Новости священник константин островский

Достоинства и недостатки товара — Протоиерей Константин Островский "Умереть нам не удастся. Если напишем новый Типикон «под себя», то гордо успокоимся, что строго соблюдаем устав, следующим шагом будет дальнейшее сокращение устава, – протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ комментирует ст. А когда священник сам использует место для проповеди не для проповеди Евангелия, он сам же начинает вносить, по сути, разделение. Протоиерей Константин Островский Успенский храм.

У книжной полки. Отец Георгий Бреев. Воспоминания духовного сына. Протоиерей Константин Островский

Протоиерей Константин Островский В книгу протоиерея Константина Островского «Умереть нам не удастся» включены его записки и проповеди, объединённые темой подготовки к Царству Небесному. Эта книга — размышление о временной и вечной жизни, о Страшном Суде, о том, как и от чего спасаться современному человеку, окружённому со всех сторон соблазнами, а внутри связанному своими страстями. Задача книги — напомнить людям, что за гробом покаяние невозможно, но здесь и сейчас возможно, что время земной жизни даровано нам Богом для труда над своей душой. Окончил факультет прикладной математики Московского института электронного машиностроения. В 1987 г.

И я тоже — старец городской! Как пошутил по этому поводу один мой знакомый: «Я за послушание что хочешь выпью». Ещё важно знать, что в духовных отношениях дар даётся не столько отцу, сколько чаду.

Преподобный Марк Подвижник писал, что советующий говорит по мере силы, а спрашивающий получает пользу по мере веры. Если человек не на словах только, а искренне сознаёт, что его ум поражён грехом, что он не способен сам рассудить, что вредно для спасения души, а что полезно, если он при этом жаждет очиститься от страстей и войти в Царство Небесное, то Бог может послать ему руководителя. Это большой и редкий дар решимость отвергать свою волю и Богом данный наставник. Если он есть, им нужно дорожить; если нет, не нужно выдумывать. Разве в миру такое послушание возможно? Архимандрит Кирилл Павлов в беседе со студентами Духовной академии говорил о том, чем принципиально отличается монашество от мирской жизни. Он имел в виду монастырское монашество, а не учёное и не архиерейство.

Он на первое место поставил не целомудрие и нестяжание, которые возможны и среди мира, а слова Христа: «Если не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Это возможно только в монастыре. Монастырский монах, если он не при должности, не игумен, а простой насельник, не связан ничем, кроме Божьих заповедей и обетов. Сказали копать яму — выкопал, потом сказали закопать — закопал, пошёл в церковь помолиться, до храма дошёл, отозвали: иди картошку чисть. Это очень болезненно, но что сказали, то и сделал. Обругали — слава Тебе, Господи! Он может быть старый, может быть доктором наук, но раз пришёл в монастырь, всё обрублено и ничем не связан.

А миряне… Только если люди, которые не создали семью, живут одиноко — это в чем-то похоже на монашество, но это довольно узкая прослойка. Семейный же человек, мирянин он или священник, по своему положению взрослый, а не ребёнок, у него есть ответственность, есть семейные и служебные обязанности. В монастыре нет служебных обязанностей, там есть послушание, это не то же самое. Монаха могут отругать, понизить в должности, создать плохие условия — в житиях мы часто об этом читаем. Например, Льва Оптинского одно время гоняли из кельи в келью. Ничего: брал икону Божьей Матери и переходил. Мирянин или женатый священник имеет ответственность за других, прежде всего, за своих домашних, поэтому в миру такое строгое послушание не типично, а может быть как особое исключение — Михаил Мантуров был в таком послушании у преподобного Серафима.

И тяжело же ему было! Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, если Бог хочет провести человека таким путём, Он его проведёт. А самому вызываться на величайшие подвиги не стоит, это смертельно опасно. Бог видит сердце каждого. Если сердце ищет волю Божью, Господь найдёт, как открыть её человеку. Возвращаясь к вашему вопросу: если у человека действительно глубокие, доверительные отношения с духовником, а он решил, что стыдно открывать духовному отцу какой-то плохой поступок, пошёл исповедовать его другому священнику, то эти отношения нарушаются и своей душе он, безусловно, наносит вред. Потом, конечно, может покаяться: «Простите, батюшка, слицемерил», и тогда отношения восстановятся.

Но если таких отношений нет, то не надо их придумывать и делать из этого проблему. А если жаждет лишь душевной поддержки, не нужно было бы называть это духовничеством. Для всех обязательны заповеди — исполняй их; если нарушаешь — кайся; не можешь каяться — терпи скорби, терпи безропотно, а лучше с благодарностью. Ведь что такое скорби? Бог посылает их, помогая нам таким образом бороться со страстями. Например, я страдаю чревоугодием, понимаю, что это грех, каюсь в объедении, но не получается у меня сдерживаться. А тут Господь вмешивается через болезни — надо благодарить.

В девяностые я читал в газете, что какой-то американский порноактёр заболел СПИДом, и он сам сказал: «Бог послал мне это за грехи». Скорби не кара — караем мы себя сами, - а лекарство. Духовная жизнь — это лечение. Если человеку дан дар послушания и Господь посылает опытного руководителя, он будет выздоравливать быстро. Не легко, но быстро. Поэтому духовничество, конечно, великое благо. Настоящее духовное послушание нетипично для современного мирянина, да и всегда, и в монашестве было редкостью и великим духовным подвигом.

О таких подвигах полезно знать и смиряться от сознания своей немощи; полезно, не отчаиваясь и не ленясь, стараться подвизаться во всю меру Богом данных сил, но пытаться подражать великим послушникам в их полном послушании старцу… Вы смотрели старый советский фильм «Последний дюйм»? Там мальчик лет десяти в отчаянной ситуации сел за штурвал самолёта и смог благополучно долететь до нужного места. Но вообще-то не нужно мальчикам водить самолёты. Думаю, такое возможно, но в этом случае руководитель должен иметь дар прозорливости, то есть быть пророком, говорить не из своего духовного опыта — может быть, неложного и богатого — а прямо от Духа Святого. Я о таких святых старцах читал в отечниках, но сам этих даров не имею и не надеюсь иметь, потому что моя внутренняя жизнь совершенно им не соответствует. Я считаю своим долгом отвечать на вопросы, когда мне их задают. Если не знаю, что сказать, стараюсь не фантазировать и отвечаю: «Не знаю».

Конечно, я понимаю, что мои ответы несовершенны, что в них некоторый духовный опыт перемешан с простой человеческой опытностью и даже с греховными страстями, но куда же людей пошлёшь? Это как врач или школьный учитель понимает свою ограниченность, но не отказывается лечить или учить, чтобы люди не остались совсем без помощи. В первые годы своего священства я наделал много ошибок, потому что по неопытности думал, что путь полного послушания духовному отцу — норма и его всем надо советовать. Это было, конечно, младостарчеством, но, слава Богу, я всё же не считал себя за святого пророка, а только ошибочно считал полное послушание нормой приходской жизни. Уже потом я понял, что готовность к такому послушанию — большая редкость. И не каждому священнику дано быть таким духовником. Мне не дано.

Поэтому в руководители я никому себя не предлагаю и никого к себе не привязываю. Но я верю, что если Бог кому-то даст жажду духовной жизни и при этом расположит этого человека с кем-то советоваться, Он и советчика вразумит, что отвечать. Один случай запомнился. Прихожанин нашего храма, ныне покойный, постоянно читал Иисусову молитву и жаловался, что на него часто нападают бесы. Не могу точно сказать, что с ним было, наверное, и душевная болезнь присутствовала, но, по-моему, у психиатра он не наблюдался. Отец Георгий мне потом объяснил, что когда сердце человека закрыто, а он постоянно читает Иисусову молитву, он вызывает на себя непосильные искушения. И пока Бог не дал сердечную молитву, лучше скромно читать каноны, акафисты — прекрасные молитвы, но не такие концентрированные.

Так он посоветовал моему прихожанину, тот внял мудрому совету, и его состояние сильно облегчилось. Впрочем, болезненные явления остались, потому что, я думаю, имела место и психическая болезнь. У нас есть прихожанин — опытный психиатр, глубоко церковный человек, да и районный психиатр до пенсии была нашей постоянной прихожанкой, с отцом Алексеем Бабуриным, известным психиатром, мы раньше общались. Если человек, на мой взгляд, психически болен, я советую ему обратиться к врачу. И нередко помогало. Конечно, сидеть на таблетках кому понравится, но всё же люди оставались трудоспособными, сохранялись семьи. Были случаи, когда не слушались врачей, тогда получалось очень плохо.

Но встречаются и сложные ситуации, когда даже опытный психиатр руками разведёт. Бывает, человек ведёт себя, как ненормальный, а на самом деле он ненормальный в прямом смысле — оригинал такой. Один случай точно знаю. Но тут вы лучше самих психиатров спросите — они вам расскажут. Когда человек сам к врачу идти не хочет, но состояние его стабильно и он справляется со своими душевными трудностями, живёт полноценной жизнью, ну и слава Богу, а если не справляется, конечно, лучше ему сходить к врачу. С отцом Борисом Ничипоровым, когда мы оба ещё были мирянами, даже близко дружили. Психологию уважаю, и несколько раз советовал обращаться к хорошему православному психологу, но что-то проку особого не было.

Вот пример. У отца были трудности в отношениях с приёмным сыном, психолог дала отцу и матери правильные советы, но через полгода отец завёл любовницу и бросил семью. Психолог в этом не виновата, разумеется. Мне кажется, опытный православный психолог во многих случаях может помочь человеку выявить его глубинные душевные ошибки, разобраться в подлинных мотивах его действий и реакций. Людям с такими проблемами, я думаю, психолог может очень помочь наладить нормальную жизнь. Иногда это может помочь наладить отношения и с Богом. А может не помочь, может и повредить, особенно если психолог неверующий.

Я думаю, в отношении к духовной жизни психология ближе к медицине, чем к духовничеству.

Наша задача — вычленив узловые проблемные точки, постараться помочь нашим африканским отцам с улучшением церковной жизни по сравнению с тем, что мы сейчас имеем. Опять же, имея деликатность, мирность, уважение к их времени, силам, возможностям, к их прошлому, образованию, с пониманием языкового вопроса. И потом, за этим стоит уже не только образование самих священников, но и образование детей и взрослых, миссия и образование на приходах. Это невозможно сделать быстро, но это — очень значимый вопрос. Мы находимся в начале пути.

Есть наши священники, есть ряд активистов, которые в этом направлении двигаются, и слава Богу, что это есть. Но если Господь даст нам время, силы и возможность потрудиться, то я думаю, что одним из самых значимых направлений, кроме храмостроительства, церковной жизни и подготовки священнических кадров, станет вопрос церковного образования и миссии. Вопрос авторских прав тоже стоит: сейчас все в Интернете работают, где-то можно ссылку сделать, а где-то надо начинать с нуля. Только что у нас было совещание по списку того, что нужно сделать в первую очередь, по оценке уже сделанного на разных языках, оценке финансовых возможностей и человеческих ресурсов. Церковь — это в первую очередь служба: как совершается Литургия, как совершаются таинства, порядок этих таинств — традиции тоже могут быть разные. Особо трудный вопрос — отношение на местах к таинству Исповеди.

Поэтому здесь это, знаете, вхождение на глубину: нам придется очень много заниматься повседевной работой по устроению церковной жизни. Повторюсь: уважая людей, сложившуюся традицию, понимая их, ни в коем случае не допуская раздражения. Через образовательные курсы, общение, подготовку и распространение литературы, дистанционное образование, помощь людям в узнавании Христа и настоящей духовной живой традиции. Возвращаясь к монастырям и монашеству: это вопрос не только людей, это вопрос того, чтобы эти люди были причастниками монашеской традиции. Хотя бы один монах, причастный к традиции, может создать настоящий монастырь, но сто желающих монашества без причастия к традиции будет просто собранием людей, которые не хотят жениться. Эта цифра будет меняться в большую сторону буквально в ближайшее время.

Они живут в 17 странах Африки и окормляют общины из 29 стран: то есть священник может окормлять несколько стран. Есть и русские священники: их пять человек, они командированы из России. А приходов — более 200, но это не приходы в русском понимании: когда такой храм красивый с золотыми куполами. Зачастую словом «приход» может называться просто поселение, может буквально палатка стоять или хижина, комната. И снова к вопросу мотивации: я общался с желающими перейти в Русскую Церковь из клира Александрийской Церкви и обратил внимание, что мотивация у людей совершенно не денежная: ни один человек не спросил у меня о деньгах, не спросил, сколько он будет получать. Я у каждого сам спрашивал о мотивации.

И это, мотивация — быть в чистой, истинной Церкви. Могут ли в обозримом будущем быть возведены в епископский сан африканские священники, которые могли бы их возглавить? Но, думаю, что это дело завтрашнего дня, потому что сегодня к епископу предъявляются очень большие требования: и по уровню образования, и по пастырскому опыту. Как у них развиваются отношения с мусульманами, а также с инославными христианами? Наша принципиальная позиция — жить в мире и добрососедстве со всеми, с учетом специфики населения, исторических традиций того или иного государства. Задача — ни с кем не ссориться, а делать свое дело.

У нас есть стратегические партнеры на континенте — Древние Церкви, которые несут здесь служение с первых веков христианской эры, это, прежде всего Коптская и Эфиопская Церкви. С ними давно налажен братский диалог, развивается много совместных проектов, а отношения развиваются на основе дружбы и взаимопомощи. Так, Коптская Церковь предоставила в бессрочное пользование нашему приходу в Каире свой храм, помогает приходу в Хургаде и даже в таких странах как, например, Намибия. В ЮАР я был в храме Маланкарской церкви, был на приеме у митрополита Коптской церкви, где увидел искреннюю любовь, с которой к нам относятся. Лежит ли в сфере пастырской ответственности экзархата миссия в среде африканских мигрантов в нашей стране? Я приведу простой пример.

Мы сейчас с вами беседуем неподалеку от больницы. Понятное дело: может кому и интересно, что думает главврач или где он выступает. Но задача главного врача — чтобы больница работала, чтобы операции делались и чтобы люди выздоравливали.

Острых конфликтов не было, но мы чувствовали некоторое напряжение, а поскольку очень любили друг друга, хотели этот вопрос как-то решить: много разговаривали, пытались что-то придумать... Трудность была не в том, что два священника не могут ужиться вместе, а в отношениях между отцом и сыном. Задача отца —взрастить сына и, как птенца, выпустить из родного гнезда.

И возвращаться обратно для взрослой птицы противоестественно. Но это произошло, и, когда мой отец как настоятель храма воспитывал меня как священнослужителя, казалось, что это папа учит взрослого сына жизни. Именно тогда я понял, как трудно родителю отпускать своего ребенка, а ребенку — научиться самому стоять на ногах. Отец Константин: Быть христианином — вот что на самом деле трудно. Чего бы это ни касалось, в том числе, конечно, и по отношению к своим детям. Я должен был их воспитывать, как сказано, для Царства Небесного, а сам-то я где?

Это как человеку поручено вести группу альпинистов на Эльбрус, а он имеет опыт только однодневных походов по соседнему скверу. Остаётся уповать на бесконечное милосердие Божие. Что для вас наиболее ярко характеризует служение священника? Отец Константин: Вообще-то, главное в служении священника — это Божественная литургия. Она одна и та же, где бы ни совершалась: в Патриаршем соборе или в глухой деревушке. И если священник сердечно участвует в литургии, то остальное приложится, а, если сердечного участия нет, то ничего нет.

Но вот мне вспомнилось одно искушение. Я обычно после службы произношу проповедь, и один раз были в голове какие-то важные, на мой взгляд, мысли, а день был будничный, народу в храме мало. И мне подумалось, что жалко такие важные мысли высказать сейчас, когда мало людей — не лучше ли отложить на воскресенье? А потом я подумал, что сейчас в храме десять человек и мысли, о которых я сам с собой торгуюсь, может быть, Богом для них и предназначены. А тем пятистам прихожан, для которых я собрался сэкономить свои «сокровища», они вовсе не нужны. Так что стараюсь просто служить и поменьше предаваться помыслам.

Отец Павел: Может быть, это связано с тем, что я стал вести миссионерскую деятельность и много общаться с людьми, но последнее время я начал особенно ценить моменты, когда в храме мало людей или вообще пусто.

В «Ковчеге» прошло мероприятие для духовенства Минской епархии

Я должен был их воспитывать, как сказано, для Царства Небесного, а сам-то я где? Это как человеку поручено вести группу альпинистов на Эльбрус, а он имеет опыт только однодневных походов по соседнему скверу. Остаётся уповать на бесконечное милосердие Божие. Что для вас наиболее ярко характеризует служение священника? Отец Константин: Вообще-то, главное в служении священника — это Божественная литургия. Она одна и та же, где бы ни совершалась: в Патриаршем соборе или в глухой деревушке.

И если священник сердечно участвует в литургии, то остальное приложится, а, если сердечного участия нет, то ничего нет. Но вот мне вспомнилось одно искушение. Я обычно после службы произношу проповедь, и один раз были в голове какие-то важные, на мой взгляд, мысли, а день был будничный, народу в храме мало. И мне подумалось, что жалко такие важные мысли высказать сейчас, когда мало людей — не лучше ли отложить на воскресенье? А потом я подумал, что сейчас в храме десять человек и мысли, о которых я сам с собой торгуюсь, может быть, Богом для них и предназначены.

А тем пятистам прихожан, для которых я собрался сэкономить свои «сокровища», они вовсе не нужны. Так что стараюсь просто служить и поменьше предаваться помыслам. Отец Павел: Может быть, это связано с тем, что я стал вести миссионерскую деятельность и много общаться с людьми, но последнее время я начал особенно ценить моменты, когда в храме мало людей или вообще пусто. Разумеется, как священник, я всегда радуюсь, если прихожан много — это счастье, когда людей тянет к Богу. Но в какой-то момент ловишь себя на том, что начнешь служить в первую очередь не Христу, а людям.

А вот когда ты в храме один и тебя никто не видит, не слышит и после не поблагодарит, ощущение совершенно иное. В алтаре только Господь Бог и ты. Я думаю, важно сохранять благодарность за саму литургию, даже если ты один. Как праведный Алексий Мечёв, целых восемь лет служивший в пустом храме. Священнослужителю должно нравиться само священнодействие.

Причем руководство семинарии, как честно упоминал Павел, не проверяло это заведение, и потому учеников за неприглядным занятием ни разу не заставало. Отчислили будущего священника в первый раз вовсе не из-за нарушений дисциплины: «Пытались меня поймать на нарушениях, но не могли — я хитрый очень был», — снова его признание. Случилось отчисление, по его словам, совсем по другой причине: он тяжело заболел, вроде бы выздоровел, а весной был Павел уже на втором курсе наступил рецидив. Но это была, если уж совсем честно, чисто формальная причина, и Павел Островский сей факт тоже признает: «После отчисления отец поехал к ректору за меня извиняться, и ему показали мои объяснительные, причем показали лишь малую часть от того, что я творил, и за что в этих бумажках объяснялся». Надо признать, что родители молодого человека совершенно не ругались на него после исключения из духовной семинарии в плане того, что нервничали за его будущее. Просто отец и мать разговаривали с ним, хотели понять — что его интересует, чем он хочет дальше заниматься. В армию он служить пойти не мог — его комиссовали после перенесенного тяжелого фронтита воспаление носовых пазух. Еще слова будущего священника: «Очень благодарен родителям, что они не заставили меня идти учиться, потому что даже если бы поступил — учиться бы нигде не стал».

От церкви он полностью не отвернулся, ведь он же там работал, к тому же продолжал ходить на службы, молился дома: «Но все равно образ жизни вел я не слишком хороший, выпивать продолжал периодически. Правда, исповедался, причащался. И блуда не было! Для себя четко решил — этого делать нельзя», — снова его слова. Его трудный путь к Богу Окружающие в тот период удивлялись: как может сочетаться в этом молодом человеке совершенно искренняя вера в Бога и одновременно далеко не совершенное поведение? Вот еще фрагмент рассказа Павла о себе: «Если при мне начинал кто-то откровенно богохульствовать, то мог и в морду от меня получить! И я одновременно и богохульствовал, и осквернял все вокруг, то есть личный пример — что было, то было — подавал ужасный ». Молодой человек одновременно с работой в церкви пономарем начал увлекаться фотографией: «У меня неплохо получалось, и я даже мог бы этим зарабатывать, если бы захотел.

Но мне вполне хватало денег за пономарство и за клирос, я по поводу денег совершенно не парился», — практически дословно из откровений Павла в интервью. Павел Островский в молодости 2008 год «Когда же начал пробиваться яркий свет к Богу, в какой момент случилось, что вы полностью отказались от прошлой жизни? На самом деле «вспышка» у него случилась, когда трагически погибла его невеста, и когда разом переменилась вся жизнь простого пономаря Павла, особо не проявляющего усердия в служении Богу. А потом случилось второе важное событие в его жизни — встреча с нынешней супругой Маргаритой, которая полностью его поменяла как личность и направила на тот путь, которым священник идет сейчас: подробности личной жизни Павла Островского будут описаны подробнее немного позднее. Одно надо сказать сейчас: встретив девушку совершенно неверующую, но начавшую интересоваться христианством, он через разговоры с ней сам пришел к решению, что надо полностью измениться и заново поступить в семинарию. Чтобы парень, который курил, выпивал, имел настоящие двойные стандарты работал-то в церкви! И их недоверие будет иметь под собой основу: на самом деле трудно поверить, чтобы человек так легко отказался от ужасного образа жизни, стал примерным христианином, и начал и других наставлять на путь истинный. В 2004-м году, по словам Павла, у него «резко переключился мозг»: не было никаких божественных явлений, света Божьего, который послал ему некий сигнал.

Просто в двадцать один год Павел Островский в один момент осознал, что до этого была «заморозка, некая криокамера, а не жизнь» — снова его высказывание. Павел Островский и Вероника Иващенко Поступив в семинарию, он начал активно в интернете участвовать в дебатах, посещал разные форумы, где спорили о вере. Делал это он в те годы анонимно, и позднее со смехом это комментировал: «Слава Богу, мои подписчики сейчас не могут прочитать то, что я допускал тогда в чатах и на форумах! Там была ужасная ересь, и сквернословил я жутко, защищая веру Божью! И опять нужно упомянуть супругу Павла, с которой он встретился: девушка стала его женой не только из-за симпатии сначала, а потом по причине любви, а еще потому, что он нашел в ее лице единомышленника, приведя ее к Вере. Даже больше скажу: я сам в полной мере не осознавал, каким будет священство, к которому меня тогда потянуло, а вот жена меня полностью поддержала». Так он с благодарностью вспоминает период, когда они с Маргаритой только поженились. В 2008-м году Павел Островский окончил семинарию — он поступил в духовное заведение на этот раз в Коломну.

Ездить было на занятие очень далеко, потому молодой человек принял решение обучаться экстерном, заочно. Но на экзамены-то приходилось ездить все равно: «Адская мука была — сначала туда четыре часа, и столько же домой. Это был крест, но была и польза: я учился тому, до чего раньше не дорос», — так потом Павел рассказывает про несколько лет учебы. А его все сильнее и сильнее тянуло к священству: рукополагаться можно после второго курса, но владыка Ювеналий не дал студенту Островскому на это разрешения: «Подождите еще годик». Владыка Ювеналий отказал Павлу и на третий, и на четвертый год! Ну а когда окончил семинарию, тогда точно рукоположили», — так закончился долгий путь отца Павла к настоящему служению Богу. Семинария, в которой я отучился до конца, и уже потом стал священнослужителем — она помогла мне полностью осознать то, что до тех пор не понималось мною по-настоящему глубоко, правильно мне несколько лет подряд отказывали». Настоятель храма в Павшинской пойме подмосковного Красногорска — вот какое назначение получил Павел Островский, и куда он поехал после семинарии с женой.

И снова нужно упомянуть про эту удивительную женщину, потому что когда муж ей сказал: «Поедем в область, будем заниматься хозяйством, даже, может, придется тебе корову доить», — она с радостью согласилась. Почти сразу же по приезду в Красногорск кроме основной деятельности Павел Островский вознамерился создать Евангельский кружок, хотя многие, даже пожилые прихожане, его не поняли: «Зачем это нужно? И так Евангелие все знают! Он очень быстро завоевал доверие людей в городе своей искренностью и душевностью, но самую большую популярность у верующих, несомненно, Павел Островский завоевал своей деятельностью в интернете и на телевидении. Беседы в интернете, блогерство, благотворительность Проповеди в интернете, которые стал проводить отец Павел — на это даже многие верующие смотрели поначалу с недоверием и усмешкой. К сожалению, отмечает священник, до сих пор этот предрассудок невозможность соединения веры с интернетом сохранился.

Мешает ли юбка спасению? Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Она делилась со мной своими трудностями, внешними и внутренними.

В богатом художественном мире его произведений нашла отражение и духовная жизнь России. Причем не только второй половины XIX века. Островский обращался и к историческому материалу. Надо сказать, что у современников позиция драматурга вызывала вопросы. Журнал «Отечественные записки» критиковал его за выпячивание роли церкви в пьесах о Смутном времени. В журнале утверждалось: герои «точно выпущены из монастыря и в земском деле видят одно религиозное дело…» С другой стороны — характеристика, данная Островскому консервативным публицистом Константином Леонтьевым: «Демократ, ненавистник монашества и православия…». Драматург показал специфику российской духовности, степень усвоения россиянами идей христианства. Про купца Пузатова пьеса «Семейная хроника» сказано: «Каждый праздник он в церковь ходит, да придет-то раньше всех; посты держит, великим постом и чаю не пьет с сахаром… А если обманет кого, так что за беда!.. Еще одно оправдание порока — в пьесе «Свои люди — сочтемся». Говоря об обмане в торговле, о том, что немцы обирают покупателей, герой заявляет: «Мы не немцы, а христиане православные, да тоже пироги-то с начинкой едим». Самооправдание принадлежностью к православию предстает характерным явлением. Герой комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» мещанин Елеся, признавшись в хитрости и зависти, в то же время заявляет: «религия в нас настоящая». Не следует посыпать голову пеплом, считают персонажи и других произведений. И вправду молились. Вот признание Катерины из «Грозы»: «До смерти я любила в церковь ходить! Упомянуты и бедные. Помещица Мурзавецкая комедия «Волки и овцы» о бедняках: «Их-то молитвы доходчивее». Девушка Лиза из пьесы «Пучина» взывает: «Бабушка, давайте молиться вместе! Трудно мне, трудно! Жизни я своей теперь не рада». Страдания и впрямь умножали религиозность, убеждает драматург. Но о чем же молятся его персонажи? Купцы — часто о барыше. Кто-то и о другом. Любопытна Снафидина из пьесы «Не от мира сего»: «Я молилась, чтоб она умерла… в отрочестве, девицей.

Священник Константин Островский "Умереть нам не удастся"

В миру Островский Илья Константинович, родился 3 августа 1977 года в городе Москве в семье Константина Островского, будущего священника. атеист Константин Мацан Не верю разговор с атеистом. Среди пострадавших от коронавируса священнослужителей один из самых известных — протоиерей Константин Островский. В новую книгу протоиерея Константина Островского включены беседы, в которых обсуждаются вопросы становления на духовный путь, о целях этого пути, о препятствиях и ловушках, о страстях и о том, как противостоять им. Книга адресована семинаристам. Посмотрите трансляцию в TikTok от Священник Константин Мальцев (@o_konstantin)!

«С удовольствием остался бы на острове»: протоиерей Константин Островский о Сахалине

Главные новости о персоне Константин Островский на Протоиерей Константин Островский. Мешает ли юбка спасению? Недавно я встретился с другом юности, а ныне известной журналисткой, крестившейся лет тридцать назад в сознательном возрасте. Протоиерей Константин Островский. Родился 08.08.1951 г. в Москве. Отец был инженером, мать — техником. Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить. Протоиерей Константин Островский, воспитавший четверых сыновей, трое из которых стали священниками, рассказал «Бате» о том, что считает самым важным в воспитании детей, как семье справляться с жизненными трудностями.

Умереть нам не удастся. Записки и проповеди

За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.

Кто-то говорит, что, например, там выгорание от количества людей, вопросов, еще чего-то. А что сложнее всего для вас как для епископа? Епископ Константин — Вы знаете, вопрос, на который действительно может быть много ответов.

Но мне кажется, что вот если главное — это быть цельным человеком, помнить всегда, что в первую очередь ты православный христианин, задача твоя подготовить свою душу к вечности. И если эта основа есть, то остальное все, какие бы ни были колоссальные проблемы, решаемо. Если эта основа, ты внутренне от нее отрекся — это страшно. Кстати, это касается не только даже священников, но священников в первую очередь, потому что священники находятся как бы на острие — то здесь катастрофа. Поэтому самое трудное — сохранить цельность.

Не оказаться в ситуации, что ты для одних один, а для других другой, а самое худшее для всех ты тот, а для себя другой. Быть цельным. Лаврентьева — Владыка вы сказали, что священник вообще находится на острие. А каково это? Не страшно ли это?

Потому что спрос ведь, получается, совсем другой, иной, чем даже с мирянина. Епископ Константин — Вы знаете, я, к примеру, счастлив, могу сказать. Я вижу очень многих своих собратьев и архиереев, священников, которые счастливы. Потому что если ты призван, если ты делаешь... Мы, понимаете, мы же делаем не свое, мы же дело Божие делаем, мы ж служители Божии.

Лаврентьева — В гостях у «Светлого вечера» епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии. У микрофона мой коллега Константин Мацан и я, Кира Лаврентьева. Мы вернемся через несколько секунд. Мацан — «Светлый вечер» на радио «Вера» продолжается. Еще раз здравствуйте, дорогие друзья.

В студии Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. У нас сегодня в гостях епископ Зарайский Константин, викарий Московской епархии, ректор Коломенской духовной семинарии. И мы продолжаем наш разговор. Владыка, ну вот мы сегодня говорим о вашем пути к священству. Я бы еще хотел именно к пути обратиться, к выбору.

Вот вы сказали уже про то, что совершенно не факт, что ребенок из священнической семьи станет священником, должен стать священником, это выбор, то есть выбор был и у вас. Мне кажется, что когда мужчина решает, что все-таки он хочет себя посвятить алтарю, он чувствует внутри какую-то, ну если угодно, лакуну, какое-то свободное место, которое должно заполниться вот этим священством, этим служением. А без этого заполнения личность останется, может быть, неполной. Почему вам хотелось именно священником стать? Епископ Константин — Вы знаете, на это вопрос можно так по-разному отвечать.

Но в молодости, знаете, бывают увлечения — кто-то там увлекается футболом, кто-то хоккеем, кто-то музыкой, кто чем. Я вот увлекся церковным. Мне очень, к примеру, понравилось, вот настолько понравилось церковное пение, что я вот полностью в нем разобрался там вот на своем уровне и даже хор создал. Мацан — Преподавали потом церковное пение. Епископ Константин — Ну преподавал потом, а вот я в школьном возрасте создал мужской хор, потому что так любил мужское пение.

Кроме того, важно помнить, что никогда не поздно начинать что-то новое. Не стоит ограничивать себя своими стереотипами и убеждениями. Возможно, именно в старости вы найдете свое истинное призвание и сможете реализовать свой потенциал. Не стоит отчаиваться и считать себя ненужным. Возможно, вы просто еще не нашли свой путь и свое место в жизни.

Если бы в церкви теракт произошел — вы бы в рай попали, а так — кто знает. Благодари за то, что Бог дает тебе шанс подумать о своей искушенной жизни.

Он дал тебе шанс». Проповедник называет поведение священника «абсолютной бестактностью и жестокосердием»: «Я уже думал, что видел дно внутри церковной ограды. Но тут постучали снизу». Островский убежден, что такие пастыри «напрочь забыли самые основы христианской веры, своими действиями предавая Церковь в тот момент, когда люди больше всего нуждаются в духовной опоре». Можно вспомнить, что отец Павла Островского, епископ Константин Островский, еще несколько лет назад высказал такое мнение по поводу терактов и их жертв: «Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время». Между тем, юристы, которых опросил «Брифинг», считают, что в таких высказываниях православных священников могут содержатся экстремистские призывы и оправдание терроризма «волей Бога»: «Все материалы должны быть изучены следственными органами.

РПЦ также должно принять соответствующие меры».

Священник осудил иереев, назвавших теракт карой Бога за поход на концерт в Великий пост

Конечно, мало, и всегда было и будет мало, как редки гении в музыке, хотя хороших музыкантов, как и честных священников, множество. Ставить перед собой задачу создать духовную общину, «покаяльную семью», как на Маросейке, — это безумная гордость или, в лучшем случае, отсутствие духовного опыта. Сам праведный Алексий Мечёв , кстати, отнюдь не ставил перед собой задачи создать «покаяльную семью»; он, вообще, первые восемь лет служил в пустой церкви, потом люди стали собираться. Главное — наладить службу И это для нас как раз образец: главное дело настоятеля — наладить в храме богослужение. В том числе требы. К ним иногда относятся с каким-то пренебрежением, но ведь требы состоят из молитв и священнодействий. Помню, когда я служил на Дальнем Востоке, священников было очень мало, а требования начальства большие, порой служили по нескольку недель вообще без выходных. Конечно, я очень уставал, поначалу внутренне роптал, но потом как-то подумал: «Что плохого, послужу ещё один молебен или панихиду, ведь это же молитва Богу».

Слишком сухо — тоже плохо Но ограничиваться уставной сухостью тоже как-то не хочется. Ведь под первое уставное определение общины подходит и ситуация, когда настоятель приезжает на службу пару раз в неделю, выполняет некие обязательные действия и уезжает; с прихожанами вне Литургии, треб и поверхностной исповеди перед причастием не общается; сотрудники между собой не дружат, прихожане друг друга не знают. Так быть не должно. Хочется, чтобы отношения духовенства с сотрудниками и прихожанами, и всех их между собой были неформальными, глубокими, искренними. Именно такой приход мы согласны называть настоящей общиной. Это третий тип после уставного и старческого. Я хочу создать общину.

Если я хочу создать общину, то полезно подумать: зачем и почему? Может быть, из решимости исполнить в этом Божью волю. А может быть, из гордости: «Я создал настоящую общину». Может быть, из любви к большим компаниям, потому что одному или в семье тоскливо. Может быть, из жалости, из желания помочь скучающим или огорчённым людям православно и духовно провести время. Пусть каждый из нас смотрит, на каком основании он строит. И ещё вопрос: если я стремлюсь духовно руководить людьми, не получается ли, что я как бы говорю им словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» Мф.

Ведь это уже напоминает антихриста. И ещё на ту же тему. В эпиграфе к «Властелину колец» Толкиена говорится: «Чтобы всех отыскать, воедино созвать и единою чёрною волей сковать…» Не бывает ли и такого в благом, по-видимому, пастырском намерении? Думаю, что зачастую складывается так. Людям одиноко на работе, одиноко в семье, одиноко без Бога в душе, и они хотят избавиться от одиночества — на приходе. И священнику, к сожалению, тоже бывает одиноко и пусто, и ему тоже хочется избавиться от этого чувства, создав вокруг себя единодушное и единомысленное сообщество с собой, кстати, во главе. Так между двух электродов одиночества может загореться дуга общинности добрый, умный, обаятельный батюшка светит своим духовным чадам , и всем тогда становится тепло.

Само по себе это неплохо, важно только знать и помнить, что эта теплота — душевная, плод нашей активности — душевной, добродетелей — душевных. Душевность в общении людей необходима, как необходим хлеб для поддержания земной жизни, но для вечной жизни нужен иной — Небесный Хлеб. Конечно, приятно, когда на приходе царит атмосфера любви: все доброжелательны, приветливы, помогают друг другу. Так и должно быть. Но не будем обольщаться и называть наши милые душевные переживания и отношения исполнением заповеди Христовой о любви к ближнему. Только исполнив первую заповедь о любви к Богу нам до этого, как от земли до неба , человек может поистине любить ближнего по второй заповеди. Наша любовь Наша любовь друг к другу, даже самая пылкая, искренняя, жертвенная, пока мы не исполнились благодати Святого Духа, всего лишь человеческая привязанность.

И это хорошо, это образ любви, но не следует путать образ с прообразом. А пример исполнения второй заповеди у нас есть, всем известен, это Христос, распятый на кресте. Он не был в нас влюблён, не был ни к кому и ни к чему привязан, у Него не было от нас зависимости. И, кстати сказать, Он не получил взаимности от нас. Но ради нашего спасения от вечной безлюбовной пустоты, ради того, чтобы мы могли соединиться с Ним в Божественной любви, Христос принял на себя мучительную смерть. Это и было исполнением второй заповеди — любить ближнего, как самого себя, а не то, что мы склонны искать, а то и приписывать себе в наших общинах. А возможна ли община в Церкви, но не приходская?

С одной стороны — да, конечно. Православные люди всегда общались между собой и собирались в самые разные общности иногда официально, а зачастую неофициально. Если говорить о монашестве, то, как раз, монастыри в прошлом, бывало, вырастали из неофициальных общин духовно настроенных и стремящихся к монашескому подвигу мирян, да и в наше время такие случаи известны. Но это настолько редко и уникально, что нет смысла обсуждать. Если же имеется в виду устроение в миру церковной общины, но не тяготеющей к монашеству и не приходской, то возникает вопрос о целях. Если цели внешние например, благотворительность или помощь наркозависимым , то это довольно обычное дело. Ну, и хорошо.

Если предполагается совместная религиозная деятельность, но не организованная, тоже не вопрос. Ну, собрались, поговорили, почитали что-нибудь духовное, помолились перед едой, чаю попили… Ну, вместе с батюшкой… Ну, батюшка для всех участников чаепития — духовник… Дело доброе: и полезно, и утешительно. Если же кто-то хочет именно организовать религиозную деятельность, но вне церковной иерархии, то вопрос: почему? Не хочется склонять свою выю под иго церковного начальства? Конечно, иерархия — это некое иго. И святого-то батюшку или архиерея, бывает, слушаться тяжело, да и неохота, а тем более — не святого. И поруководить хочется, а сам, хотя и священник, но не настоятель и не дождёшься, бывает, настоятельства.

Или поруководить хочется, а принимать сан значит, самому встраиваться в иерархию и подчиняться ей не хочется. Или канонические препятствия не позволяют принять сан. Или желает духовно «порулить» женщина тоже путь к священству закрыт. Пусть человек, который предался помыслам о создании общины в миру, но не приходской, а какой-то особенной, подумает об истинных мотивах своего намерения.

Епископ Константин — А духовно собой не занялся, и происходит этот разрыв. Потому что внешнее вдруг неожиданно начинает надоедать, и все это, естественно, надоедает, как любое дело может надоедать, а основы нет. Поэтому эта тема связана для меня. У меня выгорания никакого никогда не было. Правда, духовные проблемы всегда были и могли быть, это у любого человека, естественно. Но для меня всегда была важно хотя бы уже на уровне, не говорю уж дела, на уровне мысли — тема духовной жизни — молитвы и подготовки к вечности.

Хотя это, конечно, трудно. Это легко говорить, но очень трудно делать. Ну об этом хотя бы надо говорить. Лаврентьева — А что такое духовная жизнь и как ее правильно вести — да, такой вопрос прямо, которым занимаются все святые отцы после пришествия Господа Иисуса Христа. Но на самом деле ведь, действительно, в наше время что это такое, есть ли какой-то минимум, который надо выполнять, чтобы не стоять на месте, не буксовать колесом в песке? Епископ Константин — Ну понимаете, вот тебя выбросили в океан, какой минимум? Надо доплыть до берега. Кому доска, кому авианосец — это уже, понимаете, ну хотя бы доску-то найти надо бы. Понимаете, есть понятие церковного Предания — ну это богочеловеческого опыта Церкви, опыта спасения. И нужно быть хоть в какой-то мере стать причастником этого Предания.

А для этого надо найти человека, в идеале, конечно, который тоже является причастником этого Предания, вот в высоком понимании значения слова — Предание, — который сам по этому пути идет, ну хотя бы хоть какой-то опыт имеет, чтобы прицепиться, сказать: я хочу быть рядом с тобой и как ты. Ну или уже идти от книг, или уж со своей совестью. Но в идеале, конечно, хорошо иметь этого наставника. Но, знаете, важно в первую очередь пожелать. Знаете, как прежде, чем жениться, надо сначала хотя бы захотеть жениться. Прежде, чем вступить на этот путь, надо сначала сказать себе: я хочу идти по этому пути, я хочу узнать, что это такое. А где об этом написано, а кто это знает? И тогда есть движение. Мацан — Ну вот очень болезненная, мне кажется, тема. Болезненная — я имею в виду, что трепетная очень такая, касающаяся самого-самого сердца — о духовной жизни.

Вот даже у Киры неслучайно прозвучали слова «какой-то минимум, который нужно выполнять». А не получается ли так, что мы, сколько бы ни говорили о духовной глубине, о молитве, о том, что важно обрести встречу с Богом Живым, что Бог живой, живее нас и живее, чем мы себе обычно представляем, мы волей-неволей соскальзываем в какую-то этическую рамку, что вот над выполнить — вот это сделать, вот этому соответствовать, какой-то внешней мерке, и вот тогда что-то о духовной жизни мы можем сказать. Вот вы эту видите проблему? Епископ Константин — Да, конечно. Сторговаться с Богом, чтобы Господь сообщил, сколько. Это колоссальная проблема, я конечно, полностью с вами согласен. Но здесь, вы сами знаете, как в любви, понимаете, пока ты не любил то, так сказать, ничего нет. Когда ты полюбил, и ты приходишь к девушке, значит, знакомиться, ты ей хочешь отдать свое сердце, а она тебе выкатывает прейскурант — сразу любовь теряется. Но, мне кажется, вот важный вопрос все-таки духовного руководителя, хоть какого-то. Пусть это даже не будет именно, понятно, что тему старцев уж я вообще сейчас не трогаю, но хотя бы друг.

Хотя бы. Мацан — Ну знаете, вот я думаю, что вы, я от вас так легко не отстану с этим вопросом.

Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Марий Эл» mk-mari.

Народ этого не знает, но встречает Его с великой радостью, потому что Он воскресил Лазаря от смерти. Люди воодушевлены, так как думают, что пришел сильный пророк, который избавит их от земных проблем. Уже через 5 дней после входа Христа в Иерусалим люди будут на площади кричать Понтию Пилату: «Распни!

Распни Его!

Умереть нам не удастся. Записки и проповеди. Протоиерей Константин Островский

Протоиерей Константин Островский — о том, как это пережить. Первую не «светскую» книжку, которую взял в руки мальчик Павел, будущий священник и проповедник, сделал его отец, Константин Островский. Священник Константин Островский родился в Москве в 1954 году. На Youtube-канале Ксении Собчак вышло совместное интервью с Павлом Островским.

Мы в соцсетях:

  • Меню учётной записи пользователя
  • Епископ Зарайский Константин, ректор КДС, викарий Московской епархии
  • У книжной полки. Отец Георгий Бреев. Воспоминания духовного сына. Протоиерей Константин Островский
  • РПЦ сменила Патриаршего экзарха Африки
  • Отзывы, вопросы и статьи
  • Константин (Островский) — Рувики

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий