В Международном суде завершились общественные слушания по делу «Азербайджан против Армении» на основании предварительных возражений, выдвинутых Арменией. Пашинян: Азербайджан пытается генерировать территориальные претензии к Армении, что абсолютно неприемлемо. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Армении.
Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент?
Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. кв. км занимаемой республикой территории? Президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал заявление о территориальных претензиях к Армении. Армения не имеет территориальных претензий к Азербайджану и ожидает аналогичного подхода от Баку, который пока публично не подтвердил свою приверженность соглашениям, достигнутым 6 октября 2022 года в Праге, 31 октября того же года в Сочи и 14 мая 2023 го. Глава армянского внешнеполитического ведомства отметил, что переговоры по мирному соглашению с Азербайджаном должны быть проведены без предварительных условий. У Азербайджана больше нет территориальных претензий к Армении. Азербайджан и Армения стягивают войска к границе.
«Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
МИД Армении указывает, что азербайджанские пользователи соцсетей и СМИ ранее сами опубликовали свидетельства о скоплении живой силы и техники у армяно-азербайджанской границы и линии соприкосновения Азербайджана с Нагорным Карабахом. Армянское внешнеполитическое ведомство отмечает, что концентрацию ВС Азербайджана своих сил на границе с Арменией подтверждают и другие источники. Более того, Ереван как в прошлом, так и сейчас предлагает механизмы по исключению подобных рисков, однако его предложения по сей день остаются без ответа.
Президент России Владимир Путин выразил надежду на официальную договорённость между Ереваном и Баку по вопросу территориальной целостности, которая станет основой для последующего решения других вопросов. Ранее в интервью изданию "Украина. Но Пашинян хочет, чтобы Запад был главным посредником при решений вопроса Нагорного Карабаха, считает он.
Вечером 13 сентября Совет коллективной безопасности ОДКБ на внеочередной сессии в режиме видеоконференции по предложению президента РФ Владимира Путина решил направить в Армению миссию во главе с генсеком организации Станиславом Засем для оценки ситуации. В Совбезе Армении заявили, что в результате обострения конфликта с Азербайджаном 13-14 сентября погибли и пропали без вести 207 человек. Минобороны Азербайджана сообщило о 80 погибших азербайджанских военнослужащих. В то же время он отметил, что Армения высоко оценивает работу российских миротворцев в Нагорном Карабахе, которые "поддерживают мир и выполняют свой мандат". Продолжении дискуссии о заключении мирного договора 6 октября 2022 года в Праге по итогам четырехсторонней встречи с участием главы Евросовета Шарля Мишеля и президента Франции Эмманюэля Макрона Никол Пашинян и Ильхам Алиев подтвердили приверженность своих стран Уставу ООН и Алма-Атинской декларации от 1991 года, посредством которых обе стороны признают территориальную целостность и суверенитет друг друга.
Кроме того, они договорились, что с октября в течение двух месяцев на границе Армении и Азербайджана будет действовать гражданская миссия Евросоюза для помощи в делимитации границ двух стран. Гражданская миссия ЕС в составе около 40 экспертов была развернута на армяно-азербайджанской границе 20 октября завершила свою работу 19 декабря. При этом Владимир Путин напомнил, что ранее Москва предлагала Еревану сохранить контроль над двумя из семи районов для связи с Нагорным Карабахом, а оставшиеся пять передать Азербайджану. В тот же день в режиме видеоконференции состоялся внеочередной саммит ОДКБ. Лидеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана выступили за разрешение противоречий между Баку и Ереваном политико-дипломатическими средствами. По словам Путина, Россия поддерживает любые усилия, направленные на урегулирование ситуации между Азербайджаном и Арменией. Однако "преждевременно говорить об основных составляющих" мирного договора. По итогам встречи Мишель сообщил, что лидеры республик договорились возобновить диалог по делимитации границы. По итогам трехсторонних переговоров Лавров заявил, что Азербайджану и Армении удалось приблизить понимание к общему видению по теме мирного договора. Ситуация с Лачинским коридором 12 декабря 2022 года обострилась ситуация в районе Лачинского коридора - единственной дороги, связывающей Армению и Нагорный Карабах.
Группа, представившаяся активистами экологических неправительственных организаций Азербайджана, начала акцию протеста на дороге Лачин - Шуша против незаконной эксплуатации природных ресурсов на территориях, где временно размещен российский миротворческий контингент. Они установили палатки и заявили, что не намерены уходить, пока их не допустят к рудным месторождениям Гызылбулаг и Дамирли, где "наблюдается активизация незаконной эксплуатации". В результате коридор оказался заблокирован.
Мероприятие сейчас проходит в Баку. Реклама Глава Азербайджана добавил, что вопрос конфликта с Арменией закрыт, и не исключил заключения мирного договора с соседней страной. По словам Алиева, ситуация после окончания войны в Нагорном Карабахе по-прежнему остается хрупкой. Он призвал смотреть в будущее и попросил армянский народ оказать содействие в мирном строительстве в регионе.
Армения и Азербайджан взаимно признали территориальную целостность друг друга
Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение.
Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха.
Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана.
Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях.
Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана.
Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение.
В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии.
Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич.
В свою очередь, президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил, что у страны нет территориальных претензий к Армении. Он подчеркнул, что существуют серьезные предпосылки нормализации отношений на основе признания территориальной целостности друг друга. О взаимном признании территориальной целостности Армении и Азербайджана в пределах советских административных границ Пашинян сообщил на прошлой неделе.
Проиграла ли от этого Россия? Военная «антитеррористическая» операция Азербайджана в Нагорном Карабахе закончилась так же стремительно, как и началась. Как эта ситуация повлияет на нашу страну? История сложных взаимоотношений в регионе началась ещё в 1991 году, когда Нагорный Карабах объявил о своей независимости. Армения так и не определилась со статусом республики: с одной стороны, она так и не признала независимость Карабаха, с другой стороны — стремилась защищать от Азербайджана армянское население республики. К тому же многие высокопоставленные руководители Армении — выходцы из Карабаха. Второй президент Армении 1998—2008 годов Роберт Кочарян был первым президентом Нагорно-Карабахской республики, а третий президент Серж Саркисян был министром обороны Карабаха. Никол Пашинян, придя к власти в 2018 году, стал первым руководителем Армении, который полностью отрицал территориальные претензии Азербайджана на непризнанную республику. Для Пашиняна главным условием было определение статуса Карабаха. Ввод российских миротворцев по согласованию с Арменией и Азербайджаном тоже был выгоден Николу Пашиняну. Российский контингент в количестве 2000 человек прибыл в Нагорный Карабах после наступления азербайджанской армии, взявшей стратегически важный город Шуша. Это решение позволило отложить переход Нагорного Карабаха под полный контроль Азербайджана. В вопросах признания независимости Арцаха Россия также была ближе к Армении. Формально РФ никогда не признавала независимость республики: об этом ещё в 2020 году после ввода миротворцев говорил Владимир Путин. Это означало, что, с точки зрения международного права, и Нагорный Карабах, и все прилегающие к нему районы являлись и являются неотъемлемой частью территории Азербайджанской республики. Окончательный статус Карабаха не урегулирован. Отдельно стоит упомянуть экономические отношения Армении и России. Армения быстро стала главным посредником для поставки санкционных товаров из США: экспорт из США в Армению в прошлом году вырос в 4,5 раза.
Азербайджан и власти Карабаха договорились о полном прекращении боевых действий
Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. "После его заявления окончательно в системе координат государства Армения Карабах является частью Азербайджана.
Дело «Азербайджан против Армении» в Международном суде
Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим | Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии". |
Военные присоединились к перекрывшим трассу в Армении протестующим | Главная» Новости» В Армении заявили о начавшейся демаркации границы с Азербайджаном. |
Азербайджан и власти Карабаха договорились о полном прекращении боевых действий | Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности. |
В Армении опасаются, что у Азербайджана есть к ней территориальные претензии | Это станет очередным реальным шагом к строительству интеграционного пантюркистского проекта «Великий Туран», куда вслед за Турцией и Азербайджаном предполагается включить бывшие советские среднеазиатские республики. |
Азербайджан нашел способ вынести окончательный приговор Армении
Армянская сторона готова обсудить вопрос применения других эффективных механизмов», — говорится в заявлении. Внешнеполитическое ведомство также подтверждает готовность Еревана к продолжению активных усилий для скорейшего завершения работы над проектом договора о мире и нормализации отношений с Баку и его подписания. Отмечается, что Армения привержена мирной повестке и стабильности на Южном Кавказе, и считает важными аналогичную риторику, а также практические шаги с азербайджанской стороны.
По словам специалиста, в Армении есть силы, обвиняющие власть в поражении и утрате исторически важных для них областей. В Азербайджане тоже есть люди, призывающие к окончательному решению всех вопросов. Обращение армянского правительства в Совбез ООН не приведет к какому-либо результату, кроме ярких слов, подчеркнул политолог. Пока обстановка такова, что стычки между странами будут продолжаться, уверен Светов.
Возьмем Северную и Южную Корею, где это непрерывно происходит. В ряде арабских стран такая же ситуация. Думаю, конфликт между Арменией и Азербайджаном продолжится годами, если не будет оказано мощное давление и страны не подпишут мирный договор. Если начнутся совместные экономические проекты, ценность которых будет выше, чем ценность стычек из-за каждого кусочка территории, ситуация может измениться, — резюмировал специалист.
Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет. Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права. В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам. На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2. Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу. Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение. Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности. Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа.
Никол Пашинян, Армении: «На этой основе, можно сказать, мы довольно хорошо продвигаемся к урегулированию наших отношений». В свою очередь Алиев заявил, что у Баку нет территориальных претензий к Еревану. Ильхам Алиев, президент Азербайджана: «Я считаю, что есть возможности для выхода на мирное соглашение, тем более принимая во внимание то, что Армения официально признала Карабах частью Азербайджана».
Война с Азербайджаном или сдача сел Тавуша: что грозит Армении?
Пашинян предупредил о новой войне с Азербайджаном: из-за чего наступила эскалация | «Соглашение о границе не приведет к заключению армяно-азербайджанского договора, поскольку Баку и Анкара настаивают на открытии Зангезурского коридора через территорию Армении и поднимают другие территориальные вопросы, считает Микаэлян. |
Власти Азербайджана рассказали об отсутствии территориальных претензий к Армении | Антитеррористические мероприятия привели к роспуску aрмии непризнанной НКР, восстановлению конституционного строя Азербайджана и первым переговорами между Баку и армянским населением региона о предстоящей реинтеграции. |
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном | В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. |
История урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном с 2020 года | Азербайджан ранее предложил Армении пять пунктов в качестве условий для мирного соглашения: это взаимное признание границ, отсутствие территориальных претензий, отказ от применения военной силы и силовых угроз. |
Нагорный Карабах капитулировал перед Азербайджаном
Как отмечает TopWar, несмотря на подписание Николом Пашиняном мирного договора с признанием древнего Арцаха частью Азербайджана, Баку "всё ещё имеет к Армении территориальные претензии". После распада СССР Армения и Азербайджан подписали Алма-Атинскую декларацию, которая определила территориальную целостность бывших республик в границах 1991 года. В настоящее время Азербайджан, Армения и Иран активно стягивают свои войска к сопредельным пограничным рубежам. Комиссии Армении и Азербайджана по вопросам делимитации госграницы 9 апреля согласовали её на нескольких участках.
Капитуляция Армении откроет путь «Великому Турану» и переделу Каспия
"Несмотря на окончание войны, не завершились территориальные претензии Армении (к Азербайджану). Правительство Пашиняна официально обязалось передать в ближайшее время Азербайджану территории, требуемые Баку на севере Армении. Нормализация отношений Азербайджана и Армении продолжается – Баку и Ереван приступили к такому важной и непременной составляющей урегулирования, как делимитация и демаркация государственной границы. На заседании высшего Евразийского экономического совета в Москве Пашинян сообщил, что Армения и Азербайджан договорились о взаимном признании территориальной целостности друг друга.
Пашинян: Азербайджан хочет предъявить территориальные претензии после подписания договора
Оппоненты армянского премьера назвали подписанный документ "капитуляцией". В результате Никол Пашинян подал в отставку. Однако летом 2021 года в стране прошли внеочередные парламентские выборы, по итогам которых его партия упрочила положение, получив абсолютное большинство в законодательном органе, а Пашинян вновь занял пост премьер-министра. Иски в Международный суд ООН 16 сентября 2021 года Армения инициировала судебное разбирательство с Азербайджаном в Международном суде ООН в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации. В иске содержались обвинения в адрес Азербайджана в расовой дискриминации, продолжающейся на протяжении десятилетий и вышедшей на первый план в ходе эскалации конфликта в Карабахе в сентябре 2020 года. Азербайджан 23 сентября того же года подал встречный иск, в котором утверждалось, что Армения совершала и продолжает совершать ряд дискриминационных действий в регионе против азербайджанцев на основании их национального и этнического происхождения. В рамках разбирательства обе стороны потребовали введения обеспечительных мер, которые устанавливаются судом для предотвращения эскалации напряженности между сторонами на время проведения разбирательства. Эти требования были частично удовлетворены 7 декабря 2021 года.
Международный суд ООН потребовал от Азербайджана и Армении предотвратить разжигание расовой ненависти в качестве обеспечительной меры на время проведения разбирательства по существу. Согласно вердикту, обе стороны должны воздержаться от действий, которые могут усугубить или углубить разногласия или усложнить разрешение спора. Кроме того, две обеспечительные меры касаются исключительно Азербайджана, который должен "защитить от насилия всех лиц, взятых в плен в ходе конфликта 2020 года, которые остаются в заключении, и обеспечить их безопасность и равенство перед законом", и принять все необходимые меры, чтобы предотвратить акты вандализма в отношении армянского культурного наследия. Предложения по делимитации границы и мирному договору 26 ноября 2021 года на переговорах в Сочи Путин, Алиев и Пашинян условились предпринимать шаги для повышения уровня стабильности и безопасности на азербайджано-армянской границе и оговорили необходимость создания двусторонней комиссии по делимитации границы с последующей ее демаркацией. В их число входят взаимное признание государствами суверенитета, территориальной целостности, неприкосновенности границ и политической независимости друг друга; подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и обязательства не предъявлять подобные претензии в будущем; отказ от угроз применения силы. Предложения включают также проведение делимитации и демаркации границ и установление дипломатических отношений; открытие транспортных и других коммуникаций и налаживание сотрудничества в прочих сферах, представляющих взаимный интерес. Никол Пашинян 31 марта подтвердил, что для Армении приемлем принцип взаимного признания территориальной целостности и нерушимости границ двух стран.
Однако он подчеркнул, что Армения в своих публичных и дипломатических ответах Азербайджану заявила о существовании нагорнокарабахского конфликта и вопроса прав армян, который "должен решаться в контексте всеобъемлющего армяно-азербайджанского урегулирования". Азербайджан же, по мнению главы армянского правительства, пытается решить вопрос Нагорного Карабаха путем депортации живущих там армян. По итогам переговоров лидеры Азербайджана и Армении поручили министрам иностранных дел своих стран начать подготовку к переговорам по мирному договору.
После этого Азербайджан направляет своих миротворцев в Афганистан и Ирак. Расстановка приоритетов до недавнего времени была предельно ясна. Но, как обычно, что-то пошло не так.
Тогда Никол Пашинян отказался подписывать декларацию по итогам саммита ОДКБ и проект о совместной помощи Еревану из-за того, что остальные участники договора не дали политической оценки действиям Азербайджана. По его мнению , присутствие российских сил будет провоцировать Азербайджан. Заодно Пашинян раскритиковал российских миротворцев в Нагорном Карабахе. А в июле 2023 году Армения отказалась принимать участие в учениях стран ОДКБ «Скала-2023» по ликвидации последствий аварии на ядерном объекте, сославшись на занятость спасательной службы МВД. Один прецедент выступления против России может быть случайностью или проявлением эмоций. Но когда критика и отказ от совместных действий идут подряд — это уже закономерность.
Эти учения могут иметь далеко идущие последствия — заявили в Минобороны Армении. Кстати, Грузия проводила совместные с США учения «Немедленный ответ» буквально за неделю до начала вооружённого конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. Стремление сблизиться с Западом Никол Пашинян уже даже не пытается скрывать. В конце июля 2023 года он подробно описал взаимоотношения между странами. Также премьер добавил, что Ереван сотрудничает со спецпредами США и ЕС и демонстрирует «поведение ответственного представителя международного сообщества». Вишенкой на торте стал приезд 6 сентября в Киев жены армянского премьера Анны Акопян.
Там она приняла участие в саммите первых леди и джентльменов. Это мероприятие было впервые организовано в 2021 году супругой президента Украины Еленой Зеленской. Основной состав саммита представлен «первыми леди» европейских стран.
Армения более бедная страна без выхода к морю, а большинство соседей — если не враждебные, то точно не дружественные. Исходя из текущей ситуации и отношений руководителей, нам гораздо удобнее [работать] с Азербайджаном, у которого больше потенциальных возможностей для торговли и доставки за счёт выхода к морю, с которым у нас совместные внешние и морские границы. А с Арменией границ нет и получается либо маршрут через полудружественную Грузию, либо через Турцию, совсем не дружественную для армян. Им можно только посочувствовать", — указывает эксперт. На острие ножа Политологи сходятся во мнении, что на фоне растущего влияния Азербайджана исход конфликта с Нагорным Карабахом был предопределён. Во многом на этот фактор повлияла политика Армении по снижению военного потенциала, но прежде всего — неоднократные заявления Никола Пашиняна о необходимости признать Нагорный Карабах частью Азербайджана , если Баку найдёт диалог со Степанакертом для соблюдения прав и безопасности проживающих там армян. И хотя в последнее время Армения пытается найти гарантии безопасности на Западе, Ереван понимает — Россия единственная страна на Южном Кавказе, которая может за счёт обязательств по ОДКБ, ЕАЭС и развёрнутой сети военных баз выполнять роль медиатора в регионе и обеспечить, чтобы национальные интересы отдельных стран не мешали гармоничному экономическому и технологическому развитию их соседей и всего региона, уверена доцент кафедры журналистики и медиакоммуникаций РАНХиГС Санкт-Петербург, кандидат политических наук Ольга Дегтярёва.
Камнем преткновения для создания зоны свободной экономической торговли в евразийском регионе остаётся проект продвигаемого Азербайджаном и Турцией Зангезурский коридор через Сюникскую область Армении, против которого выступают Ереван и Тегеран. Плюс Армения отказалась от активной поддержки Украины и имеет большое количество договорённостей с российской стороной, а это не может не затруднить диалог Еревана с Западными странами". Удержать равновесие Несмотря на большое количество противоречий и взаимных упрёков, все участники процесса хотят как можно скорее закрыть вопрос нагорного Карабаха, поскольку выстраивание логистической инфраструктуры в рамках нового полицентричного мира и реализация крупных проектов вроде транслогистического мегапроекта под эгидой ШОС и ЕАЭС, невозможны при обострении разного рода конфликтов, как и выход на новые рынки сбыта.
По результатам предложенного соглашения, страны должны были наладить дипломатические отношения, открыть транспортные узлы и коммуникации, а также взаимно признать суверенитет и отказаться от всякого рода территориальных претензий сейчас и в будущем. Глава МИД Армении ответил на предложение с явным неодобрением.
Вероятно, Армения отказалась по причине того, что ее не устроили пункты о территориальной целостности. Учитывая риторику Азербайджана, можно предположить, что Армения должна была отдать часть территории, которую считает своей. Ситуация стала накаляться после третьего сентября. В период с 4 по 9 сентября Армения не менее пяти раз опровергала заявления об обстреле позиций вооруженных сил Азербайджана. Своего пика немая напряженность достигла в начале 12 числа, когда Армения заявила о готовящихся провокациях со стороны своего соседа.
Предостерегали о возможной эскалации как посол по особым поручениям, так и спикер парламента Ален Симонян. Как уже известно, опасения не были безосновательными. В результате семичасового обстрела пострадали мирные жители и гражданская инфраструктура. Армения отвергла все обвинения в свой адрес. В затронутых боевыми действиями регионах была начата эвакуация.
Согласно данным армянских источников, спустя 14 часов после начала обстрелов, в районе двух часов дня военные Азербайджана перекрыли трассу Капан-Чакатрен, которая располагается на юге Армении. О первых ответных военных действиях от Армении Азербайджан заявил в 17 часов 13 сентября. По данным Минобороны республики вооруженные силы Азербайджана попали под обстрел в районе села Ахмедли Лачинского района. Последствия конфликта По итогам военного столкновения, на 16 сентября известно, что республика потеряла убитыми более 105 человек и десятки человек ранеными. Председатель Комиссии по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян заявил, что количество погибших армянских военнослужащих может измениться, причина заключается в том, что тела военных Армении находится на территории, под контролем Азербайджана.
Помимо гибели людей республика также терпит разрушения гражданской инфраструктуры.
Наши проекты
- Делимитация границы Армении и Азербайджана: что это значит? | Вестник Кавказа
- «Виноватой назначена Россия»: почему обострился конфликт между Арменией и Азербайджаном
- Азербайджан и власти Карабаха договорились о полном прекращении боевых действий
- Пашинян предложил Баку неожиданный компромисс / СНГ / Независимая газета
- Нагорный Карабах подписал капитуляцию перед Азербайджаном - 20 сентября 2023 - НГС.ру
"Сегодняшняя Армения – это наша земля": Алиев анонсировал войну между Азербайджаном и Арменией?
- Азербайджан продвигается вглубь территории Армении: что известно на данный момент?
- Сводки от Юрия Подоляки
- Как отдали Карабах. Путин раскрыл детали переговоров Армении и Азербайджана | Аргументы и Факты
- Есть ли у Азербайджана территориальные претензии к Армении | 360°
В Армении опасаются, что у Азербайджана есть к ней территориальные претензии
Если таковая реально приключится, выход из Финского залива для наших кораблей будет перекрыт, а Калининградская область окажется фактически в блокаде с невеселыми перспективами. Требуется альтернативный транспортный коридор, дающий выход на альтернативные же рынки сбыта для российской продукции и не зависящий от доброй воли «западных партнеров» в вопросе свободного доступа к нему. В качестве такового выступает «Север — Юг», который представляет собой международный транспортный коридор, должный соединить РФ, Иран и Индию, а также еще ряд прилегающих региональных государств. Основным преимуществом его перед морским путем через Суэцкий канал является кардинальное сокращение времени грузов в пути. Так, из индийского порта Мумбаи в Санкт-Петербург контейнеры могут попасть с юга на север за 15-24 дня против 30-45 дней через Суэц. Это объясняется более чем двукратным сокращением расстояния, что влечет за собой определенное снижение транспортных издержек. Но есть нюансы.
Передел Каспия? Ключевыми транзитными странами в проекте являются, соответственно, Россия и Иран, разделенные между собой Каспийским морем.
Депутаты Европарламента тоже выступают против действий Азербайджана и призывают ввести против него санкции. В отсутствие немедленного прекращения продолжающегося нападения мы призываем Совет ЕС фундаментально пересмотреть отношения с Азербайджаном и рассмотреть вопрос о введении санкций против ответственных властей Азербайджана.
Но нанесение ударов по Азербайджаном закончилось после того, как при участии российских миротворцев было достигнуто соглашение о разоружении Нагорного Карабаха. Заодно Азербайджан пользуется поддержкой Ирана, который считает Нагорный Карабах частью Азербайджана. А Иран, как известно, теперь имеет тесные связи с Россией. Сейчас там с визитом находится министр обороны Сергей Шойгу — там он с начальником генштаба Мохаммадом Багери обсуждал ситуацию в Карабахе.
Что дальше? Получается, что Азербайджан и Россия теперь полностью на одной стороне и могут вместе праздновать победу в Карабахе? Ещё не факт. Азербайджан, как показывает история, может быстро менять свою позицию.
Но очевидно, что Россия упускает Армению из поля своего влияния. На что и как будет влиять или не влиять Россия в регионе? Вопрос пока остается открытым, и мало кто из экспертов берется прогнозировать. Одно ясно: об усилении позиций нашей страны речь пока не идет.
Об этом говорит политолог Сергей Маркедонов в своем Telegram-канале « Донской казак » — Есть такие и у нас, и в Армении, кто скажет о поражении Москвы. Формально нет, и последнее слово еще остается. И мирный договор еще не подписан…. Но замирение Карабаха произошло не путем переговоров, а посредством силового давления.
Кроме того, Арарат Мирзоян коснулся и вопроса так называемого статуса «Нагорного Карабаха», однако ответ официального Баку на этот счет озвучивался не раз — президент Азербайджана Ильхам Алиев заявлял, что статус Нагорного Карабаха должен выйти из повестки, так как не способствует миру. Документ состоит из пяти пунктов: это взаимное признание суверенитета, отсутствие территориальных претензий, воздерживаться от угрозы безопасности, делимитация и демаркация границы, а также открытие транспортных коммуникаций. В ведомстве подчеркнули, что несмотря на многие позитивные шаги между Баку и Ереваном в последнее время, уже более года Армения не отвечает на предложение Азербайджана.
Между тем, накануне стало известно, что Армения в очередной раз обратилась к сопредседателям Минской группы ОБСЕ с просьбой организовать переговоры по мирному договору. Напомним, что президент Азербайджана Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что Баку будет пресекать попытки Минской группы ОБСЕ заниматься карабахским вопросом, потому что он решен. Эвакуация продолжается Сегодня в МИД Азербайджана сообщили, что тела пятерых граждан Азербайджана, пытавшихся самостоятельно покинуть территории Украины из-за специальной военной операции, 15 марта будут доставлены в Азербайджан рейсом Стамбул-Баку и затем переданы близким родственникам.
Все они мужчины. Известно, что четверо из них выехали из Одесской области и погибли при невыясненных обстоятельствах на молдавской границе, еще один мужчина погиб в Харькове. Между тем эвакуация граждан Азербайджана из Украины продолжается.
На сегодняшний день более 9 200 человек вернулись из Украины на родину после начала специальной военной операции. Об этом сегодня заявил премьер-министр Азербайджанской Республики Али Асадов. Эвакуация продолжается».
Добавим, ранее в МИД Азербайджана сообщили, что желающие покинуть Украину могут добраться на родину как с помощью организованных чартерных рейсов и автобусов, так и самостоятельно. Процесс эвакуации граждан Азербайджана находится под личным контролем президента Ильхама Алиева. По его поручению национальный авиаперевозчик Азербайджана AZAL ежедневно выполняет эвакуационные рейсы для вывоза соотечественников, желающих вернуться на родину в связи с событиями в Украине, а в Молдове и Польше созданы координационные центры, которые помогают систематизировать и упорядочить эвакуацию граждан Азербайджана.
Кроме того, власти Азербайджана заявили о готовности принять беженцев из Украины. В основном речь идет о женщинах и детях, и не касается мужчин в возрасте от 18 до 60 лет, так как сейчас на Украине действует закон о всеобщей мобилизации и продлено военное положение.
При советской власти проблему решали, в том числе через создание в Азербайджанской ССР карабахской автономии. После распада СССР вооруженные столкновения возобновились.
Очередное обострение ситуации в Нагорном Карабахе было в сентябре 2023 года, когда Минобороны Азербайджана заявило, что проведет контртеррористическую операцию локального характера. При посредничестве миротворцев России была достигнута договоренность о прекращении огня. Боевые формирования непризнанной Нагорно-карабахской республики сложили оружие.