Новости файзулла ходжаев

Файзулла Ходжаев 1896-1938 предпринимательскую жилку от отца не унаследовал, он был государственным деятелем, занимался продвижением идей джадидизма. Такая же участь постигла Файзуллу Ходжаева, ему приписали попытку переметнуться на Запад. Блогер Фозилходжа Арифходжаев, в начале прошлого года осуждённый на 7,5 лет колонии, вышел на свободу. Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младобухарцев.

Семь мифов о Файзулле Ходжаеве

Препятствием для развития Ходжаев считал « эмирский деспотизм », который опирался на дворцовую канцелярию и чиновничество, а следствием этого являлось взяточничество. Элементы феодализма он видел в мульке наделах за службу. На допросах подвергался пыткам и избиениям. В марте 1938 года оказался одним из обвиняемых на Третьем Московском процессе вместе с Н.

Бухариным , А. Рыковым и другими видными советскими коммунистами. Был признан виновным в организации троцкистского заговора, направленного на свержение советской власти в Узбекистане, а также в шпионаже в пользу Германии , Японии , Польши и США и приговорен к высшей мере наказания 13 марта 1938 года.

Расстрелян на полигоне «Коммунарка» 15 марта 1938 года.

Биография Родился в Бухаре в семье купца. Этнический узбек.

В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары, работал в Новой Бухаре и в Ташкенте.

Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары.

Родился в Бухаре в семье купца. Этнический узбек [2].

В 1913 году примкнул к джадидскому движению. В 1916—1920 годах являлся одним из лидеров младобухарской партии с 1917 — член нелегального ЦК , выступившей против монархического режима в эмирате. Организовал демонстрацию с требованием конституции и реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А.

В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары.

Фитрат [24] , возвратившийся из ссылки в 1927 г. Именно Фитрат выступил инициатором реформы узбекского алфавита на основе арабской графики на первом Всеузбекском съезде по языку и орфографии. В архивах СНБ Республики Узбекистан сохранились свидетельства того, что в кругу близких соратников Файзуллы постоянно обсуждались идеи о возможных путях движения республики к суверенитету [22]. Самосознание политической элиты Узбекистана в 20-30-е гг. Отражением скрытого противостояния стали начавшиеся во второй половине 20-х г. За демонстративным осуждением «группы 18» последовала кампания обличений джадидизма. В 1929-1930 гг. Тогда же столица Узбекистана переносится из Самарканда в Ташкент, а Таджикская автономная республика вместе с Ходжентом выделена в отдельную советскую Республику, что, безусловно, ослабляло возможности бухарской политической элиты Ф.

В противовес им на политическую арену Узбекистана были выведены представители ташкентских политических сил — Акмаль Икрамов и Усман Юсупов. С начала 1930-х Р. Фитрат, несмотря на покровительство Ф. Ходжаева, стал регулярно подвергаться поношени в печати как «контрреволюционный писатель», и глава «пантюркистской группы чагатаистов». Все, что известно о Ф. Ходжаеве, дает основания предполагать, что в 30-е г. Бухарская революция была? И это будет. Скоро придет время, когда мы добьемся независимости…» [22].

Как реальный политик Ходжаев должен был понимать, что независимость Узбекистана возможна только при политической реорганизации СССР и игре на амбициях альтернативных внешних сил, какими были Англия и Германия. В этой связи вполне вероятными видятся «разоблаченные» на суде 1938 г. Ходжаева, что он вместе со своими единомышленниками еще со времени создания БНСР преследовал задачу создания буржуазно-демократической республики «как буферного государства между Англией и Советской Россией». Той же стратегии придерживались младоафганцы, добившиеся в итоге создания независимого Королевства Афганистан. Позднее Р. Фитрата обвинили в том, что по заданию Ф. Ходжаева он связался с германской разведкой [38]. Политическое напряжение внутри СССР достигло пика в 1936-1938 г. После того, как в 1936 г.

Узбекская ССР, национально-патриотические силы которой имели такого признанного лидера как Ф. Ходжаев с его политическим опытом и связями, попала в число первоочередных территорий «зачистки». Ходжаев был смещен со всех должностей и арестован. На суде 1938 г. Файзулла признал себя виновным в организации националистического заговора по свержению советской власти в Узбекистане и казнен по приговору суда 15 марта 1938 г. Ташкенте в октябре 1938 г. На десятилетия вперед был опорочен джадидизм. Как он сам оценивал в этот последний год своей жизни то, что удалось свершить? Безусловно, это было поражение, на десятилетия заморозившее возможности суверенного развития Узбекистана.

Но перечеркивало ли оно все сделанное джадидами, младобухарцами? Ведь инициированный ими политический проект образования Узбеской Республики был реализован и возможность национально-государственного самоопределения присутствовала в конституции СССР, что и позволило в 1991 году легитимно провозгласить независимость Республики Узбекистан. Последнее слово Файзуллы на суде звучит как покаяние, но он не мог говорить по-другому. Хорошо известно, что угрозы расправы с близкими заставляли подсудимых идти на сделку со следствием. Поэтому за покаянной лексикой может скрываться совсем иная позиция. С учетом логики последующих исторических событий сознательные акценты на отдельных фразах читаются с обратным смыслом: «Я опозорен. Националистические организации разгромлены… Я не могу сказать, что я не прошу пощады… Может быть кому-нибудь покажется, что такие слова: «не прошу пощады» — звучали бы гордо…, но не в моих устах, в устах человека, который пригвожден к позору, который сидит на этой скамье. У такого человека словам гордости нет места. Гордости неоткуда взяться!

Да это признание политической катастрофы дела своей жизни, но были у него основания для гордости. Допустимо предположить, что сознавая где и кому он это говорит, Файзулла вложил в свои последние слова собственное видение правды истории. Это было его прощание: «Я вынес тяжкий урок, но зато я понял и другое. Мне кажется, что я по-настоящему понял, как должен настоящий человек, настоящий гражданин … служить своему народу, своей стране» [13]. Литература Архивные материалы и официальные документы [1]. Из сообщения Туркестанского телеграфного агентства об успехах Красной Армии в борьбе с басмачеством в Западной Бухаре, 31 марта 1922 г. Информация Бухарского телеграфного агентства об успехах частей Красной Армии в борьбе с басмаческими отрядами Энвер-паши, 19 июня 1922 г. Меморандум эмира Алихана Лиге наций от 16 апреля. Париж: Изд.

Восточная и Американской библиотека братьев Мезоннеф. Протокол заседания 2-й сессии ВсебухЦИКа от 18 ноября 1924 г. Тезисы по советскому строительству в Б. Р-25, оп. Ходжаев Файзулла. Агзамходжаев и др. Научные и биографические материалы Абашин С. Азиз Ниалло. Бабаходжаев А.

Провал английской политики в Средней Азии и на Среднем Востоке: 1918-1924. Боевой путь войск Туркестанского военного округа. Ганковский Ю. Персонажи с «той стороны». Германов В. Гражданская война и военная интервенция в СССР. Энциклопедия, 1983. Джумаев А. Заки Валиди Тоган.

Борьба мусульман Туркестана и других восточных тюрок за национальное существование и культуру. Зевелев А. Басмачество: правда истории и вымысел фальсификаторов. Иностранная военная интервенция и гражданская война в Средней Азии и Казахстане сборник документов. Том 2 сентябрь 1919 г. Иноятов Х. Народы Средней Азии в борьбе против интервентов и внутренней контрреволюции. Иркаев М. История гражданской войны в Таджикистане.

История гражданской войны в Узбекистане. Ишанов А. Создание Бухарской Народной Советской Республики 1920-1924 гг. Курков И. Матвеева Н. К вопросу о роли джадидов в Бухаре 1920 г. Пылев А. Энвер-паша и среднеазиатское басмачество: различные интепретации в исследовательской литературе.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

Стоит отметить, что конфликт между ними длится уже несколько лет, в соцсетях они многократно высказывались в адрес друг друга, в том числе с использованием оскорбительных слов. После инцидента в мечети Фозилходжа Арифходжаев был арестован на 15 суток по статье 183 Кодекса об административной ответственности мелкое хулиганство. Реклама на Газета. По данным ГУВД Ташкента, в ходе проверки сотрудники правоохранительных органов «получили информацию о том, что Фозилходжа Арифходжаев хранит в своём мобильном телефоне материалы сомнительного религиозного характера, которые показывал другим людям». Согласно религиоведческой экспертизе материалов, проведённой экспертами Комитета по делам религий при Кабинете министров Узбекистана, некоторые его публикации в Facebook признаны «пропагандирующими идеи религиозного фундаментализма».

Был одним из организаторов демонстрации в поддержку «Манифеста» эмира Алим-хана с объявлением демократических реформ, после её разгона бежал из Старой Бухары , работал в Новой Бухаре и в Ташкенте. Одним из его ближайших друзей и сподвижников в партии младобухарцев был поэт и историк А. В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в « Колесовских событиях » — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве.

В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров.

В 1919 году в Ташкенте организовал бюро младобухарцев-революционеров, снабжал их революционными книгами и начал публиковать газету «Учкун». В 1920 году он вступил в компартию, и под руководством Михаила Фрунзе в рядах Красной армии участвовал в свержении с престола Алимхана. Затем он был назначен председателем Совета народных комиссаров, а с 1924 года — после образования Узбекской Республики в составе СССР - председателем Совнаркома Узбекистана, то есть главой республики. Согласно историческим источникам, вплоть до лета 1937 года Москва относилась к нему с доверием, но в июне он был исключен из партии, а еще через месяц арестован. Файзулло Ходжаев довольно противоречивая фигура для таджикского народа. Официально Ф.

Кладбище находится в поселке Сосенское Новомосковского административного округа Москвы, на 24-ом километре Калужского шоссе, в километре к северо-западу от одноимённого посёлка. Открытие Стены памяти состоялось накануне официально отмечаемого в России Дня памяти жертв политических репрессий. Напомним, что президент Путин в одном из своих выступлений очень хорошо сказал о репрессиях тех лет: "Это страшное прошлое нельзя вычеркнуть из национальной памяти. Наш долг — не допустить забвения. Сама память, чёткость и однозначность позиции, оценок в отношении этих мрачных событий служат мощным предостережением от их повторения.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младобухарцев. Официально Ф. Ходжаев считается узбеком по национальности и принадлежит к тюркскому племени карлуков. Файзулла Ходжаев 1896-1938 предпринимательскую жилку от отца не унаследовал, он был государственным деятелем, занимался продвижением идей джадидизма. Её возглавляли Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев ([22]). Файзулла Ходжаев Файзулла Ходжаев родился в 1932 году в Ташкенте. Окончил сценарно-редакторский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (1955). Её возглавляли Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев ([22]).

Автобиография Ф.Ходжаева.

По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить. Её возглавляли Файзулла Ходжаев, Муинджан Аминов, Мухтар Саиджанов, Саттар Ходжаев и Ата Ходжаев ([22]). член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Личность Файзуллы Ходжаева была одной из самых ярких на политической арене Бухары в начале XX века.

ХОДЖА́ЕВ ФАЙЗУЛЛА ГУБАЙДУЛЛАЕВИЧ

Выходец из Бухары, Файзулла Ходжаев (также именовался Файзулла Ходжаоглы; в некоторых русских документах: Файзулла Убайдуллаевич (Губайдуллаевич) Ходжаев) являлся в. После поездки в Москву Файзулла Ходжаев изменился до неузнаваемости — он одобрил марксизм и объединил компартию Бухары с партией российских большевиков. Ходжаев, Файзулла Губайдуллаевич Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев — 15 марта 1938, также именовался Файзулла Ходжаоглы, в некоторых русских документах. Выходец из Бухары, Файзулла Ходжаев (также именовался Файзулла Ходжаоглы; в некоторых русских документах: Файзулла Убайдуллаевич (Губайдуллаевич) Ходжаев) являлся в.

В. Шигин "Павел Дыбенко. Пуля в затылок в конце коридора" (ч.6). Округ.

Файзулла Ходжаев, под разными предлогами попытался отклонить это предложение, но в конце концов убедившись, что это может привести к его физическому уничтожению. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР. Файзулла Ходжаев Музей – великолепный образец бухарского зодчества конца XIX века – разместился в доме отца Ф. Ходжаева, Убайдуллы Ходжи, в старинном квартале Дом-музей. член нелегального ЦК), выступившей против монархического режима в эмирате. Родившись в семье богатого бухарского купца-миллионера, Файзулла Ходжаев в 17 лет примкнул к движению джадидизма, участвовал в деятельности младобухарцев. ХОДЖАЕВ Файзулла Губайдуллаевич (1896, Бухара – 15.3.1938, полигон НКВД «Коммунарка» в Ленинском р-не Моск. обл.), бухарский политич. и гос. деятель, сов. парт. и гос. деятель.

Деятели Узбекистана

Файзулла Ходжаев, которого называли "Лениным узбеков", был маленьким, жилистым и полным энергии, несмотря на малярию, которая часто придавала его лицу зеленоватый оттенок. Файзулла Ходжаев с детства увлекался фотографией, ходил в фотокружок, даже получал приз из рук Макса Захаровича за активность и успехи. Файзулла Губайдуллаевич Ходжаев. рождение: 1896, Бухара, Бухарский эмират, Российская империя смерть: 15 март 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР, СССР.

Файзулла Ходжаев

По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве. В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика и Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооружённого Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года.

Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии.

В начале Октябрьской революции в России в качестве представителя Революционного комитета участвовал в «Колесовских событиях» — выступлении против эмира Бухары. После поражения выступления бежал в Туркестан, приговорён эмирским правительством к смертной казни. По дороге в Москву арестован правительством атамана Дутова , заключён в Оренбургскую тюрьму. По освобождении работал в Москве.

В конце 1919 года приехал в Ташкент , где организовал бюро младобухарцев-революционеров. Являлся редактором газеты «Учкун», устанавливал связи с революционным подпольем в Бухаре, снабжал его революционной литературой. На вершине власти Основные статьи: Бухарская Народная Советская Республика , Бухарская операция 1920 С помощью советских войск младобухарцы добились свержения эмира в ходе вооруженного Чарджуйского восстания 20 сентября 1920 года.

Он стоял у истоков решений, касающегося территориального деления региона. Он был политически очень грамотными был одним из редких людей, который мог сказать Сталину все то, что думает. Еще в 1922 году в Москве на одном из заседаний он прямо в лицо Сталину заявил, что СССР превратили в большую тюрьму, а Москву в опасное место, куда приезжающих либо убивают, либо сажают в тюрьму». Некоторые историки считают, что Сталин в 1937 году вспомнил об этом обвинении молодого бухарца. Как «Шараф Рашидов» превратился в «Сардобу» Камолиддин Рабимов, проживающий во Франции узбекский эксперт считает, что последние события, связанные с памятью Ходжаева, имеют идеологическую подоплеку — власти Узбекистана хотят внушить народу, что Узбекистан превратился в независимое гоударствао благодаря Исламу Каримову. По его словам, Файзулла Ходжаев не единственная историческая фигура, заслуги которых власти стараются приуменьшить.

Первая касается изменения названий улиц, городов и сел, носящих имена деятелей советского периода. Вторая — приуменьшение роли лиц, чья заслуга в истории могла бы больше заслуг президента Каримова. Были внесены изменения в учебники по истории. Переименованы сотни названий, скажем район имени Шарафа Рашидова сейчас называется Сардоба, Акмал Икрамовский район города Ташкента стал носить название Учтеппа. Район Юлдаша Ахунбабаева в Фергане переименован в Учкупир и т. Ташкентский журналист Абдуманнон Холджураев согласен с этим мнением. По его словам. Ислам Каримов пытается вычеркнуть имена таких великих людей, как Муканнаъ и Намоз-пахлавон, чтобы подчеркнуть свою роль в истории». Снос памятника - благое дело?

Из шести героев трое — Садриддин Айни, Нусратулло Махсум и Шириншо Шотемур были удостоены высшего звания за заслуги по созданию республики. Многие представители таджикской интеллигенции, с учетом роли Файзуллы Ходжаева в принятии решений, связанных с территориальным разделением Академик Мухаммаджон Шакури Средней Азии, в исключение таджикского языка из официального делопроизводства, а также, из-за массовой фальсификации и изменении в графе национальность таджиков на узбеков, считают решение властей Ташкента по сносу его памятника — благим делом. Академик Мухаммадджон Шакури говорит, что «будет правильно если его имя сотрут со всех стен в Бухаре. Он предал нацию. Он предал Бухару. Не имеет смысла воздвигать в его честь памятники и оставлять о нем память. Файзулла Ходжаев был одним из руководителей органов по территориальному разделению. Решения, принятые в Москве, были реализованы руками Рахимбаева, Зелинского и Ходжаева».

Незадолго до этих событий 24-летний Ходжаев был назначен председателем революционного комитета, а в сентябре 1920 году вступил в РКП б. Возглавлял правительство Бухарской Народной Советской Республики в качестве Председателя Совета народных назиров сентябрь 1920 — декабрь 1924 до момента её вхождения в состав Узбекской ССР , участвовал в разгроме повстанческих отрядов в Узбекистане. В 1920-30-е годы являлся одним из руководителей Узбекской ССР и узбекских коммунистов, но не избирался в высшие партийные органы ВКП б , а также не был членом ЦК партии. Мировоззрение[ править править код ] Ходжаев делал ставку на « прогрессивные элементы» и «прогрессивные силы», которые способствуют развитию общества. Одной из таких сил он считал джадидов. Опорой джадидов были мелкобуржуазные слои города студенты, мелкие лавочники и чиновники. Тем не менее отрыв этих элементов от дехканского народа превращал их во «фрондирующих интеллигентов».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий