Ровно 100 лет назад, 30 января 1923 года, родился Леонид Гайдай — один из главных советских комедиографов, автор «Бриллиантовой руки», «Кавказской пленницы» и «Операции „Ы“». Станислав Ф. Ростоцкий рассказывает, почему легкомысленные на первый взгляд фильмы. Леонид Гайдай хотел снять фильм по книге «12 стульев» Ильфа и Петрова ещё во время работы над «Кавказской пленницей». В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. Провалив экзамены в ГИТИС, Гайдай успешно поступил на режиссерский факультет ВГИКа, где и учился с 1949-го по 1955 Леонида ГайдаяРежиссерский путь Леонида Гайдая начался сразу после окончания ВГИКа в 1955 году.
Леонид Каневский предрек вечную жизнь фильмам Гайдая: «Это классик навсегда»
Фильм вышел в 1993 году и стал последним проектом Леонида Гайдая. После него начальство киностудии Леонида Гайдая простило, но этот фильм режиссёр впоследствии старался не упоминать. Тогда же в 1949 году Гайдай познакомился со своей сокурсницей Ниной Гребешковой, четыре года спустя они опят работы в кино Леонид приобретал ещё, когда учился – подрабатывал ассистентом режиссёра. А с учётом жанрового своеобразия и того факта, что комедии Леонида Иовича разобрали на цитаты, которые превратились в почти что народные поговорки, можно сделать однозначный вывод: фильмы Гайдая — это наше всё! Почему Леонид Гайдай был в черном списке советских режиссеров и едва не лишился работы навсегда. Фильм провалился в прокате, да и сам Гайдай предпочел молчать об этой картине.
Он слишком много знал: гению советской комедии Леониду Гайдаю 100 лет
Лет сорок назад мы жили неподалеку. А моя жена Инна, когда Андрей был простужен, а его жена Лариса отсутствовала, приносила ему мед, что-то еще, и он называл ее «моя спасительница». Но что его сравнивать с Гайдаем? Есть еще Бергман, Феллини, Герман и Рязанов. Все они примерно одного времени — и совершенно разные. Еще Ломоносов сказал, что комедия — низкий жанр. Разве про Рязанова и Данелию написано столько же книг, как о Тарковском? Нет, конечно. Но люди в массе своей и не знают, что написаны книги про Тарковского и не написаны про Гайдая. Это все наш интеллигентский междусобойчик.
Народ этого не знает, и надо это без пренебрежения признать. Не в судьбе? При чем тут судьба? Она, конечно, тоже имеет значение. У Гайдая она была непростой. Он воевал, был ранен. Осколок у него в колене застрял. Я узнал об этом случайно, когда мы поехали в Крым выбирать натуру для съемок. Леонид Иович появился с толстой суковатой палкой, поскольку надо было много ходить по горам по долам, а он хромал.
Если я правильно формулирую, то частицы осколка у него не раз вынимали. Я попытался как-то вывести Гайдая на военную тему, но он не стал ничего рассказывать. Леонид Иович не очень интересен критикам, организаторам тусовок, потому нечего о нем сказать, кроме того, что он был гениальным народным режиссером. Ни один Новый год без них не обходится. С самого утра идут «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»… Но у культурной элиты свои звезды и вершины. Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию! Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф? Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой?
И никаких призов у него не было. Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство. Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал? Леонид Иович был малообщительным человеком. Ну что в очередной раз рассказывать о том, что в жизни он не был похож на режиссера? Гайдай был высоким, сутулым, с седым хохолком, не мрачным, но и не улыбчивым.
Он совершенно не был похож не то что на режиссера, а вообще на кинематографиста. Особенно по сравнению с ярким, буйным, фонтанирующим Эликом Рязановым. Мы жили рядом, и можно было видеть, как Гайдай шел с маленькой собачкой на рынок. Он ничем не отличался от прочих покупателей. Его жена Нина Павловна Гребешкова посылала его покупать мясо и рыбу. Лучше Гайдая в семье никто этого сделать не мог. Но забить гвоздь, ввинтить лампочку — это не по его части, это все Нина. Она вообще боевая, была даже председателем того кооператива, где они жили. У нее и сейчас ясный ум, прекрасная речь.
Когда я ей позвонил и сказал: «Готовься, будет юбилейный вечер в честь 100-летия Леонида Иовича в Доме кино», она очень смешно ответила: «А зачем?
За свою долгую жизнь он создал десятки фильмов. Кинокартины «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию» находились на верхние позиции кинопроката, фразы из этих фильмов знают и цитирует многие поколения. Чем известен Леонид Гайдай, что он сделал для кинематографа и при чем тут Сибирь — в материале altapress. Наталья Варлей на съемках фильма "Кавказская пленница" timeallnews. Его фильмы многие годы находились в десятке лучших кинокомедий по опросам зрителей, говорится на сайте leonid-gaidai.
Гайдай снимал эксцентрические комедии, для которых было свойственно быстрое развертывание действия в непредсказуемом направлении. По словам кинокритика Валерия Кичина, такие творческие приемы, как захватывающие трюки, жесткий монтаж и темп, делают фильмы Гайдая востребованными до сих пор. Это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось.
И каждый день, возвращаясь с работы, Гайдай на этот аэровокзал заходил и дергал ручку по два часа. Ручки были металлические, пачкались, и у Гайдая ладони потом были черные.
Потом, по словам Инина, он страшно переживал, что на экране рядом с апельсинчиком у него выпал огурчик, а не клубничка. По счастью, проигрывал он совсем небольшие деньги. Последнее интервью Леонида Гайдая 1992 год Ну, а когда он попал в роскошное американское казино «Тадж-Махал», где стояли сотни куда более совершенных «бандитов», от счастья не мог найти себе места. И чуть ли не единственный раз в жизни перестал следить за съемочным процессом: кричал «Мотор! Фото: globallookpress Вот несколько фильмов, которые Леонид Гайдай мог снять — и не снял: «Бег».
Экранизация пьесы Михаила Булгакова, к работе над которой Гайдай намеревался приступить сразу после «Кавказской пленницы». Говорят, кинематографическое начальство ему категорически запретило об этом даже думать. Но вскоре вышел фильм Александра Алова и Владимира Наумова по этой пьесе Наумов вспоминал, что сценарий им пришлось пробивать с невероятным упорством, около трех лет. Возможно, Гайдай к такой битве был не готов, чувствуя, что это не вполне его материал. Кстати, еще одной его мечтой была экранизация «Мастера и Маргариты».
Эльдар Рязанов очень всерьез предлагал Гайдаю поставить эту картину, к которой написал сценарий. Но, несмотря на перспективу долгой командировки в Италию, Леонид Иович отказался. Насчет возможных причин — см. Только тогда Рязанов решил снимать трюковую комедию сам — и потом говорил, что «влез в департамент Гайдая». Еще в 50-е году Иван Пырьев подумывал снять Гайдая в роли князя Мышкина в своей экранизации романа Достоевского.
Помешало то, что он носил очки, а без них видел плохо, щурился. Мышкин очков, конечно, не носил. А в начале 90-х Гайдаем овладела идея самому поставить «Идиота»; он даже как-то впроброс спросил Дмитрия Харатьяна : «Сыграешь, Дима, князя Мышкина?..
Совершенно терял голову». Михаил Вашуков, который сыграл роль одного из агентов КГБ, рассказывал об особенностях съемок: «Однажды во время съемочного перерыва на Старом Арбате мы достали с Бандуриным гармошку и гитару, стали играть куплеты и частушки, и люди набросали нам полный футляр от гитары денег, которые мы потом подарили уборщице. Она была в восторге». Гайдай любил «На Дерибасовской хорошая погода…», но фильм подвергся критике: «Мы свое отхохотали» Гайдай — один из главных режиссеров в российской истории.
Фильм «На Дерибасовской хорошая погода…» выбился из классических представлений его творчества, стал последним в карьере и встретил полярные отзывы: одна часть восприняла его как социальный заказ и творческую неудачу Гайдая, другая — как качественную сатиру на время. Таким был критический отзыв из «Московского комсомольца» в 90-х: «Приходится признать, что мы свое отхохотали. Мир как-то организованно постарел и поумнел. Отпала охота сопереживать Иванушке-дурачку с оглоблей-непобедимкой, ни малейшего экстаза не вызывает Ришар. А супергерой 60-х — простак — дурилка картонная — повсеместно уступает экран ироничным профессионалам. Непонятно, чем вообще может рассмешить Гайдай в ту пору, когда запас трюков во всем мире иссяк и эксцентрика окончательно не надоела только французам». В один из моментов съемок Гайдай остановил работу и покинул площадку без причин.
Евгений Новицкий, который в серии ЖЗЛ написал книгу о Гайдае, говорил , что если бы о нем появилась монография, то там был бы разбор «двух гениальных коротышек, трех блестящих кинокомедий, двух отличных экранизаций и такого же числа полуудач, неудач и просто никаких фильмов». По словам Татьяны Беляковской, Гайдаю нравился фильм «На Дерибасовской хорошая погода…»: «Многие не любят этот фильм, а сам Гайдай считал его своей лучшей работой со времен «Бриллиантовой руки». Сценарист Аркадий Инин рассказывал , что в комедию не вкладывалось режиссерской идеи политического противостояния: «Все, что было в Америке хорошо, ему нравилось, и никакой идеологической подоплеки в фильме у него не было: Гайдай не считал, что американские капиталисты — это сволочи или молодцы. Он был человеком неприхотливым в быту и во всем! Это было, что называется, Гайдаю на закуску после «Явы».
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
Также недавно совместно с компанией «Медиалогия» мы посчитали, что фраза «Надо, Федя, надо! В марафон фильмов Леонида Гайдая вошли его работы, отражающие разные этапы творчества и диапазон огромного таланта режиссёра. В программе первая комедия Леонида Гайдая — фильм о бюрократии «Жених с того света», который был подвергнут очень жёсткой цензуре и чуть не стоил режиссёру карьеры. Важной вехой в творчестве Гайдая являются его экранизации произведений отечественных и зарубежных авторов. Телеканал покажет фильм «Деловые люди» по рассказам О.
Касьянова, дом 35.
Через два дня после окончания школы, 23 июня 1941 года, пошёл записываться добровольцем в армию , но его не взяли [5]. Устроился рабочим сцены в Иркутском драматическом театре , где в это время давал спектакли прибывший в эвакуацию Московский театр сатиры. Смотрел все спектакли, ездил на гастроли. Участник Великой Отечественной войны. Призван осенью 1941 года и первоначально проходил службу в Монголии , затем направлен на Калининский фронт , красноармейцем пешей разведки [5] 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии.
После госпитального лечения, в январе 1944 года его признали инвалидом 2-й группы [5]. Он вернулся в Иркутск, где стал работать в театре и учиться в театральной студии [5]. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском областном драматическом театре , где работал актёром [5] и осветителем.
Но невеста отказывает пожилому чиновнику. Тогда дядюшка решает украсть непокорную племянницу для высокопоставленного жениха, наняв для похищения троих жуликов. Путем обмана в авантюру оказывается замешанным и влюбленный фольклорист. Узнав тайный замысел похитителей, отважный Шурик бросается на спасение возлюбленной, пользуясь поддержкой знакомого шофера санитарной машины. Бриллиантовая рука 1968 Скромный экономист из южного приморского городка отправляется по путевке за границу. На круизном лайнере он знакомится с обаятельным контрабандистом, едущим для переправки партии бриллиантов на родину. По роковой случайности честный Горбунков попадает в условленное место для встречи мошенников и произносит заветный пароль, поскользнувшись на арбузной корке.
Ему накладывают гипс с сокровищами на поврежденную при падении руку. По приезде в родной город банда жуликов начинает охоту за Семеном Семеновичем, заманивая примерного семьянина в злачные заведения. В уездный городок прибывает харизматичный авантюрист Остап Бендер. Совершенно случайно он сводит знакомство с бывшим предводителем местного дворянства Кисой Воробьяниновым. Узнав о тайне спрятанных сокровищ в стуле фамильного гарнитура покойной тещи нового знакомого, великий комбинатор предлагает сделку обретенному компаньону и помощь в розыске бриллиантов. Сомнительная парочка отправляется по стране, на поиски проданной на аукционе мебели, испытывая множество приключений и забавных происшествий. Иван Васильевич меняет профессию 1973 Экранизированная комедия по пьесе Михаила Булгакова. Талантливый инженер Тимофеев изобретает машину времени. Решив испробовать свое детище, он вовлекает в эксперимент рецидивиста Милославского, застигнутого в ограбленной квартире соседа, и управдома Буншу, оказавшегося тезкой и точной копией Ивана Грозного. Открыв временной портал, изобретатель оказывается в компании настоящего царя.
Пока незадачливый Шурик устраняет кроткое замыкание в своем изобретении, парочка из вора и домового активиста остается в царских палатах, пытаясь править от имени пропавшего монарха. Не может быть! Зощенко, включает три новеллы. Супруга Горбушкина, подстрекаемая братом, спешно распродает имущество и жилплощадь. Опасаясь конфискации, она разводится с мужем, находящимся у следователя, и выходит замуж за соседа. Познакомившись с будущей женой, одетой в зимнюю одежду, жених не может отыскать среди гостей невесту и попадает в щекотливое положение. Инкогнито из Петербурга 1977 Комедия по мотивам знаменитой пьесы русского классика Гоголя. В заштатном провинциальном городке Российской империи местные власти ожидают прибытия ревизора. Проверяющий должен приехать скрытно и здешние чиновники пытаются вычислить среди приезжающих таинственного гостя. Неожиданно в гостинице обнаруживается подозрительный постоялец, ведущий себя странным образом.
Мелкого мошенника Хлестакова принимают за высокопоставленную особу и окружают всяческим вниманием и заботой. Самозванец начинает пользоваться свалившимися на него привилегиями и возможностями. За спичками 1980 Примерный семьянин Ихалайнен счастливо живет с любимой супругой на отдаленном хуторке.
Народный артист СССР родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской губернии ныне Амурская область , но детство и молодость провел в Иркутске. В 1947 году окончил театральную студию при Иркутском драматическом театре, где работал актером и осветителем. В 1955 году окончил режиссерский факультет ВГИКа.
Разминая ноги — К 100-летию Леонида Гайдая
Сразу же после выхода первой комедии Леонида Гайдая «Жених с того света», картину, высмеивающую бюрократов, подвергли жесткой цензуре. Леонид гайдай на съемках фильма «Деловые люди». Актер Леонид Каневский назвал режиссера Леонида Гайдая классиком — равным Пушкину и Гоголю.
"Бриллиантовой руке" — 55! Хорошо ли вы помните комедию Леонида Гайдая
В августе 1965 года в прокат выходит комедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Две новеллы Якова Костюковского и Мориса Слободского режиссер дополнил третьей, в которой герой встречается с уже известной троицей. На площадке царила свобода, Гайдай всегда считал актеров соавторами, и сценарий переписывался, дополнялся в процессе съемок. После отснятого эпизода, камеру не выключали, а режиссер всегда подбадривал актеров: «Дальше, дальше». Это стимулировало группу к постоянным импровизациям, часто из них рождались новые шутки фильма. В следующем фильме известная троица появилась в последний раз. И в картине «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» сценарий редактировался прямо во время съемок. В этом фильме Гайдай сделал акцент на зрелищности — динамизм завораживал.
Специально для картины поэт Леонид Дербенев и композитор Арно Бабаджанян создали несколько песен, в том числе «Песенку о медведях». В 1967 году фильм стал самым кассовым у советских зрителей.
Отмечается, что на презентацию программы мероприятия по случаю юбилея Гайдая впервые прилетела его внучка Ольга Худякова. Она посетила могилы родителей советского деятеля кино на Радищевском кладбище в Иркутске.
Ранее проект празднования юбилея Гайдая получил грант в размере девять миллионов рублей от президентского фонда культурных инициатив. Леонид Гайдай является одним самых популярных и признанных советских режиссеров.
Это искусство, которое ведет свои корни от Чаплина, это трюковой фильм, это гэги, это маски, то, чего кино наше сейчас абсолютно лишилось. Тоска по этому приводит сегодня зрителей к фильмам Гайдая, я думаю, они еще долго будут жить", цитирует Кичина radiovesti. В детстве Леонид Гайдай был поклонником Чарли Чаплина. Поэтому в своих фильмах он использует приемы немых комедий.
Сам режиссер говорил: "В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, обязаны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель" Федор Раззаков "Леонид Гайдай. Любимая советская комедия". Юмор считается главным рецептом долголетия кинокартин Леонида Гайдая. Его фильмы предлагали зрителю целый пародийный микромир, где смешным было все — от главных положительных героев до мельчайших деталей реквизита, пишет krugosvet.
Артисту об этом трюке рассказала одна цирковая актриса. Никулин рассказ запомнил и все ждал случая, чтобы вставить его в комедию. В общей сложности Никулин заработал на съемках 24 бутылки, Евгений Моргунов — 18, а Георгий Вицин — одну, непьющему актеру больше и не надо было, хотя придумал Вицин как раз очень много. Трезвый образ жизни артиста вообще доставлял немало хлопот: в легендарной сцене "Жить хорошо!
У настоя не оказалось пены, что выдавало в кадре подделку. В итоге Вицина все же уговорили выпить одну кружку настоящего пива. В одной из заметок упоминался хитроумный способ провоза: швейцарские контрабандисты вывозили золото в гипсе на руке. Сценаристы написали историю о Семене Семеновиче Горбункове, который в заграничном туре случайно попал в центр махинации контрабандистов. Закон больше обращал внимание на вывоз драгоценностей из СССР, поэтому для комедийного эффекта золото и бриллианты решили тайно ввозить. Драматурги уже работали с Леонидом Гайдаем над "Операцией "Ы" и "Кавказской пленницей", поэтому сценарную заявку писали сразу "под Гайдая", который стал не только режиссером, но и соавтором сценария. Андрей Миронов сам пришел пробоваться на роль Геши Козодоева, так как он напомнил ему Фигаро — роль, которую артист недавно начал играть в театре. Пробы Миронов прошел блестяще, но на съемках у него неожиданно возникли напряженные отношения с Нонной Мордюковой.
Их сцены редко пересекались, но актеры и так старались лишний раз не общаться: Мордюкова презрительно называла Миронова "маменькиным сынком", а он в свою очередь во всеуслышание указывал ей на все случайные промахи на съемочной площадке. Во время съемок удалось воплотить многое из задуманного. Так, иностранная речь, на которой говорят и контрабандисты, и девушка легкого поведения — тарабарщина, придуманная Леонидом Гайдаем и Леонидом Каневским. Девушку легкого поведения, чье "цигель-цигель, ай-лю-лю" помнят все, сыграла Виктория Островская. Она работала диспетчером автобазы и о кино даже не думала, но попалась на глаза помощнице режиссера, и та пригласила сыграть крошечный эпизод — привлекла внимание эффектная внешность Виктории. Актрисой Островская не стала, снялась в двух фильмах и больше на экране не появлялась. Когда по вине оператора был испорчен очередной дубль, Папанов высунулся из воды и весьма экспрессивно крикнул: "Идиот! Расстроенный режиссер уже было готовился распрощаться с мечтой, но неожиданно Данелия отказался от экранизации: он перегорел идеей и подарил фильм Гайдаю.
Подбор актеров режиссер начал с Кисы Воробьянинова. Когда он в конце концов позвонил Сергею Филиппову, чтобы сказать, что тот утвержден: оказалось, что у актера поменялись обстоятельства. Ему поставили онкологический диагноз, врачи давали мрачные прогнозы, а от отчаяния Филиппов запил… Ситуация была серьезной, но Филиппов очень хотел работать, а Гайдай — снимать именно его. В процессе съемок стало понятно, что работа буквально придает артисту силы. Филиппов настроился на борьбу, ему сделали операцию, и потом он снялся у Гайдая еще в семи картинах. О пробах на роль Остапа на "Мосфильме" долгое время ходили легенды. Мало на какую роль претендовали более двухсот актеров, причем многие из них уже были очень известны и популярны. В какой-то момент Гайдай остановил свой выбор на Владимире Высоцком, но перед началом съемок актер ушел в запой.
Тогда из списка претендентов был выбран Александр Белявский, но съемки пришлось прервать: оказалось, что Бендер теряется на фоне Кисы, Сергея Филиппова. И тут режиссер узнал о малоизвестном грузинском актере Арчиле Гомиашвили, который с успехом играл Бендера в театре города Поти. Кстати, на пробах 45-летний Гомиашвили поступил как истинный Остап: сказал, что ему 35 лет. Уже повзрослевший состоявшийся ученый и гениальный изобретатель. В фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию" Шурик впервые обретает полное имя — Александр Сергеевич Тимофеев, предстает брюнетом, а не блондином.
Леонид Иович Гайдай
С 24 по 30 января иркутский Дом Кино бесплатно покажет работы режиссера Леонида Гайдая. Но неожиданно Трамп мог сыграть у великого советского режиссера Леонида Гайдая. Леонид ГАЙДАЙ Леонид Гайдай родился 30 января 1923 года.
100 лет со дня рождения Леонида Гайдая. Повторить его успех больше никто не сумел
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая. Новости. Первый канал | Накануне в старейшем кинотеатре Иркутска режиссёр Юрий Яшников представил программу мероприятий, посвященных 100-летию режиссера Леонида Гайдая. |
Фотовыставка к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая | Этот фильм стал последним в карьере режиссера и сценариста Леонида Гайдая. |
День рождения Леонида Гайдая (30.01.2023) | Фильмы Леонида Гайдая не просто вошли в золотой фонд советского кино, они вошли сердца миллионов зрителей и останутся там навсегда. |
100-летие Леонида Гайдая отметит «Мосфильм. Золотая коллекция»
Леони́д Ио́вич Гайда́й — советский и российский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр. Народный артист СССР (1989). Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев. Этот фильм стал последним в карьере режиссера и сценариста Леонида Гайдая. Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, режиссера Леонида Гайдая. Следующий фильм Гайдая «Инкогнито из Петербурга» (1977) Леонид Иович снял, устав от эксцентрики, однако большинство его задумок руководство приказало вырезать. Режиссер Леонид Гайдай во время съемок фильма «Инкогнито из Петербурга», 1977 год.
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. "За спичками", после которого он постепенно стал скатываться в УГ.
Леонид Гайдай: биография, личная жизнь и творчество великого режиссера
Тем более что в самодеятельности уже тогда он играл потрясающе. Он только выходил на импровизированную сцену, и зал уже лежал от смеха. Кстати, возле дома Леонида Гайдая в Иркутске до сих пор растёт тополь, который был посажен режиссёром летом 1941 года. Юный плагиатор Леонид Гайдай в кругу родных в Иркутске. Старший брат Леонида Гайдая Александр, который впоследствии станет поэтом и журналистом, начал писать стихи ещё в школьные годы. В 1937 году одно из его стихотворений опубликовали в «Пионерской правде», чем Александр очень гордился. Но и Леонид не мог остаться без лавров, правда, сам писать он не стал. Будущий режиссёр переписал от руки то самое стихотворение брата, что было напечатано в газете, и отнёс его в местное издание. А после того, как оно было опубликовано, Леонид Гайдай ещё и похвастался брату, продемонстрировав его собственное стихотворение, подписанное под другим именем. Первая роль Леонид Гайдай.
Он окончил школу в 1941 году и уже на следующий день после начала Великой Отечественной войны отправился записываться добровольцем на фронт, однако его не взяли. Леонид Гайдай пришёл в Иркутский драмтеатр, куда его взяли рабочим сцены. Правда, уже осенью он всё же ушёл на фронт и вернулся в 1944 году после серьёзного ранения. Тогда же он пошёл учиться в студию при театре и вскоре стал выходить на сцену. Первой работой Леонида Гайдая на профессиональной сцене стала роль мальчика в шортах и рубашке в спектакле «Госпожа министерша». Он не говорил ни единого слова, простоя выходил на сцену, и зал попросту лежал от хохота. При этом успокоить зрителей после этого было невозможно.
Снимая «Бриллиантовую руку», Гайдай пошёл ва-банк: предвидя многочисленные претензии к моментам, «очерняющим социалистическую действительность», он завершил вторую часть фильма сценой ядерного взрыва. Руководство киностудии и председатель комитета по кинематографии от увиденного пришли в ужас. На это Гайдай заявил, что сцена необходима для того, чтобы показать «всю сложность нашего времени». Расчёт режиссёра полностью оправдался. Все претензии чиновников к остальным «спорным» эпизодам фильма отпали сами собой после того, как он вырезал момент с ядерным взрывом. В общей сложности его фильмы собрали у экранов около 600 млн зрителей! Песни из фильмов Гайдая стали шлягерами, а диалоги моментально разошлись на цитаты, знакомые практически каждому жителю постсоветского пространства. Любила Гайдая и отечественная кинокритика. Отзывы с «позиций соцрелизма», упрекающие великого комедиографа в отсутствии глубоких общественных проблем, тонут в океане положительных оценок. Насмотренные советские кинокритики не могли не отметить многочисленные и остроумные отсылки к зарубежной киноклассике «бондиана», «К северу через северо-запад» Хичкока. Но главной наградой для режиссёра стала непреходящая на протяжении десятилетий зрительская любовь. Но данные с крупнейшей в мире базы данных о кинематографе IMDB опровергают это предположение. Десятки тысяч пользователей со всего мира ставят шедеврам Гайдая высочайшие оценки и пишут положительные рецензии. Творчество режиссёра, заставлявшего смеяться весь СССР, преодолевает языковые барьеры — этому в немалой степени помогает виртуозное обращение Гайдая с приёмами немого кинематографа. Показы проходят при почти полных залах, сообщает директор Русского дома и почётный консул РФ в Тривандруме Ратиш Наир.
Помните самого молодого лесоруба из бригады Ильи Ковригина — того, который кричал «Яичница горит! Его-то как раз и сыграл Крыченков. Еще одна малоизвестная работа Леонида Гайдая — короткометражная комедия 1958 года «Жених с того света». Это история о бюрократической ошибке, из-за которой живого человека стали считать умершим. В итоге ему пришлось добывать себе справку о том, что он еще жив. Комедия о бюрократизме изначально должна была стать полнометражным фильмом, но ее подвергли серьезной цензуре и огромное количество материала пошло под нож. В одном из эпизодов роль беременной женщины, которой также из-за бюрократической ошибки в справке написали неверный пол, сыграла Римма Шорохова. Она родилась в поселке Кузино, что под Первоуральском в 1926 году. Ее отец был машинистом в депо. Она, кстати, была замужем за Владимиром Гуляевым, тоже свердловчанином, засветившимся в фильмах Гайдая. Но брак их продлился недолго. Одна из самых известных ее ролей — Аля Алешина из «Весны на Заречной улице», где вместе с ней играл Николай Рыбников, например.
Ответ был ожидаем. После актер рассказал забавные истории из опыта совместной работы с режиссером. По словам Каневского, Леонид Иович был «удивительный тип». В его фильме «Бриллиантовая рука» артист сыграл контрабандиста-аптекаря, который накладывал гипс главному герою Семену Семеновичу в исполнении Юрия Никулина. Леонид Гайдай, 1968 г. Когда утвердили на «Мосфильме», радости не было предела. Просто счастье, особенно с учетом огромного количества претендентов даже на самую крошечную роль в ленте знаменитого режиссера. В то время с «Мосфильмом» сотрудничал самый модный московский портной Соломон Затирка. Его знали все, на снятие мерок Каневский отправился с воодушевлением. Потом улетел на гастроли в Свердловск, а оттуда — прямиком в Баку на схемки «Бриллиантовой руки».
Золотой век Леонида Гайдая
Леониду Гайдаю 100 лет: кто из свердловских актеров снялся в его фильмах - Новости | Премьера советского комедийного фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», снятого режиссером Леонидом Гайдаем, состоялась 23 июля 1965 года. |
Исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая | Этот фильм стал последним в карьере режиссера и сценариста Леонида Гайдая. |
Ночь кино: открытие фотовыставки к 100-летнему юбилею Леонида Гайдая на Страстном бульваре
Леонид Гайдай - биография и личная жизнь режиссера | Еще одна малоизвестная работа Леонида Гайдая — короткометражная комедия 1958 года «Жених с того света». |
ГайдайЦентр — первый в стране музей Гайдая | В сложнейшем жанре — комедии — Леонид Гайдай был настоящим мастером и лучшим представителем этого направления советского времени. |
Как Леонид Гайдай отказал Трампу: режиссеру исполнилось бы 100 лет
Но те из фронтовиков, кто не был убит подо Ржевом, говорили, что каждый день той операции вполне можно было бы засчитывать не простыми фронтовыми: день за три, а и день за шесть, как кадровому составу штрафбатов. Это были жестокие бои на изнурение. И, может быть, именно поэтому талантливый киномастер так не расположен был вспоминать ту ужасную пору, что она прошлась по его душе значительно болезненнее, нежели солдатское боевое ранение. В письме брату из госпиталя Леонид Гайдай вспоминал: «Иду, тяжело тащить «языка»! Передал его другому - нас там пять человек в поиске было - приотстал от усталости. Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я ее - раз, и цепляю ногой! А это - натяжка от мины». Разведчики своего не бросили, дотащили до окопов. Из сопроводительной медицинской карты: «Сержант Леонид Иович Гайдай 20 марта 1943 года был ранен осколком мины в правую стопу с повреждением кости, движение пальцев отсутствует.
На стопе имеется незаживающая язва. Над ногой сержанта Гайдая военные хирурги потрудились основательно - ему грозила ампутация. Пять хирургических операций в пяти госпиталях. Как рассказала санитарка госпиталя Нина Гонопольская, которой в 1943-м году было 17 лет, ей очень запомнился веселый молоденький сержант - заводила госпитальной художественной самодеятельности.
Я попытался как-то вывести Гайдая на военную тему, но он не стал ничего рассказывать. Леонид Иович не очень интересен критикам, организаторам тусовок, потому нечего о нем сказать, кроме того, что он был гениальным народным режиссером. Ни один Новый год без них не обходится. С самого утра идут «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука»… Но у культурной элиты свои звезды и вершины. Сколько Гайдая поливали при жизни за фильмы, которые сегодня не сходят с экранов! А как ему за «Инкогнито из Петербурга» присвоили третью категорию!
Ну, неудачный фильм, но зачем же унижать человека, который кормил весь советский кинематограф? Зачем обращаться с ним, как с провинившимся мальчишкой? И никаких призов у него не было. Он был народный артист СССР, слава богу. Если бы и звания не дали, то это было бы совсем уже хамство. Гайдай был режиссер, о котором говорили через губу. Не народ, конечно, а коллеги. Неужели никто из влиятельных людей во власти ему не симпатизировал? Леонид Иович был малообщительным человеком. Ну что в очередной раз рассказывать о том, что в жизни он не был похож на режиссера?
Гайдай был высоким, сутулым, с седым хохолком, не мрачным, но и не улыбчивым. Он совершенно не был похож не то что на режиссера, а вообще на кинематографиста. Особенно по сравнению с ярким, буйным, фонтанирующим Эликом Рязановым. Мы жили рядом, и можно было видеть, как Гайдай шел с маленькой собачкой на рынок. Он ничем не отличался от прочих покупателей. Его жена Нина Павловна Гребешкова посылала его покупать мясо и рыбу. Лучше Гайдая в семье никто этого сделать не мог. Но забить гвоздь, ввинтить лампочку — это не по его части, это все Нина. Она вообще боевая, была даже председателем того кооператива, где они жили. У нее и сейчас ясный ум, прекрасная речь.
Когда я ей позвонил и сказал: «Готовься, будет юбилейный вечер в честь 100-летия Леонида Иовича в Доме кино», она очень смешно ответила: «А зачем? Лени же уже нет». Они любили друг друга. Это была чудная пара… — Больше сорока лет вместе? Когда мы втроем сочиняли сценарий, наш одесский кавээнщик Юра Волович начинал дремать в кресле, но в нужный момент просыпался и выдавал гениальную репризу. Для этого мы его и взяли, потому что сами этого делать не умели. Я сидел записывал. Гайдай руководил процессом. Вот мы обо всем договоримся, разойдемся по домам, а на следующий день приходит Гайдай — не каждый раз, но бывало, — и говорит: «Нинок сказала, что здесь мы неправильно сделали». Он ее Нинок называл.
То есть Леонид Иович приходил домой и все, что мы придумали, выкладывал. Если Нинок сказала, что это не так, то мы все начинали придумывать заново. Не подумайте, что Гайдай был подкаблучник. Нина была творческим мотором, руководила семьей. Может быть, ездил отдыхать в недоступные обычным людям места? Иногда они с Ниной Павловной выезжали за границу в составе киноделегаций. За пять лет нашего тесного общения не помню, чтобы он куда-то поехал с семьей, дочкой, внучкой. У них была дача — советские шесть соток, щитовой домик, который потом сгорел, и уже Нина занималась его обустройством. Дачу Леонид Иович любил. Драматическое воспоминание связано с тем, как он лежал в клинике с воспалением легких.
Нина его постоянно опекала.
Но, когда стрелковый батальон выполнял боевую задачу, разведчики воевали вместе со всеми в качестве стрелкового подразделения. Так было и 14 декабря 1942 года. В журнале боевых действий полка о том дне сказано: «В 10. Убито 130 солдат и офицеров противника, 5 взято в плен. Потери: убито 15, ранено 35 человек».
Да, воевал Леонид Гайдай всего чуть больше четырех месяцев. Но те из фронтовиков, кто не был убит подо Ржевом, говорили, что каждый день той операции вполне можно было бы засчитывать не простыми фронтовыми: день за три, а и день за шесть, как кадровому составу штрафбатов. Это были жестокие бои на изнурение. И, может быть, именно поэтому талантливый киномастер так не расположен был вспоминать ту ужасную пору, что она прошлась по его душе значительно болезненнее, нежели солдатское боевое ранение. В письме брату из госпиталя Леонид Гайдай вспоминал: «Иду, тяжело тащить «языка»! Передал его другому - нас там пять человек в поиске было - приотстал от усталости.
Все уже прошли, а я иду, еле ноги волочу. И смотрю: проволочка какая-то. Я ее - раз, и цепляю ногой! А это - натяжка от мины».
Председатель Госкино Романов заявил: «Эта антисоветчина выйдет только через мой труп». Один из сценаристов сказал шепотом другому: «Тоже вариант», и лишь усугубил ситуацию. Романов в отместку решил положить фильм на полку. Но в понедельник Романов заявил, что картине присвоена высшая прокатная категория. Что же повлияло на его мнение? Оказывается, вечером в пятницу, когда в здании Госкино остался лишь дежурный, позвонил помощник Брежнева и попросил прислать на выходные на дачу генерального «что-нибудь новенькое». Дежурный днем отдыхал перед ночной сменой, о скандале не знал, и отправил комедию, которой публика еще не видела. Брежнев смеялся до слез, а потом позвонил Романову и поздравил с прекрасной работой. Леонид Гайдай снял очень легкую комедию про мужчину, из которого сделали сенсацию, обнаружив у него тридцать третий зуб. Один эпизод стал виной тому, что едва выйдя на экраны, фильм был запрещен к показу.