Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог | ФОТО pixabay.
Дерипаску разводят на углерод, а он крепчает| Углеродный налог| Контроль экономики| AfterShock.news
Как налог не назови хоть углеродным следом, хоть углеродным кредитом по факту с каждой покупки вынужден отчислять %. Сделка с приобретением углеродных токенов, представляющих собой цифровой эквивалент единиц сокращения выбросов, а также их погашение были осуществлены в публичном. Возобновление в ЕC дискуссии о введении пограничного углеродного налога заставило российские власти задуматься об оценке влияния этой меры на экспорт — Минэкономики. Вероятно, потери от трансграничного углеродного налога Китая будут меньше, чем от его европейской версии, полагает Белоглазова. Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья.
Углеродный налог ЕС станет ударом для экспортеров из РФ
Но сегодня ратифицировать его преждевременно! Как нецелесообразно и вводить углеродный налог: кроме роста цен на товары и услуги, а также торможения экономики страны, он ничего нам не принесет». Поделиться в ВК.
Компания «Северсталь», разделяя глобальные цели по декарбонизации мировых экономик, прорабатывает ряд решений по снижению углеродного следа своей деятельности и расширению номенклатуры реализуемой продукции за счёт производства безуглеродных топлив. Уверены, что технологии и проекты по улавливанию и захоронению СO2 и производству водорода будут бурно расти в России и мире, открывая большой потенциал для развития наших компаний. Алексей Мордашов Председатель Совета директоров ПАО «Северсталь» «Северсталь» также заключила меморандум с «Газпром нефтью» о взаимопонимании и сотрудничестве в области развития технологий и материалов для производства, транспортировки, хранения и использования водорода, сокращения выбросов углекислого газа. Компании планируют вместе искать возможности и технологии для улавливания и утилизации углекислого газа, а также применения водорода в металлургическом производстве и разработке материалов для его транспортировки и хранения. Стоит отметить, что все крупные российские энергокомпании приняли программы по сокращению углеродного следа.
Можно даже сказать, что работа российского ТЭК по климатической повестке началась ещё до того, как стало известно о готовящемся в ЕС новом углеродном налоге. В 2019 г. Снижение объёмов выбросов парниковых газов в 2019 г. По итогам независимой оценки «Газпром нефть» получила рейтинг категории «В» — наивысший среди российских нефтегазовых компаний. В декабре 2020 г.
Они, в частности, предполагают снижение удельного выброса парниковых газов в сегменте добычи и при производстве СПГ.
Однако, по международным оценкам, поглощение нашими лесами составляет всего 25 процентов от всех выбросов в стране. У каждого свой калькулятор? Андрей Птичников: С лесом все не так просто. Давайте разберемся. Вы, возможно, удивитесь, но в документах ЕС при расчете квот выбросов поглощение их лесами Евросоюза не учитывается.
В расчет берутся только прямые выбросы промышленностью, транспортом, ЖКХ. Теперь такой подход будет распространяться и на поставщиков высокоуглеродной продукции из России и других стран. Почему лес в этом налоге игнорируют? Разве справедливо? Андрей Птичников: Здесь несколько причин. Во-первых, введение налога Европа разрабатывала, исходя из своей специфики.
В ЕС площади леса относительно небольшие, а потому поглощают очень незначительную часть выбросов по сравнению с Россией. Зачем вводить этот фактор, если он мизерный? Словом, авторы методики проигнорировали собственные леса. Но есть и другая причина: так называемые лесоклиматические проекты, где учитывается сокращение выбросов лесами, вышли из доверия у западных экспертов. Дело в том, что в свое время в тропиках были реализованы очень крупные проекты по сохранению и восстановлению лесов. Вложены большие средства, получен серьезный эффект по поглощению парниковых газов.
Но когда проекты завершались, часто возникала ситуация, когда в таких лесах вновь велась массовая вырубка, например, под сельхозпроизводителей. Кроме того, из-за плохого управления часто возникали масштабные пожары.
Европейские компании придерживаются углеродно-нейтральной политики, но уступают производителям из США, Китая и России, которые не пренебрегают использованием углеродного топлива, так как отсутствуют какие-либо серьезные ограничения. Одной из проблем внедрения углеродного налога на импортную продукцию является непосредственный расчет содержания углерода и углеродного следа в товарах, что может являться своеобразной лазейкой для оптимизации налогообложения. Влияние европейского пограничного углеродного налога на российские предприятия Введение углеродного налога на импортную продукцию скажется на конкурентоспособности российских компаний-экспортеров, поставляющих продукцию в ЕС. Эксперты из консалтинговой компании KPMG рассмотрели 3 возможных варианта развития событий и представили оценки ущерба для российских компаний-экспортеров. Базовый сценарий.
В данном варианте развития событий предполагается, что налог будет введен с 2025 года и облагаться будут исключительно прямые выбросы углекислого газа при непосредственном производстве товаров. Налоговые издержки составят около 5,55 млрд евро в год. Итого 33,3 млрд евро. Оптимистичный сценарий. Налог будет действовать немного позже, с 2028 года, а рассчитываться будет в виде СТК, то есть с разницы между фактическим выбросом и установленной квотой. В таком случае налоговая нагрузка минимальна, и составит 2 млрд евро в год. Итого 6 млрд евро.
Please wait while your request is being verified...
Если товар произведен за счет электричества, произведенного на угольной станции, то след этот большой, за него нужно платить углеродный налог. Этот налог пойдет не в бюджет конкретной страны, а в глобальный фонд, из которого надо будет черпать деньги на всякие климатические программы. В итоге себестоимость товаров, произведенных в странах с «грязной» энергетикой, существенно возрастет в сравнении с европейскими товарами. И будет передел глобальных рынков, причем любых — от одежды до ракет. У России и Китая углеродный след всегда будет значительно больше, чем у стран, где энергетики на угле и газе меньше. Причем если всегда считалось, что газ — это экологически чистый вид топлива, то по тем методикам, которые предлагаются в рамках Парижского соглашения, оказывается, что газ якобы даже вреднее, чем уголь — больше выпускает парниковых газов. Уголь коптит, от него умирают люди, но парниковый эффект меньше, значит не такой плохой. Плюс там предлагают считать эмиссию метана на газопроводах — например, если у вас 100 километров газопровода, там будет определенная эмиссия метана, не вполне понятно почему. В итоге получится так, что все, что делается в других странах, будет более дорогим — никакого отношения к климату, по крайней мере первичного, вся эта история не имеет.
Мировые объемы выброса углерода В мире совокупный объем выбросов углерода в 2020 году составил 32,3 млрд т. На протяжении последних 20 лет страны Европы и Северной Америки постепенно снижают выбросы углекислого газа, тогда как страны Азии, наоборот, показывают увеличение количества выбросов CO2 в атмосферу. В основном объем выбросов уменьшился в США и Европе спад в Германии, Испании и Великобритании , а произошло это из-за существенного сокращения выработки энергии на угольных электростанциях и увеличения «цен на углерод» в 2020 г.
По мнению инициаторов ТУР, чтобы сократить выбросы углерода и локальное загрязнение воздуха, мир должен стремительно перейти на низкоуглеродные источники энергии — ядерные и возобновляемые источники энергии ВИЭ. ВИЭ популяризируется в рамках декарбонизации энергетических систем в ближайшие десятилетия.
И это мы говорим только про европейский рынок, хотя в США и КНР тоже подумывают об аналогичных защитных мерах для защиты своего внутреннего рынка и местных производителей.
С чем же останется тогда Россия? Дело в том, что «углеродный след» у нас действительно очень большой, на что влияет сочетание сразу нескольких факторов. Во-первых, основной российский экспортный товар — это не электромобили или смартфоны, а газ, нефть и металлы.
Во-вторых, при их добыче и производстве затрачивается много электрической и тепловой энергии, получаемых отнюдь не из «зеленых» источников. В-третьих, энергия затрачивается и при прокачке нефти и газа по трубопроводам, откуда, по мнению европейских экспертов, могут происходить утечки. Пока точных методик расчета «углеродного налога» еще нет, но по предварительным оценкам, потери российских экспортеров уже к 2030 году могут составить от 5 до 50 миллиардов евро.
Усредненная цифра составляет 33 миллиарда. Вероятно, изначально пошлина будет небольшой, но ее размер и количество позиций, которые она охватывает, будут только возрастать. Нетрудно догадаться, что государство будет вынуждено идти навстречу отечественным олигархам и снижать для них налоговую нагрузку: сократятся отчисления в бюджет от НДПИ и экспортной пошлине по нефти и газу.
Это означает, что финансовые возможности федерального центра сократятся еще сильнее, и недобор от сырьевиков придется компенсировать ростом налоговой нагрузки на кого-то еще.
Законопроект об этом сейчас в стадии разработки, и методология расчета налогового сбора еще неизвестна. Ожидается, что в расчете будет учитываться объем углеродных выбросов при производстве импортируемых товаров. При рассмотрении механизма налогообложения импорта Европейская комиссия может исходить из трех основных вариантов. Первый вариант — налог на границе: введение дифференцируемого налога в зависимости от отраслевой принадлежности импортера и степени углеродоемкости ввозимой продукции. Второй вариант подразумевает включение импортеров в текущую систему Евросоюза по торговле квотами на выбросы Emissions Trading System; EU ETS и продажу им квот, наряду с европейскими производителями. Третий вариант — введение углеродного НДС для всех производителей углеродной продукции, как внешних, так и внутренних.
Кроме того, необходимо, чтобы налог соответствовал правилам Всемирной торговой организации и международным обязательствам ЕС. При подготовке законопроекта Евросоюз провел общественные консультации с представителями стран-импортеров, консультантами и международными организациями, результаты которых вместе с предварительным вариантом законопроекта будут опубликованы в первой половине 2021 г. Распространение коронавирусной инфекции никак не поменяло планы Евросоюза по введению углеродного налога на импорт — при восстановлении после кризиса ожидается рост спроса на энергопотребление и углеродоемкие продукты, — соответственно, для предотвращения экстенсивного выхода из кризиса с использованием привычных технологий необходимы внешние стимулы, одним из которых станет углеродный налог. Новости о введении трансграничного углеродного налога привлекли много внимания, поскольку последствия от введения налога затронут все звенья производственно-сбытовых цепочек — их ощутят компании из разных секторов экономики как в ЕС, так и за его пределами. Вместе с тем внутри ЕС инициатива пользуется высоким уровнем поддержки среди товаропроизводителей, многие из которых несут схожие расходы уже с 2005 г. Данная система установила серьезные ограничения главным образом на предприятия, производящие сталь и химическую продукцию, поставив их в невыгодное положение по сравнению с дешевыми импортными производителями, которые все это время не соблюдали столь высокие экологические стандарты. Налог может быть расценен как протекционистский инструмент: если, как предполагается, он будет рассчитываться исходя из углеродоемкости товара, он будет дискриминировать иностранных товаропроизводителей с большей углеродоемкостью производства, что не соответствует принципам ВТО в частности, принципу наибольшего благоприятствования, предусматривающему равное отношение к одинаковым товарам внешних и отечественных производителей: сравнение по принципу углеродоемкости принципами ВТО не предусматривается.
Кроме того, европейское регулирование предполагает бесплатное распределение квот на выбросы для целого ряда товаров, произведенных в ЕС, в том числе стали и цемента, — при сохранении этого принципа введение углеродного налога на импорт будет явным протекционизмом. В результате можно ожидать начала тарифных войн и возникновения противоречий с международным торговым законодательством. Учитывая размер европейского рынка, введение налога усилит давление на компании и правительства по всему миру, вынуждая все больше стран принимать дополнительные меры по ограничению выбросов и разработке собственного законодательства. Позиция Евросоюза по данному вопросу такова, что компании-импортеры из стран с собственными схемами углеродного ценообразования, таких как Австралия, Канада или Япония, могут быть освобождены от данного сбора, если их правительства заключат новые торговые соглашения с ЕС или пересмотрят существующие. Чтобы определить, на каких отраслях дополнительное налоговое бремя скажется наиболее сильно, можно обратиться к существующей в Европе системе торговли квотами. Наиболее углеродоемкими являются горнодобывающие и нефтегазовые отрасли, а также металлургическая, химическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Они имеют наибольший углеродный след и по итогам 2019 г.
Изменение структуры европейского рынка перераспределение долей нанесет наибольший ущерб странам с сырьевой экономикой, имеющим большую долю экспорта углеродных товаров в Европу. Влияние на российский экспорт Одной из наиболее пострадавших от введения трансграничного углеродного налога стран может стать Россия, для которой ЕС — ключевой рынок сбыта. Россия стала второй после Китая по объему углеродоемких товаров. Но при этом в Китае существуют внутренние механизмы по ограничению выбросов, аналогичные EU ETS, что дает стране конкурентное преимущество перед Россией, которая только разрабатывает углеродное законодательство: на текущий момент соответствующий законопроект находится на стадии обсуждения в правительстве. Стратегия сокращения выбросов в России В 2020 г. Минэкономразвития разработало Стратегию долгосрочного развития России до 2050 г. Стратегия имеет два основных сценария низкоуглеродного развития: базовый, который принят за основу, и интенсивный.
Стратегией предусмотрено создание правовой основы и методологической базы для технологической трансформации экономики, введение национального регулирования выбросов парниковых газов и создание системы климатического мониторинга.
Please wait while your request is being verified...
Правительство начало разрабатывать отечественный вариант углеродного сбора, который должен стать аналогом разработанному в ЕС сбору за выбросы углекислого газа в атмосферу. придуманная глобалистами форма дани, которую предполагается выплачивать в пользу «развитых» государств. Поэтому, если ЕС будет до конца честен и будет правильно считать углеродный след, то только 17% от импорта продукции будет освобождено от углеродного налога. Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», – заявил глава СР. Углеродный налог должен зародиться внутри страны и распространиться на те производства, которые активно выбрасывают в атмосферу парниковые газы.
Чубайс предложил ввести в России новый налог
Введение углеродного налога в ЕС в 2023 г. несет риски для экономики России. Правительство начало разрабатывать отечественный вариант углеродного сбора, который должен стать аналогом разработанному в ЕС сбору за выбросы углекислого газа в атмосферу. Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов. Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог».
Курсы валюты:
- Знаете ли Вы?
- Плюсы и минусы углеродного налога
- Россия и ЕС начали обсуждать углеродный налог
- Как сорвался мирный договор между Россией и Украиной в 2022 году
- Европа хочет миллиард от России: за что и куда пойдут эти деньги рассказали эксперты Блокнот.
- Нет постов для отображения
НИФИ: российский ВВП снизится на 0,17% из-за введения углеродного налога в ЕС
Планы Европейского союза по введению трансграничного углеродного налога помогут улучшить окружающую среду только при должном использовании. Свежие события по теме углеродный налог: Плата за воздух: к чему приведет внедрение углеродного налога в России, Эксперты оценили эффект от введения углеродного налога в. Поэтому предлагаемый «углеродный налог» деструктивен и неприемлем для нас», – заявил глава СР. Углеродный налог введен в рамках борьбы с выбросами парниковых газов.
Напасть на углеродный след: как ESG изменит ландшафт металлургического рынка
Для нашей страны все это вдвойне дурные новости. Дешевая ископаемая энергия раньше была конкурентным преимуществом, а теперь станет обременением, потому что нужно будет платить углеродный налог». Отсутствие углеродного налога в России можно использовать как наше конкурентное преимущество при торговле на мировых рынках. Дело в том что европейские компании уже платят углеродные налоги на выбросы углерода. Минимальным будет и углеродный налог Запада.
Против дискриминации
- РСПП заявил, что выступает против введения углеродного налога в РФ
- Плюсы и минусы углеродного налога
- Курсы валюты:
- Полезная информация об углеродном налоге
Трансграничный углеродный налог в ЕС: вызов российской экономике
Брать — вводить новый налог сразу нет необходимости, особенно на фоне трудностей которые переживают предприятия в связи с пандемией. Лучше попробовать обсудить с привлечением Минэкономразвития и Минприроды стимулы для наших предприятий к снижению углеродных выбросов Алексей Майоров, глава Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Как отметили в «Зеленом патруле», лето 2021 года проходит под знаком многочисленных природных аномалий. В разных регионах введены режимы чрезвычайных ситуаций. При этом в России гораздо опаснее проявляются изменения климата, чем в большинстве регионов мира. Здесь, в России, нужно побуждать к экологичности всех производителей, к внедрению наилучших доступных технологий НДТ.
Существующие справочники по НДТ должны быть пересмотрены с учетом минимизации выбросов парниковых газов. Помимо вышеперечисленных целей, на средства углеродного налога должны активно высаживаться леса», — считают в «Зеленом патруле». Напомним, что с 2023 года ЕС вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов.
Пессимистичный сценарий. ЕС вводит углеродный налог уже со следующего года и будет взимать его как с товаров, при производстве которых образуются прямые выбросы газов, так и с товаров, у которых выбросы косвенные или имеют «углеродный след» при изготовлении. Компании вынуждены будут платить 5,62 млрд евро в год. Итого 50,6 млрд евро. Нефтегазовая отрасль Нефтегазовая отрасль от введения европейского пограничного углеродного налога пострадает больше всех. Финляндия уже начала снижать закупки российской нефти в рамках перехода к «зеленой» энергетике, согласно статье агентства Reuters. Российские компании из нефтегазовой отрасли спасут только высокие цены на нефть, что позволит и зарабатывать, и платить углеродный налог, и инвестировать в модернизацию производства для снижения вредных выбросов.
Но здесь российские компании выглядят немного предпочтительней, чем производители из Китая, которые выделяют в атмосферу наибольший уровень углекислого газа на тонну стали. Выбросы углекислого газа при таком производстве и углеродный след отсутствуют. Электроэнергетика Введение углеродного налога коснется также компании из электроэнергетики только в том случае, если у каждого импортируемого в ЕС товара будет отслеживаться углеродный след. Это приведет к увеличению себестоимости товара и снижению его конкурентоспособности. Соответственно углеродный след у товаров, экспортируемых из России будет большим.
Если российские предприятия будут платить за выбросы углерода в России, это, согласно документам ЕС, должно учитываться. Возможно, Минэкономразвития России, вписывая введение цены на углерод в раздел фискальных мер, тем не менее, на самом деле имело в виду более широкие механизмы ценовых стимулов». Союз указывает, что существуют различные формы цены на углерод: это системы торговли квотами на выбросы парниковых газов, и прямые и косвенные углеродные налоги, и развитие добровольного углеродного рынка для монетизации проектов по сокращению выбросов и увеличению поглощений парниковых газов. После 2030 года надо смотреть на неисчерпанный потенциал мероприятий по сокращению нетто-эмиссии и оценивать, какие стимулы нужны для его реализации». Также в Союзе промышленников и предпринимателей обратили внимание на то, что на сегодняшний день трансграничный платеж за углерод введен только Евросоюзом в рамках так называемого трансграничного углеродного регулирования ТУР. Это усложнит положение экспортеров гораздо больше, чем ТУР». Кроме того, при введении цены на углерод в России будет затронут гораздо больший объем выбросов парниковых газов: не только производство продукции, поставляемой в Евросоюз, но и производство продукции, идущей на другие зарубежные рынки и на внутренний российский рынок.
Рисунок 3. Включение СТВ в экономическую систему Евросоюза было сопряжено со значительными трудностями и вызывало вопросы как со стороны предприятий — загрязнителей окружающей среды, так и со стороны населения. Основную критику на ранних этапах внедрения СТВ вызывали уровни ограничений, объемы бесплатных квот и достоверность информации о фактических объемах выбросов. Так, в 2006 году объем разрешенных выбросов с учетом бесплатных квот настолько превышал их реальный объем, что это привело к падению стоимости квоты на выбросы в ЕС СТВ до 1,3 долл. США за тонну к концу года. В последующие годы европейские страны более обдуманно подходили к вопросу учета выбросов и к объему выдаваемых бесплатных квот. Стоит отметить, что механизм бесплатного распределения квот до сих пор продолжает применяться в странах, входящих в ЕС СТВ, для предотвращения так называемой утечки выбросов, то есть ситуаций, когда компании перемещают свои производственные мощности в страны с менее жесткими ограничениями по выбросам, в результате чего общемировой объем выбросов не меняется или даже растет. Также в рамках ЕС СТВ бесплатные квоты могут предоставляться в целях поощрения игроков, значительно сокративших свои выбросы. Правила ЕС СТВ предусматривают жесткие меры наказания для компаний-загрязнителей, превышающих установленные лимиты на выбросы. На разных этапах внедрения системы размер штрафа за сверхнормативные выбросы СО2—эквивалента менялся: если в 2005—2007 годах он составлял 40 евро за тонну, то в 2008—2009 годах — уже 100 евро за тонну. В настоящее же время величина штрафа устанавливается для каждой страны в ЕС СТВ индивидуально и зависит от размера предприятий. Штрафы за сверхнормативные выбросы приносят в бюджет стран — участниц ЕС СТВ значительные суммы: в 2018-м этот показатель составил 14,5 млрд евро. Доход европейских стран от штрафов за превышение лимитов на выбросы с большой долей вероятности будет увеличиваться в ближайшие годы. По прогнозу аналитической компании JATO, уже с 2021 года одни только автопроизводители, продающие свои машины на территории Европы, будут выплачивать по 33,6 млрд евро в виде штрафов за сверхнормативные выбросы16. СТВ на базе RGGI на начальных этапах работала неидеально: в первые три года функционирования она предусматривала чрезвычайно высокие ограничения на выбросы 170,5 млн тонн СО2-эквивалента в год вследствие ошибок в расчетах. Впоследствии лимит был снижен более чем в три раза и в 2019 году был равен 53 млн тонн СО2—эквивалента в год, благодаря чему стоимость квот немного выросла см. Объем торгов в данной системе в 2019 году составил 259 млн долл. Была основана в феврале 2007 года губернаторами пяти американских штатов Аризона, Калифорния, Нью-Мексико, Орегон, Вашингтон. Однако в конце 2011 года шесть штатов вышли из состава организации и перестали выполнять взятые на себя обязательства. К выполнению данной цели в 2014 году присоединился Квебек. Ограничения на выбросы в данной СТВ установлены для предприятий, объем выбросов которых превышает 25 млн тонн СО2—эквивалента в год. СТВ в Калифорнии в первые два года покрывала энергетическую промышленность, а также крупные нефтехимические предприятия, нефтегазовые компании, предприятия, занятые в пищевой, стекольной и цементной промышленности. С 2015 года правила СТВ в Калифорнии распространились на производителей всех видов топлива, кроме авиационного и судового. СТВ в Квебеке покрывает все промышленные производства, энергетику, транспортировку и импорт ископаемого топлива. В настоящий момент СТВ в Калифорнии охватывает порядка 600 предприятий. Прибыль, получаемая штатом, по оценкам Всемирного банка, составляет 3 млрд долл. СТВ в Квебеке объединяет 93 предприятия, а суммарные выбросы, покрываемые квотами, составляют 57 млн т СО2-эквивалента.
Развитие «зеленой» экономики в России
- Европарламент поддержал реформу углеродного рынка Евросоюза: Новости ➕1, 18.04.2023
- Европейский «углеродный налог» серьёзным образом скажется на российской экономике
- Углеродный налог ЕС ударит по российской нефти
- Наши проекты