Гештальт-терапия – особое направление в практической психологии, которое помогает людям закрывать такие гештальты. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Его философия и подход позволяют гештальт-терапевтам дать клиенту возможность создавать отношения с другим человеком через диалог. Суть в том, чтобы увидеть другого человека как субъекта со своими ценностями, смыслами, мировоззрением и чувствами. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Слово «гештальт» сегодня очень популярно – Самые лучшие и интересные новости по теме: Гештальт, интересно, психология на развлекательном портале
Гештальт – Что Это Такое В Психологии?
И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1. Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями».
Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке. Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию.
Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода. Как только появляется более тесная связь, человек разрывает союз и уходит.
Более поздние авторы добавили к этому списку еще несколько пунктов, но они выступают лишь как варианты к четырем инвариантным механизмам.
К примеру, в литературе можно встретить такие понятия как «дефлексия» избегание контакта за счет сброса энергии возбуждения и «эготизм» выстраивание жестких границ, как у чеховского «человека в футляре» , которые объединяются общим понятием «ретрофлексия». В конечном итоге, настолько, насколько опыт каждого человека уникален, уникальными являются и его способы прерывания. И настолько, насколько все люди похожи как представители одного биологического вида, мы способны описать главным образом — в целях диагностики наиболее общие механизмы, не позволяющие клиенту проходить цикл контакта от начала и до конца. Итак: Интроекция — это «глотание без пережевывания». По сути — принятие некоего «слипшегося», не проясненного до конца утверждения, кусочка чужого не моего! Например: «Не суй два пальца в розетку!
Или: «Все мужики — гады! Хотя при этом надо иметь в виду, что, допустим, интроецированные правила поведения в рамках своей культуры способны подсказать человеку способ действия в непредвиденной, стрессовой ситуации, а доведенные до автоматизма навыки вождения автомобиля — спасти жизнь водителю и другим участникам дорожного движения. Проекция — это перенос на Другого того, что я чувствую в чем нуждаюсь сам. Хотя, с другой стороны, именно благодаря проецированию мы оказываемся способны понимать и до некоторой степени предугадывать поведение окружающих людей. Ретрофлекция буквально означает «разворот назад» от лат. Это возвращение себе того, что изначально было адресовано миру.
Я злюсь из-за того, что не успел на общественный транспорт, и обращаю эту злость на себя, делая вывод: «Вот какой я ужасный невезучий человек! Слияние confluence — очень позитивное ощущение. Ребенок изначально «слит» с матерью. Только так он способен выжить. Но что происходит, когда взрослый человек, теряя границы собственного «Я», хочет слиться с кем-то или чем-то другим припасть к груди? Все случаи зависимостей и созависимостей связаны как раз с прерыванием контакта по типу конфлюэнции.
Однако полноценный, приносящий удовлетворение секс без слияния вряд ли возможен. В целом, мы предполагаем, что изначально, в детстве, любая форма прерывания была творческим способом адаптации к повторяющимся ситуациям. Если мать не переносит криков ребенка, ребенок научается не кричать ретрофлексирует проявление собственных эмоций. Если родители винят в проблемах кого угодно, только не себя, ребенок — дабы избежать конфликта — начинает делать то же самое. Прерывания потому и не осознаются, что человек «изобрел» их сам. Это привычный, «естественный» для него способ реагирования.
И задача терапевта — помочь клиенту осознать, в каком месте и каким образом он себя прерывает, поддержать его способность к экспериментированию и живому, творческому приспособлению к ситуациям, каждая из которых является уникальной и неповторимой. С точки зрения Гештальта, полноценный контакт — это акт открытой, искренней коммуникации между «Я» и «Ты» именно так, как это описывал философ-экзистенциалист Мартин Бубер. Каждый из участников процесса обладает своими границами, мотивами, эмоциями, телесными ощущениями, способен их осознавать и предъявлять Другому. Как сказано в молитве гештальтиста у Перлза: «Я живу в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь в этом мире не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям. Ты — это ты.
И если нам случилось встретить друг друга — это прекрасно. Если нет, то ничего не поделаешь». Принцип реалистичности Гештальттерапевт следует принципу реалистичности. Представьте, приходит к нему 70-летняя старая дева и жалуется, что у нее никогда не было опыта сексуальной близости. Перед терапевтом встает вопрос: что с этим делать? Он не может изменить реальность, он не может превратить 70-летнюю женщину в 20-летнюю!
Нужно искать какой-то другой подход… Мы не способны объять необъятное. Из множества тем, которые клиент предъявляет на сессии, терапевт вынужден выбрать что-то одно. Терапевт может лишь надеяться: если один из паззлов встанет на место, остальные тоже как-то переформатируются. То есть картина мира у клиента изменится, даже если мы вместе с ним сможем передвинуть всего один элемент. В действительности, какой из элементов системы будет выбран, — зависит от множества причин: от тренированности терапевта, от его и клиента актуального состояния, от того, насколько доверительные отношения установились между клиентом и терапевтом, от случая, от того, на чем здесь и сейчас готов сфокусироваться человек и т. Нам все равно не удастся действовать сразу во всех направлениях.
Мы используем системный подход, предполагая, с одной стороны, что целое всегда больше суммы его частей, а с другой — что изменение любой части ведет к изменению целого. В этом особенность гештальт-методологии — пристальное внимание к деталям, связанным с процессом детализация. Как человек откликается на происходящее, что он чувствует, как это отзывается в его теле, что он думает?.. Очень-очень подробное прохождение всех этапов контактного процесса. Без пропусков, без лакун. Еще одна особенность гештальт-метода — стремление не оценивать то, о чем говорит человек.
Как только терапевт начинает оценивать факты с позиции «хорошо-плохо», «должно быть так» или «так не должно быть», он перестает думать. Не говоря уже о том, что тот, кого оценивают, переживает множество эмоций, не имеющих отношения к терапии, к тому, что происходит между двумя людьми здесь и сейчас. Приведу пример неосознанной оценки. Клиент рассказывает терапевту, что его клиента ограбили на улице. Буквально: «Жизнь или кошелек! Он говорит: «Наверное, вы очень сильно разозлились?
Не потому, что он действительно разозлился, а потому, что он вроде бы должен был нечто такое почувствовать. На самом же деле, человек испытал сильнейший страх, а вовсе не злость. И работать здесь нужно было бы с травмой, позволив жертве прожить до конца мысли, импульсы, эмоции, которые были прерваны. Тогда, возможно, у клиента через некоторое время возникло бы и чувство злости, и желание восстановить справедливость. Терапевт в нашем случае сильно поторопился. Он сразу же оценил ситуацию.
И что произошло с клиентом? Он почувствовал стыд за то, что не отреагировал в соответствии с «нормой» «мужчина должен…» , и, конечно, да, стал говорить, будто он испытывает злость и хочет справедливости. Получилось не «я чувствую», а «я должен чувствовать». Ситуация «законсервировалась», она не была завершена. И, добавлю, клиент стал меньше доверять терапевту, поскольку последний взял на себя роль педагога, который склонен воспринимать человека не таким, какой он есть, а таким, какой он должен быть. То есть, разумеется, терапевт не может совсем не иметь собственной позиции, совсем никак не оценивать то, о чем ему говорят.
Дело не в этом. Дело в том, что терапевт обучается переводить внимание на процесс, стараясь не пропускать его этапы и фокусируясь на деталях на их проживании , а не на оценке целого. Кстати, понимание того, как все это происходит, сильно меняет и саму оценку происходящего! Диагностика и терапия В отличие от клинической психологии, диагностика в психотерапии достаточно сильно зависит от направления, которого придерживается терапевт Гештальт, транзактный анализ, психоанализ и проч. Все дело в том, что клинический психолог и психотерапевт пытаются ответить на разные вопросы. Диагностика для клинического психолога — это постановка диагноза и составление прогноза.
Примерно тем же самым занимаются психологи, отвечающие за профориентацию, подбор персонала, выявление лжи при тестировании сотрудников компании или кандидатов на должность и т. Такая диагностика основана на том, что человек сравнивается с другими людьми. Говоря упрощенно, его как бы помещают в некую более или менее широкую группу шизофреники, социопаты, люди с органическими нарушениями, без органических нарушений…. Благодаря клиническому опыту мы знаем, что у людей из определенной группы возникают те-то и те-то проблемы, прогноз — такой-то, показаны те-то и те-то методы лечения. Для терапевта, занятого консультированием и психокоррекцией, подобного рода диагностика интересна, но, в общем, не очень нужна. По сути, любая психотерапия занимается не лечением, а восстановлением способности человека к контакту с самим собой и окружающим миром другое дело, что восстановление контакта может стать частью лечения, например, при психических расстройствах.
Поэтому, кстати, в большинстве терапевтических направлений не используется слово «пациент». Его заменяют словом «клиент», подчеркивая тем самым, что мы не лечим, а оказываем услуги по психокоррекции. Смысл диагностики для нас, прежде всего, состоит в том, чтобы понять, какие элементы психической системы конкретного человека мы будем считать здоровыми и значит, постараемся поддержать , а какие — патологическими тут мы попытаемся научить клиента как-то это компенсировать или реорганизовать. Для психотерапевта важно не отнесение человека к определенной категории, а то, как он сам понимает источник своих проблем. В связи с тем, что рассказывает о себе клиент, мы можем спросить: «Как вы думаете, как такое происходит? Мы начинаем видеть его картину мира, его модель, объясняющую, почему ему плохо.
Такая диагностика очень важна при психотерапии, поскольку от картины мира зависит, как действует человек, какой помощи он ищет. Для нас важно, что модель взаимоотношений с миром одновременно и объясняет человеку происходящее с ним, и запутывает его. Коль скоро он пришел к терапевту, значит, в этой модели есть противоречия, есть пропущенные мысли, которые сам клиент не видит. И первое, что, на мой взгляд, должен сделать терапевт в плане диагностики — максимально прояснить картину мира структуру взаимоотношений с миром своего клиента, поскольку от этого зависит стратегия и тактики дальнейшей работы. Концепция здоровья и психосоматика В отношении физических заболеваний мы исходим из концепции биологического здоровья человека и способности организма поддерживать свое физическое функционирование. Мы предполагаем, что изначально то есть в соответствии с биологической природой человека , все физиологические и психические регуляторные механизмы функционирования, внутреннего взаимодействия гомеостаза и способности к организации внешней деятельности достаточно сбалансированы для того, чтобы человек мог приспособиться адаптироваться к любой ситуации.
Тут опять нам придется вспомнить про первичную и вторичную сигнальные системы. Первичная система позволяет произвести самую общую и, скажем так, «грубую» настройку на изменение окружающей среды. Однако высшим животным и, в особенности, человеку, требуется настройка гораздо более тонкая. За нее как раз и отвечает вторичная система. Чтобы как-то адаптироваться в новых условиях, человек должен понять происходящее, он должен назвать процесс каким-то словом, обозначить его образно, метафорически… Тогда приспособление становится более качественным. Однако этот баланс систем сам по себе очень хрупок, тем более, когда речь заходит об отношениях между близкими людьми.
Представьте, ребенку жарко. Именно так он и говорит маме: «Жарко! Ты просто капризничаешь! Первичная система сигнализирует: жарко! Вторичная система обрабатывает сигнал: «Мама сказала: не жарко! В результате формируется некоторый сложный по композиции процесс остановки и «запутывания» импульсов активности.
Если мы используем термин «интенция», то заметим, что борьба побуждений и попытка сориентироваться ведет в результате к тому, что интенция теряет свою форму. Развивается «обратное направление внимания». Некоторые эффекты, связанные с такого рода изменением направления, психологи называют аутоагрессией: «Я злюсь на себя за то, что чувствую жару, и что мне дискомфортно». Энергия в результате не направляется вовне, не реализуется в форме активного поведения, которое вело бы к изменению ситуации, энергия направляется внутрь себя потому что у меня в голове возникает фигура матери, но «на мать злиться нельзя! В гештальт-подходе эти эффекты «разворота интенции» замечаются, прежде всего, как проявления напряжения в теле и обозначаются термином «ретрофлексия». В результате развивается психосоматический симптом.
В нашем представлении, все заболевания, в которых присутствует психический компонент, есть результат неудачной избыточной или недостаточной регулировки со стороны второй сигнальной системы. Значит, задача психотерапевта — поспособствовать тому, чтобы клиент нашел новый способ регулировки, в большей степени отвечающий ситуации «здесь и сейчас». Во всяком случае, не препятствующий мозгу проводить внутреннюю саморегуляцию организма.
И мало того, что её саму достаточно сложно изучить и усвоить, так ещё и на практике она не проявляется слишком явно. То есть, терапевт что-то делает, опираясь на эту базу, но снаружи видно только «что-то делает». Отсюда появляются корявые интерпретации, мифы и стереотипы. Естественно, и сами обучающиеся в процессе могут не всё правильно понять и усвоить. Но ведь это в любом образовании так работает: правильное понимание и применение освоенного навыка переходит в отвественность его применяющего. Студент может сам поработать над углублением своего понимания, для этого есть и список литературы, и практикующие опытные коллеги-преподаватели. Затем он будет сдавать экзамены, проходить практику и проверки, получать супервизии, как раз для того, чтобы свои навыки отработать, и понять, где ещё чего подтянуть.
Или, что он уже готов к работе. И именно поэтому практический подход к обучению в МГИ я считаю топовым: сразу пробудешь, и сразу задаёшь вопросы, и потом снова пробуешь — усвоение информации и навыков идёт сразу на всех уровнях. А на практике отработали? А теперь — поняли? Именно поэтому у любой профессии существует система оценки качества и критерии оценки специалиста. Да, и у психотерапевтов — тоже. Но я не хочу сейчас углубляться в технические дебри, потому что это усложнит картинку и не даст практической пользы, а лучше дам: Понятные критерии оценки непонятного Здесь считаю важным упомянуть критерии, на которые имеет смысл обращать внимание клиенту в терапии любой : Соблюдает ли терапевт Этический кодекс есть ещё свой отдельный у гештальтистов , по стандартам Европейской ассоциации? Сюда входит и соблюдение границ, и сеттинг, и конфиденциальность. Почитайте, это поможет лучше ориентироваться в процессе. И да, при нарушении предусмотрена возможность обращения в Этический комитет.
Но сейчас об этом не будем. Определён ли запрос, над которым вы работаете? Да, он может видоизменяться, развиваться, уточняться, но он должен быть. И его изменение и трансформация тоже обсуждаются. Может ли терапевт в моменте ответить, что он делает, и зачем? Какая у него стратегия и тактика? Нормально, когда не называются точные сроки этих планов, но сами планы должны быть. Хотя бы ответ на «Какую задачу мы сейчас решаем? Выстроен ли процесс «присваивания результата»? Субъективное тоже имеет значение: Насколько вам комфортно и доверительно?
Подходит ли вам лично этот человек? Возможно, вы что-то на него проецируете, что может помешать работе, хотя и не будет иметь лично к нему никакого отношения. Оценивая работу по этим критериям, не обязательно погружаться в дебри глубокого понимания метода любого. Можно, конечно, погрузиться. Но зачем? Ведь в том посте, который поджёг мой зад, основной замес непонимания пошёл из того, что клиент думал, что он понимает, как работает метод при этом имея искажённое понимание , и повесил неудачи в работе именно на метод не «этот специалист мне не подходит», а «этот ваш гештальт — лажа, и мне не подходит». В то время как вышеупомянутые объективные критерии вообще остались за кадром. И осталось непонятным, что именно в работе пошло не так, и как участники процесса разделили ответственность. Особенности обучения гештальту в России на примере МГИ Московский Гештальт Институт , если смотреть на него снаружи, выглядит довольно мутно. Кто-то даже говорит «секта».
Нихрена непонятно, какие-то странные ступени, что вообще происходит. Но, если отойти от условностей, то становится понятно, почему оно так, как есть. То, что они делают, я даже не представляю, как можно легализовать в образовательной системе нашей страны. Помимо легализации необходимо было соответствовать стандартам международной ассоциации ГТ. Но как-то они это легализовали, и на том спасибо. В самые подробные подробности вдаваться не буду, и так большая статья получается. Требуйте у автора отдельный материал по теме. Преподают матёрые гештальтисы с горами опыта за плечами сертифицироваться на тренера довольно сложно, там куча требований и критериев, плюс вредная неподкупная комиссия. Первая ступень Практика начинается с первых же дней первой ступени, которая длится около года. Да, первая ступень по идее «клиентская», и проходит в формате терапевтической группы, но и там уже дают часть теории по групповой и личной терапии посмотрите, вот сейчас происходит то-то и то-то, а после мы будем делать вот это, для вот этого.
Подача идёт плотно, и время между трёхдневками как раз нужно для того, чтобы как следует у себя всё в голове и психике разложить. Особенно на второй ступени это становится заметно. После первой ступени обучающийся принимает решение, хочет ли он становиться именно терапевтом, то есть сам работать с клиентами. Те, кто пошёл дальше, на вторую ступень, уже намерены именно практиковать, как психотерапевт. И в идеале за этот год должны разобраться с собственными клиентскими тараканами, чтобы не тащить их в работу не обязательно прям всё починить, но взять в работу в своей личной терапии, и ловко «выносить за скобки» в работе с клиентами. Вторая ступень На второй ступени сразу начинают наваливать не только практики терапевт-клиент, но и теории, от души. Нам читают лекции, и мы эту базу тут же на практике отрабатываем, задаём вопросы, разбираем, получаем супервизии. Появляются учебные «тройки» — для отработки материала между встречами. Длится эта ступень от 3 до 4 лет, в зависимости от распределения трёхдневок. Появляется обязательство по добору различных часов к сертификации: посещение интенсивов, конференций, личной и групповой терапии, супервизий, специализация.
Дохрена всего, и овердохрена практики. Конечно же, есть и список литературы, который поможет эту базу понять более полно и глубоко. Но его поглощение остаётся на совести студента. Я, как задрот-душнила, пропускаю всю теорию через свои привычные фильтры «научноподходчика», и обязательно вникаю, как это соотносится с нейробиологией, нет ли противоречий. И пока не нашла их. Плюс, мне нравится само целостное восприятие человека: понятно, что внутри нас суп из гормонов и прочая система систем, но давай посмотрим, как это всё вместе работает, и как в текущем моменте выстреливает какая-то недопрожитая ситуация или противоречащее реальности убеждение, усвоенное в детстве. Очень творческий процесс получается. Красивый, но при этом эффективный. Приглашённые звёзды Иногда приглашают специальных тематических тренеров, так как у трёхдневок появляется тематическая направленность. И этот тематический тренер обычно крут в области заявленной темы, с десятками лет стажа и кучей наработок.
Вот уж кто точно сможет нормально объяснить все нюансы и ответить на вопросы. Например, «Теорию привязанности» разбирали с Еленой Бочкарёвой , и впечатления от той трёхдневки до сих пор будоражат. Всё, что я уже знала по ТП, пересобралось за те 3 дня в изящную структуру, стали видны незамеченные ранее взаимосвязи, заполнились пробелы, и вообще braingasm полный.
Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта. Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства.
Например, клиент жалуется на то, что его игнорируют другие люди, они воспринимают его формально и не включённо. Если у терапевта реакция была похожей, он может сказать так: «Похоже, слушая вас, я тоже борюсь со скукой и сонливостью. Давайте попробуем разобраться, что происходит между вами и другими людьми, что вызывает у всех нас схожие реакции». В этой ситуации клиент лучше осознает свои способы влияния на других людей. Ну, и при чём тут буддизм? Фриц Перлз увлекался дзен-буддизмом и провёл два года в дзенском монастыре в Японии.
Практики внимательности и осознанности, парадоксальный инструментарий, фокус на присутствии «здесь-и-сейчас» делают гештальт-терапию и буддизм фундаментально похожими. В обеих системах совершенно точно знают, что автоматические действия паттерны, сценарии, иллюзии являются противоположностью осознанности, и работают над тем, чтобы эту осознанность укрепить.
Гештальт организации – методология развития команд и разрешения проблем
Все, казалось бы, разрешилось, но некоторые моменты и переживания всплывают в памяти снова и снова, вызывая порой не самые приятные чувства. В психологической практике такое явление называют незакрытым гештальтом. Как «завершить» пережитые ситуации и почему они могут оставаться «открытыми», попробуем разобраться в этой статье.
Он не спрашивает «почему», но спрашивает «как» вы чувствуете, как проживаете непосредственный опыт. Гештальт-терапевты много внимания уделяют физиологическим проявлениям клиента и его психолингвистике: речевые обороты, странные интонации, язык тела. Фиксируя эти феномены в себе, клиент развивает самонаблюдение и начинает лучше осознавать сценарии поведения, устанавливает контакт с собой, с собственным телом и перестаёт испытывать напряжение от тревожащих его ситуаций. Это своего рода психотерапевтическая репетиция полного присутствия в моменте.
Новый опыт восприятия себя и даёт толчок к изменениям. Перлз называл такой подход холистическим и организмическим, когда исследуется целостный организм: «Гештальт-терапия добралась до невербального опыта. Она ставит тело с его движениями и чувствами на тот же уровень, что и душу с ее абстрактным мышлением и вербальными символами». Чего ждать от терапевта? Гештальт — одно из гуманистических направлений, поэтому терапевт здесь не выступает экспертом в чувствах клиентах, он скорее подбирает подходящую оптику для того, чтобы человек мог взглянуть на ситуацию под другим углом. Клиент и терапевт вместе исследуют то, что возникает в терапевтическом пространстве — и это не только чувства клиента, но и непосредственные реакции терапевта.
Гештальт-терапевт делится собственным откликом на рассказ клиента, и это помогает клиенту лучше осознавать не проговоренные чувства.
Фрейд до Перлза не снизошел, поэтому разговора не получилось. Свои мысли и идеи Перлз изложил в книге, получившей название «Эго, голод и агрессия» и подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда». В 1966 году книга была переиздана. На этот раз подзаголовок был иным: «Начало гештальт-терапии». В 1946 году Перлз бросил дом, работу и семью в Южной Африке.
Он перебрался в Нью-Йорк, где вместе с единомышленниками создал институт гештальт-терапии. Знакомство с гештальт-терапией лучше всего начинать именно с этой книги: она дает прекрасное представление о личности Перлза и потому является ключом ко всему его научному наследию. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее. Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения.
Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей. Зрелость — это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Жалость — участие наиболее отдаленное, и мы утверждаем, что по большей части то, что называется жалостью, на деле есть замаскированное злорадство. Вербальное общение обычно лживо. Настоящее общение находится за пределами слов. Чем меньше мы уверены в себе, тем меньше мы соприкасаемся с собой и с миром, тем больше мы хотим контролировать.
Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх. Контролирующий себя человек всегда обладает диктаторскими наклонностями. Мазохист — это человек, который боится боли и приучает себя терпеть ее. Одиночество — это быть одному, плюс поток дерьмовых мыслей. Заповедь Фредерика Перлза Фридрих Перлз, безусловно, был выдающейся личностью.
Он не принадлежал ни к одной школе, хотя внимательно следил за тем, что делали коллеги по цеху. Всегда был открыт для новых идей и готов идти дальше, не цепляясь за старое.
Именно Гольштейн увлек Перлза идеями гештальт-психологии.
После прихода к власти Гитлера Перлз эмигрировал в Голландию. В 1934 году он переехал в Южную Африку, где создал Южноафриканский институт психоанализа. В 1936 г на собственном самолете пилотом был он сам!
Перлз прилетел на конгресс в Прагу, чтобы встретиться с Фрейдом, которого считал своим учителем. Фрейд до Перлза не снизошел, поэтому разговора не получилось. Свои мысли и идеи Перлз изложил в книге, получившей название «Эго, голод и агрессия» и подзаголовок «Ревизия теории и метода Фрейда».
В 1966 году книга была переиздана. На этот раз подзаголовок был иным: «Начало гештальт-терапии». В 1946 году Перлз бросил дом, работу и семью в Южной Африке.
Он перебрался в Нью-Йорк, где вместе с единомышленниками создал институт гештальт-терапии. Знакомство с гештальт-терапией лучше всего начинать именно с этой книги: она дает прекрасное представление о личности Перлза и потому является ключом ко всему его научному наследию. Неспособность людей принять это напряжение заставляет их планировать, репетировать, пытаться обеспечить свое будущее.
Каждый раз, когда вы играете беспомощного, вы создаете зависимость, вы играете в зависимость. Другими словами, мы делаем себя рабами. Особенно если это зависимость от самоуважения.
Если вы нуждаетесь в одобрении, похвале, обратной связи от каждого, тогда вы каждого делаете своим судьей. Зрелость — это переход от опоры на окружающих к опоре на самого себя. Жалость — участие наиболее отдаленное, и мы утверждаем, что по большей части то, что называется жалостью, на деле есть замаскированное злорадство.
Вербальное общение обычно лживо. Настоящее общение находится за пределами слов. Чем меньше мы уверены в себе, тем меньше мы соприкасаемся с собой и с миром, тем больше мы хотим контролировать.
Гнев, который не вышел наружу, не вылился свободно, превращается в садизм, в стремление к власти и другие виды пыток. Избегая осознания своей агрессивности, вы вносите в свою жизнь страх. Контролирующий себя человек всегда обладает диктаторскими наклонностями.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Что такое гештальт в психологии. Гештальтпсихология – это направление психологии, ставящее перед собой цель объяснить процессы мышления, восприятия. Сама суть гештальт-подхода, описанная в посте, при этом была извращена до предела. Гештальт-терапия – это одно из направлений психотерапии, в центре которого находится человек с его интересами, желаниями, свойственными исключительно для него формами поведения и эмоционального реагирования.
Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
Простыми словами о сложном психологическом термине рассказал основоположник гештальт-терапии Фредерик Перлз и психолог Блюма Зейгарник. Понятие гештальта в психологии. Впервые слово «гештальт» в таком значении использовал австрийский философ и психолог Христиан фон Эренфельс в конце 19 века. В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Третья по популярности — гештальт-терапия (основана на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах), ее предпочитают 26% специалистов. Гештальт-психология — это направление в психологии, возникшее благодаря идее Христиана фон Эренфельса и работам немецких ученых Макса Вертгеймера, Курта Коффке и Вольфганга Кёлера в начале XX века. 1 Гештальт-психология и гештальт-терапия.
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Насколько счастливым будет такой брак? Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше.
Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых? Как закрыть гештальт Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит.
Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии. Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Как здесь можно помочь?
Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом.
Искусство: Гештальт-подход используется в искусстве для создания эффектов визуального воздействия и передачи эмоций через композицию, форму, цвет и пропорции. Принципы гештальта помогают художникам создавать гармоничные и привлекательные образы, которые вызывают определенные впечатления и восприятие у зрителя. Маркетинг и реклама: Гештальт-подход используется для создания эффективных и запоминающихся рекламных материалов. Принципы гештальта помогают дизайнерам и маркетологам определить, как организовать элементы и структуру рекламы, чтобы привлечь внимание, передать ключевое сообщение и вызвать нужные реакции у потребителей. Образование и обучение: Гештальт-подход применяется в образовательных процессах для помощи в понимании и запоминании информации.
Учебные материалы и презентации, основанные на принципах гештальта, могут быть более понятными, легкими для восприятия и запоминания. Коммуникация и презентации: Принципы гештальта используются для создания эффективных коммуникационных материалов и презентаций. Они помогают организовать информацию в логические блоки, сделать ее более удобной для понимания и помогают поддерживать внимание аудитории. Это лишь некоторые примеры сфер, где гештальт-подход находит свое применение. Однако, в целом, гештальт-подход может быть полезным в любой области, где восприятие, организация информации и визуальное воздействие играют важную роль. Понятие «гештатьт» Гештальт — это термин, который описывает основные принципы организации и восприятия информации в человеческом мозге. Слово «гештальт» происходит из немецкого языка и означает «форму» или «структуру».
Основная идея заключается в том, что наше восприятие мира основано не только на отдельных элементах, но и на их взаимосвязи и организации в целостные образы или формы. Например, если у нас есть несколько точек на белом листе бумаги, наше восприятие склонно видеть их как группу или фигуру, а не просто отдельные точки.
Круг проявлений личностной аутоагрессии очень широк — от самоуничижения и самообвинения до нанесения себе повреждений, причинения боли и, в крайних вариантах, суицидальных действий. Помимо этого, феномен аутоагрессии представляется еще более загадочным, если не сводить его к клинической мазохистской интерпретации. Проведенные эмпирические исследования позволили ввести понятие «аутоагрессивный паттерн личности». Таким образом, становится очевидно, что аутоагрессия представляет собой не изолированную личностную черту или особенность, а сложный личностный комплекс, который обнаруживается на разных уровнях существования человека.
На воркшопе мы исследуем природу селфхарма у детей и подростков, выявим потребности и мотивы а также вторичные выгоды , ведущие к такому поведению, посмотрим на возможные пути помощи, как в стенах психотерапевтического кабинета, так и в условиях семьи. Возможно, есть шанс выразить безнадежность и беспомощность, одиночество и чувство пустоты, бессмысленность, стыд и вину другим способом… посмотрим, исследуем, попробуем. Подробнее о теме выступления Скрыть Наталья Староборова Клинический психолог, гештальт-терапевт, супервизор, член Европейской ассоциации гештальт терапии EAGT , действительный член Профессиональной психотерапевтической Лиги, опыт работы в частной практике более 20 лет. Тема лекции: Гештальт-терапевтический взгляд на автономию: работа SELF вместо сепарации В лексикон современного человека, не только гештальт-терапевта, прочно вошли термины, которые стали частью современной бытовой культуры: автономия, сепарация. Впервые термин автономия в паре с термином гетерономия ввел Жан Пиаже, чтобы описать движение зависимого ребенка к автономному взрослому, то есть движение к зрелости. Приблизительно в то же время Маргарет Малер разработала концепцию «сепарации».
В дальнейшем аналитически ориентированные психотерапевты развили этот концепт Э. Эриксон и провозгласили автономию одной из главных психологических задач современного человека, а сепарацию одним из основных инструментов ее достижения. Автономия была противопоставлена неразделенности с родительскими фигурами, слиянию, инфантильной, зависимой позиции. Человек, который может опираться на себя, быть независимым стал идеалом, к которому необходимо помогать двигаться в психотерапии клиенту. Движение от зависимости к автономии определилось как движение от инфантильности к зрелости.
Расскажите, кто вместе с Вами будет создавать процесс обучения?
И опираясь именно на эту идею, я приглашала преподавателей. Подавляющее большинство из них — люди, которых я знаю лично. Я видела, как они работают, наблюдала за их ростом. Часть людей — те, с кем я встречалась, может быть, вскользь, но они меня чем-то зацепили и поразили как профессионалы. На наших общих собраниях складывается очень теплая и веселая атмосфера. И точно есть связь между дисциплинами через преподавателей.
Процесс обучения выстроен логично, как бы по спирали. Мы начинаем с истории терапии, параллельно подключается дисциплина «Консультирование», чтобы каждый студент освежил в памяти либо узнал основные моменты по этой теме. Далее говорим про современное состояние гештальт-терапии, что тоже важно для построения профессиональной позиции консультанта в гештальт-подходе. Мы будем изучать базовые понятия и принципы гештальт-терапии, профессиональную этику. И постепенно выйдем на ознакомление с узкими направлениями. Будем говорить про работу с травмой, кризисами, использование творческих методов, рассматривать, как работает гештальт-терапия с семьей, с детьми и так далее.
Меня очень радует, что преподаватели готовы сотрудничать и взаимодействовать. Мы договорились, что, если какие-то интересные студентам темы будут всплывать в одной дисциплине, то другие преподаватели в своих курсах тоже каким-то образом коснутся их. За счет командной работы мы будем иметь целостную картину. Я с огромным вдохновением жду начала программы. Все, что будет подниматься в теоретической части, будет так или иначе отрабатываться в терапевтической группе. Это тоже практика.
Через активные методы обучения, дискуссии, обсуждение кейсов, анализ видео- или аудиоматериалов у нас получится собрать этот кубик Рубика. Возможность получить современные знания и опыт в удобное для себя время. Вы можете расположиться в комфортной локации и погрузиться в контакт со студентами и преподавателями, никуда не мчась, не опаздывая. Широкая география участников процесса — это тоже ценно. Я, например, в живу в Саудовской Аравии. И как бы я преподавала заинтересованным русскоязычным студентам, если бы не было онлайна?
Если у абитуриента есть сомнения, можно ли обучиться психологии через экран, то мой ответ: безусловно, можно. Конечно, чтобы какие-то гештальт-эксперименты разместить в онлайн-формате, придётся поискать подходящую форму. Но таких мало. Для большинства практик и техник ограничений нет. Сейчас очень много терапевтических групп проходит дистанционно. Индивидуально я консультирую, например, только в онлайн-формате, в силу своего места жительства.
Мы не можем прикоснуться к человеку, почувствовать запаха, вот и вся разница. В остальном наше восприятие работает точно так же. Среди Ваших специализаций есть телесно-ориентированная психотерапия. Расскажите немного о том, как она работает? Здесь важно знать, что все наши проявления, реакции, эмоции возникают в теле и там же сохраняются. Слышали такое понятие, как телесная память?
Человек может забыть, что с ним что-то происходило. Травматичное событие могло произойти в его младенчестве, когда в силу недостаточно развитого мозга и психики он мог просто не осознавать, что случилось. Но тело все помнит. Подготовка в области телесной терапии помогает мне строить терапевтические гипотезы в работе. А в жизни — избегать ненужного напряжения в отношениях или, наоборот, поддерживать близких, кому эта поддержка нужна. Когда ты понимаешь природу того, что происходит с человеком, тех проблем и ограничений, с которыми он сталкивается в себе, тогда бережливее к нему относишься.
В процессе терапии я много внимания уделяю телесным проявлениям и привлекаю к ним внимание клиентов. Бывает, человек, рассказывая что-то, меняется, начинает сутулиться, горбиться, у него вдруг сжимаются руки, появляется какое-то движение. В гештальт-терапии есть целое направление — работа с телом. Я отношусь к нему с большой любовью. Это всегда как музыка, как рождение чего-то нового, когда клиент через тело начинает осознавать свои подавленные эмоции, выражает их, вдруг вспоминает, с чем связано то, что он проживает телом. Более того, многие гештальт-эксперименты завязаны на теле.
Например, я могу предложить клиенту выразить что-то движением или усилением действия. Можно сказать, это прямой путь к эмоциям, к спрятанным, зажатым переживаниям. Есть такой феномен: неосознанное членовредительство, когда с человеком постоянно что-то происходит. То он ломает ногу, то руку, ударяется одним и том же местом. Все это — сигналы. Бессознательное что-то хочет нам сказать через тело.
И это то, с чем можно работать для разрешения внутренних проблем клиента.
Развитие гештальт-терапии. Современная гештальт-терапия. Часть 1
Удовлетворять потребности нужно. Для этого важно уметь распознавать их. Понимать, какие запросы важные и первостепенные, находить способы удовлетворения, устанавливать контакт и присваивать себе полученный опыт. Но это не всегда возможно. Человек способен прерывать себя сам, в силу своего травматического опыта или особенностей характера. Бывает, что не хватает опыта для решения какой-либо задачи. Например, человек не разбирается в интернете, не умеет пользоваться поисковиком и боится найти информацию.
Тогда может получиться, что его интерес — узнать больше о чём-то — останется неудовлетворённым. Или он спросит у некомпетентного знакомого и, не получив достаточно информации, тоже останется не удовлетворён. В дело вмешиваются внешние факторы: стихийные бедствия, болезни, аварии и т. Здесь многое будет зависеть от способностей человека выносить напряжение возникших переживаний и творчески приспосабливаться к обстоятельствам. Например, отключили электричество, и человек, естественно, чувствует, раздражение. Не распознавая злость или не понимая её источник или опасаясь звонить специалисту, он может просто выплеснуть раздражение на близких.
Напряжение таким образом снять удастся, а вот удовлетворения всё-таки не будет. Чтобы его получить, нужно поступить конструктивно: набраться терпения и подождать, когда включат электричество. Или направить энергию возникшей злости на поиск другого источника информации. Также можно добиться решения проблемы от ответственного лица — электрика. Бывает и так, что закрыть гештальт невозможно, так как контактировать не с кем или не с чем. Например, часто случается, что человека, от которого мы хотели бы получить любовь и принятие, уже нет в живых… Фото: istockphoto.
Все эти чувства помогают человеку понять и принять то, что он не сможет удовлетворить свою потребность вообще или сделать это так, как ему хотелось бы. Тогда закрыть гештальт помогает именно процесс горевания. Как это помогает нашему психическому здоровью? Гештальт-терапия — это восстановление контакта человека с окружающей средой. Она помогает увидеть и понять, как ему удаётся и удаётся ли творчески приспосабливаться, как он избегает, прерывает или не завершает контакт. Техника восстанавливает способность к эмоциональным переживаниям, которые в современном воспитании часто подвергаются запретам, так как публичное выражение злости, горя, тоски, обиды, да и порой радости, нежности, любви и радости с трудом воспринимается окружающими.
Таким образом внутренняя жизнь человека достигает большего баланса, появляется возможность большей гибкости в принятии решений и проявления себя, а следовательно, повышается адаптивность. Читайте также: Когнитивно-поведенческая терапия — что такое, объясняем простыми словами С какими проблемами люди приходят к гештальт-терапевтам? Самые распространённые запросы: тревога, страх, ощущение небезопасности, вопросы неудовлетворённости собственной жизнью, состояния, близкие к депрессии, невозможность построить отношения и продвинуться по карьерной лестнице.
В гештальт-подходе выделяют три уровня потребностей, в которых человек чувствует нестабильность: Самая базовая — потребность в безопасности. При запросе человек может говорить, что ему страшно, тревожно, он находится в состоянии неопределённости. Второй уровень — потребность в принятии.
Она звучит так: «У меня не получается выстраивать отношения». Или «Меня никто не любит». Или: «Как построить отношения, чтобы они меня удовлетворяли?
Здесь могут быть запросы о преодолении финансового барьера или поиске новой профессии. Читайте также: Профориентация для взрослых: как найти призвание Какие приёмы использует гештальт-терапевт? В гештальте специалисты работают в диалоговом подходе, когда терапевт и клиент общаются как субъект с субъектом.
Такие отношения предполагают некоторое равенство и замечание индивидуальности друг друга. Это важно для доверительной и надёжной коммуникации. Помимо техники пустого стула, о которой мы рассказали выше, существует техника диалога полярностей.
Терапевт использует её, когда замечает, что у человека есть две противоположные точки зрения. К примеру, одна говорит, что пора менять работу, а другая — боится перемен. Клиенту предлагают по очереди побывать в обеих частях и заметить тенденции в своих внутренних процессах.
Тогда у человека появляется возможность выбора. Амплификация помогает людям, которые не понимают, что с ними происходит. Терапевт может обратить внимание клиента на ощущения в теле.
Если у человека зажаты скулы или напряжены кулаки, ему предлагают усилить эти ощущения и попробовать что-то сделать. Например, со сжатыми челюстями может появиться желание кричать: тогда становится понятнее, какие чувства скрываются за физическими ощущениями.
Но вот что же это означает на практике. Давай рассмотрим парочку реальных примеров.
Несмотря на их абстрактность, уверен, что ты точно узнаешь в них себя, близкого друга, родственника и еще парочку знакомых. Ведь такие ситуации происходят сплошь и рядом и часто мешают людям строить нормальные отношения, жить спокойно и наслаждаться жизнью. Сейчас песня Шуфутинского стала объектом мемов в сети, но это произведение — настоящий кладезь примеров незакрытого гештальта. Мужчина расстался с женщиной, но отношения они до конца не выяснили, ничего не проговорили.
Его эта ситуация бесконечно терзает. Он ходит грустный, а тут еще и злосчастный календарь работает как постоянный триггер: напоминает о дне, когда все у них было всерьез. Что значит закрыть гештальт для героя этой песни? Самостоятельно либо с терапевтом разобраться в причинах расставания.
Понять, что отношения закончены и больше не нужно терзать себя неоправданными надеждами каждое 3 сентября. Пример второй: гештальты из детства. Представь себе мужчину — успешного, состоятельного, у него есть любимая жена и дети. Но вот ничего из этого не приносит ожидаемого удовольствия.
Чем более успешным он становится , тем более несчастным себя ощущает. Почему так происходит? Если обратить внимание на детство нашего героя, то основополагающей эмоцией в нем было чувство вины. Как завершить гештальт в этом случае?
По-разному: кто-то может простить мать за упреки и отпустить чувство вины, которое не дает возможности наслаждаться жизнью. Психолог спрашивает клиента не о том, какие события и мысли имели место в прошлом, а том, что он чувствует именно сейчас. Задача специалиста — показать, что решение проблемы находится не в будущем или прошлом, а здесь и сейчас. Это дает тебе уверенность, что ты можешь решить ситуацию — она под твоим контролем, даже если произошла очень давно.
А какие отношения у тебя с N сейчас и т.
Принцип закрытия гештальта проявляется в нескольких аспектах: Завершенность фигур. Люди склонны видеть недостающие части объектов или форм, чтобы создать завершенные и понятные фигуры. Например, если представить ряд из нескольких отдельных точек, наши мозги могут автоматически воссоздать из них линию или кривую. Контурное восприятие. Закрытие гештальта позволяет нам видеть контуры и обводки объектов, даже если они на самом деле не полностью видимы. Это способствует определению форм и объектов даже при неполных данных. Образование групп.
Закрытие гештальта помогает объединять близко расположенные элементы в группы или образы, что способствует более организованному восприятию окружающего мира. Восприятие символов и символики. Закрытие гештальта также влияет на способность воспринимать символы и абстрактные формы как цельные и значимые объекты, даже если они состоят из различных элементов. Закрытие гештальта имеет большое значение не только для понимания восприятия и когнитивных процессов человека, но и для областей дизайна, искусства и коммуникации. Дизайнеры и художники используют этот принцип, чтобы создавать визуальные композиции, которые легко воспринимаются и понимаются аудиторией. Техники гештальт психологии Гештальт-психология является одним из важных направлений в психологической науке, сфокусированным на изучение восприятия, понимания и организации информации человеческим разумом. Это направление возникло в начале 20 века в Германии и получило своё название от слова «гештальт», что на немецком языке означает «форма» или «структура». Основная идея гештальт-психологии заключается в том, что люди воспринимают мир не как отдельные элементы, а как организованные структуры или «гештальты».
Что такое гештальт простыми словами Важными техниками гештальт-психологии являются: Закон закрытия: Этот закон указывает на то, что люди склонны видеть незавершенные фигуры как целостные объекты. Например, если на картине изображены несколько отдельных фрагментов, наш мозг автоматически пытается их объединить в одну общую форму. Закон подобия: Согласно этому закону, мы склонны группировать объекты, которые имеют сходные свойства, такие как цвет, форма или размер.
Гештальт-терапия – мифы и реальность
Гештальт-психология и дизайн. Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Терапия со сном в гештальт-подходе рассматривает отдельные части сновидения как части «Я» человека, а непосредственно сон как некую незавершенную ситуацию, которая требует завершения. Гештальт подход был создан Фрицем Перлзом и традиционно рождение метода считают 1951 год.
Как закрыть гештальт
- Содержание
- Техники и методы гештальт-терапии: современные подходы к психологическому консультированию | НАДПО
- Что такое гештальт простыми словами и почему его надо закрывать — рассказывает психолог
- Заказать обратный звонок
- Будьте в курсе наших событий
- Преподаватели