Так становится очевидным, что празднование в честь Феодора Тирона – это не просто воспоминание единовременного чуда этого святого в истории Константинополя. Так становится очевидным, что празднование в честь Феодора Тирона – это не просто воспоминание единовременного чуда этого святого в истории Константинополя. Священное Предание связывает с Феодором Тироном следующее чудо. Жизненный путь мученика Феодора Тирона: служение Богу, испытанияверы и мученическая смерть.
ФЕОДОР ТИРОН. СВЯТЫЕ ВОИНЫ
Священное Предание связывает с великомучеником Феодором Тироном следующее чудо. С тех пор в память о чудесной помощи святого Феодора христиане возносят мученику благодарные молитвы и в память о его заступничестве о Церкви вкушают коливо. Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Амасии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка.
Никифор Истомин Савин. Икона. Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в.
Святой претерпел даже это испытание и мирно отошел к Богу это произошло в 305 году. Тело воина осталось нетронутым. Благочестивая христианка Евсевия погребла праведные останки у себя дома. Со временем мощи великомученика перенесли в Константинополь, а честную главу сначала в итальянский город Бриндизи, а затем в Гаэту в 110 км от Рима. Феодор Тирон связан с историей еще одного итальянского города. Он был покровителем Венеции до того времени, пока в IX веке сюда не перевезли мощи апостола Марка. Как появилась традиция варить коливо? Православные христиане традиционно отмечают память святого на первой неделе Великого поста — в субботу. Накануне в пятницу читают канон великомученику и варят коливо — пшеницу с медом. Если строго придерживаться всех предписаний монастырского устава, то получается, что это первая вареная пища за пять дней поста. Сама традиция готовить кутью накануне праздника Феодора Тирона тесно связана с житием святого.
И, наконец, третье. Третье связано просто с самим коливом — правильной постной едой. Сегодняшнее чудо рекомендует нам коливо как образец пищи для постных дней, не для субботы и воскресения Великого поста, когда строгого поста никогда не было, а именно для будних дней.
Это пища такая, можно сказать, минималистская, потому что это злаки, которые даже не вареные, а только размоченные. И зачем же такое нужно есть? А вот зачем: смысл поста заключается в том, чтобы нам понять наши действительные потребности.
Конечно, не только в этом заключается смысл поста, но и в этом тоже. Мы должны понять, что нормальное наше состояние заключается в том, чтобы вообще ничего не есть и не спать. Так называемые требования естества, касающиеся сна или еды, они действительно являются требованиями естества, в прямом смысле слова, а не в каком-то ироническом или переносном.
Но почему у нашего естества появились такие требования? В силу того, что оно изменилось после грехопадения. Вообще говоря, не должны быть у нашего естества такие требования.
Мы сейчас не сможем, даже если будем очень подвизаться и хотеть, совсем эти требования отменить. Но если мы будем помнить, что они для нас ненормальны, что это не соответствует изначальному Божию замыслу о нас, то тогда мы и в целом будем жить внимательнее. Пост как бы предлагает нам исходить из того, что обычно мы просто ничего не едим.
И ничего другого не делаем, что в пост запрещено, не говоря о том, что мы вообще должны ничего такого не делать, что запрещено христианам. Но поскольку мы должны уступать немощи естества, то мы все равно что-то едим и спим. Чтобы понять, какая доза сна нам нужна, его надо увеличивать постепенно.
Это относится также и к дозам еды. Минимальная доза — это как раз то сухоядение, которое предписывается для тех, кто может это понести, в будние дни Великого поста. Сухоядение — это просто какая-то минимальная пища, которая никак не обработана, за исключением хлеба и каких-то напитков, которые могут быть разогреты.
Вот к этому и надо стремиться в своей обычной еде, но если постоянно к этому стремиться, то можно дойти до каких-то не очень хороших вещей со здоровьем, поэтому время от времени надо давать себе поблажки. Это относится даже ко времени Великого поста. Наконец, я всегда оговариваюсь: что является нормой для здорового или, скажем так, для не вполне здорового, но и не очень больного человека, то не является нормой для тех, кто болеет.
А среди нашего нынешнего городского населения очень многие болеют разными болезнями в сельском другая проблема — алкоголизм. Конечно, если кто-то болен диабетом, заболеваниями желудочно-кишечного тракта, а также психическими расстройствами, связанными с едой, то есть булемией и анорексией, то к ним все эти требования неприменимы. И надо знать, что если у меня что-то такое есть, то те требования, которые предписываются вообще ко всем людям, не относятся напрямую ко мне.
Но методика определения того, какие же требования относятся именно ко мне, она та же самая. Надо посмотреть: где тот минимум еды, без которого я не обхожусь. Пусть это будет не только вино и елей, пусть это будет даже рыба какая-то, по крайней мере, каждый по своей совести решает, без чего он действительно не обходится, и дальше ослаблять или ужесточать пост пропорционально тем ритмам, которые создает нам церковный устав.
Чтобы, скажем, в будние дни было строже, в субботу, воскресение — мягче, в великие праздники — еще мягче.
Юлиан рассказал историю этого неудачного визита в своём сатирическом сочинении «Мисопогон, или Ненавистник бороды». Конфликт с антиохийцами обострился после пожара языческого храма в Дафне, потому что в нем были заподозрены христиане. Рассерженный Юлиан приказал в отместку закрыть главную антиохийскую церковь, которая к тому же была разграблена и подверглась осквернению. Подобные действия имели место и в других городах. Некоторые христианские исповедники претерпели тогда мученическую кончину.
Движимый непримиримой ненавистью к христианам, Юлиан собирался даже восстановить для иудеев храм в Иеросалиме, но здесь Сам Господь не допустил его исполнить свое намерение. Язычник Марцеллин [4] рассказывает об этом событии следующим образом: Юлиан, желая оставить для будущих веков память о своем правлении великими сооружениями, задумал восстановить славный некогда Иеросалимский храм, не жалея для этого никаких расходов… Спешное исполнение этого предприятия Юлиан поручил антиохийцу Алипию, который был до того вице-префектом Британии. Алипий усердно принялся за дело; правитель провинции… оказывал ему содействие, но страшные клубы пламени, вырывавшиеся близ фундамента, сделали это место недоступным для рабочих, так как их несколько раз обожгло. Так и прекратилось это начинание из-за упорного сопротивления стихии. В числе всех прочих безумных изощрений по борьбе с христианством, Юлиан задумал однажды подвергнуть их тайному осквернению: на первой неделе Великого Поста, он приказал градоначальнику Константинополя окропить все съестные продукты на рынках города идоложертвенною кровью, чтобы христиане, не зная того, причастились бы от языческого жертвоприношения. Посрамленный Юлиан, увидев бесполезность своей затеи, велел вернуть на рынки обычные брашна, но не раскаялся и не отступил от своих безбожных предприятий.
Отправляясь, в силу государственной необходимости, в военный поход против персов, Юлиан дал слово, что по успешном своем возвращении он будет еще более беспощадно действовать для уничтожения веры Христовой. Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина. Церковное предание повествует, что в это время святитель Василий Великий с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин! Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух», каковым ему вполне мог показаться святой мученик.
Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона.
После молитвы Филиппа земля исторгла живыми всех, кроме градоправителя и змеи. Получивший тяжелые увечья Филипп скончался, а Мариамна и Варфоломей были освобождены и отпущены. После Мариамна отправилась проповедовать Евангелие в Ликаонию, где мирно скончалась. Мариамну в народе прозвали Кикиморой. В фольклоре кикимора — супруга лешего или домового.
Изображается как низенькая старуха с взъерошенной шевелюрой. Если кикиморе не пришлись по нраву хозяева дома, она устраивала им мелкие пакости: гремела посудой по ночам, портила пряжу и так далее. Что можно делать 2 марта 2 марта принято посвящать духовному и физическому очищению, молитвам. На Федора старались пить много холодной воды. Считалось, что таким образом организм очищается как физически, так и духовно. А если постящийся выпьет много воды, то лучше сосредоточится на молитве и устремится к Богу. В этот день разрешалось пользоваться только старой посудой и носить только старую, поношенную одежду.
На Мариамну Кикимору читали заговоры от нечисти, а незамужние девушки гадали на суженых.
ФЕОДОР ТИРОН. СВЯТЫЕ ВОИНЫ
В начале Великого поста Юлиан решил надругаться над верующими. Он приказал градоначальнику Константинополя незаметно окроплять продукты на рынке кровью животных, принесенных в жертву языческим богам. Апостолы предписывали воздерживаться от идоложертвенного и крови Деян 15:29 , и, как бывший христианин, император прекрасно об этом знал. Коварный замысел правителя оставался в тайне и должен был достигнуть своей цели, если бы не произошло чудо.
Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма. Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход. Кроме того, «Приход.
Думаю, что и в дальнейшем мы будем развивать сотрудничество.
Владимир Легойда Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ «Споры о том, нужен ли православному приходу свой сайт, остались уже далеко в прошлом. Присутствие в интернете из предмета дискуссий превратилось в насущную необходимость. Более того, чтобы идти в ногу со временем уже не достаточно просто создать в Сети страницу. Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале.
С 361 по 363 год от Рождества Христова христиане претерпевали сильные гонения: на престоле Римской империи тогда был Юлиан, прозванный «Отступником» за то, что, будучи крещенным христианином, отрекся от веры и попытался возродить в империи язычество. Начались не только репрессии известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления , но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой христиан. Так, на первой седмице Великого Поста 362 г. Так, по его мнению, христиане оказывались бы вынуждены вкусить «идоложертвенную» пищу, и не просто нарушили бы пост, но как бы почтили «богов».
День памяти Феодора Тирона
Современный сайт должен отвечать современным же представлениям о качественном дизайне и функционале. Во многом именно он создает первое впечатление в глазах многих посторонних людей, служит лицом общины и ее храма. Поэтому особенно важно, что такой сервис как «Приход. Кроме того, «Приход.
Тело сожженного язычниками мученика чудесным образом сохранилось неповрежденным. Его взяла благочестивая Евсевия и по христианскому обычаю предала земле в своем поместье в Евхаитах. В IV веке к власти пришел злочестивый Юлиан Отступник. Однажды на первой неделе Великого поста он повелел тайно окропить идоложертвенной кровью все продукты на рынках столицы.
Великомученик Феодор Тирон явился во сне Константинопольскому архиепископу и повелел ему объявить верующим, чтобы те не покупали скверную пищу, а сварили коливо из домашних запасов крупы — что и было сделано, во исполнения апостольского завета «воздерживаться от идоложертвенного и крови». В память об этом в навечерие субботы первой недели великого поста в православных храмах благословляют коливо славят святого мученика Феодора. Великомученику Феодору Тирону молятся о семейном благополучии, о помощи в трудные периоды жизни — в том числе материальной, о разыскании пропавших родственников и близких, о получении известий о людях, давно не дающих о себе знать.
Даже перед самым началом Великого поста мы слышали слова апостола Павла: «И кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» Рим. Но если христианин РЕШИТСЯ воздерживаться от СКОРОМНОЙ пищи и будет довольствоваться скромной трапезой, а те малые средства, которые удастся сэкономить на своем содержании, человек направит на добрые дела, то он, подкрепляемый воспоминанием о чуде святого Феодора, никогда не будет сомневаться, что и ему Господь будет содействовать в достижении добрых целей, которые христианин ставит перед собой во время Поста и не только в это время! Постараемся через богослужение, через молитву к Богу в храме и причащение Святых Христовых Таинств в этот день вновь утвердиться в Божием заступничестве о каждом человеке, и постараемся всей нашей жизнью дать Богу возможность действовать в нас и через нас! Действующие лица.
Так верующие избавились и от идоложертвенных яств, и от насмешек, которым бы подвергли их язычники. В память о чуде Церковь приняла отмечать память святого в субботу Великого Поста а сугубо молиться ему начинают накануне, на Вечерне и благословлять коливо. Из сохранившегося рассказа о его чуде известно, что его родиной был город Евхаиты.
Ныне здесь — небольшая турецкая деревня Бейузю, а от древнего города — только развалины. Между тем, с Евхаитами связаны также имена еще нескольких святых: великомученика Феодора Стратилата , который родился в этом городе; свт. Македония, Патриарха Константинопольского — здесь он был в ссылке в начале VI в.
Что же касается Феодора, то его прозвание Тирон — ударение на первый слог на греческом значит «новобранец», в отличие от другого Федора, стратилата, то есть военачальника. Таким образом, Феодор Тирон был из числа молодых воинов, недавно принятых на службу. Известно, что он служил в одном из полков, расположение которого находилось близ Понта — так именовали Черное море.
В какие дни посещать храм: все 7 седмиц Великого поста с названиями, графиком богослужений и краткими пояснениями Свт. Григорий Нисский, знавший некоторые подробности жизни святого, в похвальном слове ему рассказывал, что страдание мученика произошло в городе Амасии — городе, находившемся в области полуострова Малая Азия, где полк стоял на зимних квартирах. До военачальников тогда дошло распоряжение императора — заставлять христиан, если такие есть среди воинов, отрекаться от веры, либо подвергать их пыткам, а упорных — и казни.
Мучение св. Феодора Тирона. Метеоры Тут-то оказалось, что новобранец, только начавший осваивать воинское искусство — при этом опытный духовный воин Христа, по словам свт.
Григория Нисского, «едва не на челе начертавший исповедание сей веры»: он открыто объявил себя христианином, отказался признавать «богов» язычников, более того, выразил готовность даже идти на пытки: «Для меня Бог, — Христос, единородный Сын Божий. Итак, за благочестие и исповедание Его, и наносящий раны пусть рассекает меня, и бичующий пусть бичует, и жгущий пусть приближает огонь, и кому несносны эти слова мои пусть вырывает язык; ибо в каждом члене своем тело обязано терпением Создавшему его». Особенно осталось в памяти современников некое «странное чудо», которое случилось с мучеником в темнице: стражи слышали голоса поющих, а многие говорили, что Своего раба посетил Сам Христос.
Мученика осудили на костер, но, когда он предал свою душу Богу, останки его оказались неповрежденными огнем. Было это в 305 или 306 г. Почитание Оно сложилось не сразу, и первоначально мученика чтили в основном жители его родного города, где находилась и его могила — погребение совершила христианка, раба Божия Евсевия.
Память святого великомученика Феодора Тирона
Сайт храма свт. Димитрия Ростовского в Очакове | В пяток первой седмицы великого поста была отслужена божественная литургия Преждеосвященных Даров и совершено молебное пение Великомученику Феодору Тирону, после которого было освящено коливо в память о чуде святого Феодора. |
Память великомученика Феодора Тирона | Покровский Хотьков монастырь | Чудо святого Феодора Тирона о змие. Чудо святого Феодора Тирона о змие. Изображение воспроизводится по изданию: Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. |
Великомученик Феодор Тирон
Было это в 305 или 306 г. Почитание Оно сложилось не сразу, и первоначально мученика чтили в основном жители его родного города, где находилась и его могила — погребение совершила христианка, раба Божия Евсевия. А вот в Константинополе о нем почти ничего не знали — что явствует из рассказа о чуде святого: архиепископ Константинополя не знает ни его самого, ни даже слова «коливо», которое было в ходу у жителей Евхаит. Крестный ход на престольный праздник храма во имя святого Феодора Тирона. Севастополь Мощи Можно полагать, что после чуда все изменилось: мощи святого были открыты, перенесены в столицу Византии, где в честь мученика появился храм. Здесь они пребывали до крестовых походов, когда западные христиане забрали с Востока множество святынь. Сейчас: глава святого и значительная часть честных останков св. Феодора находятся в Италии, в городе Гаэта; частицы мощей есть в монастырях Греции, Сербии, Святой Горы Афон в том числе — в русском Пантелеймоновом монастыре ; в России поклониться частицам мощей можно в приделе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и в другой лавре, Александро-Невской, в Петербурге. Глава св.
Италия Читайте также: День обретения мощей Матроны Московской празднуют в марте Иконы На них святой всегда пишется как воин. С древности утвердилась традиция изображать его с брадой — хотя мученик был новобранцем, но можно полагать, что призван в армию он был уже не юношей. Чаще всего святой пишется: в алом плаще — цвет символизирует мученическую кровь; с мечом и щитом, или копьем — как воин; с крестом в руках — это также символ его страданий за Господа. Иногда также встречаются образы, на которых показано мучение святого. Метеоры Например, такая фреска есть в греческом монастыре Метеоры: здесь он представлен стоящим на костре, руки молитвенно подняты, лик суров и одухотворен. Икона XlV века. Благовещение Пресвятой Богородицы с великомучеником Феодором Тироном. Пинске, который считает святого своим покровителем.
Всего же в православном мире 43 храма святого — включая как известные исторически, но не сохранившиеся, так и новой постройки последних лет, в том числе — в России. О чем молятся во время гонений на веру; при нападении врагов; с просьбой укрепить веру. В Сети можно встретить также мнение, что наши предки якобы молились святому… о украденных или пропавших вещах, а также «о без вести пропавших людях». На некоторых оккультных сайтах можно встретить даже описание «ритуала» возвращения пропавшего человека, который проводится на день памяти мученика.
В это время во сне константинопольскому архиепископу Евдоксию явился Феодор Тирон и предупредил его о замысле императора. Святой повелел употреблять в эти дни в пищу коливо кутью. В память об этом в Православии установлено празднование в честь святого Феодора, совершаемое в первую субботу Великого поста. В навечерие субботы в пятницу после литургии преждеосвященных даров читается молебный канон великомученику Феодору составлен Иоанном Дамаскином и происходит благословение колива и раздача его верующим. Данное празднование в честь Феодора Тирона описано уже константинопольским патриархом Нектарием 381—397. Подробнее см. Сказание о подвигах Фёдора Тиринина «Сказание о подвигах Фёдора Тиринина» — апокриф о Феодоре Тироне, связанный с темой основного мифа: герой предстаёт здесь как змееборец. Александр Веселовский высказывает предположение о возможной связи духовного стиха с былиной « Добрыня и Змей » [2].
Он засвидетельствовал самой своей жизнью пример горячей любви к Богу и, вопреки ожиданиям язычников, сам взошел на приготовленный ему костер, продолжая исповедовать Христа. И иначе быть не могло. Апостол Павел о силе христианской любви сказал так: «Кто ны разлучит от любве Божия, скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? Но во всех сих препобеждаем за возлюбльшаго ны. Известихся бо, яко ни смерть, ни живот, ни ангели, ни начала, ниже силы, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина тварь кая возможет нас разлучити от любве Божия, яже о Христе Иисусе Господе нашем» Рим. Литургию в Троицком соборе совершил епископ Сергиево-Посадский Фома. Архипастырю сослужила братия обители в священном сане. По запричастном стихе проповедь произнес игумен Лев Беленков.
Он использовал не только к репрессии — известно о многих пострадавших за Христа в краткий период его правления, — но и кощунственные выходки, имевшие целью надругаться над верой Христовой. Так, на первой седмице Великого Поста 362 года император велел тайно от христиан окропить кровью жертвенных животных, которых язычники приносили идолам, всё, что продавалось на рынке в Константинополе. О нечестивом замысле Предстоятелю Константинопольской Церкви архиепископу Евдоксию сообщил великомученик Феодор Тирон. По воле Божией святой явился архипастырю и сказал, чтобы никто из верующих во Христа ничего не покупал на городских рынках. На вопрос архиерея, чем же питаться тем, кто не имел припасов, святой сказал: «Дав им коливо, ты избавишь их от затруднений».
Православная молитва Феодору Тирону — священные тексты, о чем просят святого
Феодор Тирон — Википедия | Чудо Святого Феодора Тирона о змие. |
С того света являются и в наши дни. Вспоминая святого Феодора Тирона – Святые Online | Святой Феодор Тирон претерпел мучение и смерть за веру в начале IV в. (около 306 г.). Чудо, о котором пойдет речь в этом повествовании, случилось спустя более 50 лет после кончины мученика. |
Школьник из Брянска Федор спасся сам и спас двух девочек в день святого Феодора Тирона | перемотайте на четырнадцатую минуту. |
День памяти великомученика Феодора Тирона (ок. 306) 2023 г - | Коллекции Русского музея - Русский музей. |
Великомученик Феодор Стратилат | Впоследствии «чудо о змее» стало встречаться в житиях сразу двух святых Феодоров – Стратилата и именуемого Тироном (что означает «новобранец»). |
Чудо святого Феодора Тирона о змие
Чудо святого Феодора Тирона о змие. Чудо святого Феодора Тирона о змие. Изображение воспроизводится по изданию: Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее. Празднование памяти великомученика Феодора связано с чудом, произошедшем в Византии во времена царствования нечестивого императора Юлиана Отступника, пытавшегося возродить язычество. Жизненный путь мученика Феодора Тирона: служение Богу, испытанияверы и мученическая смерть. Великомученику Феодору Тирону молятся о семейном благополучии, о помощи в трудные периоды жизни – в том числе материальной, о разыскании пропавших родственников и близких, о получении известий о людях, давно не дающих о себе знать.
Чудо великомученика Феодора Тирона и освящение колива
Но и это не сломило Феодора Тирона: и в тюрьме Феодор молился, чтобы Господь укрепил его. Это связано с воспоминанием о великомученике Феодоре Тироне. Чудо святого Феодора Тирона о змие. Чудо святого Феодора Тирона о змие. Изображение воспроизводится по изданию: Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее.
ЧУДЕСА св. ФЕОДОРА ТИРОНА. Как появилась традиция освящать в первую неделю Великого поста коливо?
Соловки — Новости о Соловках. Соловки – новости, статьи, публикации, события, жизнь. | В этот день, в первую субботу Великого поста, мы празднуем дивное чудо с коливом святого славного великомученика Феодора Тирона, которое имело такую предысторию. |
Память великомученика Феодора Тирона | Покровский Хотьков монастырь | Домой Митрополит Григорий Проповедь митрополита Григория о чуде святого Феодора Тирона. |
Храм Святителя Николая Чудотворца | Персоналии: Мученик Феодор Тирон. Уточняющая датировка: 16 в. Начало. |
Никифор Истомин Савин. Икона. Чудо святого Феодора Тирона. Начало XVII в. | Домой Митрополит Григорий Проповедь митрополита Григория о чуде святого Феодора Тирона. |
Наши иконы
- Россошанские ведомости
- Навигация по записям
- Самое читаемое
- Святитель Феодор Тирон. Традиция освящения колива
- В пятницу первой седмицы поста Церковь совершает воспоминание чуда мученика Феодора Тирона
- ФЕОДОР ТИРОН. СВЯТЫЕ ВОИНЫ - Телеканал «СПАС»
Святитель Феофан Затворник "Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия"
- В каких случаях молятся Феодору Стратилату?
- Навигация по записям
- ЧУДЕСА св. ФЕОДОРА ТИРОНА. Как появилась традиция освящать в первую неделю Великого поста коливо?
- СЕТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ САЙТОВ PRIHOD.RU - ПРИХОД.РУ
- Как появилась традиция варить коливо?
Чудо Феодора Тирона: как появилась традиция варить коливо?
Но тут и его самого не замедлил постигнуть суд Божий: он был внезапно сражен свыше рукой неизвестного воина. Церковное предание повествует, что в это время святитель Василий Великий с которым, кстати, нечестивый отступник имел по молодости личное знакомство, т. По молитве святого случилось чудо: предстоящий на иконе святой великомученик Меркурий вдруг на какое-то время исчез и вскоре вернулся обратно, с окровавленным копьем в руке. Так совершилось праведное возмездие над богоотступником, который перед своею смертью воскликнул: «Ты победил, Галилеянин! Один из телохранителей Юлиана, язычник, уверял всех, что императора убил «завистливый злой дух», каковым ему вполне мог показаться святой мученик. Юлиан-отступник был последним Византийским императором, придерживающимся язычества. Несомненно, что и само имя его, несмотря на краткость правления, получило достаточно широкую известность только благодаря тому, что оно связанно с воспоминанием о чуде святого великомученика Феодора Тирона. Еще по теме: Оригинал Лицевого Свода Ивана Грозного в Библиотеке Русской веры Память святого великомученика Феодора Тирона, которому молимся также и об обретении украденного, почитаем сугубым образом: в день мученической кончины 17 февраля ст. Святый великомучениче Феодоре, моли Бога о нас!
Созомент ок. Нектарий — архиепископ Константинополя 381—391 гг. Софроний Евсевий Иероним — иллирийский церковный писатель 347—420. Марцеллин — Аммиан Марцеллин лат. Ammianus Marcellinus; около 330, Антиохия, Римская империя — после 395, вероятно, Рим — древнеримский историк. Участвовал в войнах Рима с персами в середине IV века, также служил в западной части Империи. По происхождению сирийский грек, однако своё единственное произведение, «Деяния» лат. Resgestae , написал на латыни.
Это произведение также известно под названием «История» или «Римская история». Понравился материал?
Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия.
Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве. Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник 361—363 , желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо кутью или сочиво.
Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий 381—397. В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого поста.
В навечерие субботы, в пятницу, на Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно.
Феодор Тирон пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Для тех, кто, подобно Евдоксию, недоумевает, как приготовить коливо, приводим один из возможных рецептов: 1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают.
Во время проводимой по указанию императора Галерия 305-311 кампании по принуждению христиан к принесению жертв языческим богам Феодор вместе с другими верующими был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам, но воин твердо во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Военачальник Феодора Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой усиленно молился. После этого Феодора обвинили в поджоге языческого храма Кибелы и привели на суд к градоначальнику Публию. Феодор вновь исповедал себя христианином, после чего был заключен в тюрьму и обречен на голодную смерть. Там ему явился Иисус Христос, Господь утешал и подкреплял его.
Обнаружив через некоторое время Феодора живым, градоначальник вновь предложил ему совершить жертвоприношение. После отказа Феодора подвергли пытке — его тело строгали железными зубцами, но святой продолжал исповедовать Христа, за что был осужден на сожжение.
Что он совершенно отступился от наших богов. Поступай с ним так, как велят наши законы. Тогда игемон призвал к себе Феодора и спросил его: - Ответь мне, почему вместо жертвы богине ты принес ей огонь? На это святой отвечал: - Неужели так бессильна ваша богиня, что она боится огня?
Игемон стал угрожать святому мучениями, которые его ожидают, если он не покорится императорским эдиктам и не принесет жертву богам. Но святой отвечал: - Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук. Я надеюсь на Господа Бога моего и уповаю от Него получить награду на Небесах. Я готов пострадать за Него. Тогда Публий приказал запереть святого в темнице, запечатать ее и не давать Феодору пищи. Но святой продолжал молиться, невзирая на голод.
Не принимай земной пищи и пития, Я укреплю тебя в твоих страданиях, за которые уготована тебе жизнь вечная на Небесах. После этого Господь скрылся. Утешенный видением, блаженный Феодор начал воспевать псалмы и возвеселился душой. Великое множество святых Ангелов явилось ему. Темничные стражи, услыхав пение, подошли к дверям темницы. Увидев, что двери заперты и печати целы, они посмотри через окно и увидели множество мужей в белых одеждах, молящихся вместе со святым Феодором.
В страхе они известили об этом Публия. Он тотчас же отправился к темнице и приказал вооруженным воинам со всех сторон обступить темницу. Он думал, что к Феодору каким-то образом проникли другие христиане. Но, войдя в темницу, он, к своему удивлению, никого там не нашел, кроме самого Феодора, да еще и связанного. Ужас объял игемона и всех бывших с ним. Выйдя из темницы они опять затворили двери, но разрешили давать блаженному немного еды.
Однако Феодор отказался от пищи, как повелел Господь.