Возвращение Крыма домой, в Россию, ускорил государственный переворот на Украине, который произошел зимой 2014 года. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. А потом, в 2014-ом году, случился украинский Майдан, в результате которого президент Янукович был отстранён от Власти. Президент России Владимир Путин подписывает договор о присоединении (аннексии) с лидерами Крыма в Москве, 18 марта 2014 года. По ее словам, подавляющее большинство жителей Крыма и годы спустя после референдума 2014 года подтверждали в соцопросах неизменность своей позиции по возвращению в Россию.
Столкновение, изменившее историю Крыма, Украины и России
Можно бесконечно обвинять РФ в аннексии Крыма и считать данный аргумент козырем, который разбивает всю «киселёвскую» пропаганду в пух и прах. Присоединение Крыма (либо аннексия Крыма, иногда оккупация Крыма[1]) — включение в состав Российской Федерации в 2014 году большей части территории полуострова Крым, ставшего после распада СССР частью независимой Украины и до 2014 года ею. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся всеобщий референдум, в ходе которого 96,77% жителей полуострова проголосовали за вхождение в состав России.
Пять лет дома — годовщина возвращения Крыма в состав России
ПАСЕ отказалась вернуть России право голоса ПАСЕ отказалась возвращать российской делегации полномочия, которых депутаты Госдумы и сенаторы лишились в январе из-за присоединения Крыма и войны в Донбассе. Присоединение Крыма к Российской Федерации — не признанное международным сообществом[1][2][3] включение в состав Российской Федерации в начале 2014 года части территории Крымского полуострова. Аннексия Крыма из Украины в 2014 г. Крымский кризисАннексия КрымаЧасть украинского кризиса, пророссийских волнений на Украине и русско-украинской войны. я видел ситуацию изнутри, а не из новостей в телевизоре. Я насчитал четыре основные причины бездействия Москвы в отношении братской Украины в 2014 году. РУВИКИ: Интернет-энциклопедия — Присоединение Крыма к Российской Федерации было осуществлено в феврале — марте 2014 года.
Оккупация Крыма: кто и в чем виноват? (День, Украина)
Присоединение Крыма к Российской Федерации — не признанное международным сообществом[1][2][3] включение в состав Российской Федерации в начале 2014 года части территории Крымского полуострова. Аннексия Крыма Российской Федерацией была осуществлена в феврале — марте 2014 года. Вспоминаем главные события 2014 года, навсегда изменившие историю Крыма и Севастополя. аннексия Крыма Российской Федерацией произошла обеспечла украинской революции 2014 года. В 2014 году Запад назвал выход Крыма из состава Украины и его присоединение к России аннексией и начал агрессивную антироссийскую политику. я видел ситуацию изнутри, а не из новостей в телевизоре. Я насчитал четыре основные причины бездействия Москвы в отношении братской Украины в 2014 году.
Крымская весна: история возвращения полуострова в Россию в 7 фактах
То, что в марте 2014 года настроения крымчан совпали с действиями России по защите интересов в черноморском бассейне, позволило сменить юрисдикцию бескровно и молниеносно. И это, безусловно, главный гуманистический урок «Крымской весны». Если искать исторические аналогии, то последний раз у нас получалось практически бескровно прирасти территориями и выйти на новые рубежи в 1940 году в Молдавии и Бессарабии, в Прибалтике, Западной Украине и Западной Белоруссии. Тогда после сталинского ультиматума Румынии было дано 24 часа на отвод войск — и в результате «Бессарабского похода» в составе Советского Союза появилась Молдавская ССР. Галичина и Волынь перешли в советскую юрисдикцию из-под польской, когда сама Польша в результате известных событий перестала существовать. А Прибалтика и вовсе сама попросилась по итогам народного волеизъявления — правда, не столь единодушного, как в Крыму-2014, и, как позже выяснилось, не столь искреннего. Несколькими строчками ниже мы с вами поговорим, почему «крымский прецедент» — то есть присоединение тех или иных территорий к Российскому государству — вполне может оказаться не последним в XXI веке. А пока что отметим: эффективный, бескровный и легитимный прирост территориями возможен только при обеспечении смычки «политическая воля — вооружённые силы — общественное мнение». Фактор второй. Конфликт союзного государства с национальным После перехода Крыма под российскую юрисдикцию киевские элитарии окончательно и яростно невзлюбили Москву. Причём в основании этой ненависти лежат сугубо экономические интересы.
Крым был своеобразной внутренней колонией правящих украинских кланов, и крымские активы в виде земли, промышленных предприятий, пляжей, ресторанов, кинотеатров и аэропортов были весьма лакомым кусочком. После смены юрисдикции украинские ФПГ, естественно, чувствуют себя ограбленными. Примерно так же чувствовали себя бухарестские элитарии, когда лишились внутренней колонии в Молдавии, Бессарабии и Северной Буковине. Или польские, когда их лишили недвижимости, предприятий, земли и холопов в Галиции и на Волыни. Важно заметить: в Российской Федерации смысл воссоединения с Крымом понимают совсем по-другому — с позиций исторической преемственности и справедливости, с позиций вечных интересов российского государства.
Реакция отторжения Начало 2014 года на Украине вошло в историю как Евромайдан. Ознаменовалось свержением президента Януковича, приходу к власти в Киеве националистических западноориентированных сил, отказом от русского языка как государственного.
Большинство жителей Крыма расценило смену власти в Киеве, как государственный переворот. При этом в республике произошел конфликт между правительством поддерживавшим новую киевскую власть и парламентом, выступившим против узурпаторов. Также на сторону новых властей встал Меджлис крымско-татарского народа Экстремистская организация, запрещенная в России. Пророссийски настроенные депутаты отправили в отставку правительство Крыма и назначили новым премьером республики Сергея Аксенова, который обратился к России с просьбой обеспечить мир и спокойствие на полуострове. Укронацисты анонсировали отправку на полуостров вооруженных боевиков для силового подавления в Крыму любых несогласных с новой киевской властью. Первый «поезд дружбы» был обещан в телеэфире канала «112 Украина» 24 февраля 2014 года. До этого уже произошло нападение украинских националистов на возвращавшиеся из Киева автобусы с крымчанами.
Тогда были сожжены автобусы и были погибшие. Поэтому обещания «поездов дружбы» в Крыму восприняли со всей серьезностью. Чтобы этого не допустить, сухопутные границы Крыма с Украиной были блокированы. Вежливые люди Вежливые военные в зеленом камуфляже и без знаков различия стали еще одной страницей — в некотором роде даже брендом — Крымской весны. Их появление у воинских частей Черноморского флота, на улицах, у стратегических объектов и транспортных развязок предупредило попытки насильственного захвата боевиками националистов. В соответствии с харьковскими соглашениями 2010 года Россия могла иметь в Крыму до 25 тысяч военнослужащих. На постоянной основе на полуострове в то время находилось около 12 тысяч моряков Черноморского флота.
Организация « Меджлис крымскотатарского народа », претендующая на роль представительного органа крымских татар , высказала негативное отношение. Напротив, организация крымских татар « Милли Фирка » одобрила присоединение [174]. В период Евромайдана Меджлис, находясь в оппозиции по отношению к большинству Верховного Совета АР Крым , выступил в поддержку евроинтеграции и против «установления авторитарного режима» на Украине. Меджлис регулярно направлял в Киев для участия в Евромайдане организованные группы крымских татар [17] [175]. Меджлис отказался признать правительство Сергея Аксёнова, а 15 марта заявил о непризнании референдума. Меджлис заявил, что «категорически отвергает любые попытки определить будущее Крыма без свободного волеизъявления крымскотатарского народа — коренного народа Крыма» и что лишь крымским татарам принадлежит право решать, в каком государстве жить крымскотатарскому народу. По убеждению Меджлиса, «восстановление прав крымскотатарского народа и реализация им права на самоопределение на своей исторической Родине должны осуществляться в составе суверенного и независимого Украинского государства» [177]. В мае 2014 года стало известно, что Мустафе Джемилеву запретили въезд в Крым [178].
Протесты по этому поводу крымских татар прокурор Наталья Поклонская назвала «незаконными публичными акциями экстремистского характера, связанными с массовыми беспорядками, перекрытием автотрасс, незаконным пересечением государственной границы РФ». Спустя несколько месяцев после присоединения полуострова к РФ, по событиям 26 февраля 2014 года российскими силовыми органами было возбуждено уголовное дело по факту массовых беспорядков, в рамках которого было арестовано несколько участников митинга Меджлиса [184] Права человека Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. Согласно отчёту миссии ОБСЕ по оценке положения в области прав человека в Крыму [185] и аналитиков Human Rights Watch [186] , соблюдение прав и основных свобод человека на полуострове после присоединения к России «радикально ухудшилось» для многих жителей, прежде всего проукраинских активистов, журналистов и крымскотатарской общины [187]. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека укр. Валерия Лутковская укр. Крымская полевая группа по правам человека заявляет о нарушениях права на свободу передвижения, мирных собраний, объединений, совести и вероисповедания, права частной собственности [192]. Правозащитники, в том числе Human Rights Watch [193] [194] и Amnesty International [195] , сообщали о случаях насильственных исчезновений, массовых обысках и задержаниях крымскотатарских активистов, притеснении Меджлиса , давлении на оппозиционные СМИ , в частности о закрытии телеканала ATR [196].
Также заявлялось о возможной причастности к некоторым преступлениям против крымских татар пророссийской «крымской самообороны» [197] [198]. В докладе верховного комиссара ООН по правам человека Нави Пиллэй , опубликованном в мае 2014 года, говорилось о случаях притеснения и запугивания крымских татар в присоединенном к России Крыму. В России подобные обвинения назвали голословными [205].
Нельзя оставлять безнаказанными их преступления, поскольку за уже совершёнными деяниями последуют новые — ещё более изощренные и циничные, — сказал Константинов с трибуны парламента, заметив, что конкретные виновники трагедии известны. В том числе — кровью крымчан.
После этого для нас эта троица перестала существовать. Для крымчан их имена навсегда залиты кровью жертв их политических амбиций».
Присоединение Крыма и Севастополя в состав России
Страны Большой семерки отказались признавать результаты референдума о статусе Крыма, запланированного на 16 марта. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, несмотря на приглашение крымских властей, отказалась присылать своих наблюдателей на референдум. Правительство Крыма и Севастополя временно ограничивает въезд на территорию полуострова, чтобы не дать экстремистам сорвать голосование. К работе приступают все 27 территориальных комиссий по проведению референдума. Власти прогнозируют рекордную явку избирателей. Служба безопасности Крыма сообщает о планах массовых провокаций, готовящихся на полуострове для срыва референдума. В крымских кинотеатрах возобновили показ фильмов на русском языке.
Объявлен «день тишины», который отличился небывалым спокойствием. Россия проголосовала против, использовав право вето, Китай воздержался. Граждане выстраиваются в очереди, чтобы проголосовать. Даже пожилые избиратели отказываются голосовать на дому, все хотят быть причастными к историческому событию. В Симферополе и Севастополе по окончании голосования проходят праздники на центральных площадях. Улицы заполнены людьми с триколорами и лозунгами «Россия!
Оглашаются итоги референдума. Парламент Крыма решил ввести на территории полуострова московское время, переход запланировали на 30 марта. Государственными языками в республике становятся русский, украинский и крымско-татарский.
Потом бы отстроили. Тем более что, оказывается, у них был приказ, если за первые сутки не удастся перехватить инициативу, то они должны прекратить операцию и отходить. Я думаю, что именно так в подобном случае действовала бы сама Россия, если проанализировать ее намерение «мочить в сортирах», ее штурм Грозного, расстрел парламента Хазбулатова и т. Но, ох, Украина — не Россия… И мнение большинства аналитиков в фильме сводится именно к этому: российскую спецоперацию можно было прекратить именно в начальный период, в первые два дня, и именно решительностью ответа на террористический акт. Все специалисты по военному делу в фильме утверждают, что в Крыму были преданные Украине силы, которые могли дать отпор диверсантам и тем самым пресечь агрессию в корне.
Более того, как отмечает Игорь Смешко, для военных и не могло быть другого варианта, кроме как обороняться всеми имеющимися средствами. Сейчас хорошо видно, что в первые дни, помимо захвата зданий, российские террористы других операций не проводили, они выжидали, присматривались. Это касается только первых, пожалуй, трех-четырех дней, когда диверсанты действовали инкогнито. Через 10 дней уже стало поздно. Путину в то время уже и надо было, чтобы лилась кровь, и это бы развязало ему руки, он бы начал открытое вторжение в Украину. Поэтому версия о том, что сдача Крыма спасла Украину от большой крови и полной оккупации, имеет твердое основание. Доказательство наличие у Путина широкой задачи подтверждает вторжение в Донбасс, но там он вынужден был уже действовать гибридными методами, а не открытым нападением. А когда в спецоперациях в Крыму уже были задействованы превосходящие российские силы, тогда было поздно махать саблями, тогда оставалось только выводить из Крыма то, что осталось.
Путин в фильме о Крыме рассказывает, что он применил бы и ядерное оружие, если бы было сопротивление. Но это на более позднем этапе, в первые дни он к этому не был готов. Тем более что аналитики сходятся на том, что это бравада, он бы просто побоялся, потому что тогда ситуация и отношение международного сообщества еще не были известны, а Путин хорошо понимал, что именно он нарушает, и что за это может быть. Он не пошел бы на такой риск. Вывод из тех дней однозначен — политики, если они действительно политики, должны, во время угрозы уметь ломать устоявшиеся схемы, даже действовать вопреки законам, но выводить свою страну и общество из беды. Есть три примера. Первый — говорят, у нас тогда не было президента. Это неправда, и не только потому, что был исполняющий обязанности президента Турчинов, но и потому, что у нас было три экс-президента Украины.
Ведь не зря звание президент остается пожизненно. Пусть Турчинов не имел опыта, безусловно, он не был готов выполнять обязанности главы государства, но почему не пришли ему на помощь мудрый Леонид Кравчук, и не посоветовал опытный Леонид Кучма, который уже один раз гасил скандал на Тузле, не позвонил своему другу Путину и не сказал — что же ты делаешь, Россия же подписала Будапештский меморандум? А чем занимался трудолюбивый, как пчела, Виктор Ющенко, знаток истории, который постфактум насчитал 238 российско-украинских войн? Не посоветовали, не поддержали, не обратились в один голос к мировому сообществу с просьбой остановить агрессора. Второй пример. Сегодня очевидно, что министром обороны накануне агрессии следует назначать кого-то из опытных генералов — Виталия Радецкого, Александра Кузьмука, Евгения Марчука, возможно кого-то другого, но боевого генерала, а не адмирала Игоря Тенюха, вершиной стратегического командования которого был приказ «Держитесь! Квотный принцип назначения правительства, действовавшего тогда, — не оправдание, потому что многие люди в Киеве уже чувствовали угрозу и прямо вносили предложения назначить генералов. Турчинов, которому предложили несколько кандидатур, послал инициаторов к Тягнибоку.
Разумеется, обоим до Черчилля далеко, однако должен же был быть у того и другого хотя бы инстинкт самосохранения накануне российской агрессии. Политики должны уметь ломать правила, которые непригодны в то или иное время, даже идти против закона, если иного не дано. Ведь, как свидетельствует генерал Владимир Замана, в то время разведка уже имела определенные данные о том, что Россия готовится к нападению. Как никогда правильным представляется мнение генерала Марчука о том, что именно в январе-феврале 2014-го после окончания Олимпийских игр в Сочи надо было министерству обороны организовать военные учения в Крыму разнородных украинских военных сил, под этим предлогом перекрыть Керченский пролив, взять под контроль Керченскую переправу, все побережье и Севастополь, ввести в Крым дополнительные силы, усилить разведку против действий Черноморского флота, контролировать выход и вход каждого корабля, требовать четкого соблюдения условий базирования. Третий пример — неиспользованный опыт специалистов. Конечно, тогдашние украинские политики хорошо помнили 1992-94 годы, когда в гораздо более сложной ситуации тогдашний глава СБУ Евгений Марчук со своей службой спас Крым от аннексии. В фильме генерал армии Марчук делится опытом организации агентурной и оперативной работы в те дни, анализа политической обстановки, рассказывает как в 90-е ночью бойцы «Альфы» заняли здание СБУ на бульваре Франко, что и стало решающим шагом, который остановил агрессора. Назначенный сепаратистами «глава СБУ» Лепихов не смог даже зайти в здание.
Я помню, как журналисты в те дни рассказывали, что даже Мешков получил дубинкой по спине, когда привел его представлять, а потому больше не пытался ходить на Бульвар Франко. Генерал Марчук, я знаю, мог бы также поделиться опытом, почему Мешков был вынужден покинуть кабинет в заблокированном им же здании парламента и фактически бежать из Крыма самолетом Черноморского флота, что и дало возможность Украине ликвидировать это недоразумение с конституцией Крыма и его должности. Но — у Марчука никто не спросил совета, не позвал на совещание, ни попросил о помощи. Хотя от этого зависела судьба Крыма, а затем и Донбасса. Думаю, у власти и сегодня есть возможность использовать оперативный и стратегический опыт Евгения Марчука для решения проблемы как в Крыму, так и на Донбассе, враг действует коварно использует уловки, интриги. Украина должна противостоять гибридным методам ведения войны, и тут нужны классные специалисты с уже испытанным опытом.
Руководство России, в свою очередь, официально отвергало возможность военной операции на Украине [27] : 19 декабря 2013 года на пресс-конференции в Москве президент РФ Владимир Путин, отвечая на вопрос о возможности ввода российских войск в страну для «защиты соотечественников», как это было сделано в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году , заявил: «Мы будем бороться за равенство прав российских соотечественников — это относится ко всем государствам. Это совсем не значит, что мы будем махать шашкой и вводить войска. Это полная ерунда, полная чушь. Ничего подобного нет и быть не может».
По его мнению, дислокация Черноморского флота в Крыму является серьезным стабилизирующим фактором в международной и региональной политике, а сравнивать ситуацию в Южной Осетии и Абхазии с ситуацией в Крыму некорректно [28] [29]. В начале января 2014 года активисты русских организаций Крыма направили обращение к президенту Украины Виктору Януковичу с требованием дать самую серьёзную оценку бездействию киевских властей и правоохранительных органов, допустивших 1 января проведение в Киеве факельного шествия активистов партии «Свобода» и футбольных фанатов. В обращении от президента потребовали запретить «пропаганду неонацизма и фашизма, нацистской атрибутики и символов, героизацию преступных формирований ОУН-УПА», принять закон, запрещающий «политические партии и организации с неонацистской и экстремистской идеологией» и устанавливающий уголовную ответственность за «отрицание или оскорбление Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне» [30]. В середине января, в связи с обострением противостояния в Киеве и развернувшейся кампанией получения контроля над административными зданиями в ряде регионов Украины, «Русская община Крыма» и партия « Русское единство » совместно с представителями казачества и организаций ветеранов-афганцев взяли на себя инициативу в формировании народных дружин самообороны, сил народного сопротивления на случай «попыток проникновения в Крым экстремистов и неонацистов» [31] [32] [33] [34] [35]. Последняя оговорка фактически подразумевала возможность сецессии Крыма в случае «цветной революции» [37] , однако руководители автономии открестились от призывов к самоопределению региона [38] [39] [40] [41]. Городской глава Владимир Яцуба призвал местных жителей быть готовыми защитить город [43]. Одновременно свыше десяти общественных организаций подготовили обращение к горожанам, в котором говорилось, что в случае государственного переворота «Севастополь, используя своё право на самоопределение, выйдет из правового поля Украины». Инициатором обращения стал Севастопольский координационный совет, активисты которого также выступали за создание на юго-востоке и в центре Украины Федеративного государства Малороссия с ориентацией на Россию [44]. С резкими протестами против создания добровольных дружин выступил крымскотатарский Меджлис, расценивший это решение как проявление сепаратизма в АРК [49] [50]. СБУ в связи с событиями в крымском парламенте открыла уголовное производство по факту уголовного правонарушения, предусмотренного ч.
В свою очередь, некоторые представители украинской парламентской оппозиции выступили с резкой критикой этих заявлений и призвали наказать парламент Крыма. С угрозой распустить этот законодательный орган выступил депутат Верховной Рады от оппозиционной «Батькивщины» Николай Томенко [53] , а депутат от националистической партии «Свобода» Александр Шевченко потребовал привлечь крымских парламентариев к уголовной ответственности [54]. Нам следует вернуться к ряду параметров первой половины 90-х годов» [55]. В форуме приняли участие представители 18 областей Украины за исключением западных — Волынской, Закарпатской, Ивано-Франковской, Львовской, Ровенской, Тернопольской, Черновицкой, Винницкой и Киева [56]. По словам Константинова, в ходе событий на Майдане «выяснилось, насколько слабыми оказались позиции центральной власти… Конечно, не будь ошибок власти, раздуть пожар протестов никто бы не смог. Но не будь зарубежного вмешательства — кризис не зашёл бы так глубоко». По его мнению, помочь в сложившейся ситуации может децентрализация власти [55]. А впоследствии, 19 февраля, Верховный Совет АРК «счёл целесообразным активное участие регионов Украины в работе по подготовке изменений в Конституцию Украины» и поддержал инициативу о проведении всеукраинского референдума по «ключевым вопросам» государственного устройства [57]. Обострение украинского конфликта и его влияние на ситуацию в Крыму Доля русских, украинцев и крымских татар в Крыму 18—20 февраля произошло резкое обострение гражданского противостояния между сторонниками Евромайдана, с одной стороны, и сотрудниками силовых структур и сторонниками Антимайдана, с другой. В Киеве «мирное наступление» оппозиции на парламент 18 февраля стало прологом вооружённых столкновений, в результате которых погибли 109 активистов Евромайдана и 16 сотрудников МВД.
Возобновились захваты административных зданий оппозицией в стране. На фоне конфликта Президиум Верховного совета АРК направил обращение к президенту Украины Виктору Януковичу, опубликовав его на своём официальном сайте: «Сегодня мы требуем от Вас как главы государства решительных действий и принятия чрезвычайных мер. Этого ждут и сотни тысяч крымчан, которые голосовали за Вас на президентских выборах в надежде на стабильность в стране». Президиум заявил, что в случае «дальнейшей эскалации гражданского противостояния» Верховный совет АРК «оставляет за собой право призвать жителей автономии встать на защиту гражданского мира и спокойствия на полуострове» [58] [59]. Спикер крымского парламента Владимир Константинов, однако, прервал выступление Колисниченко, заявив, что главная задача, стоящая перед депутатами на данный момент, — «помочь Киеву отстоять власть» [61]. На фоне продолжающегося конфликта в стране 20 февраля российские войска в Крыму [62] и украинские вооружённые силы [63] приступили к усилению охраны своих военных объектов [64]. Отвечая на вопрос, нужно ли при неблагоприятном развитии ситуации на Украине проводить референдум по поводу отделения Крыма, он сказал, что предпочитает «не жевать» эту тему, поскольку Крым — это одна из опор центральной власти и «если мы начнем этим заниматься, мы просто погубим эту центральную власть». При этом Владимир Константинов добавил, что борьба идёт не за Крым, а за Киев. Однако, если всё-таки под давлением эта центральная власть будет сломлена, Верховный совет Крыма будет признавать легитимными для автономии только свои решения. Премьер-министр крымского правительства Анатолий Могилёв, комментируя сделанное заявление, призвал политиков «взвешивать каждое слово, особенно те, которые могут трактоваться как угроза территориальной целостности Украины» [66].
В ночь с 20 на 21 февраля в Черкасской области Корсунь-Шевченковский район восемь автобусов с крымскими антимайдановцами, возвращавшимися из Киева, были остановлены группой вооружённых сторонников Майдана [67] [68] , после чего несколько автобусов были сожжены, а на крымских активистов были совершены нападения [69]. Уже утром 21 февраля главное управление МВД Украины в АР Крым заявило, что по данному поводу был сделан официальный запрос и проведена проверка, результаты которой, как сказано в сообщении ГУ МВД, «свидетельствуют об отсутствии фактов смерти жителей АР Крым на территории Корсунь-Шевченковского района Черкасской области» [70]. В начале апреля 2014 года на пресс-конференции участников событий в Государственном Совете Республики Крым было заявлено, что во время нападения около тридцати жителей из разных районов полуострова пропали без вести и как минимум семеро были убиты [71]. Инцидент привёл к росту опасений относительно действий сторонников Евромайдана и «националистической идеологии» в Крыму [72] и стал «детонатором» дальнейших пророссийских выступлений в Крыму [73]. Президент России Владимир Путин, комментируя впоследствии произошедшее тогда столкновение, назвал его «вспышкой наиболее крайнего национализма», после которой, по его утверждениям, и встал вопрос о российском вмешательстве в крымские события, «возникла мысль о том, что мы не можем просто так оставить людей в беде в этой ситуации» [74]. Как стало известно в ночь с 20 на 21 февраля [75] , президиум Верховного совета Крыма пытался созвать на 21 февраля внеочередную сессию парламента для обсуждения вопроса «Об общественно-политической ситуации в Украине». Когда сторонники Евромайдана попытались утром 21 февраля провести у здания парламента акцию — пикет против возможного принятия решения об отделении Крыма от Украины [76] , им помешали около ста молодых людей, назвавшихся активистами «Народно-освободительного движения» [77] [78] [79]. Тем временем в столице страны 21 февраля под давлением стран Запада [80] президент Янукович пошёл на уступки и подписал с оппозицией соглашение об урегулировании политического кризиса на Украине , предусматривавшее, в частности, немедленный в течение двух суток возврат к Конституции в редакции 2004 года, конституционную реформу и проведение досрочных президентских выборов не позднее декабря 2014 года [81]. В тот же день Янукович покинул Киев, а на следующий день вышла в телеэфир видеозапись интервью с ним, где тот заявил, что не намерен ни подавать в отставку, ни подписывать решения Верховной рады, которые он считает противозаконными, а происходящее в стране Янукович квалифицировал как «вандализм, бандитизм и государственный переворот» [82]. Через несколько часов Верховная рада приняла постановление [83] , в котором утверждалось, что Янукович «неконституционным образом самоустранился от осуществления конституционных полномочий» и не выполняет свои обязанности, а также назначила досрочные президентские выборы на 25 мая 2014 года [84].
Исполняющим обязанности главы государства Верховная рада на следующий день назначила своего председателя Верховной рады Александра Турчинова [85]. Тем временем 22 февраля в Харькове состоялся съезд депутатов местных советов юго-востока Украины и АР Крым, участники которого постановили «взять на себя ответственность за обеспечение конституционного порядка на своих территориях», возложить ответственность за ситуацию на местах на органы местного самоуправления, рекомендовать населению самоорганизовываться совместно с правоохранительными органами, а также призвать армейские подразделения оставаться в местах дислокации. Кроме того, было предложено отозвать депутатов из ВР для работы на местах [86]. На въездах в Севастополь начали действовать блокпосты, организованные добровольцами из местных общественных формирований, милицией и ГАИ [87]. Россия же в ночь с 22 на 23 февраля провела спецоперацию по эвакуации президента Украины Виктора Януковича и членов его семьи в безопасное место на территории Крыма, поскольку, по словам Путина, «организаторы госпереворота в Киеве готовили физическое устранение Януковича» [88]. Ход событий Вопрос о дате начала действий России в Крыму Хотя ход российской операции по присоединению Крыма в целом довольно точно установлен, сохраняются «определённые проблемы» с точным определением её начала [89]. По утверждению же российских властей, решение «начать работу по возврату Крыма» было принято в 7 часов утра 23 февраля [89] , после смещения Януковича со своего поста и его эвакуации в Крым [93] , а более ранняя дата на медали — «скорее всего техническое недоразумение» [92]. Эксперт по вооружённым силам стран бывшего СССР Роджер Макдермотт предполагает, что такие различия в датировке могли отражать разные уровни планирования операции, и «скорее всего» 20 февраля было дано поручение усилить проработку вариантов по Крыму, а 23 февраля — принято собственно решение о начале этих действий [89]. Российский эксперт Антон Лавров пишет, что в самой России никакой «необычной активности» с 20 по 21 февраля не наблюдалось, а в Крыму имело место лишь усиление охраны российских военных объектов см. По утверждениям украинских властей, впрочем, первые нарушения государственной границы в Керченском проливе имели место уже 20 февраля [94].
К ним в дальнейшем добавились бойцы Сил специальных операций [7]. Между тем гражданское напряжение в Крыму продолжало нарастать с каждым часом [6]. Митингующие высказали своё недоверие администрации города и общим голосованием избрали «народного мэра» — предпринимателя и гражданина России Алексея Чалого [97]. Его призвали сформировать новый исполком и отряд по охране правопорядка. На митинге также была провозглашена резолюция, в которой говорится, что Севастополь не признаёт последние решения Верховной Рады Украины и считает происходящее в стране государственным переворотом. Перед собравшимися выступил и глава горадминистрации Владимир Яцуба, который, однако, был освистан толпой [98]. В ходе митинга депутат городского совета Севастополя и лидер партии «Русский блок» Геннадий Басов объявил о создании отрядов самообороны из числа добровольцев [99] [100]. В тот же день, 23 февраля, в ходе акции перед зданием Верховного Совета АР Крым в Симферополе, посвящённой Дню защитника Отечества, партия «Русское единство» и «Русская община Крыма» объявили о мобилизации крымчан в народные дружины для охраны мира и спокойствия в Крыму. По сообщению пресс-службы партии «Русское единство», в народные дружины записалось более двух тысяч мужчин. Из числа женщин, пришедших на мероприятие, был сформирован отряд медицинской помощи [101].
Крымскотатарский Меджлис провёл в этот день в Симферополе свой собственный митинг, в ходе которого председатель Меджлиса Рефат Чубаров потребовал от крымских членов Партии регионов выйти из партии, а также заявил, что крымские власти должны в течение 10 дней вынести решения о сносе памятников Ленина в городах и районах Крыма, включая Симферополь. По его словам, в случае невыполнения требования крымских татар они предпримут активные действия [102] [103]. Днём 23 февраля председатель Совета министров АРК Анатолий Могилёв заявил журналистам на специально созванном брифинге, что исполнительные органы власти АРК намерены исполнять решения Верховной Рады Украины, принятые после смещения Виктора Януковича, а её силовые структуры будут подчинены новым руководителям соответствующих ведомств Украины [104] [105]. В ночь с 23 на 24 февраля в посёлке Зуя Белогорского района был снесён памятник Ленину. Могилёв акцентировал внимание представителей политических и национальных организаций на крайней серьёзности положения и взрывоопасности ситуации в случае дальнейшего разогревания конфликта. Могилёв заявил, что подобные действия «в обстоятельствах глубокого социального катаклизма, в котором находится страна», могут иметь непредвиденные последствия для Крыма, и призвал решать вопросы демонтажа памятников цивилизованным путём [106] [107]. При этом Севастопольская городская государственная администрация СГГА выступила с обращением, назвав «попытку ряда радикальных организаций прибегнуть к майданной демократии, избрать нелегитимные органы власти» незаконной [109] [110] [111]. Исполняющий обязанности министра внутренних дел Арсен Аваков, находившийся в Крыму с 23 по 24 февраля, по возвращении в столицу утверждал, что благодаря действиям МВД и СБУ «некоторые негативные движения российских войск были в Севастополе приведены в норму» [112] [113]. Однако на практике негативное для Украины развитие событий в Севастополе продолжалось [14]. Все входы и выходы в администрацию были перекрыты собравшимися.
После переговоров с горожанами Рубанов пообещал передать дела Чалому [8]. Во время переговоров о передаче полномочий в здании администрации появились сотрудники СБУ и прокуратуры с ордером на арест Чалого, но собравшиеся у здания севастопольцы вынудили силовиков порвать ордер и покинуть здание [114]. Одновременно Севастопольский городской совет на внеочередном заседании принял решение о создании исполнительного органа горсовета — Севастопольского городского управления по обеспечению жизнедеятельности города. Руководителем городского управления и председателем городского координационного совета, полномочия которого определены не были, стал Алексей Чалый — за это проголосовали все 49 присутствующих депутатов из 75 по списку. Решение оказалось компромиссом между местной властью и протестующими, требовавшими назначить Чалого председателем горисполкома. Участники митинга вывесили на обоих флагштоках рядом с администрацией российские флаги [115] [116]. Активист « Правого сектора » Игорь Мосийчук , осуждённый в январе 2014 года за терроризм по делу «Васильковских террористов» , но амнистированный новыми украинскими властями как политзаключённый [117] , в эфире телеканала «112 Украина» выступил с угрозами в адрес крымских активистов: «Попытки разорвать территориальную целостность Украины будут жёстко наказаны. Тогда публика, подобная этой, как крысы убегали, когда колонна унсовцев входила в Севастополь…» [118] [a]. Хотя в итоге угроза не была реализована [119] [120] , это заявление ещё больше обострило ситуацию в Крыму, внеся свой вклад в атмосферу тревоги и беспокойства. И как следствие, пророссийские акции в Крыму получили дополнительный импульс [6] , позициям Украины в регионе был нанесён ущерб [121].
Признав важность перехода политического процесса «с улиц и площадей в стены Верховной Рады Украины», президиум заявил, что «не менее важно, чтобы парламентарии действовали строго в рамках существующего правового поля, не переходя ту грань, за которой легитимность принимаемых ими решений может быть поставлена под сомнение», что, по мнению президиума ВС АРК, «пока им удается не в полной мере» [122]. Поздно вечером 24 февраля в Симферополь прибыла группа депутатов российской Госдумы во главе с председателем комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Слуцким.
Этот процесс не носит линейного характера и, само собой, никогда не был заявлен в качестве преследующего такую цель. Однако то, с какой легкостью ведущая держава мира начала жертвовать всеми «достижениями» порядка, в котором она потеряла монопольное положение, показывает: любые правила и свободы поддерживаются самым сильным только до тех пор, пока они служат его интересам, а он сохраняет исключительную способность их интерпретировать. Когда заканчивается монополия, исчезает и все, что было с ней связано, даже если такая связь не является очевидной или публично признанной. Потеряв контроль над главным инструментом управления — насилием, Запад перестал пытаться сохранить созданный им самим порядок. Таким образом, прошедшие восемь лет — это период демонтажа системы правил и обычаев, возникших 30 лет назад.
Нравится это кому-то или нет, но строить планы на будущее, исходя из того, что было до 2014-го, — дело совершенно бессмысленное для стран, желающих сохранить суверенитет в международных делах. Это значит, что нужно быть более требовательным и смелым, выстраивать действительно многовекторную политику, а не имитировать ее. Сегодняшнее поведение таких держав, как Индия, Саудовская Аравия, Пакистан или Турция, — яркий пример относительно успешной адаптации к новому положению дел. Эти государства больше не стремятся «пристроиться» к лидеру и беззаботно плыть в его кильватере. Другие страны пока находятся в растерянности или делают противоположный выбор. Их расчеты на индивидуальное счастье и спокойствие могут пойти прахом не потому, что кто-то стремится нанести им вред, а просто в процессе общего переустройства, когда сильнейшие державы Запада даже не притворяются, что им есть дело до маленьких хищников. Оба государства были вполне успешны, оставаясь в нейтральном статусе.
Однако они не располагают возможностями для сохранения у власти действующей элиты без тесной привязки к США и их глобальной политической инфраструктуре. Поэтому с суверенитетом приходится расставаться, хотя это и нелегко. Отдельные постсоветские страны — такие, как Азербайджан или Казахстан, — также пока до конца не понимают, как сохранить привилегию держать средства элиты в банках США и Великобритании, но при этом не испортить отношения с более важными соседями. В будущем именно государства, у которых недостаточно сил для самостоятельности, окажутся перед наиболее сложным выбором. Вторым и самым важным для нас последствием разрушения монополии США на насилие в международных делах стало то, что конфликт Москвы и Запада приобрел необратимый характер. Прежде США и их союзники создавали политическую и военную инфраструктуру для борьбы с Россией, как говорится, «про запас». Но начиная с 2014 года их усилия в Восточной Европе были уже направлены непосредственно на подготовку к решающему столкновению.
Политика так называемых санкций, а в реальности — экономической войны стала основным инструментом воздействия на Москву и ограничения ее возможностей вплоть до наступления непосредственно военного времени. Ухудшение отношений с 2014-го шло исключительно линейно.
Крымчане рассказали, как 16 марта 2014 голосовали за возвращение в РФ
В 2014 году полуостров Крым вновь стал частью России, войдя в ее состав в качестве двух административно-территориальных единиц (регионов) – Республики Крым и Севастополя. Присоединение Крыма к России в 2014 году вызвало большой резонанс в мировом сообществе. С 2014 года словосочетание "Крым наш" получило политическую окраску. До 16 марта 2014 года Автономная Республика Крым существовала в виде автономии в составе Украины, имеющей также и свою Конституцию АРК, принятую 21 октября 1998 года. С 2014 года словосочетание "Крым наш" получило политическую окраску.
14 марта 2014 г.: Детальное рассмотрение аннексии Крыма
Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. я видел ситуацию изнутри, а не из новостей в телевизоре. Я насчитал четыре основные причины бездействия Москвы в отношении братской Украины в 2014 году. По официальным данным, за присоединение Крыма к России проголосовали 97,32% участников референдума — 97,48% в Республике Крым и 96,59% в Севастополе. Президент России Владимир Путин подписывает договор о присоединении (аннексии) с лидерами Крыма в Москве, 18 марта 2014 года. 18 марта 2014 года произошло присоединение Крыма к России, то есть вхождение в состав Российской Федерации территории полуострова Крым (с расположенными на ней Республикой Крым и городом Севастополем), который до этого входил в состав д. На медали "За возвращение Крыма" датой начала аннексии Крымского полуострова указано именно 20 февраля 2014 года.