательство человеком своего Бога-Спасителя; пятница — день смерти Господа нашего Иисуса Христа. И если мы по совету святых отцов посреди буйной жизненной суеты сделаем в среду и пятницу молитвенную остановку на пять, на десять минут, на час, кто сколько сможет, и подумаем: «Стоп, сегодня же Христос пострадал и умер за меня», то само воспоминание это, соединенное с благоразумным постом, благотворно и спасительно повлияет на душу каждого из нас. Будем также помнить великие и утешительные слова Спасителя, касающиеся борьбы человеческой души и осаждающих ее бесов: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» Мф. Молитва и пост — вот два наших спасительных крыла, вырывающих с Божьей помощью человека из грязи страстей и возводящие его к Богу — путем любви к Всевышнему и к ближнему своему.
Протоиерей Андрей Ткачёв. Почему среда и пятница постные дни.
Если разрешается рыба, то можно и масло. Иоанн Кронштадтский и до конца поста - без рыбы. В Рождественский 6 января Сочельник вкушаем пищу без масла. Для желающих причащаться в Рождественскую ночь Евхаристический пост с 18:00 не едим и не пьем. Великий пост 7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи подготовка к Посту - Сырная седмица Масленица - не вкушаем мясо ср, пт - без масла пн, вт, чт, сб, вс - с растительным маслом кроме 1-й, 4-й Крестопоклонная , и последней Страстная седмиц - без масла по будням. Благовещение и Вербное воскресенье - рыба.