с момента революции 1979 года, когда фундаменталисты. последние известия. Датой начала революции в Иране принято считать 8 января 1978 года, когда первая крупная антиправительственная демонстрация была подавлена с необоснованной жестокостью.
Почему Иран против Израиля: краткая история конфликта
Первые годы после исламской революции оказались для Ирана темным временем: при Хомейни страна пережила собственное подобие китайской «культурной революции» с массовыми чистками среди потенциально нелояльных к новому режиму людей. последние известия. Как выглядели жительницы Ирана до Исламской революции 1979 года Еще полвека назад Иран был светским государство |. Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г». В Тегеране отметили 40-летие Исламской революции,News & Politics,meduza,новости,медуза,политика,иран,трамп,роухани,санкции против ирана,иранская ядерная программа,1979,исламская революция,свержение шаха. Иран до исламской революции (24 фотографии) Фотографии Ирана до исламской кая революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви.
Иран в 60-70х годах. Наглядный пример! Как фанатики от религии могут изменить государство...
Всех тех, кто выступил против режима Хомейни, устранили или подавили силовыми методами. Студенты одного из университетов в Иране Лекция в университете. Студентки после занятий. Практически сразу после Исламской революции соратники Хомейни захватили американское посольство, требуя выдать им бывшего правителя страны — Мохаммеда Пехлеви. Иранские военные больше года удерживали заложников из числа граждан США на территории посольства, однако своих целей так и не добились. Женская спортивная команда. Девушки в европейских костюмах. Иранская семья на отдыхе. Хомейни запомнился советским гражданам тем, что направил письмо Михаилу Горбачеву. В нём политический лидер просил руководителя Советского Союза отказаться от коммунизма и призывал к насаждению «истинной веры в Бога». Горбачёв даже составил ответ Хомейни, однако последнего он не удовлетворил.
В этих условиях мигранты были мобилизованы на революционную деятельность. Кроме того, в населённом преимущественно персами центре страны, многие азербайджанцы впервые столкнулись с обращением как с гражданами второго сорта и оскорблениями со стороны персов, что способствовало их отчуждению от режима. Государственная политика Пехлеви по экономической дискриминации периферии, и особенно Азербайджана , также как и подавление культуры этнических меньшинств способствовала поддержке революции среди азербайджанцев. Однако, хотя азербайджанцы составляли значительную часть революционных активистов, а Тебриз был центром антишахских демонстраций, азербайджанцев можно было найти в ядре режима Пехлеви [11]. К концу 1977 года антишахская деятельность стала напористой и открыто оппозиционной. Тебриз , и особенно его университет, был центром этой деятельности. Хотя большая часть этой деятельности была частью общего иранского революционного движения, её особая интенсивность в азербайджанских провинциях показывает, что их жители были особенно отчуждены от режима. Кроме того, многие азербайджанцы , участвовавшие в революции, протестовали на своем родном языке и призывали к коллективным этническим правам.
Например, 28 ноября 1977 года участники демонстрации на базаре в Тебризе несли плакаты с антишахскими лозунгами и выкрикивали требования на азербайджанском языке. Многие жители у Тебризского базара выразили свою поддержку демонстрантам. Вслед за этим, 3 декабря 1977 года, группа учителей и работников образования устроила акцию протеста перед зданием Высшего управления образования в Тебризе. Среди их требований было освобождение из тюрьмы оппозиционных писателей и создание профессиональных союзов, которые защищали бы их интересы и права [11]. Переговоры с лидерами протестующих во время Исламской революции в Тебризе , 1979 год. Тебриз , с самым большим азербайджанским населением в Иране, был центром революционной активности, которая ускорила падение режима Пехлеви. Азербайджанцы воспользовались ослаблением власти режима над их деятельностью, чтобы выразить этническую идентичность и выдвинуть требования, основанные на этнической принадлежности, и многие публикации появились на азербайджанском языке. Тебризский университет был центром наиболее агрессивной антиправительственной деятельности в этот период [11].
Начиная с декабря 1977 года студенты подняли волну протестов против режима Пехлеви. Студенты выбрали 12 декабря 21 Азара по иранскому календарю для организации одной из своих самых важных демонстраций. Эта дата имеет важное значение для азербайджанцев , так как она служит напоминанием как о дне установления, так и дне падения Регионального Правительства Азербайджана в Иране в 1945—1946 годах соответственно. Несмотря на то, что большинство их лозунгов отстаивали общие цели иранцев, выбор даты демонстрирует их азербайджанское самосознание и важность, которую они придавали борьбе своих предшественников. Чувствительный к любым признакам этнической политической деятельности, режим Пехлеви написал в газете « Эттелаат », что демонстрация состоялась 19 декабря [12]. Антиправительственные демонстрации в Иранском Азербайджане не ограничились Тебризом. В феврале 1978 года студенты провели ряд демонстраций в Университете Резайе Урмия. В течение 1978—1979 годов азербайджанские ашуги часто появлялись в автобусах в Иране, пропагандируя революцию своими стихами.
В Тебризе деятельность против шахского режима вступила в новую фазу 18 февраля 1978 года. В ответ на убийство примерно 162 демонстрантов в Куме 9 января, аятолла Шариатмадари призвал население Ирана к забастовке на сороковой день траура по жертвам. Демонстрации были проведены по всей стране, но протест в Тебризе был наиболее ожесточенным и сопровождался насилием. За инцидентами в Тебризе последовала череда волнений по всему Ирану, которая усиливались, поднимая уровень конфронтации с режимом Пехлеви [12]. Аятолла Мохаммед Казем Шариатмадари с аятоллами Мусави-Тебризи [en] и Хомейни , 6 апреля 1962 года Во время инцидентов в Тебризе местная полиция отказалась стрелять по демонстрантам, поэтому шах перебросил вооруженные силы из-за пределов азербайджанских провинций для подавления демонстраций. Предположительно, это в основном азербайджанцы. После беспорядков сотрудники местной полиции, отказавшиеся отдать приказ открыть огонь по демонстрантам, были переброшены из Азербайджана. В местных рядах сил безопасности САВАК была проведена чистка, поскольку ряд ее членов не желали выступать против демонстрантов в Тебризе.
Демонстрация вскоре переросла в восстание, и город был парализован забастовками фабрик, базаров и школ. Демонстранты, разгневанные убийством одного из протестующих, напали на собственность по всему городу. Представители разных слоев населения Азербайджана участвовали в инцидентах в Тебризе, где прозвучали призывы «Смерть шаху! Лозунги демонстрации отражают различные цели и формы идентичности, преобладающие среди азербайджанцев в то время. С одной стороны, люди откликнулись на призыв религиозного руководства к демонстрации, и многие из их лозунгов были происламскими. Тем не менее, многие другие лозунги призывали к демократизации, и даже левые организации, такие как Муджахедин Халг, играли особенно активную роль. Большинство лозунгов было озвучено на азербайджанском языке, демонстрируя цель культурного самовыражения и центральную роль азербайджанского языка для народа. Режим ответил на восстание в Тебризе массовыми репрессиями и арестами.
На подавление столкновений силам безопасности потребовалось два полных дня, сотни людей погибли или были ранены. Шах обвинил этнический сепаратизм как фактор в демонстрациях. Он добавил, что «в некоторых географических регионах нет альтернативы, кроме шовинизма. Иран — один из таких регионов; в противном случае вы бы исчезли, и ваше имя было бы больше не Иран, а Иранистан». Демонстрация в Тебризе положила начало сорокадневному циклу подобных мероприятий по всему Ирану в ознаменование «Тебризской резни» [13]. После восстания в Тебризе антишахская активность вспыхнула по всему Ирану. Это было одним из катализаторов, разрушивших контроль над режимом Пехлеви. В Тегеране азербайджанские базаари [en] сыграли важную роль в организации забастовки на базаре в знак протеста против убийств в Куме.
Азербайджанцы опубликовали заявление в поддержку забастовки, игнорируя указания аятоллы Хонсари [en] , самого высокопоставленного религиозного лидера Тегерана в то время, который возражал против такой акции. Однако главный этнический азербайджанец аятолла Шариатмадари призвал к протесту [14]. Большинство преподавателей и сотрудников университета поддержали студенческие протесты. Многие азербайджанцы пришли в ярость во время траура. Они преследовали группу протестующих и застрелили двух студентов-теологов в доме аятоллы Шариатмадари в Куме. Одна из крупнейших демонстраций революции прошла 10 декабря в Тебризе; в этой демонстрации участвовало 700 000 человек. В тот же день крупные демонстрации прошли также в Ардебиле и Зенджане. Затем к демонстрациям присоединились дополнительные солдаты.
Одна из крупнейших демонстраций революции прошла 10 декабря в Тебризе, в которой участвовало 700 000 человек. В демонстрации 18 декабря в Тебризе, в которой приняли участие 15 000 протестующих, к ним присоединились солдаты Тебризского гарнизона, чья работа заключалась в подавлении демонстраций. Шах Мохаммед Реза Пехлеви покинул страну 16 января [14]. Слева направо: аятолла Хусейн Мусави-Тебризи [en] , Абулгасым Хойи , Али Хаменеи , Садек Халхали и первый премьер-министр Исламской республики Мехди Базарган На следующий день азербайджанские активисты сразу же начали издавать первую азербайджаноязычную газету того периода «Ulduz» в газете также были статьи на персидском языке. Авторы призвали в «Ulduz» к предоставлению этнических прав, в частности права использовать азербайджанский язык, наряду с общими иранскими целями. Быстрая публикация «Ulduz» доказывает, что требования по этническому признаку существовали и раньше, и что многие азербайджанцы считали, что революция предоставит им культурную свободу. Действия и выражения азербайджанцев в начальный период после возвращения аятоллы Хомейни и официального учреждения Исламской Республики раскрывают разнообразие их идентичностей. Азербайджанские лидеры Исламской Республики придерживались основной иранской и исламской идентичности, тогда как лидеры движения за либеральную демократию в Иране и левых движений выражали как иранскую идентичность, так и классовую идентичность, в то время как многие также придерживались партикулярной азербайджанской идентичности.
Те, кто участвовал в азербайджанских движениях за автономию, обычно обладали как азербайджанской, так и иранской идентичностью, и считали, что демократизация в Иране обеспечит автономию. Они боролись за демократию по всему Ирану, полагая, что это приведёт к автономии Азербайджана. Лозунги исламской революции о равенстве между всеми этническими группами и её упор на универсализм ислама заставили многих представителей этнических меньшинств поверить в то, что они будут на равных с персами при новом режиме. Режим шаха ассоциировался с персидской политикой и жестким подавлением различных этнических меньшинств; новый режим ненавидел политику Пехлеви , поэтому многие члены этнических меньшинств были вынуждены поверить в то, что он отменит эту политику. Первоначальный авангард Исламской Республики состоял из значительного числа азербайджанцев, которые, казалось, разделяли в первую очередь исламскую и иранскую идентичность. Существование этой группы и их преобладающая роль в революции указывает на то, что значительная часть азербайджанского населения придерживалась в основном исламской и иранской идентичности [15]. Тем не менее, многие члены этой группы сыграли важную роль в формировании азербайджанской идентичности. Азербайджанские представители духовной элиты, такие как Мусави-Ардебели и Халхали, использовали азербайджанский язык публично и в интервью Тебризской прессе.
По мнению многих азербайджанцев , которые были в Иране в этот период, это был важный фактор, сделавший приемлемым использование неперсидских языков в общественных местах, и привил им чувство гордости и легитимность использования их языка; это было резким контрастом с отношениями в период Пехлеви. Кроме того, некоторые священнослужители азербайджанского происхождения открыто осудили унизительные оскорбления, обычно используемые в отношении азербайджанского населения в Иране. Революция привела к власти многих провинциальных священнослужителей второго ранга. Более того, представители нового режима хотели общаться с азербайджанскими массами, многие из которых не знали персидского языка. Тем не менее их решение говорить публично на азербайджанском языке имело большое значение [16]. Когда в начальный революционный период в азербайджанских провинциях возникали проблемы, азербайджанских священнослужителей обычно отправляли представлять режим или обращаться к жителям от имени режима из-за их особой связи с местом своего рождения и их способности говорить по-азербайджански. Премьер-министр Базарган был азербайджанцем по происхождению, но был воспитан как говорящий на персидском языке и большую часть своей карьеры провел, работая над общими иранскими проблемами. Однако Базарган проиллюстрировал свою поддержку культурных прав этнических меньшинств в Иране на митинге 25 марта 1979 года в Тебризе и извинился за свое обращение на персидском языке : «Я бы хотел — и это было бы более подходящим — чтобы говорили на тюркском языке ».
Базарган не был против предоставления ограниченной формы автономии провинциям, включая местное самоуправление и контроль над школами. Он заявил, что местные права, предоставленные Исламской республике , выходят далеко за рамки прав, предоставленных режимом Пехлеви [16]. Как и в прошлом, члены этнических групп были склонны подражать мнениям аятолл, принадлежащих к этническим группам, и принимать их. В революционный период многие традиционные и светские азербайджанцы очень уважали аятоллу Казема Шариатмадари.
Он же создал в Иране специальные отряды, которые следили за нравами граждан, а также начал насаждение исламских законов. Так, например, женщинам запретили носить немусульманскую одежду, а суд в первую очередь руководствовался положениями Корана и шариата. Всех тех, кто выступил против режима Хомейни, устранили или подавили силовыми методами.
Студенты одного из университетов в Иране Лекция в университете. Студентки после занятий. Практически сразу после Исламской революции соратники Хомейни захватили американское посольство, требуя выдать им бывшего правителя страны — Мохаммеда Пехлеви. Иранские военные больше года удерживали заложников из числа граждан США на территории посольства, однако своих целей так и не добились. Женская спортивная команда. Девушки в европейских костюмах. Иранская семья на отдыхе.
Хомейни запомнился советским гражданам тем, что направил письмо Михаилу Горбачеву.
Население стало жить с оглядкой на целый перечень табу и запретов… Не так давно в сети появились прежде не опубликованные фотографии шахского Ирана, которые ставят окончательную точку в дискуссии о том, какой же была Исламская Республика до революции.
Иран до исламской революции
Если я вернусь, из меня могут сделать показательный пример для всех женщин, пытающихся выступить против законов республики. Это очень серьезная проблема» Однако в Иране не всегда действовали столь строгие и откровенно дискриминирующие права женщин законы. Иранские женщины до революции 1979 года До исламской революции 1979 года права женщин были обширны и закреплялись на законодательном уровне. В частности, в стране действовал закон «о защите семьи», защищавший женщин от психологического и физического насилия.
Также жительницы Ирана занимали ответственные посты, могли примыкать к общественным организациям, участвовать в протестах и митингах, влиять на политические решения и полноценно принимать участие в формировании социально-политической повестки дня. Кроме того, женщины самостоятельно выбирали одежду, в которой они появлялись в обществе. Однако в конце 1970-х все изменилось — государственный переворот стал одним из самых значимых событий в истории XX века.
В результате революции светское государство превратилось в исламскую республику, существующую по законам шариата. Для женщин ввели обязательный дресс-код, а также на законодательном уровне разрешили избиение камнями в случае супружеской неверности или нарушения порядка. После революции 1979 года Кровавая революция унесла жизни многих людей, в том числе и первой женщины премьер-министра Ирана Фаррухры Парса, которую расстреляли в мае 1980 года.
Перед смертью женщина написала своим детям письмо, в котором попрощалась с ними и сообщила о своем отношении к происходящему: «Я врач, а потому я не боюсь смерти. Смерть — это только мгновение. Я готова встретить смерть, но не готова жить в позоре.
Я никогда не подчинюсь тем, кто ждет, что я буду раскаиваться в полувековой борьбе за равноправие.
Но свихнувшиеся старики втянули его в средневековье. А нас куда тянет наш старик? Была нормальная страна с промышленостью, развитием и свободой.
О том, каким было государство до и стало после Исламской революции, в 20 фотографиях. Иран до Исламской революции: Танцы в Тегеране, начало 60-х годов.. Шахла Вахабжади — мисс Иран 1967 года..
На последней фотографии Иран в наши дни. Страшно и вообразить, каково это, жить себе спокойной размеренной светской жизнью, а с одного утра тебя могут убить за то, что какой-нибудь прохожий заметит, что не прикрыла волосы на голове».
Иранские женщины - до и после исламской революции
Революция сильно повлияла на культурный и общественный уклад страны Фото: Pikabu, В период с 7 января 1978 года по 11 февраля 1979 года в Иране произошла революция, 24.01.2021. До Исламской революции Иран выглядел так 1 из 47 Пара танцует в Тегеране. В 1979-м году в Иране произошла Исламская революция, и жизнь иранцев переменилась. До исламской революции 1979 года права женщин были обширны и закреплялись на законодательном уровне. Исламская революция 1979-го фанатично поддерживалась иранской интеллигенцией и ведущими европейскими интеллектуалами во главе со знаменитым французским философом Мишелем Фуко. До Исламской революции Иран выглядел так 1 из 47 Пара танцует в Тегеране.
Иран до и после исламской революции - 90 фото
После того, как к власти пришли фундаменталисты — они стали изымать и сжигать все пластинки с весёлой музыкой, уничтожать плакаты исполнителей и стирать память о прошлой жизни. Девичий поп-квартет из Ирана, фотоснимок начала 1970-х годов. Интересно, как сложились судьбы исполнительниц... А вот такую музыку выпускали иранские лейблы — с ней можно ознакомиться в этой подборке. Местами весьма неплохой рок-н-ролл с местным колоритом — добавлением народных инструментов и мелодий в гармоническом "восточном" миноре. А это — модный иранский журнал дореволюционных лет. Ещё один журнал, рассказывающий о моде: И вот ещё.
Вы верите, что это Иран? А это Иран. Тогда в массовой культуре арабские надписи на черном фоне больше ассоциировались с модными журналами, а не с флагами всяких террористов. Иранские модели позируют на фоне каких-то исторических построек.
Он есть суть и значение этой системы. Первым рахбаром революционного Ирана стал Хомейни, а после его смерти в 1989 году его соратник Али Хаменеи, который по сей день возглавляет страну. История санкций США против Ирана Новой властью был создан карательный аппарат, органы расправы с недовольными и охранители "побед революции". Все как в теории революций. На первых этапах после Иран представлял собой жесткое авторитарное государство.
Корпус стражей исламской революции КСИР стал инструментом, при помощи которого духовенство распространяло свою власть. Исламский Иран как вызов странам региона Наблюдая за Ираном, нужно сравнивать эту страну не со Швейцарией или Австралией. Так картинка кажется несколько поверхностной. Анализируя успехи и неудачи Тегерана, следует сопоставлять с соседями. Ведь государства живут в своих региональных микросистемах. То, что является общепринятым на Востоке, может показаться дикостью в Европе или Азии. Со временем новый Иран менялся, режим смягчился, приобрел новые форматы коммуникации верхов с низами. Страна показывала определенные успехи в науке, образовании, технологиях, медицине и отчасти в экономике. В Иране была налажена система выборов, причем всех уровней.
Начал работать парламент, что было диковинкой для Востока. А если сравнивать с соседями, с арабскими монархиями Залива и диктатурами региона, то Исламская республика и вовсе смотрится весьма неплохо. Иран начал производить автомобили, лекарства, которые наводнили города Востока. Во внешней политике страна стала самостоятельной, что стало бальзамом на душу иранцам, гордящимся своей древностью.
На фотографиях, что вы можете увидеть далее, представлены фото прошлого и настоящего. За несколько десятилетий страна стала совершенно другой. Иран Исламская Республика Иран — государство в передней Азии, которое до 1935 года было известно ещё и как Персия.
Столицей Ирана является город Тегеран. История Ирана-Персии охватывает почти пять тысяч лет. На протяжении двух тысячелетий был одним из влиятельнейших политических и культурных центров мира.
Успешная иранская атака на израильские позиции 14 апреля держала весь регион в напряжении более 5 часов. Это событие могло бы стать идеальным шансом для сионистов, наконец, начать разрушительные атаки, которыми они до смерти хотели поразить Иран.
Иран до исламской революции 1979 года
Исламскую революцию в Иране можно назвать одной из самых продолжительных революций в новейшей истории. Отмечается роль США и СССР в формировании и развитии ядерной программы Ирана. Понятное дело, в Иране до революции всё ужасно было, все фото до революции это чушь, бред и западная пропаганда, а исламская революция подняла с колен наших чудных иранских партнёров. с момента революции 1979 года, когда фундаменталисты. Иран до и после исламской революции.
Иран до исламской революции, 1970-е годы.
30 лет назад умер лидер Исламской революции в Иране аятолла Хомейни | Политически Иран после Исламской революции стал силой, противопоставлявшей себя как капитализму, так и коммунизму. |
Иран в 60-70х годах. Наглядный пример! Как фанатики от религии могут изменить государство... | Исламская революция 1979 Исламская (иранская) революция 1979 в Иране, мусульманская революция, в результате которой был свергнут шах Мохаммед Реза Пехлеви и к власти пришло шиитское правительство во главе с аятоллой Хомейни. |
Последние новости и события Ирана
Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Иран до исламской революции Иран, Ретро, Революция, Ислам, Фотография, Длиннопост. Исламская революция, происходившая в Иране в 1978-1979 годах, не могла победить без участия в ней элитных военных формирований. Иранские девушки до исламской революции 1979 года и после. Первопричина изменений в мусульманском мире произошедшая в конце 70-х отнюдь не революция в Иране, сбросившая проамериканского шаха со всем семейством беззастенчиво грабившая иранский народ. Исламская культурная революция Исламская революция в Иране привела к необходимости исламской культурной революции, поскольку для того, чтобы новый режим был жизнеспособен.
Кровавая революция: как изменилась жизнь иранских женщин после событий 1979 года
Сам факт того, что женщин в Иране не превратили в рабочих ломовых лошадей, уже показывает, что там корпорации СССР крепко дали по хребту и выгнали уже в конце 1970х под предлогом исламской революции. В 1978 году началась Исламская революция, в результате которой была свергнута монархия Ирана. Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ ШИИЗМА И СОЦИАЛИЗМА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ИРАНА ДО И ПОСЛЕ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ 1979 Г».
Иран до исламской революции 1979 года.
В Исламской Республике начали укреплять свои позиции представители духовенства, многие из них открыто призывали прекратить любые отношения с Израилем. В 1979 году отношения действительно были прекращены. В Тегеране закрылось израильское посольство. Противостояние Ирана и Израиля В 1991 году Ирак потерпел поражение в войне, развернувшейся в Персидском заливе, тем самым он перестал считаться для Ирана реальной угрозой. Опасность после завершения этой войны начали представлять уже США, а значит, и Израиль. Стоит отметить, что в Исламской Республике государство уже тогда считали союзником Соединенных Штатов Америки. Политические лидеры Израиля неоднократно заявляли о том, что ИРИ — это опасность для мира.
Режим, который установился в Иране, там характеризовали достаточно резко и негативно. Противостояние Ирана и Израиля Фото: 1MI Кого поддерживает Иран Со стороны Исламской Республики высказывались опасения, что в результате завершившейся войны, которая шла в Персидском заливе, Израиль может пойти на сближение с арабскими странами. В Тегеране выражали готовность встать во главе движения против этого государства и противодействовать попыткам установления соответствующего режима. В скором времени Иран стал поддерживать страны, считавшиеся противниками Израиля, — Сирию, Ливанское государство, Йемен, а также Палестину. Очевидно, что эти действия предпринимались среди прочего с такой целью, как сдерживание активности с иранской стороны как действий соперника в сфере регионального влияния.
Да фанаты опасное дело и распространяется как вирус против прогресса,печально что убили прекрасную цивилизацию user-vx8ec9rh3z 5 месяцев назад Где ислам там нет оброзование каждый день говорят бойтес Аллаха бойтес смерти бойтес ада мы не боймся смерти мы не боймся ада мы хотим жит по человечески на этой земле достатке и свободно рай здесь на земле если хотите на том свете попаст на рай ради бога идите сегодня только не мещайте нам жит в раю muratkamzanov 5 месяцев назад Я правильно Понял???? Но свихнувшиеся старики втянули его в средневековье. А нас куда тянет наш старик?
В революционный период многие традиционные и светские азербайджанцы очень уважали аятоллу Казема Шариатмадари. Аятолла Шариатмадари не был частью нового режима и не стремился занимать политическую позицию в Исламской республике. Он считал, что священнослужители не должны становиться профессиональными политиками, а должны давать им советы и помогать. Спор о желаемой роли клерикалов в политике и степени централизации режима был основным вопросом, разделявшим аятоллу Шариатмадари и аятоллу Хомейни. Очевидно, что на противодействие Шариатмадари централизации режима в Иране повлияло его происхождение как азербайджанца, который провел большую часть своей жизни в азербайджанской провинции [17].
Аятолла Хомейни спускается по трапу в аэропорту Мехрабад , утро 1 февраля 1979 В стране провели референдум , следствием которого стало провозглашение 1 апреля 1979 года Исламской Республики Иран. В декабре 1979 года приняли новую конституцию страны , в которой специально оговорили, что высшая власть в стране принадлежит духовенству в лице имама Хомейни после его смерти — его преемнику , а гражданскую политическую власть осуществляют президент, меджлис и премьер [18]. Внутриполитические последствия[ править править код ] Государственная , кооперативная и частная собственность — три сектора экономики новой республики. Вмешательство и влияние западных держав ликвидируются. Страна принципиально отвергает капитализм и коммунизм и противопоставляет им собственный, «исламский» путь развития.
Что это означает практически — не вполне ясно. Известно лишь, что развитие страны по тому пути, который был избран для неё шахом , приостановилось. Капиталистический свободный рынок продолжает существовать, как существует и мощнейший, созданный ещё усилиями шаха, государственный сектор в экономике. Но в условиях резко обострившегося противостояния Ирана вначале чуть ли не всему миру, затем в основном странам Запада в первую очередь — США говорить о продолжающемся развитии капиталистических связей приходится с осторожностью и оговорками. Если они и продолжали существовать и более или менее активно развиваться, так только в тех сферах, которые были жизненно необходимы для страны — в реализации иранской нефти и в закупках оружия, которое требовалось для войны [18].
Внешнеполитические последствия[ править править код ] Революция встревожила соседние страны со значительным шиитским населением, так как их власти не всегда безосновательно боялись экспорта исламской революции. Уже в декабре 1979 года шииты Саудовской Аравии провели демонстрации в Ашуру [19]. Тегеран иногда поддерживал экспорт революции. Например, в Иране был создан «Исламский фронт освобождения Бахрейна», который провёл в том же 1979 году демонстрации у себя на родине [19]. В 1979 году в Бахрейн отправили представителя Хомейни Хади аль-Мударриси и аятолла Садек Роухани, которые два месяца произносили проповеди, в которых Роухани призывал к аннексии Бахрейна [20].
Оба были выдворены из страны. Тем не менее, поддержка официального Тегерана экспорту исламских революций была очень осторожной и сдержанной. Например, когда в декабре 1981 года в Бахрейне была проведена попытка вооружённого переворота под руководством Исламского фронта освобождения Бахрейна, призывавшего к присоединению страны к Ирану, среди 73 диверсантов, арестованных властями, не было ни одного иранского гражданина [20]. Тегеран решительно отрицал свою причастность к этим событиям. Тем не менее, в 1981 году Бахрейн разорвал отношения с Ираном [20].
В 1990-е годы не раз в Бахрейне вспыхивали шиитские волнения, в подготовке которых местные власти обвиняли Иран [21]. В Кувейте зять Хомейни Аббас ал-Мухри стал представителем Тегерана и в 1979 году создал организацию «Арабские революционные бригады», после чего в том же году был лишён кувейтского гражданства и выслан из страны [19]. Исламская культурная революция[ править править код ] Задача формирования исламского режима и обеспечения его живучести поставила шиитских богословов перед необходимостью подчинить своей воле сознание народа. Месяцы борьбы за свержение монархии показали, что народные массы и так стали послушным орудием в руках шиитских лидеров в условиях политического подъёма. После свержения монархии, когда стал формироваться исламский режим и когда начались будни, не предвещавшие лёгкой жизни власти предержащим, задача подчинения сознания масс воле духовенства встала по-новому: оказалось необходимым обеспечить постоянное воспроизводство послушания.
Средством решения этой задачи шиитские богословы избрали исламизацию всех сфер духовной жизни и быта общества на всех его уровнях путём проведения так называемой культурной революции. Намечено было фронтальное наступление исламской «массовой культуры», изобилующей атрибутами исламского средневековья. Масштабы поставленной задачи были таковы, что для её решения требовалось создание новых исламских институтов, формирование системы общественных организаций и государственных органов, которые своей деятельностью должны были обеспечить воспроизводство послушания [22]. Сознавая, что в стране имеются силы, не приемлющие их господства, шиитские богословы включили в программу «культурной революции» не только созидание, но и разрушение. Важнейшим объектом, который надлежало, по их мнению, разрушить, чтобы затем воссоздать его заново, была система высшего образования как средоточие сил — в лице подавляющего большинства студентов и профессорско-преподавательского состава, — противостоявших исламскому режиму.
Не случайно началом «исламской культурной революции» считается 5 июня 1980 г. Соруш и Р. Амлаши [24]. Для проведения «культурной революции» шиитская элита использовала не только традиционные исламские институты: мечети, медресе, шиитские центры паломничества, но и вновь созданные «революционные» органы. Штаб «культурной революции» располагал боевыми силами КСИР насчитывавшего в середине 1980 г.
Штабу помогал образованный в этот период «Созидательный джихад», выполнявший одновременно боевые, пропагандистские и экономические функции по всей стране. В число «революционных» органов вошли многочисленные «революционные комитеты», «революционные трибуналы» и «координационные комитеты», осуществлявшие проведение «культурной революции». Хомейнисты призывали покончить с «врагами Бога», под которыми имели в виду буржуазных либералов и левые силы [25]. С особой ненавистью они относились к профессорско-преподавательскому составу и студентам университетов, а также к интеллигенции, получившей образование на Западе. Выступление Хомейни, назвавшего университеты «центрами разврата», которые плодили левых экстремистов и коммунистов, а также являлись скопищем людей, находившихся на службе у империалистов, его призыв организовать «подлинные исламские учебные центры» — все это было воспринято Бехешти , Бахонаром и Раджаи как сигнал к началу проведения на практике «культурной революции».
Из высших учебных заведений изгонялись сотни людей. Только из Тегеранского университета было уволено 389 профессоров, преподавателей и сотрудников; всем им было предъявлено стандартное обвинение в сотрудничестве с шахским режимом и САВАК. В общей сложности в июне 1980 г. В результате столкновений были арестованы, ранены и убиты сотни студентов [27]. Выступивший 9 июня 1980 г.
По его мнению, закрытие университетов на длительный срок могло привести к тому, что Ирану придётся импортировать специалистов [28]. Хомейни потребовал изменить содержание деятельности средств массовой информации, нанесшей во времена шаха, как он считал, наибольший ущерб исламу [29]. Он приказал вести борьбу с теми, кто преклонялся перед Западом, и заменить их «стопроцентными мусульманами». Почти все сотрудники газет «Эттелаат» и «Кейхан» были уволены. Для работников радио и телевидения он наметил молодёжную программу, пропагандирующую исламский образ правления, беседы об «империалистической» политике «сверхдержав», проведение диспутов в области политики, экономики и культуры для укрепления мусульманского единства и выработки практического пути решения злободневных вопросов.
Были запрещены: демонстрация иностранных фильмов, хранение и продажа видеокассет, иностранных кинолент с развлекательными программами. Для контроля над средствами массовой информации было образовано Бюро по борьбе с непристойностями, которое возглавил аятолла Гиляни, снискавший сомнительную славу своими передачами по телевидению о предписаниях шариата, над которыми потешалась вся иранская интеллигенция. В результате налёта погромщиков из « Хезболла », организованного Гиляни, было опечатано восемь крупных магазинов, торговавших телезаписями, уничтожено много кинолент и видеокассет. Была разрешена продажа записей только религиозного характера [30]. Они не были закрыты, но главными предметами в них стали учение ислама главным образом, в его шиитском варианте , Коран и шариат , а в старших классах — фикх теория мусульманского права.
Большое внимание в начальных и средних школах стало уделяться военному делу. Началось переиздание всех школьных учебников по гуманитарным предметам. Вся европейская история в учебниках была заменена историей стран мусульманского региона, в первую очередь, Ирана , в том числе, в новейшее время. В учебнике по истории Ирана, в разделе, посвящённом национально-освободительному движению, о духовенстве говорилось как о главной силе этого движения в борьбе с английским « империализмом » и русским царизмом в новое время и с американским «империализмом» — в новейшее время [31]. Культ Хомейни стал господствовать в учебниках по гуманитарным предметам.
Первые страницы учебника по литературе для 6-го класса были отданы революционной тематике и песням, обязательно с прославлением личности Хомейни: «О Хомейни! Ты — отражение света Бога! В одной песне говорилось о Хомейни как о спасителе угнетённых народов, в другой — о наказаниях, которые ждут предателя-шаха и Америку. Полностью была предана забвению классическая иранская поэзия средневековья, игнорировались имена современных иранских поэтов и прозаиков. Имя великого поэта Фирдоуси , писавшего о доисламском Иране, запрещено было даже произносить.
Мешхедский университет, названный его именем при шахе, был переименован [30]. Проведение «культурной революции» особенно тяжело отразилось на положении женщин. Ещё с мая 1980 г. Телесные наказания по шариату за воровство, употребление спиртного и смертная казнь за измену родине, шпионаж, супружескую неверность и наркоманию были распространены на женщин. В мае 1980 г.
Особенно строго контроль над выполнением женщинами предписаний шариата осуществляли члены КСИР и «Хезболла». Нередко женщин, осмелившихся выйти на улицу без чадры или хиджаба, они забивали камнями насмерть. По личному указанию аятоллы Монтазери пасдарам было разрешено принуждать к сожительству женщин, обвинённых в борьбе против режима, поскольку по мусульманским законам они считаются военнопленными и рассматриваются как добыча «правоверных» мусульман. Положение, в которое была поставлена женщина в ходе «культурной революции», вопиющее само по себе, оказалось в глубоком противоречии с тем, что зафиксировано в конституции: отмечая, что государство обязано гарантировать права женщин во всех областях, соблюдая при этом положения ислама, конституция возлагает на государство, прежде всего, обеспечение благоприятных условий для развития личности женщины и возрождения её материальных и моральных прав [33]. Во время «культурной революции» особенно усердствовал аятолла Хальхали.
Под видом борьбы с наркоманией, супружеской неверностью, шпионажем, изменой родине он без суда и следствия приговаривал к тюремному заключению сотни невинных людей, подвергал их пыткам и предавал казни. Во время одной из облав, организованных по настоянию Хальхали на тегеранском ипподроме, который он назвал «гнездом шпионажа и проституции», было арестовано 3 тыс. Он присутствовал при пытках и казнях, считая, что для расправы с врагами «все средства хороши». Поскольку вся доисламская цивилизация Ирана была объявлена «несуществующей», Хальхали взялся за уничтожение памятников материальной культуры, созданных до VII в.
Женщины могут занимать в Иране все должности, кроме президента и судей. Сегодня больше половины иранских студентов - женщины. В бизнесе, парламенте, армии, банках, университетах множество женщин. Они водят машины и занимаются наукой, искусством и управлением. Но никогда не стоят за прилавком на базаре или в магазине и не работают на тяжелых работах.
Как выглядел Иран до «революции 1979 года» (фото).
Иран до исламской революции | Пикабу | Исламская революция в Иране победила при поддержке САВАК и США – ИА Реалист: новости и аналитика. |
Исламская революция в Иране: как она изменила всё • Arzamas | Отмечается роль США и СССР в формировании и развитии ядерной программы Ирана. |
30 лет назад умер лидер Исламской революции в Иране аятолла Хомейни
Революция в Иране глазами гражданина СССР | Сейчас это трудно представить, но до исламской революции в Тегеране существовал открытый и процветающий квартал красных фонарей. |
Как Иран поддерживает ХАМАС в Палестине? | Авиасейлс – пропаганда дешёвых авиабилетов среди совершеннолетних: автора:Карта Сбербанк: 4276 6800 2817 9552Карта. |
Средний Восток в новейшее время. Иран до и после исламской революции - презентация онлайн | Исламская революция как ответ на вызов цивилизационной идентичности Ирана: дискуссия иранских ученых. |
Иран до исламской революции
Было назначено новое переходное правительство. В марте был проведен референдум о новом политическом устройстве, и 1 апреля 1979 года Иран был объявлен первой Исламской республикой.
Дополнительно Фотографии Ирана до исламской революции.
Исламская революция — цепь событий в Иране в январе 1978 — феврале 1979 годов, следствием которых стало свержение шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, свержение монархии и установление новой администрации, которую возглавил аятолла Хомейни. Было назначено новое переходное правительство.
Исламская революция в Иране стала одним из ключевых событий XX века и имела огромное историческое значение для всего мира. Установление прочной исламской власти в богатом углеводородами и технологически развитом Иране поставило под сомнение неформальное лидерство суннитской Саудовской Аравии в мусульманском мире. Законы исламской республики основаны на исламском праве. Государственный аппарат тесно переплетен с исламским духовенством. В этой связи присутствуют некоторые ограничения прав человека, связанные прежде всего с религией.
В частности, в системе государственного устройства существует специальный орган — Совет стражей конституции. Ограничения в правах зачастую испытывают женщины.
Вскоре революционеры перешли к тактике экономических стачек и забастовок, что полностью парализовало экономику страны. Будучи более не в силах удерживать власть в своих руках, шах передал власть премьер-министру из числа умеренных оппозиционеров и бежал из страны. Было назначено новое переходное правительство.