В 2023 году по проекту "Чистая вода" было введено в эксплуатацию 389 объектов, рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. Ход реализации программы «Чистая вода» губернатор Василий Голубев оценил в эфире телепрограммы «Линия губернатора». Кировская область принимает участие в реализации ФЦП "Чистая вода", в рамках которой разрабатываются проекты реконструкции системы водоснабжения трёх пригородных микрорайонов. Минстрой Хакасии подвёл итоги по реализации нацпроекта «Чистая вода».
Федеральная программа «Чистая вода» пока не принесла значимых результатов
В рамках нацпроекта «Чистая вода» в Оренбуржье модернизируют объекты водоснабжения. Благодаря масштабным работам, которые ГУП «Леноблводоканал» выполняет по проекту «Чистая вода», качество водоснабжения улучшится для более чем 150 тысяч жителей региона. Федеральный проект «Чистая вода» / Национальный проект «Жильё и городская среда».
Новости и пресс-релизы
«Задача масштабная, средства в рамках проекта «Чистая вода» нам выделяют серьёзные, поэтому поручаю главам муниципальных образований активно подключиться к реализации проекта», – заявил Андрей Травников. В ходе Коллегии особое внимание было уделено вопросу реализации федерального проекта «Чистая вода» национального проекта «Жилье и городская среда». Первые объекты в рамках федерального проекта «Чистая вода» введены в четырех регионах России, сообщил замглавы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максим Егоров. Федеральный проект «Чистая вода» призван обеспечить качественной питьевой водой более 90% населения Российской Федерации. Федеральный проект «Чистая вода» входит в национальный проект "Жилье и городская среда". Благодаря масштабным работам, которые ГУП «Леноблводоканал» выполняет по проекту «Чистая вода», качество водоснабжения улучшится для более чем 150 тысяч жителей региона.
Чистая вода станет доступной ещё для 35 миллионов россиян
Медведев подписал Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года и одобрен Советом Федерации 25 декабря 2009 года. Федеральным законом устанавливаются минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения в период осуществления инженерных изысканий, проектирования, строительства в том числе консервации , эксплуатации включая текущий ремонт , реконструкции, капитального ремонтам и сноса то есть на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения , а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам.
Но и тут, как следует из «О состоянии и использовании водных ресурсов в РФ в 2018 году», все не так гладко. Во-первых, в России осталось не так много регионов, где подземные воды полностью соответствуют нормируемым показателям к питьевой воде. В большинстве случаев подземные воды приходится доводить до кондиционного состояния путем технологии водоподготовки, иначе потребление такой «природной» воды будет в буквальном смысле убивать население. Так, на северо-западе страны есть проблема с содержанием в добываемой из скважин воде железа, марганца, двуокиси кремния, магния, бора, бария, аммония. В центральной части Европейской России есть большая проблема со фтором, железом, марганцем, литием, кремнием. А отдельно для Смоленской, Тульской областей и северо-востока Брянской области характерно повышенное содержание стронция. Ситуация усугубляется тем, что подземную воду в этом регионе добывают уже столетиями, и это привело к тому, что в ряде городских городов Александров, Ковров, Муром, Тула, Брянск, Липецк, Орел, Тамбов и др. В засушливой Калмыкии рады любой, даже опасной для здоровья воде Не все в порядке с качеством воды на Урале и за Уральским хребтом. Так для подземных вод межпластовых систем Зауралья типичным является почти повсеместно повышенное содержание азотных соединений в аммонийной форме, образующихся в результате процессов анаэробного разложения некогда погребенного органического вещества.
По мере движения на восток увеличивается минерализация подземных вод, повышается содержание сульфатов, хлоридов, бора, брома, йода, лития. На территории Сибирского федерального округа воды основных водоносных горизонтов и комплексов в большинстве случаев в природном состоянии не соответствуют нормативным требованиям к питьевым водам по минерализации и показателю общей жесткости, содержанию железа, марганца, сульфатов, хлоридов, реже кремния, лития, бария, брома и стронция. Содержание фтора в сибирской воде практически повсеместно ниже нормы, за редкими исключениями. И на такое природное «богатство» дополнительно накладывается техногенный фактор: интенсивное загрязнение подземных вод продуктами хозяйственной деятельности. По состоянию на конец позапрошлого года, на территории России загрязнение подземных вод выявлено на 5452 участках и на 3116 водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины. В подземных водах при промышленном типе загрязнения обнаруживается 2087 участков практически весь перечень выявленных загрязняющих веществ, как неорганических, так и органических. При сельскохозяйственном типе загрязнения 701 участок наблюдаются соединения азота, пестициды. При коммунальном типе загрязнения 40 участков — соединения азота, железо, марганец, хлориды, фенолы; при загрязнении некондиционными природными водами 625 участков — хлориды, сульфаты, железо, марганец, фтор, стронций. На участках загрязнения подземных вод, вызванных промышленными объектами, преобладают содержания загрязняющих веществ в диапазоне 10-100 ПДК, максимальные зафиксированные значения достигали 1000 ПДК более. Зачастую загрязнения природного и техногенного происхождения перемешиваются, вступают друг с другом в реакцию — действует такой своеобразный подземный «клуб знакомств» для веществ-загрязнителей.
Образовавшиеся «коктейли» в конечном счете выходят из подземной темницы и - не встречая на своем пути серьезного сопротивления в виде современной водоподготовительной инфраструктуры — попадают в водопроводные сети. Программа утонула На таком далеко не оптимистическом фоне государство взялось за амбициозный проект по ограждению россиян от ужасов химического загрязнения питьевой воды. Упомянутая выше и действовавшая в период с 2011 года по 2017 год ФЦП «Чистая вода» решала несколько задач: развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надёжности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путём совершенствования законодательства о тарифах и законодательства о государственно-частном партнёрстве и экологического законодательства Российской Федерации; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ, по развитию водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Результаты реализации целевой программы, опубликованные на информационном портале «Федеральные целевые программы», как видно, не слишком впечатляющие. Не получилось значимого прорыва и в увеличении доли сточных вод, очищенных до нормативных значений в общем объёме пропущенных через очистные сооружения сточных вод. Скромные результаты объясняются скромным госфинансированием: всего на 6 лет предусмотрено освоить 9 млрд. Еще почти 272 млрд. Если по бюджетным деньгам отчетность есть - ассигнования были потрачены в полном объеме хотя общая сумма 18 млрд. В эти капиталовложения, очевидно, включали плановые ремонты и работы по модернизации оборудования, проводимые региональными водоканалами безо всяких госпрограмм. Войти в воду дважды Очевидно, именно не самые впечатляющие результаты «первого захода» сподвигли федеральные власти сделать еще одну попытку — но на сей раз повысив статус программы до отдельного направления в рамках национального проекта «Экология».
Финансовое участие государства было увеличено на несколько порядков: до конца 2024 года капвложения федерального и региональных бюджетов должны превысить 245 млрд. Немыслимая сумма по меркам прошлых лет. На «внебюджетные источники» уже не столько полагаются, как раньше: проект предусматривает привлечение порядка 85 млрд. Таким образом, государство согласилось стать главным драйвером изменений, не полагаясь на государственно-частное партнерство по принципу - частник вкладывает деньги, а государство гарантирует ему концессионные права на созданную инфраструктуру и гарантированный доход от ее использования , на которое в долгих инфраструктурных проектах ранее возлагали больше надежды. Причем к 31 декабря 2021 года доля горожан, обеспеченных чистой водой, должна уже превысить 95 процентов. За счет чего должен быть достигнут столь быстрый рост показателей? Программа прежде всего предусматривает быстрое строительство или модернизацию объектов водной инфраструктуры - водозаборов, станций водоподготовки, водопроводных сетей, очистных сооружений и др. При этом регионы должны были уже в прошлом году завершить разработку собственных программ по улучшению качества воды, оценить состояние систем централизованного водоснабжения и по итогам сформировать список объектов, нуждающихся в ремонте и модернизации в первую очередь. В текущем же году уже во всех регионах должна начаться активная фаза работ. И надо сказать, что регионы уже вышли на беговую дорожку, лоббируя в федеральном центре свои интересы.
В открытых источниках появляется все больше информации об уже реализуемых проектах и о тех, что находятся на «низком старте».
Так, в 2019 году было введено 72 объекта, в 2020 году — 100, в 2021 — 259, в 2022 — 363. С этой целью в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» по всей стране ведутся активные работы по строительству и модернизации объектов водоснабжения. Среди наиболее масштабных объектов, которые запустили в работу в 2023 году, — очистные сооружения водоснабжения в Новоалександровске Ставропольского края, объект водоснабжения в Буйнакске Республики Дагестан, станция водоподготовки и водоснабжения в Чеченской Республике», — подчеркнул Ирек Файзуллин. В этом году запланированы работы на 230 объектах.
Таким образом, к концу года общее количество построенных и реконструированных по проекту «Чистая вода» объектов составит 1413.
Благодаря масштабным работам, которые ГУП «Леноблводоканал» выполняет по проекту «Чистая вода», качество водоснабжения улучшится для более чем 150 тысяч жителей региона. Проектирование завершится в начале 2021 года, затем начнется сама реконструкция.
Кроме того, по поручению губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, в небольших населенных пунктах устанавливаются модульные станции очистки питьевой воды.
Управление государственного жилищного надзора Белгородской области
- Услуги и сервисы
- Чистая вода станет доступной ещё для 35 миллионов россиян - Парламентская газета
- Пресс-релиз: Федеральный проект «Чистая вода» повысит качество питьевой воды
- Федеральная программа “Чистая вода” продлена до 2030 года — НПО Технокомплекс
По федеральному проекту «Чистая вода» за пять лет в России введено 870 объектов водоснабжения
Федеральным законом устанавливаются минимально необходимые требования безопасности к зданиям и сооружениям в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения в период осуществления инженерных изысканий, проектирования, строительства в том числе консервации , эксплуатации включая текущий ремонт , реконструкции, капитального ремонтам и сноса то есть на всех этапах жизненного цикла здания или сооружения , а также к связанным со зданиями и сооружениями процессам.
И на такое природное «богатство» дополнительно накладывается техногенный фактор: интенсивное загрязнение подземных вод продуктами хозяйственной деятельности. По состоянию на конец позапрошлого года, на территории России загрязнение подземных вод выявлено на 5452 участках и на 3116 водозаборах питьевого и хозяйственно-бытового назначения, преимущественно представляющих собой одиночные эксплуатационные скважины. В подземных водах при промышленном типе загрязнения обнаруживается 2087 участков практически весь перечень выявленных загрязняющих веществ, как неорганических, так и органических. При сельскохозяйственном типе загрязнения 701 участок наблюдаются соединения азота, пестициды. При коммунальном типе загрязнения 40 участков — соединения азота, железо, марганец, хлориды, фенолы; при загрязнении некондиционными природными водами 625 участков — хлориды, сульфаты, железо, марганец, фтор, стронций.
На участках загрязнения подземных вод, вызванных промышленными объектами, преобладают содержания загрязняющих веществ в диапазоне 10-100 ПДК, максимальные зафиксированные значения достигали 1000 ПДК более. Зачастую загрязнения природного и техногенного происхождения перемешиваются, вступают друг с другом в реакцию — действует такой своеобразный подземный «клуб знакомств» для веществ-загрязнителей. Образовавшиеся «коктейли» в конечном счете выходят из подземной темницы и - не встречая на своем пути серьезного сопротивления в виде современной водоподготовительной инфраструктуры — попадают в водопроводные сети. Программа утонула На таком далеко не оптимистическом фоне государство взялось за амбициозный проект по ограждению россиян от ужасов химического загрязнения питьевой воды. Упомянутая выше и действовавшая в период с 2011 года по 2017 год ФЦП «Чистая вода» решала несколько задач: развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, включая установление современных целевых показателей качества услуг, эффективности и надёжности деятельности сектора водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; создание условий для привлечения долгосрочных частных инвестиций в сектор водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод путём совершенствования законодательства о тарифах и законодательства о государственно-частном партнёрстве и экологического законодательства Российской Федерации; модернизация систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод посредством поддержки региональных программ, по развитию водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Результаты реализации целевой программы, опубликованные на информационном портале «Федеральные целевые программы», как видно, не слишком впечатляющие.
Не получилось значимого прорыва и в увеличении доли сточных вод, очищенных до нормативных значений в общем объёме пропущенных через очистные сооружения сточных вод. Скромные результаты объясняются скромным госфинансированием: всего на 6 лет предусмотрено освоить 9 млрд. Еще почти 272 млрд. Если по бюджетным деньгам отчетность есть - ассигнования были потрачены в полном объеме хотя общая сумма 18 млрд. В эти капиталовложения, очевидно, включали плановые ремонты и работы по модернизации оборудования, проводимые региональными водоканалами безо всяких госпрограмм. Войти в воду дважды Очевидно, именно не самые впечатляющие результаты «первого захода» сподвигли федеральные власти сделать еще одну попытку — но на сей раз повысив статус программы до отдельного направления в рамках национального проекта «Экология».
Финансовое участие государства было увеличено на несколько порядков: до конца 2024 года капвложения федерального и региональных бюджетов должны превысить 245 млрд. Немыслимая сумма по меркам прошлых лет. На «внебюджетные источники» уже не столько полагаются, как раньше: проект предусматривает привлечение порядка 85 млрд. Таким образом, государство согласилось стать главным драйвером изменений, не полагаясь на государственно-частное партнерство по принципу - частник вкладывает деньги, а государство гарантирует ему концессионные права на созданную инфраструктуру и гарантированный доход от ее использования , на которое в долгих инфраструктурных проектах ранее возлагали больше надежды. Причем к 31 декабря 2021 года доля горожан, обеспеченных чистой водой, должна уже превысить 95 процентов. За счет чего должен быть достигнут столь быстрый рост показателей?
Программа прежде всего предусматривает быстрое строительство или модернизацию объектов водной инфраструктуры - водозаборов, станций водоподготовки, водопроводных сетей, очистных сооружений и др. При этом регионы должны были уже в прошлом году завершить разработку собственных программ по улучшению качества воды, оценить состояние систем централизованного водоснабжения и по итогам сформировать список объектов, нуждающихся в ремонте и модернизации в первую очередь. В текущем же году уже во всех регионах должна начаться активная фаза работ. И надо сказать, что регионы уже вышли на беговую дорожку, лоббируя в федеральном центре свои интересы. В открытых источниках появляется все больше информации об уже реализуемых проектах и о тех, что находятся на «низком старте». Так, в Хабаровском крае взялись кардинально решать проблему.
В Хабаровском крае наибольшие проблемы с качеством водоснабжения в Бикинском, Вяземском и Хабаровском районах. В некоторых местах построенные в середине ХХ века водозаборные сооружения, но они и не справляются с очисткой воды в период разливов Амура, когда приходится воду развозить в цистернах. Решит проблему строительство водовода, которое уже началось в рамках проекта «Чистая вода». Сдача объекта, как отмечают в местном водоканале, позволит обеспечить качественной водой жителей поселка, а также сэкономить порядка 1,5 миллиона рублей на подвоз воды к домам местных жителей. Также обещают ликвидировать опасный объект - хлораторную, которая находится в районе жилой застройки. Всего на этот и другие проекты Хабаровскому краю пообещали выделить 2,1 млрд рублей.
У Якутии аппетиты куда серьезнее. В республике намерены вложить больше 9 млрд. Почему не всех? Потому что в Якутии одна из самых сложных в стране ситуаций с питьевым водоснабжением. В настоящее время в республике какими-либо водоснабжением обеспечено менее 17 процентов населенных пунктов, а системами очистки сточных вод - лишь около семи.
С этой целью в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда» по всей стране ведутся активные работы по строительству и модернизации объектов водоснабжения. Среди наиболее масштабных объектов, которые запустили в работу в 2023 году, — очистные сооружения водоснабжения в Новоалександровске Ставропольского края, объект водоснабжения в Буйнакске Республики Дагестан, станция водоподготовки и водоснабжения в Чеченской Республике», — подчеркнул Ирек Файзуллин. В этом году запланированы работы на 230 объектах. Таким образом, к концу года общее количество построенных и реконструированных по проекту «Чистая вода» объектов составит 1413.
Например, в этом году планируется завершить реконструкцию Арбинских очистных сооружений в Кургане, которая началась весной 2023 года.
В Завитинске на месте будущего водозабора «Южный» специалисты возводят трансформаторную подстанцию, делают бетонное основание для отстойника промывных вод, монтируют металлоконструкции для станции переключения. Ранее здесь пробурили четыре артезианские скважины, возвели насосную станцию и станцию водоподготовки, обустроили сети водоснабжения и сети водоотведения. Власти уточняют, что по «Южному» есть небольшое отставание от графика, но подрядчик планирует нарастить темпы и завершить работы до конца июня.
В Самарской области сообщили о реализации программы «Чистая вода»
Главная Пресс-центр Новости Всероссийская экологическая акция «Вода России» впервые пройдет в рамках нацпроекта «Экология». Судя по всему эта новая скороговорка станет актуальной к 2024 году, когда наступит пора подводить итоги нацпроекта «Экология» и программы «Чистая вода». В 2023 году по проекту "Чистая вода" было введено в эксплуатацию 389 объектов, рассказал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин. один из тех, в котором граждане регионов и населенных пунктов заинтересованы не меньше, чем государство.
Нацпроект «Экология». Программа «Чистая вода»
Национальные проекты. Паспорт регионального проекта "Чистая вода". "Итогом реализации федерального проекта "Чистая вода" в I квартале 2022 года стало окончание строительства восьми объектов питьевого водоснабжения в нескольких регионах РФ", — говорится в сообщении. Благодаря реализации национального проекта «Чистая вода» граждане России получают качественную питьевую воду.