Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. Опера «Борис Годунов» кончается предсказанием Юродивого о горестной судьбе Руси — это пророчество начинает сбываться в «Хованщине». Мариинка покажет оперу "Хованщина" на сцене Большого театра впервые за 20 лет.
Батя, батя, выйди к нам
Так что на сегодняшний момент «Хованщина» остается одной из сложнейших опер, как в плане музыки, так и плане театрального действа. О постановке «Хованщины» в Частной опере известно из воспоминаний певца Василия Шкафера и племянника Саввы Мамонтова. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия.
Опера «Хованщина» в Мариинском театре
Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. Однако сила драматургии и специфика «Хованщины» позволяют говорить о том, что опера по сути хоровая. «Известия» посмотрели «Хованщину» и оценили последнюю оперу Модеста Мусоргского из репертуара Мариинки. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина».
М. Мусоргский. Хованщина
Владимир Стасов прокомментировал это событие как «великолепный пример и доказательство музыкального сознания и художественного развития современного общества» [91]. Начальные этапы постановки и выбор актёров[ править править код ] Стрелецкая слобода. Эскиз декорации к опере «Хованщина» Аполлинария Васнецова 1897 Основатель Русской частной оперы Савва Мамонтов ещё до любительской постановки оперы в Санкт-Петербурге писал Владимиру Стасову в апреле 1885 года, при обновлении репертуара будущего сезона, выбор дирекции пал на «Хованщину» Мусоргского. Мамонтов планировал за лето поручить актёрам разучивание партии, но для этого необходимо было иметь партитуру, разрешение на постановку и сопутствующую помощь, ради чего он и обращался к Стасову [93]. Хотя поставить оперу в ближайших сезонах не удалось, Мамонтов о произведении Мусоргского не забыл.
Музыковед Абрам Гозенпуд считает, что поспособствовать постановке оперы мог музыкальный консультант Частной оперы Семён Кругликов , который критиковал организацию за «недостаточное внимание к музыкальной стороне» и поддерживал стремление Мамонтова к пропаганде русской оперы [94]. Для постановки «Хованщины» был привлечён художник Аполлинарий Васнецов , а также Константин Коровин и Сергей Малютин [95] и в качестве консультанта по постановке планировали назначить Владимира Стасова, но из-за разногласий с Мамонтовым этого не произошло [96]. Последний отмечал, что в проводимых перед репетициями беседах принимали участие художники, работавшие над постановкой. На самой первой беседе Аполлинарий Васнецов рассказал, что на Рогожском старообрядческом кладбище многое сохранилось с давней старины [96].
Шкафер вспоминает, что Савва Мамонтов на одной из репетиций предложил сходить к старообрядцам в Преображенское. Ныне входящее в состав Москвы, село в те времена состояло из «маленьких домишек, незамощённых грязных улочек и огромных пустырей». Также в год постановки «Хованщины» на сцене Частной оперы общественность широко обсуждала погребение заживо в знак протеста двух групп старообрядцев в Тираспольском уезде. Эта трагедия изучалась и психиатрами, и врачами, и историками [98].
Афиша премьеры в Русской частной опере 1897 В постановке Частной оперы принимал участие Фёдор Шаляпин в роли Досифея, который поразил Шкафера искусством фразировки и дикции [К 10] [95]. В других спектаклях «Хованщины» была задействована Варвара Страхова , окончившая Петербургскую консерваторию по классу Ферни-Джиральдони , однако её драматические способности были гораздо более сильными, чем певческие, и её по «степени художественного толкования» сравнивали с Шаляпиным [99]. Дирижировал оркестром Эудженио Эспозито, при этом критики и те, кто работал над постановкой, считали, что он равнодушен к «боли и трагедии народа», что накладывает отпечаток на музыку. Об этом знал и Мамонтов, но лишь признавал это, хотя и хотел привлечь другого, русского дирижёра, например, Сергея Рахманинова.
В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти. Для Ивана Хованского, как и для его старшего сына Андрея, авантюра закончилась весьма печально — их убили люди царевны Софьи.
Младший сын Хованского, Пётр, был сослан на Север, его потом помилует царь Пётр и отравит его воеводствовать в Киев. Что касается старообрядцев, то их дело не выгорело, и они продолжили сжигать себя в скитах. Крупнейшие эпизоды самосожжений староверов прошли в Карелии — Палеостровские гари в 1687 и 1688 годах, в которых погибло более четырёх тысяч человек и Пудожская гарь 1693 года с одной тысячей жертв. В 1687-м в местечке Березове Олонецкого края сгорело более тысячи старообрядцев, а в Палеостровском монастыре, на северном побережье от Онежского озера — 2700 раскольников. По общим подсчётам в самосожжениях конца XVII века погибли свыше восьми тысяч блюстителей старой веры.
Русский самохолокост, да и только. Вот эти события, о которых Модест Мусоргский узнал от своего друга, критика Владимира Стасова, и отражены в опере «Хованщина». Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причём сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей.
Меня больше всего тронул момент, когда после убийства Ивана Хованского хор a capрellа исполняет «Господи, не дай врагам в обиду» и сразу после хора закрываются кулисы. Это вызвало прямо-таки мурашки по всему телу. Когда я пела в хоре, который изображает народ, я поняла, что именно народ имеет важное значение для Мусоргского. Прямо ощущается, что народ — это действующее лицо наравне с главными героями. Здесь ты развиваешься как в певческом плане, так и в театральном. Все твоё внимание направлено на реализацию идеи произведения. Интересным моментом стало переодевание в сценический костюм, который помог более полно вжиться в роль. Для меня всё это было в первый раз — оказаться на большой сцене. Благодаря этому я смогла из простого хориста перевоплотиться в хориста — оперного артиста. Новым ощущением для меня стало взаимодействие на сцене с дирижёром, другими участниками хора и спектакля, оркестром и, самое главное, — зрителем!
Перед выходом на сцену я не волновалась, но волнение появилось с осознанием того, что у нас есть один шанс для правильного исполнения, и спетого уже не перепоешь, как это было на репетициях.
В данном случае была выбрана самая "характерная" версия Дмитрия Шостаковича, датированная 1960 годом. И Валерий Гергиев особенно ее чувствует: каждая фраза обретает особую сакральную силу и глубину. И все же в паре мест - во втором акте и финале оперы - маэстро не идет за Шостаковичем, а смотрит в авторский первоисточник с оглядкой на вариант, сделанный Римским-Корсаковым. И знаменитый хор "Батя, батя, выйди к нам" врезается в память как самый яркий образ внешне музейно-живописного спектакля, под "красочным слоем" которого так много сказано про наш день сегодняшний. И вечный вопрос: "Ох ты, родная матушка Русь... Условно представленные составы исполнителей можно было поделить на "Мариинский" и "Большой". На практике же "Хованщина" продемонстрировала первый пример коллаборации двух коллективов, что будет наверняка лежать в основе работы двух театров в ближайшие сезоны.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Словно возвышаясь над действием в легендарных симфонических эпизодах — «Рассвет на Москва-реке» или мрачном «Поезде Голицына», он создает особую атмосферу спектакля: «Для меня звучание оркестра в финальной сцене гораздо важнее, чем бутафорские страсти на сцене. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит? Мне кажется, здесь должен гореть оркестр…», — считает дирижер Валерий Гергиев. Фестиваль проходит в рамках нацпроекта «Культура», инициированного Президентом России Владимиром Путиным.
Проект поддержан Президентским фондом культурных инициатив. Уважаемые зрители! Билеты, приобретенные на 24 марта 2024 года действительны.
Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму. Марфа говорит ему, что рейтеры увезли ее далеко и что скоро она на родине обнимет своего жениха которого он — Андрей — изгнал. Андрей негодует; он угрожает Марфе собрать стрельцов и казнить ее, изменницу, как он ее называет. Эти угрозы свидетельствуют о том, что Андрей не знает, что случилось, и Марфа рассказывает ему об убийстве его отца и что его самого по всей Москве ищут. Андрей не верит ей и трубит в рог, созывая стрельцов... За сценой раздается звон большого соборного колокола.
Выходят стрельцы; они сами несут орудия своей казни — плахи и секиры. За ними следуют их жены. Андрей видит это. Теперь у него открылись глаза на все, что случилось. Идет подготовка к казни стрельцов. Они опускаются перед плахами на колени. Хор стрельцов и их жен молит о казни их гонителей и о своем спасении. На сцену входят петровские трубачи, за ним Стрешнев в качестве герольда.
Стрельцы молча встают. К Кремлю направляется Преображенский полк Петра. Лунная ночь. Стасову от 6 августа 1873 года. Входит задумчивый Досифей; его движения медленны. Он скорбит, сознавая обреченность раскольников и свою ответственность за их судьбу. И вот он призывает сгореть всем на костре за веру свою, только не сдаться врагам. После того как Марфа его спасла от петровцев, они помирились.
Но сейчас смерть их неизбежна, и Марфа просит Андрея готовиться к ней. Звучат трубы. Андрей стонет — ему тяжко. Марфа решительна — ее не страшит сожжение. Марфа свечою зажигает костер. И когда, пробившись сквозь лесную чащу, на поляну врываются гвардейцы Петра, они видят раскольничьи скиты, объятые пламенем. В костре сгорает и Андрей, которого увлекла с собой в огонь Марфа. В огне умирает со своей паствой и Досифей.
Выходят пришлые люди. Кто же теперь тебя, родимую утешит, успокоит?.. Ипполитовым-Ивановым, «Борис Годунов» претерпел две авторские редакции и, тем не менее, должен был быть доработан Н. Римским-Корсаковым, а в наше время Д. Шостаковичем; «Сорочинская ярмарка» закончена Ц. Исключительная по своим художественным достоинствам «Хованщина» — не исключение в этом списке незавершенных творений: ее тоже закончил по авторским материалам дописал последнее действие и оркестровал оперу бесконечно заботливый и благородный Н. Либретто этой оперы, в отличие от других опер Мусоргского, не имеет литературного первоисточника и целиком написано самим композитором, причем сделано это в литературном отношении не менее талантливо, чем музыка оперы. Мусоргский заинтересовался периодом стрелецкого восстания и церковного раскола еще в 1870 году, то есть когда работал над «Борисом Годуновым».
Написать оперу об этой эпохе в русской истории композитору посоветовал В. Стасов, которому Мусоргский и посвятил оперу. Их переписка — бесценный источник сведений о ходе работы над этим шедевром. Композитор делился со Стасовым мельчайшими деталями сюжета, когда разрабатывал его. Вот лишь один пример их переписки: «Вступление к «Хованщине» почти готово, рассвет на восходе солнца красив, довел до того пункта, где донос диктуется, то есть с маленькою сценкою Шакловитого. Выработка идет изрядная, шесть раз отмеришь и один раз отрежешь: нельзя иначе, таково что-то внутри сидящее подталкивает на строгость. Подчас рванешься, ан нет, стой: внутренний повар говорит, что суп кипит, но на стол подавать рано — жидок будет, может, придется еще какой корешок или соли подкинуть; ну, повар лучше меня свое дело знает: жду. Зато уж попади только суп на стол — зубы съем» из письма Мусоргского от 2 августа 1873 года.
На сценическую судьбу оперы всегда оказывали сильное влияние идеологические соображения. Римский-Корсаков, завершив ее, впервые предложил к постановке в 1883 году. Показателен инцидент с нею, о котором рассказывается в мемуарах Марка Рейзена, выдающегося исполнителя партии Досифея. В 1928 году певец гастролировал в Свердловске ныне Екатеринбург и должен был петь Досифея в нескольких спектаклях. В дирекции театра мне сообщили, что среди городских и окрестных жителей, оказывается, много староверов. И вот, спектакль, в котором воссоздается одна из страниц истории раскола и одна из центральных фигур которого глава раскольников, для них был источником не только музыкальных эмоций... Слух о «Хованщине» быстро распространился, и на следующий день толпы бородачей потянулись к кассе театра... Дирекция очутилась перед ситуацией, когда едва ли не весь зал оказался закуплен верующими.
Это была первая крупная художественная акция Гергиева в новой роли. Подробнее Премьера постановки: 13 июля 1952 года. Последнее возобновление: 1 мая 2000 года. Спектакль идет с двумя антрактами.
Он призывает православных бороться за истинную веру с хором «Боже, отжени». Действие второе Кабинет князя Голицына. Поздний вечер. Голицын читает любовное письмо от царевны Софьи. Его мучает тревога. Входит Марфа под видом гадалки. Она предсказывает Голицыну, что его ждут опала, ссылка и нищета «Силы потайные». Князь приказывает утопить ее, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. Неожиданно появляется Иван Хованский. Князья спорят о политике, обвиняя друг друга дуэт «А мы без докладу, князь: вот как». Досифей прерывает их спор терцет «Князья, смири ваш гнев». В глубине сцены проходят раскольники, воспевая победу над еретиками. Вбегает Марфа: слуга Голицына хотел утопить ее, но петровцы пришли ей на помощь. Князья поражены, что войска царя находятся так близко. Шакловитый объявляет им, что их заговор раскрыт, Петр назвал его «хованщиной» и «велел сыскать». Действие третье Стрелецкая слобода в Замоскворечье. Марфа вспоминает свою несчастную любовь и предсказывает, что она и Андрей умрут вместе, в пламени «Исходила младешенька» , Досифей утешает ее дуэт «Ах ты, моя касатка». Шакловитый оплакивает участь Руси «Спит стрелецкое гнездо». Из слободы доносится шум драки. Внезапно вбегает подьячий: войска Петра побивают стрельцов. Кузька предлагает звать на помощь Ивана Хованского «Батя, батя, выйди к нам». Но князь велит стрельцам разойтись по домам и ждать приговора. Действие четвертое Палаты Ивана Хованского. Князь сидит за столом, а девушки развлекают его песнями «Возле речки, на лужочке», «Про гайдучка». Варсонофьев, посланный Голицыным, предупреждает Ивана о том, что его жизнь в опасности. Князь возмущен. Спустя некоторое время Шакловитый приносит приказ царевны Софьи, зовущей его ко двору. Князь велит принести парадные одежды и требует, чтобы девушки спели в его честь «Плывет, плывет лебедушка». Едва дойдя до порога, он с криком падает, пораженный убийцей. В Москве князя Голицына отправляют в ссылку. Досифей узнает от Марфы царский приговор: искоренить раскольников. Настало время мученичества. Марфа сообщает Андрею об убийстве его отца «Видно, ты не чуял, княже».
«Хова́нщина» — опера («народная музыкальная драма») М.
Но ведь получилось! Да ещё как получилось — при всей недописанности оперы! Вывод может быть только один: Мусоргский убедился — или, лучше сказать, почуял — что все его прежние авангардистские находки в этом диапазоне не работают. Что для того, чтобы передавать задушевные, потрясающие предсказания, взывания толпы к своему вождю или страшную решимость идти на гибель, надо унестись в прошлое.
Надо начать писать языком иногда времён барокко, а иногда времён классицизма. На тех «новых берегах», на которые манил всех Стасов и на которых одно время усердно пасся сам композитор, такое не растёт. Нужно воскресить то, над чем смеялись — и тогда будет возможность написать нечто высоко-трагическое.
Пресловутый прогресс дал немало интересного, но ничего высокого, по-настоящему трагического. Надо признать немощь современного искусства, ограниченность новых находок, всего этого «ковыряния», которое он так смачно описывал в своих письмах. Только так можно объяснить его действия, обернувшиеся великим достижением.
Смог бы он, томимый своим страшным и, увы, типичным для России недугом, если бы пожил подольше, всё это признать и как-то выразить своим колоритнейшим языком не говорю уж — дописать оперу? Как знать… Отпущено ему было мало — и тем не менее он многое сумел сделать. Его идеи в его делах — а дела до сих пор звучат со сцены и потрясают многих; у людей от хора стрельцов и от гадания Марфы наворачиваются слёзы.
И это — урок нам. И этот урок отнюдь не одинок — просто он наиболее показателен, так как исходит от авангардиста того времени. Как раз примерно тогда же русские композиторы стали, будто напоказ, обращаться к музыке прежних времён.
Римский-Корсаков, тоже сперва яростный «кучкист», сам, по своей инициативе заново проходит школу обучения написания музыки в стиле прежних лет — а затем… многое что случается в его творчестве, вплоть до насквозь ретроспективной оперы «Моцарт и Сальери» по Пушкину. Про «не-кучкистов» и говорить нечего. Чайковский открыто заявляет о своей приверженности «масс-культуре» того времени — романсам Варламова, Гурилёва-сына — это как если бы сегодня какой-то маститый композитор заявил, что он черпает вдохновение в «старых песнях о главном».
И Пётр Ильич не только говорил — две удачнейшие его оперы: «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» насквозь ретроспективны о чём нужно говорить особо , а последняя часть его последней, знаменитой Шестой симфонии — это в немалой степени просто школярское упражнение на написание хорала другое дело, что можно и школярское задание гениально выполнить. Его знаменитейший ученик Танеев к слову говоря, на дух не переносивший Мусоргского в самом начале своего композиторского пути написал откровенно бахианскую кантату «Иоанн Дамаскин», а в дальнейшем сотворил ряд квартетов, в коих музыка моцартовского толка соседствовала с тогдашней современной — причём концепция была ясна: современные музыкальные средства рисовали тяготы и бурные житейские страсти — а моцартианство как бы обрисовывало потерянный рай. Такие примеры можно бы умножить — но, думаю, и изложенного ясно для обоснования того, что чем дальше, тем больше некоторые композиторы видели в музыке прошлого если не рай, то хотя бы нечто похожее на царство гармонии — а вот современные достижения всё больше походили на сумбур… Да, и уж если речь пошла о сумбуре вместо музыки — что же получается?
Уж если авангардист Мусоргский, фанат «правды жизни», потянулся к старине за высокими чувствами — да и не он один — то, может быть, и сталинская культурная политика, при всех её загибах и перегибах, всё же в чём-то если не оправдана, то хотя бы объяснима? Может быть, это был пролог к новому Ренессансу, пусть и преждевременный — и впереди нас ещё ждёт увлечение Бахом и Моцартом — как в Ренессансе увлекались античным искусством? Теги события:.
Место действия: Москва и ее окрестности. Первое исполнение: Санкт-Петербург, 9 21 февраля 1886 года. Действующие лица: Князь Иван Хованский бас , князь Андрей Хованский тенор , князь Василий Голицын тенор , боярин Шакловитый баритон , Досифей бас , Марфа меццо-сопрано , подъячий тенор , Эмма сопрано , Варсонофьев бас , кузька баритон , первый, второй и третий стрельцы два баса и тенор , Стрешнев тенор , Сусанна сопрано , стрельцы, раскольники, сенные девушки и персидские рабыни князя Ивана Хованского, петровские "потешные", народ, беглые московские люди, сторонники Хованских. Красная площадь.
Каменный столб и на нем медные доски с надписями. Справа будка подъячего. Оркестровое вступление - "Рассвет на Москве-реке" - рисует картину пробуждения древней Москвы: слышится колокольный звон к заутрене, зов стрелецкой трубы за сценой. Медленно поднимается занавес. На сцене главы церквей освещаются восходящим солнцем.
Постепенно солнцем освещается и вся сцена. Нескончаемым потоком течет народная по своему складу мелодия. Эта симфоническая картина - один из шедевров русской музыки. Она часто включается в программы симфонических концертов как самостоятельное произведение. В стенах Кремля начинается жизнь.
Просыпаются стрельцы - сначала Кузька, потом другие. Входит Подъячий, он направляется к своей будке и садится в ней. Появляется боярин Шакловитый. Он ставленник царевны Софьи. У него "заказец важный есть" для писаря.
Тот догадывается: настрочить доносец, - и предвкушает заработать на этом дельце. Шакловитый предупреждает о той каре, которая ждет Подъячего, если он проговорится. Тот мгновение колеблется, но в конце концов, потирая руки в предвкушении платы, соглашается. Шакловитый диктует анонимный донос Петру на Хованских: начальник стрельцов Иван Хованский задумал посадить на престол своего сына Андрея и с этой целью разжигает мятеж. Подъячий в страхе от того, что ему приходится писать это.
Он смертельно боится, что "князь Хованский. Стрельцы проходят и удаляются. Шакловитый продолжает диктовать свой донос. Наконец дело сделано. Доносчик уходит.
Сцену заполняет пришлый люд. Подъячий тем временем прячет кошель; он ощупью, под стойкой, считает деньги, поглядывая не без страха на пришлых людей. У тех недоумение вызывает появившийся за ночь на площади столб. На нем надписи, но они не могут по своей безграмотности их прочесть. Они обращаются к Подъячему, чтобы он прочитал.
Он грубо отказывает им. Тогда они поднимают будку, в которой он отсиживается, и несут ее к столбу. Подъячий в страхе зовет на помощь и обещает прочитать надпись. Тем временем слышатся звуки труб. Так стрельцы приветствую своего предводителя - князя Ивана Хованского.
Входит князь Иван Хованский. Москва и Русь спаси Бог! Из глубины сцены появляется князь Андрей Хованский и Эмма, девушка из Немецкой слободы. Андрей пытается обнять Эмму, но та сопротивляется. Эмма обвиняет его в том, что он убил ее отца, изгнал жениха и не сжалился даже над ее матерью.
Остался ты верен мне! Андрей негодует и бросается на Марфу с ножом, но та тоже выхватывает из-под рясы нож и отражает его удар. Большому слава! Он изумлен, видя Андрея, Марфу, а еще Эмму, которая ему самому приглянулась. И теперь отец и сын сходятся как соперники: отец приказывает стрельцам схватить Эмму, сын — встает на ее защиту.
Отец гневно приказывает взять Эмму и отвести в свои палаты. В этот момент входит Досифей, он останавливает руку Андрея. Эмма опускается на колени перед Досифеем, своим спасителем. Досифей приказывает Марфе отвести Эмму в ее дом. Этот его скорбный монолог рисует облик сурового и гордого старца.
В Кремль! Досифей в мистическом порыве возносит молитву Господу.
Под аплодисменты на авансцену выходят музыканты Симфонического оркестра. Первые движения рук маэстро Валерия Гергиева, и начинается настоящее волшебство. Россия XVII века. Красная площадь.
Крики стрельцов и князь Иван Хованский, отправляющийся в дозор. Он непростой, но насколько непростой, настолько интересный, гениальный и глубокий», - Михаил Петренко, солист Мариинского театра, лауреат международных конкурсов, исполнитель роли Хованского. Последняя опера Мусоргского, народная музыкальная драма в пяти действиях. Стрелецкие бунты, приход Петра Первого к власти.
Для всех движений персонажей и хоров Додин использовал специальную платформу, на которой они передвигались вверх-вниз. Сценическое пространство было разделено строительными лесами на несколько уровней, которые обозначали собой своеобразные «ступени власти». Чтобы взаимодействовать друг с другом, певцам приходилось задирать и склонять головы, что смотрелось просто нелепо.
Большие сомнения вызвали и образы, созданные режиссером. Совершенно нехарактерная для Мусоргского идея сексуальной зависимости Марфы от Досифея, поющий из суфлерской будки Подъячий, нелепые танцы в неглиже — всего этого публика не смогла стерпеть. Закономерным итогом стало полное непринятие постановки но не музыки! Бычкова наградили аплодисментами, которые он несомненно заслужил, так как оркестр сыграл на истинно мировом уровне. В 2015 году — тщательно подготовленная постановка в Московском академическом Музыкальном театре. Дирижер — А. Режиссер — А.
За выдающееся исполнение постановка удостоилась нескольких наград и хвалебных отзывов, в частности, премии «Золотая маска» и премии Москвы в области литературы и искусства за 2016 год. Историческая точность в образах персонажей «Хованщины» «Какой обширный, богатый мир искусство, если целью взят человек! На необычные, совсем негаданные задачи налетаешь, и не насильственно, а так — будто случайно это делается». Литературное наследие» В «Хованщине» Мусоргский передает исторические реалии глазами тех, кто участвовал в них напрямую. Народ, который «не может проверить воочию, что из него стряпают». Страдающая сторона, которая при любом царствующем правителе остается там же, где и была — на дне, беспросветном и темном. Вот что связующим лейтмотивом проходит через всё музыкальное повествование.
Образы князь Хованский — по воспоминаниям людей, знавших его — человек, «знаменитый преимущественно своими поражениями и жалобами на него подчиненных». Легкомысленный, опьяненный властью и жестокий, не считающийся ни с чьим мнением; князь Голицын — непоследовательный, взрывной человек, вспыльчивый и многоликий. Но при этом — поэтичный, не лишенный своеобразного очарования и тонкости. Чрезвычайно сложный образ, противоречивый и двойственный; Подъячий — выдуманная составная личность, не имеющая имени и конкретного исторического прототипа. Представитель приказного сословия, так нелюбимого народом. Двуличный, суетливый и скользкий тип, заискивающий только перед силой, приспособленный к любым условиям существования; князь Андрей, сын Хованского — персонаж, который должен был показать сложные взаимоотношения отца и сына.
Краткое содержание оперы Хованщина Мусоргского для читательского дневника
Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия. Опера Мусоргского "Хованщина" «Хованщина» — выдающееся творение не только музыкальное, но и литературное. Первая профессиональная постановка «Хованщины» состоялась в Русской частной опере Саввы Мамонтова в 1897 году. Сюжет оперы трагичен, и учит не сдаваться ни при каких обстоятельствах.
Краткое содержание оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского
В отличие от других произведений Мусоргского либретто «Хованщины» не имеет какого-либо литературного первоисточника. Опера «Хованщина» с 7 февраля 2022 по 21 февраля 2024, Мариинский-2 (Новая сцена) в Санкт-Петербурге — дата и место проведения, описание и программа мероприятия, купить билет. В тот самый миг в комнату врывается Шакловитый и ставит всех в известность о том, что Петру стало известно о готовящемся заговоре, что он велел разыскать тех, кто устроил эту «хованщину». Опера Модеста Мусоргского "Хованщина" о драматичных исторических событиях, столкновение старой Руси и новой, дворянской России, трагедия раскольников. "Хованщина" в Большом театре - Газета «Коммерсантъ» - Коммерсантъ: последние новости России и мира.
Хованщина (опера)
Симфонию — вернувшись из эвакуации, пытаясь написать оммаж «величию человеческого духа». По легенде, на премьере в Большом зале Московской консерватории Прокофьев дирижировал сам — и как только он поднял руки, раздался грохот салюта, которым в то время отмечали победы на фронте. Триумфальная кода первой части симфонии как будто живописует торжественные залпы. Сольную партию в концерте исполнит концертмейстер MusicAeterna, виртуозная скрипачка Ольга Волкова, которая совмещает работу в оркестре и сольную карьеру. Большой зал консерватории Премьера оперы «Война и мир. Наташа и Андрей» Московский театр Новая Опера им. Колобова Снова музыка Сергея Прокофьева. На открытии Крещенского фестиваля в театре «Новая опера» представят премьеру спектакля «Война и мир. Наташа и Андрей» по его знаменитой опере. Основываясь на том, что сам композитор работал над текстом своего сочинения до конца жизни, больше 10 лет, предполагая самые разные варианты исполнения масштабной партитуры, постановщики выбирают камерную линию повествования. В центре ее, как следует из названия, фигуры и взаимоотношения Наташи Ростовой и Андрея Болконского, их чувства, попавшие в жернова истории.
Любопытно, что историю эту расскажет команда молодых артистов и постановщиков, что может стать ключом к прочтению оперы. Проект — интересный пример коллаборации трех институций внутри одного города: театра «Новая опера», Молодежной оперной программы Большого театра и Мастерской Брусникина.
Подьячий напуган и отказывается писать донос, но Шакловитый подкупает его. После этого на сцене появляется сам Хованский с сыном Андреем, в сопровождении стрельцов. Мы видим, как Андрей проявляет знаки внимания к немецкой девушке Эмме, но он ей не мил и отвергнут.
Оскорбленный барчук хочет ударить Эмму, но отец его останавливает. Разгорается сына между боярином и наследником, но вмешивается глава раскольников Досифей, появившийся на сцене. Второе действие Честолюбивый, самовлюбленный князь Голицын в своих хоромах читает любовное письмо царевны Софьи. Он ждет Марфу — гадалку, способную предвидеть будущее. Увы, ее предсказания сулят князю изгнание и опалу, несчастливый поворот судьбы.
Именно тут звучит знаменитая ария «Силы потайные». Голицын велит убить гадалку, но та успевает убежать. Затем на сцене — тут же, в покоях князя Голицына — появляется Хованский. И опять ссора между двумя боярами. И снова Досифей их разнимает.
Он, следуя негласному историческому правилу видеть в премьерах «Хованщины» знак переломного времени, памятник жертвам и обвинение в адрес тех или иных злодеев, ставит оперу об актуальности самой «Хованщины», намекая на узнаваемость героев и ситуаций. Есть и ответы: при всей прямоте концепции и мизансцен они уклончивы в деталях, но ясно сводятся к тому, что виноваты все, кто хоть как-нибудь действует. Титель не находит у Мусоргского положительных персонажей. В тоскливой беспросветности этого универсального ответа, подтверждая его, сияет страшная звезда Хованского игра Дмитрия Ульянова блистательна, а голос завораживает, грохоча. Мерцает неприятным светом прозаический, бессовестно и тихо одержимый Досифей филигранная роль Дениса Макарова. Не соль земли, не скрепа, а серая мышь этот бывший князь Мышецкий. Темнеет на свету парадоксально объемная, лирико-эпическая фигура предателя Шакловитого, сделанная Антоном Зараевым выпукло, на пределе возможностей. Даже Голицын Нажмиддин Мавлянов замечательно сдержан и больше всех аккуратен по части дикции , которому в общем-то нечего предъявить, кроме приказа убрать свидетельницу собственной слабости, виноват уже хотя бы потому, что попал со своей либерально-западнической физиономией в царство по-разному бесноватых как кур в ощип.
Преступница — Софья, преступник — Петр и тут режиссеру даже не нужно ничего делать — сам Шостакович укомплектовал соответствующие такты Мусоргского барабанной дробью своей Седьмой симфонии. И Марфа при всей любви безумная провокаторша Ксения Дудникова, голос внушительной силы и обворожительно красивого тембра. Может, и не она больше всех виновата, и вообще — жертва, но мы видим, что страшные вещи делаются в том числе ее руками. Кто здесь хоть сколько-нибудь не хор — тот и виноват. Спектакль Тителя — цельный манифест безвинной жертвенности хорового героя, спасительной идентичности профилей и времен. Народ — всегда заложник чужих манипуляций.
В клавире не был записан весь пятый акт с «любовным отпеванием» Марфой своего возлюбленного Андрея Хованского и финальной сценой самосожжения раскольников в скиту. Хотя доподлинно известно, что эту музыку композитор показывал друзьям в последние месяцы своей жизни. Партитуры оперы практически не существует, за исключением двух небольших отрывков в виде концертных номеров: песни Марфы «Исходила младешенька» и хора стрельцов «Поднимайтесь, молодцы». Весь XX век композиторы-соавторы, текстологи-источниковеды, композиторы-оркестровщики пытались решить проблему целостности оперы. Каждый из них, будь то Римский-Корсаков, Стравинский, Ламм, Асафьев, Шостакович, прибегал к различным методам и приходил к противоположным решениям. Что же мы слышим в спектакле Мариинского театра? Валерий Гергиев дирижирует по партитуре оперы в оркестровке Шостаковича в редакции 1960 года, как указано на сайте постановки. Однако маэстро, отойдя от «буквы» партитуры Шостаковича, в двух принципиальных случаях отходит от оригинала. Первый эпизод касается второго акта, окончания знаменитой сцены «заговора князей», когда Федор Шакловитый объявляет, копируя манеру речи Петра I: «Обозвал хованщиной и велел сыскать». В редакции Шостаковича после этих слов звучит оркестровая постлюдия с фанфарами, построенная на теме марша Преображенского полка. Гергиев, снимая маршевое оркестровое заключение, оканчивает сцену в соответствии с намерениями Мусоргского «на одном грозном аккорде p[ianissimo] с опущением занавеса» из письма Владимиру Стасову. Шакловитый — Алексей Марков, Василий Голицын — Евгений Акимов, Иван Хованский — Владимир Ванеев, Досифей — Станислав Трофимов Второе, принципиально важное изменение относится к кульминационному последнему пятому акту оперы, в котором действие происходит ночью в раскольничьем скиту. За отсутствием нотных материалов Мусоргского Шостакович в своей партитуре во многом следует редакции Римского-Корсакова, но по-иному переосмысляет финал. Уже после того, как все погибают в пламени, на сцене появляются солдаты Петровского потешного полка, отступающие в ужасе при виде догорающего пепелища. Шостакович развертывает финал и далее, дополняя оперу хоровым и оркестровым заключением, музыкально-философской рефлексией о прошедших событиях. После петровцев на сцену выходят пришлые люди, смотрящие на языки пламени и оплакивающие Русь: «Ох ты, родная, матушка Русь, нет тебе покоя, нет пути». Затем следует перемена декораций и зрители вновь слышат симфоническую картину рассвета на Москве-реке.
Опера «Хованщина»
Финальный хор, сочинённый не Мусоргским, исполняется в воздушной оркестровке Игоря Стравинского – третьего из выдающихся русских композиторов, при участии которых «Хованщина» стала великой оперой на все времена. В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. В дальнейшем Мусоргский часто упоминал «Хованщину» в письмах, когда рассказывал о трудностях и новостях, связанных с созданием оперы[64]. Он сообщает, что поступил донос на князей Хованских, которые «на царство покусились», что царь Петр назвал заговор «Хованщиной» и велел сыскать его зачинщиков. С той поры, как Мусоргский, по собственному признанию, «соделал тетрадку и назвал её “Хованщина”» (1872), продолжается крёстный и славный путь оперы.
«Хованщина»
Мусоргский начал писать "Хованщину" в 1872 году, но так и не закончил. На сцене Метрополитен опера звучит в оркестровке Дмитрия Шостаковича, последняя сцена - Игоря Стравинского. Танец "Пляски персидок" в четвертом действии поставлен знаменитым французским хореографом Бенжаменом Милльпье, который известен тем, что является постановщиком всех балетных номеров для кинохита "Черный лебедь" Даррена Аронофски. Для него это стало дебютом на сцене нью- йоркского театра. Опера сошла со сцены после сезона 1998-1999 годов. В нынешнем сезоне "Хованщина" будет сыграна на сцене нью-йоркского театра шесть раз. Последний ее показ состоится 17 марта. Государственным комитетом Российской Федерации по печати.
Опера заканчивается эпической сценой самосожжения раскольников. В одиночестве скорбит Досифей. Он сознает обреченность раскольников. Исполненный мужественной решимости, он обращается к братии с призывом сгореть в огне во имя святой веры. Из леса доносятся звуки труб. Раскольники с молитвой проходят в скит и поджигают себя», — читаем мы в описании спектакля. Правда, трагедия блюстителей «истинного православия» трогает сегодня не всех. Так ли уж важно, горит или не горит раскольничий скит. Мне кажется, здесь должен гореть оркестр», — заявил директор и главный режиссёр Мариинского театра Валерий Гергиев.
Кстати, заканчивал оперу «Хованщина» Николай Римский-Корсаков. Именно он дописал последнее действие и оркестровал всё произведение. Сейчас, наверное, опера «Хованщина» не задевает чьи-либо религиозные чувства. Но так было не всегда. Когда 1883 году Римский-Корсаков, завершив оперу, впервые предложил её к постановке, дирекция императорских театров отклонила спектакль по идеологическим соображениям. Показателен и другой случай, описанный в мемуарах Марка Рейзена.
Опасаясь, что гадалка проболтается о том, что нагадала ему, он велит слуге утопить Марфу, но Марфа все слышит и вовремя скрывается. В разгар их перебранки является Досифей; он становится между ними; князья стоят неподвижно, отвернувшись друг от друга. Он уговаривает князей помириться.
В глубине сцены торжественно проходят чернорясцы раскольники с книгами на головах такова ремарка композитора , их сопровождает толпа народа. Их хор звучит словно фанатический гимн. Нами да стариной паки Русь возвеселится! К ней со словами утешения обращается Досифей. Она узнает его и тогда рассказывает, как слуга Голицына пытался задушить ее по приказу князя , и как она едва сумела вырваться — благо петровцы подоспели. Упоминание о войске Петра и о том, что оно, оказывается, уже совсем близко, повергает князей в шок. Входит Шакловитый. Обращаясь к князьям, он говорит, что царевна Софья велела сообщить им, что их заговор раскрыт: в Измайловском селе донос прибит, что Хованские на царство покусились. За сценой слышны голоса петровцев.
Стрелецкая слобода, против Белгорода, за кремлевской стеной на Москве-реке. Вдали, перед зрителем, крепкая деревянная стена, сложенная из громадных брусьев. За рекой видна часть Белгорода. Время к полудню. Действие начинается хором раскольников — как и во втором действии они поют тот же свой фанатичный гимн. Их пение слышится сначала издалека за сценой , затем они появляются на сцене, проходят по направлению к воротам и снова удаляются за сцену. Это шествие, как и в первый раз, являет собой демонстрацию духовной силы старообрядцев. Сцена пустеет; из толпы незаметно выделяется Марфа. Она садится на завалинку у дома, занятого Хованским.
Из дома, где теперь живет Хованский, выходит Досифей. Марфа встает ему навстречу и склоняется перед ним. Страшное дело!.. Он уводит ее, утешая при этом. С противоположной стороны сцены появляется Шакловитый. Проснувшиеся пьяные стрельцы предаются буйному бесшабашному веселью. За сценой слышится крик перепуганного Подьячего; он как бы зовет на помощь. Вот он появляется, запыхавшийся. Князь Иван Хованский показывается под навесом терема.
Стрельцы просят его вести их в бой против рейтеров и солдат петровских полков. Идите в домы ваши, спокойно ждите судьбы решенье! Богато обставленная трапезная палата в хоромах князя Ивана Хованского в его имении. Князь Хованский за обеденным столом. Крестьянки за рукоделием. Но третья песня будет последней в этой картине, а прежде... Входит клеврет князя Голицына. Он предупреждает князя, что ему грозит опасность. Князь разгневан и удивлен: кто может грозить ему в его имении?
Он требует, чтобы ему подали меду, и приказывает девушкам-персидкам плясать для него исполняется балетный номер в восточном стиле. Он говорит Хованскому, что его призывает на тайный совет Софья. Но в конце концов приказывает подать ему одежды. Крестьянки снова величают его. И когда князь выходит из палаты, наемник Шакловитого убивает его в дверях. Он падает мертвым со страшным криком; крестьянки с визгом разбегаются. Шакловитый хохочет. Картина 2. Площадь перед собором Василия Блаженного.
Пришлый люд московский толпится, рассматривая наружный вид собора. Входят рейтеры, вооруженные мечами и копьями; они выстраиваются рядами, спиною к собору и оттесняя толпу к другой стороне. Показываются рейтеры на конях, за ними, как пишет Мусоргский, колымага, сопровождаемая также рейтерами. Из слов Досифея становится ясно, что это везут в ссылку князя Голицына. Входит Марфа. Она сообщает Досифею, что рейтерам велено окружить раскольников в их святом скиту и без пощады убить. Досифей приказывает Марфе взять князя Андрея Хованского; старец наказывает Марфе любить князя, как она любила. Он в гневе на Марфу и теперь ищет Эмму.
Затем к нему приходит Марфа, и предупреждает князя о грядущих бедах под видом обычного гадания. Чтобы избежать огласки, князь Голицын приказывает Варсонофьеву схватить и утопить Марфу, однако последняя слышала его слова.
После князь Голицын начинает вспоминать о своих заслугах перед страной и осознает, что все теперь пошло прахом. В это время к нему входит Иван Хованский. Цель его визита — заблаговременно разделить власть и полномочия после свержения Петра, однако между князьями возникает ссора на этой почве. Иван Хованский напоминает князю Голицыну и его неудачный крымский поход, и татарское происхождение. Последний затаил обиду. В самый разгар ссоры входит Досифей. Затем начинается более конкретный разговор — о будущем правлении. В это время вдоль окон маршируют раскольники. Вбегает Марфа, которую Голицын уже считал мертвой, а потому и принимает за оборотня. Марфа рассказывает собравшимся, что один из холопов Голицына пытался ее убить, и что спасли ее от него петровские потешные.