«Ведомости»: обязанность платить налоги за самозанятых могут передать маркетплейсам. Это доступно и самозанятому лицу, и самозанятому ИП. Бизнесу выгодно работать с самозанятыми, но из-за некоторых нюансов это может обернуться проблемами.
Как бизнесу сотрудничать с самозанятыми без штрафов и доначислений от налоговой
Юрлицо или ИП становится налоговым агентом при заключении такого договора? Нужно ли за него платить страховые взносы? Страховые взносы тоже не нужно платить. Официальным подтверждением данной позиции также является письмо Минфина от 29. Страховые взносы тоже.
Сервис передаёт информацию об этих доходах в Федеральную налоговую службу ФНС , которая рассчитывает налог с полной суммы каждой поездки согласно закону. Водитель в своём аккаунте в приложении «Мой налог» видит чеки на все оказанные услуги. Как можно оплачивать налог ФНС суммирует доход за месяц, вычисляет сумму налога и посылает водителю квитанцию — всё в том же приложении «Мой налог». Самозанятому водителю остаётся оплатить налог любым удобным способом: В приложении или веб-кабинете «Мой налог» с помощью банковской карты. В разделе «Банковские карты» можно настроить автоплатёж. С ним сумма налога будет ежемесячно списываться автоматически. Главное, чтобы на карте было достаточно средств. В приложении банка или на сайте платёжного сервиса — по платёжным реквизитам из «Моего налога» или сканировать QR-код квитанции. Через Госуслуги — при входе на главную страницу вы увидите уведомление о начисленном налоге. Лично — в банке, банкомате или платёжном терминале с помощью квитанции. Автоуплата в приложении Яндекс Про — всё о ней читайте в отдельной статье.
Компания хранит бумажные, либо электронные чеки, пока не истечет срок хранения документов по расходам. В какой момент выписывается чек Самозанятый, получая оплату от юридического лица наличными или с использованием электронных средств, обязан чек сформировать немедленно, в момент получения денег наличными или электронными средствами платежа. При безналичном расчете или других способах оплаты чек выписывается не позже 9-го числа следующего месяца. Этот же срок отведен на передачу документа покупателю п. Читайте также: Эквайринг для самозанятых Надо ли удерживать налоги при оплате самозанятому от юрлица Компаниям не надо удерживать НДФЛ с самозанятого, если он подтвердил свой статус плательщика налога на профдоход.
Это может быть договор подряда, перевозки, платного оказания услуг и так далее. Какой-то конкретной формы документа для сотрудничества с самозанятыми нет.
Как бизнесу работать с самозанятыми без рисков
Страховые взносы на выплаты самозанятым тоже не начисляются п. Исключение: предприятие, выступавшее работодателем для самозанятого менее 2-х лет назад пп. При расчетах компании нужно учитывать и то, что самозанятые не платят НДС кроме ввозного , то есть получить вычет по налогу при покупке товаров, услуг у самозанятого нельзя п. Таким образом, основным документом, подтверждающим расчеты между юридическим лицом и самозанятым, является выписанный последним чек. После его получения компания вправе включить расходы в свою налоговую базу, уменьшая свои обязательства перед бюджетом.
В чем суть налога на профессиональный доход Проще всего объяснить на примере. Представьте, что есть сантехник Григорий. Сантехник Григорий работает как физлицо: чинит людям краны, устанавливает ванны и даже кладет плитку. За свою работу он получает деньги с карты на карту. Перед каждым переводом он просит клиентов ничего не писать в назначении платежа, чтобы его не заподозрили «эти самые».
А если он занимается ремонтами постоянно и это чуть ли не основной его доход, то лучше бы ему вообще стать ИП. Он их, конечно, не платит. Он чинит кран. В комнату входит ФНС и говорит: «Григорий, плоти нологи» так и говорит. И тем более нет желания регистрироваться как ИП — с кассами, отчетами и штрафами. Тогда ФНС говорит: «Ладно, давай я тебе сделаю суперпростую систему, чтобы ты вообще не напрягался, главное — плати хоть немного». Григорий смотрит на ФНС. ФНС смотрит на Григория. Слышно, как капает кран.
Обязанность по уплате налога ложится на самого трудоустроенного физического лица. От уплаты страховых взносов он освобожден изначально. Учет расходов на вознаграждение в расходах при УСН «Доходы минус расходы». Возможность удаленной работы. Оплата услуг, товаров, работ любым способом: наличными, безналичным расчетом, средствами с электронного кошелька.
Немаловажным является то, что компании не нужно обеспечивать исполнителя оборудованием и другими ресурсами. Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым? Организациям при сотрудничестве с налогоплательщиками НПД не нужно платить никаких налогов. Этим и привлекает юридических лиц возможность сотрудничать с самозанятыми. Нередко организации собственных сотрудников переводят в самозанятые, чтобы не платить НДФЛ и страховые взносы.
Однако следует помнить, что за подобные действия ООО несет административную ответственность. Его обязуют выплатить штраф 50 — 100 тыс. Специальный режим самозанятости может быть применен к физическому лицу, который работал в ООО. Но для этого должны быть соблюдены 2 условия: 1 между физлицом и организацией был заключен трудовой договор не ГПД ; 2 ООО не является работодателем физлица уже два года и более. Есть ли минусы при работе ООО с самозанятым?
У самозанятого нет той «привязанности» к компании, как у работника, трудоустроенного по трудовому договору. При появлении более выгодных условий физическое лицо может предпочесть другого заказчика, и компании придется искать другого специалиста. При работе с самозанятыми возможны неоднозначные ситуации, которые не возникли бы с штатными сотрудниками. Приведем пример. Самозанятый может потерять свой статус, если превысит лимит по доходу 200 тыс.
Это грозит последствиями для организации. Исполнитель превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу? Другими словами, компания должна работать с ним, как с обычным физлицом: начислять НДФЛ, включать его в отчеты по сотрудникам. Ощутимые выгоды оформления самозанятых на работу, часто ООО толкают поиски лазеек в законе.
В чеке должны быть заполнены обязательные реквизиты, приведенные в п. Дата оформления чека зависит от момента и способа оплаты. Момент подписания акта оказанных услуг если таковой составляется значения здесь не имеет. Сформировать и направить заказчику чек самозанятый гражданин обязан п. Возникнут ли у компании-заказчика налоговые риски, если чек был оформлен самозанятым с опозданием? По данному поводу отметим, что налоговые риски в полной мере исключить нельзя. Налоговые органы могут признать такой чек документом, оформленным с нарушениями, а значит, документом, на основании которого нельзя учесть расходы. Официальные разъяснения по этому вопросу пока отсутствуют. А факт нарушения срока оформления самозанятым не должен негативно отражаться на сотрудничающей с ним компании. К тому же согласно п.
Если допустить, что чек, составленный за пределами установленного срока, не является документом, оформленным в соответствии с законодательством, то в таком случае его можно отнести к документу, косвенно подтверждающему произведенные расходы. А если дополнительно имеется акт оказанных услуг, полученный от самозанятого, то тем более расход считается документально подтвержденным. Должен ли самозанятый составлять акт выполненных работ Еще один вопрос, который часто встает перед компаниями: необходимо ли требовать от самозанятого оформления акта на свои услуги или достаточно одного чека? В случае, когда оплата услуг самозанятого производится авансом, то акт, конечно же, необходим. Он зафиксирует факт оказания услуг, и из него будет видно, к какому периоду относятся расходы, а значит, в каком периоде следует отразить стоимость услуг п. А нужно ли оформлять акт в случае постоплаты услуг самозанятого? Полной ясности в этом вопросе нет. Например, в п. То есть чиновники обозначили акт в качестве дополнительного необязательного документа, и то только в случае оплаты услуг на условиях предоплаты. Однако позже на сайте ФНС России вышла информация о том, что «для налогового учета расходов покупателя например, при наличии предоплаты акт о выполнении работ оказании услуг необходим.
Он является документом, подтверждающим факт их исполнения, а также отражает период или дату их оказания» информация ФНС от 26. Мы считаем, что акт лучше оформлять, поскольку формально чек в большей степени является документом, подтверждающим оплату услуг, а не факт их оказания.
Особенности сотрудничества с самозанятыми в 2023 году
рассказываем в статье. Действующее законодательство не запрещает юридическим лицам работать с гражданами, получившими статус самозанятых. Чек от самозанятого юридическому лицу.
Как бизнесу работать с самозанятыми и не попасть впросак с налогами
Налог для самозанятых: как он работает и сколько надо платить. Как компаниям работать с самозанятыми в 2024 году, не нарушая закон. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Оплата самозанятому лицу от юридического лица.
Включение самозанятых в отчёты
Исключение: предприятие, выступавшее работодателем для самозанятого менее 2-х лет назад пп. При расчетах компании нужно учитывать и то, что самозанятые не платят НДС кроме ввозного , то есть получить вычет по налогу при покупке товаров, услуг у самозанятого нельзя п. Таким образом, основным документом, подтверждающим расчеты между юридическим лицом и самозанятым, является выписанный последним чек. После его получения компания вправе включить расходы в свою налоговую базу, уменьшая свои обязательства перед бюджетом.
При этом подписанные сторонами акты приемки товаров, работ, услуг служат лишь дополнением к чеку и не считаются основанием для включения расходов юрлица в базу по налогу.
Самозанятыми в России стали в основном таксисты, курьеры, арендодатели, репетиторы, ремонтники, маркетологи или программисты. Размер налоговой ставки при работе с физлицами составляет 4 процента, с юридическими — 6 процентов. По разным данным, потенциальных самозанятых в стране — от 15 миллионов до 20 миллионов человек.
Существенным является риск признания отношений сторон трудовыми.
Так, если будет установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, то есть гражданско-правовой договор может быть переквалифицирован в трудовой договор ч. Это, в свою, очередь автоматически влечет невозможность применения НПД к доходам, полученным в рамках трудовой деятельности. Особое внимание налоговых органов может привлечь массовое заключение договоров с самозанятыми лицами в отношении деятельности, не предполагающей разовый характер. Отсутствие направленности деятельности самозанятого на конечный результат также может вызвать подозрение в гражданско-правовом характере отношений. Если ФНС докажет недобросовестность компании и применение «схемы с самозанятыми» с целью снижения налоговой нагрузки, или если договор ГПХ переквалифицируют в трудовой договор, у компании возникнут значительные материальные убытки.
Как минимизировать риски? Выбирая самозанятого для оказания услуг важно изначально оценить все возможные риски и правильно оформить договор ГПХ. По нашему мнению, избежать негативных последствий можно при соблюдении следующих правил: Перед заключением договора с самозанятым нужно проверить его статус и право на применение НПД. Не стоит привлекать самозанятым лицо, с которым ранее осуществлялось какое-либо сотрудничество, особенно в рамках трудовых правоотношений. При составлении договора рекомендуется исключать любые условия и термины, свойственные трудовым отношениям.
Работа, выполняемая самозанятыми, должна предполагать разовый характер либо направленность деятельности самозанятого на конечный результат.
Вот так — просто и без лишних заморочек. Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля.
Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он. Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого можно взять электронную справку о статусе на текущую дату формируется в приложении автоматически.
Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20. Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28. Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд говорится там же.
Но иногда все же происходят сложные случаи. Что-то непонятное В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай. Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается.
Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам. Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права.
Налоговая служба добилась резкого сокращения количества фальшивых самозанятых
С ним работают, как правило, сдельно: сколько он окажет услуг фактически, столько вы ему и оплатите. Никаких дополнительных соцгарантий и выплат вы ему не должны. Отличие от сделок с частным лицом по договору По сравнению с обычными физлицами, самозанятые позволяют заказчику экономить на оплате труда почти в 1,5 раза. Все это увеличивает затраты компании-заказчика почти вполовину: при сделке по договору ГПХ, когда работник получает на руки 50 000 рублей, заказчик потратит около 73 045 рублей. Вы платите ровно 50 000 рублей и ничего сверх этого.
Налог платит за себя самозанятый. Самозанятого может не устроить такой вариант: самостоятельно заплатив налог с дохода, он получит меньше. Предложите увеличить сумму сделки, чтобы компенсировать налог, большинство исполнителей с радостью согласятся на такие условия и станут самозанятыми. Для вас это все равно будет выгоднее, чем платить за него НДФЛ и страховые взносы.
Отличие от сотрудничества с ИП Если компания раньше работала с ИП на спецрежимах, то никакой разницы при его переходе на самозанятость не будет. Предприниматель просто выбирает себе новый налоговый режим — налог на профессиональный доход, а статус не меняется.
Физлица, являющиеся плательщиками НПД, в указанном перечне не приведены. А вот если самозанятым является ИП, то он уже выступает в качестве налогового агента и должен уплатить в бюджет НДФЛ с дохода, выплаченного физлицу-арендодателю помещения. Можно ли работать по НПД с иностранными фирмами и как правильно оформить эти сделки?
При этом в соответствии с ч. Чек должен быть сформирован налогоплательщиком и передан покупателю заказчику в момент расчета наличными денежными средствами и или с использованием электронных средств платежа. При иных формах денежных расчетов в безналичном порядке чек должен быть сформирован и передан покупателю заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, в котором произведены расчеты. В чеке указывается в том числе ИНН юридического лица или индивидуального предпринимателя - покупателя заказчика товаров работ, услуг, имущественных прав в случае осуществления реализации указанным лицам. Обязанность по сообщению идентификационного номера налогоплательщика возлагается на покупателя заказчика.
Вы можете распечатать его или сохранить в JPG — и приложить к вашим отчетным документам. АВР но это не обязательно. Скачать его образец из Интернета , заполнить и отправить вам. Предоставлять счет тоже можно, но для самозанятых это не обязательно даже где-то читал, что требовать это незаконно. Но если прям сильно горит, могу заключить договор с Яндексом или с АлиЭкспресс — и тогда будет счет. Но не хотелось бы делать это. Как платить тогда самозанятому? Читайте далее. Как юридическому лицу и ИП оплачивать услуги самозанятого Есть возможность работать через расчетный счет без оплаты дополнительного налога.
По банковским реквизитам. Например, вот мои реквизиты. Здесь реквизиты банковской карты и ИНН физического лица. Без дополнительных налогов, НДФЛ и прочего. По крайней мере мне так платили за разработку некоторых прототипов и текстов. Вот так — просто и без лишних заморочек. Какие налоги юрлицо должно платить за сотрудничество самозанятым Никаких. Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам.
Если самозанятый не бывший работник, заказчик не платит в налоговую ни рубля. Налог на профессиональный доход самозанятый платит сам. Штрафы получает тоже он. Главное доказательство, что за самозанятого не надо платить, — это чек на оплату из приложения «Мой налог». До перевода денег с самозанятого можно взять электронную справку о статусе на текущую дату формируется в приложении автоматически. Если у заказчика есть давний договор с фрилансером, то с даты его регистрации в качестве самозанятого НДФЛ отменяется. Так пояснил Минфин в письме от 20. Оплата взносов по добровольному страхованию за самозанятого не перекладывается на заказчика — соцстрах разъяснил это в письме от 28.
Кстати, это же касается взносов в Пенсионный Фонд говорится там же. Но иногда все же происходят сложные случаи. Что-то непонятное В статье про сотрудничество с самозанятыми автор рассказывал интересный случай. Когда юрлицо пытается перевести деньги самозанятому, то с точки зрения банка, это платеж в пользу физлица и с этого платежа удерживается процент за обналичку. Плюс, это в лимиты на вывод средств считается. Так вот: я поразбирался в данной ситуации — и пришел к некоторым выводам. Банк не является налоговым агентом, он — просто посредник. Начислять налоги он не имеет права.
Но автоматически начислять НДФЛ банк не имеет право. А еще возможно, что произошло мошенничество.
Включение самозанятых в отчёты
Чек от самозанятого юридическому лицу. Если самозанятый — физическое лицо, перед началом работы с ним предпринимателю или организации нужно проверить. После получения оплаты самозанятый обязан предоставить чек с помощью сервиса «Мой налог», для работы физлицу не нужна касса.
Закон о самозанятых: что о новом режиме надо знать кадровику
Подраздел 1. Данный документ заменил прежнюю форму СЗВ-ТД, согласно подпункту 5 пункта 2 и пункту 6 статьи 11 Федерального закона от 01. Эксперты полагают, что не требуется сдавать ЕФС-1, когда Вы подписываете контракт с самозанятым, потому что он не считается застрахованным по ОПС в связи с заключением такого контракта. Когда договор прекращает действовать, сдавать ЕФС-1 на самозанятого тоже не надо.
Туда нет необходимости вписывать данные самозанятого по уже известной Вам причине: самозанятые не считаются застрахованными по ОПС. Раздел 2 Этот раздел — аналог старого отчёта 4-ФСС. Если договор ГПХ не подразумевает, что заказчик будет платить взносы на травматизм с вознаграждения самозанятому, то не нужно показывать данные об этом договоре во 2-м разделе ЕФС-1 пункт 1 статьи 5 Федерального закона от 24.
Отсюда следует, что не нужно учитывать самозанятого, когда Вы указываете среднесписочную численность ССЧ и количество застрахованных работников на титульном листе раздела 2 формы ЕФС-1. Расчёт по страховым взносам В РСВ не вносится информация о самозанятых, потому что они не считаются застрахованными лицами на основании заключённого с заказчиком договора ГПХ.
Инспектор посчитает, что так вы маскируете трудовые отношения, и потребует устранить нарушение. Если налоговая заподозрит, что самозанятый — сотрудник вашей компании, она переквалифицирует договор с ним в трудовой.
Тогда вы лишитесь льгот и перейдете со спецрежима на общую систему налогообложения. Соблюдайте все рекомендации по оформлению гражданско-правового договора, не допускайте в нем признаки трудовых отношений. В договоре не должно быть графика работы и привязки к конкретному рабочему месту. Оплату привязывайте не к процессу работы, а к ее результатам, обязательно указывайте определенный срок действия договора.
В договоре с самозанятым не используйте фразы «заработная плата», «должностные обязанности», «трудоустройство», пропишите особенные условия сотрудничества Вы перевели сотрудника на самозанятость Что может пойти не так. Закон не запрещает заключать договор с самозанятым, если он до этого он был наемным сотрудником в вашей компании. Но есть ограничения: налоговые льготы не распространяются на действующих и бывших сотрудников. Если самозанятый был у вас в штате в последние два года или, работая у вас, оказывает часть услуг как подрядчик, то налоговая потребует перечислять за него НДФЛ и платить страховые взносы.
Когда вы заключите договор с действующим или бывшим сотрудником, налоговики увидят, что выплаты ему освобождены от налогов. Это нарушает закон о самозанятых , ведь льготы по этому спецрежиму не распространяются на поступления от действующего или бывшего работодателя. Вы заплатите страховые взносы и НДФЛ по всем расчетам с самозанятым. Еще налоговая может переквалифицировать договор с самозанятым в трудовой.
Это произойдет, если сотрудник продолжит выполнять свои должностные обязанности как самозанятый, а вы не станете платить за него страховые взносы и перечислять НДФЛ. Тогда за нарушение трудового законодательства придется заплатить штраф. Это наказание за уклонение от оформления трудовых отношений и замену трудового договора гражданско-правовым. Решение о штрафе может принять трудовая инспекция, когда придет с внеплановой проверкой.
Как изменился документоооборот организаций при работе с самозанятыми? При работе с самозанятыми компаниям доступен упрощенный документооборот, заявляет Виктория Кияченко. Это связано с отсутствием выплат в ФНС, а также тем, что оформляют сотрудничество с плательщиками налога на профессиональный доход по договорам ГПХ. Вместе с этим, дополняет Сергей Фадеев, одним и з ключевых эт апов работы с самозанятыми является предоставление чеков заказчикам, которые формируются в приложении "Мой налог" и автоматически считают выплаты плательщиков НПД. Помимо основного договора об оказании услуг, дополняет он, который не должен содержать ссылок на трудовое законодательство, также рекомендуется продумать грамотную систему актов и отчетов, чтобы показать отсутствие формального документооборота. Выгодно ли компаниям работать с самозанятыми? При выборе подрядчиков оба эксперта советуют отдавать предпочтение самозанятым, так как при работе с ними компании сталкиваются с минимальным документооборотом из-за отсутствия отчетности в ФНС и пенсионный фонд. Кроме того, за самозанятых не нужно платить страховые взносы и НДФЛ — все обязательства по уплате налогов они берут на себя. Помимо этого, уже существуют автоматизированные сервисы, которые создают все необходимые документы при работе с самозанятыми.
Другими словами, компания должна работать с ним, как с обычным физлицом: начислять НДФЛ, включать его в отчеты по сотрудникам. Ощутимые выгоды оформления самозанятых на работу, часто ООО толкают поиски лазеек в законе. Однако стоит помнить, что государство регулирует эту сферу, хоть специальный режим и является экспериментальным. Какие документы нужно предоставить самозанятому при оформлении на работу в ООО? Для устройства самозанятых на работу в ООО понадобиться: Справка о постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика НПД.
Документ, удостоверяющий личность паспорт. Список ограничивается только этими двумя документами. Между организацией и самозанятым может быть заключен только гражданско-правовой договор, например, договор оказания услуг, купли-продажи, авторского заказа и т. При устройстве на работу не оформляют кадровые и иные документы. Нужен только договор, подписанный обеими сторонами.
При составлении документа юристы по гражданскому праву советуют: Включить сведения о том, что исполнитель является налогоплательщиком НПД важно для бухучета, так как самозанятый не платит НДС. Зафиксировать обязанность исполнителя предупредить о снятии с учета или утере статуса самозанятого это обезопасит ООО от уплаты штрафов. Обозначить сроки сдачи чеков. Прописать типовые пункты и условия: дата заключения, порядок оказания услуг и их стоимость, срок действия договорных отношений, порядок изменения условий и т. Грамотно составленный договор способен обезопасить ООО от подводных камней, которые существуют в договорных отношениях с самозанятыми.
Когда договор между организацией и самозанятым может быть оформлен устно? Как правило, гражданско-правовой договор между ООО и исполнителем составляется в письменном виде. Иногда стороны могут договориться устно, например, при передаче товара сразу же. Если между передачей товара, оказанием услуг и оплатой проходит какое-то время, договор заключается в обязательном порядке. Как юридическому лицу оплачивать услуги самозанятого?
Процесс оплаты услуг, товаров, работы исполнителя носит упрощенный характер. Вносить оплату можно наличными, средствами с расчетного счета или даже электронного кошелька. При оплате одним из важных для ООО этапов является формирование самозанятым чека — единственного обязательного документа. Он формируется в приложении «Мой налог» и передается организации. Другие расчетные документы например, акты и счет составляются по желанию, если необходимо подтверждение периода расходов.