Самый знаменитый уральский писатель — Павел Петрович Бажов (1879-1950), автор известной книги сказов «Малахитовая шкатулка»! Откройте для себя необычные, удивительные и интересные факты о Павле Петровиче Бажове, русском писателе, фольклористе и журналисте, известном своими очаровательными уральскими сказами. В биографии Павла Бажова указывается, что сам он никогда не был фольклористом, и не делал того, что должны делать исследователи подобной направленности. Его жизнь полна интересных фактов, связанных не только с работой, но и личной жизнью. О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ?
Интересные факты о Павле Бажове
Прототип главного героя бажовских сказов, Данилы-мастера, согласно книге «Режевские сокровища», родился и вырос на уральской реке Реж, в деревне Колташи, это знаменитый горщик Данила Зверев. Бажов скончался в Москве 3 декабря 1950 года. Похороны состоялись в Свердловске на Ивановском кладбище 10 декабря 1950 г. Могила писателя находится на холме, на центральной аллее кладбища. В 1961 году на могиле установлен гранитный памятник. Авторы памятника — скульптор А. Степанова и архитектор М. Писатель изображён сидящим на камне в спокойной, непринуждённой позе, руки лежат на коленях, в правой руке — курительная трубка. Высота памятника — 5 метров.
У подножия его на каменной плите высечена надпись «Бажов Павел Петрович. Памятник окружён цветником.
Первая публикация — альманах «Уральский современник», кн. Впервые опубликован в «Московском альманахе», 1939 год Солнечный камень. Задуман в 1941 году. Опубликован в сборнике «Ключ-камень» Свердлгиз, 1942 Сочневы камешки.
Впервые опубликован в газете «Литературный Урал» 22 февраля 1943 года. Герой сказа — русский мастер Иван Бушуев Тараканье мыло. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий» 1941 год, март Травяная западёнка. Впервые опубликован в газете «Уральский рабочий», 1940 год Хрустальный лак. Впервые опубликован 12 июля 1943 года в газете «Литературный Урал». Принадлежит к группе «озорных» сатирических сказов, высмеювающих заграничных проходимцев, стремящихся поживиться за счёт русских богатств Чугунная бабушка.
Опубликован впервые 8 февраля 1943 года в газете «В бой за Родину! Шёлковая горка. Напечатан впервые 7 ноября 1947 года в газете «Уральский рабочий». Посвящён русским мастерам-новаторам Широкое плечо. Советский исследователь Р. Гельгардт установил, что П.
Бажов при написании сказов изучал исторические документы, но если в исторических исследованиях по какому-то вопросу было разногласие, то писатель «отвергал все, что было не в пользу России, Урала, не в интересах простого народа» [21] [21]. Примеры таких трактовок [21] : Ерофей Марков — житель уральского села Шарташ сказ «Золотые дайки» ; Ермак — выходец с Урала сказ «Ермаковы лебеди» ; Получение асбестовой пряжи и месторождение асбеста около Невьянска открыла крепостная девушка сказ «Шёлковая горка». Влияние сказов на уральскую фольклористику[ править править код ] Сами сказы не являются фольклорным материалом. Исследователь В. Блажес отметил, что Бажов собирал фольклор как писатель, не записывая того, что должен записывать учёный-фольклорист и не проводя паспортизации хотя Бажов о паспортизации знал [22]. Сказы и деятельность Бажова оказали значительное влияние на уральскую фольклористику, на десятилетия определив направление её развития — сбор «рабочего фольклора».
Немало способствовал этому сам Бажов, который часто посещал преподавателей и студентов Уральского государственного университета УрГУ , наставляя их на собирание рабочего фольклора, инициировал фольклорные экспедиции в города и посёлки городского типа для сбора «рабочего фольклора», давал методические советы по его записи и называл населённые пункты, где его надо собирать [19]. При этом отбрасывалась значительная часть фольклора населения Урала, прежде всего крестьянский фольклор. Об этом явлении можно судить по тому, что собирателю фольклора И. Стяжкину было указано фольклористом университета В. Кукшановым, что «всякие элементы религиозного содержания, грубоватого просторечья совершенно недопустимы» [19].
А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии. А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр. В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве. Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е. Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя». Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно. Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью. Хотя все сказы Бажова «рассказаны» дедом Слышко — Василием Хмелининым из Полевского, — фольклорными они все-таки не были. Рукописи доказывают, что писатель тщательно разрабатывал характеры персонажей, выверял их, искал убедительные языковые формы. Бажов поменял характер самого Хмелинина: у заводского сторожа XIX века не было «пролетарского» самосознания, а в сказах Бажова оно выступает на первый план. Позднейшие антропологические исследования доказали, что уральцы действительно слышали о разных персонажах Бажова. Правда, в 1981 году пожилые жители Сысерти рассказывали, что знали Хозяйку медной горы, но на подробные расспросы о ней отвечали, что исследователям стоит читать Бажова, потому что «у него хорошо написано». Но некоторым все-таки хотелось, чтобы истории уральского сказочника были настоящим фольклором. Например, поэт Демьян Бедный активно убеждал общественность в том, что все сказы Бажова — настоящий фольклор горы Азов, который писатель бережно сохранил. Самому Бедному аутентичность сборника была выгодна: он мог взять фольклорный материал и переложить его на стихи, получив собственное, авторское произведение, которое планировал назвать «Горная порода. Поэт Демьян Бедный Демьян Бедный работал титанически, производя от 69 до 167 стихов «дневной продукции». Но в 1940 году он узнал, что Бажов достаточно сильно обрабатывал свои сказы. После смерти Бедного «Горную породу» все-таки опубликовали. С началом Великой Отечественной войны выдумка в сказах Бажова стала очевиднее: писатель старался создавать новые истории под военную повестку. Вспомнились уральские заводские немцы, которых не было в историях Хмелинина. Павел Петрович окончательно признал, что его произведения вряд ли можно назвать фольклорными. Всего писатель создал 56 сказов. В СССР по мотивам сказов были сняты четыре мультфильма и один фильм. Книга многократно переиздавалась с разными иллюстрациями, а сейчас к выходу готовится академическое издание сборника «Малахитовая шкатулка» — там каждой сказ будет сопровождаться небольшим комментарием филолога. Писатель уделял меньше времени литературной работе из-за того, что в 1946 году его выдвинули кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР от Свердловской области. В ближайшие дни надо будет отправляться в Красноуфимск, а оттуда по районам, которых немало.
Доклад о Бажове. Проект Павел Петрович Бажов. Павел Петрович Бажов факты. Доклад про Бажова. Бажов презентация 5 класс. Павел Петрович Бажов о нем. Особые черты личности Бажов Павел Петрович. Сказы п п Бажова. Рассказ про Бажова 4. Рассказы п. Краткая биография Бажова. Факты о Бажове. Факты о Павле Бажове. Цитаты Бажова. П П Бажов автобиография. План по литературе 5 Бажов Павел Петрович. Творчество п п Бажова. Презентации о п. Бажов биография презентация. Павел Бажов презентация. Павел Петрович Бажов биография для 5 класса. Павел Бажов биография 4 класс. Родители Бажова Павла Петровича. Творчество Павла Петровича Бажова детство. Семья п. Биография Павла Петровича Бажова. Бажов Павел Петрович 3 класс. Бажов Павел Петрович годы жизни. Писатель сказочник Бажов. Павел Бажов писатель. Доклад про Павла Петровича Бажова. Доклад про Бажова для 5 класса. Доклад п п Бажов. Сообщение о творчестве п Бажова. Павел Петрович Бажов план для 5 класса. Проект Бажов Павел Петрович 3 класс. Бажов творчество. Интересные факты о жизни и творчестве Бажова. Сообщение о жизни и творчестве п п Бажова. Биография Павла Петровича Бажова 4 класс.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова
Кто хочет окунуться в эпоху того времени, тому интересна будет книга «Павел Петрович Бажов в воспоминаниях». К 145-летию Павла Бажова вспоминаем малоизвестные факты из его работы депутатом. В заключение перечислим ещё ряд интересных фактов из жизни замечательного уральского писателя. русский советский писатель, журналист, краевед, живший в Екатеринбурге.
Факты из биографии бажова
И теперь мы имеем возможность убедиться, что искусство возникает из недр самой жизни — в прямом и переносном смысле. После того, как с самой высокой трибуны прозвучали директивные слова о Маяковском, что он «был и остается крупнейшим поэтом советской эпохи», его наследие, по выражению Пастернака, стали вводить насильно, как картофель при Екатерине II. И тем самым отвадили от Маяковского читающую публику, хотя это идеальный поэт для юношества. Наряду со своими сказами автор «Малахитовой шкатулки» интересен и своей судьбой, своей личностью. Для меня важна такая категория как творческое поведение, когда мы соотносим жизнь писателя с его творчеством: как он выглядит, как себя ведет за пределами письменного стола. В этом смысле и внешний облик, и биография Павла Петровича абсолютно совпадают с содержанием его литературных трудов. Согласитесь, Бажову очень идет его борода, как шла она другому нашему мудрецу — Льву Толстому. Чтобы написать сказы, для этого самому надо было быть средоточием векового опыта, мудрости. Писателем Бажов стал в 60 лет, первое издание «Малахитовой шкатулки» вышло в свет в 1939 году.
А до этого он окончил духовное училище и семинарию, учительствовал, воевал в гражданскую, работал газетчиком, пережил партийную опалу. А после того, как благодаря своим сказам стал орденоносцем, лауреатом Сталинской премии, депутатом Верховного Совета СССР, он продолжал жить жизнью обычного человека, в чем свердловчане могли убедиться, заглянув на улицу Чапаева, в дом семьи Бажовых. Когда писателя провожали в последний путь, весь проспект Ленина был полон людьми, как не на всякой демонстрации. И это тоже было свидетельством народного признания. Насколько эта ментальность свойственна современным уральцам? Смотрите, немало героев русской классики XIX века заняты напряженной внутренней жизнью еще и потому, что им не надо постоянно работать ради куска хлеба, они сосредоточены на самопознании, самоанализе. А у Бажова человек — прежде всего работник, но трудится он не только ради заработка, он хочет стать мастером своего дела. Бажовский герой переживает за результаты труда как поэт, у которого не получаются стихи, а у него — каменный цветок.
Томление мастера по идеалу — вот что такое уральский характер по Бажову. В какой степени бажовские традиции прослеживаются в творчестве современных писателей и поэтов? В последнее время работы приходят и из-за рубежа. Главный критерий отбора — мастерство, это качество считал самым важным Павел Петрович. Хочется верить, что за годы существования премии не было такого, чтобы ее дали тому, кого Бажов бы не одобрил.
Некоторые факты биографии Родился Бажов 15 27 января 1879 г. Учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской духовной семинарии до 1899 г. С 1876 г. Перми, записывал сказы. В 1905 г.
Становится учителем русского языка. Женился на своей ученице, в семье родилось четверо детей. Впервые начал печататься в 1913 г. Мамин-Сибиряк как писатель для детей». В городе Камышлове в феврале 1917-го был избран в первый Совет рабочих и солдатских депутатов по списку эсеров. В июле того же года — главный редактор городской газеты.
Супруги Бажовы прожили вместе душа в душу 40 лет. Валентина Александровна в свою очередь говорила что любила мужа в последний день его жизни так же сильно, как в день свадьбы. Она пережила супруга на 20 лет, посвятив это время упорядочиванию архивов писателя. В последние годы жизни Валентина Александровна покинула родной дом, чтобы подарить его государству в статусе музея Бажова. Из семерых детей четы Бажовых порог совершеннолетия перешагнули лишь четверо, а до зрелого возраста дожили только трое дочерей: сын Алексей погиб в результате несчастного случая в 19 лет.
Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами. У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова. А это очень важно для Бажова. Но Бажов заговорил не просто о человеке труда, не только о работнике, который зарабатывает на жизнь себе и своим близким. Для писателя принципиально важно, что работа, труд требуют профессионализма. Его герои взыскуют мастерства, потому-то горщик Данила и назван мастером. Бажов не подозревал о существовании Булгакова, не знал, что у персонажа «закатного» булгаковского романа даже нет имени, он просто Мастер. Но очевидно, что в системе ценностей у того и другого писателя мастерство было определяющим признаком. Международные конкурсы рабочих компетенций, соревнования специалистов в разных сферах производства показывают, насколько мир нуждается в профессионалах. Когда-то мы довольствовались любыми товарами и продуктами, лишь бы они были, а в условиях товарного изобилия появилась возможность выбирать. Раньше я покупал книгу, вне зависимости от того, на какой бумаге она напечатана, — главное, чтоб был интересен текст. А сейчас из нескольких изданий той же «Малахитовой шкатулки» выберу то, которое отвечает моему вкусу. Чтоб притягательность строчек поддерживалась притягательностью книги. Книгоиздательство тоже нуждается в мастерах, как любая сфера деятельности. Один из шестиклассников, прочитав «Малахитовую шкатулку», признался, что сказ ему не понравился, потому что написан «неграмотно, на каком-то древнем уральском языке». Означает ли это, что новому поколению Бажов уже «не по зубам»? Многие реалии, которыми так насыщена «Малахитовая шкатулка», из нынешней жизни ушли. Вместе с ними ушли и обозначавшие их слова. Да, чтение сказов сегодня требует филологического и культурологического комментария, но оно того стоит. И, к счастью, для этого есть «Бажовская энциклопедия». Мы ведь не стесняемся заглянуть в словарь, если не понимаем какое-то иностранное слово, которое пришло к нам вместе с новыми реалиями с Запада. Точно так же полезно заглянуть в диалектные словари, узнать, как раньше говорили люди на той земле, где ты живешь.
Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
Всем известна формула Аполлона Григорьева: Пушкин — наше все. Бажов, может, это не все наше уральское, но без Бажова Урал представить уже нельзя. Как нельзя представить уральца, незнакомого с Бажовым, даже если человек никогда не открывал «Малахитовую шкатулку». Этот человек проезжает по улице имени писателя, ходит мимо памятника Бажову и дома-музея Бажова. Он видит на афишах названия бажовских произведений, замечает, как бажовские строчки так или иначе обыгрываются создателями сувенирной продукции. Бажов нас притягивает, потому что он знает об Урале все, он объясняет нам нас именно как уральцев. Мы живем в космополитическом мире, это данность, нравится нам она или нет.
Премьеры американских фильмов у нас идут в тот же день, что и на родине создателей этих лент. Мы носим те же одежды, что весь мир, потребляем примерно одни и те же продукты. Но в этой большой планетарной деревне очень хочется ощущать свою индивидуальность. А индивидуальность — и человеку, и местности, и времени — даруется прежде всего художником. Бажов — уралец во всем: в выборе тем, сюжетов, героев, ситуаций, но главное, он уралец в языке. Действие сказов Бажова связано с уральскими горами, но парадокс в том, что он вместе с героями устремляется не вверх, в горы, а в гору, в недра.
Его персонажи живут в рудничных поселках, работают в шахте, в забое, возвращаются оттуда — и становятся крестьянами. У жителя Урала связь с землей многожильная, глубинная в буквальном смысле слова. А это очень важно для Бажова. Но Бажов заговорил не просто о человеке труда, не только о работнике, который зарабатывает на жизнь себе и своим близким. Для писателя принципиально важно, что работа, труд требуют профессионализма. Его герои взыскуют мастерства, потому-то горщик Данила и назван мастером.
Бажов не подозревал о существовании Булгакова, не знал, что у персонажа «закатного» булгаковского романа даже нет имени, он просто Мастер. Но очевидно, что в системе ценностей у того и другого писателя мастерство было определяющим признаком. Международные конкурсы рабочих компетенций, соревнования специалистов в разных сферах производства показывают, насколько мир нуждается в профессионалах.
Его отец, несмотря на алкоголь и злой язык, сына обожал, потакал ему во всём. Ещё более терпеливой и мягкой была мама. Так что маленький Паша рос, окружённый заботой и любовью. Долгими зимними вечерами в семье Бажовых любили усаживаться у печи и слушать бабушкины рассказы о том, как встречались работники рудников с таинственными и фантастическими помощниками — Золотым Полозом или горной маткой Хозяйкой, которые иногда относились к людям по-доброму, а иной раз бывали откровенно враждебны. Начальное образование Несмотря на то, что порой финансовое положение семьи было сложное, родители дали единственному сыну достойное образование. Учиться мальчик начал в четырёхлетней земской школе города Сысерти, где сразу стал выделяться своими способностями среди учащихся. Как сам он позднее вспоминал, помог ему в этом Александр Сергеевич Пушкин.
Если бы не томик стихов великого поэта, то возможно Павел Бажов так и остался бы заводским парнишкой с четырьмя классами образования. На тяжёлых условиях досталась ему эта книжка, библиотекарь сказал, что нужно выучить её наизусть. Скорее всего, это была шутка, но Паша воспринял задание всерьёз. Преподаватель земской школы с первых месяцев обучения обратил внимание на смекалку и способности Бажова, он советовал родителям обязательно отдавать сына учиться дальше. Но когда учитель узнал, что Павел знает наизусть весь томик стихов Пушкина, то показал одарённого ребёнка приятелю Николаю Смородинцеву — ветеринару из Екатеринбурга. Благодаря этому неравнодушному человеку Павел получил шанс продолжить учёбу. Обучение в духовном училище По протекции Смородинцева Бажов продолжил обучение в духовном училище Екатеринбурга. Родителям не хотелось отпускать от себя ребёнка, но всё-таки они желали для него лучшего будущего, чем заводской рабочий или смотритель. Поэтому рискнули, и десятилетний Паша уехал в Екатеринбург. Оплата за обучение в этом заведении была самой низкой в городе, тем не менее денег, чтобы снять для Павла жильё, у родителей не оказалось.
На первое время его приютил у себя в доме Николай Семёнович Смородинцев. Мужчина не только предоставил мальчишке кров, но и стал в его жизни лучшим товарищем. Причём впоследствии их дружественные отношения были испытаны временем и сохранились надолго. В Екатеринбурге Павла удивила железная дорога, которая в то время звалась «чугункой», культурная бурная жизнь, каменные дома в несколько этажей. Земский преподаватель хорошо позанимался со своим лучшим учеником. Бажов легко сдал экзамены и поступил в духовное училище. Немного проучившись, Павел перебрался от Николая Семёновича на съёмное общежитское жильё. От училища для студентов снимали несколько комнат в квартире у одного хозяина, там за ребятами следил специально приставленный инспектор. Этого человека писатель впоследствии вспоминал с добротой, хотя поначалу за его постоянные нотации, строгость и замечания ребята инспектора не слишком любили. Уже будучи взрослыми, мальчишки поняли, как ответственно он выполнял свою работу — следил, чтобы хозяева не обижали студентов по вопросу обслуживания и питания, чтобы старшие студенты не издевались над младшими.
Именно благодаря усилиям инспектора в общежитском жилье никогда не процветала дедовщина. А ещё инспектор устраивал с мальчиками чтения, прививая тем самым любовь и вкус к хорошей литературе.
Многие ценят его работы за то, что они являются не только литературным произведением, но и источником знаний о культуре и обычаях уральского народа. Интересные факты Павел Бажов был одним из первых русских писателей, кто обратился к фольклору Урала и создал на его основе свои произведения. Бажов был очень разносторонним писателем: он писал не только сказки, но и рассказы, повести, очерки, пьесы и даже киносценарии. Кроме того, он был талантливым журналистом и публицистом. Бажов был очень скромным и трудолюбивым человеком.
Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова 27 января 2024 Хранитель уральских сказов. К 145-летию со дня рождения Павла Бажова Имя русского советского писателя, фольклориста, публициста, журналиста, автора всемирно известных «Малахитовой шкатулки» и «Уральских сказов» Павла Бажова, 145-летний юбилей со дня рождения которого приходится на 27 января текущего года, к счастью, не забыто и в наши дни. Его в народе помнят, книги, написанные им, по-прежнему охотно читают, обсуждают, переиздают. Хотя, конечно, не такими тиражами, как в советское время, когда произведения писателя можно было найти в любой библиотеке огромной страны, да и в домашних книжных собраниях они у многих наших сограждан также имелись. Как-то Бажова в Свердловске решил навестить известный русский советский писатель, журналист, общественный деятель Борис Полевой, впоследствии вспоминавший: «Вместо могучего, плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой, сутуловатый старичок с реденькой бородкой, в поношенной, уютной домашней куртке, с трубкой, привычно зажатой сложенными в горсть прокуренными пальцами. Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русское лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-под седых приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются живые и веселые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет. Он ведет в кабинет, который сейчас вот почему-то хочется назвать лабораторией.
И в самом деле — комната, наполовину занятая книжными шкафами, вспоминается именно как лаборатория, где этот мудрый старик переплавлял драгоценную руду народных сказок, легенд и пословиц в свои небольшие произведения, где филигранно оточена каждая строка. Все в этой комнате связанно с неугомонной творческой деятельностью старого уральского литературного мастера: и сборники его сказов, изданные на всех европейских и многих восточных языках, и богатая библиотека по истории края, и коллекции минералов, образцы руд, в разное время преподнесенные Бажову рабочими, инженерами, почитателями его таланта, и чернильница, искусно сделанная специально для него камнерезами из черного змеевика, и даже стулья, на которых мы сидим. И из этих его сказов встает во всей красоте и мощи обобщенный образ рабочего-уральца, смелого, умного человека, художника своего дела, неутомимого новатора и творца». Оставил он потомкам и свои сказы, бажовские сказы — часто называемые по имени того, кто и придал этим самоцветам устного народного творчества ювелирную огранку, собрал и обобщил их, философски осмыслил, ввел в большой литературный мир, воспринявший эти удивительные творения восторженно. Уроженец поселения Сысертский завод Екатеринбургского уезда, сын рабочего, выпускник Екатеринбургского духовного училища и Пермской духовной семинарии, работавший учителем русского языка и литературы, служивший уездным комиссаром просвещения, ответственным редактором и секретарем редакции ряда газет, а также главным редактором журнала «Уральский современник», Бажов самую известную свою книгу, чудесную «Малахитовую шкатулку», принесшую ему известность, отмеченную в 1943 году Сталинской премией второй степени, напишет в шестьдесят лет. Не поздно ли? Да, поздновато, тем более что проживет он после ее издания всего одиннадцать лет, бывших, пожалуй, в творческом отношении для него самыми плодотворными.
Биография — Павел Бажов
- Три династии
- Какую тайну раскрывает нам Бажов и зачем ему борода
- Советский журналист и великий сказочник: кем был Павел Бажов, создатель «Малахитовой шкатулки»
- 10 фактов из биографии. П. П. Бажов
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
Творчество Павла Петровича получило широкое признание во всем мире, а его произведения по-прежнему продолжают очаровывать читателей своим образным повествованием и глубокой связью с культурными корнями России. Предлагаем прочитать 50 занимательных, удивительных, необычных и интересных фактов о Павле Бажове. Интересные факты про Бажова Павла Петровича 1. Павел Петрович Бажов родился 27 января или 15 января по юлианскому календарю 1879 года в поселке Сысертский завод ныне город Сысерть , Российская империя. Мать Павла, Августа Стефановна Осинцева, была домохозяйкой, а также занималась шитьем и плетение кружев на заказ.
Все свое детство Павел Бажов провел в Сысерти. В период 1886—1889 годы Бажов учился в Сысертском мужском земском училище, которое окончил одним из лучших учеников. У Павла Петровича была отличная память. Ходит легенда, что однажды Бажов пришел получить книгу Пушкина в библиотеке, а библиотекарь в шутку сказал, что выдаст ее только если Павел выучит наизусть целую книгу.
Он решил принять вызов и выучил книгу Пушкина наизусть. Из-за смены работы отца в 1890 году Павлу Бажову из Сысерти пришлось переехать в поселок Полевской завод. Первый учитель Павла Петровича Бажова, Александр Осипович Машуков, восхищался знаниями ученика и всячески его поддерживал, а после окончания трех классов земского училища содействовал поступлению мальчика в Екатеринбургское духовное училище. После окончания Екатеринбургского духовного училища Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию.
У Павла Петровича в то время было большое желание поступить в университет, но по финансовым обстоятельствам он не смог этого сделать. После окончания духовной семинарии Бажов работал школьным учителем в селе Шайдуриха, а спустя несколько месяцев перешел преподавать в Екатеринбургское духовное училище. У Павла Петровича Бажова были революционные взгляды. В 1905 году во время революции он участвовал в маёвках, нелегальных собраниях рабочих, и даже был арестован.
В 1930 году Павел Петрович опубликовал свою первую и последнюю книгу о современных ему событиях — «Пять ступеней коллективизации». Тогда же была создана книга о крестьянском коммунистическом полке «Красные орлы», названная «Бойцы первого призыва». В 1934 году, когда создавался Союз советских писателей, Павел Петрович в него не вступил: ему казалось, что писателем себя он называть не может, потому что не умеет писать стихи. Считая себя бесталанным поэтом, он любил Маяковского, знал Блока и других поэтов Серебряного века. Начитанность и хорошее чувство слова позволяли Бажову писать отличные рецензии. Под разгромными статьями он подписывался как Чипонев — «читатель поневоле» Но вообще задачу литературной критики Бажов видел не в том, «чтобы бить и добивать, а в том, чтобы поправлять и исправлять». В 1936 году Бажов поступил в Литературный институт на заочное отделение. В письме приемной комиссии он назвал себя автором «продукции летописного порядка», которой он сам был свидетелем, и пояснил: «Настолько я все-таки грамотен, чтобы сознавать свою литературную беспомощность… поэтому хотел бы систематизировать обрывки своих литзнаний по отделению прозы». Это писал человек, к тому моменту уже выпустивший несколько десятков книг разной тематики.
Индустриализация и «Девка Азовка» «Собирайте ваш фольклор, изучайте его» — с таким призывом Максим Горький выступил на Первом съезде советских писателей в 1934 году. В это же время в газетах стали появляться высказывания Маркса и Энгельса о сказках — оказалось, создатели марксизма читали братьев Гримм, изучали героические саги и вообще не осуждали мифотворчество. До этого же, замечал Бажов, «всякая сказка была в загоне: боялись, что с ней идет демонология, близкая к поповщине». В 1930-х годах советской власти сказки стали необходимы: миф имперской России был разрушен, а на его месте за двадцать лет еще не появилось ничего нового. К тому же в стране шла индустриализация, которая лишала исконно заводской Урал его идентичности. Бажову нужно было создать новую версию истории, привлекательную и поддерживающую, но такую, которую можно было легко масштабировать на всю страну. Произошло идеальное совпадение автора и темы: Бажов считал, что историю Урала раньше рассказывали неправильно Потом, в сказе «Шелковая горка», он подчеркивал: «Всякий, кому понадобится о заводской старине рассказать, непременно с нашего завода начинает. Случалось мне, читывал. Не одна книжка про это составлена.
Одно плохо, — все больше про хозяев заводских Демидовых пишут. А ведь тут много зорких глаз да умелых рук требовалось. Немало и смекалки и выдумки приложено, чтоб демидовское железо на славу вышло и за границу поехало. Знаменитые, надо думать, мастера были, да в запись не попали». Первый сказ Бажова «Девка Азовка» был опубликован в 1936 году. Времени заниматься целым сборником у Бажова не было — но уже через год ему помогло несчастье: 25 января он был исключен из партии по доносу в цитировании врагов народа и уволен из редакции. Выживать Бажовым приходилось за счет огорода и небольшой зарплаты свояченицы. Тогда Павел Петрович начал писать первые сказы, восстанавливая по памяти истории деда Слышко. Уже через год, 27 января 1938 года, Бажова восстановили в партии — его доносчик сам попал под репрессии.
А писатель понял, что в 60 лет наконец-то нашел свой жанр. В издательстве сборник предложили назвать по названию программного произведения — «Малахитовой шкатулкой». Оказалось, что потом в нее будет удобно «складывать» новые сказы. Первоначально в сборнике, вышедшем в 1939 году, было четырнадцать сказов — книгу полюбили и на Урале, и в Москве. Правда, детской ее начали считать не сразу: критикам казалось, что тексты Бажова непригодны для детского чтения из-за сложного языка и многозначительности текстов. Но образ рабочего, мастера — сильная идеологическая подоплека — оказался сильнее оторопи перед непривычным слогом. Иногда Бажов подписывался Колдунковым из-за того, что настоящая фамилия значила «бажить», то есть колдовать Е. Колдунковым, например, Бажов подписал свою детскую книгу «Зеленая кобылка», которая вышла в 1940 году параллельно с «Малахитовой шкатулкой». Тогда в прессе появилась рецензия: автор горячо приветствовал «талантливого молодого писателя».
Бажов прочел рецензию и заметил, что насчет талантливости судить не берется, а «что молодой — так это совершенно правильно. Первые шаги в детской литературе делаю». Кудрин «Подобные сказы я, может быть, и слыхал, но не могу сказать, когда и где» В фольклористике термин «сказ» появился еще до Бажова: в лингвистике он определяется особым слогом, отличающимся от литературной нормы, а в литературе — обязательным наличием повествователя, который рассказывает историю разговорным языком. Сам Бажов говорил, что сказы — это не сказки, потому что в них есть практическая подоплека, связь с реальной жизнью.
Карабаш с его залежами медной руды упоминается в рассказе Бажова «Медная доля»: «Карабаш-гору поглядел довольно. Добрых хозяев, понятно, нигде не нашел, а на горы пожаловаться не могу. Везде богатства положено: с закатного боку медь, с восходного — железо». В Златоусте по сей день сохранились потрясающие рыцарские доспехи, сделанные тем самым Иванко Крылатко — мастером Иваном Бушуевым. Он делал их для царевича — сына императора Николая I. Это был заказ царя для сына, но за четыре года, что мастер трудился над латами, царевич вырос и уже не смог их надеть. Сегодня доспехи можно увидеть в краеведческом музее города. Музейные сотрудники любовно называют экспонат Сашенькой. Так выглядит Сашенька 5. Именно Иванко Крылатко придумал знаменитого крылатого коня, который красуется на современном гербе Златоуста. В честь уральского гения Ивана Бушуева в Златоусте установлен памятник и проводится единственный в мире фестиваль холодного украшенного оружия, Всероссийский Бушуевский фестиваль. Впервые опубликован сказ про Иванко Крылатко тоже у нас — в газете «Челябинский рабочий» от 4 апреля 1942 года. В 1944 году Бажов был в Челябинске — выступал в редакции «Челябинского рабочего» перед журналистами и литактивом. Вместе с ним приезжал его друг, писатель Евгений Пермяк, и дочь писателя Ариадна. Кстати, сейчас 98-летняя Ариадна живет в Екатеринбурге.
Родители Павла Бажова не могли придумать, где их сын сможет продолжить образование, потому что на гимназию денег не хватало. Смородинцев посоветовал им Екатеринбургское духовное училище, где образование было качественное и сравнительно недорогое. И добавил: в Екатеринбурге мальчик может жить у него. Потом Бажов будет называть Смородинцева своим «первым революционным учителем». Рассказы деда Слышко Екатеринбургское духовное училище Бажов окончил с отличием и в 1893 году продолжил обучение в Пермской духовной семинарии. На лето он приезжал в родные места. В 1892—1895 годах Павел Петрович часто бывал в Полевском — небольшом заводском городке недалеко от Сысерти. Там жил Василий Алексеевич Хмелинин, который приходился Бажову троюродным дедом. В округе он имел славу отличного рассказчика и знатока местного фольклора. Иногда Хмелинина звали «дедом Слышко» — потому что все свои истории он начинал с присказки «слышь-ко». События большинства сказов деда Слышко разворачивались вблизи Полевского — у Гумешевского медного рудника и горы Азов. Свои истории разным людям Слышко рассказывал по-разному: развлекая заводских хозяев, он делал Хозяйку медной горы не слишком симпатичной фигурой. И наоборот: мальчишки, узнав о Хозяйке от Василия Алексеевича, мечтали когда-нибудь ее повстречать. Истории были яркими — Павел Петрович Бажов запомнил их на всю жизнь. Товарищ педагог Учась в Пермской духовной семинарии, Павел Петрович познакомился с трудами марксистов и анархистов. У семинаристов было небольшое собрание запрещенных книг, где среди сочинений народников были и марксистские тексты. Павел Бажов как человек ответственный был поставлен заведующим библиотекой — на этой должности он провел три года и успел прочитать работы Прудона, Чернышевского, Кропоткина, Маркса и Энгельса. Павел Бажов во время учебы в Пермской духовной семинарии В 1899 году Бажов окончил семинарию третьим по сумме баллов. Его отец к тому времени уже умер, так что деньги на учебу приходилось зарабатывать самостоятельно: Павел Петрович репетиторствовал, подрабатывал в местной газете и разгружал вагоны. К тому же на нем одном оставалась больная, почти слепая мать. Словом, денег Бажову не хватало, и поэтому он не смог поступить в Томский университет: в семинарии его считали «неблагонадежным» из-за периодических просрочек оплаты обучения. Идти в Киевскую духовную академию за государственный счет — то есть обязательно принимать сан — Бажов не хотел. Не имея иного выбора, он отправился преподавать, через несколько месяцев после начала педагогической карьеры попал в родное Екатеринбургское духовное училище и вступил в учительский профсоюз. Здание Епархиального училища. Александровский проспект, 83 В 1906 году Павел Петрович начал преподавать алгебру, русский и церковнославянский в Екатеринбургском епархиальном женском училище. Девушкам нравился молодой улыбчивый преподаватель. У епархиалок была традиция — на литературных вечерах прикалывать атласные ленточки любимым учителям. На пиджаке Павла Петровича никогда не оставалось свободного места. Одной из выпускниц, Валентине Иваницкой, он сделал предложение сразу после выпускного бала. Тогда, в 1911 году, девушке было 19 лет, а учителю — 32 года. Вместе они прожили 40 лет. Об руку смело идем мы вперед, Рано иль поздно, а все же взойдет Русского счастья заря. Оба погибнем на честном пути. Стихотворение П. Бажова на день свадьбы К началу Первой мировой войны у них было уже трое детей, началось строительство дома в Екатеринбурге. На фронт главу семейства призывать не стали: многодетный отец и учитель, он был нужен в тылу. А добровольцем Бажов идти не собирался, был слишком занят политическими делами. Павел Петрович и Валентина Александровна Бажовы, 1911 год Под псевдонимом Деревенский До осени 1917 года Бажов не вступал ни в какие политические партии, а после Февральской революции его избрали сначала председателем исполкома Камышловского Совета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, а потом — городским главой. Вокруг него стали группироваться камышловские большевики. С началом Гражданской войны Бажов отправился добровольцем в Красную армию, где успевал редактировать газету «Окопная правда» и под псевдонимом Деревенский публиковать статьи в районной газете «Известия».
Биография Бажова
Среди наиболее интересных фактов Бажова следует отметить его страсть к путешествиям, которые охватили весь Российский империйский простор. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя). О сказах Бажова критики сразу начали спорить: это он сам придумал или русский народ?
12 интересных фактов из жизни Бажова
Наибольшую популярность писатель Бажов приобрел благодаря сказкам «Каменный цветочек» и «Хозяйка медной горы». В 1999 г. Это были самые интересные факты из жизни Бажова. Если вам понравилась данная статья — поделитесь ею в социальных сетях.
Если вы вообще любите интересные факты из жизни великих людей — подписывайтесь на сайт interesnyefakty. Понравился пост? Нажми любую кнопку: Интересные факты:.
Благодаря стараниям, молодой человек стал одним из лучших выпускников. Примерно в 10 лет Павла Бажова определили в местное духовное училище. Но плата была непомерной. Очень скоро родители уже не могли найти деньги на то, чтобы сын посещал это заведение. Выходом стал перевод в Пермскую духовную семинарию. Обучение в ней стоило куда меньше. После выпуска Павел Бажов должен был стать священником. Однако путь религиозного деятеля его совсем не привлекал.
Молодой человек хотел быть учителем, чтобы нести людям знания. Молодой Бажов с родителями В 1899 году будущий писатель окончил духовную семинарию. Денег, чтобы продолжать образование, не было ни у него, ни у родителей. Потому от идеи поступить в университет пришлось отказаться. Вскоре Бажов устроился работать в сельскую школу в Шайдурихе. Всего через несколько месяцев он перешел в духовную семинарию, где не так давно постигал науки и сам. После революции в 1905 году устроился педагогом в Екатеринбургское епархиальное женское училище, где преподавал русский язык. Здесь молодой человек трудился целых шесть лет.
Девушки были высокого мнения о юном преподавателе, очень любили педагога словесности. Юный Павел Бажов Когда начинались летние каникулы, Павел Петрович ездил по деревням и селам, собирал местные предания, легенды, пословицы. Активно интересовался фольклором. В будущем полученные знания стали ценным источником информации и вдохновения для подготовки самостоятельных литературных произведений. Бажов был не только писателем-фольклористом и учителем. В трудные времена он стал активно интересоваться политикой. Принимал участие в ключевых событиях тех лет. На заре 00-х годов 20-го века молодой человек вступил в партию эсеров.
В ней он состоял вплоть до 1917-го года. Писатель был настоящим революционером. После политических событий конца 10-х, он разочаровался в политике родной партии и примкнул к движению большевиков. После начала Гражданской Войны Бажов стал активным участником подполья. Будучи сторонником коммунистов, он был вынужден перебираться с одного места на другое. Нигде не мог задержаться. Однажды попался в руки белых, но сумел бежать из заключения. Периодически устраивался работать учителем в селах, где занимался просветительской, политической деятельностью.
Готовил участников для подпольной активности. После периода скитаний Павел Петрович остановился в Усть-Каменогорске. В Казахстане он стал устанавливать советскую власть. Активно готовил подпольщиков, сотрудничал с местными партизанскими организациями. После прихода белогвардейцев, Бажов был вынужден какое-то время бездействовать.
У Павла Петровича Бажова было семеро детей, из которых трое умерло, не дожив до взрослого возраста.
До Великой Октябрьской революции Бажов был эсером, а позже вступил в партию большевиков. В период 1918—1920 годов Павел Петрович участвовал в работе по становлению советской власти как в России, так и в Казахстане. Во время Гражданской войны Павел Бажов вступил в Красную армию, был политработником, а также редактором газеты 29-й дивизии в Камышлове. Во время Пермской операции Бажов был пойман колчаковцами и арестован, но сумел сбежать из тюрьмы, после чего долго скитался с поддельными документами. Чуть позже, работая учителем в деревне Бергуль, Павел Петрович сумел организовать партизанский отряд из людей, недовольных колчаковщиной. Бажов также некоторое время сотрудничал с соединениями партизан «Красные горные орлы» и участвовал в подполье.
С 1923 года Павел Петрович Бажов был редактором «Крестьянской газеты» в Свердловске, занимался разбором писем от читателей, а также собирал материалы для своих будущих произведений и писал небольшие очерки о старых заводах. На Бажова за всю его жизнь было подано несколько доносов от недоброжелателей, из-за чего ему пришлось вернуться на Урал, а в 1930-х годах он был два раза исключен из партии, но оба раза был восстановлен. В 1924 году Павел Бажов издал свою первую книгу очерков «Уральские были». Однажды Павлу Петровичу поручили написать книгу, посвященную строительству Краснокамского бумажного комбината, но она так и не вышла, так как многие из главных героев были подвергнуты репрессиям. Первый из уральских сказов Павла Петровича Бажова под названием «Девка Азовка» был опубликован в 11-м номере журнала «Красная новь» в 1936 году. Самым известным произведением Павла Бажова является сборник сказов под названием «Малахитовая шкатулка», впервые опубликованный в 1939 году.
Сказы сборника были вдохновлены уральским фольклором. За книгу «Малахитовая шкатулка» Павел Петрович получил Сталинскую премию 2-й степени. Творчество Павла Бажова часто сравнивают со сказками братьев Гримм и Ганса Христиана Андерсена, но оно имеет отчетливо русский колорит. Произведения Павла Петровича Бажова были переведены на множество языков, и он получил международное признание.
Творчество Павла Петровича получило широкое признание во всем мире, а его произведения по-прежнему продолжают очаровывать читателей своим образным повествованием и глубокой связью с культурными корнями России. Предлагаем прочитать 50 занимательных, удивительных, необычных и интересных фактов о Павле Бажове. Интересные факты про Бажова Павла Петровича 1. Павел Петрович Бажов родился 27 января или 15 января по юлианскому календарю 1879 года в поселке Сысертский завод ныне город Сысерть , Российская империя. Мать Павла, Августа Стефановна Осинцева, была домохозяйкой, а также занималась шитьем и плетение кружев на заказ. Все свое детство Павел Бажов провел в Сысерти.
В период 1886—1889 годы Бажов учился в Сысертском мужском земском училище, которое окончил одним из лучших учеников. У Павла Петровича была отличная память. Ходит легенда, что однажды Бажов пришел получить книгу Пушкина в библиотеке, а библиотекарь в шутку сказал, что выдаст ее только если Павел выучит наизусть целую книгу. Он решил принять вызов и выучил книгу Пушкина наизусть. Из-за смены работы отца в 1890 году Павлу Бажову из Сысерти пришлось переехать в поселок Полевской завод. Первый учитель Павла Петровича Бажова, Александр Осипович Машуков, восхищался знаниями ученика и всячески его поддерживал, а после окончания трех классов земского училища содействовал поступлению мальчика в Екатеринбургское духовное училище. После окончания Екатеринбургского духовного училища Бажов поступил в Пермскую духовную семинарию. У Павла Петровича в то время было большое желание поступить в университет, но по финансовым обстоятельствам он не смог этого сделать. После окончания духовной семинарии Бажов работал школьным учителем в селе Шайдуриха, а спустя несколько месяцев перешел преподавать в Екатеринбургское духовное училище. У Павла Петровича Бажова были революционные взгляды.
В 1905 году во время революции он участвовал в маёвках, нелегальных собраниях рабочих, и даже был арестован.
Бажов: кровавый большевик, жертва режима или солнце уральской литературы?
Павел Бажов — интересные факты. П. П. Бажов известен многим людям с самого детства как «уральский сказочник». Из-под пера Павла Бажова вышли многочисленные публицистические и журналистские тексты, несколько художественных произведений. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. Интересные факты из жизни Бажова расскажут вам о главных качествах и достижениях талантливого писателя. в ней прекрасно передана психологическая атмосфера каждого этапа жизни ее героя).
Рождение и детство Павла Петровича Бажова
- Идейный коммунист
- 12 интересных фактов о Павле Бажове -
- Полосатая жизнь Павла Бажова — Ураловед
- 14 интересных фактов о Павле Бажове
- Духовная «полоса»