Накануне 8 Марта, как правило, вспоминают двух подруг: Розу Люксембург и Клару Цеткин — тех самых феминисток, которые якобы придумали Международный женский день. Условным началом истории Международного женского дня считается 8 марта 1857 года. Клара Цеткин более 25 лет возглавляла газету для женщин Die Gleichheit («Равенство») и добилась того, что немецкое женское движение стало самым авторитетным в Европе.
История праздника 8 Марта и особенности отмечания
В 1890 году 19-летняя Роза, уже сменившая фамилию на Люксембург, отправилась из-за преследования полиции в Париж, где её и свели с Цеткин. Они подружились мгновенно — две нескладные эмансипированные женщины, объединённые к тому же общими еврейскими идеями. В партии социал-демократов ехидно усмехались: «В нашей хлипкой партии есть только двое настоящих мужиков — Клара Цеткин и Роза Люксембург». День эмансипации Именно Цеткин и Люксембург мы и обязаны появлением Международного женского дня 8 Марта. Ещё в 1910 году на Второй Международной конференции женщин-социалисток в Копенгагене Цеткин внесла предложение объявить второе воскресение марта Днём международной солидарности женщин в борьбе за свои права. Роза Люксембург горячо поддержала это предложение. Правда, с датой международного праздника удалось определиться не сразу. Так, женские организации Германии отмечали эту дату 19 марта — в память о победе берлинских рабочих в революционных боях на баррикадах в 1848 году. В Америке праздником было объявлено 8 марта — в честь забастовки, организованной работницами текстильных фабрик Нью-Йорка 8 марта 1857 года. В Англии — 9 марта, в честь забастовки шахтёров округа Уэстморленд, в которой приняли участие свыше 15 тысяч человек. Только в 1914 году Международный женский день стал отмечаться повсеместно 8 марта — это было второе воскресенье месяца.
Правда, больше этот праздник в военное время не отмечался. Ну а после войны день 8 марта был узаконен решением 2-й Коммунистической женской конференции, прошедшей в 1921 году в Москве. Было выпущено и специальное разъяснение, что день 8 марта был установлен в память об участии женщин в петроградской демонстрации 23 февраля 8 марта 1917 года — дескать, это откровенно притянутое за уши и малозаметное для современников событие стало грозным предшественником Февральской революции. После второй мировой войны этот праздник стал отмечаться и по всему социалистическому лагерю, а с 1975 года ООН присвоил празднику и международный статус. Божественная женщина В 1889 году Осип Цеткин умер от туберкулёза, а следом в Берлине отменили и Исключительный закон. И она вместе с детьми и Розой Люксембург отправилась домой, в Германию. Вернее, в Штутгарт, где в то время образовалась крупная ячейка социал-демократической партии. С 1891 по 1917 год Клара Цеткин была редактором пролетарского женского журнала Die Gleichheit «Равенство». Интересно, что журнал издавался на средства инженера Роберта Боша — основателя электротехнического концерна Robert Bosch GmbH. Но в те времена Роберт Бош был лишь подающим надежды инженером, который разрабатывал устройства зажигания от магнето для автомобильных двигателей.
Он никогда не скрывал своих либеральных взглядов и с удовольствием жертвовал часть доходов на революционную печать. Впрочем, говорят, что Боша и Дикую Клару связывало нечто большее, чем просто общность политических взглядов. Так или иначе, но любовная связь, если она и существовала, осталась тайной за семью печатями — особенно после того, как жена инженера Боша Анна Кайзер родила двух дочерей, Маргариту и Паулу. Сама же Клара в это время была занята новым романом — в редакции она встретила 18-летнего художника Георга Фридриха Цунделя. Сначала Клара просто помогала юноше получить заказы, но затем она вышла замуж за Георга. Друзья Клары отговаривали её от этого шага, считая, что такой мезальянс опозорит Клару и выставит её на посмешище. Но Клара ещё раз доказала, что она не зря получила прозвище Дикая: ей было абсолютно всё равно, что думают другие по этому поводу.
Именно в этот период у Клары Цеткин возникла идея посвятить все силы развитию международного пролетарcкого женского движения. На собрании Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже она выступает с речью о роли женщин в революционной борьбе. Возникает международное пролетарское женское движение, рассматриваемое как часть общей борьбы рабочего класса. После смерти мужа, Клара Цеткин смогла вернуться в Германию только после отмены Исключительного закона в 1890 году, где продолжила свою деятельность. Клара Цеткин взяла на себя руководство социал-демократической работой среди женщин Германии и решительно требовала вовлечения женщин в классовую борьбу, участвовала в борьбе женщин за равные права, в том числе за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права. Теперь Клара Цеткин — известная женщина-революционер, авторитетный политический и общественный деятель. В жизни Клары было место не только для социального усовершенствования мира, но и для любви и дружбы, так, дружба с В. Лениным и Н. Крупской способствовала тому, что Клара Цеткин больше времени проводит в Советском Союзе. В Варшаве она увлеклась модными в то время социал-демократическими идеями. Скрываясь от преследований полиции, Роза Люксембург переехала в Швейцарию. В Цюрихе Роза изучала марксистскую литературу, участвовала в работе кружка польских политических эмигрантов, положившего начало революционной социал-демократии Польши, вела борьбу против национализма Польской социалистической партии ППС и встретилась с социалистом-эмигрантом Лео Йогихесом, которым увлеклась. После успешной защиты диссертации «Промышленное развитие Польши» в Цюрихском университете, к Розе пришла известность и признание. Роза стала одним из основателей социал-демократической партии Королевства Польского и Литвы, а также руководила её печатным органом «Справа роботнича». Руководитель группы «Интернационал», Роза Люксембург проводила заседания, на одном из которых произвела впечатление на своего будущего возлюбленного Константина Цеткин. После пяти лет бурного романа Костя решил порвать отношения. Решив посвятить себя теперь только политике, Роза Люксембург продолжала свою преподавательскую деятельность, писала статьи.
И прежде, чем женщины получили свой праздник, случилось много событий. Постаралась подобрать как можно больше открыток и фотографий, чтобы ярче передать дух времени. Бойся Бога. Предпосылки для появления праздника появились в конце XIX века. Тогда в США и Великобритании начали появляться суфражистки. Участницы этого движения выступали за предоставление избирательного права женщинам это основное направление их работы: сам термин «суфражистки» имеет корни во французском слове suffrage — избирательное право. Вторым направлением по значимости была борьба против дискриминации в экономической и политической жизни. Борьба за права затронула женщин разных возрастов: с пикетами выходили даже девочки-подростки. Каждый митинг привлекал большое внимание и ещё долго был главной новостью местных газетчиков. Это уже снимок акции в Бостоне. Здесь участницы призывают не к избирательному праву, а к равной оплате труда. Надпись на плакате: "Equal pay for equal work" — "Равная оплата за равный труд". Женщина не могла голосовать, распоряжаться своим имуществом, иметь права вето в семейных вопросах. Предполагалось, что это лишь красивый инкубатор в рюшах, задача которого — угождать мужчине и растить детей. Родись вы женщиной всего на столетие раньше — никаких карьер, чайлфри, личностного роста бы в вашей жизни не было. Спорт, кстати, тоже был под запретом для настоящей леди. Езда на велосипеде долгое время считалась верхом непристойности и могла стоить семье девушки доброго имени: Карикатура тех лет: "Вот культ современной девушки! Обратите внимание, что женщины на картинке в брюках: по замыслу художника это должно было добавить непристойности изображению. Троллинг, самоубийства и теракты: чего на самом деле стоило равноправие В своей борьбе суфражистки были готовы идти на радикальные меры. В отличие от большинства современных радикальных феминисток, которые ограничиваются борьбой в этих ваших интернетах , те женщины были готовы рисковать свободой и жизнью ради лучшей жизни.
Иерусалим-Москва, 1992, с. Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы — враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю — это 23 февраля по старому. Вот и отгадка — почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля. Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе учитывая плавающий характер Пурима эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Но это — миф. Газеты конца февраля 1918 года не содержат никаких победных реляций. И февральские газеты 1919 года не ликуют по поводу первой годовщины "великой победы". Лишь в 1922 г. Однако, еще за год до 23 февраля 1918 г. Впрочем, придумать празднованию 23 февраля прикрытие надо было еще и потому, что именно 23 февраля 1917 г. Поскольку большевики не играли в ней ведущей роли, но все же приняли ее, приветствовали и внесли в свои святцы, то надо было дню "свержения самодержавия" сохранив его праздничность дать иное название. Он стал "днем Красной Армии". Так традиция празднования Пурима привела к установлению женского праздника 8 марта. К женскому революционному дню были приурочены беспорядки якобы голодавших жительниц Петрограда 23 февраля 1917 г. Падение Российской Империи совпало "совпали" с разгромом империи Персидской. С Пурима 1917 г. Православным же людям поздравлять друг друга с таким праздничком — это уже не смирение, а садомазохизм. И еще: единственное военное событие, происшедшее 23. Это — день капитуляции России в первой мировой войне. Капитуляции по воле Интернационала, превратившего "войну империалистическую точнее — отечественную в войну гражданскую". Трудно найти более позорный день в военной истории России в том числе — Советской России. И то, что сегодня этот день называют "Днем защитников Отечества", — еще одна издевка. Вообще очень занятно слушать намеки, которые "посвященные" в тайну Пурима произносят в присутствии людей, которых они считают непосвященными.
Что мы отмечаем 8 Марта? Забастовки и жестокие легенды: бунтарская история женского праздника
Женщиной, которая основала праздник 8 марта, называют Клару Цеткин. В 1910 году на форуме женщин в Копенгагене Цеткин призвала мир учредить Международный женский день 8 Марта. Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и демонстрации, и тем самым обращать внимание общественности на свои проблемы. Клара Цеткин В тогдашнюю Российскую империю этот праздник попал через подругу Цеткин — пламенную революционерку Александру Коллонтай. В то время как два миллиона солдат погибли во время войны, женщины вышли с требованиями «хлеба и мира». Это историческое воскресенье приходится на 23 февраля по юлианскому календарю, или 8 марта по григорианскому — начало русской революции.
Откуда же взялась сама дата — 8 марта? По официальной версии, в этот день в 1857 году текстильщицы Нью-Йорка провели митинг против тяжелых условий труда и низких зарплат. Однако у историков нет уверенности, что это событие действительно было. Есть еще пара версий, откуда взялась дата Международного женского дня.
Первая гласит, что на самом деле в 1857 году в Нью-Йорке произошла забастовка проституток.
А праздник этот очень веселый. Это единственный день, в который трезвый и педантичный Талмуд предписывает напиваться: "После полудня едят праздничную трапезу и пьют алкогольные напитки, пока не перестают различать между словами "проклят Аман" и "благословен Мардохей" Сидур. Врата молитвы шаарей тфила на будни, Субботу и Праздники. Перевод, комментарий и пояснение к порядку молитв под редакцией Пинхаса Полонского. Иерусалим-Москва, 1993, с. Праздничная трапеза включает в себя пирожки с поэтическим названием "уши Амана" Еврейская Энциклопедия. Такая милая семейная сцена: родитель, не отличающий уже имени Амана от имени Мардохея, предлагает сынишке: "милый, не хочешь ли еще покушать плоти нашего врага? И этот праздник почитается величайшим.
Среди талмудических мудрецов "существует даже мнение, что когда все книги пророков и агиографов будут забыты, книга Эсфири все-таки не забудется, а праздник Пурим не перестанут соблюдать" там же, стб. Так безосновательно ли предположение, что в сознании еврейских лидеров Интернационала устроивших резню в православной России, женское революционное движение ассоциировалось именно с именем Эсфири, а 8 марта было избрано ими в силу привычки праздновать в эти дни семейный праздник Пурим? У Интернационала и цели были интернациональные, планетарные. Им было, что сказать всем народам. Пурим — праздник избиения врагов. А кто такие враги для иудеев? Только ли соплеменники несчастного Амана? В средневековом "Диспуте Нахманида" иудей толкует псалом "Рече Господь Господу моему седи одесную Мене дондеже положу враги твои к подножию ног Твоих". Иудей соглашается, что речь идет о Мессии.
И поясняет: "Бог и будет помогать мессии, доколе положит все народы в подножие ног его, ибо все они враги его — они порабощают его, они отрицают его пришествие и его власть, а некоторые из них создали себе другого мессию" Диспут Нахманида. Иерусалим-Москва, 1992, с. Итак, в истории еврейской мысли есть течение, которое полагает, что все народы — враги евреев. События Пурима напоминают, как именно надлежит поступать с врагами. В этом и состоит чудовищность этого "веселого праздника": из поколения в поколение он воспроизводит модель обращения с теми, кого евреи однажды сочтут своим врагом. Теперь нам осталось лишь вспомнить, что приход Интернационала к власти в России был связан с переменой календаря, и спросить: а когда же праздновался день, ныне называемый "восьмым марта" в революционных кружках предреволюционной России? Оказывается, восьмое марта по новому стилю — это 23 февраля по старому. Вот и отгадка — почему "мужской" день и "женский" так недалеко друг от друга. Когда европейские братья по Интернационалу отмечали "восьмое марта", в России этот день назывался 23-им февраля.
Поэтому в предреволюционные годы партийцы и сочувствующие им привыкли считать праздничным днем 23 февраля. Затем календарь переменили, но остался рефлекс праздновать что-то революционное 23 февраля. Дата была. В принципе учитывая плавающий характер Пурима эта дата ничем не хуже и не лучше 8 марта. Но надо было найти и для нее прикрытие. Спустя несколько лет соответствующий миф был создан: "День Красной Армии". Память о первом сражении и первой победе. Но это — миф.
Демонстрации Женские демонстрации в начале ХХ века, как правило, проходили ранней весной, в первой половине марта. Они вовсе не были привязаны к дате 8 марта.
В то время уж точно проводились марши пустых кастрюль: протестуя против социального неравенства, домохозяйки добивались шумового эффекта. Суфражистки приковывали себя к воротам общественных зданий, привлекали внимание громкими лозунгами… Боролись не только за право трудиться, учиться и голосовать, но и против церковного брака. Во многом именно поэтому левые женские течения вступили в конфронтацию с православной и католической церковью, хотя и не были сплошь атеистическими. Клара Цеткин В 1910 в этой истории возникла женщина, с именем которой нередко и связывают историю праздника. В Копенгагене состоялась Международная конференция работающих женщин. Клара Цеткин была одним из лидеров социал-демократической партии Германии. Она предложила ежегодно отмечать во всех странах день борьбы за права женщин. В качестве даты такой международной акции утвердили 19 марта. Громче всего в этот день женщины заявили о себе в Германии. Дата 8 марта появилась несколько позже и не стала общепринятой.
Международный женский день в России В России, в революционных кругах, об американском шествии узнали уже в 1908-м году. Но впервые достаточно широко день был отмечен в 1913 году в Петербурге — на волне копенгагенского предложения Цеткин. Официально петербургская манифестация называлась «научным утром по женскому вопросу». Дата к тому времени не установилась, и действо состоялось 2 марта. Разумеется, по старому стилю. На следующий год митинги прошли уже в нескольких странах Европы согласованно — 8 марта. В том числе и в России. Предвоенная весна 1914 года стала, пожалуй, высшей точкой в европейской истории праздника. Читайте также — Поздравления с 8 марта 2017: стихи, смс Требования женщин 23 февраля 1917 года по новому стилю — как раз 8 марта! Это был один из важных актов Февральской революции.
Как возник международный женский день?
Сейчас 8 марта часто называют «днём весны и красоты», а женщины слышат в свой адрес довольно сексистские поздравления, что несколько противоречит идеям Клары Цеткин. Решение праздновать 8 Марта как День Международной солидарности женщин в борьбе за политическое и социальное равноправие приняли в 1910 году на второй международной конференции социалисток в Копенгагене по предложению Клары Цеткин. 5 июля — день рождения немецкой революционерки, коммунистки Клары Цеткин (1857—1933).
Мечтала о «малюсеньком ребеночке». Кем на самом деле были самые знаменитые «феминистки»
именно она предложила праздновать Международный женский день - в 1910 году, в Копенгагене. Клара Цеткин и Роза Люксембург: История двух подруг, «подаривших» мiру «Международный женский день» — 8 марта! Клара Цеткин на Международной женской конференции заявила, что прекрасной половине необходим специальный день, который бы ознаменовал борьбу за равенство полов. Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день.
Реальная история «8 марта» и причём тут Права проституток, евреи и Клара Цеткин
Впервые Международный женский день прошел 19 марта 1911 в ряде стран: Германии, Швейцарии, Австрии и Дании. «Праздник 8 марта придумала Клара Цеткин» — такое утверждение давно уже стало общим местом любой статьи, посвящённой Международному женскому дню. восьмой Марты - у Клары Цеткин и ее подруги Розы Люксембург возникла мысль учредить 8 Марта международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. основатель праздника 8 марта На самом деле Клара Цеткин была очень живой, интересный человек и привлекательная женщина.
Клара Цеткин придумала 8 марта не ради цветов и подарков
восьмой Марты - у Клары Цеткин и ее подруги Розы Люксембург возникла мысль учредить 8 Марта международный женский день, в который женщины всего мира будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам. Клара Цеткин, которая вообще-то Айсснер, и родилась в Саксонии в городке Видерау в 1857г. Международный женский день набил им мощную оскомину. 8 марта — Международный женский день. «Праздник 8 марта принято связывать с именами Клары Цеткин и Розы Люксембург.
Свержение династии Романовых или марш пустых кастрюль: Что мы празднуем 8 Марта
Международный женский день набил им мощную оскомину. Международный женский день неразрывно связан с именем политической деятельницы и феминистки Клары Цеткин. На горизонте показался Международный женский день 8 Марта и «Бизнес-вектор» продолжает свой экскурс в историю. А ведь именно такие цели преследовали в начале ХХ века Роза Люксембург и Клара Цеткин, благодаря которым и появился праздник 8 марта. Международный женский день у нас принято отмечать с размахом, при этом мы не особо вспоминаем об истории этого дня. Женский день 8 Марта имеет статус международного праздника, но не все однозначно.
Клара Цеткин придумала 8 марта не ради цветов и подарков
Она имела в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, и тем самым «обращать внимание общественности на свои проблемы». Изначально праздник назывался «международный день солидарности женщин в борьбе за свои права». Дата 8 марта была подведена под ту самую забастовку текстильщиц, которой на самом деле никогда не было. Точнее была, но бастовали тогда вовсе не текстильщицы. Но об этом позже. Этот «праздник» активно продвигала подельница Цеткин, пламенная революционерка Александра Колонтай. Та самая, которая покорила Советский Союз «великой фразой»: «Отдаваться первому встречному мужчине надо так же легко, как выпить стакан воды». Версия вторая, еврейская: восхваление иудейской царицы Историки до сих пор «спорят» была ли Клара Цеткин еврейкой. Одни источники утверждают, что она родилась в семье еврея-сапожника, а другие — немца-учителя.
В этот день иудеи празднуют спасение народа от истребления персидским царем Ксерксом. У Пурима скользящая дата, которая приходится на конец февраля — начало марта. В Россию Международный женский день 8 марта пришел в 1913 году, пишет wonderzine. В этот день проходили митинги и демонстрации. До 70-х годов XX века 8 марта ассоциировалось с борьбой за независимость женщин.
В 1909 году Социалистическая партия Америки объявила национальный женский день, который отмечался вплоть до 1913 года в последнее воскресенье февраля. В 1909 году это было 28 февраля. Клара Цеткин в 1910 году, на Второй Международной социалистической женской конференции, проходившей в Копенгагене 27 августа в рамках Восьмого конгресса Второго Интернационала, предложила учредить международный женский день.
Надеясь стать учителем как и отец, Клара отправилась учиться в частный пансион в Лейпциге. В свои студенческие годы, она встретилась с группой русских студентов-эмигрантов, которые познакомили ее со своими социалистическими взглядами. Там же она познакомилась со своим будущим гражданским мужем российским революционером Осипом Цеткин, сбежавшим в Лейцпиг отпреследования со стороны российских властей. Идеи социализма настолько заинтересовали Клару, что она с огромным энтузиазмом стала изучать теорию социализма и начинает свою политическую деятельность. Клара Цеткин вступает в ряды немецкого рабочего движения в тяжелый период борьбы, когда Бисмарк попытался путем террора, «исключительного закона против социалистов», уничтожить социализм в рядах рабочего класса. Осип Цеткин был выслан из Германии за участие в нелегальном собрании, Клара тоже уезжает из Германии в Швейцарию. В Цюрихе она занимается деятельностью, после которой Цеткин смогла занять руководящее место в немецком рабочем движении — она переправляла нелегальную газету «Социал-демократ» в Германию. Начало женского движения После переезда в Париж к своему мужу Осипу, для Клары Цеткин начались трудные годы ее жизни: муж был серьезно болен и лишь публиковался за гроши в левых газетах, Клара давала уроки и стирала бельё у богатых, одна обеспечивала двоих детей и мужа-инвалида. Именно в этот период у Клары Цеткин возникла идея посвятить все силы развитию международного пролетарcкого женского движения. На собрании Учредительного конгресса 2-го Интернационала в Париже она выступает с речью о роли женщин в революционной борьбе. Возникает международное пролетарское женское движение, рассматриваемое как часть общей борьбы рабочего класса. После смерти мужа, Клара Цеткин смогла вернуться в Германию только после отмены Исключительного закона в 1890 году, где продолжила свою деятельность. Клара Цеткин взяла на себя руководство социал-демократической работой среди женщин Германии и решительно требовала вовлечения женщин в классовую борьбу, участвовала в борьбе женщин за равные права, в том числе за смягчение трудового законодательства для женщин и предоставление всеобщего избирательного права. Теперь Клара Цеткин — известная женщина-революционер, авторитетный политический и общественный деятель. В жизни Клары было место не только для социального усовершенствования мира, но и для любви и дружбы, так, дружба с В. Лениным и Н. Крупской способствовала тому, что Клара Цеткин больше времени проводит в Советском Союзе.