Свидригайлов играет важную роль в романе — через его образ раскрывается теория Раскольникова о допустимости свершения преступлений. Свидригайлов, главный антагонист романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", был человеком без скрупулезности, лишенным моральных принципов и.
Преступление и наказание: загадка Свидригайлова. Почему он застрелился?
Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Действия и описания Свидригайлова являются реалистичными, а его размышления рассматриваются в психоаналитическом контексте, что соответствует данному жанру повествования. Причины самоубийства Свидригайлова в «Преступлении и наказании». Оборванец, окинув взглядом Свидригайлова, встряхнулся и тотчас же повел его в отдаленный нумер, душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни.
В чем причины самоубийства Свидригайлова
Свидригайлов был умным человеком и понял, что ему показали. На место своей омертвелой души он принёс демона похоти и стал его рабом можно допустить, что он не понял бы 1-го и 2-го сна, но третий-то сон поймет любой. Понимая, что он одержим и не веря при этом в покаяние, он решает не дать демону действовать в мире и стреляется. Самое интересное, что если бы Свидригайлов верил в Бога, он мог бы спастись. Но им овладело отчаяние и с крушением надежды на "уголек вечно в крови пребывающий", ему было просто незачем жить не было цели. И он прекрасно сознавал, что ужас его недолго сдержит и очень скоро он уже добровольно, со знанием дела станет окончательно тем, кого увидел в себе во сне - законченным бессовестным и злым соблазнителем, марионеткой своего демона. Свидригайлов же ценил в какой-то степени свою свободу и мнил себя достаточно независимым в поступках человеком это видно из того, как он распоряжался деньгами, как сочувствовал Раскольникову и пытался с ним сблизиться, как не смог надругаться над Дуней и проч.
Так что можно говорить о трагедии Свидригайлова, человека, который "понял всё", но не смог покаяться. Так что это не нравственный тупик, а скорее мистический тупик. Вообще сны Раскольникова и Свидригайлова, правильно понятые, дадут 1000 очков вперед любому "роману ужаса".
И тут необходимо вспоминать о «трех дорогах», символическое значение которых в произведении подчеркивается постоянно: религия — разврат — смерть. На этом перекрестке расходятся «двойники»: на первый ступает Раскольников, измученный, гневный, но которому все-таки «слишком хочется жить», на второй — Лужин. Какая же дорога суждена несчастному палачу Свидригайлову? И вот он в «клетушке» желтого цвета, «обшарканной» и убогой. Кажется, что богач Свидригайлов, раздающий свои деньги без счета, нарочно идет в эту нищенскую, почерневшую от холода и дождей гостиницу, идет так же, как счастливый, обеспеченный человек ищет на окраинах города полуворовские притоны, повинуясь мучительному чувству непокоя и жажде жизни — жизни, ведущей перед ним бесконечный хоровод людских лиц и спрашивающей: «Это? Это ли то, что ты хотел видеть?
Как видно, новая обстановка «душный и тесный нумер», «срезанные накось» стены и потолок не только не прогоняет прежних раздумий, но еще более обостряет лихорадочное состояние будущего самоубийцы. Хороводом ходят воспоминания, воспаленный мозг цепляется за каждую мелочь. Здесь и деревья, шумящие за окном, и вода… Свидригайлов не любит воду, как не любит, верно, и всеотражающие зеркала; но вода, кроме того, ведь не только зеркало: вода — символ чистоты, может быть, прежней чистоты свидригайловского сердца, сильной души, которая превратилась затем в мутный петербургский поток, так манящий самоубийц… А Марфа Петровна не придет. Слишком уж это было бы закономерно в такой момент, слишком банально. Придут образы, которые он, Свидригайлов, не звал, и вереница их будет настолько неожиданна в этой душной комнате, что мы сами перепутаем бред и действительность, переплетем правду и ложь, напряженно следя за свидригайловской «полудремотой». Чувствуется, будто грызет его что-то: «Фу, да это чуть ли не мышь! В самом деле, «а что, если там пауки или что-нибудь еще в таком роде?
Ну, подумаешь, сладострастец.
Мог бы не афишировать это, жить с пользой для общества и свои пороки удовлетворять. Благо желающие удовлетворять их добровольно имелись. Неужели его пунктик насчёт Дуняши был настолько сильным, что он просто застрелился из каприза, как вредный ребёнок, который не получил любимую игрушку? Ведь если бы сестра Раскольникова ответила ему взаимностью, то она могла помочь его перерождению, как это сделала для Родиона Соня. И мне почему-то кажется, что перерождённый Свидригайлов был бы куда более интересной личностью, чем Раскольников. Неужели Достоевский убил своего персонажа лишь для того, чтобы провести довольно простую мораль и показать нам, что путь порока тупиковый, а Раскольникова оставил в живых, чтобы показать нам, что всякий человек имеет шанс на возрождение после совершённой ошибки? Мне хочется думать, что всё же какой-то более глубокий смысл заложил в Свидригайлова Фёдом Михайлович. Лучше бы это я не дорос и потом всё пойму, чем думать, что в этом гениальном романе выведена такая простая мораль "в лоб".
А вы как думате, почему Свидригайлов застрелился? Та же пустота в душе и неспособность принести покаяние. Его самоубийство не акт раскаянья, а бегство от своей совести. То же самое и с Свидригайловым.
То самое наказание, которое всегда с тобой, всегда настигнет, от которого только в Америку и уехать? Придет рассвет, и Свидригайлов, осознав свое преступление, отправится принимать наказание от собственной души, блуждая взглядом по сырым промозглым улицам и пытаясь найти тот куст, под который встанешь — «и миллионы брызг обдадут всю голову…» Он еще не сдается, он думает об «эстетике и комфорте» и хочет умереть красиво, а не смешно ожидание насмешек толпы, «материала» и удержит его двойника Раскольникова от полного покаяния , и ему это удается. Что за подтекст вкладывает в это слово, в это географическое название самоубийца?
В Америку уеду, в Новый Свет. Стало быть, теплится еще в его сердце надежда на светлую истину, на иную далекую жизнь? Кто знает. Крылатыми станут эти слова Свидригайлова, и через много лет, ерничая, бросит верному наперснику Шуре Балаганову главный герой «Золотого теленка»: «Я все понял, Шура. Заграница — это миф о загробной жизни. Кто туда попадает, обратно не возвращается…» …Дунечка, Дуня! Сжалось ли ее чуткое сердце в то утро от предчувствия непоправимой потери, вспомнила ли она хоть раз о том, чья любовь стала главным поворотом и странной трагедией в ее жизни, легла ли эта смерть грузом на ее душу, и сдавит ли ее сердце когда-нибудь этот груз?
Или суждено Свидригайлову навечно скрыться в темной бане с пауками по стенам, тронув лишь одну струну в больном сознании Раскольникова и на шаг приблизив его к решению? Нет ответа. Нет ответа, но именно в это утро Раскольников остается один.
Сочинение В чем причины самоубийства Свидригайлова
Беспокойного, тоскующего, измученного своим преступлением Раскольникова, он, так сказать, подбадривает, успокаивает, на «путь истинный» направляет. И тогда-то обнаруживается самое глубокое различие этих двух «частных случаев» и в то же время истинный, сокровенный смысл раскольниковской идеи. Свидригайлова удивляют трагические метания и вопросы Раскольникова, совершенно лишняя и просто глупая в его положении «шиллеровщина»: «Понимаю, какие у вас вопросы в ходу: нравственности, что ли? Вопросы гражданина и человека? А вы их побоку: зачем они вам теперь-то?
Хе, хе! Затем, что все еще гражданин и человек? А коли так, так и соваться не надо было; нечего не за свое дело браться». Так Свидригайлов еще раз, по-своему, грубо и резко выговаривает то, что, в сущности, давно уже стало ясно самому Раскольникову — «не преступил он, на этой стороне остался», а все потому, что «гражданин» и «человек».
Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом. Отсюда — тот равнодушный цинизм, та обнаженная откровенность, а главное, та точность, с которыми формулирует Свидригайлов самую суть раскольниковской идеи. Свидригайлов признает эту идею и своей: «Тут… своего рода теория, то же самое дело, по которому я нахожу, например, что единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Просто и ясно.
И нравственные вопросы, вопросы «человека и гражданина», тут лишние.
Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Недаром незадолго до смерти Свидригайлов думает о Раскольникове: «Много на себе перетащил. Большою шельмой может быть со временем, когда вздор повыскочит, а теперь слишком уж жить ему хочется! А Свидригайлову, несмотря на боязнь смерти, жить уже не хочется. Он отчаялся, разочаровался в жизни, потерял смысл существования. Познав все бездны тьмы, он подошел к тупику, выход из которого только один — смерть. Именно поэтому этот герой совершает самоубийство, не веря в возможность, да и не желая возродиться.
И совсем неслучайно Достоевский в романе «сводит» Раскольникова и Свидригайлова. Писатель стремится показать, к чему может привести мысль главного героя о возможности преступить нравственную черту. На примере Аркадия Ивановича мы видим, что подобная теория может полностью искалечить человека, лишить его смысла жизни и веры в будущее, уничтожить духовно и физически. И, учитывая этот посыл, можно сказать, что роман Достоевского «Преступление и наказание» чрезвычайно актуален и для современного читателя. Сегодняшняя жизнь предлагает множество искушений, манящих ощущением собственного превосходства, всесилия, исключительности.
Читайте также: «Цветы запоздалые» — краткое содержание повести А. Чехова Дуня пожелала получить подтверждение услышанного от Сони, но Свидригайлов заявил, что той не будет дома до ночи. Авдотья Романовна бросилась к выходу — дверь была заперта. Аркадий Иванович принялся успокаивать девушку. Я вас также люблю… Я вас бесконечно люблю.
Дайте мне край вашего платья поцеловать, дайте! Я не могу слышать, как оно шумит. Скажите мне: сделай то, и я сделаю! Я все сделаю. Я невозможное сделаю. Чему вы веруете, тому и я буду веровать. Я все, все сделаю! Не смотрите, не смотрите на меня так! Знаете ли, что вы меня убиваете… Он говорил, что поможет Раскольникову бежать за границу, что спасение брата зависит только от нее, признавался ей в любви, но тут Дуня вскочила и стала кричать, но в доме они были одни. Она отбежала в угол комнаты и стала обвинять Свидригайлова в насилии.
Тот с насмешкой отвечал, что ни один здравомыслящий человек не поверит, будто молодая девушка просто так пришла на квартиру к одинокому мужчине. Тогда Дуня вынула из кармана револьвер и взвела курок. Свидригайлов медленно начал приближаться к ней, говоря, что она сама в свое время была к нему неравнодушна. Дуня выстрелила. Пуля скользнула по волосам Свидригайлова и ударилась в стену. Да где это вы револьвер достали? Дуня смотрела на него в каком-то оцепенении, потом снова взвела курок и выстрелила. Он был уже в двух шагах от нее, и страстный взгляд его был полон решимости. Дуня поняла, что он скорее умрет, чем отпустит ее, приготовилась выстрелить еще раз и … вдруг отбросила револьвер. Свидригайлов подошел и обнял ее за талию.
Девушка не сопротивлялась, только глядела умоляющими глазами и просила отпустить. Он спросил, сможет ли она когда -нибудь полюбить его, н, получив отрицательный ответ, вынул из кармана ключ, положил его на стол и велел ей уходить. В его глазах было что-то страшное, Дуня схватила ключ, открыла дверь и, как безумная, выбежала на улицу. Свидригайлов Взял револьвер — оставалась еще одна пуля — подумал, положил оружие в карман и вышел. Весь этот вечер Свидригайлов провел по разным трактирам и кабакам, переходя из одного в другой. Он не выпил ни капли вина, только где-то попросил стакан чаю, да и то больше для порядка. Вечер был душный, к десяти часам надвинулись тучи И началась гроза. Лил дождь, сверкали молнии, гремел гром. Весь промокший. Свидригайлов вернулся домой, хотел переодеться, но передумал, засунул в карман все свои деньги, взял шляпу и зашел к Соне.
Ей он сказал, что, вероятно, уедет в Америку и хочет проститься. Деньги ей понадобятся, особенно если Родиона Романовича осудят на каторгу и она пойдет за ним. На растерянное замечание Сони, как же это он в такой ливень уезжает, Свидригайлов усмехнулся и сказал, что тем, кто собирается в Америку, дождя бояться уже не следует. Затем он вышел, оставив Соню в изумлении, испуге и каком-то неясном тяжком подозрении. Часу в двенадцатом он сделал еще один визит: поехал на квартиру родителей своей невесты, сообщил им, что на время должен отбыть из Петербурга по важным обстоятельствам, и подарил пятнадцать тысяч серебром. Невесте он сказал, что скоро приедет, потрепал ее по щечке, поцеловал и ушел. Свидригайлов отправился на Петербургскую сторону, снял номер в какой-то захудалой гостинице, спросил чаю и холодной телятины, зажег свечу и осмотрелся. Комнатушка была очень маленькая, с грязной постелью, обшарпанными обоями, на которых уже не видно было рисунка. Принесли заказанное. Он выпил стакан чаю, чтобы согреться, но съесть не смог ни кусочка.
Сняв пальто, Свидригайлов завернулся в одеяло и лег в постель. Не спалось.
Часы пробили три. Скоро светает. Самое время … Он взял свечу и пошел искать коридорного, чтобы расплатиться и уйти из гостиницы. В темном углу коридора он вдруг заметил девочку лет пяти, в мокром платье, плачущую и дрожащую. Девочка сказала, что разбила мамину чашку и спряталась, потому что боится наказания. Он взял ее на руки, раздел, положил на кровать и накрыл одеялом.
Она тотчас заснула, а Свидригайлов досадовал на себя, что связался с ней, ведь ему пора уходить. Через некоторое время он заглянул ей в лицо и увидел, что она совсем не спит, а лукаво, как-то не по-детски подмигивает ему из-под полуопущенных ресниц. Вот она совсем перестала притворяться и начала смеяться, а глаза смотрели на него огненным бесстыдным взглядом. Девочка потянулась к нему, и Свидригайлов уже занес было руку … И опять проснулся, обнаружив себя на постели, под одеялом. Совершенно разбитый, он встал, оделся и вышел из комнаты. Над городом лежал туман. Свидригайлов долго брел по улицам, наконец остановился рядом с пожарной частью. По сути, все причины самоубийства Свидригайлова сводятся к одной — отрицанию себя и своей жизни.
Свидригайлов — преступник по сути, на его счету несколько загубленных жизней. Он считает, что ему все дозволено, что он выше других, и в этом его позиция совпадает с теорией Раскольникова. Свидригайлов способен пойти на ложь, шантаж, даже на убийство не ради великой цели, а просто от скуки, от пустоты жизни. Осознание тупика и безнадежности такой жизни приводит Свидригайлова к самоубийству. Это — не только расплата за многие грехи, но и моральный крах. Одна из причин самоубийства Свидригайлова — это скука. Свобода от нравственного закона не приносит герою удовлетворения. Его жизнь бессмысленна.
На светлые чувства он уже неспособен, вытравил все их из недр души. И приходится Аркадию Ивановичу искать всевозможные развлечения. Даже его влечение к сестре Раскольникова Авдотье Романовне — не что иное, как проявление грубой страсти, разожженной недоступностью девушки. Но все эти попытки преодолеть скуку ни к чему не привели. Неразличимость добра и зла придает миру особенную серость, в которой даже дышать тяжело. И Свидригайлов устает от вечного бессмысленного круговорота. Свидригайлов — циник, и как обладатель неординарного мышления, он способен осознать себя, свое пошлое и глупое существование. Он отрицает себя — и зачеркивает, как перечеркивают неудачную фразу в письме.
Толчком к этому осознанию, толчком к действию стало неудавшееся изнасилование. Именно этот шаг окончательно показал Свидригайлову всю глупость его существования, все отсутствие смысла. Можно также предположить, что одной из причин стало понимание Свидригайлова, что Раскольникова он не сможет подтолкнуть к собственному пути цинизма и отрицания, преодолев тем самым свое одиночество. Это ощущается на страницах романа. Возможно также, душа Свидригайлова настолько погрязла в цинизме и грязи, что он не увидел в себе способности раскаяться. Если Раскольников в итоге сумел раскаяться и пошел по пути искупления своей вины, исправления своих ошибок, то Аркадий Свидригайлов уже не может поступить так. В его душе не осталось ничего светлого и святого. И единственным выходом из замкнутого круга: нежелание продолжать такое существование и неспособность к раскаянию — стало самоубийство.
После встречи с Раскольниковым в трактире, Свидригайлов заманивает к себе на квартиру Дуню Раскольникову, где она чуть не убивает его выстрелом из пистолета.
Лучшие ответы
- Свидригайлов («Преступление и наказание»): характеристика
- Самоубийство Свидригайлова
- В чем причины самоубийства Свидригайлова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
- что привило свидригайлова к самоубийству? -
- Краткая биография
Смотрите также
- referat5vip.ru
- Почему свидригайлов покончил с собой. История персонажа
- Самоубийство Свидригайлова | Инфошкола
- В чем причины самоубийства Свидригайлова?
- Причины самоубийства Свидригайлова в «Преступлении и наказании»
- Трагедия Свидригайлова
Преступление и наказание: загадка Свидригайлова. Почему он застрелился?
Сочинения по литературе и русскому языку В чем причины самоубийства Свидригайлова Аркадий Иванович Свидригайлов — один из центральных героев романа. В чем причины самоубийства Свидригайлова? по роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание. Остается лишь пошлость и серость жизни которую так явно начинает Свидригайлов ощущать перед самоубийством: городской сад с «тремя кустиками», «благоразумнейшая из матерей» — мать его невесты. Причины суицида Свидригайлова. Проанализируйте сцену самоубийства Свидригайлова. Данная статья рассмотрит отношения Свидригайлова с его семьей и Дуней, поможет раскрыть причины самоубийства героя, а также поможет написать сочинение «Свидригайлов». Краткая биография.
2.3. «Последний путь Свидригайлова»
Home ⇒ Новое ⇒ В чем причины самоубийства Свидригайлова? Однако Свидригайлов не верит в возможность нравственного возрождения преступника, в то, что человек способен остановиться и возродиться, подобно библейскому Лазарю. Оборванец, окинув взглядом Свидригайлова, встряхнулся и тотчас же повел его в отдаленный нумер, душный и тесный, где-то в самом конце коридора, в углу, под лестницей. по русскому языку и литературе. Свидригайлов же преступил, человека и гражданина в себе задушил, все человеческое и гражданское побоку пустил прахом.