Закон вводит уголовную ответственность за угрозы насилия, уничтожения имущества или распространения заведомо ложных или порочащих честь и достоинство сведений при коллекторской деятельности. Новый закон также меняет правила взаимодействия коллекторов и должников. Этот закон разрешил коллекторам встречаться с должниками, звонить им, посылать СМС и почтовые отправления в рамках установленных пределов. Как правильно говорить с коллекторами и что они могут спрашивать по закону, а что нет? Как разговаривать с коллекторами по телефону? Последние новости законодательства, судебной практики и юридического рынка.
Коллекторам изменят правовые рамки: названы плюсы и минусы нового законодательства
Этот закон разрешил коллекторам встречаться с должниками, звонить им, посылать СМС и почтовые отправления в рамках установленных пределов. Несмотря на все принятые за последние годы ограничения для коллекторских агентств, россияне продолжают жаловаться на них, в том числе и на психологическое давление со стороны коллекторов. Информация о законопроектах и законах по субъектам права законодательной инициативы. Новости и аналитика Новости Взыскание задолженности: новые санкции для коллекторов с 21 июля 2023 года.
Теперь это закон. Коллекторы начнут по-новому «выбивать» долги с россиян
Коллекторы, сотрудники МФО и банков получат право передавать сообщения должнику через портал «Госуслуг». Для рассылки сообщений по долгу требуется 2 условия: программное обеспечение коллекторской компании, МФО или банка должно быть подключено к «Госуслугам»; гражданин должен подтвердить согласие на получение сообщений в своем аккаунте на сайте. В течение 1 календарного месяца коллекторы не могут направлять через «Госуслуги» более 2 сообщений по одному обязательству. Такое ограничение вводится новой частью 5. Календарный месяц считается с 1 по 30 31 число. Она описывает порядок направления должником документов кредитору через «Госуслуги» — заявлений, согласия на взаимодействие и их отзывы, письма, уведомления. Ранее направить какие-либо обращения можно было только по адресу коллекторской организации.
Нужна помощь в составлении жалобы на коллекторов в ФССП или прокуратуру? Уточнение правил взыскания долгов Многие изменения носят уточняющий, но не менее важный характер. Это относится и к определению частоты звонков, очных контактов и рассылки сообщений. В соответствующие нормы закона добавлено слово «календарный». Вот как это скажется на проверке правил о количестве способов взаимодействия: Календарная неделя считается с понедельника по воскресенье. Например, если коллекторы позвонят должнику в пятницу и субботу, то с понедельника следующей недели лимит по частоте обнулится.
По действующему закону в указанной ситуации новые звонки можно совершать после отсчета 7 порядковых дней.
Авторы документа поясняют, что причиной ужесточения ответственности стало то, что административных мер воздействия на коллекторов было слишком мало. А жалоб граждан на незаконные действия по возврату долгов — наоборот, много. Каждый год ФССП фиксирует до 30 тысяч обращений, а уже в 2023 году были факты, что коллекторы незаконно передавали данные о долгах третьим лицам без согласия должников, воздействовали на родственников и знакомых, и т. Впрочем, коллекторы с 2016 года уже работают в жестко установленных законодательством рамках — им запрещено слишком часто и по ночам звонить должникам, ограничено число встреч, а должник вправе вообще не контактировать с взыскателем.
Проблема, полагают эксперты, в том, что закон нарушают в основном «черные» коллекторы — те, которые работают без регистрации и надзора.
Решение о заключении соглашения может быть принято в том числе при проведении переговоров о реструктуризации просроченной задолженности ч. Также кредитору запрещено привлекать одновременно двух и более лиц для осуществления от его имени или в его интересах направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействия с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщений ч. Что касается третьих лиц членов семьи должника, родственников, иных проживающих с ним лиц, соседей и т. Причем необходимо одновременное соблюдение обоих условий ч. При этом должнику предоставлено право в любой момент отказаться как от соглашения, устанавливающего иные, отличные от общих, способы взаимодействия с кредитором, так и от согласия на осуществление взаимодействия с третьим лицом, путем направления кредитору через нотариуса, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку соответствующих уведомлений. Согласие на взаимодействие может быть отозвано и третьим лицом ч. Отдельные ограничения в части способов взаимодействия с должником установлены для случаев, когда право требования перешло к новому кредитору или взыскание задолженности осуществляет лицо, действующее от имени или в интересах кредитора, если оно является кредитной организацией или лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенным в государственный реестр. Например, имеется запрет на привлечение к взаимодействию с должником лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за преступления против личности, в сфере экономики или против госвласти и общественной безопасности, а также лиц, находящихся за пределами территории РФ с использованием международной телефонной связи или передачи из-за пределов территории России телеграфных, текстовых, голосовых и иных сообщений ст.
Также, по общему правилу, кредитор или лицо, действующее от его имени или в его интересах, при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вправе без согласия должника передавать сообщать третьим лицам или делать доступными для них сведения о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любые другие персональные данные должника. Речь идет, в частности, о согласии должника на обработку его персональных данных в письменной форме в виде отдельного документа. Однако даже наличие согласия должника на передачу третьим лицам сведений о нем и об имеющейся задолженности не дает кредитору права на раскрытие сведений о должнике, просроченной задолженности и ее взыскании и любых других персональных данных должника неограниченному кругу лиц, в том числе путем размещения их в Интернете или в на жилом помещении, доме, любом другом здании, строении, сооружении, а также сообщение по месту работы должника ч. А законодатель постепенно расширяет перечень механизмов реагирования на противоправные действия со стороны кредиторов и лиц, осуществляющих от их имени или в их интересах деятельность по возврату просроченной задолженности. Если коллектор нарушает установленные требования и беспокоит должника или его родственников звонками в ночное время или ранним утром, если общение с ним приобретает агрессивный характер, сопровождается угрозами и т. Также можно подать жалобу на действия коллекторов в территориальный орган ФССП России и органы прокуратуры с приложением документированных материалов, свидетельствующих о нарушении закона например, скриншотов сообщений, аудиозаписей переговоров, фотографий угроз на стенах в подъезде и т. В последнем случае уполномоченные органы могут инициировать внеплановую проверку по данным фактам.
Хорошо это или плохо, правильно или нет — на сей счет опрошенные «МК» эксперты разошлись во мнениях. Фото: Алексей Меринов Главное, что теперь общение коллекторов с заемщиками ограничивается жесткими временными рамками: в рабочие дни — с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные — с 9 до 20 часов; личные визиты — не чаще одного раза в неделю; звонки — не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми в месяц. Другие новшества носят в большей степени технический характер. В соответствие с одним из них, коллекторы получили право использовать автоматизированного интеллектуального агента, причем звонки будут записываться, а должник может переключиться на общение с живым человеком. Кроме того, профессиональные взыскатели могут отправлять текстовые, телеграфные, голосовые и другие сообщения по сети связи общего пользования или через Госуслуги. Еще одна плохая новость для коллекторов, точнее, какой-то их части: Минюст вынес на общественное обсуждение президентский указ, которым вводится запрет на работу агентств, учрежденных иностранцами из недружественных государств или находящихся под иностранным контролем. Проект, как отмечает ведомство в пояснительной записке, «направлен на предотвращение угроз экономической и национальной безопасности РФ», на минимизацию переводов денежных средств за пределы РФ, а также на предотвращение сбора персональных данных российских граждан. Тучи над институтом профессиональных коллекторов сгущаются не первый день.
Адвокат объяснил, как будут выбивать долги россиян после 1 февраля
Коллекторы не вправе принимать меры к возврату просроченной задолженности: со дня признания обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов или признания должника банкротом; с момента получения документов, подтверждающих у должника наличие сведений: - о лишении дееспособности, ограничение в дееспособности, в том числе по основаниям, предусмотренным п. Коллекторам запрещено встречаться с должником более 1 раза в неделю; обращаться с помощью телефонных переговоров, сообщений, личных встреч с 22-00 до 08-00 в будние дни, с 20-00 до 09-00 в выходные и нерабочие праздничные дни; звонить в день более 1 раза, в неделю — не более 2 раз, в месяц — не более 8 раз; оставлять телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сети Интернет, телефонной сети, в т. Не допускается общаться на другом языке, кроме русского или языка, на котором составлен договор или иной документ, на основании которого возникла просроченная задолженность; не представлять информацию о кредиторе, коллекторе наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, фамилия, имя отчество коллектора, его должность, сведения о размере просроченной задолженности и т.
Также неплательщик может общаться со взыскателями долгов через адвоката, не контактируя с ними сам. Если ФССП выявит нарушения со стороны коллектора, его могут: лишить права на отдельные виды контакта с должниками на срок до 60 дней исключить организацию из реестра и лишить права на коллекторскую деятельность. Общение коллекторов с должниками Новые нормы ограничивают контакты взыскателей с неплательщиками строгими рамками: в будни — с 08:00 до 22:00 в выходные и праздники — с 09:00 до 22:00 личное общение — не чаще раза в неделю звонки — максимум один в сутки, дважды в неделю, восемь раз в месяц текстовые сообщения — максимум два в сутки, четыре в неделю, 16 в месяц сообщения через «Госуслуги» — не более двух в месяц по одному долгу Дополнительные ограничения для коллекторов обеспечит появление в законе слова «календарный».
До сих пор в такой ситуации нужно было отсчитывать семь дней. Это же относится к очным контактам», — поясняет «Лента. По новым правилам при контакте с должником взыскатель обязан предоставить ему данные: о кредиторе о лице, которое контактирует с должником имя или идентификационный код, присвоенный сотруднику коллекторской организацией о наличии просроченной задолженности о структуре задолженности.
Непонятно, что это значит, возможно, мат и оскорбления; врать должнику о размере и сути его долга, а также грозить невозможными последствиями, типа «не вернешь долг — сядешь на 10 лет»; публиковать где бы то ни было информацию о должнике вроде баннеров, постов в соцсетях — чего угодно ; сообщать на работу должника о том, какой сотрудник-должник у них работает. Раньше за нарушение этих требований действовала только административная ответственность. За что коллекторов будут сажать? Сейчас Госдума приняла закон об уголовной ответственности для так называемого спецсубъекта — профессионального коллектора.
Он может отправиться за решетку на срок вплоть до 10 лет в случаях: угрозы применения насилия и применения ; угрозы повреждения имущества и собственно повреждения или уничтожения ; угрозы распространения порочащих сведений — как должника, так и его близких. Расследовать эти дела будет полиция. Помимо очевидного «не брать кредитов» и не забывать по ним платить, если всё-таки взяли, лучше всего записывать любое взаимодействие с коллекторами. Записывайте на диктофон их звонки, фиксируйте все визиты, сохраняйте скриншоты сообщений. Снимайте коллекторов на видео, если они вдруг решили к вам прийти и научите бабушку это делать. А вас когда-нибудь доставали коллекторы? Расскажите эти истории в комментариях.
Инициатива была внесена группой депутатов в Госдуму еще 29 июня 2022 г. В первом чтении документ приняли в ноябре того же года, а во втором — в конце мая этого года. В окончательном чтении закон был принят 27 июня. Спикер Госдумы Вячеслав Володин тогда заявил, что «беспределу коллекторов положен конец».
Новый закон о коллекторах: что изменится с 1 февраля и что ждет должников
Закон, регулирующий работу коллекторов, был принят ее в 2016 году, но на практике выяснилось, что в нем недоработаны некоторые вопросы по процессу взыскания долгов. Расширение сферы контроля До внесения поправок Федеральная служба судебных приставов ФССП контрлировала только организации, у которых возврат просроченных долгов являлся основным родом деятельности. При этом чаще всего права должников нарушают не коллекторы, а МФО, отметил гендиректор компании «Долгам. НЕТ», арбитражный управляющий Дмитрий Донсков. Новые понятия С 1 февраля в законодательстве появятся понятия «коллектор» и «коллекторская деятельность». Для МФО и банков по обновленному закону будет создан отдельный специальный реестр, и судебные приставы начнут контролировать взыскание ими долгов так же, как делают это с коллекторами.
Для МФО и банков по обновленному закону будет создан отдельный специальный реестр, и судебные приставы начнут контролировать взыскание ими долгов так же, как делают это с коллекторами. Виды воздействия на должников Взыскатели долгов будут обязаны уведомлять ФССП о намерении использовать конкретные способы взаимодействия с неплательщиками — сообщения, телефонные звонки, личные переговоры, звонки с применением ботов, отправка корреспонденции курьерскими службами. Должник вправе отказаться от взаимодействия с коллекторами, но для этого должно пройти минимум четыре месяца с начала просрочки по кредиту. Также неплательщик может общаться со взыскателями долгов через адвоката, не контактируя с ними сам. Если ФССП выявит нарушения со стороны коллектора, его могут: лишить права на отдельные виды контакта с должниками на срок до 60 дней исключить организацию из реестра и лишить права на коллекторскую деятельность. Общение коллекторов с должниками Новые нормы ограничивают контакты взыскателей с неплательщиками строгими рамками: в будни — с 08:00 до 22:00 в выходные и праздники — с 09:00 до 22:00 личное общение — не чаще раза в неделю звонки — максимум один в сутки, дважды в неделю, восемь раз в месяц текстовые сообщения — максимум два в сутки, четыре в неделю, 16 в месяц сообщения через «Госуслуги» — не более двух в месяц по одному долгу Дополнительные ограничения для коллекторов обеспечит появление в законе слова «календарный».
Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика. Банки обязаны будут соблюдать требования 230-ФЗ и выполнять ограничения по частоте контактов с должниками. Однако в отличие от коллекторов и МФО за нарушения такого рода им не будут грозить санкции от Федеральной службы судебных приставов ФССП , которая следит за выполнением норм закона о взыскании. Поправки наделят ФССП полномочиями запрещать участникам рынка, допустившим неоднократные нарушения, взаимодействовать с должниками определенным образом на срок до 30 дней. Изменен срок вступления поправок в силу. Раньше стартовой датой было назначено 1 марта 2024 года, теперь — 180 дней с момента публикации обновленного закона.
Сейчас компании расходятся в том, как считать количество взаимодействий с должником, уточнил он. Ключевое изменение — распространение требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации МФО , для которых взыскание просроченной задолженности является важной частью бизнеса, но не основной. Кроме того, в законодательстве предлагалось закрепить новые понятия например, робот-коллектор , чтобы отразить те подходы и инструменты, которые давно применяются для сбора долгов. Поправки выносились на общественное обсуждение и отзывались, законопроект был внесен в Госдуму лишь в сентябре 2022-го, а в декабре того же года принят в первом чтении. С тех пор срок внесения поправок ко второму чтению постоянно сдвигался. Что еще добавили в законопроект о коллекторах Поправки вводят понятие «автоматизированный интеллектуальный агент», под которое попадают роботы-коллекторы и автоинформаторы, которыми сейчас пользуются взыскатели. Спор участников рынка, Минюста и законодателей заключался в том, нужно ли при звонках от робота предупреждать должника, что с ним общается искусственный интеллект, а не живой человек. В версии законопроекта к первому чтению было требование о таком информировании в начале разговора.
С 1 февраля коллекторы не смогут бесконечно названивать россиянам из-за долгов
Коллекторскую организацию могут исключить из официального реестра за неоднократные и грубые нарушения, если они повлекли имущественный ущерб или вред здоровью жизни граждан, или за неисполнение предписаний ФССП. Методы взаимодействия с должниками До вступления в силу закона 467-ФЗ ограничения по общению с должниками рассылок писем и звонков касались только коллекторов, теперь эта норма распространяется на банки и МФО, включенные в реестр ФССП. Появляется новое понятие «автоматизированный интеллектуальный агент» АИА — программа, которая ведет общение с должником без личного участия коллектора организации по взысканию долгов. АИА будет передавать информацию о задолженности и сроках погашения, все разговоры при этом будут записываться. Но должна быть предусмотрена возможность переключения на «живого» сотрудника. Все это направлено на обеление отрасли и защиту прав должников, что означает несомненный шаг вперед, однако, данные поправки, по мнению эксперта, никак не повлияют на проблему снижения объемов просроченной задолженности. Данные поправки должны привести к формированию цивилизованного рынка взысканий. Также коллекторские агентства, банки и МФО получают право отправлять должнику информацию о задолженности через портал «Госуслуги» при условии, что программное обеспечение компании подключено к госпорталу, а должник дал свое согласие на получение таких сообщений. В течение календарного месяца с 1 по 30 число количество обращений по одному обязательству не должно превышать двух сообщений.
Если человек, задолжавший по кредиту, дал ответ, то в течение дня взыскатель может отправить ему сколько угодно сообщений, следует из поправок Правила сбора долгов с физлиц в России распространятся на чаты между коллекторами и должниками, следует из поправок ко второму чтению в закон «О взыскании» 230-ФЗ , опубликованных на этой неделе. В документе появилось новое понятие — «обмен сообщениями» — и прописан новый подход: если на первое сообщение коллектора должник дал ответ, то в течение этого дня взыскатель может отправлять клиенту сколько угодно сообщений, пока диалог не будет завершен. Это будет считаться одним случаем контакта. Действующий закон ограничивает право кредитора или его представителя на непосредственное взаимодействие с должником: личная встреча допускается не чаще раза в неделю, а телефонные звонки — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми в месяц. При этом количественные ограничения пока не распространяются на сообщения в мессенджерах. Сейчас компании расходятся в том, как считать количество взаимодействий с должником, уточнил он. Ключевое изменение — распространение требований закона не только на коллекторские агентства, но и на банки и микрофинансовые организации МФО , для которых взыскание просроченной задолженности является важной частью бизнеса, но не основной. Кроме того, в законодательстве предлагалось закрепить новые понятия например, робот-коллектор , чтобы отразить те подходы и инструменты, которые давно применяются для сбора долгов.
Эксперты говорят, что такое развитие событий может означать, что в том или ином виде закон о прекращении коллекторского бизнеса принят будет. По мнению инициаторов документа, прекратить это можно только запретом коллекторства в том виде, который сейчас существует. С этим согласны многие депутаты Госдумы, например член фракции Единая Россия Никита Чаплин в комментарии Лайфу указал, что коллекторская деятельность, связанная с давлением на граждан, идёт вразрез с Конституцией. Наши люди должны быть от этого защищены. Сейчас судебный приказ и исполнительная надпись нотариуса на кредитном договоре — это способ банкиров очень быстро получать распорядительные документы от суда на взыскание задолженности. Если по формальным признакам дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке, то согласия сторон на это не требуется и судопроизводство будет выполнено: без вызова ответчика в судебные заседания, без ведения протокола и без возможности отложить разбирательство, и это законно, — пояснил заведующий Западной коллегией адвокатов города Москвы Александр Инютин. При этом, по словам эксперта, в ряде случаев, получив распорядительный акт суда, банк не передаёт его в Федеральную службу судебных приставов ФССП , где обязаны не просто забрать долг, а выполнить требования по сохранению должнику минимальных средств к существованию. Вместо этого судебное решение относится сразу в банк должника или если задолжал пенсионер в Пенсионный фонд.
В документе ко второму чтению этой нормы уже не содержится, но взыскатели должны будут давать клиентам возможность во время разговора переключаться с робота на человека. Полные настоящие имена коллекторов можно будет заменять на псевдонимы — имя и индивидуальный идентификационный номер. Это инициатива участников рынка, которые требовали прописать это в законе, чтобы защитить коллекторов от угроз со стороны должников. Изменился подход, как оценивать, состоялось ли взаимодействие коллектора с должником. Если коллектор во время встречи или звонка успел донести до клиента обязательную информацию представиться и назвать сумму долга , такой контакт считается состоявшимся. Также засчитывается взаимодействие, если должник «в явной форме» сообщил о нежелании продолжать общение. Факт того, был контакт должника с коллектором или нет, влияет на разрешенное количество новых визитов, звонков и сообщений в адрес заемщика. Банки обязаны будут соблюдать требования 230-ФЗ и выполнять ограничения по частоте контактов с должниками.
Угрожают коллекторы
что может грозить за угрозы и насилие? Главная Новости Лента новостей Коллекторы в РФ могут начать общаться с должниками по-новому. Коллекторы опасаются передела рынка в случае вступления в силу указа о запрете взыскания просроченной задолженности физлиц организациям, среди собственников которых есть представители «недружественных» стран. В законе впервые появились понятия «коллектор» и «коллекторская деятельность», четко прописаны обязанности таких специалистов, что в свою очередь ограничит круг тех, кто имеет право заниматься взысканием задолженностей. Новая редакция закона №230-ФЗ прямо запрещает коллекторам применять физическую силу или оскорблять должников.
Кто такие коллекторы
Закон устанавливает четкий регламент для действий коллекторов, включая ограничения по звонкам, SMS и времени визитов. Федеральным законом Уголовный кодекс Российской Федерации дополняется статьёй 1724, устанавливающей ответственность за незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц. Что говорит закон о коллекторской деятельности. Что могут и чего не могут делать коллекторы по закону.