Москва, 5 марта 2024 года — Жители 28 регионов, где будет применяться дистанционное электронное голосование (ДЭГ), могут принять участие в тренировке ДЭГ с 8:00 5 марта по 16:00 6 марта по местному времени. Дистанционное электронное голосование – это голосование без использования бумажного бюллетеня. Оно проводится с помощью специального портала ДЭГ Дистанционное электронное голосование на выборах-2023 будет задействовано не более чем в 20 регионах, хотя заявки на новый формат подали порядка 30 субъектов РФ, сообщила председатель ЦИК Элла Памфилова. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) – это один из современных способов голосования, который не требует посещения избирательного участка, а проводится онлайн на специальном портале, доступном для избирателей с компьютера или мобильного устройства.
Госдума приняла закон об электронном голосовании на всех выборах в России
В 2019 году к нам обратился «Ростелеком» с предложением принять участие в разработке бэкенда федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) на основе блокчейна. Дистанционное электронное голосование (ДЭГ) 2024. голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения регионального портала государственных и муниципальных услуг города Москвы. Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. «Дистанционное электронное голосование ― голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения», ― говорится в поправках в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и.
Условия для электронного голосования за президента
- Защита документов
- Как проголосовать онлайн через госуслуги на выборах президента в 2024: пошаговая инструкция
- ЦИК утвердил список регионов, где на выборах можно будет проголосовать дистанционно - Афиша Daily
- Госдума приняла закон об электронном голосовании
- Демократия в электронной форме - Ведомости.Технологии и инновации
- Прокурор разъясняет
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
Вопрос 3 — Изменился ли в этом году подход к обучению наблюдателей? Вадим Ковалев, заместитель руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве, куратор Корпуса наблюдателей Общественной палаты столицы: — В Корпус наблюдателей записались уже более 13 тысяч человек. За последнее время многие перешли на удаленную работу, не говоря уже про онлайн-обучение, которое стало новой нормой. Поэтому я уверен, что наш дистанционный образовательный курс будет легким в использовании, интересным и полезным для всех наших наблюдателей, вне зависимости от их основного рода деятельности и места работы.
Курс органично дополнит очные занятия и позволит систематизировать все знания. Кроме того, наблюдатели в любое время могут вернуться к этим материалам и посмотреть нужную информацию даже после прохождения итогового тестирования. Полученный опыт пригодится в любой сфере, но главное — благодаря этим знаниям наблюдатели смогут в дни голосования оперативно реагировать на внештатные ситуации, чтобы выборы в нашем городе прошли честно и прозрачно.
Вопрос 4 — Как работает функция «Отложенное решение»? Артем Костырко, начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы: — В этом году в систему была внедрена новая функция — «Отложенное решение». Она защищает избирателей от различных технических сбоев.
Даже те жители, у которых после открытия бюллетеня, к примеру, завис интернет, смогут спустя некоторое время вернуться к нему и проголосовать как хотелось. Возвращаться к своему электронному бюллетеню можно каждые три часа, но сделать это можно только в течение дня голосования. Системой будет учтен последний вариант.
То есть на московской платформе дистанционного электронного голосования можно переголосовать, и система обеспечит тайну такого голосования. Вопрос 5 — Как будет обеспечена эпидемиологическая безопасность в ходе голосования? Дмитрий Реут, заместитель председателя Московской городской избирательной комиссии: — Санитарно-эпидемиологические меры предосторожности никто не отменял.
Разумеется, все участки на выборах в сентябре оснастят необходимыми средствами индивидуальной защиты — масками, перчатками, санитайзерами.
Очень комфортный и удобный сервис. Я считаю, что его особенно оценит наша молодежь, и количество участвующих среди них в выборах значительно возрастет. Самое важное при этом в дистанционном электронном голосовании обеспечить условия тайного голосования, а также возможность общественного наблюдения в данном сервисе. Дистанционный способ волеизъявления — это действительно удобный формат, доступный тем, кто зарегистрирован на портале «Госуслуги». В 2021 году регион стал вторым в России по количеству проголосовавших дистанционно на выборах в Госдуму. Количество учетных записей т. Таким образом, у значительного числа избирателей есть возможность выбора: голосовать очно или в формате ДЭГ.
Это делает участие в выборах более удобным, что потенциально увеличивает количество граждан, которые примут участие в выборах в 2023 году. Значимым преимуществом ДЭГ является возможность для гражданина проголосовать в любом месте, где бы он ни находился дома, в больнице , что потенциально в перспективе сделает выездной формат голосования не нужным. А именно с выездным голосованием часто возникает наибольшее количество споров и претензий у наблюдателей, кандидатов, представителей политических партий. Одновременно результаты ДЭГ становятся известны примерно через час после проведения процедуры объединения цифрового ключа для расшифровки голосов. Подсчет результатов голосования на участках преимущественно проводится членами избирательных комиссий, он более трудоемкий и затратный по времени. Если граждане не участвовали в выборах ранее, то, скорее всего, нововведение ничего не изменит. Кроме того, среди желающих проголосовать дистанционно могут появиться те, у кого нет соответствующих электронных устройств, учетной записи на портале «Госуслуги» или доступа в Интернет. В первую очередь здесь речь идет об упомянутой категории граждан — работников вахтовым методом.
Чаще всего их условия труда не позволяют иметь постоянный доступ к глобальной сети. Таким образом, введение ДЭГ не сможет существенно повысить явку избирателей или сделать голосование более удобным для всех. Однако у такого способа волеизъявления есть очевидный недостаток — отсутствие прозрачности процедуры. Во-первых, электронное голосование не предполагает наблюдателей.
Для зашифрования и расшифрования предназначены отдельные ключи. Всё это позволит обеспечить невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления, полагают авторы. В документе также говорится о необходимости сохранять результаты выборов неизменными. Думский комитет поддержал поправки в законопроект о единых правилах онлайн-голосования При подготовке ко второму чтению, как сообщал Вяткин, были внесены корреспондирующие изменения в целый ряд законодательных актов, которые напрямую вытекают как из опыта проведения ДЭГ, так и иных форм голосования во время избирательных кампаний 2021 года и предыдущих лет.
Изменился порядок назначения членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса. Выдвигаемые по спискам кандидаты или партии при проведении федеральных выборов смогут назначать только одного члена ЦИК и одного члена регионального избиркома с правом совещательного голоса. А при проведении выборов в органы власти субъекта РФ — только в региональную комиссию.
Напомним, в соответствии с п.
Данное положение было введено Федеральным законом от 23 мая 2020 г.
Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
О проведением Общероссийской тренировки системы дистанционного электронного голосования. Провести дистанционное электронное голосование на выборах Губернатора Нижегородской области и совмещенных с ними дополнительных, повторных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных на 10 сентября 2023. О проведением Общероссийской тренировки системы дистанционного электронного голосования.
Электронное голосование: новые технологии меняют электоральные привычки
В рамках статьи изучен порядок дистанционного голосования в Российской Федерации на примере проведения выборов депутатов в Государственную Думу России. Рассмотрен зарубежный опыт применения дистанционного голосования. Выявлена проблематика, связанная с системой внедрения дистанционного голосования, предложен ряд решений данных проблем. Ключевые слова: дистанционное электронное голосование, избирательный процесс, выборы, информационные технологии, электронная демократия, избирательное право. Научно-техническая революция сильно повлияла на жизнь общества, в том числе и на такую сферу, как избирательный процесс. Соответственно, в России политическая сфера жизнедеятельности общества не является исключением. Как отмечают Сбитнев В. Это заключается в том, что такие технологии использовались изначально политиками для того, чтобы проводить агитацию в рамках предвыборных кампаний. Кроме того, стоит отметить, что информационно-коммуникационные технологии применялись в процессах подсчетов голосов, процессах наблюдений за ходом выборов, а также для того, чтобы информация об итогах голосования распространялась значительно быстрее [4].
В связи с этим, необходимо отметить, что, если изначально дистанционное голосование интерпретировалось как способ реализации прозрачности, транспарентности выборов, а также избирательных процедур. Также это был тот механизм, который обеспечивал удобство при процедуре проведения голосования. Сейчас же, на современном этапе развития избирательного права и избирательного процесса дистанционное электронное голосование понимается как способ выражения позиций населения в рамках существующего демократического общества. То есть, сама сущность дистанционного голосования трансформировалась и приобрела новую интерпретацию как в практике России, так и в практике зарубежных стран. Представляется необходимым рассмотреть понятие «дистанционное электронное голосование» с точки зрения российского законодательства. Данное определение отражено в Федеральном законе от 12. Необходимо рассмотреть дистанционное электронное голосование на примере проведения выборов депутатов Государственной Думы России, которое проводилось в сентябре 2021 года. Программное обеспечение установлено на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования, именуемое ПТК ДЭГ.
Размещено на специальном портале в сети Интернет. Участие в таком голосовании можно было принять тому гражданину, который обладает активным избирательным правом, зарегистрирован по месту жительства в субъекте, где проходит дистанционное голосование, а также который обладает подтвержденной учетной записью на портале государственных и муниципальных услуг ЕПГУ. Вариант дистанционного электронного голосования был реализован в 7 субъектах России. Это обычная для электронного голосования явка, отметил Массух. Всего в 6 регионах, где была доступна опция дистанционного голосования, зарегистрировано порядка 8,52 млн. Важно указать, что платформа была разработана компанией «Ростелеком» по заданию Центральной избирательной комиссии далее — ЦИК. Финансирование работ по указанным контрактам осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, выделенных ЦИК России на реализацию результатов федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика РФ» по предоставлению цифровых сервисов для участников избирательного процесса. Субъектами процесса дистанционного электронного голосования являются следующие: — Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России.
Является оператором ЕСИА, а также единого портала государственных и муниципальных услуг.
Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет.
Порядок дистанционного электронного голосования с использованием федеральных государственных информационных систем далее - Порядок в соответствии со статьей 64. Дистанционное электронное голосование представляет собой голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения, установленного на программно-техническом комплексе дистанционного электронного голосования далее - ПТК ДЭГ , доступ к которому избирателю, участнику референдума предоставляется на специальном портале в сети Интернет vybory.
При проведении дистанционного электронного голосования обеспечивается возможность осуществления волеизъявления избирателем, участником референдума и формирования данных об итогах дистанционного электронного голосования с учетом неизменности сохраняемых результатов волеизъявления избирателя, участника референдума и соблюдения тайны голосования, а также невозможность установления связи между персональными данными избирателя, участника референдума и результатом его волеизъявления. Принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории, органы местного самоуправления, правом на участие в референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, являющийся пользователем федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг функций " далее - ЕПГУ с действующей подтвержденной учетной записью пользователя этой системы, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" на комплексе средств автоматизации далее - КСА ЦИК России, и зарегистрированный по месту жительства на территории, где проводится дистанционное электронное голосование. ТИК ДЭГ формируется ЦИК России на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации, предложений других политических партий и иных общественных объединений, Общественной палаты Российской Федерации и общественных палат субъектов Российской Федерации, в которых проводится дистанционное электронное голосование. Срок приема предложений - десять дней. Вышестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума по отношению к ТИК ДЭГ на соответствующих выборах, референдуме является комиссия, организующая указанные выборы, референдум.
Срок полномочий ТИК ДЭГ истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, на которых проводилось дистанционное электронное голосование. В случае обжалования итогов дистанционного электронного голосования полномочия ТИК ДЭГ прекращаются со дня, следующего за днем исполнения ТИК ДЭГ решения вышестоящей комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При принятии соответствующей комиссией решения о проведении дистанционного электронного голосования в случае совмещения дней голосования на выборах и или референдумах разных уровней проведение дистанционного электронного голосования является обязательным на всей территории, на которой проводятся указанные выборы и или референдумы. Порядок подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании 2. Для участия в дистанционном электронном голосовании избирателем, участником референдума подается заявление об участии в дистанционном электронном голосовании далее - заявление ДЭГ.
Избирателем, участником референдума подается одно заявление ДЭГ по всем выборам, референдумам, на которых он обладает активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. При подаче заявления ДЭГ избирателю, участнику референдума, имеющему действующую подтвержденную учетную запись на ЕПГУ, данные которой сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС "Выборы" на КСА ЦИК России, необходимо подтвердить свою личность, для чего следует ввести код подтверждения в соответствующем поле экранной формы. Избиратель, участник референдума, не прошедший проверку данных по результатам межведомственного запроса, вправе подать заявление ДЭГ после корректировки соответствующих данных при условии, что не истек срок подачи заявлений ДЭГ. Заявление ДЭГ содержит следующую информацию об избирателе, участнике референдума: фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства в соответствии с паспортом гражданина Российской Федерации , номер мобильного телефона, идентификатор, серию и номер паспорта гражданина Российской Федерации, а также дату и время подачи заявления ДЭГ. Информация, содержащаяся в заявлениях ДЭГ, ежедневно передается в базу обработки заявлений в целях формирования данных для составления списков участников дистанционного электронного голосования далее - список участников ДЭГ.
Если по результатам обработки в ГАС "Выборы" адрес места жительства гражданина Российской Федерации, указанный в заявлении ДЭГ, находится в границах избирательного участка, участка референдума, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС "Выборы", то избиратель, участник референдума подлежит включению в списки участников ДЭГ. В противном случае избиратель, участник референдума не подлежит включению в списки участников ДЭГ. В случае если по результатам обработки в ГАС "Выборы" выявлено, что помимо заявления ДЭГ избирателем, участником референдума также подано заявление о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения, действительным считается заявление ДЭГ, а заявление избирателя, участника референдума о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения не учитывается. Сведения о таких избирателях, участниках референдума включаются в реестр избирателей, участников референдума, подавших неучтенные заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту нахождения с пометкой в поле "Примечание" - "подано заявление ДЭГ" , формируемый в установленном ЦИК России порядке. Порядок составления списков участников дистанционного электронного голосования 3.
Внешний носитель информации помещается в запечатываемый конверт, позволяющий сохранить конфиденциальность и неприкосновенность вложения, и направляется в ТИК ДЭГ. Списки участников ДЭГ составляются отдельно по каждому избирательному округу соответствующей территории с учетом деления единых списков кандидатов на региональные территориальные группы , каждому округу референдума. После составления списка участников ДЭГ дополнительное включение в него избирателей, участников референдума не осуществляется.
Федеральный закон от 14. Граждане смогут участвовать в голосовании через специальный портал в сети "Интернет" в том числе с использованием специального мобильного приложения , пройдя процедуры аутентификации и идентификации, а также подтверждения личности. Документом вносятся изменения в избирательное законодательство в целом, в том числе в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
В России появятся единые правила проведения дистанционного электронного голосования
Принят закон о дистанционном электронном голосовании - RSpectr | Согласно законопроекту, дистанционное электронное голосование на выборах всех уровней в РФ будет проходить только с использованием ГАС «Выборы» или других сертифицированных государственных информсистем. |
Дистанционное электронное голосование: доступно ли наблюдателям? : Псковская Лента Новостей / ПЛН | Закон устанавливает, что дистанционное электронное голосование проводится с использованием ГАС «Выборы», а также иных государственных информационных систем, прошедших сертификацию и соответствующих требованиям. |
Зачем вообще голосовать дистанционно?
- ДИСТАНЦИОННОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ГОЛОСОВАНИЕ
- Кодексы РФ
- Онлайн-голосование впервые применят на выборах президента РФ
- Подпишитесь на нашу рассылку.
- Выборы через смартфон: Пять вопросов о дистанционном голосовании
- Есть ли будущее у дистанционного электронного голосования в России? Комментарий Георгия Бовта
Госдума приняла закон о распространении электронного голосования на все выборы в РФ
Граждане пока слабо информированы о появлении новых способов голосования. Низкий уровень осведомленности на начальном этапе говорит о том, что в будущем отношение россиян к самому институту дистанционного голосования по мере повышения информированности, а также после апробации новой технологии на практике может серьезно измениться. В случае проведения эффективной информационной кампании со стороны ЦИК информирование о способах голосования, о плюсах и минусах каждого из них, о том, как можно воспользоваться новым инструментарием , у большего числа граждан будет сформирована четкая позиция в отношении дистанционного голосования. Возможность электронного голосования может стать определяющим фактором, влияющим на решение об участии в выборах голосующих по случаю. Кроме того, в перспективе количество сторонников электронного голосования будет увеличиваться в силу демографических причин и смены поколений. Эти результаты соотносятся с данными Росстата о доле населения, постоянно использующей персональный компьютер и смартфон. При этом стоит отметить, что электронное голосование на старте его внедрения становится жертвой репутационных проблем самого института выборов в России. Россияне по-разному представляют себе организацию электронного голосования У граждан нет одного наиболее предпочтительного способа голосования через интернет. Предпочтительнее проверенные способы коммуникации. Потенциал и функционал электронного голосования требует раскрытия.
В странах, где система дистанционного голосования функционирует не первый год, существуют разные уникальные функции, которые в принципе недоступны при использовании традиционных способов волеизъявления. Например, граждане Эстонии в течение дня голосования могут изменить свой выбор до закрытия участков. Около половины россиян позитивно относятся к электронному голосованию. При этом в обществе нет явного негативного или предвзятого отношения к новой технологии. Это создает благоприятную базу для развития института электронного голосования в будущем.
Документом вносятся изменения в избирательное законодательство в целом, в том числе в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Так, установлено, что лицо, являвшееся руководителем экстремистской или террористической организации, не может быть избрано Президентом РФ до истечения пяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности такой организации, а рядовые члены экстремистской или террористической организации - в течение трех лет. Кроме этого, законом уточнены структура избирательных комиссий и порядок их формирования, а также конкретизированы требования к участию в выборах лиц, выполняющих функции иностранного агента и аффилированных с ними лиц.
По действующему законодательству ограничения распространяются только на срок судимости. Также в течение пяти лет после ее снятия не смогут быть избранными и люди, совершившие преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Кроме того, права быть избранным президентом лишаются граждане, причастные к деятельности экстремистской или террористической организации, если в отношении нее есть решение суда. Руководители таких организаций не могут претендовать на должность главы государства в течение пяти лет после решения суда, рядовые их члены — в течение трех лет. Также вносятся изменения в законодательство, касающиеся деятельности иноагентов.
Документом предусматривается ведение Минюстом России единого реестра сведений о физических лицах, выполняющих функции иностранного агента либо аффилированных с выполняющими функции иностранного агента лицами.
Затем проводится процедура анонимизации и перевод избирателя в анонимную зону, где происходит выдача бюллетеня. Избиратель заполняет бюллетень, который затем шифруется, автоматически подписывается прямо на устройстве избирателя компьютере, смартфоне для обеспечения целостности, неподдельности и невозможности изменить результат волеизъявления, отправляются в анонимную зону избирательный ящик в котором проверяется однократность голосования избирателя, проверяется подпись регистратора, который выдал бюллетень, корректность заполнения бюллетеня, происходит объединение данных в транзакцию, которая затем записывается в блокчейн-систему, обеспечивающую неизменность хранения данных. При завершении голосования прекращается выдача бюллетеней и приём голосов. Производится подсчёт голосов и подведение итогов.
Как обеспечивается надежность и тайна голосования при ДЭГ? Говоря про надёжность стоит отметить, что центры обработки данных, обеспечивающие работу системы голосования находятся в разных географических точках, они многократно резервируются. Части системы внутри каждого центра обработки данных также физически разделены. Это обеспечивает надёжность и непрерывность функционирования и катастрофоустойчивость.
Постановление о проведении дистанционного электронного голосования
Провести дистанционное электронное голосование на выборах Губернатора Нижегородской области и совмещенных с ними дополнительных, повторных выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, назначенных на 10 сентября 2023. Подписанный президентом закон вводит понятие «дистанционное электронное голосование», под которым понимается голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения. В перспективе применение дистанционных электронных систем голосования может привести к существенному сокращению избирательных комиссий, поможет снизить расходы на избирательные кампании, считает политтехнолог Роман Смирнов.