Новости кто играл сталина в советских фильмах

Когда Кончаловский предложил ему сыграть роль Сталина, это оказалось самым неожиданным предложением в карьере актера. Для актера Владимира Чуприкова, который играл с Гузуном во многих картинах, новость о бедственном положении коллеги по цеху стала настоящим ударом. А забвение то включало и вырезание кадров в фильмах, где Геловани играл Сталина. Список всех фильмов с Иосифом Сталиным.

Умер сыгравший Сталина народный артист России Георгий Демуров

Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме С. М. Эйзенштейна «Октябрь», 1927. В нашумевшем многосерийном фильме Андрея Эшпая-младшего «Дети Арбата» Сталина сыграл Максим Суханов. В 1934 году, за 3 года до дебюта Гольдштаба в роли Сталина в фильме “Ленин в Октябре”, вождя советских народов сыграл Джозеф Марио (фильм “Британский агент”). В советском кино еще много кто играл вождя, но, пожалуй, чаще всего эта роль доставалась Михаилу Геловани.

Михаил Геловани: как роль Сталина испортила актеру жизнь

Вчера создали новую интересную группу Любимые актеры: роли и судьбы Может кому будет интересно,группа с ежедневными публикациями по темам! Show more Любимые актеры и звёзды эстрады : роли и судьбы Добро пожаловать в наше новое сообщество 2023 года! Актёрские судьбы редко бывают простыми. Взлёты и падения, успехи и разочарования, слава и забвение — путь артиста сложен и тернист и всегда находится под пристальным вниманием камер и зрителей.

Слухи о таких поступках дошли до самого Сталина, который был хорошо знаком с артистом и не раз приглашал его на кремлевские застолья. Вождь позвонил Михаилу Георгиевичу: "И не стыдно экономить за мой счет? В другой раз Сталину доложили, что артист попросил на лето поселить его на правительственной даче возле озера Рица, это поможет ему лучше вжиться в роль вождя. Генсек с присущим ему чувством юмора ответил - пускай начнет с Туруханской ссылки.

Дача Сталина на озере Рица Дача Сталина на озере Рица Геловани идеально копировал голос и акцент Сталина, в точности повторяя его жесты и мимику. Для этого артист часами слушал пластинки с речами вождя и просматривал кадры кинохроники. Он часто проверял создаваемый образ на случайных зрителях: внезапно в гриме появлялся в коридоре киностудии и оценивал степень произведенного эффекта. После смерти Сталина Геловани фактически потерял работу.

Во многих кинокартинах вырезали кадры с его участием. Новый глава страны Никита Хрущев бдительно следил, чтобы Сталина на сцене и на экранах было как можно меньше. В период с 1953-1956 годах Геловани сыграл всего лишь три крошечные эпизодические роли в Театре-студии киноактера. Артист в возрасте 63 лет скончался от сердечного приступа 21 декабря 1956 года - по удивительному совпадению в день рождения Сталина.

Шота Руставели, где когда-то играл и Михаил Геловани. Картина так же получила Сталинскую премию - но значимой для советского кинематографа не стала. Сам Андро больше не играл вождя при его жизни - скорее всего, он не слишком понравился Сталину, так что до поры не приглашали. Зато после смерти Иосифа Виссарионовича артист воплотил его образ еще целых 15 раз - в том числе в фильме "Семнадцать мгновений весны".

Разговор на равных После войны тщательное копирование речи вождя неожиданно обернулась против Михаила Геловани. Сталин хотел, чтобы его воспринимали как главного полководца всей страны, без прямого или косвенного указания на конкретную национальность. В 1948 году на киностудии "Мосфильм" приступили к съемкам двухсерийной киноэпопеи "Сталинградская битва".

Это сильно поразило всю съёмочную группу. А режиссер Владимир Наумов впоследствии описал этот эпизод в своей книге воспоминаний.

Начав играть Сталина, Георгий Саакян впервые в жизни закурил. Чтоб всё было натурально он начал пыхтеть легендарной сталинской трубкой. Вначале было тяжело, но постепенно привык. И даже стал заядлым курильщиком. Но через 20 лет все-таки решил полностью расстаться с вредной привычкой.

Георгий Маркарович никогда не копировал никого из своих предшественников. Он внимательно следил за игрой других исполнителей роли Сталина и частенько находил неточности в их исполнении. Играя роли вождя, он действовал по собственному сценарию, так, как демонстрировал Сталина ещё в молодости своим друзьям. Тщательно готовился к ролям. Чтоб всё соответствовало исторической правде.

А когда он узнал, что в фильме «Война» вместо него будет играть другой актёр, он написал ему обстоятельное письмо, в котором подробно описал всё то, что знал о манерах Сталина: как он ходил, как разговаривал, как раскуривал трубку. Написал, какими книгами можно воспользоваться при подготовке к роли, какие записи просмотреть и прослушать. Георгий Саакян вжился в эту роль. Он действительно был готов к этой роли, как никто другой. Всякий раз приходилось воплощать замысел режиссера в зависимости от идеи сценария.

А разброс оттенков был велик - от полного официоза до пародии. Психологический анализ или же, наоборот, ирония, сатира, либо комедийная окраска образа». В январе 1990 года бакинец Саакян, как и другие 200 тысяч армян, был вынужден, спасая свою жизнь, бежать от происходящих в Баку чудовищных армянских погромов. С тех пор он стал москвичом.

Но ничто человеческое ему не чуждо. С другой стороны — он для меня личность, по-настоящему увлеченная благородным делом. Он искренне верил в высокие возможности советского спорта и был настоящим патриотом». Работа над ролью Василия Сталина была для Безрукова такой сложной, что во время съемок он похудел на 15 килограммов, так что к концу съемок костюмерам пришлось перешивать его форму и искать фуражку меньшего размера. Михаил Васильевич Фрунзе Игорь Скляр Этот государственный деятель появляется лишь в самом начале сериала. Нарком находится в тяжелом состоянии, и на консилиум приглашают легендарного профессора Градова. Фрунзе чувствует, что не перенесет операции, и умоляет доктора ее отменить. Однако окружение наркома настаивает и давит на Бориса Никитича. Именно в этот момент Градову предстоит сделать непростой выбор, от которого впоследствии будет зависеть очень многое! Лаврентий Берия Ираклий Мачарашвили Создателям сериала удалось в деталях воссоздать образ хитрого, коварного и жестокого соратника Сталина.

«Московская сага»: исторические персонажи

На встрече Сталин спросил Дикого, каким он играл «товарища Сталина». Дикий подумал и ответил, что таким, каким Сталина видит народ. Вождь, услышав ответ, вышел из комнаты и через несколько секунд вернулся с бутылкой коньяка. Он протянул бутылку Дикому и сказал: «это вам за верный ответ».

Слово о первом депутате. Ольхон А.

Енисейская легенда: Сказ о И. Погодин Н. Кремлёвские куранты: Пьеса. Родному Сталину: Сб стихотворений ленинградских поэтов. Чичаева Е.

Про депутата бессменного, друга нашего неизменного, товарища Сталина — отца любимого: Сказ. Гольдберг А. Голубой ковёр: Таджикская народная сказка о Ленине и Сталине. Родному Сталину: Письма таджикского народа и стихи поэтов Таджикистана. Ленин и Сталин в туркменской поэзии: Сб.

Гулям Гафур. Наш голос: Сб. Украинская Воронько П. К Сталину! Для младшего возраста.

О художественных достоинствах данного кинопроизведения можно судить по совсем крохотному эпизоду. Ленин скрываясь в Разливе, спрашивает у прибывших товарищей, как без него проходит 6 съезд партии в Петрограде. Ему отвечают: "Как при вас". Такой пламенный рулевой как Сталин! Кадр из картины "Ленин в 1918 году" Кадр из картины "Ленин в 1918 году" Первый исполнитель роли вождя Семен Гольдштаб в образе Сталина появлялся на экранах еще трижды - во всех случаях это были небольшие эпизодические роли. Главный кино-двойник Михаил Геловани стал известным артистом уже в зрелом возрасте. До этого актер Тбилисского театра гораздо больше времени посвящал сцене, причем не только играл в спектаклях, но и активно занимался режиссурой. Его жизнь радикально изменилась, когда в театре поставили пьесу Шалвы Дидиани "Из искры... Зрители просто ахали: сходство актера с его героем было поразительным.

Через год его пригласили в картину "Великое зарево", а позже он исполнял роль вождя во многих кинолентах. Михаил Геловани Михаил Геловани Генсеку его кино-двойник поначалу очень нравился. Главной проблемой актера стало то, что никаких других ролей ему не предлагали: да и как показать в кино или на сцене "вождя" в образе злодея или героя-любовника? Режиссеры не хотели рисковать, и Геловане отныне играл только отца народов. Артист был выше Иосифа Виссарионовича. В кино его рост уменьшали за счет разного рода уловок, а на сцене приходилось ходить, сгибая ноги. По свидетельствам современников, Геловани поначалу был скромным человеком, но с годами настолько сроднился с образом вождя, что мог позволить себе многое - к примеру, накричать на какого-нибудь начальника. Иногда такое поведение помогало в решении бытовых проблем самого артиста и его друзей: даже мимолетное указание вошедшего в кабинет "Сталина" неукоснительно исполнялось. Коньяк за счет вождя Но бывали случаи, когда Михаил Георгиевич явно заигрывался. Например, в 1947 году артист был задействован в постановке оперы "Великая дружба" в Большом театре.

Зрители просто ахали: сходство актера с его героем было поразительным. Через год его пригласили в картину "Великое зарево", а позже он исполнял роль вождя во многих кинолентах. Михаил Геловани Михаил Геловани Генсеку его кино-двойник поначалу очень нравился. Главной проблемой актера стало то, что никаких других ролей ему не предлагали: да и как показать в кино или на сцене "вождя" в образе злодея или героя-любовника? Режиссеры не хотели рисковать, и Геловане отныне играл только отца народов. Артист был выше Иосифа Виссарионовича. В кино его рост уменьшали за счет разного рода уловок, а на сцене приходилось ходить, сгибая ноги.

По свидетельствам современников, Геловани поначалу был скромным человеком, но с годами настолько сроднился с образом вождя, что мог позволить себе многое - к примеру, накричать на какого-нибудь начальника. Иногда такое поведение помогало в решении бытовых проблем самого артиста и его друзей: даже мимолетное указание вошедшего в кабинет "Сталина" неукоснительно исполнялось. Коньяк за счет вождя Но бывали случаи, когда Михаил Георгиевич явно заигрывался. Например, в 1947 году артист был задействован в постановке оперы "Великая дружба" в Большом театре. Роль была несложной: следовало лишь несколько раз пройтись по сцене показать Сталина поющим никто бы не решился. Естественно, каждый выход артиста вызывал бурю оваций. Отыграв положенные минуты, Геловани в гриме и наряде шел в буфет, где так же молча, указывал трубкой на коньяк и различные деликатесы.

Работник и торговли безропотно отдавали продукцию, не требуя оплаты. Слухи о таких поступках дошли до самого Сталина, который был хорошо знаком с артистом и не раз приглашал его на кремлевские застолья. Вождь позвонил Михаилу Георгиевичу: "И не стыдно экономить за мой счет? В другой раз Сталину доложили, что артист попросил на лето поселить его на правительственной даче возле озера Рица, это поможет ему лучше вжиться в роль вождя. Генсек с присущим ему чувством юмора ответил - пускай начнет с Туруханской ссылки.

Кто впервые сыграл Сталина в кино

Российский актер Никита Джигурда сыграет советского вождя Иосифа Сталина в фэнтезийном фильме. Сыграл сталина. Анатолий Дзиваев Сталин. Впервые Сталина сыграл Семен Гольдштаб в фильме «Ленин в Октябре».

Михаил Геловани: как роль Сталина испортила актеру жизнь

Сталин фильм 2021. Сталин Иосиф в кино. Для актера Владимира Чуприкова, который играл с Гузуном во многих картинах, новость о бедственном положении коллеги по цеху стала настоящим ударом. Актер стал известен многочисленными исполнениями ролей Сталина в разных фильмах: больше него эту роль никто не играл. продюсер советского кино. Первыми значительными ролями Михаила Ульянова в кино были комсомольский руководитель Колыванов в фильме "Они были первыми" (1956) и геолог Каширин в картине "Дом, в котором я живу" (1957) — сильные целеустремленные люди.

Игорь Кваша («В круге первом»)

  • Правила комментирования
  • Сталин: кто изображал вождя в кино и на сцене
  • «Московская сага»: исторические персонажи – Кино и сериалы – Домашний
  • Роль, поставившая на актере крест
  • Рекомендуем

Сталин: кто изображал вождя в кино и на сцене

Скончался заслуженный артист России Александр Вонтов, сыгравший Иосифа Сталина в фильме "Зоя" о Зое Космодемьянской, сообщила пресс-служба петербургского Театра имени Комиссаржевской, в котором актер служил с 1977 года. 30 апреля скончался Георгий Демуров, советский, российский актер и театральный деятель, народный артист России. Актер стал известен многочисленными исполнениями ролей Сталина в разных фильмах: больше него эту роль никто не играл. Когда Кончаловский предложил ему сыграть роль Сталина, это оказалось самым неожиданным предложением в карьере актера.

Отечественные лидеры в западном кино

Однажды Поскребышев доложил Сталину: Тут бумага от артиста товарища Геловани, который готовится сыграть роль Сталина в кинокартине. Рекордсменом «Книги рекордов России» является Георгий Саакян: он сыграл Иосифа Сталина аж в 36 фильмах. В 1934 году, за 3 года до дебюта Гольдштаба в роли Сталина в фильме “Ленин в Октябре”, вождя советских народов сыграл Джозеф Марио (фильм “Британский агент”).

Кто впервые сыграл Сталина в кино

Новости Российский актер Никита Джигурда сыграет советского вождя Иосифа Сталина в фэнтезийном фильме. Об этом актер рассказал в интервью порталу Sobesednik. Он добавил, что картина должна донести до зрителя некие исторические документы, о которых знают не все.

Таким актер и изобразил своего персонажа, словно тот понимает, что его снимают для потомков. Теперь он стал жестоким и холодным человеком. В 1990-х годах Евгений Стычкин получил предложение сыграть юного Владимира Ильича, но категорически отказался. И спустя тридцать лет актер снова получил предложение сыграть этого человека. Когда Стычкин загримированным увидел себя в зеркале, он ужаснулся. У него была своя правда.

Но, конечно, это все демонические персонажи», — говорил актер. Мне надо было оправдать изнутри все его поступки», — делился Леонид Мозговой. В 2001 году шли съемки картины «Телец», в которой он исполнял роль вождя Владимира Ленина. Актер приезжал на площадку за много часов до начала съемок, и гримеры приступали к своей работе. Несмотря на то, что Мозговой на тот момент был старше своего персонажа на шесть лет, его приходилось сильно состаривать. Актер рассказывал: «Отца расстреляли, и моя мать была сослана со мной на руках. Лишили жизни человека, лишили покоя всей семьи». В 1990-х годах Збруев читал показания своего отца перед расстрелом, что стало одним из самых тяжелых потрясений в его жизни.

В кино его рост уменьшали за счет разного рода уловок, а на сцене приходилось ходить, сгибая ноги. По свидетельствам современников, Геловани поначалу был скромным человеком, но с годами настолько сроднился с образом вождя, что мог позволить себе многое — к примеру, накричать на какого-нибудь начальника. Коньяк за счет вождя Но бывали случаи, когда Михаил Георгиевич явно заигрывался. Роль была несложной: следовало лишь несколько раз пройтись по сцене показать Сталина поющим никто бы не решился. Естественно, каждый выход артиста вызывал бурю оваций.

Отыграв положенные минуты, Геловани в гриме и наряде шел в буфет, где так же молча, указывал трубкой на коньяк и различные деликатесы. Работник и торговли безропотно отдавали продукцию, не требуя оплаты. Слухи о таких поступках дошли до самого Сталина, который был хорошо знаком с артистом и не раз приглашал его на кремлевские застолья. В другой раз Сталину доложили, что артист попросил на лето поселить его на правительственной даче возле озера Рица, это поможет ему лучше вжиться в роль вождя. Генсек с присущим ему чувством юмора ответил — пускай начнет с Туруханской ссылки.

Дача Сталина на озере Рица Геловани идеально копировал голос и акцент Сталина, в точности повторяя его жесты и мимику. Для этого артист часами слушал пластинки с речами вождя и просматривал кадры кинохроники. Он часто проверял создаваемый образ на случайных зрителях: внезапно в гриме появлялся в коридоре киностудии и оценивал степень произведенного эффекта. После смерти Сталина Геловани фактически потерял работу.

Коньяк за счет вождя Но бывали случаи, когда Михаил Георгиевич явно заигрывался. Например, в 1947 году артист был задействован в постановке оперы "Великая дружба" в Большом театре. Роль была несложной: следовало лишь несколько раз пройтись по сцене показать Сталина поющим никто бы не решился.

Естественно, каждый выход артиста вызывал бурю оваций. Отыграв положенные минуты, Геловани в гриме и наряде шел в буфет, где так же молча, указывал трубкой на коньяк и различные деликатесы. Работник и торговли безропотно отдавали продукцию, не требуя оплаты. Слухи о таких поступках дошли до самого Сталина, который был хорошо знаком с артистом и не раз приглашал его на кремлевские застолья. Вождь позвонил Михаилу Георгиевичу: "И не стыдно экономить за мой счет? В другой раз Сталину доложили, что артист попросил на лето поселить его на правительственной даче возле озера Рица, это поможет ему лучше вжиться в роль вождя. Генсек с присущим ему чувством юмора ответил - пускай начнет с Туруханской ссылки.

Дача Сталина на озере Рица Дача Сталина на озере Рица Геловани идеально копировал голос и акцент Сталина, в точности повторяя его жесты и мимику. Для этого артист часами слушал пластинки с речами вождя и просматривал кадры кинохроники. Он часто проверял создаваемый образ на случайных зрителях: внезапно в гриме появлялся в коридоре киностудии и оценивал степень произведенного эффекта. После смерти Сталина Геловани фактически потерял работу. Во многих кинокартинах вырезали кадры с его участием. Новый глава страны Никита Хрущев бдительно следил, чтобы Сталина на сцене и на экранах было как можно меньше. В период с 1953-1956 годах Геловани сыграл всего лишь три крошечные эпизодические роли в Театре-студии киноактера.

Артист в возрасте 63 лет скончался от сердечного приступа 21 декабря 1956 года - по удивительному совпадению в день рождения Сталина. Шота Руставели, где когда-то играл и Михаил Геловани.

Он был актером Сталина

Разве у меня такой акцент? Подумайте о подходящем актёре на роль товарища Сталина. Лучше всего из русских", - сказал он министру кинематографии Большакову. Выбор пал на театрального актёра Алексея Дикого. Канонический образ Сталина в кино создал Михаил Геловани. Фото: кадр из фильма Для Геловани роль Сталина стала своеобразной надгробной плитой. После смерти вождя в 1953-м году и особенно после XX съезда КПСС о нем забыли, в кино его больше не приглашали, кадры, где он в роли Сталина, были вырезаны. По иронии судьбы Михаил Геловани умер от сердечного приступа 21 декабря 1956 года - в день рождения Сталина. В газетах не было некролога, который полагался народному артисту СССР, только короткие информации в траурной рамке.

И все-таки рекордсменом по количеству сыгранных «сталиных» был не он, а Георгий Саакян, который сыграл Сталина аж в 36 фильмах «Тегеран-43», «Не о Сталине», «Завещании Сталина» и многих других. Георгий Маркарович возглавлял «Клуб двойников отца народов». Георгий Саакян сыграл Сталина в 36 фильмах. Фото: кадр из фильма Самым убедительным Сталиным российского кино называют другого актера - Анатолия Дзиваева «Тухачевский. В перестройку пошел не только поток публикаций, разоблачающих сталинский режим, но и фильмов. Оказалось, что многие актеры давно мечтали сыграть Сталина.

В сталинский период фильмы, где фигурировал «отец народов» выходили достаточно часто, а сам руководитель Советского государства нередко появлялся в кинолентах, безмолвно наблюдая за персонажами со своего портрета. Советским фильмом, который впервые изобразил образ не только Сталина, но и Ленина, а также других вождей революции, стал «Ленин в Октябре». Любопытно, что на создание картины ушло менее трех месяцев, поскольку фильм был необходим к 20-летию Октябрьской революции, а конкурс курировал лично Сталин.

Зарубежный кинематограф показал «отца народов» раньше, чем Семен Гольдштаб в киноленте «Ленин в Октябре» 1937 года.

Умение поддерживать в армии суровую, поистине железную дисциплину. Читая сценарий, можно подумать, что Суворов сквозь пальцы смотрел на дисциплину в армии не высоко ценил дисциплину и что он брал верх не благодаря этим особенностям его военной политики и тактики, а главным образом — добротой в отношении солдат и смелой хитростью в отношении противника, переходящей в какой-то авантюризм. Это, конечно, недоразумение, если не сказать больше». Можно только догадываться, какой смертельный ужас овладевал кинематографистами, к которым относились подобные сталинские реплики: «…недоразумение, если не сказать больше». В особенности остро, я бы сказал, как ни в одном искусстве, сказался культ личности в кинематографическом мире, — свидетельствовал Михаил Ромм. Таким образом, каждая картина, какую бы мы ни сделали, непременно дожидалась, иногда по полгода и больше, просмотра ее Политбюро, а фактически — Сталиным». И кинематографисты привыкли, что один-единственный директивный вкус определяет однозначно все требуемое, желаемое в искусстве. С учетом чудовищной системы перестраховочного мышления на всех этапах производства и «прохождения» фильма последний рассматривался как доклад или статья в газете, и творческий работник терял собственное лицо.

Над ним довлели страх перед возможностью ошибиться творческая неудача могла стоить даже жизни и абсолютная беспомощность в защите своих позиций, своих взглядов, полное лишение неотъемлемого права всякого цивилизованного человека — права возразить. В итоге в кинематографе сталинского периода восторжествовали лакировка действительности, бесконфликтность, высокомерное отношение к «винтикам», народу, с одной стороны, и неуемное подобострастие к вождю — с другой, пренебрежение исторической правдой и реальными фактами биографии выдающихся деятелей России в частности. В своих воспоминаниях «Глазами человека моего поколения» Константин Симонов утверждал, что в советской кинематографии «в самые жестокие годы — тридцать седьмой и тридцать восьмой — было затронуто репрессиями людей куда меньше, чем в любой другой сфере искусства». Но если подсчитано число писателей — тысяча погибла, и еще множество прошли через тюрьмы, лагеря и ссылки, то репрессированных кинематографистов пока еще никто не считал… Трудно провести здесь четкое разграничение — среди погибших писателей ведь были и авторы киносценариев. По свидетельству того же Симонова , Сталин, бичуя отдельные фильмы, часто сваливал грехи только на сценаристов. Например, выступая в 1940 году с речью по поводу фильма «Закон жизни» режиссеров А. Столпера и Б. Иванова , беспощадно критикуя автора сценария А. Авдеенко , Сталин не поддержал реплики, что надо, мол, наказывать и режиссеров.

Небрежно покрутив пальцем в воздухе, показывая, как крутится в аппарате лента, он сказал: «А что они? Они только крутили то, что он написал». Велико было количество жертв сталинизма в среде организаторов кинопроизводства. Уничтожили заместителя директора киностудии «Мосфильм» большевичку с дореволюционным стажем Елену Кирилловну Соколовскую , в годы гражданской войны неоднократно побывавшую в белогвардейских застенках, многих других работников этой студии. Был арестован и расстрелян замечательный критик и теоретик кино, сценарист, драматург Адриан Пиотровский , художественный руководитель киностудии «Ленфильм». А также практически весь руководящий состав этой ведущей киностудии. Погибла сценарист и режиссер популярного детского фильма « Рваные башмаки » Маргарита Барская. Был репрессирован замечательный оператор, применявший новые методы съемки, в том числе комбинированной, Владимир Нильсен. Уничтоженный Вениамин Зускин работал в театре, но классической явилась его роль Пини в фильме «Искатели счастья».

Репрессированные замечательные театральные режиссеры Всеволод Мейерхольд , Лесь Курбас и Соломон Михоэлс внесли свой вклад и в киноискусство. Артисты Валентина Караваева? Еще недавно мало кто знал о трагической судьбе популярного киноактера Георгия Жженова , потрясающие воспоминания которого о «колымском периоде» жизни мы теперь читаем в его «Омчагской долине». А сколько потеряла наша кинематография безвестных звукорежиссеров и звукооператоров, ассистентов, помощников кинорежиссеров и операторов, редакторов и киноинженеров. Их всех необходимо назвать. Кровавые сталинские репрессии обрушились на зарубежных кинематографистов, спасавшихся от фашизма в нашей стране. Так, погибла в лагере известная немецкая киноактриса Карола Неер-Геншке — блистательная исполнительница главной роли в фильме прогрессивного режиссера Георга Пабста « Трехгрошовая опера » по пьесе Бертольта Брехта. А известнейший актер Эрвин Гешоннек в ГДР опубликовал недавно воспоминания о том, как его, коммуниста с 1929 года, выслали в 1938 году из Советского Союза в Чехословакию, где он попал в гестапо. Ударом по советскому кинематографу явилась инспирированная Сталиным в послевоенные годы кампания борьбы против «безродных космополитов».

В космополитизме обвинялись один из зачинателей документального кинематографа Дзига Вертов , режиссеры Л. Трауберг и С. Юткевич , кинокритики и сценаристы М. Блейман и Н. Коварский , B. Сутырин и Н. Оттен , историк и теоретик кино Н. Когда читаешь опубликованную в «Правде» 3 марта 1949 года статью «Разгромить буржуазный космополитизм в киноискусстве» , не веришь, что такое могло происходить. В ходе этой кампании культивировались самые низменные чувства, разжигались взаимная подозрительность и недоброжелательство.

Нелишне напомнить, что 9 августа 1946 года на заседании Оргбюро ЦК ВКП б наряду с судьбой ленинградских журналов и отдельных писателей и поэтов была предрешена и судьба вторых серий фильмов « Большая жизнь » Л. Лукова и « Иван Грозный » C. Как свидетельствуют участники событий того периода, начиная с середины 30-х годов Сталин лично не смешивать с верноподданнической фальсификацией застойных лет — действительно лично! Публикация этих «приказов», написанных Сталиным по поводу первых вариантов сценариев фильмов « Великий гражданин », « Суворов », « Георгий Саакадзе », поможет, на наш взгляд, по-новому подойти к ключевым проблемам истории советского кино. Когда обращаешься сегодня к сталинским указаниям по развитию кинематографа, вновь и вновь вспоминаешь предупреждение, что благими намерениями вымощена дорога в ад. А ведь лицемерие Сталина поистине не знало границ! Истинно гуманистическими кажутся планы Сталина, высказанные им в декабре 1927 года в Политическом отчете Центрального Комитета на XV съезде партии: «Я думаю, что можно было бы начать постепенное свертывание водки, вводя в дело, вместо водки, такие источники дохода, как радио и кино. В самом деле, отчего бы не взять в руки эти важнейшие средства и не поставить на этом деле ударных людей из настоящих большевиков, которые могли бы с успехом раздуть дело и дать, наконец, возможность свернуть дело выпуска водки». Но, «раздувая» в последующие годы репрессии в стране, Сталин четко представлял себе, что они окажутся невозможными без психоза подозрительности в народе, без массового помутнения общественного рассудка.

И поэтому особую роль отвел «самому важному» из искусств — кинематографу — в «раздувании» шпиономании. В фильмах любого жанра, если они не носили исторического характера, должны были вкрапляться сюжеты о борьбе с троцкистами и бухаринцами, врагами народа и вредителями, диверсантами и саботажниками. Например, кинокритики едины во мнении, что первая серия фильма « Большая жизнь » была более удачна, чем вторая, буквально разгромленная лично Сталиным. Но не будем забывать и о тех моментах, которые объединяют обе серии. В первой гнусные вредители вначале пытались совратить «положительного» Валуна, а затем обвалом сорвать установление им рекорда. Во второй серии бюрократ Усынин — комический персонаж в первой — становится полицаем, и фашисты оставляют для диверсионной работы в советском тылу тех вредителей, которые, казалось бы, столь легко и окончательно были уже разоблачены в первой серии. Фильм « Великий гражданин », о котором столь часто пишут в наши дни, явно выделяется на фоне других, близких по тематике, то есть разоблачающих «врагов народа». Например, именно этот фильм, а никакой другой массированно демонстрировался в Китайской Народной Республике в начале каждой политической кампании типа «культурной революции». Ибо в наиболее яркой форме выражал он сталинскую идею обострения классовой борьбы при социализме, что совпадало с поставленной тогдашним китайским руководством задачей — усилить бдительность масс по отношению к «скрытым врагам».

Острая критика в последние месяцы обращена в первую очередь в адрес создателей фильма «Великий гражданин». Например, в журнале « Ринашита » — теоретическом органе Итальянской коммунистической партии — несколько месяцев назад была опубликована обширная статья о советском кинематографе. В ней автор доказывает, что советская система кинопроизводства «даже в худшие периоды не подавляла полностью творческие прерогативы создателей картин. Вот лишь один, но убедительный пример. Этот его фильм, глубоко личный, а не придворно-конъюнктурный подчеркнуто нами. Два фильма — антипода, но выросшие в одно и то же время, на одной и той же почве». Как бы легко было, если мы сегодня могли объективно разделить кинематографистов сталинского периода на пары «чистых» и «нечистых». На первую полку положить ленты Марка Донского , на вторую — фильмы Фридриха Эрмлера. Ведь перечень кинокартин, а также их режиссеров, раздувавших шпиономанию, велик: « Аэроград » 1935 г.

Довженко и « Комсомольск » 1938 г. Герасимов , «Граница на замке» 1937 г. Журавлев и «Родина» 1940 г. Шенгелая , « Партийный билет » 1936 г. Пырьев и «Высокая награда» 1939 г. Шнейдер , « Честь » 1938 г. Червяков и « Мужество » 1939 г. Калатозов , «Ночь в сентябре» 1939 г. Барнет и « Шахтеры » 1937 г.

Предшествовал им снимавшийся еще в 1934 г. Эрмлера «Крестьяне». Поимка диверсанта или вредителя становилась обязательным атрибутом даже лирических кинокомедий. Напомним « Девушку с характером » 1939 г. Юдин , « Аринку » 1940 г. Кошеверова и Ю. Музыкант , « Светлый путь » 1940 г. Как сегодня оценить тот факт, что сценарий низкопробного фильма « Ошибка инженера Кочина » написал по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка» столь стойкий и благородный писатель, как Юрий Олеша?

Нет, не был «Великий гражданин» только «глубоко личным» фильмом Ф. Эрмлера, он носил и «придворно-конъюнктурный характер». Об этом наглядно свидетельствует никогда не публиковавшееся ранее письмо Сталина в адрес руководителя кинематографического ведомства тех лет Б. Шумяцкого год спустя он был расстрелян как «враг народа» : «Б. Сценарий т. Составлен он бесспорно политически грамотно. Литературные достоинства также бесспорны. Имеются, однако, ошибки. Это нетипично и не соответствует действительности.

Действительность дает обратную картину. Портрет Желябова нужно удалить: нет аналогии между террористами — пигмеями из лагеря зиновьевцев и троцкистов и революционером Желябовым. Упоминания о Сталине надо исключить. Вместо Сталина следовало бы поставить ЦК партии. Убийство Шахова не должно служить центром и высшей точкой сценария: тот или иной террористический акт бледнеет перед теми фактами, которые вскрыты процессом Пятакова — Радека. Центром и высшей точкой сценария следовало бы поставить борьбу двух программ, двух установок: одна программа — за победу социализма в СССР, за ликвидацию всех остатков капитализма, за независимость и территориальную целостность СССР, за антифашизм и сближение с нефашистскими государствами против фашистских государств, против войны, за политику мира; другая программа — за реставрацию капитализма в СССР и свертывание социалистических завоеваний, против независимости СССР и за государственное расчленение СССР в угоду фашистским государствам, за сближение с наиболее сильными фашистскими государствами против интересов рабочего класса и в ущерб интересам нефашистских государств, за обострение военной опасности и против политики мира. Дело надо поставить так, чтобы борьба между троцкистами и Советским правительством выглядела не как борьба двух котерий[ 1. Но из этого следует, что сценарий придется переделать, сделав его по всему содержанию более современным, отражающим все то основное, что вскрыто процессом Пятакова — Радека. С ком.

Эту сталинскую концепцию, столь четко выраженную в письме, следует рассматривать на фоне той истеричной вакханалии «охоты на ведьм», которая развернулась в стране — на страницах газет, на собраниях, на киноэкранах. Ровно неделю спустя после сталинского письма относительно «Великого гражданина» передовая статья «Правды» провозглашала: «Ни одна неполадка, ни одна авария не должны пройти для нас незамеченными. Мы знаем, что агрегаты сами не ломаются, котлы сами не взрываются. За каждым таким актом спрятана чья-то рука. Не рука ли это врага — вот первый вопрос, который должен возникнуть у каждого из нас в тех случаях». И горе тем, кто, по мнению Сталина и его ближайшего окружения, разоблачал «скрытых врагов» и агентов, их жен и детей недостаточно энергично. Так, летом 1937 года в статье о перевыборах в комсомоле, указав, что они прошли уже в более чем полторы тысячи первичных организаций, «Правда» угрожающе констатировала: «Между тем по пальцам можно пересчитать собрания, где остро, боевито обсуждались вопросы комсомольской работы, где в ходе обсуждения кандидатур были разоблачены отпрыски фашистских агентов, пробравшиеся в комсомол». Только с учетом условий тех лет, когда нарастал чудовищный террор против собственного народа, когда население страны ежедневно отравлялось ядом подозрительности, когда процветали вопиющие беззакония, пытки, когда в потоке взаимного доносительства невозможно уже было отделить обезумевших от страха обывателей от беспринципных карьеристов, следует анализировать фильм «Великий гражданин» и письмо Сталина относительно первого варианта его сценария. Отдельные пункты сталинского письма, то есть отдельные конкретные указания, были учтены авторами фильма.

Относительно первого — о нетипичном противопоставлении возраста представителей ЦК и «оппозиции» — можно прочитать в воспоминаниях одного из авторов сценария Михаила Блеймана кстати, подвергнутого в конце 40-х годов жестоким обвинениям в космополитизме. Он мог и не ведать, что установка исходила лично от Сталина. Наказы сценаристам могли исходить опосредствованно, через какого-либо чиновника киноведомства.

Не зламати крил широких, Того льоту не спинить!

Он просит, чтобы ему разрешили пожить на правительственной даче у озера... Соглашусь с Георгием в оценке актерского мастерства Геловани, а также Трипольского, Гомиашвили и Горбатова.

СТАЛИН и актеры сыгравшие "вождя народов" в кино и театре.

Надежда Николаевна Власик-Михайлова скромно жила в Москве и сильно болела. После съемок группа начала ей деликатно помогать. Мы беседовали о том и о сем, и вдруг она сказала: «Иди возьми чемодан в чуланчике, тот, что лежит наверху». Я достал старый дерматиновый чемодан без ручки. Спрашиваю: «Что это?

Я не мог в это поверить! Никто не подозревал, что легендарный охранник Сталина вел записи. И именно мне выпал уникальный шанс первому взять их в руки! В чемодане ворохом лежали исписанные второпях салфетки и листочки, небрежно вырванные из блокнотов.

Я не думаю, что вообще есть темы, кроме совсем уж трагических, над которыми нельзя смеяться. Я не вижу ничего плохого в том, что кто-то над кем-то будет смеяться по какой-либо причине. Если бы [в «Смерти Сталина» - прим. ГМ] юмор был бы не наш, или если бы это было чудовищно сделано, наверное, люди просто не пошли бы смотреть.

Но главное, чтобы это сделали сами люди, а не кто-то за них выбрал, что не надо делать».

Когда Кончаловский предложил ему сыграть роль Сталина, это оказалось самым неожиданным предложением в карьере актера. Но удивительно, что при этом самым реалистичным Сталиным на экране считается образ, созданный актером Арчилом Гомиашвили. Когда он впервые исполнил эту роль в 1986 году в фильме «Государственная граница. Год сорок первый», в актере мало кто мог узнать Остапа Бендера из «12 стульев» 1971 года. Это была картина Сергея Боброва «Приказано уничтожить! Операция: «Китайская шкатулка»». Скорее мне хотелось сыграть хитрого, коварного человека, покрытого глазурью», — сказал артист. Спустя два года Хазанов согласился исполнить роль вождя уже в телесериале «Фурцева».

Как-то он в меня входил сам в течение жизни», — говорил Геннадий Викторович. В 2015 году этот образ воплотил Борис Каморзин в фильме «Главный». В процессе подготовки к роли актер смотрел много хроники и читал мемуары. Ну какой я Хрущев? Потом он пообещал окончательно определиться после проб. Среди непонятных актеру черт своего героя он нашел в образе Хрущева то, что его подкупило.

Минск, 1953.

Ленин и Сталин в творчестве народов Бурят-Монголии: Народные песни, улигеры, стихи и поэмы. Галсанов Ц. Легенда о Баторе. Лордкипанидзе К. Горийская повесть. Георгий Леонидзе. Эпопея «Сталин».

Цагарели и Н. Тихонова Народы Дагестана. Творчество народов Дагестана. Песнь о Сталине: Сборник народных песен и произведений писателей Дагестана. Капиев Э. Сталин: Поэма. Славим партию свою: Стихи дагестанских поэтов, посвященные В.

Ленину, И. Сталину, партии большевиков. Песни о вождях и Родине: Сб.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий