Но главное – прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть.
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Советские бойцы демонстрировали фашистам силу и нежелание сдаваться. Особенно сильный перевес был в живой силе и самолётах. Немецкая группа армий «Север» грамотно воспользовалась своим преимуществом. Уже во второй половине августа был захвачен Новгород. Затем фашисты перерезали шоссе и железную дорогу Москва — Ленинград. После установления блокады советские войска пытались разорвать кольцо, но попытки не увенчались успехом. К концу сентября фронт у Ленинграда стабилизировался. Стороны подготовились к затяжному противостоянию. Ленинградская оборонительная операция Операция началась ещё 10 июля, когда немецкие войска перешли в наступление. А завершилась она 30 сентября 1941 года стабилизацией фронта.
Ленинградская оборонительная операция стала логическим продолжением Прибалтийской стратегической оборонительной операции. На первом этапе перевес сил был на стороне противника. Советскому командованию пришлось выстраивать оборону, исходя из имевшихся скудных ресурсов. А их было недостаточно, чтобы остановить врага, выстроив сплошную линию фронта для стабилизации положения. Территории в несколько сотен километров от Балтийского моря до Чудского озера, а также побережья и острова Моонзундского архипелага защищало всего лишь шесть стрелковых дивизий и одна стрелковая бригада. К тому же, на тот момент они были сильно потрёпаны ожесточёнными боями в Латвии и Эстонии. Требовалось восстановление численности живой силы, но подкрепление взять было негде. Критическая ситуация сложилась и на других участках фронта. Особенно, южнее и юго-восточнее Чудского озера.
По направлению к Луге, Шимску и Старой Руссы отступали соединения 11-й армии. Туда же прорвались и немецкие войска, которые шли по пятам соединения 27-й армии, которая отходила на рубеж обороны Старая Русса — Холм. Советское командование ещё в самом начале войны понимало, что удар противника придётся по Ленинградскому направлению, поэтому уже 23 июня поступил приказ от командующего Ленинградским военным округом генерал-лейтенанта Маркиана Михайловича Попова о строительстве оборонительного рубежа. Его требовалось возвести от западного побережья Нарвского залива до озера Ильмень. Поскольку враг прорывался с катастрофической быстрой, то оборонительный рубеж являлся жизненно важным для советских войск. Несмотря на внушительные успехи в начале кампании, немцам не удалось реализовать все планы. Сходу взять Ленинград не удалось. Поскольку в городе было заблокировано большое количество советских солдат, фашистам пришлось оставить внушительные силы для их сдерживания. Соответственно, к концу сентября произошла стабилизация фронта.
Вильгельм фон Лееб, командующий группой армии «Север», 27 сентября 1941 года высказался о сложившейся ситуации: «Конечно, было намерение занять так называемый ближний рубеж окружения, чтобы подвести к нему всю артиллерию, и путём массированного артиллерийского обстрела, сосредоточенных бомбовых ударов с воздуха и активной обработки с помощью листовочной пропаганды сломить в Ленинграде волю к сопротивлению. Но в связи с тем, что пока не удалось выйти к ближнему рубежу окружения, и неизвестно, где и когда это может произойти, то необходимо вначале попытаться, по крайней мере, усилить работу по ослаблению способности противника к сопротивлению. С этой целью артиллерия 18-й армии будет вести беспорядочный по времени и месту обстрел с дальних позиций. Будет высказана просьба к 1-му воздушному флоту держать население Ленинграда в страхе путём беспорядочных бомбардировок и снижения его воли к сопротивлению путём усиления листовочной пропаганды с воздуха». Блокадный хлеб и хлебные карточки. Wikimedia Commons Ленинградская оборонительная операция завершилась для советской стороны провалом. Единственно, немцам не удалось взять под свой контроль всё побережье Финского залива. Красноармейцы не отдали Ораниенбаумский плацдарм. Ораниенбаумский плацдарм — территория на южном побережье Финского залива, изолированная от основных советских сил.
Для обороны Ленинграда «пятачок» сыграл важную роль. Другим просчётом фашистов стал сам Ленинград и его жители. Немецкое командование, отказавшись от прямого штурма, было уверено, что горожане быстро сломаются и капитулируют. Но этого не произошло. Немцы так и не смогли получить доступ к крупному порту, который мог быть использован для перевозки самых разнообразных грузов. Фронт растянулся на сотни километров, держать под контролем всю территорию было весьма проблематично. Из-за расстояний, погодных условий и особенностей рельефа у немцев часто возникали проблемы со снабжением. Всем этим пользовалось советская сторона. Несмотря на серьёзные потери, фашистам так и не удалось дезорганизовать сопротивление.
Наоборот, контратаки не прекращались. Красноармейцы терзали противника по всей линии фронта. Группа армий «Север», потерявшая в ходе наступления на Ленинград несколько десятков тысяч человек, вынуждена была обороняться. А когда у неё забрали ещё несколько соединений, отправив их под Москву, о штурме Ленинграда или о дальнейшем продвижении в восточном направлении речи уже не шло. Шлиссельбургский десант Как только немцы осадили Ленинград, советское командование стало прорабатывать различные варианты по деблокаде города. Было принято решение попытаться прорвать кольцо южнее Ладоги, в самом узком его месте. Главную роль отвели войскам Невской оперативной группы Ленинградского фронта правый берег Невы и 54-й отдельной армии река Волхов. Они должны были выйти навстречу друг другу, двигаясь на Мгу и Синявино. Десантники должны были захватить город, после чего соединиться с 54-й армией.
Проведение десантирования бойцов взял под личный контроль Георгий Жуков. Он приказал 16 сентября подготовить группу из разведчиков-водолазов из роты особого назначения и курсантов морского пограничного училища. Решить боевую задачу требовалось малыми силами, задействовав около двухсот человек. Однако высадить десант 19 числа не получилось из-за шторма. Следующая попытка произошла в ночь на 21 сентября. И она не увенчалась успехом из-за волнений на озере. Тогда решено было отправить десант следующей ночью. Теперь реализовать план помешала навигационная ошибка. Десант высадился в нескольких километрах от нужной точки, оказавшись в тылу 54-й армии.
К тому же из-за непогоды несколько лодок перевернулось, двоих бойцов спасти не удалось. Остальные десантники вернулись на исходную позицию. Ответственный за операцию капитан-лейтенант Балтачи вскоре был отстранён от должности и по решению военного трибунала приговорён к восьми годам заключения. Ленинградцы расчищают улицы города.
В этот день чтят память тех, кто выжил в тяжелейших условиях блокады, и тех, кто отдал свои жизни за освобождение города. Прорыв минной блокады Ленинграда был одним из ключевых событий Великой Отечественной войны.
Операцию «Искра» готовили необычайно тщательно. Это была пятая по счету попытка прорыва блокады Ленинграда, и права на ошибку уже не было. Подготовка велась в условиях абсолютной секретности на Ленинградском и Волховском фронтах. Форсировать Неву планировали на лыжах. Бойцы должны были уметь двигаться быстро. Одной из проблем была немецкая колючая проволока. Прочная, квадратная в сечении, с плотной посадкой колючек. Обычные кусачки ее не брали. Тогда умельцы придумали насадку на автомат, чтобы перебивать проволоку выстрелом. Перед атакой провели мощную артподготовку.
Количество просмотров: 269 Великая Отечественная война, блокада Ленинграда- это не просто эпизод из прошлого, это история нашего государства. Этому печальному историческому событию 16 января 2023 года был посвящен урок - разговор о важном в ЧОУ «Перфект — гимназия». Город Ленинград, окруженный со всех сторон, пытался выжить, выжить физически, почти без еды, электричества, в лютый мороз, под постоянными обстрелами. По разным подсчетам в течение этих дней погибло от 692 000 до 1 500 000 человек.
81 год началу прорыва Блокады Ленинграда в 1943 году
И хотя полностью блокадное кольцо было снято лишь 27 января 1944 года, а в результате прорыва кольца блокады был отвоёван лишь узкий коридор — полоска торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить. Главный тренер СКА Роман Ротенберг после победы над "Северсталью" (4:1) сравнил окончание пятиматчевой серии неудач армейцев с прорывом блокады Ленинграда. Прорыв блокады Ленинграда начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года.
Оборона Ленинграда
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра» | АиФ Санкт-Петербург | Четвертая попытка прорыва блокады – 3-я Синявинская операция – произошла уже в августе 1942. |
Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | 75 лет назад началась стратегическая наступательная операция "Искра", в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. |
Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда | Ровно 80 лет назад начался прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны. |
Прорыв блокады Ленинграда | Прорыв блокады стал решающим фактором в битве за Ленинград. |
«Прорыв блокады Ленинграда». Ротенберг — о конце серии поражений СКА
В результате энергетической блокады первая блокадная зима стала самой страшной — остановились трамваи и троллейбусы, в домах исчезли электрический свет и тепло, практически перестал работать водопровод, и все в условиях жесточайших морозов. Имея подробную карту города, фашисты целенаправленно бомбили все объекты жизнеобеспечения. Бойцы отряда Ленэнерго Прямое попадание в здание «Ленэнерго» Боевое крещение Дома ленинградских энергетиков произошло при бомбежке центра Ленинграда. Первые бомбы на Марсово поле немцы сбрасывают в сентябре 1941-го, а 6 ноября боевое крещение получает Дом ленинградских энергетиков. Все здание затряслось от гигантского удара, но взрыва не последовало.
Бомба весом 250 кг оказалась замедленного действия, и взрыв прогремел позже, когда ее выносили на Марсово поле. Три этажа словно подняло в воздух, но фасадная стена устояла, только вспучилась на 50 см. Мемориальную доску с именами пяти погибших героев установили в вестибюле здания в настоящее время она демонтирована и хранится в Музее истории энергетики Северо-Запада. Здание Ленэнерго после взрыва бомбы Заготовка топлива в блокадном Ленинграде В условиях такого назойливого внимания фашистов к предприятиям энергосистемы велись работы по маскировке и светомаскировке.
По эскизам архитекторов Архитектурного Управления Ленсовета на всех городских станциях появились «жилые кварталы» с зелеными насаждениями, распланированные и увязанные с соседними реальными кварталами. Дымовые трубы, хорошо просматриваемые с воздуха и демаскирующие электростанции, были сняты. На одной из станций на окраине города были применена идея сокращения объемов и высот зданий при помощи раскрашенных полотнищ, уменьшающих и искажающих тени сооружений. Обширные территории складов торфа были замаскированы зеленым ковром под пашни и луга посевом овса и других быстро растущих трав на штабелях торфа и раскраской ложных дорог.
Ложные домики из дров создавали полную иллюзию деревенской идиллии. Работники электростанций собирали остатки топлива с эвакуированных или бездействовавших предприятий, разбирали деревянные дома. Остановилось движение электротранспорта, прекратились подача воды, освещение домов и улиц. Топлива оставалось на несколько дней.
Электроэнергию получали только хлебозавод, госпиталь и Смольный.
Ночью 12 января 1943 года советская авиация нанесла массированные удары по позициям немецкой артиллерии. Затем вслед за огневым валом пошла в наступление пехота. Артиллерийская обработка переднего края и глубины обороны противника прошла эффективно, что позволило пехоте на целом ряде направлений ворваться в расположение противника без значительных потерь». В этом стремительном броске советские люди проявили бесстрашие истинных воинов: «Они прижимались к огневому валу так плотно, что понесли незначительные потери от своего огня. Зато почти не было потерь от огня противника».
Около двух с половиной миллионов горожан, к числу которых надо прибавить беженцев из Прибалтики, Ленинградской области, бойцов Ленинградского фронта, оказались в блокаде.
Ежедневно враг обстреливал город из артиллерийских орудий, в результате бомбёжек сгорели продовольственные склады, в том числе крупнейшие — Бадаевские. Сталин в срочном порядке назначил командующим Ленинградским фронтом генерала Г. Жукова, который жёсткими мерами укрепил оборону на ближних подступах к городу и предпринял ряд контрударов. В результате уже в конце сентября командующий группы армий «Север» докладывал, что своими силами немецким войскам Ленинград не взять. Однако и командованию Ленинградским фронтом прорвать блокаду не удалось. Голод До войны Ленинград в основном снабжался поставками продовольствия из других регионов страны. Уже в начале сентября 1941 года были понижены нормы выдачи хлеба рабочим и инженерам, служащим, иждивенцам по 600, 400 и 300 граммов соответственно.
В середине сентября эту норму вновь уменьшили. Самую низкую норму выдачи хлеба по карточкам ввели 20 ноября 1941 года, когда рабочие стали получать всего 250, а служащие, иждивенцы и дети — 125 граммов хлеба в день. Берггольц Голод стал соратником врага. Люди умирали на работе, в своих квартирах, падали на улицах от изнеможения и больше не поднимались. За годы блокады, по послевоенным подсчётам, в Ленинграде погибло от 800 тысысяч до более миллиона человек прежде всего от голода. Вина за гибель ленинградцев целиком и полностью лежит на гитлеровском командовании и руководстве Финляндии, чья армия блокировала город со стороны Карельского перешейка. Осталась одна Таня».
Таня Савичева, ленинградская школьница. Но Ленинград жил, Ленинград боролся. На оставшихся в городе предприятиях трудились ленинградцы мужчины, женщины, подростки , которые ремонтировали военную технику, выпускали оружие, восстанавливали производство электроэнергии. Руководство города и командование фронтом делало всё возможное, чтобы прорвать блокаду.
Всего за 17 дней по южному берегу Ладожского озера проложили 33 километра железной дороги. Кроме того, прорыв блокады стал предвестником громких побед советских войск 1943 года под Сталинградом и Курском, которые обеспечили коренной перелом в Великой Отечественной войне. Политехники свято чтят память о ратном подвиге бойцов и командиров, о тех, кто участвовал в битве за Ленинград, кто погиб в дни блокады, и конечно, об ученых, которые во время войны и блокады решали задачи огромной трудности в непосредственной близости врага, в условиях жесточайшего голода и морозов. Ежегодно в память о героическом подвиге ленинградцев-блокадников в университете проводятся мероприятия с участием руководства, студентов и сотрудников вуза, волонтеров и школьников, районных активистов и ветеранов. Проходят тематические выставки, лекции и встречи с участниками тех событий, а также традиционный торжественно-траурный митинг у Памятника погибшим политехникам и у Колодца жизни. И хотя в этом году с учетом ограничительных мер, связанных с COVID-19, мероприятия, посвященные 78-й годовщине прорыва блокады, идут с учетом ограничительных мер, мы восхищаемся беспримерным подвигом наших отцов и дедов, выстоявших в огненном кольце, и говорим им слова величайшей благодарности за свободу, возможность трудиться на благо любимого города и страны.
Прорыв блокады Ленинграда
В дни тяжелейших боев по прорыву блокады Ленинграда при форсировании Невы в этих местах ежедневно гибли сотни красноармейцев. Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. 75 лет назад началась стратегическая наступательная операция "Искра", в результате которой советским войскам удалось прорвать блокаду Ленинграда. 25 мая 2023 года в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда состоялась международная научная конференция на тему: «От прорыва Блокады Ленинграда до Курской битвы». Сегодня, 18 января 2023 года, исполняется ровно 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда.
18 января – день прорыва блокады Ленинграда
Надо отметить, что прорыв блокады Ленинграда стал серьёзным ударом по престижу Третьего рейха в мире. «Прорыв блокады Ленинграда — одно из основных событий, ознаменовавших коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Прорыв блокады Ленинграда, 18 января 1943 Автор фотографии: Борис Кудояров. В актовом зале состоялась встреча-беседа с Ириной Михайловной Лебедевой – историком, педагогом и жителем блокадного Ленинграда.
Выставка, посвящённая истории блокады Ленинграда, открылась в Нижнем Новгороде
Около 19 тыс. От всего сердца желаем ветеранам и детям блокадного Ленинграда здоровья, счастья и мирного неба над головой! Память, честь и слава - защитникам Ленинграда!
Хотя неизвестно, кто был его автором». Об ожесточенности же сражения красноречивее всего свидетельствуют данные потерь. С 12 по 30 января наши войска потеряли около 100 000 человек, из которых 40 000 убитыми.
Немцы — около 20 000 ранеными, убитыми, пропавшими без вести и попавшими в плен. Со слезами на глазах В ходе операции «Искра» не удалось выполнить все поставленные задачи. Но даже один только пробитый коридор, в котором в кратчайший срок проложили железнодорожную ветку разобрав для этого недостроенную на сваях , поистине спас Ленинград. Всего же в том же феврале по этой ветке прошло 69 поездов, в марте, правда, всего 60, но зато в апреле уже 157, в мае — 259, в июне — 274. Это колоссальная поддержка». Тем более что уже 22 февраля в городе повысили нормы выдачи хлеба: рабочие и учащиеся ремесленных училищ стали получать по 600 грамм, служащие — по 500 грамм, иждивенцы — по 400 грамм.
Но главное — прорыв блокады со всей очевидностью продемонстрировал немцам, что о планах по принуждению Ленинграда к сдаче они теперь могут забыть. Правда, смириться с этим немцы смогли не сразу. Именно этим и обусловлены исключительные по жестокости обстрелы, которым Ленинград подвергся в 1943 году и, кстати, именно тогда на стенах домов появились знаменитые предупреждающие надписи.
Так на столах жителей блокадного города появились котлеты из клевера и мокрицы, запеканка из сныти, салат из одуванчиков, суп и лепёшки из крапивы. Согласно данным управления НКВД по Ленинградской области от 25 декабря 1941 года, если до начала войны в городе ежемесячно умирало менее 3500 человек, то в октябре цифра увеличилась до 6199 человек, в ноябре — до 9183 человек, а за 25 дней декабря скончались 39 073 ленинградцев. В следующие месяцы за сутки умирали не менее 3 тыс. За 872 дня блокады скончались около 1,5 млн жителей города. Однако, несмотря на чудовищный голод, осаждённый город продолжал жить, работать и бороться с врагом. Первые две попытки были предприняты осенью 1941 года, третья — в январе 1942 года, четвёртая — в августе—сентябре 1942-го. И лишь в январе 1943 года, когда основные немецкие силы были стянуты к Сталинграду, блокаду удалось прорвать.
Сделано это было в ходе операции «Искра». По легенде, во время обсуждения названия операции Сталин, вспомнив предыдущие неудавшиеся попытки и надеясь, что в ходе пятой операции войска двух фронтов смогут соединиться и совместно развить успех, сказал: «И пусть из «Искры» разгорится пламя». К моменту начала операции в распоряжении 67-й и 13-й воздушных армий Ленинградского фронта, 2-й ударной армии, а также части сил 8-й армии и 14-й воздушной армии Волховского фронта находилось почти 303 тыс. Командование Ленинградским фронтом было поручено генерал-полковнику Леониду Говорову, Волховским — генералу армии Кириллу Мерецкову. За координацию действий двух фронтов отвечали маршалы Георгий Жуков и Клим Ворошилов. Нашим войскам противостояла 18-я армия под командованием генерал-фельдмаршала Георга фон Кюхлера. У немцев насчитывалось около 60 тыс. Утром 12 января советские войска перешли в наступление. На западной и восточной сторонах шлиссельбургско-мгинского коридора противника одновременно заговорили тысячи орудий и миномётов обоих фронтов. Два часа бушевал огненный ураган над позициями противника на направлениях главного и вспомогательных ударов советских войск.
Артиллерийская канонада Ленинградского и Волховского фронтов слилась в единый мощный рёв, и трудно было разобрать, кто и откуда ведёт огонь. Впереди вздымались чёрные фонтаны разрывов, качались и падали деревья, летели вверх брёвна блиндажей противника. На каждый квадратный метр участка прорыва падало два-три артиллерийских и миномётных снаряда», — писал в своих «Воспоминаниях и размышлениях» Георгий Жуков. Хорошо спланированная атака принесла плоды. Преодолевая сопротивление врага, ударные группировки обоих фронтов сумели соединиться. К 18 января солдаты Ленинградского фронта прорвали немецкую оборону на 12-километровом участке Московская Дубровка — Шлиссельбург.
Командующий группой армий «Север» фельдмаршал Вильгельм фон Лееб тогда записал в своем дневнике, что поскольку у противника на данном направлении сосредоточены довольно крупные людские резервы, главным союзником немцев следует считать именно голод. Сначала в городе было достаточно продуктов и топлива, но в результате авиаударов сгорели стратегические Бадаевские склады.
С сентября по декабрь в блокадный город самолетами удалось доставить чуть более пяти тысяч тонн продовольствия. Еще 60 тысяч тонн путем титанических усилий ленинградцы получили водным путем через Ладожское озеро. Но этого на три миллиона жителей не хватало. Барановский Наступление на Ленинград началось в июле 1941 года, а 8 сентября кольцо вермахта вокруг города сомкнулось на долгие 872 дня — до 18 января 1943-го. В осаде оказались почти три миллиона человек, в том числе 400 тысяч детей. За время блокады погибли до полутора миллионов человек. Авиация и суда не могли в полной мере обеспечить все население. Единственным путем, по которому в город можно было доставить продовольствие, стала «Дорога жизни», проложенная по льду Ладожского озера.
Трассу бомбили, машины уходили под лед, люди тонули, но движение не останавливалось. Несмотря на поставки с Большой земли, пришлось урезать норму выдачи хлеба. Муку заменяли обработанной древесиной. Люди умирали от голода прямо на улицах. Но город продолжал жить и бороться. Другим страшным кошмаром ленинградцев стали холода. В первую блокадную зиму город полностью обледенел. Дома не отапливались, водопровод замерз, электричества не было, транспорт не ходил.
Наконец, спустя долгие 17 месяцев, Красной армии удалось прорвать блокаду Ленинграда. В ходе операции «Искра» силы Ленинградского и Волховского фронтов сломили сопротивление немцев и ценой более 115 тысяч жизней освободить южный берег Ладоги и Шлиссенбург. Новость облетела весь мир. Люди ликовали и обнимались. Выжившие 800 тысяч ленинградцев были спасены.
Новости и события Российского исторического общества
Как высекали «Искру» и спасали Ленинград | Прорыв блокады Ленинграда (операция «Искра») начался по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 года. |
Прорыв блокады Ленинграда. 1943 год | Сегодня ровно 80 лет, как произошел прорыв блокады Ленинграда. |
Мария Захарова: «Георгиевская ленточка» объединяет миллионы людей по всему миру
- Осада Ленинграда: 872 дня битвы за жизнь
- «День великого торжества»: как была прорвана блокада Ленинграда — РТ на русском
- 18 января 1943 года бойцами Красной армии было прорвано кольцо блокады Ленинграда
- Операция «Искра»: как прорывали блокаду Ленинграда
«Горькой истории грустные вехи»: 80 лет со дня прорыва блокады Ленинграда
Искра надежды: как 81 год назад был совершен героический прорыв блокады Ленинграда | Прорыв блокады произошёл только в январе 1943 года в ходе операции «Искра» Ленинградского (командующий генерал‑полковник Л. А. Говоров) и Волховского (командующий генерал армии К. А. Мерецков) фронтов. |
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. | Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года, в январе 1943 года произошел ее первый прорыв, а окончательно снять ее удалось только 27 января 1944 года. |
«Люди плакали от радости и говорили: "Ну, теперь мы выживем! Слава Богу!"» | Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда началась по приказу Ставки Верховного главнокомандующего 12 января 1943 г. |
Прорыв блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны
Как только в Москве получили известие о прорыве блокады, Государственный Комитет Обороны принял решение о строительстве на освобожденной полоске земли железнодорожной ветки, которая должна была соединить Ленинград с «Большой землей». Первый поезд по ней пошел уже через 17 дней. Эту железнодорожную линию назвали «Дорогой Победы». Благодаря образовавшемуся коридору появилась возможность эвакуировать оставшихся мирных жителей и обеспечить необходимыми припасами войска.
Около полуночи 18 января радио передало о том, что блокада Ленинграда прорвана. На улицах и проспектах города было всеобщее ликование. Рано утром 19 января город-герой был украшен флагами. Все его жители вышли на улицы, как это было в большие всенародные праздники. На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду.
Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось. Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву.
Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта. Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы.
На многолюдных митингах ленинградцы выражали глубокую благодарность войскам Ленинградского и Волховского фронтов, прорвавшим блокаду. Ожесточенные бои продолжались до конца января, но, несмотря на ввод в бой новых частей, прорвать оборону противника не удалось.
Согласно немецким данным сводным отчетам штаба армии о потерях за январь 1943 года 18-я армия потеряла 22 619 человек. За первую половину месяца общие потери армии составили 6 406 человек из них 1543 — убитыми и пропавшими без вести , а в период с 16 по 31 января — 16 213 человек из них 4 569 — безвозвратно. За мужество и героизм проявленный в январских боях около 19 000 советских воинов были награждены орденами и медалями, 12 присвоено звание Героя Советского Союза. Особенно отличившиеся части были преобразованы в гвардейские: 136-я командующий Н. Симоняк и 327-я командующий Н. Поляков стрелковые дивизии были преобразованы в 63-ю и 64-ю гвардейские стрелковые дивизии, а 61-я танковая бригада командующий В. В кратчайшие сроки были построены железнодорожная линия Поляны — Шлиссельбург, автомобильная магистраль и мосты через Неву. Уже с середины февраля в Ленинграде начали действовать нормы продовольственного снабжения, установленные для других промышленных центров страны. Все это коренным образом улучшило положение жителей города и войск Ленинградского фронта.
Сводка Совинформбюро, посвященная прорыву блокады Ленинграда Прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград. Была окончательно снята даже теоретическая возможность штурма Ленинграда немецкими войсками — инициатива на Северо-Западном направлении окончательно перешла к советским войскам. В этой обстановке Ставка ВГК посчитало возможным не только развить достигнутый успех и восстановить контроль над Кировской железной дорогой, но и провести ещё более крупномасштабную операцию — полностью снять блокаду Ленинграда и освободить всю Ленинградскую область. Однако операция «Полярная звезда» закончилась провалом. Советским войскам под Ленинградом не удалось развить наступление, разгромить немецкую мгинско-синявинскую группировку, обеспечить прочную железнодорожную связь города со страной, а также отбросить противника на расстояние, исключающее артиллерийские обстрелы. Полностью разгромить немецко-фашистские войска к югу от Ленинграда удалось в январе 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской операции. А уже в июне в ходе другой операции — Выборгско-Петрозаводской — на севере от города были разбиты и финские войска.
В самом городе во всех домах были созданы группы самозащиты местной противовоздушной обороны зданий, большинство в которых составляли женщины и дети. Они должны были сбрасывать с крыш попадавшие в дома зажигательные бомбы, оказывать помощь пострадавшим. Голодные и обессиленные ленинградцы вопреки всему берегли памятники архитектуры и знаменитые скульптуры своего города.
Крупные монументы, например, Медный всадник и памятник Николаю I, были укрыты мешками с песком и деревянными щитами. На ней показано, как укрывали лесами знаменитый памятник Петру I. С началом блокады Ленинград подвергался регулярным бомбардировкам. Чтобы дезориентировать врага, здания укрывали маскировочными сетями, на которые были нашиты раскрашенные под цвет растительности куски ткани. Дополнительно в сети вплетали ветви деревьев. Газоны перекапывали, позолоту куполов и шпилей покрывали серой краской, которая маскировала их и не причиняла вреда. Если это было невозможно сделать, как в случае со шпилем Адмиралтейства, то шили специальные чехлы. Мосты и здания вокзалов были замаскированы деревянными конструкциями, которые не мешали транспорту, но создавали иллюзию руин. Одной из важнейших задач зимней кампании 1942—1943 гг. Наши войска должны были во что бы то ни стало разрушить оборону противника, прорвать блокаду и спасти обессиленный Ленинград.
Долгие месяцы немцы пытались бомбежками и измором вынудить город сдаться.
Как разбивали «бутылочное горлышко»? Пять важных фактов об операции «Искра»
С приходом весны 1943 года проложенная зимой по болотам и ручьям железнодорожная трасса оказалась под угрозой затопления. Талая и болотная вода размывала путь, делала движение поездов по нему почти невозможным. Но каждый раз железнодорожное полотно восстанавливали, вопреки силам природы и злой воле врага. Это значило, что общепринятый способ наблюдения за рельсами, стыками и шпалами был здесь невозможен. Путевой обходчик не мог осмотреть рельс и стык, не мог обнаружить трещину обычным остукиванием. Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т.
Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава.
Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор.
За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель.
А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек.
На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь.
Здесь в 9:30 утра 18 января встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее этого Рабочего поселка. В два пополудни над Шлиссельбургом был поднят красный флаг. От вражеских войск было очищено все южное побережье Ладожского озера. Вечером сообщение о прорыве блокады было зачитано в Ленинграде. Несмотря на поздний час, сразу после того, как по радио было передано внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады, на ленинградских заводах состоялись митинги.
Утром 19 января улицы Ленинграда были украшены флагами, даже незнакомые люди на улицах обнимались и поздравляли друг друга с важной победой. ЛенТАСС так описывал настроения жителей города-фронта в тот знаменательный день: "Радости нет предела. Люди обнимаются, целуются, жмут друг другу руки, поздравляют с прорывом блокады". Ледовый тыл Кронштадта. О Малой Дороге жизни Развить успех и отбросить немецкие войска от Ленинграда в январе 1943 года Красной армии не удалось. До снятия блокады оставался еще целый год. Но прорыв блокады имел важнейшее значение для жизни города.
В тот же день, когда было объявлено о прорыве блокады, Ленгорисполком начал готовить план первоочередных работ по восстановлению городского хозяйства, вечером 18 января Госкомитет обороны утвердил новый план строительства железнодорожной магистрали, которая через станцию Волховстрой должна была связать Ленинград прямым сообщением с востоком страны. В тот же день в Шлиссельбург, только что освобожденный от немцев, прибыли инженеры-железнодорожники, которым к 8 февраля предстояло построить более 30 км дороги и два моста через Неву и Назию. В течение 17 суток через участок прорыва была проложена автомобильная дорога. Прорыв блокады улучшил экономическое положение города, снабжение войск и населения. В Ленинград пошел непрерывный поток продовольствия, топлива и сырья, что позволило развернуть дополнительные производственные мощности и начать более масштабное восстановление городского хозяйства. С момента прорыва блокады инициатива на этом участке советско-германского фронта перешла к Красной армии.
Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. XXI, ком. СКА выиграл в Санкт-Петербурге со счетом 4:1, прервав свою серию из пяти поражений кряду. Матч чаще всего заканчивается в конце третьего периода. Могу честно сказать — с точки зрения целостности нашей игры, мы проводим многие матчи, многие отрезки заметно лучше, чем в прошлом сезоне.
Обходчики шли вдоль полотна по воде. В воде они меняли болты, ставили подкладки под рельсы, проверяли зазоры и т. Работа этих людей была невероятно трудна, требовала огромного физического напряжения», — вспоминал уже упомянутый нами начальник службы пути Октябрьской дороги Алексей Кананин. Ни по каким техническим условиям нельзя, чтобы колес поезда касалась вода. Но у нас другой дороги не было, выбора не было. Война диктовала свои условия. Поезда шли прямо по воде», — приводил телеканал «Мир» слова хранителя фондов мемориального музея «Дорога Победы» Людмилы Французовой. За год, который проработала Дорога Победы, ей было нанесено врагом более тысячи повреждений, были подбиты и сожжены полторы тысячи единиц подвижного состава. Но каждый раз повреждения устранялись, а машинисты вновь и вновь вели поезда с продовольствием и топливом в Ленинград, вывозя обратным рейсом эвакуируемых и военную продукцию ленинградских заводов. Фёдор Попов. Россия Поезд идёт по Дороге победы О том, как удавалось прорываться сквозь обстрелы, позже вспоминал паровозный машинист, Герой Социалистического Труда Василий Елисеев: «Мы научились маскироваться, обманывать врага, выходить победителями из труднейших положений. Отправляясь со станции Поляны в сторону Шлиссельбурга, мы знали, что до 30-го километра доедем спокойно: линия здесь тянулась среди высокого леса. Но на 30-м километре спасительный лес кончался и начиналась поросшая мелким кустарником поляна. Мы действовали так: следуя через лес, набирали высокую скорость, а по выходе на открытое место закрывали регулятор. За это время уголь в топке прожигался так, что не было дыма. Без дыма и пара паровоз шел до следующего километра, где начинался уклон, и состав мчался несколько километров по инерции. Затем приходилось открывать пар. Увидев его, фашисты сразу же открывали огонь. Снова приходилось сильно разгонять поезд, снова закрывать регулятор и какое-то расстояние следовать по инерции. Гитлеровцы, потеряв ориентир, прекращали огонь, пока снова не обнаруживали цель. А машинист без устали повторял свой маневр, играя со смертью». За годовой период работы Дороги Победы только из числа железнодорожников погибло, по неполным данным, 110 и ранено 175 человек. Сколько погибло военных железнодорожников, солдат и офицеров из подразделений ПВО и охранения, сопровождающих грузы, эвакуируемых мирных жителей — до сих пор точно не известно. В очерке «Непокоренный Ленинград», изданном в 1985 году, приводятся такие факты, дающие некоторое представление о масштабах потерь всего нескольких дней марта 1943 года. Восстановительные работы велись путем укладки обходного пути длиной 750 погонных метров. Они проводились под артобстрелом противника, в результате чего было убито 15 человек. На протяжении 350 м был разрушен железнодорожный путь. На восстановительных работах в результате артобстрела убито и ранено 18 человек». Всего же было зафиксировано не менее 1200 повреждений железной дороги. И каждый раз на их ликвидацию под огнем врага выходили ремонтные бригады. Специально созданные подразделения ПВО за год в районе железной дороги сбили 102 немецких самолета. А контрбатарейный огонь советских артиллеристов вынуждал фашистов расстаться с мыслью о том, чтобы полностью остановить железную дорогу в Ленинград.