Иван Купала Одним из самых мистических, языческих праздников западно-восточных славян, является праздник Иван Купала.
Праздник Ивана Купала: история, традиции и обычаи. Приметы на Ивана Купала
Иван Купала (Купала, Иванов день, Иванщина) — языческий летний праздник восточных и западных славян, сопровождаемый игрищами и купаниями. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Согласно христианско-религиозному обоснованию Иванов день был приурочен ко дню рождения Иоанна Крестителя и стал органичной частью церковного календаря. Отмечается праздник Ивана Купала или Иванов день в разных странах мира, таких как: Россия, Польша, Литва, Латвия и Эстония. Православная церковь 9 марта 2023 года празднует день обретения главы Иоанна Предтечи, по народным приметам отмечается Иванов день.
Что запрещено делать в Иванов день. Традиции и приметы 9 марта
Поиски цветущего папоротника. Одно из поверий гласило: папоротник цветет только один раз в году несколько часов в ночь на Ивана Купалу. И тот, кто найдет этот цветок, сможет видеть будущее, понимать язык животных, становиться невидимым и получит доступ к несметным богатствам. Конечно, отыскать и сорвать несуществующий в природе цветок не удавалось никому, но сильно расстраиваться не стоило: считалось, что все остальные цветы и травы в этот день становятся пусть и не магическими, но чуть более целебными, чем в обычное время. По этой же причине на Ивана Купалу заготавливали банные веники на зиму.
Плетение венков. Сегодня люди, чтущие традиции, плетут венки непосредственно в день Ивана Купалы. Славянские предки же поступали несколько иначе: они изготавливали венок до праздника, а в ночь торжества его бросали в костер или относили на кладбище. И, конечно же, перед этим на венках нередко гадали.
Например, в Полесье выбирали самую красивую девушку, раздевали ее и вели с другими девицами в лес, где она должна была раздать каждой незамужней подруге по венку. Какой венок попался — такой и будет брачная жизнь. Если свежий — то брак будет счастливым, если же увядший или сухой — отношения с мужем едва ли будут радостными. Изготовление купальского дерева.
Срубленное или просто украшенное, оно становилось центром торжества и символом плодородия. Как правило, эта роль доставалась березе, клену или яблоне. Девушки украшали дерево венками и лентами, вокруг него водили хороводы. В то же время парни, изображая темные силы, пытались украсть украшения или даже само деревце, а девушки с плясками и песнями его защищали.
В Латвии этот день является самым ярким национальным праздником и включён в Культурный канон страны. Согласно христианско-религиозному обоснованию Иванов день был приурочен ко дню рождения Иоанна Крестителя и стал органичной частью церковного календаря. Праздничная обрядность Иванова дня сохранила в себе архаические черты почитания стихий — огня, воды, земли и воздуха. В самую короткую ночь года повсеместно принято было зажигать Ивановские костры, которые, наряду с масленичными и пасхальными, составляли годичный цикл костров и завершали его. Этот обычай сохранился и в наши дни. По традиции костры сооружали на определенных и постоянных местах: на берегах водоемов, возвышенностях, пастбищах, на лугах или в лесах. В Латвии, Литве и Ингерманландии основой костра был высокий шест, с укреплёнными на нём смоляной бочкой или колесом от старой телеги. В Финляндии воздвигали фигурные костры в виде 7—10-метровых башен или колоколен, а также в виде поленницы дров, а в прибрежных деревнях остовом служили — вертикально стоящие просмоленные старые лодки. Повсеместно вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь как можно выше, чтобы рожь и пшеница уродились высокими. Молодежь прыгала парами для обеспечения счастливого супружества.
Головешки и угольки ритуальных костров наделялись сакральной силой, их хранили целый год, как оберег от молнии, пожара, града и других стихийных бедствий, угрожающих посевам.
Как правило, несколько дворов или хуторов собирались на общем кострище, где стар и млад принимали участие в подготовке большого костра. Во многих странах до сих пор распространен обычай прыгать через костер, такие игры воспринимались как необходимый обряд очищения. Над костром принято ставить высокую жердь, украшенную венками и листьями или же увенчанную колесом. Сжигание жерди, знаменующее собой уход всего старого и отжившего. Это один из самых торжественных моментов праздника. Безусловно, Иванова ночь — самый веселый народный праздник. Это миг наивысшей радости и веселья, когда человек ощущает себя единым с природой, с окружающим миром.
А если все цветет вокруг, то как же не петь и не веселиться? Крики, выстрелы ружей и громкие песни отмечают начало праздника.
Иванов день - это праздник плодородия, день оживления всего живого и открытие в себе новых жизненных сил. А разве можно не отмечать день единения с природой? Иванову ночь считают одним из самых веселых праздников. Ведь именно в эту ночь, человек и природа становятся едиными.
Вокруг все цветет и это главный повод чтобы петь, танцевать и просто навеселиться вдоволь. Угощение, которым потчуют в Иванову ночь — эта вкусная и сладенькая молочная каша. Когда празднуют Иванов день в 2024 в других странах Иванов день празднуют 24 июня 7 июля во многих странах где есть славянское население. Как празднуют Иванов день в России и в разных странах Народ очень любит этот праздник, у многих он является любимым. Этот праздник имеет далеко отношение к церкви, но все же люди придерживаются традиций, считая их мистическими и необычными. Самым ярким обычаем Иванова дня является разжигание костров.
Ивана Купала — какого числа в 2024 году. Традиции, обряды и приметы праздника
В средневековой Руси обряды и игрища этого дня тоже считались бесовскими и запрещались церковными властями. Так в послании игумена Спасо-Елиазарова монастыря Памфила 1505 к псковскому наместнику и властям обличается «языческое» буйство жителей Пскова в ночь на Рождество Иоанна Предтечи: Егда бо приидет праздник, во святую ту нощь мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление. В « Стоглаве » сборнике решений Стоглавого собора 1551 года также осуждается разгул купальских празднеств, который возводится к «эллинскому» язычеству : Ещё же мнози от неразумения простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различныя игры и плескание против праздника рождества великого Ивана Претечи в нощи и на самый праздник в весь день и нощь. Мужи и жены, и дети в домех, и по улицам обходя, и по водам глумы творят всякими игры и всякими скомрашствы , и песньми сатанинскими, и плясанми, и гусльми, и иными многими виды, и скаредными образовании, ещё же и пьянством. Ответ о игрищах еллинскаго бесования Но, несмотря на однозначное осуждение купальских традиций, поселяне очень стойко держались традиций. Ещё в XVIII веке Никодим Кононов писал: Народ издавна привык и не скоро оставляет эти купальские обычаи, а ревностным священникам приходилось терпеть и обиды. Ольшанский, напр. Наговоры, заговоры, залом колоса, гаданье с сушеною жабою, чтение заговорных волшебных тетрадей даже военными, гадание с родильною младенческою рубашкою, отравы — все это было в большом ходу среди насельников белгородской епархии. Современные представители Русской Православной Церкви по-прежнему выступают против некоторых обычаев праздника. При этом, отвечая на вопрос о «переплетении» христианского и языческого праздников, иеромонах Иов Гумеров выразил мнение [12] : Вековая живучесть в народе некоторых обычаев дня Купалы не свидетельствует о двоеверии , а скорее о неполноте веры.
Ведь сколько людей, никогда не участвовавших в этих языческих развлечениях, склонно к суевериям и мифологическим представлениям. Почвой для этого является наше падшее, поврежденное грехом, естество. Традиции и обычаи По славянским преданиям, Солнце живет на востоке в золотых палатах; на праздник Купалы оно выезжает на небесный свод на трёх конях: серебряном, золотом и бриллиантовом. Красная девица Зоря, по свидетельству заговоров, восседает на золотом стуле, держа в руках серебряное блюдо. Сохранилось множество купальских гаданий, так как они были популярны среди народа. Обряды, сопровождавшие празднество, назывались купалиями, главная роль в них отводилась воде, огню и травам. Особенно важным считался канун Иванова дня — Аграфена Купальница. В ночь с 6 на 7 июля в народе было повсеместно принято собирать росу, которой приписывались магические свойства. Легенда гласила, что тот, кто в эту ночь умоется росой, похорошеет и будет здоров весь следующий год.
В некоторых регионах были приняты ночные купания, в других, наоборот, заходить в реки опасались, потому что в колдовскую ночь сам водяной считался именинником. Праздник Ивана Купалы в поселении «Серебряный бор», Белгородская область Огненные забавы были важной составляющей празднования — разжигались высокие костры, через которые было принято прыгать; считалось, что купальский огонь очищает и освящает. С кострами была связана народная примета: кто прыгнет через костёр выше всех, у того будет самый счастливый год. В некоторых местностях Малороссии существует обычай, состоящий в том, что на праздник Купалы откатывают от зажжённого костра колесо, выражая таким символическим знаком поворот солнца на зиму. То же самое выражалось скатыванием огненного колеса в реку: после своего поворота на осень летнее солнце начинало спускаться с вершины небесной горы, и горячие лучи его точно так же погашались в дождевых потоках наступавшей поры года, как пламя спущенного с горы колеса умирало в волнах реки. Разводимые на Иванову ночь костры нередко возжигаются пламенем, нарочно добываемым чрез трение сухого дерева о старое колесо. Купальские или Ивановы огни слыли у германцев огнями солнечного поворота или небесными огнями [15]. Ещё одним неизменным ритуалом среди девушек в этот день был спуск венков на воду. По брошенным в воду венкам гадали на суженного или продолжительность жизни: в одних сёлах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь.
Поэтому девушки шли по берегу вслед за венками и наблюдали чей потонет, а чей уплывёт [1]. В старинных песнях отразилась история «веночного» обряда. Согласно легенде Купала и Кострома были братом и сестрой, разлучёнными в детстве. Однажды, когда повзрослевшая Кострома гуляла по берегу реки, её венок сорвал с головы ветер. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Молодые понравились друг другу и попросили разрешения на свадьбу. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку.
Это очень упорные и настойчивые люди. Если поставили цель — своего добьются, во что бы то ни стало. Они умеют хранить верность и в дружбе, и в любви. В старину говорили, что люди, рожденные в праздник Иван — Медвяные росы знают, как прожить долгую и красивую жизнь. День считается удачным для людей, которые хотят изменить прическу. В старину считалось, что если не везет в любви, в Иванов день надо обязательно постричься. Утром хозяйки укрывали грядки, чтобы защитить растения от медвяной росы. В это время начинали высаживать рассаду капусты и сеять поздние яровые культуры. А еще Иванов день считается удачным для сбора лекарственных растений. Иван — Медвяные росы: что нельзя делать У праздника Иван — Медвяные росы запретов больше, чем разрешений на те или иные действия. К примеру, в Иванов день не приветствуется уборка в доме. Наши предки в это время не брали в руки веники и метлы, не вытирали пыль и не выносили мусор. Считали, что так можно невзначай вынести удачу. В праздник Иван — Медвяные росы также запрещается: Ссориться, выяснять отношения с близкими родственниками — распри затянутся надолго и приведут к настоящей вражде. Выйдя за порог дома, смотреть в небо. Это — к печальным известиям. Плевать на землю — в жизни начнется черная полоса.
С кострами была связана народная примета: кто прыгнет через костёр выше всех, у того будет самый счастливый год. В некоторых местностях Малороссии существует обычай, состоящий в том, что на праздник Купалы откатывают от зажжённого костра колесо, выражая таким символическим знаком поворот солнца на зиму. То же самое выражалось скатыванием огненного колеса в реку: после своего поворота на осень летнее солнце начинало спускаться с вершины небесной горы, и горячие лучи его точно так же погашались в дождевых потоках наступавшей поры года, как пламя спущенного с горы колеса умирало в волнах реки. Разводимые на Иванову ночь костры нередко возжигаются пламенем, нарочно добываемым чрез трение сухого дерева о старое колесо. Купальские или Ивановы огни слыли у германцев огнями солнечного поворота или небесными огнями [15]. Ещё одним неизменным ритуалом среди девушек в этот день был спуск венков на воду. По брошенным в воду венкам гадали на суженного или продолжительность жизни: в одних сёлах далеко уплывший венок означал скорое замужество, в других — долгую жизнь. Поэтому девушки шли по берегу вслед за венками и наблюдали чей потонет, а чей уплывёт [1]. В старинных песнях отразилась история «веночного» обряда. Согласно легенде Купала и Кострома были братом и сестрой, разлучёнными в детстве. Однажды, когда повзрослевшая Кострома гуляла по берегу реки, её венок сорвал с головы ветер. Проплывавший мимо на лодке юноша подобрал венок и вернул его Костроме. Молодые понравились друг другу и попросили разрешения на свадьбу. Лишь после свадьбы родители невесты поняли, что заезжий жених — это их потерянный сын Купала. В отчаянии молодые бросились в реку. Кострома превратилась в русалку, а Купала погиб. В ответ на русалочьи мольбы боги сплели тела влюблённых в цветок купалу-да-мавку мавка славянское название русалок. Сейчас этот цветок по христианской традиции зовётся иваном-да-марьей. Одну только эту ночь в году и цветет папоротник. Не прозевай! Поверья гласят, что, если разложить сорванные цветы ивана-да-марьи по углам избы, внутрь не смогут попасть воры: брат с сестрой будут меж собой разговаривать, а ворам будет казаться, что это хозяева шумят. В дни праздника или в ближайшие к нему дни было принято заготавливать веники для бани, колючие растения крапиву , шиповник , чертополох , защищающие дом от дурного глаза, и все лечебные травы. При сборе растений говорили, например, так: «Земля-мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати! По русскому поверью, папоротник распускается раз в году, именно в таинственную купальскую ночь, но сорвать его непросто — злые духи неусыпно сторожат его, и как только покажется чудесный цветок, сейчас же захватывают его в свою власть. Этот цветок по преданиям наделяет даром ясновидения и защищает от происков нечисти. В Белоруссии одной из составляющих купальской обрядности было уничтожение антропоморфной куклы, называемой «ведьма». Несут в озеро и топят. Занесут в ров, палками забьют». В основном купальском напеве, распространенном на большей части Белоруссии, музыковеды прослеживают интонации традиционных похоронных плачей , традиционного голошения и связывают это с тем, что ядром купальского действа являлось сжигание или потопление ритуального символа, что сближает его с похоронными обрядами и соответствующими плачевыми интонациями [16]. Купальские обряды сохранялись у восточных славян вплоть до начала, а в некоторых местах — до середины XX века. Этнографы считают, что восточнославянские купальские обряды лучше всего сохранились среди белорусов и украинцев , у русских же — в меньшей степени. Антоний Пиотровский - Сказка о цветке папоротника Пение купальских песен. Гадание на венках. Доска с левкасом, масло Суходольский П. Вечер под Ивана Купалу Михаил Филиппович. Ночь в середине лета Соботки Празднование Купалы.
Финны никогда никуда не торопятся, но в то же время и опаздывать не в их стиле. Для них пунктуальность - залог успеха, а отсутствие эмоций - признак хорошего тона. Но бывают дни, когда финны, забыв обо всех приличиях, пускаются, как говорится, во все тяжкие. Случается это 6 декабря - в День независимости и 22 июня - на Иванов день. Впрочем, зимнее веселье явно проигрывает на фоне летнего праздника. И это не удивительно. Ведь день Ивана Купалы - это начало лета, а для северной страны нет поры лучше. К Иванову дню финны готовятся заранее. Примерно за неделю. В эти дни улицы городов буквально утопают в березовой листве. Березовые венки или ветви можно встретить повсюду: в церкви, в магазинах и в частных домах. По традиции, береза символизирует гостеприимство. И если хозяин украсил дверь своего жилища веткой этого дерева, значит, всякий путник будет принят здесь с радушием.
Иванов день: как 1 ноября задобрить домового
народный праздник Иванов день и церковный Обретение главы Иоанна Предтечи. Рассказываем, в чем суть праздника, какие существуют традиции и запреты святого дня, что общего у этой даты с праздником Ивана Купалы. Как отмечать праздник Ивана Купалы? Узнать как праздновать день Ивана Купала, обычаи, традиции и гадания, история праздника.
Россияне отмечают необычный праздник: что можно и нельзя делать в этот день
Глава несколько раз исчезала, потом ее находили. Третье обретение главы Иоанна Крестителя произошло 7 июня по новому стилю. Сейчас глава Предтечи — одного из самых почитаемых святых — находится во Франции. Фото: pixabay. Еще в старину наши предки заметили, что 7 июня 25 мая по старому стилю травы покрываются медвяными капельками, так называемыми росами.
Это были выделения тли, муравьев, медведок и червей, питавшихся растениями. Они считались опасными для детей, трав и животных. В старину говорили: «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется, да больно выедает». C мором домашнего скота боролись по-разному.
Считалось полезным прогонять скотину через пепелище, оставшееся от костра. Фото: Светлана Лобова. RU Иван — Медвяные росы: народные приметы Настоящей росе, а не медовым выделениям, крестьяне радовались. Если росы в Иванов день было много, это означало, что урожай пшеницы будет хорошим.
Каким будет урожай овса, можно было понять по рябине. Если на дереве было много цветов, наши предки знали: с овсом проблем не будет. Рябина может подсказать, когда придет осень. Если цветки на дереве появляются поздно, осень тоже придет с опозданием и задержится надолго.
Массовые купания Традиционных обрядов на Ивана Купала очень много, но главный из них — массовые купания и 2023 год не исключение. С наступлением праздника все злые да нехорошие ребята из озер и рек выходят, и вода сразу же приобретает волшебные свойства! Конечно, ночь на Ивана Купала нужно встречать на природе в шумной компании, на берегу реки или озера, а не в гордом одиночестве дома, лежа в ванной. Погружаясь в живую воду, вы должны испытывать чувство радости и благодарности за то, что она дарит вам здоровье, красоту и жизненную энергию. Выйдя из воды, не вытирайтесь полотенцем, пусть живительная и целебная влага пропитает каждую клеточку вашего тела! Приметы на Ивана Купала В ночь накануне Ивана Купала девицы опускают на речные волны венки с зажженными лучинками или свечками, завивают венки из Иван-да-Марьи, лопуха, богородицкой травы и медвежьего ушка.
Если венок тонет сразу, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти. У кого венок дольше всех проплывет, та будет всех счастливее, а у кого лучинка дольше погорит, та проживет долгую-предолгую жизнь! Девушки, прежде чем исполнить этот обряд, стоит поэкспериментировать с различным горючим материалом и выбрать что-нибудь наиболее долгогорящее:. В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от их нападения. Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на них на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! Где наши лошадки и где та Лысая гора:.
В Иванову ночь на муравьиных кучах собирают в сосуд масло, которое признается целительным средством против разных недугов. Интересно, что понимается под муравьиным маслом? Может быть, муравьиная кислота? В зачарованную купальскую ночь деревья переходят с места на место и разговаривают друг с другом посредством шелеста листьев; беседуют между собой животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой. Страшно оказаться в таком лесу, где деревья могут вспомнить обо всем зле, причиненном человеком? В полночь нужно не глядя набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных трав.
Если набралось, в этом году замуж выйдешь. Под голову кладут трипутник подорожник , приговаривая: «Трипутник-попутник, живешь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого! Кто, кроме них, сумеет отличить одну травинку от другой? Народное поверье гласит, что в ночь на Ивана Купала цветут волшебные разрыв-трава и папоротник, способные указать закопанные клады.
За достоверность информации в материалах, размещенных на коммерческой основе, несет ответственность рекламодатель. Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии.
Икона Рождество Иоанна Предтечи Захария засомневался, ведь его жена была бесплодна, ну тут же оглох и онемел. Да потому что «преслушник наказывается глухотой, а как противоречащий — молчанием». Глух и нем Захария был вплоть до рождения ребенка. Как и сказал архангел Гавриил, сына Захария и Елизавета назвали Иоанном. Заговорив, Захария предрек сыну, что быть ему предтечею Божественного Мессии. По преданию, слух о рождении Иоанна Предтечи дошел до подозрительного царя Ирода. Когда же пришли в Иерусалим волхвы с вопросом, где находится родившийся Царь Иудейский, Ирод вспомнил о сыне Захарии и, издав приказ об избиении младенцев, отправил к нему убийц. Однако отец не выдал сына и был убит. А Иоанн, как и было предречено, стал Крестителем Иисуса Христа. Реклама Священники говорят, что праздник Рождества Иоанна Предтечи нельзя приравнивать к языческому торжеству Ивана Купалы, который также отмечается 7 июля. У них мало общего. Можно сказать даже, ничего. Народные традиции праздника Ивана Купала 7 июля В народе день 7 июля 24 июня по ст. С праздником связано множество народных традиций и примет. Праздник начинается в ночь на Ивана Купала Празднование Иванова дня начиналось после захода солнца в день Аграфены Купальницы — в ночь на Ивана Купала. Отличительные обряды этого празднества составляют: зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание чрез огонь и крапивные кусты, купанье ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева-марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьм на Лысую гору», — перечисляет обычаи Купальской ночи этнограф-фольклорист Иван Петрович Сахаров в книге «Сказания русского народа». Старики садятся в кружок и начинают чрез трение добывать огонь из двух старых, сухих дерев. Кругом их все стоят в глубоком молчании. Едва показался огонь, все ожило, запело и завеселилось. Зажигаются костры и баклаги. Молодые поют и пляшут, старики сидят в кружках, беседуют о старине и от радости попивают винцо…» — пишет Иван Петрович Сахаров. Рассмотрим перечисленные Сахаровым обряды празднования Дня Ивана Купала подробнее. Исцеление огнем Вечером и в ночь накануне праздника Ивана Купала славяне на Руси прыгали через огонь. Костер, разведенный в Купальскую ночь, имеет очищающее свойство, огонь обладает магическими силами. Наш народ думает, что перескакивание чрез огонь избавляет от очарования», — пишет Иван Петрович Сахаров. Между купальскими кострами проводили домашний скот, чтобы его не настигла болезнь или смерть. Очищение водой В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Во многих деревнях существовал также обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице», — пишет И. Шангина в книге «Русские праздники: от святок до святок». Недаром родилась поговорка: «На Ивана Купала обливай кого попало! Соколов «Ночь на Ивана Купалу» 1856 А еще до восхода «иваньковского» солнца поливали капустные грядки, чтобы в них не заводились черви.
Интересные факты о празднике Ивана Купалы
В праздник «очищения» все старались привести дом и дела в порядок. В этот день не стоило брать в долг деньги, ругаться с кем-то и с настороженностью относиться к случайной удаче. К примеру, если вы нашли деньги или ценные вещи на дороге, брать их не стоит — это злые силы искушают человека. Найденные богатства не принесут удачи и богатства, скорее, навлекут беды и болезни. Особое место в празднике занимает папоротник. Существует легенда о том, что в полночь на Купалу он расцветает. Его огненный цветок может указать счастливцу местонахождение клада. Созревшая почка папоротника с треском раскрывается и из нее появляется огненно-красный цветок. Рвать его нельзя, но все желания свидетелей этого чуда природы точно исполнятся.
Чем больше их покормить, тем болше будет счастья и удачи. Принято загадывать желание. Нужно положить на ночь под подушку яблоко, а утром — съесть. Наши предки вечером рассказывали друг другу страшные истории, чтобы порадовать Домового, и за это он наградит людей помощью по хозяйству, а также защитит жилье от нечисти. Сон может показать человеку, как он справляется с теми задачами, которые перед ним поставлены. Если 1 ноября выдастся холодный день, 8 — оттепель. Запрещено сквернословие. Запрещено сушить белье на улице — человек будет грубым и злым, если им станет пользоваться. Запрещена стирка в праздничный день. Нельзя и надевать ту одежду, что постирана в это время. Иначе можно притянуть несчастье. Уборку и стирку лучше оставить на потом.
Заросли ивы на ветру шумят — к ливню. Аромат полевых цветов усилился — к дождю. Листья папоротника мужского вниз закручиваются — погода будет солнечной и тёплой. Леся Ходыкина, заведующая культурно-просветительским отделом.
Однако второй связан с праздником Иоанна Крестителя и летнего солнцестояния. История праздника Иванов день Преподобный Иван Рыльский, также известный как Иоанн Рыльский, был выдающимся болгарским святым и чудотворцем. Он родился приблизительно в 876 году в селе Скрино. Иоанн рано потерял родителей и с самого юного возраста показывал склонность к духовной жизни. В 25 лет святой стал священником в монастыре святого Дмитрия, расположенного на горе Руен. Но затем Иван Рыльский решил принять монашеский образ жизни и подчинился строгим аскетическим правилам. Он прожил большую часть своей жизни в одиночестве, уединившись в Рильских горах. Там преподобный отказался от мирских удобств и посвятил себя молитве, посту и духовному размышлению. Учитывая всю строгость и непоколебимость в вере, Иван Рыльский считается одним из наиболее благочестивых и святых мужей. Согласно преданию, святой Иоанн был известен тем, что совершил множество чудес, чтобы помочь людям. Они принесли ему нежеланную славу, поскольку монах жил отшельником и старался избегать контактов с другими людьми. С ростом числа его последователей многие верующие и сторонники разбили лагеря вокруг его пещеры, ища у него благословения. Это привело к созданию Рильского монастыря, который считается самым главным монастырём в Болгарии. Царствующий в то время Пётр I совершил путешествие длиной 450 км в Рильские горы, чтобы встретиться со святым Иоанном и получить духовный совет. Как указывают средневековые жития, Рыльский отказался от личной встречи с царём, чтобы избежать искушения тщеславия и гордыни. Император послал воина доставить дары, привезённые святому. Однако он оставил себе лишь небольшую часть еды, а всё золото и драгоценные дары вернул, сказав царю, что золото нужно монархам для защиты страны и помощи бедным.
Когда Иван Купала, что это за праздник и причем тут церковные обряды
Фото: pixabay. Еще в старину наши предки заметили, что 7 июня 25 мая по старому стилю травы покрываются медвяными капельками, так называемыми росами. Это были выделения тли, муравьев, медведок и червей, питавшихся растениями. Они считались опасными для детей, трав и животных. В старину говорили: «Выпала медовая роса — моровая на скотину пошла», «Медовая роса ржавами ведает, сладко стелется, да больно выедает». C мором домашнего скота боролись по-разному.
Считалось полезным прогонять скотину через пепелище, оставшееся от костра. Фото: Светлана Лобова. RU Иван — Медвяные росы: народные приметы Настоящей росе, а не медовым выделениям, крестьяне радовались. Если росы в Иванов день было много, это означало, что урожай пшеницы будет хорошим. Каким будет урожай овса, можно было понять по рябине.
Если на дереве было много цветов, наши предки знали: с овсом проблем не будет. Рябина может подсказать, когда придет осень. Если цветки на дереве появляются поздно, осень тоже придет с опозданием и задержится надолго. Если лягушки в Иванов день помалкивали в своих болотцах, люди понимали — это к похолоданию. Если утром на растениях не было росы — к послеобеденному дождю.
Это очень упорные и настойчивые люди.
Сетевое издание «МК в Питере» spb. Санкт-Петербург, ул.
Сильная роса — к урожаю огурцов. Если в этот день дождь заплачет, то через пять дней солнце засмеётся. Цикады скрежещут — к жаркому дню. Заросли ивы на ветру шумят — к ливню.
По этой версии, название «Иван Купала» имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель греч. В православии купание обозначало ритуальное омовение, очищение.
Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был применён для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника [6]. При этом порог, отделявший одну половину от другой, был отмечен праздником и неотрывно связан с народными обычаями и ритуалами. Особыми днями считались дни летнего и зимнего солнцестояния, являвшиеся точками календарного отсчета — с них начинались астрономические лето и зима. Михаил Забылин, «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» Язычество, как и любая другая религия, представляло собой особое цельное мировоззрение. Это было не верование, а образ жизни лицом к лицу с матерью природой. В древние времена материальные и духовные ценности были неразрывно связаны между собой, и всякая работа производилась с великим благоговением, так как являлась одновременно и удовлетворением жизненных потребностей общества и восхвалением природных стихий. Следует отметить, что активное участие в праздничных гуляниях обычно принимали все сословия. Князья и дружинники совершали ритуальные действа вместе с простым людом. Дело в том, что в этот день происходит «слияние огня и воды», что в то время символизировало борьбу между двумя стихиями. Известно, что Перун — бог грома и огня, и Ярило — бог Солнца были ещё и покровителями сильных, ловких и храбрых.
Но наибольшее распространение праздник получил среди простых людей, в большинстве своём крестьян, для которых Купала был Богом обилия и урожая, Богом созревших плодов земных. На зимних празднованиях было принято чествовать возрождающееся солнце, с приходом христианства эти праздники нашли отражение в церковных праздниках Рождества Христова , Нового года , Святок и Крещения Господнего. Летний языческий праздник после установления православного календаря стал Ивановым днём или днём Ивана Купалы. Первое упоминание об этом празднике встречается в летописных источниках XII века. Празднование Купалы проводится в период полного расцвета плодотворных сил природы, время победы светлых богов над тёмными, почему и называют его макушкою лета и месяцем огня [7]. В некоторых губерниях Российской империи день Купалы не был известен, но в это же самое время широко отмечался другой праздник — Ярилин день , в честь языческого бога весеннего Солнца Ярилы. Дата праздника Праздник Купалы в древности был приурочен ко дню летнего солнцестояния и приходился в ночь с 23 на 24 июня , но с приходом христианства в Россию праздник потерял астрономическое соответствие солнцестоянию и стал называться Рождеством Иоанна Крестителя. Этот процесс произошёл и во многих других странах, таких как Швеция , Финляндия и иные, ведь с именем Иоанна Крестителя связано национальное название праздника в разных странах [3]. На основе евангельского свидетельства о шестимесячной разнице в возрасте между Иоанном Крестителем и Иисусом Христом церковный праздник Рождества Иоанна оказался близок к летнему солнцестоянию, в то время как Рождество Христово — к зимнему. Это подчёркивает символизм того, что под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, и придаёт словам самого Иоанна: «Ему должно расти, а мне умаляться» новый смысл.
Церковные интерпретаторы, например Иаков Ворагинский, использовали солярную символику как служебный инструмент для передачи теологической доктрины, в то время как в фольклоре языческие аналогии оказались глубже. При этом обрядовая часть праздника была приурочена ко дню рождения Иоанна Крестителя и приходилась на 24 июня. При переходе России в 1918 году на григорианский календарь , так называемый новый стиль, дата рождения Иоанна Крестителя сместилась на 7 июля , но так как в православной церкви существует привязка ряда церковных праздников, и в первую очередь Пасхи , к лунному календарю , то РПЦ оставила юлианский календарь и отмечает Рождество Иоанна Крестителя по старому стилю [8] [1]. Вообще, религиозный календарь славян сильно зависел от солнца. Зимнее солнцестояние, летний солнцеворот, весеннее и осеннее равноденствие — вот четыре главные даты у наших предков. А на Купалу совершаются, пожалуй, одни из самых красивых обрядов. Иванов день, Купала, Колосок, Кресъ ст. Jован Игритель серб. Ассимиляция с христианством С принятием на Руси христианства многие языческие праздники не пропали насовсем. Из-за живучести обрядов и ритуалов языческой веры, даже несмотря на осуждения церкви , они сохранились, хотя и в изменённом виде.
Один из главных народных календарных праздников — день Купалы — не исключение, он трансформировался в христианский праздник, но сохранил свой исконный смысл. В тот же день церковью отмечается рождество Иоанна Крестителя. При соединении названия праздника с именем ветхозаветного библейского святого появился новый праздник — «Иван Купала». Исконный, сакральный смысл праздника Купалы был связан с днём летнего солнцестояния, но по мере распространения христианства обряды языческого праздника стали трактовать иначе, проведя параллели с Иоанном Крестителем [6] [8].
Третье обретение главы Иоанна Предтечи, Иванов день: что можно и что нельзя делать 7 июня
очень древний, уходящий своими корнями в глубину веков, и по сей день отмечается многими народами мира. Иванов день отмечается 1 ноября 2024 года (19 октября – дата по старому стилю). Общественная служба новостей узнала, что можно и чего нельзя делать 1 ноября 2023 года в Иванов день на Проводы осени. народный праздник Иванов день и церковный Обретение главы Иоанна Предтечи. Праздник Ивана Купалы славяне отмечали 24 июня (по юлианскому календарю).
Иван Купала 7 июля 2020: традиции и обычаи праздника, зачем обливают водой
Обряды праздника Иванов день соединили в себе языческие и христианские традиции. 24 июня – Иванов день, государственный праздник в Эстонии. Иванов день отмечается 1 ноября 2024 года (19 октября – дата по старому стилю). Иван Купала (Даждьбог), или по-другому, Иванов День / Купальская Ночь — это один из главных славянских праздников, причем не только июня, а всего года в целом. 7 июля) отмечался в день летнего солнцестояния, то многие его атрибуты символизируют наше светило.