храм Василия Блаженного. Покровский кафедральный собор на Рогожском встретил свой престольный праздник. В XVI веке это удивляло ещё больше, ведь Покровский собор был самым высоким строением в Москве — 64 м. Позднее пальму первенства перехватила колокольня Ивана Великого в Кремле. Покровский собор в Тобольском кремле Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким).
ПОКРОВСКИЙ СОБОР
Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества. События, происходящие с 1770 по 1873 года в Покровском соборе, фиксировались. Покровский собор являлся центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти». Покровский собор в Тобольском кремле Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). 13 января в Гостином дворе в Москве прошел фестиваль авторской песни "Покровский собор".
"Это Москва. Строительство": реставрация Покровского храма в Филях
Экскурсии в храм Василия Блаженного в Москве, цена билета 2024, купить онлайн, расписание собора хранящего множество инженерных тайн. Фестиваль «Покровский Собор» грандиозное явление в мире авторской песни и поэзии, которое проходит в самом центре Москвы. Архитектурный ансамбль Покровского храма выполнен в византийских традициях XI—XII вв., когда вместе с христианством Русь приняла от Византии основы храмового зодчества. Первоначальный вид Покровского собора имел существенные отличия от его нынешнего вида, тем не менее, храм с самого начала был довольно нарядным и многоглавым, хотя и отличался некоторой строгостью декора. Уничтожено много храмов в Москве, но разрушение именно этого уникального вызывает особые обескураживающие чувства!
Новости и события в Храм Василия Блаженного (Покровский собор)
Панорама — православный храм Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, Москва. Храм Покрова в Москве был возведен в 1555-1561 годах по велению царя Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством. 1 апреля, в субботу 5-й седмицы Великого поста, управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами епископ Наро-Фоминский Парамон совершил Литургию в храме Покрова Пресвятой Богородицы – Патриаршее подворье в Покровском-Стрешневе города Москвы. Покровский собор в Тобольском кремле Храм был построен в 1746 году за счет государевой казны митрополитом Тобольским Антонием II (Нарожницким). Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного, пополнился обновленными экспонатами. Уничтожено много храмов в Москве, но разрушение именно этого уникального вызывает особые обескураживающие чувства!
Музей «Покровский собор» Храм Василия Блаженного
Татьяна Сарачева, заведующий отделом «Покровский собор» Государственного исторического музея: «Каждая хоругвь состоит из десятка отдельных деталей. Все детали были промыты, восстановлены утраты эмалевого покрытия. Реставраторы по дереву реставрировали исторические же древки этих хоругвей». Картина дня.
Вооружённые боевики открыли огонь по людям, а затем подожгли концертный зал.
Жертвами трагедии стали 144 человека, ещё более 550 пострадали. Четверых террористов поймали в Брянской области при попытке пересечь российско-украинскую границу.
Она рассталась со всеми своими драгоценностями и жила более чем скромно. Больших денег на строительство у нее не было. Но это была столько же ее мечта, сколько и наша со Щусевым.
И я, будучи достаточно обеспечен в те времена, тут же дал свое согласие». Мне предстояло написать в алтарной части Богородицу, на пилонах — «Благовещение», по бокам — Христа у Марфы и Марии и «Воскресение». А на большой стене трапезной части храма — картину «Путь ко Христу». В ней бы мне особенно хотелось сказать то, что не смог воплотить в прошлых своих картинах. На Благовещение 1911 года роспись храма была почти готова.
Близился к концу и мой «Путь ко Христу», я радовался как ребенок, полагая в скором будущем показать картину Елизавете Федоровне. Утром прихожу в церковь, поднимаюсь на леса и вижу, что по всей картине выступили какие-то странные нарывы. Сколько их, какой ужас! Я трогаю их пальцем — вместо них появляются черные маслянистые слизняки. Причина несчастья была совершенно очевидна: масло для грунтовки было куплено где подешевле, и оно оказалось испорченным.
Я понимаю, что нужно будет делать: счистить картину, перегрунтовать стену и расписать заново. Времени ждать не было, но как сказать об этом Елизавете Федоровне? Надо отметить, что характер у Нестерова был очень прямой.
Я лепил макет из пластилина, а потом каменщики изготавливали все из камня.
Воспроизвели даже трещину, которая возникла на Голгофе в момент смерти Спасителя, когда земля поколебалась. Отличия, конечно, есть, но они оправданы. Там очень глубокие тексты. Но если вы приедете в Иерусалим и придете в храм Успения, то увидите, что она практически полностью скрыта под разнообразными иконами.
А у нас Гробница открыта, поэтому вы и заметили разницу. Чтобы воспроизвести ее, мы отыскивали старые фотографии, запечатлевшие кладку, фрагменты резьбы, и работали на их основе. Гробница Богоматери имеет сложную архитектуру, ведь на протяжении истории она многократно разрушалась, в том числе из-за землетрясений, и снова восстанавливалась. Интересная была работа, сложная.
Все ложе, на котором лежало Тело Пречистой, покрыто сколами, трещинками. Но они поздние: паломники умудрялись откалывать куски камня, чтобы увезти с собой. Конечно, эти дефекты мы не стали воспроизводить. Камень Помазания тоже имеет такие сколы.
Образцом для него стали старинные колодцы Средиземноморья. Его нижняя часть выполнена в виде капители: возможно, в древности при создании колодцев использовали капители огромных колонн. В Константинополе Стамбуле и сегодня в некоторых дворах можно увидеть остатки таких гигантов. Теперь у Колодца самарянки в теплое время года совершается освящение воды.
Снизу вверх ведет широкая парадная лестница. Она состоит из 33-х ступеней — по числу лет земной жизни Христа. Причем сначала идут 30, а потом еще 3 — выделены 3 года общественного служения Спасителя.
Храм Василия Блаженного - Покровский собор
Его Высокопреосвященству сослужили: епископ Скопинский и Шацкий Питирим; викарий Тульской епархии епископ Веневский Феодорит; ректор Московской духовной академии и наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, а также преподаватели, сотрудники и учащиеся Академии в священном сане. Богослужебные песнопения исполнили мужской хор под управлением иеромонаха Нестора Волкова и смешанный хор под управлением К.
Название Приделы собора освятили в честь религиозных праздников, выпавших на дни битв за Казань. Центральная церковь, например, посвящена празднованию Покрова Пресвятой Богородицы: именно в этот день стартовало победоносное наступление. Так же окрестили и весь собор: он носит имя Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. А вот неофициальное, но более популярное имя храма связано с московским юродивым Василием Блаженным.
Он наставлял людей на праведный путь и предсказывал будущее. Старца похоронили в основании строящегося Покровского собора, а в 1588 году, через 30 лет после смерти, канонизировали. Над его могилой построили ещё одну, десятую, церковь, названную именем святого. В отличие от других приделов, которые не отапливались, здесь богослужения проводили каждый день в любое время года. Поэтому со временем весь собор получил второе имя — храм Василия Блаженного.
Перестройки Храм несколько раз менял свой облик. В 1670-х к нему пристроили ещё одну миниатюрную церковь — в честь обретения мощей юродивого Иоанна Блаженного. Вместо открытых лестниц появились два крыльца, а обходную галерею сделали каменной и покрыли кровлей. Обе постройки расписали растительными орнаментами. Изменения коснулись и звонницы, которая к концу XVII века порядком обветшала.
Её заменили шатровой колокольней с фигурной черепицей. Средства на восстановительные работы выделила Екатерина II. В результате реставрации поменялись росписи на фасадах и внутри храма, купола стали многоцветными, а иконостасы оформили в стиле барокко. Во время войны 1812 года французские солдаты разорили собор Василия Блаженного : вынесли ценности и даже собирались взорвать церковь, но, согласно легенде, зажжённые фитили потушил внезапно начавшийся ливень. В конце XIX века храм собирались реставрировать, но сначала не хватало средств, а потом помешала революция.
Покровский собор. Вид собора. Из альбома Николая Найдёнова После революции 1917 года Службы с приходом новой власти прекратились, но, в отличие от большинства других церквей, собор Василия Блаженного не снесли, а объявили архитектурным памятником. Вскоре он вошёл в состав Государственного исторического музея и остаётся его филиалом поныне. С 1920-х по 2000-е собор претерпел несколько глобальных реставраций, в результате которых удалось восстановить старинные росписи и иконостасы, заменить обветшавшие главы и даже открыть замурованные коридоры в подклете.
Сейчас в музейную экспозицию входит коллекция древнерусских икон, предметы церковной утвари, а также отреставрированные интерьеры. Его выделяет необычное устройство — это целых 11 церквей на общем фундаменте подклете с мощными стенами толщиной до трёх метров. Помещения общего «цокольного» этажа оборудованы продухами — узкими отверстиями в стенах, обеспечивающими вентиляцию. А ещё в соборе очень хорошая акустика. Усиливают звук голосники — глиняные сосуды, вмонтированные во внутренние стены церквей.
Всего в храме исследователи насчитали чуть более 80 таких конструкций. Но главная особенность храма — это его великолепное убранство. Покровский собор эффектно оформлен с каждой стороны. Он богато украшен кокошниками, фресками, фасадными иконами, нарядными шатрами и главами. Даже кирпичи, из которых построен храм, разных размеров и форм.
Например, на фасадах можно увидеть орнаменты, сложенные из закруглённых кирпичей. В оформлении храма также использован изразцовый декор. Фасады центральной церкви украшены цветами и звёздами, сложенными из разноцветных плиток, а также металлическими золочёными кольцами и спиралями, похожими на конфетти. Если приглядеться, то в отделке некоторых церквей можно заметить одинаковые идеально ровные круглые отверстия. Это фасадные сосуды, замурованные в стены для красоты.
Церковь является одной из четырёх больших церквей и представляет собой восьмигранный двухъярусный столп, перекрытый сводом. Храм отличается большими размерами и торжественным характером декоративного убранства [114]. Во время реставрации были открыты фрагменты убранства XVI века. Их подлинный вид сохранён без восстановления повреждённых деталей.
Древней живописи в церкви не обнаружено. Над северным входом сохранился след от снаряда, попавшего в стену в октябре 1917 года [83] [125]. Существующий ныне иконостас перенесён в придел в 1770 году из разобранного кремлёвского собора Александра Невского [126]. Он богато украшен ажурными оловянными золочёными накладками, которые придают лёгкость четырёхъярусной конструкции.
В середине XIX века иконостас дополнили деревянными резными деталями. Иконы нижнего ряда повествуют о Сотворении мира [114]. Уникальный по иконографии образ происходит, вероятно, из собора Александра Невского. В центре иконы представлен благоверный князь, а вокруг расположены 33 клейма с сюжетами из жития: Невской битвой , поездкой князя в ханскую ставку, а также чудесами от иконы после его кончины [109].
Церковь Григория Армянского[ править править код ] Светильник в церкви Григория Армянского, 2011 год Северо-западная церковь собора освящена во имя святителя Григория , просветителя Великой Армении , умершего в 325 году. Он обратил в христианство царя и всю страну, был епископом Армении. Его память отмечается 30 сентября 13 октября [121]. В 1552 году в этот день начался штурм Казани [94] , и была взята Арская башня крепостной стены Казани [3] [121].
Церковь является одной из четырёх малых церквей собора высотой 15 м, также представляет собой четверик, переходящий в невысокий восьмерик. Её основание вытянуто с севера на юг со смещением апсиды из-за прохода к центральной части храма. Световой барабан перекрыт сводом [114]. Царские врата смещены влево из-за нарушения симметрии внутреннего пространства.
В местном ряду иконостаса — образ святителя Иоанна Милостливого , патриарха Александрийского. Иконостас был реконструирован в 1920-х годах [111]. Нижнюю часть иконостаса закрывают шёлковые и бархатные пелены с изображением Голгофских крестов [109]. В 1787 году по просьбе состоятельного вкладчика Ивана Кислинского придел был переосвящён в честь его небесного покровителя Иоанна Милостивого.
В 1920-х года церкви вернули её прежнее название [109]. В церкви восстановлено архитектурное убранство XVI века: древние окна, полуколонны , карнизы , кирпичный пол, выложенный «в ёлку». Как и в XVII веке, стены побелены [114]. В их верхней части расположено металлическое основание, в которое ставили тонкие свечи.
В витрине находятся предметы священнического облачения XVII века: стихарь и фелонь , шитые золотными нитями. Особую нарядность церкви придаёт светильник XIX века, украшенный разноцветной эмалью. В церкви представлена слюдяная окончина — выносной фонарь XVII века [109]. Церковь Киприана и Иустины[ править править код ] Царские врата церкви Киприана и Иустины, 2012 год Северная церковь собора имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины , живших в III — IV веках в Антиохии.
Киприан был языческим колдуном, обращённым в христианство набожной Иустиной. Оба приняли смерть при римском императоре Деции. День их памяти — 2 15 октября. В этот день в 1552 году войска царя Ивана IV взяли штурмом Казань [111].
В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии , в верхнем — Киприана и Иустины. Их дополняют многофигурные композиции на тему евангельских притч и сюжеты из Ветхого Завета. Роспись образов мучеников IV века Адриана и Наталии связан с переименованием церкви в 1786 году, когда состоятельная вкладчица Наталья Михайловна Хрущёва пожертвовала средства на ремонт и просила освятить церковь в честь её небесных покровителей [111] [109].
В 1920-х годах, в начале научной музейной деятельности в соборе, церкви вернули её первоначальное название [114]. В церкви представлены хоругви XVIII века — иконы-знамёна времён крестных походов, сохранились на стенах и крепления для них. Тогда же, в 1780 году, был выполнен резной по дереву позолоченный иконостас в стиле классицизма [111].
Его Преосвященству сослужили благочинный Успенского церковного округа иерей Андрей Шумкин, настоятель храма иерей Михаил Титов, приглашенное духовенство и клирики храма. Диаконский чин возглавил протодиакон Иоанн Дикий. После сугубой ектении архиерей вознес молитву о Святой Руси.