В ХХI веке самоходные артиллерийские установки по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира.
САУ 2С35 «Коалиция-СВ»: высокоточная артиллерия в зоне СВО
Испытания были признаны успешными и в том же 1988 году началось серийное производство данной самоходки. Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов более 180 км в час с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели. Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск. Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены. В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены.
В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК». Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено.
Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России. В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу. Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей. ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины.
Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт.
Гендиректор «Уралтрансмаша» в интервью РИА Новости отмечал, что в семействе «Мста-С» заложен «просто гигантский модернизационный потенциал». По словам Семизорова, эти гаубицы ещё долго будут составлять основу парка САУ в российской армии. В связи с этим ожидается дальнейшее совершенствование этих самоходок и появление в их арсенале новых средств поражения. Мы ожидаем появления новых боеприпасов и работаем над этим с предприятиями боеприпасной отрасли. Кроме того, сейчас ведётся большая работа по увеличению надёжности этой машины, поэтому я думаю, что установка очень долго будет сохранять статус основной боевой системы», — сказал Семизоров в декабре 2019-го. Военные подчёркивают, что 2С19М2 имеет значительные конструктивные отличия от предыдущей версии «Мсты-С». Как уточняют в Минобороны РФ, на модернизированной самоходке установлены новая автоматизированная система управления огнём, а также улучшенные средства связи, заряжания и наведения на цель.
В бортовые системы машины была интегрирована опция применения цифровых электронных карт, а в башенные комплексы — баллистический вычислитель, аппаратура топографической привязки и ориентирования по ГЛОНАСС и GPS. В результате отечественным конструкторам удалось повысить эффективность огневого поражения, увеличить прицельную скорострельность, ускорить ориентирование экипажа на местности в сложных физико-географических условиях. Для стрельбы могут использоваться управляемые и неуправляемые осколочно-фугасные снаряды», — говорится в материалах Минобороны. Как сообщают военные, благодаря наличию средств автоматизированного управления огнём на поле боя обновлённая самоходка включена в единую систему управления тактического звена. Это позволяет обмениваться данными и корректировать огонь в режиме реального времени.
Несколько раньше велись предварительные работы по созданию «двуствольной» системы, за счет чего и предполагалось достичь высокой скорострельности. Но позднее предпочтение отдали привычному одному стволу, а наименование от соединения двух стволов «Коалиция» осталось. Как шутили: «Чтобы враг не догадался! При этом по своим характеристикам превосходить натовские аналоги. Уже в 2013 году на «Уралтрансмаше» были созданы два опытных образца. Год спустя предприятие выпустило еще десять САУ «Коалиция-СВ» — тех самых, которые впервые приняли участие в параде в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Именно она, несмотря на несколько запоздалый старт по созданию, показала лучший результат, который конкурентам проблематично превзойти в ближайшей перспективе. Сразу несколько прорывных идей позволили отечественным конструкторам и производственникам достичь такого успеха. Высокой скорострельности более 10, а по некоторым данным — до 16 выстрелов в минуту удалось добиться за счет программно-управляемого пневматического механизма заряжания: он автоматически досылает снаряды и заряды в камору при любых углах возвышения. Само заряжание картузное, то есть гильза не используется. Заряд инициируется микроволновой системой. Все это в комплексе и позволило достичь рекордной скорострельности для орудия такого калибра. Максимальная дальность при использовании осколочно-фугасных снарядов — 40 км, а в случае применения управляемых снарядов — и до 80. При этом есть возможность дистанционного управления стрельбой, когда точность обеспечивается системой автоматизированного управления процессами наведения оружия, выбора цели и навигации — одно из важнейших преимуществ 2С35 «Коалиция-СВ». Стрельба может вестись и в режиме огневого налета, когда одно орудие, производя выстрелы на разных траекториях и разными зарядами, накрывает цель одновременно несколькими снарядами.
Экипаж САУ удален от тех механизмов, приборов и оборудования, которые осуществляют процесс выстрела. И все органы управления машиной, по сути, сосредоточены впереди нее, в отделении управления, где находится экипаж. В этом и заключается суть дистанционного управления данным объектом. Дальность выстрела артиллерийской установки может достигать 70 километров.
Самоходная артиллерийская установка «Мста-С», характеристика и особенности
САУ весит 19,08 т. Корпус «Вены» бронированный. Конструкторы установили на него закрытую башню с круговым обзором. Башня оснащена основным орудием.
С правой стороны башни установлена башенка командира, которая вращается в горизонтальной плоскости. Также комплекс помогает отслеживать состояние САУ. Для командира специалисты установили на «Вену» лазерный прицел-дальномер, сопрягаемый с электронно-оптическим ночным прицелом.
Наводчик использует артиллерийский прицельный комплекс, состоящий из прицела прямой наводки и панорамного прицела. Также эксперты оснастили САУ радиостанцией «Арбалет» для поддержания внешней радиосвязи. Что касается китайской машины, то длина PLL-05 составляет 6700 мм, ширина -2800 мм, высота — 2800 мм.
Боевая машина весит 16,5 т.
Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 дальность до 20 км. К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора ТДП.
Он позволял наносить удары по малым и средним надводным кораблям, двигающимся со скоростью до 100 узлов более 180 км в час с расстояния до 20 километров. В «Береге» была достигнута высокая степень автоматизации систем. Данный комплекс способен поражать и наземные цели. Однако «Берег» создавался в первую очередь для защиты береговой линии, а не как полноценная САУ для поддержки сухопутных войск.
Работы над поиском оптимальной для армейских частей колесной самоходки были продолжены. В 1983 году, пользуясь наработками, полученными в ходе работ над противотанковой самоходкой «Жало-С» на базе БТР-70, был изготовлен опытный образец САУ на все той же базе, но с боевым модулем от десантируемой самоходной установки «Нона-С». Испытания данной машины показали положительные результаты, и работы над колесной самоходкой на базе бронетранспортера были продолжены. В 1984 году начались работы над колесной САУ на базе БТР-80, в этом же году был создан и опытный образец, который проходил сначала заводские, а затем и полигонные испытания. Примечателен тот факт, что военные чиновники были уверены в успехе данной машины настолько, что серийное производство САУ было организовано в 1990 году, то есть за год до официального принятия на вооружение. Это во многом помогло произвести около 30 машин до 1991 года и оснастить войска минимальным количеством 2С23 перед распадом Советского Союза. И уже в 90-е годы состоялось их боевое применение в ходе Первой Чеченской войны. В ходе боевых действий была потеряна как минимум одна «Нона-СВК».
Так, более десятка данных САУ были поставлены в сухопутные войска Венесуэлы. Однако в отечественных вооруженных силах количество колесных самоходок этого типа оставалось весьма ограничено. Изначально это было связано с тяжелым экономическим положением страны после распада СССР. По словам военного министра это было связано с устареванием данной самоходки и не вписывание ее в общий облик вооруженных сил России. В то же время конструктора пытались создать новую САУ на базе перспективного бронетранспортера БТР-90 путем установки в него боевого модуля от самоходки 2С31 «Вена», но после того, как по приказу Сердюкова Министерство обороны отказалось закупать и БТР-90 все работы по данной самоходке были свернуты. Закупки «Ноны-СВК» для нужд российской армии были продолжены лишь в 2018 году, когда Министерство обороны уже прочно возглавлял Сергей Шойгу. Война в Чечне снова продемонстрировала необходимость в появлении самоходной артиллерии на колесных машинах, но из-за тяжелого экономического положения промышленность явно не могла быстро изготовить необходимое армии вооружение. Как и во время войны в Афганистане создавать «САУ на колесах» пришлось за счет армейских грузовых автомобилей.
ГАЗ-66 с установленным в кузов минометом в Чечне Впоследствии отечественные конструктора пытались решить эту проблему переделкой бронеавтомобиля ГАЗ-3937 «Водник» путем демонстрирования задней верхней части корпуса и установки площадки для монтажа минометов непосредственно в кузове машины. Однако сами бронеавтомобили «Водник» не снискали популярность в российских войсках из-за устаревания своей концепции и ряда технологических несовершенств, да и подобная САУ была явно не тем, что хотели видеть военные. Поэтому минометная версия бронеавтомобиля «Водник» так и осталась опытным образцом. Многие страны стали создавать подобную технику, вооружать ими свои войска и поставлять на экспорт. В России же данная концепция долгое время оставалась невостребованной.
В стадии испытаний находится и колёсный «Флокс» в аналогичном калибре.
Колёсные «цветы» Кстати, о «флоксах». Параллельно испытывается и целая серия колёсных САУ и самоходных миномётов. Самоходная установка «Флокс» «Флокс» Уралвагонзавод впервые показал ещё в 2016-м. На бронемашине «Урал-ВВ» смонтирована 120-мм универсалка 2А80. Наводка и корректировка ведутся прямо из бронированной кабины. Без участия расчёта «Флокс» делает 28 выстрелов из «оперативной» укладки, а общий возимый боекомплект — 80 выстрелов.
Тем более, что линейные бронемашины ждут в десанте в 2019-м. Калибр, конечно, по современным меркам невелик, зато подойдёт разведбатальонам и десантно-штурмовым частям. По сути, это более защищённая и мобильная вариация «шишиги» с «Васильком» в кузове. Разработчик уверяет, что и в горных частях может прижиться этот «низкорослый кустарник». Но путь его наверняка будет тернист. Горные мотострелковые бригады используют бронемашины «Тигр», поэтому необходимость унификации платформ отпадает.
Правда, схема перезарядки у него хитрая — ствол миномёта опускается и пополняется миной из кабины через специальное отверстие. С точки зрения практической скорострельности — неоднозначное решение. Конечно, миномёт можно снять и поставить рядом на опорную плиту, но тут уже уменьшается и защищённость экипажа-расчёта, и возможность побыстрее свалить от контрбатарейного огня. Все эти машины разрабатывает входящий в «Уралвагонзавод» НИИ «Буревестник», специализирующийся на боевых модулях для бронетехники. Что же из этого примет на вооружение минобороны?
Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С»: V12 и самая большая пушка
152-мм самоходно-артиллерийская установка (САУ) 2С19 «Мста-С». Уникальные параметры САУ «Коалиция-СВ» дадут фору любой 155-мм дальнобойной артиллерии западного производства в зоне СВО. Вооруженные силы РФ собираются использовать для прорыва украинской обороны новое самоходное артиллерийское орудие 2С42 "Лотос", пишет издание Interia. Новая самоходная артиллерийская установка проектировалась под обозначением «объект 316». В ХХI веке самоходные артиллерийские установки по-прежнему доминируют, составляя основу парка подвижной артиллерии во многих странах мира.
Развитие колесных САУ в России
Тактико-технические характеристики САУ 2С35 «Коалиция-СВ». Новая самоходная артиллерийская установка проектировалась под обозначением «объект 316». Самоходная артиллерийская установка будущего (63 фото). Как и артиллерийская установка, он должен маневрировать при «укусах» БПЛА и выстрелах высокоточной артиллерии. Министерство обороны России приняло на вооружение первую партию самоходных артиллерийских орудий калибром 152 мм под «Мальва».
Чем Россия собирается побеждать артиллерию НАТО
На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Вооруженные силы РФ собираются использовать для прорыва украинской обороны новое самоходное артиллерийское орудие 2С42 "Лотос", пишет издание Interia. Как и артиллерийская установка, он должен маневрировать при «укусах» БПЛА и выстрелах высокоточной артиллерии. Эта артиллерийская система была разработана Krauss-Maffei Wegmann как частное предприятие.
САУ «Мста-С»
Петрова ОКБ-9 начал разработку новой гаубицы. В 1943 году было инициирование решение о принятии гаубицы на вооружении армии СССР. Массово производилась в период с 1943 по 1949 гг.
Из-за распада СССР и тяжёлого финансового положения России работы были остановлены, и только в начале 2002 года под руководством главного конструктора А. В результате успешной демонстрации разработанного модуля было принято решение о разработке и изготовлении в течение двух лет экспериментального образца новой артиллерийской системы. К марту — апрелю 2003 года были спроектированы и приняты к дальнейшей работе оптимальные конструкции люльки, обоймы, направляющих и поршневого затвора орудия [13] [16]. После окончательного согласования, было начато изготовление орудия. ОАО « Мотовилихинские заводы » изготовило детали ствольно-затворной группы и люльки, в то время как ЦКБ «Титан» изготовило систему пневмодосылки снарядов. В июле 2003 года конструкторскими отделениями ЦНИИ «Буревестник» на базе буксируемой гаубицы Б-4 было начато конструирование стенда для стрельбовых испытаний. В июне — июле 2004 года завершилась сборка и отладка стенда, а к сентябрю были получены результаты испытаний, подтвердившие правильность конструктивных решений артиллерийской системы.
Одновременно со стендом на базе гаубицы Б-4 на Уральском заводе транспортного машиностроения был изготовлен подвижный комплексный стенд, представлявший собой САУ 2С19 с установленным вместо гаубицы 2А64 двуствольным орудием.
Дело в том, что для пушек «Гиацинт» разрабатывались специальные боеприпасы, благодаря чему орудия обладали уникальной баллистикой стрельбы. Мало кто знает, что для буксируемой пушки 2А36 и для пушки 2А37 самоходной артустановки «Гиацинт» нет в арсеналах других боеприпасов калибра 152 мм, которые могли бы быть использованы этими пушками. Однако при этом отмечалось сильное воздействие дульной волны. Для устранения этого недостатка массу порохового заряда уменьшили до 20,7 кг, а также ввели гладкую насадку на ствол пушки.
В апреле 1972 года конструкция орудия была доработана, и к концу года два опытных образца пушки 2А37 были переданы на УЗТМ для установки и отработки на самоходном шасси. Опытные образцы САУ 2С5 прошли сначала заводские, а затем и полигонные испытания. К 1974 году полный цикл испытаний, включая государственные САУ «Гиацинт-С» прошла, после чего была начата подготовка к серийному производству. От «Гиацинта-С» эта артсистема отличалась картузным способом заряжания, который предусматривал сокращение стоимости производства зарядов за счет исключения из их состава дорогостоящих латунных гильз. При этом были использованы наработки по картузным вариантам заряжания артсистем самоходных гаубиц 2С1 «Гвоздика» и 2С3 «Акация».
Тем не менее к производству был принят вариант с раздельно-гильзовым заряжанием. Первая установочная партия САУ 2С5 «Гиацинт» была передана в войска в 1976 году, а с 1977 года началось полномасштабное серийное производство САУ на Уральском заводе транспортного машиностроения. Пушки 2А37 изготавливались на Пермском заводе им. Производство САУ 2С5 продолжалось до 1993 года. Всего за 17 лет производства было выпущено около 2 тыс.
Благодаря новым артиллерийским системам, коими стали САУ 2С5 «Гиацинт», Советская армия существенно повысила свои огневые и ударные возможности, живучесть и маневренность артиллерии. В случае боевых действий со странами — участницами НАТО системы «Гиацинт» позволяли Советскому Союзу реализовать тактику ограниченного применения тактического ядерного оружия в ходе оборонительных, контрнаступательных или наступательных операций. Примерно по две батареи «Гиацинтов» имеются в Эритрее и Эфиопии. Прицельные приспособления обеспечивают ведение огня с закрытых позиций и прямой наводкой. САУ может эксплуатироваться в различных погодно-климатических условиях.
Указанные артиллерийские системы предназначались для оснащения артиллерийских дивизионов артиллерийских полков и бригад общевойсковых и танковых армий Сухопутных войск СССР и пришли на замену пушкам М-46 калибра 130-мм и М-47 калибра 152 мм. По своему боевому предназначению решением командующего армией обычно артиллерийские дивизионы артиллерийских бригад придавались дивизиям первого эшелона для создания дивизионных артиллерийских групп ДАГ. Такая группировка артиллерии дивизий первого эшелона обеспечивала выполнение огневых задач по поражению целей противника на всю глубину боевого порядка бригад или дивизий первого эшелона вероятного противника. Самоходная пушка 2С5 «Гиацинт-С» построена по схеме с открытой установкой орудия на бронированном шасси. Бронированный корпус машины условно разделен на три отделения: моторно-трансмиссионное МТО или силовое — в носовой части корпуса по правому борту, отделение управления — по ходу машины слева от МТО с рабочим местом механика-водителя и органами управления шасси.
За рабочим местом механика-водителя оборудовано рабочее место командира машины с вращающейся командирской башенкой. Боевое отделение размещается в средней и кормовой частях корпуса. В средней части корпуса установлены механизированные укладки для размещения возимого боекомплекта. Вдоль бортов по обеим сторонам укладок расположены сидения членов боевого расчета экипажа. Над сиденьями членов экипажа в крыше корпуса имеются люки для их посадки и высадки, закрывающиеся бронированными крышками.
По правому борту в кормовой части находится сиденье оператора, по левому борту установлены сиденья оператора и наводчика. В кормовой части корпуса установлены четыре топливных бака, механизм стопорения подающих лотков. На кормовом листе корпуса смонтированы люк для подачи боеприпасов из боевого отделения и балки с шарнирами, на которых закреплена опорная плита САУ для придания устойчивости при стрельбе. На крыше корпуса на поворотной платформе установлена артиллерийская часть самоходной пушки, которая имеет два положения — походное и боевое.
Пройдя ряд стрельбовых и ходовых испытаний в различных климатических и оперативно-тактических условиях, первые опытные образцы перспективной отечественной самоходной артиллерийской установки 2С35 «Коалиция-СВ» окончательно подтвердили два ключевых качества для ведения «артиллерийской дуэли». В первую очередь, это оперативный выход на огневые позиции в условиях сложного рельефа местности, а во-вторых, - нанесения высокоэффективных, а порой обезглавливающих ударов по командно-штабной инфраструктуре, пунктам боевого управления ЗРК, батареям РСЗО и даже находящимся на марше механизированным подразделениям противника на удалении до 50-80 км. Опыт российско-украинского конфликта показывает, что поступление в российские артиллерийские подразделения «Коалиции-СВ» является неизменным условием достижения превосходства в «контрбатарейных схватках» со ствольной артиллерией НАТО на ближайшие 5 лет. Чем хороша «Коалиция»? Реализации высокого огневого потенциала САУ 2С35 способствуют сразу несколько факторов.
Во-первых, это выдающиеся баллистические характеристики самого орудия 2А88, а также высокая производительность и филигранная точность компьютеризированного комплекса автоматической корректировки стрельбы. Все это обеспечивает стандартным 152-мм снарядам круговое вероятное отклонение КВО 90-120 м на дистанции 40-30 км, против стандартного значения для этого типа снарядов в 150-160 м.
Принцип неопределённости: В чём главная опасность шведских САУ Archer, которые может получить Киев
У нашей самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С19 «Мста-С» эти показатели были 25 и 29 км соответственно. Министерство обороны России приняло на вооружение первую партию самоходных артиллерийских орудий калибром 152 мм под «Мальва». Самоходная артиллерийская установка (САУ) «Коалиция-СВ».
Отправить комментарий
- Отправить комментарий
- «Лотос» в петлице десанта
- «Гиацинт» – огненный цветок Российской армии / Вооружения / Независимая газета
- Что может противопоставить российская сторона?
- «Лотос» в петлице десанта