Гагаузы – это тюркский народ балканского происхождения, христианского вероисповедания. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. Большинство гагаузов проживает в Молдове, где они составляют около 4% населения страны. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова.
Гагаузы, как появились православные тюрки и почему их предки отказались от ислама
Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Гагаузы – тюркский народ, традиционно исповедующий православие. Гагауз Ери в северной части центрального Буджака, численность которых составляет около 162 тыс.
Гагаузы: что за нация и где они живут?
Заявления главы Гагаузии Евгении Гуцул о возможном выходе автономии из состава Молдавии не подпадают под действие закона о сепаратизме, заявил председатель комиссии молдавского парламента по нацбезопасности и обороне Лилиан Карп в эфире канала Rlive. Уголовное дело в отношении главы Гагаузии Евгении Гуцул передано в суд, сообщает в среду прокуратура по борьбе с коррупцией Молдавии. Глава Гагаузской автономии Евгения Гуцул заявила, что официальный Кишинев пугает расправой жителей Гагаузии, которые будут пользоваться банковскими картами российской платежной системы «Мир». Власти Молдовы пытаются взять под контроль общественное телевидение Гагаузии, а то и вовсе закрыть, об этом в своем Telegram написала башкан автономии Евгения Гуцул.
Наиболее вероятно, что в этногенезе гагаузского народа принимали участие все вышеназванные группы [7]. Генетическое происхождение[ править править код ] Последнее исследование генетической составляющей, проводившееся с гагаузами из разных населённых пунктов, не внесло ясности в вопрос об их происхождении. Исследователи отметили, что генетически гагаузы крайне неоднородны.
В одной выборке у гагаузов обнаружились балканские корни, в других — тюркские сельджукские [10] [11]. Это заметно и во внешних, физических чертах гагаузов. Филогенетический анализ Y-ДНК указывает на наибольшее родство гагаузов с болгарами и другими балканскими народами. Детальное исследование гаплотипов выявило некоторые связи гагаузских и турецких ветвей, что даёт некоторое подтверждение сельджукской [10] гипотезе. Лингвистические особенности[ править править код ] Логично предположить, что объединяющими факторами становления гагаузов как народа были тюркский язык и христианская религия, которые и отличали их от остальных жителей Балкан. Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [11].
История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков.
Одним из важных аспектов культуры гагаузов является народная музыка и танцы. Гагаузы исполняют традиционные песни на своем родном языке, сопровождая их национальными инструментами, такими как домбра и аккордеон. Танцы гагаузов тоже являются неотъемлемой частью их культуры, они отражают их уникальный стиль и энергию.
Еще одной важной традицией гагаузов является народное ремесло. Они искусно владеют резьбой по дереву, гончарным делом, вышивкой и плетением из ивовых прутьев. Эти ремесла передаются из поколения в поколение и являются одной из гордостей гагаузского народа. Гагаузы также бережно хранят свои традиции и обычаи.
Так и нас, гагаузов, сколько не гни, ни за что не согнешь...! Впрочем, есть и версия, что название "гагауз" идет от искаженного "Кейкавус" - так могли звать турецкого сельджукского правителя, что ушел еще в XIII-м столетии на Балканы со своим племенем. И якобы стал родоначальником всех гагаузов. Почему гагаузы так любят Россию? Во-первых, они - все равно тюрки. И никогда Европе с Америкой подчиняться не станут. Во-вторых, гагаузы - наши православные единоверцы.
В-третьих, желают отдельного своего края, не хотят становиться молдаванами и, тем более, румынами. Остро ощущают ущемления своих гражданских прав в Молдавии. Ну и да - помнят гагаузы, как в XIX-м столетии Россия их прадедов ласково встретила, лучшие земли Буджакской степи под сады и виноградники предоставила в южной Бессарабии. В 1990-1995 гг гагаузы держали свою республику Гагауз Эри "земля гагаузов" , по сути не подчинявшуюся Кишиневу. За что их тогда прозвали "приднестровскими чеченцами". Кстати, именно наша армия помогла тогда предотвратить еще одну гражданскую войну в Молдавии, не допустила молдавского военного похода на Гагаузию. Со своим собственным главой-башканом, что избирается на 4 года и вхож в состав молдавского правительства.
Молдавия сейчас усиленно строит козни, пытаясь Гагаузию автономных прав лишить. Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул и ее землячки, девушки-гагаузки Избранный в 2023 году башкан Гагаузии Евгения Гуцул и ее землячки, девушки-гагаузки Молдавские гагаузы очень не хотя повторить судьбу своих собратьев в других балканских странах, где из-за тюркофобии их преследовали.
Страна трех городов и двадцати девяти сел
Гагаузы — народ христианского вероисповедания, однако учитывая крепнущую экономическую и культурную связь Молдовы с Турцией, выражающиеся в том числе в усилении миграционных процессов в Европу и на Восток, некоторая часть населения, с том числе и гагаузы, принимает Ислам. Абу Имран Асаад аль-Асари, талиб уль-ильм, который живет в Молдове и активно занимается призывом к Исламу и уже преуспел на этом поприще, склонив к принятию ислама несколько сотен молдаван. Официальная численность мусульман Молдовы около 1,5 тыс. Но, я думаю, эта цифра несколько занижена и не отражает реальной действительности. До недавнего времени ислам в Молдове не был признан на официальном уровне, из-за чего правоохранительные органы Молдовы препятствовали проведению коллективных молитв и подобных мероприятий. Мусульманская община Кишинева впервые пыталась пройти регистрацию в 2000 г. Впоследствии верующие обращались в судебные органы Молдовы и в Международный суд по правам человека в Страсбурге. Молдова - единственная из стран СНГ, в которойИслам не был признан официально.
В середине марта 2011 года Министерство юстиции Молдовы легализовало Ислам и зарегистрировало Исламскую лигу, которая стала первой в Молдове официальной религиозной организацией мусульман. К сожалению, это радостное для местных мусульман событие было впоследствии омрачено тем, что стало поводом для различных, прежде всего политических, спекуляций на настроениях населения, а также нагнетания паники и межконфессионального напряжения. Вместо того, чтобы развивать плодотворное сотрудничество во имя мира и наилучшего вклада в развитие и благополучие общества, православное население страны стравливается с горсткой проживающих в ней мусульман, искусственно раздувая межконфессиональный конфликт. Однако несложный анализ аргументов, которые используются для нагнетания недовольства и паники среди населения, дает возможность увидеть, что доводы, всколыхнувшие и держащие в напряжении несколько миллионов человек по всей стране, не выдерживают никакой критики. Возникает вопрос — зачем в таком случае в стране нагнетается напряжение и кому это выгодно? Сейчас медиа пространство Молдовы стало ареной развертывания информационной борьбы. При просмотре новостей с ее территории может создаться впечатление, будто все православные христиане Молдовы категорически против дать возможность своим землякам мусульманского вероисповедания соблюдать предписания своей религии.
Однако это далеко не так.
Жаловаться на мужа считалось большим грехом и высказыванием неуважения к нему». Свое уважение к жене муж выказывал тем, что не ругался при ней матом и не отпускал скабрезных замечаний. Но женщины никогда не вмешивались с мужские разговоры, не давали мужу советов, сидели отдельно во время общих застолий, шли в нескольких шагах позади мужа на прогулках.
Доставалось молодым женщинам и от свекровей. А еще раньше от самого старшего поколения: бабушка играла решающую роль при выборе невесты для внуков, ее слово было важнее родительского. Готовый вступить в брак молодой человек, присмотревший невесту, сообщал об этом своим родственникам. Все, что касалось невесты, подвергалось тщательному рассмотрению: благосостояние семьи, здоровье самой девушки, ее репутация и пр.
После бабушкиного: «нам подходит», отправлялись свататься. Шли рано утром или поздно вечером, чтобы скрыть «позор», если получат отказ. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд».
Свадебное платье было зеленым, а вместо фаты — венок из цветов герани. Зелёный цвет у гагаузов ассоциировался с плодородием и жизнью, а герань была цветком чистоты и непорочности. Невзирая на все превентивные символы чистоты, женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, начинали воспринимать нечистой. Она даже на родник за водой не могла сходить, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Новоиспеченную жену в семье мужа называли не иначе как «пришлая». Она оказывалась в полном подчинении родственников мужа и становилась главной работницей на хозяйстве. Во время беременности и рождения детей она опять считалась нечистой.
Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространения в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами создали движение "Гагауз Халкы" в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, гдебыло принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в г. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно. Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря Парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию,как пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии. По желанию населения в нее вошли 3 города и 27 сел. В 1999 г. В 2002 г. За пришлых, за людей второго сорта их считают на юге Одесской области Украины, заставляя срочно становиться "щирыми украинцами"и восхвалять немецко-фашистских пособников Бандеру и Шухевича. Гагаузский танец Давно уже хотел сделать постинг о гагаузах. Кто такие, откуда пришли в Бессарабию? На каком языке говорят? Ученые до сих пор спорят, но никак не могут придти к общему знаменателю, так как на этот счет существуют различные теории. Следующая информация почерпнута из книги Л. Население Бессарабии. Этнографический состав и численность. Петроград, 1923. Гагаузы это народ, говорящий на турецком языке, но исповедывающий православие. Наиболее близок он к турецким диалектам северо-восточной Болгарии, на основании чего зарубежные тюркологи Т. Ковальский, Г. Дёрфер и др. Гагаузский язык имеет два диалекта — чадырлунгско-комратский центральный и вулканештский южный — ru. Они живут преимущественно в Комратской и Чадырлунгской волостях Бендерского уезда, в Кубейской и Ивановско-болгарской волостях Аккерманского уезда и в юго-западной части Измаильского. Здесь около 10 тысяч жителей. Кроме того, гагаузы живут и в городах Измаильского уезда напр. Всего по переписи 1897 г. Перепись 1897 г. Но приблизительное число гагаузов, около 55 тысяч, должно быть верным. В 1907 г. Точные годы указать затруднительно, потому что гагаузы у нас до последнего времени не были отличаемы от болгар. По всей вероятности поселения основывались с 1806 года, когда Буджак, по очищении от ногайцев и турок, стал заселяться задунайскими переселенцами. Самой старой колонией оказывается Курчи, у северного конца оз. Ялпуха, основанная в 1810 году. Бессарабские гагаузы есть выходцы с Балканского полуострова. Они до сих пор живут здесь по берегу Черного моря, в Варне и к северу от нее, в Бальчике, Каварне, а также в восточной Болгарии, в округах Нового Базара, Провадии, Добрича, наконец, в румынской Добрудже, в селении Бейдаут. Кроме того сургучи, живущие к юго-востоку от Адрианополя, в окрестностях Хавсы, числом около 7000 душ, есть по языку и нравам те же гагаузы их. Наконец, есть сведения, что гагаузы турки-христиане живут в Македонии, в округе города Серее Сер. Говорят гагаузы, по исследованиям Мошкова, на том же языке, что и гаджялы, т. Jirecek 1891 полагает, что гагаузы — это половцы или куманы.
Её подвязывали передником. Голову украшали небольшим белым шарфом, который накрывали чёрным или пёстрым крупным платком. Традиционный гагаузский мужской костюм состоял из рубахи и штанов. В качестве пояса использовали красный кушак. Летом голову покрывали короткополой шляпой, зимой надевали меховой колпак. Пастухи в холодное время носили шубы из овечьей шерсти мехом внутрь. Они остались христианами, а принципы этой религии остаются господствующими и в наши дни. Но, что интересно, христианские обычаи тесно переплелись с языческими обрядами, причём это можно заметить и в наше время. Одним из любимейших праздников гагаузов стал День Святого Николая. Обязательными блюдами становятся в этот день заливное и пшеничная каша с рыбой. Именно эти угощения считаются своеобразными жертвоприношениями Николаю. Одним из самых ценных подарков для гагаузов остаётся изображение волка или любой другой «волчий» предмет. Издавна у этого народа существовал культ волка, причём он сохранился до сих пор. Путешественники, побывавшие на их родине, рассказывают, что этот народ крайне доброжелателен, а его гостеприимство не знает границ. Но гордятся гагаузы не этими качествами, а своей стойкостью, благодаря которой сумели сохранить религию и культуру.
Гагаузы: что за нация и где они живут
Гагаузы, в отличие от молдаван, и на заработки ездят, помимо России, не в страны Южной Европы, а в Турцию, где хорошо понимают язык, и в Болгарию, где их считают болгарами и потому легко дают гражданство. Оказывается, долгое время гагаузы не были официально обозначены как отдельный народ, пока этот факт не разглядел российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Мошков. гагаузы тысячу лет жили на побережье в Добрудже. Гагаузы– тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака. И только мы Гагаузы не правильные в глазах у Санду. Гагаузский правозащитник, основатель движения «Гагауз халкы» («Гагаузский народ») Иван Бургуджи сказал «НГ»: «Необходимо неукоснительно соблюдать требования норм Конституции РМ об особом правовом статусе Гагаузии.
Глава Гагаузии Гуцул: мы обратимся за помощью к России, если Молдавия введёт войска
Их целью стал компактный район, где жили гагаузы. Глава Гагаузии Евгения Гуцул рассказала о том, как на самом деле живет народ Молдавии. Гагаузию называли «охранным отрядом» Византии, этот народ сохранил веру под игом Османской империи. В Гагаузии 2 октября состоится съезд депутатов всех уровней, который обратится к России и Турции с просьбой защитить автономию от Румынии, которая, по сведениям гагаузов, может оккупировать.
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов
Что известно о Гагаузии и ситуации вокруг выборов главы автономии | «Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку. |
Гагаузы Молдовы. История формирования гагаузского народа, языка и традиции гагаузов | Гагаузы – это тюркский народ христианского вероисповедания, проживающий в основном на территории исторической тюркской области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной. |
Страна трех городов и двадцати девяти сел
Гагаузы проживают в Молдове (153,5 тыс. человек), на Украине (31,9 тыс. человек), в России (10,1 тыс. человек). Проживают гагаузы преимущественно в Бессарабии (Молдавия), где имеют собственную автономию, а также в Болгарии, Греции, Украине, России и других странах. Кроме того, президент страны Майя Санду и ПДС попытались объявить незаконной победу Евгении Гуцул на прошлогодних выборах главы Гагаузии.
Гагаузы, кто они?
«Где живут гагаузы?» — давайте вспомним интересную видеозарисовку. автономного образования Гагаузии(Гагауз Ери).Государственный флаг автономии отражает его демократические начала, символизирует прошлое, настоящее и будущее гагаузского народа. Русский язык для гагаузов — это пуповина, благодаря которой гагаузский народ выживает в современной Молдавии. Гагаузы — это проживающий в Молдавии тюркоязычный народ, православного вероисповедания. Фольклор гагаузов Гагаузы - где живут и численность Гагаузы в XIX—XX вв. Традиции гагаузов Жилище и одежда гагаузов.
Гуцул рассказала, в каком случае Гагаузия обратится к России
Супруги Тащи Лидия, супруга Григория тоже родом из Казаклии , училась в Шанталовском сельскохозяйственном техникуме, что в 20 километрах от Липок. Тогда, в 90-х годах, их было 25 студентов-гагаузов. После окончания учебы Лидия по распределению тоже попала в колхоз «Верный путь», чему Григорий был очень рад. Будучи дома, в Гагаузии, он делал все, чтобы добиться расположения Лидии. В 1992 году они едут в родное село Казаклия, где Григорий по всем гагаузским обычаям просит руки Лидии у ее родителей. Дом Григория и Лидии Тащи Сегодня Григорий и Лидия живут в доме, который в 1992 году им выделил колхоз, а на приусадебном участке в 30 соток всегда богатый урожай. Григорий вместе с другом, тоже гагаузом Петром Данчем кстати, он тоже казаклиец , обрабатывают 280 гектаров земли. Выращивание многолетней кормовой травы и зерновых позволяет Григорию успешно заниматься фермерством. В 2015 году жители четырех деревень — Даньково, Хицовка, Зимницы и Липки — оказали Григорию Тащи высокое доверие, избрав его депутатом Даньковского поселения. Так у Григория прибавились еще и депутатские обязанности.
Однако, как оказалось, работа сельского депутата намного шире: расчистить заросшие обочины проселочной дороги, убрать занесенные снегом дороги зимой. Спасает слаженная работа с администрацией Даньковского поселения. Совместными усилиями в деревне была отремонтирована криница, установлена автобусная остановка», — рассказывает Григорий Тащи. Фамилия Григория Николаевича Тащи в переводе с гагаузского означает «каменщик». Перевод никак не соотносится с видом его деятельности. Зато характер и сила духа тверды как камень. А вот сама фамилия Тащи для русского человека звучит прямо и буквально: «тащить». И он, Григорий Николаевич, тащит на себе все: домашний быт и хозяйство, проблемы и нужды деревни. И с этим наш герой неплохо справляется!
Главная улица деревни Липки Население деревни — около 200 человек. Из них 46 человек — гагаузы, подавляющее большинство из которых — казаклийцы. Еще три гагаузские семьи купили дома в этой деревне, но пока живут в Москве. Если пройтись по российской деревне, легко можно определить, в каких домах живут гагаузы. В их дворах и на их участках растут нехарактерные для этого региона кусты и деревья. Мы очень рады, что они принялись и, более того, плодоносят. Глядя на эти кусты и деревья, мы вспоминаем нашу малую родину», — рассказывает супруга Григория Тащи Лидия. По данным переписи населения Российской Федерации 2002 года, в России проживали 12 210 гагаузов. Из них 3 754 — в Центральном федеральном округе.
Поток гагаузов в Россию особенно усилился в начале 2000-х годов, когда Молдова переживала не лучшие времена: в стране начался тяжелый экономический кризис, который затянулся на годы. Устав от жизни на два государства, все больше гагаузов приняли для себя решение переехать в Россию на постоянное место жительства. Казаклийская семья Куюжуклу более 10 лет живет в деревне Липки. Тогда, в начале нулевых, причин для их переезда было предостаточно, но самая главная из них — это то, что они устали ждать перемен к лучшему. Мы были гастарбайтерами долгие годы, где работали, там зачастую и жили, прямо на стройке. Заработанные деньги вкладывали в ремонт родительского дома в Казаклии. За несколько лет наших скитаний в родном селе, впрочем, как и во всей Молдове, в лучшую сторону ничего не изменилось. Во всяком случае, для простого рабочего класса. Мы понимали, что кризис в Молдове затянулся и что ждать резких улучшений не стоит.
У нас уже был сын Петя, мы планировали иметь еще детей, и при этом понимали, что должны обеспечить им хорошее будущее», — рассказывает Николай Куюжуклу. Мы практически не видели, как растет наш ребенок. Мне было очень тяжело. Я чувствовала себя виноватой перед моим ребенком за то, что оставляю его и уезжаю на несколько месяцев. Хотя он был обеспечен всем необходимым, у него не было самого главного — не было родителей рядом с ним», — вспоминает супруга Николая Светлана. Лишь в 2003 году Николай и Светлана забирают сына Петю в Россию. Они решают приехать в деревню Липки, так как здесь жили их родственники. Первое время я с детьми жила у сестры, а муж продолжал работать на стройке в Москве.
Такой версии, чаще всего в самой Турции придерживаются.
В пользу такого момента говорит крайняя близость гагаузского языка гагауз дили к собственно турецкому. Пример гагаузского языка Пример гагаузского языка Едва заслышав гагаузскую речь, турки нередко принимают ее за турецкую же. Даже азербайджанский и крымско-татарский языки не так турецкому близки, как гагаузский. Любопытно, что Мустафа Кемаль Ататюрк, в 1920-е годы очищая турецкий от наносов бесчисленных персидских и арабских заимствований, немало слов заимствовал из более чистого гагаузского. Да-да, гагаузы - христиане. Причем православные. Наряду с чувашами да якутами один из немногих крупных тюркских народов, что исповедует веру христову. Правда, есть одна тонкость - в языке гагаузов немало арабских и персидских слов, Бога они называют Аллахом. То есть, скорее всего, предки гагаузов прежде исповедовали ислам.
В Болгарии уверены: гагаузы это перешедшие в Османской империи на турецкий язык болгары. Кстати, сами гагаузы любят гордо заявлять о себе как об "эски булгарлар" - потомках древних тюрок-булгар, что захватили Балканы еще полторы тысяч лет назад, став основателями современной Болгарии. В общем, сами видите, версий тут хоть отбавляй гагаузского происхождения. Возможно, истина где-то посередине - у разных гагаузов при анализе ДНК обнаружены разные корни - у кого турецкие, у кого греческие, болгарские, или даже татарские... Гагаузы: что значит это слово? Национальный флаг гагаузов Национальный флаг гагаузов Сегодня в мире насчитывается около 250-300 тысяч гагаузов.
И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", — говорит башкан глава Гагаузии Евгения Гуцул. В Молдавии два анклава, не согласных с прозападной политикой нынешнего Кишинева: Приднестровье, где стоят наши миротворцы, и Гагаузия — маленькая территория с населением в 150 тысяч жителей и при этом широкой автономией. Ее глава Евгения Гуцул на выборах победила под лозунгом партнерства с Россией, чем сразу нажила себе врагов в молдавских элитах.
Глава автономии сдержала обещание. Она активно налаживает экономические связи с Россией. Вот главный итог двухдневной поездки Гуцул в Москву: с 1 мая в Гагаузии начнут действовать карты "Мир", а значит, этот молдавский анклав сможет напрямую работать с российскими компаниями. Потому что у бюджетников, у пенсионеров будет возможность получить надбавку к зарплате, к пенсии", — сказала глава Гагаузии. В начале марта — в день, когда президент Молдавии Майя Санду предлагала французскому коллеге Эммануэлю Макрону разместить в Кишиневе французские войска, — Гуцул в Сочи общалась с Владимиром Путиным.
Сергей Сорокин Мудрец 11410 16 лет назад "Гагаузы - это народ, говорящий на турецком языке, но исповедующий православие". И хотя гагаузский язык близок, но отнюдь не идентичен турецкому, однако уже из этого краткого определения видно, что в судьбах этого народа особенно ярко запечатлелись исторические противоречия в развитии эгов-востояной Европы. Основная часть гагаузов живет на юге Молдавии, в районе, который получил историческое название "Буджак". Расселена эта часть гагаузов очень компактно вокруг городов Комрат, Чадыр-Лунга, Вулканешты, а также в районах, прилегающих к Одесской области, и составляют тут чуть меньше половины населения. Часть гагаузов во время второй мировой войны была выселена в Казахстан, где сохраняются их колонии. Как же сложилось столь редкое сочетание языка и религии, ведь тюкский язык на юге Европы обычно сочетался с мусульманством? По мнению большинства исследователей, гагаузы - прямые потомки племен, населявших "Поле" - степную зону, протянувшуюся от Алтая до Карпат, и кочевавших по этой степи в основном с востока на запад.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Предположительно, было это во времена принятия христианства. Предками гагаузов могли быть тюркоязычные булгары. Известно, что они мигрировали на Балканы в VII веке, после чего приняли христианство. Слияние столь непохожих культур породило новый этнос. Гагаузы могли выделиться в результате отуречивания местного населения. Прародителями гагаузов могли оказаться и турки-сельджуки, которые в XIII веке переселились в Добруджу. Гагаузы представляют собой потомков огузов, о чём может говорить даже их название.
Гагаузы — таинственный народ, ведь их происхождение до сих пор загадка для учёных Насколько вы могли заметить, каждая из версий значительно отличается от остальных, причём каждая имеет своих сторонников и противников. Нельзя исключать, что историки до сих пор не могут найти единства во мнениях из-за того, что не одно, а несколько предположений являются верными. Гагаузы вполне могут оказаться народом, появившимся в результате влияния тюрков на местных жителей Гагаузии, да ещё и подвергшимся отуречиванию. Внешность и традиционный костюм Если говорить о внешнем облике гагаузов, то он мало чем отличается от представителей соседних этносов. Кроме того, исследователи замечают, что гагаузы — некий средний эквивалент всех соседних народностей, причём от каждого это племя выбрало наилучшие черты. Это люди среднего роста с достаточно широкими лицами, чаще всего тёмными волосами и светло-карими глазами, имеющими прямой нос правильной формы а может, быть именно здесь кроется ответ на загадку происхождения названия «гагауз» — «прямой нос»?
Традиционная одежда имеет свои колоритные особенности. В женском наряде основная роль отводилась широкой длиннополой рубахе.
Авторы исследования также выдвигают гипотезу, что тюркский язык является заимствованием, а предки гагаузов — это коренные жители Балкан [11]. История[ править править код ] В связи с тем, что на сегодняшний день не найдено исторических документов, датирующихся ранее XIX века, где бы упоминалось название гагаузского народа, история гагаузов до сих пор является предметом спора у историков. Ниже приведены основные предположения: XIII век 1259—1320 — период христианизации предков гагаузов на Балканском полуострове , оказавшейся возможным главным образом в результате многолетней миссионерской деятельности легендарного Сары Салтыка , который в различных балканских легендах отождествляется с такими христианскими святыми, как святой Георгий , святой Илья , святитель Николай , святой Симеон , святой Наум или святитель Спиридон. XIV век 1320—1347 — предки гагаузов находились в независимом болгарском Карвунском княжестве под предводительством тюркоязычного христианина кыпчакского происхождения Балык Бей. Карвунская земля Karvunum Terra находилась на северо-востоке сегодняшней Болгарии с центром в городе Карвуна. XIV век 1347—1400 — гагаузы в независимом болгарском Добруджанском княжестве под предводительством Добрича сына Балыка , а после него c 1386 года Иванко сын Добрича. Добруджа — ныне географическая область северо-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. XIV—XIX век 1400—1812 — гагаузы внутри Османской империи , в той же Добрудже, территория которой в османских исторических документах упоминается под названием Уз Эйалети, что в переводе на русский значит «их родина или их семья».
По статистике численности населения внутри Османской империи, датируемой 1597 годом, в г. Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом.
Нынешняя глава Гагаузской автономии Молдавии Ирина Влах уже поздравила победительницу. Кишинев делал все, чтобы помешать избранию Гуцул Как заявила сама Гуцул, она намерена наладить диалог между автономией и официальным Кишиневом. Избранная глава Гагаузии также пообещала в первую очередь заняться возвращением жителей автономии, поскольку с каждым годом из нее уезжает все больше людей, открыть новые крупные предприятия, восстановить старые. Особо она выделила проблемы плохой воды, отсутствия канализации, плохой инфраструктуры, которые просили решить избиратели. Однако гораздо интереснее международная политика, которую планирует проводить Гуцул.
Мы хотим дальше дружить с Российской Федерацией, дружить с другими странами.
Даже будучи частью Османской Империи гагаузы обладали определенной независимостью, во многом благодаря своим этническим связям с турками, являясь потомками одного народа - огузов, общаясь на одном языке и обладая единой историей вплоть до XII-XIII веков. Часть гагаузов мигрировала в Россию через Дунай в 1750-1846 годах. Они поселились в Южной Бессарабии. До 1807 года часть из них покидают Буджак под давлением царской России и переселяются в Крым, Приазовье и Ставрополье. В оставленных ими землях и появились задунайские переселенцы - гагаузы и болгары.
Россия выделила задунайским переселенцам неосвоенные земли, определила ряд экономических и правовых льгот, создала условия для изучения русского языка и помогла им обосноваться на новых территориях. Одновременно этот край заселяли жители из Северной части Бессарабии, беглые крестьяне из внутренних губерний России, немецкий колонисты из Варшавского герцогства и других мест. Гагаузы обосновали селения Авдарма, Комрат, Конгаз, Томай, Чишмикиой и другие, располагавшиеся в основном в центральном Буджаке. Переселение гагаузов продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 гг. Тяжелым трудом переселенцам удалось превратить пустынную буджакскую степь в обжитый сельскохозяйственный район. За исключением пятидневной независимости в 1906 году, когда в результате крестьянского восстания была объявлена Комратская республика, гагаузский народ находился под властью Российской империи, Румынии, Германии.
Национальное самосознание и процессы возрождения, теплящиеся в среде гагаузской интеллигенции, получили распространение в конце 80-х годов, когда в Советском Союзе начались демократические перемены, и появилась возможность заявить о культурных и экономических проблемах гагаузов. Активисты из числа гагаузской интеллигенции, объединив усилия с другими этническими меньшинствами, создали движение "Гагауз Халкы" Гагаузский народ в 1988 году. В 1989 году "Гагауз Халкы" провели свой первый съезд, где было принято решение о создании гагаузской автономии на юге Молдовы со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было декларировано создание Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало декларацию. Национальное движение получило всенародный характер, когда румынский язык был принят как государственный язык в Молдове. Многонациональное население Юга Молдовы отнеслось к этому решению неоднозначно.
Обострившиеся языковые, культурные и экономические проблемы подтолкнули население региона не повиноваться кишиневским властям и поддержать стремление гагаузского народа к независимости. Только в 1994 году 23 декабря парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии Гагауз Ери , решив конфликт мирным путем. Этот день - день образования Гагаузии является национальным праздником. Многие европейские правозащитные организации признали Гагаузию, как удачный пример разрешения локальных национальных конфликтов для других стран. В результате референдума определились границы Гагаузии.
Конгаз - самое большое село в Европе. Что едят гагаузы, как выглядят их дома и подвалы
Поделиться Гагаузы,во многом загадочный народ. Не имея своей письменности, он сохранил в течение многих столетий свой язык, свой самобытный культурный уклад, довольно богатое народное творчество. Гагаузы— тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. По переписи 2004 года в Республике Молдова насчитывалось 155,6 тысяч гагаузов. Около 40 тыс. История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Историческому гагаузоведению достоверно известны следующие факты по истории народа.
После встречи с президентом РФ Владимиром Путиным главу Гагаузии, по сути регионального политика, знает почти каждый и в нашей стране, и далеко за ее пределами. И та атмосфера, где русскоговорящие люди, где все написано на русском языке, как будто я возвращаюсь в детство", — говорит башкан глава Гагаузии Евгения Гуцул. В Молдавии два анклава, не согласных с прозападной политикой нынешнего Кишинева: Приднестровье, где стоят наши миротворцы, и Гагаузия — маленькая территория с населением в 150 тысяч жителей и при этом широкой автономией. Ее глава Евгения Гуцул на выборах победила под лозунгом партнерства с Россией, чем сразу нажила себе врагов в молдавских элитах. Глава автономии сдержала обещание. Она активно налаживает экономические связи с Россией. Вот главный итог двухдневной поездки Гуцул в Москву: с 1 мая в Гагаузии начнут действовать карты "Мир", а значит, этот молдавский анклав сможет напрямую работать с российскими компаниями. Потому что у бюджетников, у пенсионеров будет возможность получить надбавку к зарплате, к пенсии", — сказала глава Гагаузии.
НЕТ»; Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения «Альянс врачей»; Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10. Минина и Д. Кушкуль г. Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул.
Варна проживали: тюрки христиане — 582 дома, греки — 120 домов, копты — 31 дом. Так как по данной статистике болгар среди народов проживающих в Варне в 1597 году нет, следует вывод, что болгары начали заселять Варну относительно недавно. Другой вывод — титульным народом города Варна являлись гагаузы, так как на балканском полуострове тюркоязычными христианами являются только гагаузы. Этот период известен в истории Балкан как кырджалийство, по бандам Кырджалы , терроризировавшим народы балканского полуострова.
В связи с этим явлением, а также в связи с тем, что на Балканах уже много лет шла война между Российской и Османской империями, а Россия предлагала выгодные условия жизни в Бессарабии , часть крестьян , в том числе часть гагаузского населения, эмигрировали с территории Балканского полуострова на территорию Бессарабии. Не мигрировавшая в Бессарабию основная часть гагаузов в дальнейшем была разделена в границах исторической Добруджи между Румынией и Болгарией и постепенно была ассимилирована в румын и болгар соответственно. XX век: Январь 1906 г. Большая часть гагаузов находилось на её территории 1941—1944 гг. Территория Бессарабии входила в состав Румынии. Меньшая часть гагаузов до сих пор проживает на территории современной Болгарии в районе Южной Добруджи, но молодое поколение разговаривает преимущественно на болгарском языке.