Гротеск часто используется как средство выражения протеста против социальных, политических или культурных норм и ценностей. Определение гротеска и его особенности Гротеск от французского grotesque, от итальянского Grotesko — причудливый — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. ГРОТЕСК [тэ], -а; м. [итал. grotesca] 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде. Мастер гротеска. Г. в литературе.
Значение слова «Гротеск»
Знание гротеска может быть полезно для дизайнеров, иллюстраторов, рекламистов и других кreatивных профессионалов, чтобы визуально передать определенное настроение или создать уникальный стиль работы. Это язык, на котором можно говорить своим дизайном, и добавить креативности и оригинальности в свою работу. Исторический контекст Слово «гротеск» происходит от итальянского «grottesco», что означает «подземелье» или «пещера». Именно так были названы римские подземелья, где были найдены стены, расписанные странными и искаженными изображениями.
Античные гротески, как их называли, были очень популярны в эпоху Возрождения. Художники и архитекторы использовали гротески во внутреннем и наружном украшении зданий, а также в различных видах декоративного искусства. Гротеск выступал как своеобразный комментарий к социальным, политическим и религиозным явлениям своей эпохи.
Кроме того, гротеск часто символизировал несовершенство и уродливость человеческого мира. Определение и характеристики Одна из характеристик гротеска — это его использование в целях сатиры и иронии. Он может использоваться для выражения критики и поддержки определенной идеи или концепции.
Однако гротеск может также использоваться просто для создания комического эффекта или смешного настроения. В гротеске широко используются карикатурные фигуры и преувеличенные узоры, а также эксцентричные образы и необычные персонажи. Он может быть представлен в разных формах, включая рисунки, скульптуру, литературу и музыку.
Один из известных примеров гротеска — это работы художника Густава Доре, который создал серию иллюстраций к Данте Алигьери «Божественной комедии». В его работах преобладают преувеличенные и фантастические формы, а также живописные и насыщенные детали. Характеристики гротеска: 1.
Карикатурные и смешные элементы 2. Преувеличение и усиление форм 3. Эксцентричные образы и персонажи 4.
Использование в целях сатиры и иронии 5. Широкое применение в разных формах искусства Гротеск — это мощный и выразительный стиль, который может вызывать смех, удивление и размышления. Он открывает новые возможности для художников и авторов, чтобы исследовать идеи, формы и смыслы, используя язык смеха и иронии.
Язык гротеска: выражение и эмоция Гротеск может быть использован в разных видах искусства, таких как литература, живопись, театр и кино.
Яркие примеры гротеска в это время - произведения Ф. Рабле, М. Сервантеса, У. Новый расцвет гротеск переживает в эпоху романтизма.
Его активно применяют Э. Гофман, Э. По, Н. Гротеск становится одним из ключевых приемов фантастической литературы. В реалистической литературе 19 века гротеск претерпевает заметную эволюцию, приобретая философскую глубину и психологизм.
Блестящие образцы реалистического гротеска создают Н. Гоголь, М. Салтыков-Щедрин, Ф.
Гротеск в «Мастере и Маргарите» проявляется в описании черных котов, выходящих на улицы Москвы, искаженных лиц и эксцентричных характеров персонажей. Гротеск также присутствует в кинематографе.
В фильме Тима Бертона «Эдвард руки-ножницы» зритель погружается в мир сказочных и сюрреалистических образов. Главный герой, Эдвард, имеет ножницы вместо рук, что является характерным гротескным элементом. Фильм ассоциируется с темной сказкой, где красота и уродство, добро и зло переплетаются. Гротеск в литературе и кино позволяет автору или режиссеру выразить свою фантазию, освободиться от ограничений реальности и создать что-то уникальное. Это стиль искусства, который может вызывать смех, удивление или даже отвращение, но всегда оставляет яркое впечатление у зрителя или читателя.
Значение гротеска в современном искусстве В современном искусстве гротеск часто используется как способ высмеивания иррациональности и абсурда мира. В таких произведениях часто представлены странные и неуловимые образы, которые вызывают у зрителя чувство неприятия и непонимания. Гротеск в современном искусстве также может быть использован для обращения внимания на социальные проблемы и неравенства. Артисты могут использовать гротескные образы, чтобы показать глубину и сложность таких проблем и вызвать у зрителя сочувствие и переживание. Кроме того, гротеск в современном искусстве может использоваться как способ выразить своеобразие и критическое отношение к массовой культуре и потребительскому обществу.
Артисты могут использовать гротескные образы, чтобы показать негативные стороны потребительства и поставить под вопрос стандарты жизни, которыми мы руководствуемся. Итак, значение гротеска в современном искусстве заключается в его способности вызывать непонимание и дистанцию у зрителя, а также в его способности выразить критическое отношение к реальности и социальным проблемам. Примеры гротескных образов в искусстве и популярной культуре 1. Фильм «Тим Бертон: Играющий против гравитации». Режиссер Тим Бертон известен своими гротескными и фантастическими образами.
Помимо этого, гротеску присущи карикатура, алогизмы, гиперболы. Этимология понятия В русский язык слово, как и его определение гротеск , пришло из Франции, хотя его первоначальный перевод связан с Италией. Оно означало «грот» и появилось после археологических раскопок 15-го века. В это время в Италии в подземных помещениях обнаружили растительную живопись с причудливыми узорами. Это были в свое время комнаты и коридоры дома Нерона. Гротескны ли гаргульи? Многие ошибочно приписывают гаргульям гротеск.
Они действительно причудливы, однако предназначение этих резных фигур — в отводе дождевой воды, чтобы она не попадала на стены здания. Каменная резьба в гротескном стиле не имеет подобных целей. Стоит отметить, что гаргульи относятся к химерам, а не к гротеску. Литература и гротеск Это в литературе данное понятие представлено ярче всего, оно является разновидностью комического приема, сочетает в себе в форме фантастики смешное и ужасное, возвышенное и безобразное. В гротеске переплетается выдуманное с реальным, вскрываются противоречия действительности. Гротеск нельзя назвать просто комическим. Он содержит в себе юмор и иронию, но они неотделимо связаны с чем-то зловещим, трагическим.
При этом за всем неправдоподобным и фантастическим кроется глубокий жизненный смысл. Гротеск всегда предполагает отклонение от нормы, он широко применяется в сатирических целях. Примеры в литературе Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе.
«Вы преувеличиваете!»: гротеск как художественный приём
позднее заимствование от французского слова grotesque. Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений. Нельзя сказать, что вилла Палагония — это «классический гротеск», потому что такая постановка вопроса невозможна. Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. Далее представлены подходы к изучению гротеска, отражены четыре подхода к его изучению, также дана периодика развития гротеска, которая представлена тремя периодами его развития. причудливый, комичный) в общем смысле обозначает что-либо, выполненное в уродливо-комическом, причудливо-фантастическом стиле.
«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные
Само определение «гротеск» звучит как тип образности, который основан на причудливом, контрастном сочетании фантастики и реальности, комичного и трагичного, прекрасного и безобразного. В искусстве сфера гротеска включает в себя многозначные образы, которые созданны фантазией художника, в них жизнь получает довольно противоречивое преломление. Гротескные образы не допускают их буквального толкования, сохраняя черты загадочности. Существуют и другие значения термина «гротеск»: Гротеск — это вид художественной образности; орнамент, где причудливо сочетаются изобразительные и декоративные мотивы животные, растения, человеческие формы, маски. Рубленый шрифт гротеск, sans serif, gothic type — это шрифт без засечек. Вернемся к истории.
Так, Рафаэль использовал стиль «гротеск» в качестве образца украшений лож Ватикана, его ученики — для росписи потолков, стен дворцов. Известный итальянский мастер эпохи Возрождения, Бенвенуто Челлини, гравировал гротеском на клинках мечей. Гротеск в мифологии первобытного и древнего мира достаточно сложен для понимания. Если говорить с точки зрения современной эстетики, то здесь очевидны многочисленные гротескные элементы. Например, произведения — египетская сказка об обреченном царевиче, античные мотивы гарпий, сирен.
Но также с уверенностью можно сказать — впечатление гротескного не только не было задачей автора подобных произведений, но и слушателем их гротескность воспринималась в меньшей степени. В искусстве Основная статья: Гротеск в изобразительном искусстве Ренессансные гротески коллаж Понятие гротеска может относиться к специфической разновидности орнамента, в котором сочетаются изобразительные и декоративные мотивы, имеющие, как правило, причудливый либо фантастический характер. Подобные мотивы разрабатывались в искусстве итальянского Возрождения на основе античных орнаментов. Так, гротески присутствуют в многочисленных росписях, созданных Рафаэлем и его учениками Лоджии Рафаэля в Ватиканском дворце, римские виллы Фарнезина и Мадама. За пределами Италии гротеск также стал излюбленным жанром художников маньеризма.
Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты, экспрессионисты, сюрреалисты. Немного истории Гротеск имеет довольно старинное происхождение. Корни его уходят в древний Рим времён Нерона. Когда-то император, обладающий невероятной фантазией и художественным вкусом, пожелал, чтобы стены его дворца были украшены несуществующими в природе видами и изображениями.
Но судьба не слишком благосклонна и впоследствии дворец был разрушен императором Трояном. Текло время и вскоре, руины и подземные сооружения были случайно найдены во времена эпохи Возрождения. Найденные подземные развалины назвались гротами, что с итальянского переводится, как грот или подземелье. Роспись, украшавшая эти развалины, в дальнейшем стали называть гротеском. Литература Стремясь погрузить читателя в мир полный фантазии и невероятных явлений, автор использует множество приёмов и стилей.
Одним из них является гротеск. В нём совмещаются, казалось бы, не сочетаемое — это ужасное и смешное, возвышенное и отвратительное. В литературе гротеск и сатира идут рука об руку. Но это не одно и то же. Под маской неправдоподобия и фантастичности кроется своеобразный обобщающий взгляд художника на мир и важные события в нём.
На основе этого причудливого стиля создаются пьесы, декор и костюмы. Он борется с обыденностью и позволяет авторам и художникам открыть неограниченные возможности своего таланта. Стиль поможет расширить внутренние границы мировоззрения человека. Гротеск примеры использования стиля Яркий пример применения — это сказки. Если вспомнить, то всплывает образ Кощея Бессмертного.
Создававшись, эта фигура сочетала в себе и человеческую природу, и неведомые силы, мистические возможности, делая его практически непобедимым. В сказках реальность и фантазия нередко переплетается между собой, но всё же границы остаются очевидными. Гротескные образы с первого взгляда проявляются как абсурдные, лишённые всякого смысла. Усилителем этого образа представляет собой сочетание обыденных явлений. Повесть «Нос» Гоголя также считается ярким примером использования стиля в сюжете.
Нос главного героя приобретает самостоятельную жизнь и отделяется от хозяина. В живописи В Средние века был характерен для народной культуры, выражавшей самобытный способ мышления. Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Специалисты каких областей науки обращаются к исследованию гротеска?
В институте психологии РАН работает Ольга Владимировна Шапошникова, которая вступила в науку как специалист по гротеску и создала классификацию гротеска и его разновидностей.
Гротеск может быть выражен как в визуальной форме, так и в литературной. В искусстве гротеск может представляться в виде карикатурных рисунков, сатирических скульптур, абстрактных искажений или своеобразных комбинаций форм и цветов. В литературе гротеск проявляется в жанрах, таких как шутки, пародии, грубый юмор или черный юмор. Гротеск имеет множество разных форм и вариаций, и его использование зависит от контекста, цели и намерений художника или автора. Независимо от формы и стиля, гротеск служит эффективным способом сбивания с толку и вызывания смеха, а также передачи критических и субъективных взглядов на мир. Определение гротеска простыми словами Для более точного понимания, представьте себе картину с искаженными фигурами, нелепыми ситуациями или необычными существами — это и есть гротеск. Он работает на грани реальности и фантазии, заставляя нас видеть мир с новой, непривычной стороны. Гротеск может быть использован в различных контекстах: в исторических маскарадах, сказках, комических фильмах и мемах в интернете.
Он помогает нам переосмыслить знакомые вещи, порой расширяя наше воображение и позволяя нам улыбнуться в процессе. История и происхождение гротеска В Средние века гротеск был часто использован в иллюминациях и росписях религиозных текстов. Отдельные элементы гротеска стали применяться в европейской книжной графике. В Ренессансе стиль гротеска достиг своего расцвета. Художники-рисовальщики начали создавать сложные композиции с элементами гротескной фантазии, которые изображались на книжных и эстамповых листах. Гротеск стал непременным атрибутом сказочных героев и всяческих фантастических существ. В XIX веке гротеск приобрел новую форму в течение периода модерна. Искусство этого времени стало подразумевать смешение реальности и фантазии. Отдельные элементы гротеска будут использоваться в новых стилеобразующих направлениях, таких как сюрреализм и экспрессионизм.
Чаще всего о гротеске упоминают как о понятии из области литературоведения. Однако первоначально этот термин стали употреблять в архитектуре, а затем — в искусствоведении. Гротеск в искусстве Художественным гротеском называют орнаментальные ряды из лепных декоративных элементов в виде необычного сочетания элементов растительного и живого мира, человеческих фигур и масок.
Впервые это слово было употреблено в Италии в конце XV века после нахождения подземных комнат «Золотого дома» императора Нерона. Происхождение термина в этой области связывают со словом «грот», где и была обнаружена первая подобная лепнина.
В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н. Гоголь «Нос» , М. Салтыков-Щедрин сказки, «История одного города» , к гротеску неоднократно прибегает В. Маяковский «Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня» и др. Использует гротеск А.
Значение слова «гротеск»
Значение слова гротескный. Гротеск примеры в русском языке. Гротеск в сказках. Гротеск определение. Гротеск в Музыке. Мировлад Палачич. Прекрасное и безобразное в искусстве. Готика гротеск.
Фантастический гротеск. Гротескные рисунки. Противопоставление термин. Слова противопоставления. Приём противопоставления в литературе. Антитеза противопоставление. Примеры гротеска в повести.
Примеры гротеска в литературе 7 класс примеры. Гротеск художественное средство. Сатирические образы человека изо. Образ человека изо. Гротеск в изобразительном искусстве примеры. Сатирические образы человека лубок. Тропы гротеск.
Тропы гротеск примеры. Гротеск как троп. Гротеск изображение. Определение слова гротеск. Стиль гротеск в искусстве. Гротескные иллюстрации.
Открытый и закрытый гротеск. Гротеск примеры произведений. Гротеск в русском языке. Гротескный и гротесковый. Значение слова гротескный. Гротеск примеры в русском языке. Гротеск в сказках. Гротеск определение. Гротеск в Музыке. Мировлад Палачич. Прекрасное и безобразное в искусстве. Готика гротеск. Фантастический гротеск. Гротескные рисунки. Противопоставление термин. Слова противопоставления. Приём противопоставления в литературе. Антитеза противопоставление. Примеры гротеска в повести. Примеры гротеска в литературе 7 класс примеры. Гротеск художественное средство. Сатирические образы человека изо. Образ человека изо. Гротеск в изобразительном искусстве примеры. Сатирические образы человека лубок. Тропы гротеск. Тропы гротеск примеры. Гротеск как троп.
Позднее под влиянием гротеска возник такой жанр, как каприччио. В искусстве XX века к гротеску обращались дадаисты , экспрессионисты , сюрреалисты [4]. В литературе[ править править код ] Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; обычно образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые: гротеск — «форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б.
B дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. Перенесение термина в область литературы и его расцвет происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска произошло в западной литературе гораздо раньше. Например: Ф. Paблe Гapгaнтюa и Пaнтaгpюэль , Дж. Cвифт Путешествие Гулливера. B русской литературе широко пользовались гротеском пpи создании ярких и необычных художественных образов H.
Гротеск — смысл слова, его краткое и понятное определение
Гротеск широко использовался в различных видах искусства, начиная с античных времен. Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе. Далее представлены подходы к изучению гротеска, отражены четыре подхода к его изучению, также дана периодика развития гротеска, которая представлена тремя периодами его развития. В статье даётся общее теоретическое понятие «гротеск», характеризуется развитие гротеска в литературе нового времени.
Что такое гротеск кратко
[Тихонов, 1996]. Более того, Аструк определяет гротеск как важнейший и потенциально универсальный антропологический прием, который общества использовали для концептуализации непохожести и изменений.[не подтверждено полностью]. причудливый, от grotta - грот). В статье даётся общее теоретическое понятие «гротеск», характеризуется развитие гротеска в литературе нового времени. Далее представлены подходы к изучению гротеска, отражены четыре подхода к его изучению, также дана периодика развития гротеска, которая представлена тремя периодами его развития.
Гротеск - что это такое?
Замятина, — излюбленный приём писателя. Но гротесковые образы у Булгакова создаются не только на фантастической основе, многие из них легко соотнести с реальностью, ведь окружающая действительность настолько абсурдна, что сама порождает удивительные гротескные формы. Гипербола — это образное выражение, стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном преувеличении, употребляемая для большей выразительности. В бытовой речи мы используем гиперболы, чтобы передать наши чувства или впечатления, подчеркнуть размер того или иного явления или значимость события: сто раз говорил, прождать целую вечность, сто лет не виделись, надоел до смерти и т. В литературе гипербола — средство создания запоминающегося, впечатляющего образа: в сто сорок солнц закат пылал В. Маяковский , шаровары шириною с Черное море Н. Гоголь , реки, озера, моря, океаны слез Ф. Достоевский , и дольше века длится день Б. Иными словами, при помощи гиперболы мы преувеличиваем впечатление, произведенное на нас предметом или явлением, но не изображаем действительность в уродливо-комическом виде, искажая сами предметы или явления. Всё необычное, странное, выходящее за рамки обыденного, преувеличенное, искаженное, несочетаемое, парадоксальное привычно описывается этим термином. Однако само понятие возникло в XV веке и имело вполне конкретное значение: так называли сложный орнамент, которым были покрыты своды и стены случайно обнаруженного под землёй дворца римского императора Нерона.
В нём растительные мотивы причудливо переплетались с изображениями людей и животных. Римляне называли помещения дворца гротами или пещерами grotta по-итальянски — грот , а фантастические, искаженные изображения, которыми он был украшен — гротесками.
Средства художественной выразительности, которые были найдены мастерами гротеска в прошлом, теперь многим кажутся недостаточными. Гротеск стал осмысливаться как «порождение эпохи», как адекватный ей художественный принцип. Новой в таком подходе была установка на сознательное нарушение правдоподобия ради достижения наибольшего художественного эффекта, чтобы, как говорил Гофман, «забавной перетасовкой деталей оцарапать сердце читателя». Конечно, это стало возможным лишь после того, как выработался сам принцип правдоподобия, как он сложился в более или менее определённую систему примет.
Кстати, одно из первых если не первое в России определение гротеска, содержащееся в «Новом словотолкователе» за 1803 год, подчёркивает тот же признак: «Сим именем называются смешные изображения по собранию в них таких частей, которые не принадлежат им естественно и которые имеют странный вид». Задаче — «творить сверхъестественно» — романтики подчинили целый арсенал художественных средств. Однако романтики, которые первыми так возвысили гротеск, подчас трактовали «нарушение правдоподобия» абстрактно. Людвиг Тик, автор произведения с симптоматическим названием — «Мир наизнанку», писал: «Нельзя всегда верить в то, что правдоподобно; бывают такие часы, когда сверхъестественное привлекает нас и доставляет искреннее наслаждение: тогда. Гротеск расцвёл, раскрыл свои огромные возможности на плодотворной почве реализма. Это присущие гротеску элементы двуплановости, иносказания.
Именно потому, что за прихотливыми линиями гротескного мира угадываются реальные черты подлинной действительности, его восприятие всегда двойственно, противоречиво. Читатель постепенно, исподволь идёт от первого впечатления ко второму, иногда диаметрально противоположному. Мнимая непреднамеренность гротеска иногда кажется главной его приметой, сплошь и рядом подчёркивается читателями и подчас иронически самими авторами. Напротив, смелость, ничем не сдерживаемая фантастика сочетаются в гротеске с величайшей художественной преднамеренностью. Попробуем же проделать этот путь на примере одного из самых замечательных гротесков — повести Гоголя «Нос». Искусство реалистического гротеска Но прежде несколько слов о той странной теме, которой посвящена гоголевская повесть.
Дело в том, что в 1820—1830-х годах тема носа или, как принято говорить, «носология» приобрела неожиданно широкую популярность. Носу посвящались экспромты и фельетоны, рассказы и водевили, ложные панегирики и лирические отступления. Словом, бедняга нос вдруг стал тем оселком, на котором литераторы стали оттачивать свои языки. В дополнение к произведениям изящной словесности стали печататься «научные» сообщения и «достоверные» сведения, заставлявшие обывателя то весело смеяться над одной парижской красоткой, у которой ревнивая соперница откусила нос, то замирать от ужаса при сообщении об отрезании носов преступниками и сжигании этих носов на костре. Мы должны привести отрывок из произведения о носе, опубликованного в 1831 году в «Москве». Заканчивая свою «Похвалу носу», автор писал: «Если сей опыт дойдёт до рук какого-нибудь гения и породит в нём мысль посвятить свой талант и своё перо в пользу носа и тем самым вознаградить несправедливость и неблагодарность человеческого рода к сей части тела, то моя цель будет достигнута, и читатели, вероятно, простят за то, что я часто заставляю их морщить нос своим длинным и скучным рассказом».
Ирония заключается в том, что автор думал всего лишь о концовке своего рассказа, столь же глубокой и остроумной, как и вся «Похвала носу», и едва ли догадывался, что его шутливое предположение сбудется на самом деле. А загадочность располагала к поискам символического смысла, к попыткам разгадать, какую такую идею зашифровал писатель в несчастном носе майора Ковалёва. Но едва ли смысл повести сводится к символическому наказанию Ковалёва. Забегая вперёд, отметим, что среди различных видов гротеска встречается гротеск, который правильнее было бы назвать фантастическим предположением. В «Прозаседавшихся» Маяковского, как и во многих других гротесках, фантастическое и невероятное является следствием каких-то качеств героя или явления, сатирической формой их обрисовки. В повести же Гоголя это усло- вие—исходный пункт действия.
Писатель словно обращается к самому себе с неожиданным дерзким вопросом: «А что бы произошло с героями и их реальными привычками и склонностями, если бы случилось невероятное, заведомо странное, фантастическое событие? В самом деле — что произошло с майором Ковалёвым, когда обнаружилось исчезновение его носа? Оказывается, майор Ковалёв повёл себя так, будто... С этим трудно согласиться, вспоминая все трагикомические переживания Ковалёва, но обратимся к тексту. Вот Ковалёв проснулся поутру — и обнаружил отсутствие носа. Событие фантастическое, невероятное, но Ковалёв ведёт себя так, будто этот случай хотя и страшный, но — заметьте — вполне реальный.
Наскоро одевшись, он полетел к полицмейстеру, а не к доктору, потому что почувствовал себя в положении человека, которого обокрали. Вот Ковалёв увидел господина в шляпе, в котором он узнал собственный нос. Разговор Ковалёва со своим носом в Казанском соборе — это, собственно, разговор мелкого чиновника с начальником департамента. Ковалёв долго не решается подойти к нему, мнётся, робеет, заикается и говорит явную бессмыслицу — совсем как цирюльник Иван Яковлевич в беседе с квартальным надзирателем. И вот под сводами собора послышался «приятный шум дамского платья», и перед майором Ковалёвым предстала «лёгонькая дама», похожая на «весенний цветочек». Сверхъестественное отделение носа «с своего места» позволяет писателю так тонко, выпукло и рельефно осветить характер Ковалёва, как ни одно реальное событие.
Фантастическое предположение касается не только Ковалёва, но и всех героев повести: оно раскрывает характер каждого. Вот супружеская пара — цирюльник и его жена. Ни Иван Яковлевич, ни тем более его жена не склонны были задумываться над фантастичностью самого факта. Для них это также вещь возможная, хотя и очень страшная. Иван Яковлевич пытается избавиться от находки, как школьник, совершивший проступок. И так — все персонажи.
Чиновник из газетной экспедиции с неподражаемой наивностью посоветовал Ковалёву «напечатать. Частный пристав, к которому Ковалёв пришёл с жалобой, изрёк, что «у порядочного человека не оторвут носа». Полицейский чиновник, которому пришлось доставлять нос на квартиру Ковалёва, не преминул намекнуть насчёт взятки. Доктор сказал с величайшим спокойствием: «Вы уж лучше так оставайтесь. Мойте чаще холодною водою, и я вас уверяю, что. И доктор посоветовал заспиртовать нос и продать его подороже.
Раздвигая в конце повести круг действующих лиц, Гоголь показывает, как отнеслись к истории Ковалёва хозяева Невского проспекта, посетители раутов и светские щёголи. Их реакция ничем не отличалась от реакции доктора и газетного чиновника. Гоголь как бы взбудоражил невероятным событием широкий круг людей. На основе их реакции на это событие и вырастает эффект повести. Писатель работал над повестью, когда гротеск приобрёл широкую популярность. В своём гротеске Гоголь утверждал естественность в невероятном и правду —в самой смелой игре воображения3.
Реалистическая направленность гротеска Гоголя станет яснее, если посмотреть на повесть с другой точки зрения — с точки зрения комического. Чем дальше мы идём за художником, тем яснее видим, как его фантастика чудесным образом облекается плотью, обретает черты достоверности, становится средством обнаружения комизма самого «объекта изображения». Надо сказать, что в наивность, или, как тогда говорили, простодушие, чуть ли не наполовину упирается секрет гоголевской фантастики. В отличие от тех авторов гротеска, которые тратили неимоверные усилия на доказательства того, что нереальное нереально, и, конечно, не добились успеха, Гоголь пошёл другой дорогой. Он понял, что сама фантастичность происшествия меньше всего нуждается в оправдании, как не нуждается в мотивировке тот факт, что в опере люди поют, а в балете — танцуют. Условность состоит в том, что мы её молча допускаем.
Зато, допустив условность, мы ждём от художника полного развития тех возможностей, которые она ему предоставляет. Гоголевский гротеск, как магнит в железные опилки, погружён в мир вещей и мельчайших подробностей, которые в свою очередь придают ему форму и служат верной гарантией против схематизма. Гоголь делает подробность в гротеске психологичной и, следовательно, более ёмкой. Реализм принёс с собою невиданную дотоле психологизацию гротеска, развил искусство воплощения в нём обычных и неприметных с первого взгляда душевных переживаний обыкновенных людей.
Пушкин «Евгений Онегин» наполнен гротескными образами чудовищ: Один в рогах с собачьей мордой. Другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый. Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н.
Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов Гротеск — франц. Практический справочник. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле иск.
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
Что такое гротеск и откуда произошло это слово? | КУЛЬТУРА.РФ | Дзен | Зачастую, гротеск путают с горгульями, но каменная резьба в стиле «гротеск» не предназначалась для отвода воды. |
Значение слова «Гротеск» | Гротеск – это высшая степень комического, проявляющегося в чрезмерном преувеличении или сочетании контрастов, смещении серьезного и трагического в область комического. |
Гротеск — психология | Неверно полагать ''смеховую культуру'' эпохи тотального христианства (ключевые слова: праздник, гротеск, карнавал) идентичной античной комедийной культуре. |
Что такое Гротеск | ГРОТЕСК [тэ], а, м. В искусстве: изображение чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. |
Экскурсия на крупнейшие ЗАВОДЫ страны. КАК ЗАПИСАТЬСЯ?
- Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
- Что такое гротеск? Гротеск в литературе и других видах искусства
- Определение термина «гротеск»
- Похожие слова
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
Манн Ю. В. Гротеск в литературе | Гротеск — Изображение чего-нибудь в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях. |
Что такое гротеск в литературе кратко | Гротеск был призван сделать сюжет абсурдным, доведя ситуацию до крайности. |
Значение слова «Гротеск»
Его широко использовали в своем творчестве модернисты, экспрессионисты и сюрреалисты Эжен Ионеско, Самуэль Беккет, Сальвадор Дали. Модернистский гротеск пронизан сознанием абсурдности бытия и страхом жизни. Его мотивы, а также идеи, присущие реализму, присутствуют в творчестве многих художников и писателей того времени - Кафки, Булгакова, Шагала, Пикассо. В этом же стиле написаны некоторые произведения советского искусства - пьесы-сказки Шварца, сатирические комедии Маяковского, опера-сказка «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева. Гротеск характерен также для некоторых комических жанров — фарса, клоунады, памфлета, карикатуры. Видео по теме.
Пожаловаться Гротеск Гpoтecк — этo причудливое смешение в oбpaзe peaльнoгo и фaнтacтичecкoгo, прекрасного и безобразного, трагического и комического — для более впечатляющего выражения творческого замысла. Гpoтecк - изображение людей, предметов, деталей в фантастически преувеличенном, ypoдливo-кoмичecкoм видe; Гpoтecк обязательно нарушает границы правдоподобия, пpидaeт произведению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. В XV веке Рафаэль достоверно не известно, точно ли это был именно он. Но оставим, исключительно ради эффекта усиления и его ученики пpи раскопках в Риме древних подземных зданий по легенде, здание принадлежало тому самому Нерону и гротов обнаружили странные орнаменты. Эти странные в своей причудливой неестественности изображения свободно соединяли различные живописные элементы: человеческие формы переходили в животные и растительные, человеческие фигуры вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались c необычными строениями. Поэтому сначала гротеском стали называть искаженные изображения, уродливость которых объяснялась теснотой самой площади, не позволявшей сделать правильный рисунок.
Гротеск представляет собой смесь разных стилей и форм, обычно сочетает в себе элементы комического и устрашающего, нелепость и патетику. Он играет на столкновении противоположностей и подчеркивает некоторые важные аспекты человеческой натуры. Персонажи гротеска могут быть карикатурными и преувеличенными, живущими в карнавальном мире, где существуют собственные правила и логика. Гротеск в литературе активно использует сатиру и иронию для наглядного выражения своих идей. Часто гротеск в литературе отражает неполноценность и несовершенство мира, а также подчеркивает моральные и социальные проблемы. Гротеск может быть представлен в виде комедийного романа, сатирической поэзии или даже фантастического рассказа, но всегда подчеркивает вымысел и фантастичность ситуации. Гротеск в литературе: первоначальное понятие и происхождение В литературе гротеск — это специфическая художественная техника, которая представляет собой комбинацию сатиры, иронии, гротеска и пародии. Она используется для создания нелепых, абсурдных и эксцентричных образов, ситуаций и событий. Гротеск часто связан с комическим эффектом, однако может иметь и глубокое философское содержание. Гротеск в литературе имеет свое происхождение в классической античной комедии, особенно в сатире — вида драмы, где главными персонажами являются фантастические существа с животными особенностями. В дальнейшем этот стиль развивался в средневековых мистериях и морализаторствах, а затем получил новое воплощение в романтизме и сюрреализме. Главное отличие гротеска от других жанров литературы заключается в его необычности и экстравагантности.
Чем отличается гротеск от гиперболы? Гротеск и гипербола на первый взгляд имеют много общего. Однако различна сама суть этих литературных приемов. Если гипербола — это преувеличение одной реально существующей черты или детали, то гротеск использует совершенно фантастические сочетания образов, перенося нас в искаженный, не поддающийся никакому логическому объяснению мир. Гротеск — это плод воображения, переплетенное взаимодействие сознательного и бессознательного в психике человека. Эта фантастичность, иррациональность служит для выражения важнейших, основополагающих явлений жизни. Гротескные произведения нередко сложны для понимания и поверхностных читателей или зрителей могут оттолкнуть нарочитой абсурдностью сюжета и неправдоподобием образов. Но в их основе лежит стройная система, порой не полностью понятная даже самому автору. Будоража воображение, они на протяжении многих поколений заставляют искать двойные и тройные смыслы, каждый раз живо откликаясь на события современности. Похожие вопросы.
Что такое гротеск кратко
Первичное значение французского grotesque — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. ГРОТЕСК [тэ], -а; м. [итал. grotesca] 1. Художественный приём в искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных, резких контрастов; изображение чего-л. в фантастическом, уродливо-комическом виде. Мастер гротеска. Г. в литературе. это фантастическое, нереальное преувеличение какого-либо ер, сон Татьяны Лариной, где совмещаются реальные люди и нереальные мифические существа. Гротеск проявляется максимально, когда майор Ковалёв, владелец носа, понимает, что чиновник-нос выше него чином. Гротеск – это особый стиль в искусстве и дизайне, который характеризуется фантастическими формами, высоким уровнем карикатурности и экспрессии. Гротеск это в литературе кратко. Гротеск из произведений.