Проблемы с памятью бывают и у детей, и у зрелых людей, и у стариков — но вызывают их разные причины, а значит, и подходы к решению должны быть разными. филиала Томского НИМЦ. Почему появляется провалы в памяти? Симптомом каких заболеваний является нарушение памяти, лечение симптома, список рекомендуемых анализов и исследований, к какому врачу обратиться. Причины ухудшения памяти. Чаще всего нарушения памяти и внимания наблюдаются у людей пожилого возраста вследствие естественного старения организма.
Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению
С возрастом память становится хуже далеко не у всех. Если память ухудшается у пожилых людей, то это уже патологические процессы, — уточнила Ткачева. И это развивается потихонечку — выпадают волосы, склонность к отекам, немного мерзнете, кожа меняется, а потом оказывается, что давно уже щитовидная железа работает плохо, начинает разрастаться, отмечаются ухудшения памяти», — пояснил врач. «Вечерняя Москва» разбиралась, почему люди неожиданно «теряют» память, почему они не обращаются за помощью, как понять, что родственник в группе риска, а также как сохранить и «прокачать» память.
Почему у вас плохая память: эксперт назвал причины
Что же такое наша память? Разберемся подробнее. Память Проблемы с памятью у молодых людей причины имеет самые разные. Если не принимать никаких мер, ситуация может только усугубляться. Появившись на свет, человек уже способен запоминать какие-то моменты жизни.
Как утверждают исследователи, в первые двадцать пять лет память улучшается, в молодые годы наш мозг способен получать и без труда запоминать огромный поток информации. Подойдя к границе этого возраста и не имея определенных заболеваний, влияющих на качество мыслительных процессов, человек сохраняет память неизменной. Ухудшается она у большинства людей по причине старения. Мозговая деятельность становится не столь активной, мозг уже не воспринимает большие потоки информации.
Происходят эти процессы в норме после 50-55 лет. К сожалению, жители современных мегаполисов начинают жаловаться на качество памяти гораздо раньше этого возраста. Специалисты обеспокоены тем, что такие явления стали часто встречаться у детей и подростков. Естественно, что с плохой памятью любой школьник или студент будет медленнее усваивать информацию, и это скажется на качестве обучения.
На запоминание материала приходится тратить большее количество времени. Кратковременная и долговременная память Что же считать нормой в ухудшении памяти и ее потере? Определенного порога не существует, у каждого человека он свой. Все знают, что у памяти нет пределов.
Существует такое понятие, как суперпамять. Те, кто ей владеет, способны запомнить мельчайшие подробности событий услышанных либо увиденных, произошедших когда-то в прошлом. Многие официальные справочники и серьезные издания называют этот процесс не просто физиологическим явлением, но и способом накапливать культурный, жизненный опыт. Специалисты делят память на долговременную и кратковременную.
У каждого человека соотношение их может различаться. Проблемы с памятью у молодых людей причины может иметь разные, но в любом случае большое значение имеют ее развитие и тренировка. Если вы обладаете развитой долговременной памятью, то материал, скорее всего, усваивать будете нелегко, но зато спустя годы информация останется в голове. Обладатели натренированной кратковременной памяти мгновенно запоминают материал, но буквально уже через неделю не могут воспроизвести то, что когда-то хорошо знали — информация не сохраняется.
Виды памяти Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины нужно искать в том, какие факторы этому способствовали. Видов памяти у человека очень много: есть слуховая, двигательная, зрительная. Кто-то хорошо запоминает материал зрительно, кто-то лучше воспринимает на слух, третьи лучше представляют воображают. Мозг человека разделен на зоны, каждая из которых отвечает за определенную функцию.
Например, височные отделы контролируют речь и слух, затылочно-теменные отвечают за пространственное восприятие и зрение, а нижне-теменные — за речевой аппарат и движения рук. При поражении нижне-теменной зоны возникает болезнь, которая называется астереогнозия. Человек в таком состоянии не ощущает предметы. Научные исследования подтвердили версию о том, что в процессах развития памяти и мышления немаловажное значение играют гормоны.
Улучшают мозговые процессы тестостерон и эстроген, а вот окситоцин действует противоположно. Проблемы с памятью у молодых людей: причины ухудшения Частые стрессы, пребывание в затяжных депрессиях могут отрицательно сказываться на работе головного мозга. Проблемы с памятью у молодых людей основные причины : Наличие бессонницы, хроническая усталость. Нездоровый образ жизни, вредные привычки: алкоголь, курение.
Частый прием антидепрессантов, обезболивающих лекарственных препаратов. Например, лечение многими фармацевтическими средствами имеет побочные эффекты в виде ухудшения памяти. Недостаток аминокислот, витаминов групп А, В. Черепно-мозговые травмы.
Болезни внутренних органов: почечная и печеночная недостаточность, цирроз печени, туберкулез легких зачастую сопровождаются нарушениями мозговой деятельности и далее — нарушениями памяти. Различные патологии головного мозга: аденома гипофиза, злокачественные новообразования и другие. Если имеются проблемы с плохой памятью у молодых людей, причины должен устанавливать специалист. В зависимости от наличия того или иного заболевания данный симптом сопровождается отсутствием аппетита, общей подавленностью, раздражительностью, головной болью, бессонницей, субферильной температурой и тому подобным.
Данные признаки могут указывать на возможные переутомления организма либо на наличие воспалительных процессов. Читайте также: Список продуктов повышающих МНО при приеме варфарина В результате информационной перегрузки мозга также может возникнуть нарушение памяти. Например, каждый студент знаком с состоянием во время сессии, когда после зубрежки кажется, что в голове ничего не осталось. Такое нарушение памяти имеет временный характер, здесь не требуется специфического лечения.
В данном случае достаточно сосредоточиться, успокоиться, функции придут в норму, и все выученное восстановится в мозге. Болезнь Альцгеймера Болезнь Альцгеймера — это сложное заболевание центральной нервной системы. Сопровождается необратимыми процессами снижения умственных способностей.
Если тренировать свою память, и внимание каждый день то можно достичь хороших результатов. Стала плохая память? Что делать с плохой памятью? Если вы сидите на собрании не отвлекайтесь от человека, который ведет собрание, не надо разговаривать с соседом или переписываться в телефоне, не отвлекайтесь по мелочам.
Вечером постарайтесь вспомнить и восстановить в памяти все собрание до мелочей. Для работы мозга очень важно правильное питание. Старайтесь избегать перекусов на ходу и не питайтесь фастфудами это вредно для работы мозга. Включите в свое правильное питание, следующие продукты: овощи, фрукты, мед, сухофрукты, орехи, зелень, злаки. Не перенапрягайте свой мозг. Если почувствовали усталость не надо перенапрягать себя, дайте возможность отдохнуть своему организму. Усталый человек плохо воспринимает информацию или не воспринимает ее вообще.
Загружайте свой мозг только полезной информацией лишнюю и ненужную информацию постарайтесь откидывать, она только засоряет ваш мозг. Не забывайте о прогулках на свежем воздухе. Активные прогулки на свежем воздухе, лучше за городом на природе нужны для правильной работы мозга, это могут быть различные виды спорта или просто активный отдых. Упражнения для развития памяти и внимания Упражнение 1 Вам надо пойти в магазин и купить определенный перечень продуктов. Вы пишете на бумаге свой перечень и идете с ним в магазин, чтобы ничего не забыть. Попробуйте написать перечень товаров на бумаге и запомнить его. В магазине покупайте товары по памяти.
Если список большой, и вы боитесь что-то забыть, вы можете взять с собой этот список, но не пользуйтесь им положите его в сумку и постарайтесь купить по памяти. Упражнение 2 Вы встретили старого знакомого случайно на улице или в магазине. У вас завязался разговор. Постарайтесь в этом разговоре изучить этого человека подробно и запомнить: какой цвет и разрез глаз, какое лицо у этого человека, какая одежда на нем, что у него в руках, запомните как можно больше. Постарайтесь запомнить дословно ваш разговор. Вечером постарайтесь вспомнить вашу встречу и то, что вы запомнили об этом человеке, о чем говорили, вспомните все до мелочей. Упражнение 3 Постарайтесь приучить себя читать.
Выберите интересную книгу и начните читать с одной или двух страниц это не много и попробуйте дойти до тридцати страниц в день. Если вы работаете и заняты целый день, то можно найти время почитать в обеденный перерыв или вечером перед сном. После чтения попробуйте пересказать то, что вы прочитали. На это тоже можно найти время, например, когда вы идете в магазин, на собрание в школу, по пути домой или по пути на работу. Упражнение 4 По пути на работу вы можете запоминать номера домов, вечером возвращаясь с работы, вы по памяти рассказываете эти номера домов. Можно просто проходя по улице не важно, куда запоминать номера машин, которые проезжают мимо. Вечером попробуйте вспомнить и рассказать эти номера машин.
Упражнение 5 Это очень простое упражнение. Когда вы идете в магазин запоминайте цены на товары, которые вы покупаете. Эти цены вы можете сравнить с ценами других магазинов. Упражнение 6 Вы готовите торт по новому рецепту. Попробуйте его запомнить и приготовить торт по памяти.
А в пожилом возрасте — массово. У человека, когда он, например, вышел из дома, может в какой-то момент возникнуть состояние спутанного сознания. Это может произойти внезапно из-за какого-то внешнего раздражителя: машина побибикала сзади, например, — сказал эксперт.
В таком состоянии человек может сутками искать свой дом, пока кто-то не окажет ему помощь, вызвав полицию или скорую помощь. Леонов добавил, что в Московском регионе каждый день теряется до десяти человек, которые «потеряли» память. Они не могут сказать, что хотят пить, при этом сильно испытывают жажду. Они, как ежики, пытаются всех от себя оттолкнуть — якобы у них все хорошо. Но может быть совсем нехорошо. Человек может быть на грани жизни и смерти из-за того, что у него обезвоживание, ему голодно и холодно, — добавил собеседник издания. Леонов подчеркнул, что в таком состоянии у людей очень сложные коммуникативные способности. А помочь им справиться со сложившейся ситуацией и выбраться из нее могут помочь только другие неравнодушные люди и медики.
При этом помощь должна быть очень настойчивая. Первые звоночки Рощина подчеркнула, что снижение памяти часто нарастает постепенно и незаметно для самого пациента и его близких. Прежде всего это относится к людям пожилого и старческого возраста. Нужно обращаться к специалистам — неврологам, геронтопсихиатрам, нейропсихологам — для консультации и при необходимости назначения лечения для поддержки памяти, — сказала собеседница издания. Память человека очень чувствительная функция по отношению к любым психическим нагрузкам. Кроме того, не стоит забывать об индивидуальных особенностях формирования памяти у разных людей, которые влияют на возможности запоминания новой информации. Как не «потерять» Человек должен постоянно развиваться, учиться новому в любом возрасте, отметила собеседница издания. Активная когнитивная деятельность, активная психическая деятельность — помощники не только в поддержании в активном здоровом состоянии мозга, но еще и памяти.
В данном случае речь идет о памяти, которая зависит от целенаправленной деятельности человека. Например, если есть необходимость выучить наизусть текст, то включается произвольная память. Непроизвольная память работает без усилий, даже когда человек не имеет намерения что — то запомнить. Эмоциональная, словесно — логическая, эмоциональная и образная память зависят от психической активности человека. Каждый из этих видов памяти развивается у человека с детства и для каждого типа есть свой сенситивный период, иными словами, наиболее благоприятное время для его развития. В психологии есть четкие разграничения работы с тем или иным видом памяти и если имеются нарушения, то существуют эффективные методики и стимульные материалы, которые разрешают проводить диагностику и коррекцию нарушений. Случается так, что у человека активно развивается тот или иной вид памяти и это не является нарушением, а наоборот, в этом есть свои преимущества. Определить, какой именно вид памяти нарушен можно следующим образом: Для проверки памяти на её длительность можно провести небольшой тест. Нужно взять карточки с изображениями, хорошо подходят карточки Домана, и наугад достать из колоды пять карточек.
Необходимо на них внимательно посмотреть и убрать в сторону. Image by ElisaRiva from Pixabay Через минуту необходимо вспомнить и перечислить изображения на этих карточках. Если ответ был без ошибок, значит с кратковременной памятью все хорошо, ну, а если возникли сложности, то стоит её тренировать. Для проверки долгосрочной памяти, вернуться к прохождению теста стоит через несколько часов. Проверка памяти произвольной и непроизвольной так же не составит труда. Необходимо взять текст и постараться его выучить, результат скажет сам за себя. Непроизвольная память запоминается тем, что можно в конце рабочего дня сесть поудобней в кресло и вспомнить, например, людей, с которыми ехали в транспорте.
Ухудшения памяти
Они не могут сказать, что хотят пить, при этом сильно испытывают жажду. Они, как ежики, пытаются всех от себя оттолкнуть — якобы у них все хорошо. Но может быть совсем нехорошо. Человек может быть на грани жизни и смерти из-за того, что у него обезвоживание, ему голодно и холодно, — добавил собеседник издания. Леонов подчеркнул, что в таком состоянии у людей очень сложные коммуникативные способности. А помочь им справиться со сложившейся ситуацией и выбраться из нее могут помочь только другие неравнодушные люди и медики.
При этом помощь должна быть очень настойчивая. Первые звоночки Рощина подчеркнула, что снижение памяти часто нарастает постепенно и незаметно для самого пациента и его близких. Прежде всего это относится к людям пожилого и старческого возраста. Нужно обращаться к специалистам — неврологам, геронтопсихиатрам, нейропсихологам — для консультации и при необходимости назначения лечения для поддержки памяти, — сказала собеседница издания. Память человека очень чувствительная функция по отношению к любым психическим нагрузкам.
Кроме того, не стоит забывать об индивидуальных особенностях формирования памяти у разных людей, которые влияют на возможности запоминания новой информации. Как не «потерять» Человек должен постоянно развиваться, учиться новому в любом возрасте, отметила собеседница издания. Активная когнитивная деятельность, активная психическая деятельность — помощники не только в поддержании в активном здоровом состоянии мозга, но еще и памяти. К психической деятельности человека эта пословица имеет непосредственное отношение, — отметил психолог. Например, можно натренировать навык запоминания больших чисел.
Это полезно, но не поможет запомнить список продуктов для покупки в магазине. Поэтому тот же список эксперт посоветовал заучивать как стихотворение и с ассоциациями, например, по отделам расположения товаров в супермаркете, по их цветам. Стоит начать с тренировки навыков концентрации и расслабления, которые позволят мозгу работать более эффективно за счет правильного использования своих ресурсов.
Главный из них - в мозге произошли некоторые нарушения, которые необходимо лечить. Однако, как уверяет врач-психотерапевт Андрей Сакопалов, во многих случаях люди становятся рассеянными и забывчивыми не по причине заболеваний, а потому, что сами себя запрограммировали на это. Психотерапевт подчеркнул, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память, часто повторяя, что с возрастом такие проблемы появляются у всех, что этот процесс неизбежен. И, как следствие, при малейших проблемах например, позабыв где-то ключи или телефон , человек не пытается напрячься и вспомнить что и как было, а смиряется с текущим положением дел. Со временем такая практика приносит плохие плоды: память действительно ухудшается.
Регулярно слыша, что памяти нет, мозг начинает работать так, чтобы фраза соответствовала действительности. И в короткие сроки проблемы с забывчивостью действительно усугубляются.
Однако, как уверяет врач-психотерапевт Андрей Сакопалов, во многих случаях люди становятся рассеянными и забывчивыми не по причине заболеваний, а потому, что сами себя запрограммировали на это.
Психотерапевт подчеркнул, что некоторые люди сами себя неосознанно программируют на плохую память, часто повторяя, что с возрастом такие проблемы появляются у всех, что этот процесс неизбежен. И, как следствие, при малейших проблемах например, позабыв где-то ключи или телефон , человек не пытается напрячься и вспомнить что и как было, а смиряется с текущим положением дел. Со временем такая практика приносит плохие плоды: память действительно ухудшается.
Регулярно слыша, что памяти нет, мозг начинает работать так, чтобы фраза соответствовала действительности. И в короткие сроки проблемы с забывчивостью действительно усугубляются. При том, что никаких заболеваний мозга или хронических болезней, которые могли бы повлиять на это нет, - говорит медик.
Москва, ул. Полковая, д. Политика, экономика, происшествия, общество.
Почему ухудшается память в молодом возрасте
«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью. И он может «плохо себя вести» по разным причинам, особенно – при разгоне. Причины и какие заболевания приводят к потере памяти. О чём говорят краткосрочные, долгосрочные и другие проблемы с памятью у взрослых. Что делать и какое лечение эффективно при потере памяти. «Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания.
6 причин проблем с памятью в молодом возрасте
Наиболее "популярная" причина, почему происходит ухудшение памяти, внимания это. Если память стала хуже: в чём может быть причина, и что можно сделать. Вспомнить нельзя забыть. Почему память прячет плохие воспоминания?
Методика исследования кратковременной памяти
- Причины ухудшения памяти
- Почему память становится хуже и как ее улучшить: 5 советов от невролога - Здоровье
- Нарушения памяти и невнимательность у молодых: мифы и реальность
- Что может влиять на потерю памяти? Какие причины потери памяти?
- «Фактором ухудшения памяти является стресс»
Как сохранить память. 3 вопроса неврологу
Провалы в памяти или амнезия могут иметь временную зависимость. Ретроградная амнезия характеризуется невозможностью вспомнить предшествующие травме или болезни события, антероградная сопровождается потерей памяти на события, произошедшие после болезни. Различают также ретроантероградную амнезию сочетание первых двух и фиксационную, характеризующуюся невозможностью запоминать текущие события. Если утрачивается память на события в момент травмы или болезни, говорят о конградной амнезии. Возможные причины Провалы в памяти не всегда свидетельствуют о каком-либо заболевании.
Быстро сменяющаяся информация усваивается только кратковременной памятью и сохраняется в течение нескольких суток. Примером такого запоминания служит подготовка к экзамену: большой объем данных усваивается за короткое время и так же быстро исчезает из памяти. Для сохранения информации на длительное время требуются обработка и кодирование. Только после этого необходимые данные фиксируются в структурах мозга.
При наличии психологических факторов стресс, нервное перенапряжение или постоянной усталости и недосыпании нарушается концентрация внимания, что ухудшает процесс запоминания. Часто провалы в памяти возникают как защитная реакция на эмоциональный стресс. Характерным примером такого состояния служит внезапная потеря памяти на экзаменах, при выступлениях перед аудиторией. Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании.
Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента.
Жалобы на снижение памяти и концентрации начинаются с небольших функциональных колебаний, и могут доходить до устойчивых, иногда прогрессирующих симптомов, которые значительно ухудшают качество жизни человека. В МКБ-10 снижение памяти упоминается как легкое когнитивное расстройство под кодом F06. Снижение памяти и когнитивных показателей иногда бывает кратковременным и может быть вызвано вследствие переутомления. Не всегда получается установить грань между тем, когда снижение памяти и концентрации внимания выходит из пределов естественной нормы и перетекает в патологическое состояние. Нормой является обычная рассеянность, невнимательность, однако, если забывчивость влечет за собой снижение работоспособности, качества работы и в целом повседневных дел, нужно незамедлительно обращаться к врачу. Даже вызванные вследствие болезни провалы памяти можно вылечить при их своевременной диагностике. Ухудшение памяти у взрослых ведет к неспособности пациента познавать что-то новое, рассуждать, запоминать, принимать решения, быстро реагировать на стрессовое событие и в целом коммуницировать с окружающими.
Как правило, заболевание начинается незаметно для человека, прогрессируя со временем и, лишая его способности работать, общаться, а в запущенной стадии и элементарно обслуживать себя. Ухудшение памяти у детей встречается чуть реже, однако, отсутствие должного лечения может значительно снизить качество жизни ребенка как в младшем возрасте, так и в старшем. Также у детей, жалующихся на память, наблюдаются проблемы с освоением учебного материла и общением со сверстниками. Симптомы снижения памяти Симптомы могут быть как скрытыми и развиваться медленно, так и проявлять себя внезапно. В зависимости от расстройства симптоматика выражается по-разному: Гипомнезия. Выражается потерей способности к хранению, запоминанию любого вида информации, начиная с имен и, заканчивая адресами. Нарушения в работе коры головного мозга влияют на способность воссоздавать события прошлого, информация бледнеет, человек забывает хронологию событий. Пациент видит и осознает данные нарушения. Особенно это может проявляться в бытовых вопросах или, к примеру, при прочтении книги, когда забывается сюжет и приходится возвращаться на предыдущую страницу для его воссоздания. Сопровождается полной потерей памяти.
Человек забывает о том, какие события предшествовали заболеванию. Подобное состояние может длиться как недели, так и годы. Выделяют антероградную амнезию, при которой теряется информация о ситуации, произошедшей после болезни и фиксационную — когда человек не может запомнить текущие события. Признаки снижения памяти могут иметь и качественные нарушения воспоминаний. К ним относятся: Псевдореминеисценции. Пациент при этом путает событие, происходившие в одном отрезке времени с событием, происходившим в совершенно другое время. В отличие от псевдореминеисценции пациент замещает события, происходившие в реальности вымышленными. Пациент при этом склонен приукрашивать происходившие в его жизни события теми, о которых он слышал от других людей, читал в газетах или видел в кино. Нередко люди присваивают себе даже авторство различных научных достижений и произведений искусств. Возникновение ложных воспоминаний.
Человеку кажется, что происходящее в настоящем событие имело место быть в прошлом. Признаки ухудшения памяти бывают различные и иногда сочетаются с иными поражениями высшей мозговой деятельности. Специалисты выделяют следующие синдромы нарушения памяти: Корсаковский синдром, при котором пациент теряет способность фиксировать текущие события. Развивается вследствие алкогольной зависимости, перенесенных травм или опухоли головного мозга. Сопровождается кратковременным и долговременным нарушением памяти. Наблюдается в основном у пожилых людей вследствие возрастных изменений кровообращения в мозге, либо болезни Альцгеймера. У пациента нарушается абстрактное мышление, происходит полный распад личности. Дисметаболические энцефалопатии как следствие легочной, почечной или печеночной недостаточности. Синдром может спровоцировать дефицит витаминов либо сильная интоксикация организма. Психогенные нарушения памяти в сочетании с потерей работоспособности мозга.
Их может спровоцировать тяжелая форма депрессивного состояния. Преходящие нарушения памяти. Короткие провалы памяти, при которых теряются воспоминания об определенном промежутке времени. Могут являться следствием черепно-мозговых травм, эпилепсии, алкогольной зависимости. В некоторых случаях мигрень, шум в ушах, ухудшение слуха и зрения, нарушение сердечного ритма, хроническая усталость являются симптомами ухудшения памяти. Обращаться к опытному врачу необходимо при следующих симптомах: Пациент не усваивает информацию, которая относится лично к нему. Человек забывает фрагменты из прошлого. Больной перестает осознавать грань между прошлым и настоящим. Посещают частые приступы дежавю.
Заниматься спортом. Регулярная физическая активность улучшает кровообращение во всем теле, в том числе мозге. Всемирная организация здравоохранения рекомендует взрослым: уделять аэробной физической нагрузке умеренной интенсивности, например ходить пешком, не менее 150—300 минут в неделю или аэробной физической активности высокой интенсивности, например бегать или ездить на велосипеде, не менее 75—150 минут в неделю; дважды в неделю или чаще проводить силовую тренировку на все основные группы мышц — это приносит дополнительную пользу здоровью; меньше сидеть и лежать. Если у вас нет времени на полноценную тренировку, можно погулять в умеренном темпе в течение дня. Правильно питаться и ограничить алкоголь. Здоровая пища полезна для мозга и сердца. Для здоровья мозга рекомендуется есть достаточно фруктов, овощей и цельнозерновых продуктов. Выбирать в качестве источников белка нежирное мясо, рыбу, птицу без кожи и бобовые. Алкоголь рекомендуется ограничить, а лучше исключить — его безопасной дозы не существует. Заниматься умственной деятельностью. Мозг тоже нужно тренировать: разгадывать кроссворды; при вождении выбирать альтернативные маршруты; учиться играть на музыкальном инструменте. Вид занятия лучше выбирать отличный от привычной, например рабочей умственной деятельности, чтобы тренировать разные виды когнитивных функций.
Прием некоторых лекарств На когнитивные способности могут плохо влиять некоторые лекарственные препараты. Часто снижение памяти и проблемы с концентрацией — побочные эффекты антидепрессантов, например «Пароксетина» или «Дезипрамина». На память могут повлиять препараты для лечения самых разных расстройств: от тревожности до язвы или болезни Паркинсона. Если заметила, что проблемы с памятью начались после приема лекарств, почитай, нет ли у них такого побочного действия. Стресс Стресс — главный разрушитель памяти, хотя он влияет, скорее, на способность сконцентрироваться, а не на запоминание. По словам директора отдела когнитивной неврологии в Медицинском центре Wexner Университета штата Огайо Дугласа Шарре, когда человек испытывает стресс, его ум постоянно отвлекается на посторонние заботы и мысли, не фокусируясь на предмете. В итоге кажется, что у тебя плохая память, хотя на самом деле проблема во внимательности. Если ты постоянно живешь в стрессе, то он может превратиться в привычку и даже зависимость. Чтобы справиться с забывчивостью, попробуй найти свои способы быстро успокоиться и сконцентрироваться.
Плохая память: причины и методы лечения
Пошел еще раз, снова к другому неврологу, который направил на консультацию к врачу-психотерапевту. Основными моими жалобами были всегда на проблемы с памятью. Прошел амбулаторный курс интенсивной комплексной терапии под руководством врача-психотерапевта в течение четырех месяцев. Под наблюдением врача-психотерапевта находится шесть месяцев. Жалобы на состояние здоровья остаются не значительными в виде незначительной тревоги и незначительного снижения фона настроения. Продолжает лечение на дому под наблюдением врача-психотерапевта. Гипомнезия — проблема с памятью Самое распространенное расстройство памяти — снижение памяти гипомнезия. При гипомнезии затрудняется воспроизведение воспоминаний недавнего или отдаленного прошлого. Снижение памяти при возрастных изменениях мозга происходит по так называемому закону Рибо: сначала забываются недавние события, тогда как старое помнится хорошо. Память снижается при сосудистых заболеваниях головного мозга гипертоническая и гипотоническая болезнь, атеросклероз сосудов и др.
Снижение памяти у психически здоровых людей часто является проявлением так называемого рефлекса запредельного торможения. Это защитная реакция организма на физическую или психическую перегрузку при переутомлении, заболеваниях, длительно текущих стрессах. То есть, снижение памяти не всегда признак болезни. Реже наблюдается противоположное расстройство — гипермнезия усиление памяти. Оно может наблюдаться у психически здоровых людей при возбуждении, при повышенном настроении. Гипермнезия — частый симптом маниакальных состояний при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении и других эндогенных заболеваниях. Амнезия — проблема с памятью Еще один вид нарушений памяти амнезия — пробелы в памяти. Амнезия говорит о грубых нарушениях в работе мозга. Амнезия наблюдается при бессознательных состояниях, при черепно-мозговых травмах, при алкоголизме и наркоманиях.
Антероградная амнезия — потеря памяти на период после травмирующего события например, после сотрясения мозга пациент не помнит событий, произошедших непосредственно после самой травмы. Ретроградная амнезия — выпадение из памяти событий, предшествующих травматическому событию больной не помнит события, предшествовавшие травме. Жалобы на нарушения памяти часто связаны со сниженным вниманием. Внимание человека может ухудшаться при многих состояниях: при переутомлении, при любых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры, в период восстановления после инфекций, отравлений. Для врача-психотерапевта, столкнувшимся с жалобами на нарушения памяти, важна объективная оценка состояния памяти. Самая простая объективная проверка памяти — тест десяти слов, когда обследуемому предлагают прослушать десять слов, затем просят повторить их, после чего его отвлекают на пять минут и снова просят воспроизвести эти слова. Более сложные методики проверки памяти используются при патопсихологическом исследовании. Проблемы с памятью В наше время проблема ухудшения памяти является одной из важнейших проблем. Она может проявиться независимо от возраста.
Нездоровое питание, вредные привычки, недостаток кислорода, большой поток информации, стрессы, высокие психо-физические нагрузки и недостаточное умение управлять своей памятью, всё это влияет на работу памяти. Ликвидировать и предупредить проблемы с памятью, можно, только если выяснить причины её возникновения, и вовремя устранить их. Факторы влияющие на ухудшение памяти Наверное, одним из самых главных факторов, влияющих на память это прием психоактивных веществ, а это — употребление наркотиков, чрезмерное употребление алкогольных напитков, табакокурение, курение кальяна, спайсов и др. Если вы заботитесь о своём здоровье, и вам не безразлична ваша память, оградите себя от этих вредных привычек, которые часто уже не привычки, а зависимость от алкоголя , наркотическая зависимость, табачная зависимость или от иного пихоактивного вещества. Каждый наверняка замечал, что иногда он сам, да и многие люди вокруг умудряются получать информацию сразу из нескольких источников, например, читать газету и смотреть телевизор. Из-за такого избытка информации человеку не всегда удаётся концентрироваться на том предмете, информацию которого необходимо запомнить. Таким образом, большой поток информации может стать причиной бездумного восприятия всей этой информации.
Судя по всему, неразвитость визуально-пространственного блокнота постепенно охватывает всю рабочую память, влияя и на фонологическую петлю, из-за чего появляются проблемы с чтением. Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно. Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память. Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области? Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии. Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти. Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга.
А дальше уже нужно применять специальные мнемотехники. Например, метод ассоциаций: имя Светлана Васильевна — светло-васильковая, плюс нужно представлять мысленно этот цвет, — рассказал эксперт. В свою очередь участник рабочей группы HealthNet НТИ Иван Борозняк рассказал, что видов памяти много в разных классификациях: по типу деятельности, по ведущему анализатору, по продолжительности процесса — долговременная, кратковременная, оперативная и так далее. Как есть множество состояний, при которых способности памяти снижаются, так есть и множество подходов к ее «прокачке». В жизни, в «боевой» обстановке сложные мнемонические техники работают не очень эффективно и гибко. По сути, главная прокачка для памяти — это максимально активно и разнообразно ей пользоваться. Это как с вопросом: «Как похудеть? Структурируйте питание, и тренд на снижение веса придет сам собой. Не всегда важно даже наполнение корзины — главное, чтобы было плюс-минус «здоровое». Регулярность, порционность, дисциплина — и стрелка весов, скорее всего, сдвинется влево. Так и с памятью, — сказал эксперт. По его словам, к «прокачке» могут быть какие угодно подходы. Но главное, чтобы усилия были регулярными, разнообразными и интенсивными. И эффект будет, если органика, состояние нервной системы, позволит, заключил собеседник издания. В прошлом году Департамент труда и социальной защиты населения Москвы вместе с «Поиском пропавших детей» выпустили книгу для детей «Как не потеряться и не растеряться». В ней доступным и понятным для детей языком объясняются важные правила безопасности. Что делать, если потерялся в торговом центре, как вести себя с незнакомцами, можно ли входить в подъезд вместе с неизвестным мужчиной или женщиной — на эти и другие вопросы дети и их родители смогут найти ответы в книге. Скачать книгу можно на сайте департамента.
То есть должно быть быстрое включение, а не проблемы, накапливающиеся годами. Если так происходит, то либо это проблемы со щитовидной железой, либо недостаток витамина В12. В норме этот витамин накапливается, и его запасов хватает на 3-4 года. Всасывается он в особом месте желудка и связан с определенными белками. Нарушают баланс и препараты от изжоги, принимаемые длительное время», — рассказал доктор. И если начать восполнять баланс витамина, ситуация улучшится. Снижение памяти может быть следствием диабета и проблем с сердцем и сосудами. И это одна из самых частых причин сосудистой деменции. Тут ничего сделать нельзя, потому что лечить надо было не когда уже все сосуды изменены, а много-много лет раньше», — предупредил Мясников. Еще одна причина — депрессии. Сложно реагировать на все, слишком большой объем информации.
Причины проблем с кратковременной памятью
Почему память стала хуже. Как улучшить память. | На самом деле, нет ничего веселого в плохой памяти. |
Проблемы с памятью: причины ухудшения и что делать с плохой памятью у взрослых | Память в таком случае переходит на определенный уровень подсознания, но при подходящей ситуации плохое воспоминание всплывет. |
19 возможных причин почему ухудшается память | Причины нарушения памяти. Память — это способность хранить и воспроизводить данные прошлого опыта. |
Ковид и проблемы с памятью
Плохая память: основные причины, методы лечения | Плохая память — бич современного общества. Проблема с памятью может возникнуть в любом возрасте. Вы идете на кухню, но в итоге не имеете ни малейшего представления, почему вы там оказались, или с кем-либо познакомились и очень скоро уже забыли имя человека. |
Как проблемы рабочей памяти связаны с ментальными расстройствами? — Нож | Причины потери памяти. Существуют определенные факторы, которые влияют на потерю памяти. |
Почему память стала хуже. Как улучшить память.
Плохая память в старости - как избежать ухудшения памяти | Плохая память и возрастные когнитивные изменения. Плохая память на определённом этапе жизни может быть нормальной частью процесса старения. |
Память как у деда. Почему молодые часто жалуются на забывчивость? | Снижение памяти: причины, симптомы, лечение и профилактика, к какому врачу обратиться? Ухудшение памяти после коронавируса в молодом и пожилом возрасте. |
Плохая память, причины. Как улучшить память? | При заболеваниях печени у пациентов значительно ухудшается память и снижаются умственные способности, предупредил гепатолог Ашвин Дханда. |