В день памяти 40 мучеников верующие пекут булочки из постного теста в форме жаворонков. Кто бы мог подумать еще лет десять назад, что жития мучеников перестанут восприниматься нами как преимущественно исторические повествования и станут настолько злободневны, будто и не проходило с момента подвига тех же сорока Севастийских мучеников без малого двух. В праздник Сорока Севастийских мучеников служится литургия преждеосвященных даров и ослабляется строгость поста. Сороки теплые – сорок дней будет теплых, если холодные – жди сорок холодных утренников.
Какого числа день памяти сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся в 2024 году
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков». В этот день православная церковь чтит память 40 Севастийских мучеников, принявших смерть за христианскую веру. 40 Севастийских мучеников. 23 марта, в субботу первой седмицы Великого поста, Православная Церковь вспоминает 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (день памяти перенесен с 22 марта).
Чем известны 40 Севастийских мучеников и в чем помогает икона, молитвы
В третий час он шел и видел, что есть свободные работники, и нанимал их, затем в шестой, в девятый и даже в одиннадцатый. И тем, кто пришел потрудиться в последний час, он заплатил столько же, сколько тем, кто трудился весь день. Смысл этой притчи — в том, что Господь в любое время нашей жизни зовет нас, чтобы мы потрудились для своей души, и каждому дает с избытком, как здесь, на земле, так и в Царствии Небесном».
В городе Севастии как раз было одно из таких — христианских — войск.
Под началом язычника Агриколая находилась целая дружина христиан — сорок воинов, прославленных многими победами. По наущению Ликиния, Агриколай попытался заставить их принести жертву языческим богам, но те отказались, за что были брошены в тюрьму. Там воины молились Христу, и было им откровение, что «претерпевший до конца, тот спасен будет».
Наутро коварный Агриколай вновь попробовал склонить войско отречься от Спасителя. Но и во второй раз потерпел неудачу. Христиан вновь бросили в темницу.
Через неделю их судили. Языческому суду отважные воины отвечали твердо: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога». Мучеников хотели побить камнями, но булыжники не долетали до них — будто сам Дух Святой защищал их от смерти.
И вновь заключили христиан в тюрьму. Во время молитвы они услышали: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но, только он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер. Ночь продолжалась. Один из стражников, Аглаий, был очень удивлен тем, что он видел: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит?
Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда человек сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин! Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины до сих пор живы, да еще среди них оказался один из тюремщиков!
Наши предки верили, что жаворонки — Божьи птички, ведь они вынимали вместе с ласточками тернии из тела Иисуса, распятого на кресте. Также существовало предание, что 22 марта, возвращаясь из поднебесья, куда ласточки обычно улетают с наступлением холодов, они приносят на крыльях теплую и ясную погоду.
РЕКЛАМА Поэтому этих птиц встречали особенным образом: ремонтировали скворечники, насыпали туда обильно пшено, мастерили деревянные фигурки птичек, а хозяйки готовили из пресного теста ласточек, голубков и жаворонков. Но самое главное блюдо этого дня был пирог, состоящий из сорока фигурок, напоминающих жаворонков. Птичкам красили головки и крылья сусальным золотом, обмазывали медом, а после украшали маковыми зернышками, конопляными семенами и сухими разноцветными ягодками. Самые лучшие заворачивали в яркие платки и дарили родственникам, а оставшиеся раздавали детворе, бегающей по дворам с песнями и деревянными фигурками птичек. Крошки от пирога разбрасывали, чтобы пернатые, вернувшиеся с теплых краев, могли наесться вдосталь. Традиционно, 22 марта в день Жаворонка, если в доме была девка на выданье, пекли фигурки птичек по количеству членов семьи, в одну из которых клали 20 копеек. Была примета в народе, — попадется денежная птица незамужней, — в этом году точно замуж выйдет. Если кому другому, — быть ему счастливцем.
Примечали, что с дня Жаворонка и до 30 апреля поутру всегда морозно. Хорошо, если морозы идут подряд 40 дней, — значит, летом будет ясная погода с необходимым количеством для урожая дождей. Женщины же в эту дату пекли 40 овсяных или ржаных колобков, которые до дня Зосимы-Пчельника выбрасывали каждое утро за окошко, веря, что так можно защититься от морозов. При этом нужно было сказать такие слова заговора: «Мороз, получай рожь и овес, от нас уходи, а Весна приходи». Дети сегодня занимались поиском проталин. По приметам, если найдут 40, то весна принесет счастье и удачу. Ритуал на исполнение денежного желания 22 марта шили небольшой мешочек, в который клали три монетки, хорошо, если они не очень старые, поскольку у древних денежная энергия, по сравнению с новыми, довольно слабая. Мешочек зашивали и клали на подоконник, освещаемый солнечными лучами, приговаривая слова денежного заговора: «Ты, солнце, все согреваешь, теплом одаряешь.
22 марта — день Сорока мучеников Севастийских
Известные «заклички» порой поражают своей архаичностью, а одна из записей стала настоящей сенсацией, ибо в ней упоминается древнее имя одного из славянских языческих богов. Запись была сделана на Украине в Волынской области в 1965 году. Верили, что мороз, наевшись хлебных шариков, уйдёт до следующего года и не станет мешать в посевных весенних работах [15]. На Переяславщине [uk] в этот день девушки варили сорок вареников с творогом и угощали парней — «чтобы мороз любисток не побил» [32]. На Сороки сельские мальчишки выбегают рано босые на двор и стараются перебросить через кровлю сорок щепочек [33]. Сороки в Каргополье зовётся Тетёрочным днём: завивают, пекут кружевное тесто — в честь «солнышка-высоколнышка златокудрого» и весеннего равноденствия [8]. Очевидец этого праздника в Гомельском уезде в 1880-х годах этнограф Зинаида Радченко вспоминала: «Девушки собираются вечером по окончании своих работ и становятся группами на берегу реки, а если нет реки или озера, то за деревней, на площадке, иногда же на взгорке. Эти группы устанавливаются на далеком расстоянии одна от другой; когда одна группа закончит свой куплет и едва стихает её последняя нота, тогда в отдалении другая группа продолжает свой куплет».
Далее этнограф замечает: «Веснянки отличаются от всех других песен своим припевом, вроде ауканья в середине песни , что звучит очень красиво, когда песня раздаётся в лесу, пронесётся по весеннему разливу и откликнется далеким эхом. Не указывает ли это на очень старинное происхождение веснянок? В полесских сёлах спрашивали в этот день под окном: «Где твои куры несутся? Дзе твои куры несуцца?
Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в теплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу. Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только теплый воздух коснулся его тела, он упал мертвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглай увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглай был так потрясен этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замерзли, но, по-видимому, даже отогрелись. Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку. Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил.
Ребятам показали небольшой мультфильм, рассказывающий об этом событии. Настоятель храма святого мученика Иоанна Воина, священник Павел Курбатов, по традиции, стал гостем праздника и поздравил ребят и воспитателей. Отец Павел рассказал детям, о чем говорит нам пример сорока Севастийских мучеников: - Каждый из них имел возможность выйти из замерзающего озера и отогреться в бане. Но они остались верны своему выбору и не отреклись от Христа. Подвиг сорока Севастийских мучеников учит нас тому, что у нас всегда есть выбор: выбрать добро или зло, сделать хороший поступок или плохой поступок, остаться верным до конца или отступить. Этот выбор будет стоять перед нами в течение всей жизни.
Так он и сделал со священниками тайно под покровом темноты, ведь найти кости было легко — они светились в озере. Что принято делать на день сорока мучеников и причем здесь жаворонки В церкви возносят молитвы сорока Севастийским мученикам. Молятся им чаще за воинов, чтобы те скорее вернулись со службы. К тому же 22 марта — это еще и встреча весенних птиц. Считается, что в этот день из теплых стран возвращается 40 видов перелетных птиц. Одна из них — жаворонок — особо почитаема верующими. По траектории полета поющего жаворонка, то взмывающего в небо, то камнем падающего вниз, люди сложили легенду о нем, как о птице, почитающей Бога. Взлетая ввысь в царство небесное, он, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении падает вниз. Так жаворонок стал символом души. В народе в этот день пекли ржаные и овсяные булочки в виде птиц, покрытых медом, и угощали ими детей. Малыши просили жаворонка поторопить лето и тепло. По сорокам определяли погоду.
Церковный праздник сегодня 22 марта 2024: Что нельзя делать, приметы
Особенности в случае праздника 40 мучеников Севастийских в седмичный день Великого поста. День памяти сорока Севастийских мучеников считается праздником всех православных мужчин. Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи.
Народные приметы на 22 марта 2024 года: что нельзя делать в день Сорока Сороков
Нельзя жадничать, проявлять скупость. Считалось, что отказ в просьбе или любой помощи может повлечь неурядицы, болезни и другие проблемы. Нельзя обижать птиц — кричать на них, ловить, разорять гнёзда — плохая примета, которая говорит о том, что от человека удача отвернётся. Нельзя застилать стол белой скатертью — попасться на происки обманщика или мошенника.
Нельзя покупать веник — таким веником можно привлечь нечистого в дом, который будет проказничать, бедокурить, отравлять домочадцам жизнь. Девушкам не рекомендуется надевать что-то блестящее. По старинным поверьям, сорока заберёт удачу.
Нельзя заниматься пересчётом ворон и галок — к разорению. По народным приметам, если 22 марта тёплый день — ближайшие 40 дней будут тёплыми. Тёплый ветер — к дождливому лету.
Мороз — год окажется богатым на урожай. Чайки прилетели — скоро лёд пойдёт. Жаворонки прилетели — скоро наступит стабильное потепление.
Занятия могут посещать все желающие школьники и родители с детьми. С собой необходимо иметь ручку, тетрадку, медицинскую маску и учебник школьной программы, по которой обучается ребенок. В детском саду отметили праздник сорока Севастийских мучеников. Не стал исключением и день памяти сорока Севастийских мучеников, который на Руси обрел свои особенные черты. Дети не только окунулись в атмосферу старинных русских обычаев, но и изучили приметы весны и перелетных птиц, которые возвращаются весной в наши края. Воспитатели рассказали детям о том, как готовились в празднику русских деревнях: пекли «жаворонков», учили песенки-веснянки, радовались наступающей весне.
Молниеносный справился! Осада непреступных стен Испании и Франции — тоже не невыполнимая задача для Fulminata. Молниеносный принимал участие в самых тяжелых компаниях и битвах Империи. Он приводил к покорности армянского царя Тиридата. Его отправляли в 70-ом году для усмирения восставших иудеев в Палестину во время знаменитой иудейской войны. Вполне возможно, что именно воины XII-го легиона и разрушили в итоге Иерусалим, не оставив «камня на камни», по пророческим словам Господа. Город буквально вспахали, огромными боевыми слонами, запряженными в гигантские плуги. В общем за свою историю легион прошел все горячие точки Античного мира и представлял собой настоящий спецназ того времени.
Допросы каждый день повторялись снова и снова, и всегда слуги Христовой веры были непреклонны. На улице стоял лютый мороз, и тогда мучеников подготовили к новым пыткам. Их сначала раздели, а потом загнали в ледяное озеро на целую ночь, а рядом на берегу растопили баню, чтобы таким образом сломить волю мучеников. После полуночи один из воинов все же сдался и побежал греться в баню, но, переступив порог ее, он сразу упал мертвым. Сороковой воин К трем часам ночи Господь послал мученикам тепло, кругом посветлело, лед растаял, и вода стала теплой. В это время все стражники крепко спали, кроме одного - Аглаия. Увидев, что над головой каждого мученика появился светлый венец и насчитав их 39, он решил, что без венца остался сбежавший воин, и тогда он решил присоединиться к святым мученикам. Разбудив стражников, он объявил им, что он христианин. Но пытки на этом не закончились. После этого стойким воинам перебили колени. Когда все они погибли, тела их погрузили на телеги и повезли на сожжение. Но один из воинов по имени Мелитон еще оставался жив, и стражники оставили его, однако мать взяла тело сына, дотащила до телеги, а потом положила его рядом с другими мучениками. Тела святых мучеников тогда сожгли, а остатки костей бросили в воду, чтобы никто не смог их собрать. Через три дня ночью епископу Севастийскому, блаженному Петру, явились святые мученики и повелели собрать их останки и предать их погребению.
День памяти святых сорока мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Для этого им придется побывать в древней Армении и в фашистской Германии, стать свидетелями великих подвигов — сорока севастийских воинов и мужественного советского генерала. В день памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта) Святая Церковь установила совершать литургию, облегчать пост и тем этот день делать торжественнее. Праздник в честь Сорока Севастийских мучеников, пострадавших при императоре Лицинии, впервые засвидетельствован благодаря проповедям святителей Василия Великого и Григория Нисского. Через три дня ночью епископу Севастийскому, блаженному Петру, явились святые мученики и повелели собрать их останки и предать их погребению. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки.
Сороки: почему 22 марта нужно обязательно сходить в церковь
Сорок молодых и сильных парней сутки простояли в ледяной воде - | День памяти сорока Севастийских мучеников отмечается 22 марта. |
Приметы на 22 марта: что нельзя делать в праздник Сороки | Также День памяти сорока мучеников Севастийских празднуется как День всех православных мужчин, по аналогии с Днём православных женщин, который отмечают в День жён-мироносиц во второе воскресенье после Пасхи. |
Сорок Севастийских мучеников — имена мучеников, где находится храм | День памяти 40 севастийских мучеников – 2024: история. История 40 севастийских мучеников восходит к III веку и связана с периодом гонений на христиан в Римской империи. |
Приметы на 22 марта: что нельзя делать в праздник Сороки | Тропарь Сорока Севастийским мученикам, глас 1: Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя. |
Праздник Сорока мучеников Севастийских | Об изображениях святых Сорока мучеников Севастийских упоминает уже Святитель Василий Великий. |
День памяти Сорока мучеников Севастийских празднуют православные 22 марта
День памяти Сорока севастийских мучеников в православии считается день всех православных мужчин, по аналогии с Днем жен-мироносиц (отмечается в мае), который считается праздником православных женщин. Тропарь Сорока Севастийским мученикам, глас 1: Страстьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша страсти и болезни исцели, Человеколюбче, молим Тя. воинов-христиан из города Севастии, которые приняли мученическую смерть за веру во Христа.
Сороки, или 40 святых: почему 22 марта нужно печь жаворонков, но нельзя обижать птиц
Об изображениях святых Сорока мучеников Севастийских упоминает уже Святитель Василий Великий. Сейчас в приходском храме Сорока мучеников Севастийских в Печорах проходит масштабная реставрация. Через три дня ночью епископу Севастийскому, блаженному Петру, явились святые мученики и повелели собрать их останки и предать их погребению. Дорогие отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю вас с престольным праздником кафедрального собора, с днём памяти 40 Севастийских мучеников.
Сорок мучеников Севастийских, в Севастийском озере мучившихся
Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их. По прошествии трех дней святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте. Празднование Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы им входит 2 канона. В день их памяти облегчается строгость поста — разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.
Тропарь Севастийским мученикам Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам». Кондак Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества. Стихира Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой.
Когда воины твердо сказали, что не поменяют веру, зимней ночью их отвели на заледеневшее озеро замерзать, а на берегу растопили баню. Один из мучеников не выдержал, побежал на берег и упал замертво. По преданию, стражник на берегу увидел, как на воинов с неба сходят чудесные венцы. Он объявил себя христианином и присоединился к мученикам. В страшном холоде воины не погибли за ночь.
Тогда им перебили молотами голени, а тела сожгли. Кости бросили в реку. Мощи святых собрал и похоронил епископ Севастийский Петр с помощниками. Замерзший водоем.
В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы.
Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда человек сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин! Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины до сих пор живы, да еще среди них оказался один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Лисий приказал уничтожить останки воинов, чтобы христиане не почитали мощи новых мучеников.
Тела святых были сожжены на костре, а кости были брошены в реку.
Вместе с воспитателями дети играли в народные игры, водили хороводы, отгадывали загадки. Также ребята узнали, что на Руси издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из постного теста и печь «жаворонков» — булочки в виде птиц. Воспитанники детского сада продолжили добрую традицию своих предков и все дружно под руководством своих воспитателей приступили к кулинарному творчеству. В процессе изготовления «жаворонков» дети узнали, что в православной традиции эти птички являются символом стремления души ввысь, к Богу. Сладкие «жаворонки» из теста получились мягкими и вкусными. Ребята не только сами попробовали на вкус результат своего труда, но и угостили выпечкой батюшку и своих воспитателей.
22 марта – день памяти сорока Севастийских мучеников
День сорока Мучеников | Территория Счастливой Жизни | Сейчас в приходском храме Сорока мучеников Севастийских в Печорах проходит масштабная реставрация. |
40 мучеников Севастийских: чем известны и в чем помогает икона, молитвы | Кто бы мог подумать еще лет десять назад, что жития мучеников перестанут восприниматься нами как преимущественно исторические повествования и станут настолько злободневны, будто и не проходило с момента подвига тех же сорока Севастийских мучеников без малого двух. |
Память сорока мучеников Севастийских | 22.03.2024 | Московский Данилов монастырь | ? Сорок Севастийских мучеников были арестованы в 320 году военачальником Агриколой. |
Праздник 40 святых Севастийских мучеников | В день памяти Севастийских мучеников на Руси издавна был обычай лепить из теста и печь «жаворонков» — булочек в виде птиц. |
40 святых: праздник и приметы
22 марта - день памяти 40 мучеников Севастийских - Нижегородская МитрополияНижегородская Митрополия | Праздник 40 Севастийских мучеников или день Сорока сороков по новому стилю приходится на 22 марта (9 марта по старому стилю). |
В детском саду отметили праздник сорока Севастийских мучеников. - Храм Иоанна Воина в Челябинске | Память сорока мучеников Севастийских всегда совершается во время Великого поста, и это, конечно, не случайно. |
22 марта — день памяти 40 мучеников Севастийских | День 40 мучеников является одним из важнейших церковных праздников. Ежегодно он отмечается 22 марта и посвящен страданиям 40 Севастийских воинов -христиан. |
22 марта – день памяти сорока Севастийских мучеников
Но сорок христиан отказались и заявили, что они поклоняются только истинному Богу и никому больше. Сначала язычник пытался уговорить их, обещая поощрение и богатство. Затем стал угрожать тюрьмой и смертью. Воины отказались, и их посадили за решётку.
Но они не прекращали молиться. Воины молились усердно и ночью услышали голос Божий: "Претерпевший до конца спасётся". Значение иконы Сорока мучеников Севастийских заключается в несокрушимой силе духа.
Кидали в тех камни, но они их не задевали, а возвращались обратно в обидчиков. Мучители были удивлены и отправили заключённых снова в тюрьму, думая, что же им делать с ними дальше. Ночью опять раздался голос Господа: "Верующий в меня, если умрёт, оживёт.
Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримите венцы нетленные", — услышали воины. На следующий день мучеников повели к озеру возле Севастии. Был лютый мороз.
Их поставили в воду, а на берегу затопили баню.
Готовое печенье клали на смазанный растительным маслом противень и оставляли минут на двадцать, чтобы тесто немного поднялось. Потом смазывали печенье сладким крепким чаем и ставили в духовку или в печь.
Выпекают такое печенье минут двадцать при температуре примерно 180 градусов. Готовое печенье нужно сбрызнуть водой и дать ему «отдохнуть» под чистым полотенцем. Печенье давали детям со словами: «Жаворонки прилетели, на головушку сели».
Дети печенье не только ели, но и крошили птицам, произнося речитативы-заклички, приманивающие весну. Для защиты от утренних заморозков хозяйки на Сороки также пекли по сорок маленьких ржаных колобков, которые в течение сорока дней бросали из окон птицам. Что нельзя делать 22 марта Поскольку Сороки — это большой церковный праздник, на Руси в этот день под запретом была любая работа, в том числе по дому и огороду.
Тем более, что в поле еще выходить рано, а всю готовку хозяйки старались закончить накануне. Как и в другие дни Великого поста, на Сорок сороков под строжайшим запретом ссоры, споры, ругань, злые мысли. Считалось, что все дурное приманивает беду.
Также в этот день старались не ругать детей и не запрещать им шумные игры и забавы.
В разных регионах Украины они имеют названия птиц - сороки, жаворонки, аистенков. В народе верили, что именно на Сорок святых с теплых краев возвращаются пернатые - сорок разных пород. Часто птичек нанизывали на небольшие тросточки, хворостинки и так запекали. Их развешивали на деревьях в саду, дарили соседям или же раздавали детям — чтобы в хозяйстве домашняя птица здорова была. Считали, что в этот день сорока берет сорок прутиков или веточек и строит себе из них гнездо. Говорили: Ныне сорока — именинница. Сорока, если не беспокоить ее и не разрушать гнезда, выступает своеобразным оберегом дома, у которого живет.
Этимологически слово "сорока" связано со словом сорок, то есть народ считает, что сорока крещена в день сорока святых. На сороки принято приглашать в дом близких людей: чем их больше будет, тем лучше. В доме должно быть шумно и весело. Девушка на сороки должна разорвать сорок нитей и сломать 40 деревянных плашек — чтобы очень быстро прогнать зиму. Рассеивали по огороду мак, надеясь на урожай в сорок раз больше посеяно. Чтобы поддержать эти надежды, на Сорок святых варили гороховую похлебку, делали горохвяники, пекли пирожки с горохом, готовили вареники с маком. Наиболее символичным был обряд — Топтать ряст.
Ритуалы,обряды,заговоры После несостоявшейся казни воинов снова отправили в темницу, где они долго молились и опять услышали ободряющий голос: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
Это утешение Божие стало одновременно и пророчеством о будущей мученической кончине солдат. Последующие события стали главным испытанием для севастийских страдальцев. Утром воинов снова призвали на суд, где опять потребовали отречения от христианской веры. Мученики остались непреклонны и отвергли все увещевания и угрозы. Тогда им был вынесен последний приговор… В это время была зима, по всей округе стояли сильные морозы. Воинов вывели в одном исподнем на улицу, отвели на замерзшее озеро и оставили под стражей на всю ночь на льду. Однако и этого истязателям показалось мало. Для большего искушения и мучения праведников они растопили на берегу озера баню. Любой, кто согласился бы отречься от Христа, мог зайти в нее и согреться.
В середине ночи, когда мороз стал просто невыносимым, один из воинов не выдержал пытки и побежал к бане, но, едва ступив на ее порог, упал и умер. Остальные же мученики продолжали стоять на льду Севастийского озера, поддерживая и укрепляя друг друга. В этом ночном стоянии и проявилось то единение, тот подвиг веры, который ранее прославил будущих святых на поле брани. Они действительно совершали общее, единое дело исповедания веры во Христа ценой своей жизни. В третьем часу ночи произошло необычное событие: стало светло, лед растаял, а вода потеплела. Однако стражники, которые должны были сторожить мучеников, крепко спали, заметил произошедшее только один из них, воин по имени Аглаий. Он также увидел над головой каждого из святых светлый венец. Правда, венцов было не сорок, а тридцать девять — венец, предназначенный для сбежавшего сорокового, был отнят Господом. Аглаий, исполнившись веры и искреннего желания занять место отрекшегося, разбудил остальных стражников и сказал им: «И я — христианин!
Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Господь всегда слышит тех, кто обращается к Нему с верой и смирением, поэтому Он принял жертву Аглаийя. Утром, придя к озеру, истязатели увидели, что воины живы, вместе с ними находится их бывший страж и все они прославляют Христа. Раздосадованные такой картиной, они вывели мучеников из озера и перебили им голени, что было очень мучительной казнью.