«Не только любовь» – первая опера Родиона Щедрина, написана в 1961 году и посвящена Майе Плисецкой.
"Не только любовь" вернулась в Москву
удьба первой оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» долгое время складывалась неудачно. Долгожданная мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Левша» по одноименной повести Николая Лескова состоялась на новой сцене Мариинского театра, в. Но в целом опера не сложилась. Щедрин сделал много богатых оркестровок, из-за которых слова практически невозможно разобрать. Опера «Не только любовь» написана по мотивам рассказов Сергея Антонова, с включением в либретто текстов частушек и посвящена его жене – великой русской балерине – Майе Плисецкой. Был на премьере ранее не известной мне оперы Родиона Щедрина "Не только любовь", написанной в 1961 году (его первая опера).
Лирическая опера в двух действиях
- Отзывы о «Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ»
- Не только колхоз: в Музтеатре Станиславского поставили первую оперу Родиона Щедрина
- Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к
- Играем с начала | Статьи | Премьера
- Спасибо за обращение
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
Главное в этой опере - совсем не любовь, а воля к | Но опера «Не только любовь» была в самом первом списке, который я написал для себя, придя работать в театр Станиславского и Немировича-Данченко. |
Опера Р. Щедрина «Левша». Первая премьера на новой сцене Мариинки | Премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь» в 2014 году стала значительным событием, сам композитор назвал ее лучшей постановкой своего произведения. |
Опера «Не только любовь» : Псковская Лента Новостей / ПЛН | Даже на сцене Мариинского театра, собравшего всего оперного Щедрина, «Не только любовь» поставили последней, словно смущаясь ее лирико-производственной игривости в изящной песенно-частушечной форме на грани водевиля и психодрамы. |
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра
В МАМТ поставили полузабытую оперу Родиона Щедрина «Не только любовь». спектакль Александра Кузина, который даже довозили до. Кстати, именно ее колхозники из оперы Щедрина смотрели на широком экране, роняя слезы в финальной сцене объяснения в любви.
Колхозная любовь: о постановке оперы Щедрина в МАМТ
Идея проекта принадлежит главному дирижеру МАМТ Феликсу Коробову, он же является музыкальным руководителем постановки. Декорации к спектаклю создает Максим Обрезков, костюмы — Мария Данилова. Родион Щедрин написал свою первую оперу «Не только любовь» в 1961 году на либретто Василия Катаняна по мотивам рассказов Сергея Антонова. И сходство это прослеживается уже в авторском определении жанра — подобно «Евгению Онегину» Чайковского, опера Щедрина имеет жанровый подзаголовок «Лирические сцены».
Несмотря на то, что опера изначально предназначалась для Большого театра, Щедрин стремился уйти от принятых тогда на этой сцене монументальных массовок со знаменами в камерную сферу, к переживаниям обыкновенных людей. Но хотя, премьерный спектакль оформлял художник Александр Тышлер, а дирижировал Евгений Светланов, переломить обычаи академического театра композитору, все же, не удалось. Поэтому важной вехой стало появление оперы «Не только любовь» на новой театральной сцене — Московского камерного музыкального театра режиссера Бориса Покровского, в качестве первого спектакля этого театра 1972. Несколько лет опера неоднократно исполнялась в Москве и провинции, но, постепенно исчезла с репертуарной страницы и в дальнейшем была незаслуженно забыта.
Неизменными при этом остаются свойства музыки, обусловленные личными качествами автора, а он — энергичен, легок на подъем, прост в общении и обаятелен. На концерте прозвучат сочинения, написанные в течение 50-ти лет — с 1960-х по 2000-е годы. Самое раннее из них — сюита из музыки первой оперы Щедрина «Не только любовь». Будет исполнен и созданный в те же годы искрящийся концерт для оркестра «Озорные частушки», в восторге от которого в числе многих был Леонард Бернстайн.
Именно «Не только любовь» Щедрина стала его первой постановкой в 1972 г. Сейчас, к сожалению, эта опера в репертуаре театра не значится. В столицу спектакль привезли в рамках Фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку» — и в конце октября история про Варвару Васильевну была представлена в версии Камерного музыкального театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Остроумный шедевр давно не ставили в Москве, в том числе и поэтому питерский спектакль вызвал большой ажиотаж. В Петербурге на премьере постановки в 2014 году присутствовали сам автор Родион Щедрин и Майя Плисецкая ей была посвящена опера. Супруги единодушно назвали эту постановку лучшей из всех. Режиссёр Юрий Александров, комментируя спектакль, неоднократно заявлял о своём стремлении на первый план вывести музыку. Но разве она у Щедрина не всегда первостепенна? Тем не менее постановщик действительно убрал многие непонятные для современного слушателя производственные диалоги, очистил оперу от неудачных ходов малоталантливого либреттиста Василия Катаняна, которого в этот раз даже в программку не вписали. К тому же действия назвали картинами, поэтому их количество от авторских трёх сократилось до двух. Действительно, именно музыка спасала, но не оправдывала скучные и наивные мизансцены, отсутствие логики и ясности в рисунках актёрских ролей. Надо признать, перед музыкантами стояла сложнейшая задача: опера соединяет и противопоставляет две линии: бравурный праздник и трагическую любовь. К тому же эти линии ещё и жёстко разведены по действиям, после антракта уже нет задорных танцев и разудалых частушек, и заканчивается опера многозначной разомкнутой сценой. Центральная героиня оперы — Варвара Васильевна.
Мюзикл «Не только любовь»
МАМТ представляет оперу об изломанных душах сильных людей | Это уже пятая опера Щедрина, поставленная в Мариинском театре; театр реально превратился в «Дом Щедрина» с легкой руки худрука Валерия Гергиева. |
"Не только любовь" вернулась в Москву / Культура / Независимая газета | При всём при том Щедрин, как и почти любой другой композитор, всегда хотел написать оперу. |
Опера «Не только любовь» в Концертном зале Мариинского театра | «Левша», новая опера Щедрина, написанная по заказу Мариинского театра, впервые прозвучит 26 июня в концертном исполнении на его новой сцене. |
«Не только любовь»: премьера оперы Родиона Щедрина в МАМТ | В театре Санктъ-Петербуръ Опера поставлена опера «Не только любовь». На премьере присутствовал сам автор Родион Щедрин и его супруга Майя Плисецкая. |
В печатном номере
- Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»
- Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена –
- Контакты издательства ГИТИС
- Юрий Александров везет в Казань оперу Щедрина, некогда провалившуюся в Большом театре
- Контакты издательства ГИТИС
«Убить ее я не мог. Я, видите ли, любил ее». Опера Родиона Щедрина «Лолита» на сцене Мариинки
Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных. Подробнее Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия политики в отношении обработки персональных данных в Администрации г. Воскресенск и даёте согласие на обработку пользовательских данных файлов cookie , в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс.
Чередуясь с широкими, размашистыми интервалами, она придает теме новое обличие. Уверенно и страстно мелодия излагается на fortissimo. Унисон деревянных и струнных поддерживает зычный голос трубы.
Начиная с синкопированного высокого звука, тема неуклонно движется по восходящей линии. Пунктированный ритм мелодии придает ее звучанию энергичность и решительность, подчеркивая напряженность происходящих событий. Варвара Васильевна во власти любви! В третьем действии оперы композитор дает развернутую картину мучительной душевной борьбы Варвары Васильевны. Сталкиваются чувство и разум.
Центром действия становится монолог героини, где на все вопросы к себе самой , сомнения, сердечные порывы, разум в образе закулисного хора подобно хорам в древнегреческих трагедиях отвечает неумолимое «нет, нет, нет! Это чувство усиливает и озорная частушка, исполняемая одной из девушек, возвращающейся с полевых работ. В ней осуждается поведение председателя: «Ой, уж как ночь тиха, недалеко до греха: дайте в провожатого чужого жениха». Основу монолога Варвары Васильевны составляет синкопированная, многократно повторенная фраза, напоминающая народный причет: Вокальную партию, и также на fortissimo, поддерживает унисон струнных первые скрипки. Эта же фраза-причет звучит и в финале третьего действия — в сцене с Володей Гавриловым.
Варвара Васильевна объясняет ему, какой ремонт он должен выполнить. Но прозаические слова не могут скрыть ее истинных чувств. Заканчивается действие оркестровым эпизодом — последней и наивысшей кульминацией, выражающей страдание влюбленной женщины. Струнные и деревянные духовые на FFF еще и еще раз проводят несколько измененную интонацию темы-причета Andante espressivo : А затем в мощном звучании валторн и тромбонов звучит начальная фраза песни-лейтмотива героини оперы. Силой воли Варвара Васильевна подавляет свою «недозволенную» любовь и расстается с любимым.
Заканчивает оперу небольшой Эпилог: «Светает. На опушке леса в глубине сцены сидит Варвара Васильевна. Издали слышны голоса идущих на работу колхозников». И снова льется веселая частушка, которую сопровождает неизменная балалайка за сценой ad libitum. Варвара Васильевна уходит вместе со всеми.
Удаляясь, песня растворяется в бесконечных просторах русских полей. Подобно Первому концерту и балету «Конек-Горбунок», опера отличается в целом светлым, несмотря на драму героини, оптимистическим характером. Частушка , которая так смело заявила о себе впервые в финале Первого концерта, приобретает здесь уже ведущее начение. Значительно расширился в опере круг русских песенных образов. Частушки выполняют в опере ответственную роль комментатора происходящего действия.
Несомненно, здесь сказалось влияние рассказа С. Антонова «Поддубенские частушки», герой которого едет в деревню, стараясь выяснить: кто же сочиняет эти сиюминутные «живые газеты». Хор в опере Щедрина второе действие дает на это прямой ответ в «Девичьих частушках»: «Ой, мы частушек много знаем, знаем тыщи полторы. Ой, мы их сами сочиняем, сами композиторы». Частушка в опере Щедрина и народный судья.
Опасаясь осуждения народа, Варвара Васильевна приходит к трудному для себя решению. Подобно балету, опера имеет номерное строение. Щедрин наделяет героев лейтмотивами, применяет тематические арки. Большую роль в данном случае играют частушки как ведущий жанр хоровых и многих сольных номеров, куплетно-вариационный метод их развития. Во время репетиции И все же тематическим стержнем оперы остается лейтмотив Варвары Васильевны.
Его многоликость, постепенно развертывающая перед нами драму героини, говорит о симфоническом развитии главной темы оперы. Благодаря ее широкому и свободному развитию, композитор разрывает круг народно-песенных интонаций, отличающих Варвару Васильевну, и приходит к иной, более обобщенной, интонационной и эмоциональной сфере выразительности. Именно в музыкальной характеристике Варвары Васильевны в новой роли выступает органный пункт, где он порой становится главным компонентом драматического действия. В партии Варвары Васильевны огромна роль оркестра. В финале третьего действия всю глубину ее волнения передает именно оркестр.
И фразу-причет героини на словах «Как на крышу влезешь, не свались, убьешься. Тут все гнилое. Оперный оркестр по сравнению с оркестром балета несколько уменьшен за счет сокращения ударной группы отсутствуют бубенчики, трещотки, кастаньеты. Не звучат в опере и такие красочные инструменты, как вибрафон, колокола, усиливающие впечатление сказочной или праздничной обстановки, а также и клавиолина с ее специфическим звуком.
Театр «Санктъ-Петербургъ Опера», продолжая свои традиции, вновь обратился к малоизвестному на сегодняшний день произведению — «Не только любовь» Родиона Щедрина. Щедрин — один из самых крупных и известных советских композиторов второй половины ХХ века. Владея острым современным музыкальным языком, он создал произведения, доступные широким кругам слушателей. Все его оперы и балеты созданы исключительно на сюжеты крупнейших русских писателей: Гоголя, Чехова, Толстого, Набокова, Лескова.
Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам — как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму.
Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры. Постановка сложна технически. Поворотный круг почти все время в движении, сложен спектакль и для певцов вокальными партиями. Поэтому первые два спектакля поют те, кто делал это на премьере в Праге. Непростой он и для слуха — музыка небогата контрастами и в основном транслирует общее угнетенное состояние героев.
Опера Родиона Щедрина «Не только любовь»: история успешного феномена
Петербургская премьера оперы "Не только любовь" всемирно известного композитора Родиона Щедрина, посвященная супруге и музе, великой балерине Майе Плисецкой, стала знаковым событием. В МАМТе опера «Не только любовь» была впервые поставлена в 1981 году (режиссёр — Ольга Иванова, дирижёр — Владимир Кожухарь). Петербургская премьера оперы «Не только любовь» всемирно известного композитора Родиона Щедрина стала знаковым событием.