Презентация к уроку «Доказательства эволюционного происхождения человека» может быть использована в контексте изучения предложенной темы или как дополнительный, отдельный элемент урока. Антропогенез (греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) — происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования общества. По кнопке ниже вы можете скачать методическую разработку «План-конспект урока биологии "Происхождение человека" 9 класс» категории «Биология 9 класс» бесплатно. Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Главная» 2011» Март» 27» Урок биологии "Доказательства эволюционного происхождения человека".
Презентация. "Лабиринт. Происхождение человека"
Позднее исследователи обнаружили на других индонезийских островах и в Китае многочисленные останки других древнейших людей. Синантроп от лат. Sina [сина] — «Китай» и др. Синантропы уже умели поддерживать огонь, так как в пещерах, где обнаружены кости синантропов, найдены следы кострищ. Человек прямоходящий реконструкция и его череп. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают преобладать социальные факторы: совместная трудовая деятельность, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К древним людям относят неандертальцев вид Человек неандертальский , чьи останки были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Своё название они получили по месту первой находки в долине реки Неандер Германия.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах. Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами. При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Мы постараемся найти нужную Вам презентацию в электронном виде и отправим ее по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания: Email: mypresentation.
Сервис позволяет пользователям легко загружать и скачивать презентации, видео, PDF-файлы и веб-семинары.
Презентация по биологии 9 класс эволюционное происхождение человека пономарева
Слайд 15 Палеантропы — древние люди — неандертальцы Homo sapiens neanderthalensis : существа среднего роста, но с мощными костями, физически очень сильные; рост 155-160 см; покатый лоб с надглазничным валиком; подбородочный выступ отсутствует или слабо выражен; объем мозговой коробки в среднем составлял 1418 см3 изготовление разнообразных каменных орудий; коллективная деятельность, хоронили умерших, украшая могилы рогами горного козла или цветами Палестина ; появились в Европе около 500 тыс. Слайд 16 Ранние неандертальцы 120 — 60 тыс.
Контрольный срез по теме: Происхождение человека 3 вариант 1. Какие признаки человека относят к биосоциальным: 1. О ком идёт речь?
Группа людей живших около 200 тыс. Масса мозга — 1500 г. Сравни питекантропа и неандертальца. В чём сходство и различие?
Вычеркни лишнее слово: Антропогенез, биологические факторы, эволюционные факторы, социальные факторы. Контрольный срез по теме: Происхождение человека 4 вариант 1. Какие признаки человека относят к социальным: 1. О ком идёт речь: Люди высотой до 1800 см.
Сравни питекантропа и кроманьонца. Вычеркни лишнее слово: питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек, кроманьонец.
Аудитория: учащиеся 9 класса Оборудование: конспект урока, презентация к уроку, проектор, экран, персональный компьютер, учебник УМК Сферы Л. Сухоруковой «Биология.
Живые системы и экосистемы. Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные учебные действия учащихся Организационный Здравствуйте, дорогие ребята! Рада видеть вас на своём уроке.
В это время встречаются и образцы костяных орудий. С помощью огня люди могли не только приготовить пищ, но и согреться, отпугивая этим диких животных. Как предполагают учёные, древние жили небольшими племенами, но могли объединяться при переходе на новые территории. Причинами перехода могли служить как климатические изменения, так и нападения животных. Неоантропы или первые современные люди являются основной темой изучения эволюции на уроках биологии, вед они считаются прямым предком современного индивида. К их особенностям можно отнести следующие пункты: Увеличение мозга. Тонкие черты лица и хорошо проработанная нижняя челюсть для членораздельного языка. Высокий уровень развития культуры. Создание первобытных украшений. Хотя в эволюции всегда побеждал естественный отбор, одновременно могли жить разные группы архантропов и при этом даже взаимодействовать. Не исключено, что это была борьба за природные ресурсы или обычное соперничество. Ключевую роль, как считают генетики, в эволюции имело питание мясом, ведь оно насыщало организм необходимыми калориями, стимулировало отбор и при этом позволяло питаться реже и практически не использовать растительных элементов. Человеческие расы В таблице австралопитеки, питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы характеризовались как древние предки людей, но при этом не делились на отдельные рассы. Только на третьем этапе развития индивид разумный в зависимости от места расположения и развития своей общины мог относиться к тому или иному подвиду. В конспектах определение термина несложное. Расса — это исторически сложившаяся общность людей, которая занимает общую территорию и обладает культурными особенностями, морфологическими и физическими признаками. По этим признакам выделяется европеоидная, монголоидная и негроидная расса. Раньше представители этих расс проживали на отдельных территориях и не пересекались, поэтому можно было говорить о чистоте размножения. Но с развитием возможностей границы между рассами практически стёрлись и сегодня каждый индивид может свободно выбирать не только местопребывания, но и страну для регулярного проживания и рассовые особенности здесь не имеют никакого значения, ведь в мире действует равноправие.
Этапы эволюции человека в биологии: материал для 9 класса
Эволюционное происхождение человека. 1. Орхатеризуйте вклад ученых-естествоиспытателей в учение об эволюционном происхождении человека. На нашем сайте презентаций вы можете бесплатно ознакомиться с полной версией презентации ""Эволюция человека", 9 класс". Презентация на тему ”Происхождение человека” Выполнил ученик 9 класса: Таилкин Никита Руководитель: Балтаева Е.В. Тегистадии предшественника человека в его эволюции соответствуют, схема эволюции приматов и человека, микроэволюция популяция как элементарная единица эволюции, история морфология человека, в процессе эволюции внутренний скелет впервые сформировался у. Презентация к уроку биологии на тему «Доказательства эволюционного происхождения человека» готова для использования.
Урок происхождение человека
Презентация к уроку биологии на тему «Доказательства эволюционного происхождения человека» готова для использования. Самый большой конфликт эволюционной теории происхождения человека возникает с некоторыми религиозными догматами. Существует целый ряд различных теорий, объясняющих возникновение человека на Земле, но основные из них следующие. Эволюционное происхождение человека. Презентация на тему ”Происхождение человека” Выполнил ученик 9 класса: Таилкин Никита Руководитель: Балтаева Е.В.
Урок биологии по теме "Первые современные люди" 9 класс
Стоункингом исследовали митохондриальную ДНК , которая передается только по женской линии, и выяснили, что все современные люди могли произойти от одной общей праматери митохондриальная Ева , жившей в Африке примерно 200 тыс. Новые открытия, сделанные уже в XXI веке, привели к тому, что на смену стадиальной концепции архантропы — палеоантропы — неоантропы пришло иное понимание процесса эволюции человека, основанное на выявлении действительных родственных связей между разными видами гоминид [8] [9] [10]. В XXI веке значительный прогресс в понимании мозга с помощью когнитивных наук открыл новые области взаимодействия между археологией и нейробиологией , что привело к появлению такой области исследований как нейроархеология [11] [12]. Эволюция приматов до возникновения человека править Изменения средней температуры Земли за последние 500 млн лет Приматы — одна из старейших групп современных плацентарных млекопитающих. Эволюционная история приматов может быть прослежена примерно на 90 млн лет назад, когда приматообразные разделились на приматов и шерстокрылов. Около 87 млн лет назад [13] сухоносые приматы отделились от мокроносых.
Около 80 млн лет назад разошлись линии долгопятообразных и обезьянообразных , а лемурообразные отделились от лориобразных. Остатки древнейших приматов пока известны лишь из палеоценовых и эоценовых отложений Северной Америки , Евразии и Африки плезиадаписы , алжирипитек , нотарктус , дарвиниус , Ursolestes perpetior, Paromomys farrandi, Pandemonium dis и др. Только для пургаториусов предполагается верхне меловое время [14]. После глобального похолодания, когда около 30 млн лет назад, в раннем олигоцене , Антарктида начала покрываться льдом, приматы вымерли повсеместно кроме Африки, Америки и юга Азии. Возможно, что уцелевшая после климатических изменений тропическая популяция обезьян, хорошо представленная в слоях верхнего эоцена и нижнего олигоцена Файюмского оазиса в Египте биретия , каранисия , сахарогалаго , протеопитек , египтопитек , катопитек и др.
Одним из выживших был грифопитек — ископаемая обезьяна, жившая на территории современной Германии и Турции около 16,5 млн лет назад, на 1,5 млн лет раньше, чем подобные виды появились в Африке. Возможно, первые человекообразные обезьяны тоже появились не в Африке, а в Евразии. С другой стороны, высказываются предположения, что предки гоминид мигрировали в Евразию из Африки около 17 млн лет назад, когда эти континенты некоторое время были соединены, прежде чем вновь разделились при расширении Средиземного моря. В начале миоцена 23,03 млн лет назад климат снова стал тёплым и они могли процветать в Евразии, после чего ареал одного из них, дриопитека , распространился из Европы или западной части Азии в Африку [15]. В раннем миоцене примитивные узконосые обезьяны Восточной Африки пережили длительный период видообразования.
Среди выделяемых ныне видов и родов обезьян этой эпохи известны, в частности, камойяпитек , моротопитек , лимнопитек , проконсул , афропитек , кениапитек , чорорапитек , экваториус , отавипитек , ньянзапитек , викториапитек , дендропитек , все из Восточной Африки, а также ореопитек , который обитал в Италии около 9 млн лет назад и европейские — пиеролапитек , анойяпитек , дриопитек , уранопитек , удабнопитек , грекопитек , анкарапитек. При сравнении ДНК современных обезьян было показано, что гиббоны отделились от общего ствола гоминид около 18 млн лет назад, а орангутаны — около 14 млн лет назад. За исключением дендропитека остатки ископаемых гиббонов науке неизвестны, и их происхождение остаётся неясным. Ископаемыми прото-орангутанами считаются сивапитек , обитавший в Азии около 12—10 млн лет назад, и коратпитек из Таиланда. Предполагается, что видами, близкими к общему предку горилл , шимпанзе и людей , были накалипитек из Кении и грекопитек [16] с Балканского полуострова.
По данным молекулярной биологии , около 7—8 млн лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено. В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины , как и многие другие виды антилопы , гиены , собаки , свиньи , слоны , лошади , пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых родов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis 7 млн лет назад и Orrorin tugenensis 6 млн лет назад.
За ними, в частности, последовали: Ardipithecus 5,8—4,4 млн лет назад , с видами Ar. Сравнение руки ардипитека Арди с конечностями 53 видов других приматов показало, что у общего предка человека, шимпанзе и бонобо сохранялись подвешивающие адаптированные морфологии рук. То есть он мог длительное время проводить повисая на ветвях и находясь при этом в вертикальном положении [21]. Род Homo править Видообразование и гибридизация внутри рода Homo за последние два миллиона лет вертикальная ось. В верхней части диаграммы отмечено быстрое распространение Homo sapiens из Африки и его гибридизация с неандертальцами , денисовцами и неопределёнными архаичными африканскими гомининами Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации ещё Линнеем.
В латинском языке оно произошло от пра-и. В современной таксономии Homo sapiens — единственный ныне существующий вид рода Homo, и хотя продолжающиеся исследования происхождения Homo sapiens дают всё новую и новую информацию о других видах Homo, все эти виды давно уже вымерли. Некоторые из этих видов могли быть предками современных людей, но многие являются лишь «кузенами» и эволюционировали в сторону от нашего вида [23]. В то же время продолжаются и дискуссии о том, какие из них считать отдельными видами, а какие — лишь расами одного вида. В некоторых случаях причиной разногласий является ограниченность или полное отсутствие необходимой информации, в других — различия в подходах к классификации.
Считается, что есть две главные научные школы, по-разному объясняющие движущие силы эволюции человека. Раньше других появились представления об адаптации предков людей, обитавших на деревьях, к жизни в саванне , куда они вышли для охоты на травоядных. Теория саванны , впервые сформулированная Раймондом Дартом, не исключает, что к саванне смогли приспособиться лишь те обезьяны, которые ещё в лесах приобрели необходимую для этого анатомию и поведенческие навыки [24]. В частности, отсутствие волосяного покрова могло иметь несколько объяснений, включая половой отбор. Наличие шерсти — эволюционное преимущество даже в жарком климате: шерсть защищает от солнца и имеется у всех хищников.
Но прямохождение уменьшает полученную телом суточную солнечную радиацию примерно на треть; а в полдень она меньше в целых четыре раза. При беге тело лучше охлаждается ветром, когда нет шерсти [25]. Убедительный эксперимент с беговой дорожкой под инфракрасным рефлектором показал: человек в шерстяном свитере может бежать 10-15 минут и перегревается, этот же человек без свитера способен бежать часами. Согласно выводам приматологов Робина Кромптона из Университета Ливерпуля и Сусанны Торп из Бирмингемского университета , наши предки научились ходить на двух ногах ещё живя на деревьях до 24 млн лет назад и уже были бипедальны, когда спустились на землю, а значит люди не проходили промежуточную стадию хождения на четвереньках [26] [27]. Южноафриканский палеонтолог Рон Кларк из Витватерсрандского университета , исследовавший ступню австралопитека StW 573 англ.
Согласно исследованию специалистов из Университета Аризоны, люди при ходьбе на двух ногах расходуют в четыре раза меньше энергии, чем шимпанзе [29]. Альтернативная гипотеза допускает, что человек эволюционировал под влиянием приспособления к земноводному существованию, то есть к собиранию моллюсков и прочей пищи на мелководье, что требовало, в частности, способности плавать и нырять, отличающей человека от прочих обезьян. Эта гипотеза объясняет многие анатомические особенности современного человека, такие, как прямохождение [30] , отсутствие шерсти [31] , развитый слой подкожного жира [32] , низкое положение гортани относительно носоглотки, характерное для морских млекопитающих [33] , vernix caseosa, или первородная смазка новорождённых детей, также характерная для морских млекопитающих, но не обезьян [33] , крупный мозг [34] , высокий нос с направленными вниз ноздрями не вперёд, как у обезьян , предотвращающий попадание воды в носоглотку, и жирная кожа с обилием сальных желёз , которая может служить для защиты от воды [35]. Обсуждается несколько вариантов приспособления протолюдей к жизни в водной стихии, в том числе собирательство на мелководье и развитие новых способов передвижения в воде и доставки собранной пищи на берег [30] , плавание [36] и ныряние [32] [37] [38].
Биологические факторы— наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, а также мутационный процесс. Морфологические изменения обезьяноподобного предка — антропоморфозы. Кроманьонцы— общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали с ними 40—30 тысяч лет назад. По внешнему облику и физическому развитию фактически ничем не отличались от современного человека. Неандертальцы — ископаемые древние люди палеоантропы , создавшие археологические культуры раннего палеолита. Скелетные остатки неандертальцев открыты в Европе, Азии и Африке.
Время существования 200-28 тыс. Социальные факторы - ведущую роль- трудовая деятельность, общественный образ жизни, развитие речи и мышления. Эпикантус является продолжением складки верхнего века. Один из признаков, характерных для монголоидной расы, редкий у представителей других рас. При антропологических обследованиях определяется не только наличие или отсутствие эпикантуса, но и его развитие. Основная и дополнительная литература по теме урока точные библиографические данные с указанием страниц ; Учебник «Биология. Беляева и профессора Г. Дымшиц и О. Дополнительные источники: 1. Красновидова, С.
Павлов, А. Павлов, - М. Просвещение, 2000г. Каменский, Е. Криксунов, В. Ионцева, А. Торгалов «Биология в схемах и таблицах».
Слайд 16 Ранние неандертальцы 120 — 60 тыс.
Ареалы неандертальцев на территории Европы.
Природные условия сильно повлияли на внешний облик человека в процессе его эволюции. Все его изменения были результатом адаптации к различным средам и условиям жизни. Например, время жизни неандертальцев совпало с периодом очередного наступления ледников.
Этапы эволюции человека 9 класс пономарева
Возможно, он пал жертвой грозного хищника. Череп, как установили потом, принадлежал ребёнку 11-12 лет. Судя по строению стопы новый гоминид был прямоходящим. Слайд 21 Описание слайда: Человек умелый — по-видимому, первое существо, сознательно изготовившее орудия труда и охоты: первые ещё грубо обработанные каменные гальки неоднократно находили вместе с останками этого существа. Орудия, которые делал Человек умелый, почти все были кварцевые, а кварц в местах стоянок этих людей не водился. Они приносили его самое близкое за 3 км.
Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический компьютерный тест позволяет проверить большой объём знаний по данной теме , что позволило проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала и построению целостной картины антропогенеза. Выбранная форма позволяет рационально использовать время.
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на записи учителем на доске, разнообразить формы и методы работы. Презентация содержит два видеофрагмента, позволяющих не только представить, но и увидеть своими глазами кроманьонцев, их образ жизни, биологические и социальные особенности. Используется опорная схема стадий эволюции человека в виде плаката. Материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную. Материал подобран разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать работу учащихся, обеспечить деятельность, как слабоуспевающих учащихся, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. На уроке возможно создание ситуации самостоятельного выбора уровня сложности материала, то есть, в конечном итоге, ситуации успеха. Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.
Список источников: Яблоков А. Эволюционное учение Дарвинизм : Учеб. Электронный учебник по биологии Пименова Анатолия Валентиновича- видеофрагменты. Тестовая оболочка учителя информатики Россошанской школы- интерната Воронежской области Комаровского Анатолия Николаевича. Человек- «материя, познающая самое себя». Тема: «Первые современные люди». Цель урока: Изучить биологические и социальные вопросы эволюции кроманьонцев, как одного из этапов антропогенеза.
Задачи урока: 1. Образовательные: Углубление и расширение знаний этапов антропогенеза на основе формирования знаний об особенностях внешнего строения, жизни кроманьонцев; умение сравнивать предков человека, делать выводы, о сходстве и различиях; убедить учащихся в основополагающей роли труда и в становлении человека. Развивающие: Развитие умений анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать. Воспитательные: Формировать естественнонаучную концепцию эволюционного происхождения человека. Воспитание культуры общения, коммуникативных качеств: умения общаться в процессе парного взаимодействия.
Противоречит основным положениям синтетической теории эволюции. Изображение слайда Слайд 5: Гипотезы происхождения человека - гипотеза внетропического происхождения человека Базируется на том, что только суровые климатические условия высоких широт Евразии могли способствовать "очеловечиванию" обезьян.
Авторы данной гипотезы, известные археологи - семья Лики. Гипотезы единого происхождения современного человека Изображение слайда Слайд 6: Движущие силы эволюции человека человека как биологического вида как общественного существа Билогические факторы: - наследственная изменчивость - борьба за существование - естественный отбор Морфофизиологические изменения: - прямохождение - разделение функции рук и ног - S-образный изгиб позвоночника - сводчатая стопа - изменения соотношения мозгового и лицевого отделов черепа Социальные факторы Трудовая деятельность: - создание и использование орудий труда - использование огня - изготовление одежды - совершенствование головного мозга - развитие руки Общественный образ жизни Членораздельная речь Абстрактное мышление Проявление альтруизма Изображение слайда Слайд 7: Основные этапы эволюции человека Парапитеки появились около 35 млн лет назад. Это были древесные обезьяны, от которых произошли современные гиббоны, орангутаны и дриопитеки. Изображение слайда Слайд 8: Основные этапы эволюции человека Дриопитек 18 млн Небольшие животные с округлым черепом, бинокулярным зрением, хорошо развитым головным мозгом; могут находиться в вертикальном положении Череп близок по строению к черепу человекообразных обезьян Манипуляция с окружающими предметами Стадный образ жизни Изображение слайда Слайд 9: Основные этапы эволюции человека Австралопитек 5 млн Масса до 50 кг, рост до 150 см, руки свободны, Прямохождение Объем мозга 550-650 см3 Массивные челюсти, небольшие резцы и клыки Систематическое использование естественных предметов Стадный образ жизни, охота, собирательство появились около 5 млн лет назад в безлесных степях Африки. Изображение слайда Слайд 10: Основные этапы эволюции человека Человек умелый 2-3 млн Морфологически он мало отличался от австралопитеков, Фаланги пальцев сплющены, первый палец стопы не отведен в сторону, Объем мозга 750 см3, Зубы человеческого типа, Изготовление примитивных орудий труда, Кооперирование во время охоты и групповая защита. Изображение слайда Слайд 11: Основные этапы эволюции человека Древнейшие люди 1 млн - 400 тыс.
Каждая из них - это своя история. Рассматривается она... Скачать материал рекомендуется для проведения тематического урока биологии по программе 9 — 10 класса....
Скачать пособие можно для показа на уроках биологии в старших классах 9, 10, 11 , а...
Этапы эволюции человека в биологии: материал для 9 класса
Смотреть ответы с объяснением на задание странице 193 по биологии 9 класс Пономарева, Корнилова 2023. презентация "Эволюция человека" PPTX / 2.94 Мб. Автор материала: Д. Кондратьев (9 класс). 2 Эволюция приматов до возникновения человека.
Антропогенез
Специфическое строение кисти. Тонкие, координированные движения. Слайд 18 Появление членораздельной речи Увеличение объемов головного мозга увеличен мозговой отдел черепа, уменьшен лицевой. Изменение строения зубов.
Строение глотки, гортани, верхних дыхательных путей тоже изменено. Подбородочный выступ.
Ян Ван Гельмонт. Готфрид Лейбниц. Франческо Реди.
Проверим ваши знания. Живое происходит только от живого. Ладзаро Спалланцани. Чарльз Дарвин. Головы в шапках.
Антони ван Левенгук. Научно-практическая конференция. Результаты исследования. Участвуй в экологических акциях. Большой ущерб.
Операция «Поможем птицам перезимовать». Враг леса. Красная книга. Фотоконкурс «Я и природа».
Их рост 1,5 — 1,6 м, вес 50 — 70 кг. Масса мозга — 1400 - 1740 г.
Они обладали массивным телосложением и большой головой необычной формы. Их отличали мощные надбровные дуги выступающий широкий нос и очень маленький подбородок. Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд, руки короткие и лапообразные. Учены предполагают, что неандертальцы могли обладать речью. Так же у них отмечалось развитие внутригрупповых связей — на охоте, при защите от врагов и т. Неандертальцы научились изготавливать и использовать наконечники копий, дротиков, ножи, скребки, резцы.
Стали охотиться на крупных млекопитающих, то есть они развивали навыки охоты. Так же у неандертальцев отмечается развитие культуры. Они первыми начали захоронять усопших. Кроманьонец Кроманьонец - общее название ранних представителей современного человека, которые появились значительно позже неандертальцев и некоторое время сосуществовали друг с другом 40—30 тысяч лет назад. По внешнему облику и физическому развитию практически ничем не отличались от современного человека. Они жили около 25 — 20 тыс.
Их рост 1,8 м, вес 60 — 80 кг.
Каждая из них - это своя история. Рассматривается она... Скачать материал рекомендуется для проведения тематического урока биологии по программе 9 — 10 класса....
Скачать пособие можно для показа на уроках биологии в старших классах 9, 10, 11 , а...