Накануне стало известно о якобы нашедшемся в Афганистане 30 лет спустя советском пилоте. Как происходил вывод советских войск из Афганистана и какие непредвиденные ситуации возникали при этом, 30 лет спустя вспоминает легендарный генерал Борис Громов. что конфликт носил двусторонний характер, то есть это была конфронтация между СССР и Афганистаном, а это фактически неверно», – передает РИА «Новости» слова Громова. Перед мостом через пограничную реку Амударью генерал-полковник Борис Громов, командующий ограниченным контингентом в Афганистане, спрыгнул с бронетранспортера. В Афганистане около 750 тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, представлявших все нации и народности СССР, самоотверженно решали возложенные на них задачи.
«Никакой оккупации не было»: почему советские войска покинули Афганистан
В новом выпуске "Личных Связей" смотрите интервью Героя Советского Союза, генерала-полковника, полного кавалера ордена "За заслуги перед Отечеством" Бориса Г. что конфликт носил двусторонний характер, то есть это была конфронтация между СССР и Афганистаном, а это фактически неверно», – передает РИА «Новости» слова Громова. Судя по сегодняшнему состоянию наркорынка в России, можно смело заявить, что Громов не терял зря времени в Афганистане. Генерал-лейтенант Борис Громов на бронетранспортере во время вывода советских войск из Афганистана на мосту в Термезе, 15 февраля 1989 года.
Генерал-полковник Борис Громов: Приказывая вывести войска из Афгана, маршалы извинялись
Борис Громов, командующий армией в Афганистане: «Нашим солдатам, которые прошли эти 9 лет, надо памятники ставить». Поддерживать стотысячную армию в конце 1980-х СССР уже не мог. Женевские соглашения об урегулировании ситуации в Афганистане заключались под гарантии: Советский Союз выводит свои войска, США и Пакистан перестают поддерживать местных исламистов-моджахедов. И надо было в кратчайший срок вывести из Афганистана 103 тысячи войск. В мировой практике такого не было.
Моисеев из Москвы поручил операцию по выводу войск из Афганистана командующему 40-й армией генералу Громову.
Вскоре руководители Афганистана начали обращаться к СССР с просьбами о помощи не только оружием, боеприпасами и техникой, но и прежде всего войсками. Просьбы передавались лично Л. Брежневу, Д. Устинову, Ю. Тем самым афганцы пытались напрямую втянуть Советский Союз в решение внутренних проблем своей страны. Судя по протоколам заседаний Политбюро, вот как реагировал на это, например, К. Черненко: «Если мы введем войска и побьем афганский народ, то будем обязательно обвинены в агрессии. Тут никуда не уйдешь». Андропов: «Я, товарищи, внимательно подумал над всем этим вопросом и пришел к выводу, что нам нужно очень и очень серьезно продумать вопрос о том, во имя чего мы будем вводить войска в Афганистан.
Для нас совершенно ясно, что Афганистан не подготовлен к тому, чтобы решать сейчас все вопросы по-социалистически. Там огромное засилье религий, почти сплошная неграмотность сельского населения, отсталость в экономике». Громыко: «Надо полностью исключить такую меру, как введение наших войск в Афганистан. Армия там ненадежная… Наша армия, которая войдет в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего. И в него надо будет стрелять. Правильно отметил т. Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции еще не созрела. И все, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки вооружения и многое другое — все это будет отброшено назад.
Все не присоединившиеся страны будут против нас… Спрашивается, а что же мы выиграем?.. Юридически нам не оправдать введение войск… Таким образом, несмотря на тяжелое положение в Афганистане, мы не можем пойти на такую акцию, как ввод войск». Он сказал: «Мне думается, что правильно определили члены Политбюро, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну… У них сейчас распадается армия, а мы здесь должны будем вести за нее войну». Андропов: «Я думаю, что относительно ввода войск нам принимать решения не следует. Ввести свои войска — это значит бороться против народа, стрелять в народ. Мы будем выглядеть, как агрессоры, и мы не можем допустить этого». На этом же заседании приняли решение пригласить Н. Тараки в Москву, где ему еще раз разъяснили нашу позицию. Вот, в частности, что было сказано ему на этой встрече.
Он рассказал, что один из его командиров погиб, а его тело было изуродовано противниками. Это событие стало для него ужасным потрясением и показало жестокость войны. Генерал также поделился своим мнением о простых афганцах, отметив, что они были искренними и доброжелательными людьми, хоть и жили в очень трудных условиях. Громов отметил, что афганцы хорошо относились к советским войскам и были благодарны за помощь, которую мы оказывали им. Отвечая на вопрос о том, как он оценивает шансы России на успех в Афганистане и других регионах СВО, генерал отметил, что ввод советских войск в Афганистан был ошибкой и был выбран не лучший путь решения проблемы.
Горой стоял за каждого подчиненного ему офицера и солдата. А сам был дважды ранен, причем тяжело. Но вновь и вновь возвращался в любимый им десантный строй. Настоящий герой, не только по званию, но и по жизни. Тяжелейшая утрата».
Генерал Борис Громов: Россия не потерпела поражения в Афганистане и станет победителем в СВО
Он рассказал, что он очень разозлился после того, как пьяный офицер избил его. Администрация Обамы обменяла сержанта Бергдала на пятерых талибов, которых освободили из тюрьмы Гуантанамо, и он вернулся домой. А г-на Мохаммеда, которому сейчас 53 года, никто не захотел возвращать на родину. Один из захвативших г-на Мохаммеда моджахедов, с которым удалось связаться по телефону, сказал, что бывший советский солдат по своей воле присоединился к борьбе против своих прежних товарищей. Между тем г-н Мохаммед рассказал, что он всего лишь водил грузовик с боеприпасами. В любом случае у него не было практически ни единого шанса вернуться на родину. Я писал о том, что со мной случилось. И она ответила мне. Она написала, что она долго плакала». Командир моджахедов устроил ему свадьбу с 14-летней девушкой по имени Биби Хава.
У пары родилось шестеро детей, но двое из них умерли в раннем детстве. Они живут вместе до сих пор. Спустя восемь месяцев после вывода советских войск Советский Союз объявил об амнистии для дезертиров. По словам г-на Мохаммеда, у него просто не было денег для того, чтобы перевезти свою растущую семью на Украину — кроме того, он не верил в амнистию. Директор Российского культурного центра в Кабуле Вячеслав Некрасов рассказал, что работники российского консульства встречались с г-ном Мохаммедом. Он получил две тысячи долларов материальной помощи, но не стал возвращаться на родину, несмотря на заверения в том, что его не будут преследовать.
Сообщалось, что 20 августа 1988 года его передали советским дипломатическим представителям в Исламабаде в обмен на гражданина Пакистана. Очень много каких-то домыслов. Есть люди, которые занимаются этой темой достаточно давно, но у них нет никакой информации. Мы не знаем сейчас, о ком идет разговор.
Он говорил, что пострадавшим от военных действий солдатам и семьям необходимо оказывать всяческую поддержку, что в этом заключается прямой долг государства. Видимо, г-н Громов так вошел в свою роль, что мысль о том, что он может оказаться плохим «дядей» просто не могла придти ему в голову. Его несло от чувства причастности к великому, от мысли, что он творил добро… Отдавал ли Борис Всеволодович себе отчет в том, что Россия вот уже долгие годы вела активную борьбу с наркодельцами как в Афганистане, так и в других приграничных зонах? На это затрачивались значительные средства из государственной казны. Придется, видимо, поверить в то, что Громов хладнокровно игнорировал этот факт, заботясь лишь о своей собственной наживе: получении доходящих до абсурда денежных сумм. Остается пока не выясненным тот факт, было ли Громов замешан еще и в торговле российским оружием, которое по прибыльности не уступает наркотикам и драгоценным металлам? По итогам войны никому ведь не придет в голову устроить инвентаризацию. Никто специально не отправится на поле боя собирать у убитых оружие и выяснять, кому оно принадлежит, а значит, имеющимся оружием в ходе войны можно распоряжаться как угодно и самым выгодным действием в данных условиях будет его продать. Был ли замешан Громов и в этом, неизвестно. Но, учитывая, его бизнес по торговле драг металлами, можно с большой вероятностью предположить, что продажи оружия на сторону могли иметь место. Судя по сегодняшнему состоянию наркорынка в России, можно смело заявить, что Громов не терял зря времени в Афганистане. Проявив свои менеджерские качества, он в свое время блестяще наладил этот бизнес, и теперь этот механизм продолжает действовать безупречно, создавая все большие проблемы для России.
Но решить этот вопрос можно было по-другому. К примеру, направить не 140-тысячную группировку советских войск, а ограничиться хотя 30 тысячами. Этих сил хватило бы, чтобы поддерживать стабильность и власть в основных районах. Афганистан нельзя было бросать, надо было помогать, но это надо было делать иначе — политически и экономически. В частности, если были проблемы и угроза военного конфликта с Пакистаном, можно было направлять спецотряды. Всерьез за рассмотрение решения о выводе войск взялись в 1985 году, когда стало ясно, что силой вопрос не решить. Наконец, решение было принято в Женеве. Было подписано так называемое Женевское соглашение между Афганистаном и Пакистаном. В соглашении были определены сроки вывода войск: начало вывода было намечено на 15 мая 1988-го, а окончание — на 15 февраля 1989 года. Единственное, не был расписан порядок вывода войск, поскольку это определяло командование 40-й армии. Именно командование 40-й армии настояло на выводе войск, поскольку все те задачи, которые от нас зависели, в Афганистане были решены. Мы показали всем, в том числе американцам, что пока в Афганистане была 40-армия, было бесполезно лезть туда и воевать с СССР. Американцы и сейчас об этом говорят. Однако США делали все, чтобы как можно дольше задержать советские войска в Афганистане. А как вы считаете? Не было задач, которые 40-я армия не могла бы выполнить. Это была очень мощная армия. Ни о каком поражении речи быть не может. Силы, которые там находились, были просто несопоставимы. С одной стороны были мы, а с другой — те, кто действовал по указке США. Американцы действовали скрытно. Бывший начальник ЦРУ писал об этом в своих мемуарах. США все делали руками пакистанцев и тех афганцев, которые были на стороне Пакистана. А самое главное — 40-я армия в Афганистане никогда и ни от кого не получала задачи победить военным путем. Когда говорят, что наша армия потерпела там поражение, то этих людей надо называть «сказочниками». Мы готовились серьезно, привлекли все, что было возможно: и космическую, и другие виды разведки, которые существовали на тот момент. Мы знали все про каждый километр территории Афганистана. Солдаты покидают Афганистан. Мост Дружбы. Фото: Из личного архива Вывод войск осуществлялся по двум направлениям: западному, вдоль иранской границы, и центральному — через юг, юго-запад на Кабул, через Саланг на Термез и на Кушку. Мы установили и поддерживали связь со всеми лидерами «Альянса семи». У нас была мощнейшая агентура среди них.
Командир 40-й армии Громов: судьбы Востротина хватило бы на целую роту
Громов Борис Всеволодович | 15 февраля 1989 года последний командующий генерал советских войск в Афганистане Борис Громов прошелся позади последней колонны танков, которая перебиралась через мост. |
Лидер "Боевого братства" заявил, что часть воинов-"афганцев" сами остались в этой стране | Гори он синим пламенем, Афганистан, на кой хрен ввязываться в совершенно проигрышную ситуацию? |
Вышли без потерь: ветераны вспоминают вывод советского контингента из Афганистана // Новости НТВ | Леонид, леонид у Громова был инфаркт и инсульт, его сын который встречал его на мосту в феврале 1989 года теперь служит нацистам уркаины. |
Советские войска уходили из Афганистана через ад: без продовольствия, по минам, под обстрелом | Почему сразу после вывода войск, Громов сказал на мосту, что за его спиной не осталось ни одного советского солдата? |
» Борис Громов: «Мы сами разворотили «муравейник» международного терроризма». Эхо Афгана
Американцы втихаря бегут из Афганистана – генерал Громов | У советской армии не было задачи победить в Афганистане, заявил генерал Борис Громов, командовавший выводом 40-й армии в 1989 году. |
Генерал-полковник Борис Громов: Приказывая вывести войска из Афгана, маршалы извинялись | что конфликт носил двусторонний характер, то есть это была конфронтация между СССР и Афганистаном, а это фактически неверно», – передает РИА «Новости» слова Громова. |
Афганский след: война, закончившаяся не для всех | Статьи | Известия | Соединенные Штаты не афишируя выводят свои войска из Афганистана, опасаясь напоследок ударов со стороны. |
Борис Громов: Песни Розенбаума в Афганистане были сильнее оружия | В Афганистане около 750 тысяч офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат, представлявших все нации и народности СССР, самоотверженно решали возложенные на них задачи. |
Генерал Громов развенчал четыре мифа о войне в Афганистане | Генерал-лейтенант Борис Громов на бронетранспортере во время вывода советских войск из Афганистана на мосту в Термезе, 15 февраля 1989 года. |
Генерал Громов рассказал о смерти жены из-за трагической ошибки
Как происходил вывод советских войск из Афганистана и какие непредвиденные ситуации возникали при этом, вспоминает легендарный генерал, в те годы — командующий 40-й армией. 15 февраля 1989 года в 10:00 по местному времени генерал-лейтенант Борис Громов, который замыкал последнюю колонну 40-й армии, пересек границу. По словам бывшего командующего 40-й армией, певец участвовал в операциях в Афганистане. Борис Громов покидает Афганистан через мост, соединяющий афганский город Хайратон и советский Термез, 15 февраля 1989 года. По словам бывшего командующего 40-й армией, певец участвовал в операциях в Афганистане.
Борис Громов: «Мы с афганцами были честными»
[Главная] › [Война в Афганистане] › Неожиданные откровения генерала Громова об Афганской войне. Генерал Громов вспомнил страшный обстрел в Афганистане. Командующий 40-й армией генерал-лейтенант Борис Громов на Мосту Дружбы с последним БТРом, под развёрнутым знаменем. В эксклюзивном интервью Sputnik бывший командующий 40-й армией генерал-полковник Борис Громов рассказал о том, как происходил вывод советских войск из Афганистана.