В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Техника пустой стул в психологии | 7 способов закрыть гештальт. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. Рекомендуется использовать технику "пустого стула" неоднократно, несколько раз в неделю, чтобы установить контакт со страхом и постепенно обнаружить смысл, который он несет. Техника пустого стула направлена на то, чтобы стать инструментом, с помощью которого человек может выполнить серию ролей для проецирования и достижения катарсического эффекта.
Как простить и отпустить человека. Техника «Пустой стул»
В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Другой техникой является «пустой стул». Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. техника "Пустой стул" поможет решить эти вопросы. Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии.
Способ забыть человека со стулом
Психологическая интервенция | это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. |
Техника «пустого стула»: как простить близких | Применение техники "пустой стул" впервые было осуществлено м в его книге "Гештальттерапия"(Perls, Hefferline,Goodman,1951). |
Теория и практика гештальт терапии. Техника пустого стула. | Эксперимент «пустой стул» – это встреча «лицом к лицу» на стульях двух конфликтующих частей личности (полярностей) или клиента и другого человека (других людей). |
«Пустой стул» в гештальте | Техника пустого стула – это известный и эффективный метод, используемый в психологической практике для работы с клиентом. |
5 гештальт-техник для личностного роста | Как закрыть гештальт и почему это важно, какие существуют техники гештальттерапии, последствия незавершенных гештальтов в отношениях — в материале Forbes Life. |
Что такое гештальт и зачем его закрывать
Мальчик при разговоре не присутствовал. Я попросила ее вообразить, что сын сидит около нее на стуле, и рассказать ему то, что она рассказывала мне. Она посмотрела на стул, начала мягко и спокойно что-то говорить, а потом заплакала. Когда она высказала мальчику, как бы сидящему на этом пустом стуле, всё, что ее так волнует, выразила все свои неприязненные чувства, наши занятия стали гораздо более продуктивными, чем это было тогда, когда я позволяла ей использовать меня в качестве объекта для своих излияний. Иногда на таком пустом стуле можно поместить какую-то составляющую личности или какой-то предмет, символизирующий эту составляющую.
В групповой терапии клиент также работает с пустым стулом, но уже самостоятельно, в присутствии других участников, которые могут выступать в роли свидетелей или группы поддержки, которая помогает и подбадривает.
Для того, чтобы использовать этот прием, нужно выполнить важные шаги по следующей инструкции: Выбрать тему. Это может быть любая тема, которая вызывает у вас интерес, волнение, затруднение, конфликт. Например, можно выбрать тему самооценки, прощения, отношения к родителям, выбора профессии, страха смерти, отношения к партнеру или друзьям и т. Выбрать собеседника. Это может быть любая часть личности, любой человек или понятие, с которым вы хотите поговорить.
Например, можно выбрать свое критическое «Я», своего отца, будущего себя, свою совесть и т. Расположить стулья. Расположите два стула так, чтобы они стояли напротив друг друга на небольшом расстоянии. Один — ваш, другой — собеседника. Вы должны четко представить, что на пустом месте сидит ваш оппонент, и обратиться к нему по имени или по роли.
Начать диалог. Начните диалог вслух, высказывая свои чувства, эмоции, претензии, причины ваших поступков. В этот момент говорите от первого лица, в настоящем времени. Будьте искренними, открытыми, честными, когда высказываетесь. Вообразите оппонента.
Смотрите на пустой стул, как будто смотрите на собеседника, и обращайтесь к нему на «ты» или на «вы», в зависимости от степени близости. Сменить стулья. После того, как закончите свою речь, смените стулья и займите место собеседника. Вы должны вжиться в роль другой стороны и ответить на то, что он сказал. Говорите от первого лица, в настоящем времени.
Продолжить диалог. Продолжайте отвечать, меняя роли, пока не почувствуете, что достигли желаемого результата. Слушайте, задавайте вопросы и отвечайте на них, высказывайте свои претензии, спорьте и соглашайтесь, уточняйте и углубляйте, просите и давайте, извиняйтесь и прощайте, благодарите, помогайте и принимайте. Воображайте, ярко представляйте оппонента. Стремитесь к отпусканию обиды и страха, пониманию и примирению.
Не мешайте себе. Использование упражнения «Пустого стула» часто дает разные результаты в зависимости от темы, собеседника, задачи и продолжительности диалога. Например: Освобождение от негативных эмоций, гнева, вины, стыда, страха, грусти, обиды, ревности, психологических конфликтов и проблем. Вы сможете выделить и выразить свои эмоции, дать им выход, пережить и отпустить их. Повышение самооценки, самоуважения, самолюбия, доверия к себе.
Вы сможете увидеть свои достоинства, способности, ценности, достижения, признаете свою уникальность, целостность, полную ответственность. Разрешение внутренних конфликтов, противоречий, проблем, дилемм. Вы сможете установить диалог между разными частями своей личности, найдете компромисс, согласие, баланс. Вы сможете разобраться и интегрировать свои противоположности, полярности, амбивалентности, конфликты. Улучшение отношений с другими людьми, партнером, друзьями, реальными или воображаемыми объектами.
Вы разберетесь в отношениях, выскажете претензии, пожелания, ожидания. Вы сможете принять другого таким, какой он есть, простите ему, извинитесь перед ним, поблагодарите его или попрощаетесь с ним. Вы справитесь с тревогой, освободитесь от негатива и плохих переживаний. Принятие решений, выработка стратегий поведения, достижение целей. Вы разберетесь в своих мотивах, ресурсах, препятствиях, сформулируете план, шаги, критерии, сроки.
Техника «Пустого стула» не всегда проходит легко. Это глубокая работа над собой. Поэтому при ее использовании вы иногда можете столкнуться с разными сложностями, например: Сопротивление. Возможно, вы не захотите делать упражнение «Пустого стула», потому что боитесь, стесняетесь, сомневаетесь, отрицаете, избегаете. Вы не хотите открываться, слушать, меняться, рисковать, контактировать с той частью своей личности или с тем человеком, с которым должны поговорить.
Возможно, вы разобрались, что нужно сказать, как сказать, как ответить. Вы можете застрять на одном стуле, на одной роли, на одной эмоции например, обиде , на одном конфликте, на одной проблеме. Возможно, у вас в этот момент нет доступа к вашим чувствам, мыслям, воспоминаниям, фантазиям. Возможно, вы не идентифицируете себя с той частью вашей личности или с тем человеком, с которым вы говорите. Вы говорите от третьего лица, в прошедшем времени, в косвенной форме, обобщенно, абстрактно, рационально.
Говорите не о себе, а о других, о ситуации в теории. В этих случаях помогает использование следующих простых методов: Дыхание, релаксация, движение. Это важно, чтобы расслабиться, снять психологическое напряжение, выразить себя. Начните дышать глубоко, медленно, ритмично. Нужно расслабить мышцы, суставы.
Выделите себе достаточно времени на эту практику. Подключите фантазию, творчество, игру, чтобы сделать технику «Пустого стула» более интересной, увлекательной и полезной. Поддержка психотерапевта или группы. Если вы хотите узнать о ней больше, мы приглашаем вас на наше гештальт-обучение. Это специальная программа, которая предлагает теоретические и практические знания, и возможность получить личный опыт, обратную связь, супервизию и сертификацию за короткое время.
Курс проводится опытными и квалифицированными преподавателями со стажем работы более 8 лет. Источник Разговор со стулом: эффективная техника для выражения чувств и принятия решения Речь идет, конечно, не о предмете мебели: мы мысленно усаживаем необходимого человека на стул или кресло и начинаем с ним разговор. В каких ситуациях эта техника будет полезна? И что она нам может дать? Вы тяжело переживаете ссору с кем-то из близких?
Не можете понять чье-то поведение? Не решаетесь сообщить о своем решении? В подобных ситуациях бывает полезно поставить себя на место другого человека. На сеансах психотерапии для этого часто используют технику пустого стула, когда клиент ведет диалог от своего лица и от лица партнера, смотрит на происходящее его глазами, а психолог помогает проанализировать полученный опыт. Психотерапевт Илсе Санд в книге «Исцеляющие беседы» объясняет, как можно использовать эту технику наедине с самим собой, без участия специалиста.
Озвучить внутренний спор и понять, что происходит, намного проще, чем прокручивать все в голове. Когда я не могу прийти к согласию с собой и сделать выбор, я тоже «рассаживаю» себя на два стула: на одном — та Илсе, которая хочет чаще выступать с лекциями, на другом — та, которая распорядилась бы своим временем иначе. Порой стульев бывает даже не два, а несколько — чтобы учесть все нюансы Я обращаюсь к этой технике и тогда, когда нужно выразить чувства к кому-то другому: представляю себе этого человека напротив — и говорю ему все, что хочу.
К тому же это зачастую помогает проработать какой-то другой незавершенный образ, значимый для данного человека. Во время такой процедуры поза выполняющего ее человека становится спокойной и расслабленной; иногда я замечаю, что человек начинает глубже дышать. Техника пустого стула помогает вернуть прошлое, какие-то неразрешенные ситуации в настоящее, сфокусироваться на значимых переживаниях. Однажды мать ребенка начала рассказывать мне высоким раздраженным голосом, как ее пятнадцатилетний сын выводит ее из себя.
Мальчик при разговоре не присутствовал.
Ситуации, в которых мы не преуспели, преследуют нас и лишают энергии. И, если пример с водой и стаканом забудется через пару часов, есть ситуации которые отравляют жизнь многие годы. Обиды на родителей Обиды — самый распространенный вариант незакрытого гештальта. Особенно если дело касается детской обиды на родителей. Дети не могут выразить гнев, упреки и претензии в отношении взрослых. Они накапливаются в подсознании и формируют три основных типа сценариев: 1.
Во взрослой жизни человек выбирает партнера, похожего на родителей, чтобы высказать ему все претензии своего детства. Но это не приносит удовлетворения, поскольку выяснять отношения приходится не с настоящими мамой и папой, а с их «заместителями». Человек подсознательно ищет для себя «идеального родителя», которого так не хватало в детстве. Например, девушка, выросшая без отца или с отцом-абьюзером, видит «заменителя» отца в мужчине, который рядом. Она превращается рядом с ним в маленькую капризную девочку, которая требует заботы и внимания, изводит ревностью и обижается, если не получает желаемого. Выросший ребенок собственным примером пытается показать, как быть хорошим родителем. Он строит «идеал» семьи и требует от окружающих соответствия благополучной картинке.
Если в чем-то пазл не складывается, это вызывает гнев и фрустрацию. Чтобы заставить экс-партнера пожалеть о сделанном, они демонстрируют в соцсетях счастливую жизнь свободного человека или выкладывают фото с новыми пассиями. Но чаще всего — ищут похожего по характеру и типу темперамента нового партнера, чтобы дать себе «еще один шанс». Даже если расставание произошло из-за несовпадения взглядов и приоритетов. В качестве антисценария возможен отказ от серьезных отношений или подсознательный страх, который заставляет вечно оставаться на стадии конфетно-букетного периода.
5 гештальт-техник для личностного роста
Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. Основные приемы работы и техники гештальт-терапии — осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама, техника «горячий стул» или «пустой стул». В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Данная техника заключается в том, что перед пациентом ставится пустой стул, и он должен представить, что на нем кто-то сидит, в том числе и он сам. Техника пустого стула является мощным инструментом в психологической практике, который может быть применен в различных ситуациях.
«Пустой стул» в гештальте
В групповой терапии клиент также работает с пустым стулом, но уже самостоятельно, в присутствии других участников, которые могут выступать в роли свидетелей или группы поддержки, которая помогает и подбадривает. Для того, чтобы использовать этот прием, нужно выполнить важные шаги по следующей инструкции: Выбрать тему. Это может быть любая тема, которая вызывает у вас интерес, волнение, затруднение, конфликт. Например, можно выбрать тему самооценки, прощения, отношения к родителям, выбора профессии, страха смерти, отношения к партнеру или друзьям и т. Выбрать собеседника. Это может быть любая часть личности, любой человек или понятие, с которым вы хотите поговорить. Например, можно выбрать свое критическое «Я», своего отца, будущего себя, свою совесть и т.
Расположить стулья. Расположите два стула так, чтобы они стояли напротив друг друга на небольшом расстоянии. Один — ваш, другой — собеседника. Вы должны четко представить, что на пустом месте сидит ваш оппонент, и обратиться к нему по имени или по роли. Начать диалог. Начните диалог вслух, высказывая свои чувства, эмоции, претензии, причины ваших поступков.
В этот момент говорите от первого лица, в настоящем времени. Будьте искренними, открытыми, честными, когда высказываетесь. Вообразите оппонента. Смотрите на пустой стул, как будто смотрите на собеседника, и обращайтесь к нему на «ты» или на «вы», в зависимости от степени близости. Сменить стулья. После того, как закончите свою речь, смените стулья и займите место собеседника.
Вы должны вжиться в роль другой стороны и ответить на то, что он сказал. Говорите от первого лица, в настоящем времени. Продолжить диалог. Продолжайте отвечать, меняя роли, пока не почувствуете, что достигли желаемого результата. Слушайте, задавайте вопросы и отвечайте на них, высказывайте свои претензии, спорьте и соглашайтесь, уточняйте и углубляйте, просите и давайте, извиняйтесь и прощайте, благодарите, помогайте и принимайте. Воображайте, ярко представляйте оппонента.
Стремитесь к отпусканию обиды и страха, пониманию и примирению. Не мешайте себе. Каких результатов можно ожидать?
Такая практика позволяет высвободить скопившиеся эмоции, разрешить внутренние конфликты, завершить незаконченные отношения. История возникновения Впервые идея диалога с воображаемым собеседником пришла в голову Фрицу Перлзу, когда он работал в театре. Он заметил, что актеры вживаются в роли, разговаривая с пустыми стульями на сцене.
Это помогало им глубже прочувствовать образ. Перлз решил применить похожий прием в психотерапии - предложил клиентам представлять на стуле напротив того, с кем хотели бы поговорить. Так появилась техника пустой стул. Основатель гештальт-терапии Фриц Перлз активно использовал пустой стул в гештальт терапии на своих сеансах. Он считал, что это отличный способ вывести клиента из зоны комфорта, разбудить скрытые эмоциональные пласты. Беседа с воображаемым собеседником запускает мощные внутренние процессы, которые могут стать прорывом на пути личностного роста.
Фриц Перлз широко применял и другие нестандартные для того времени методы: крик, медитацию, даже использование психоделиков. Но среди них техника "пустого стула" выделялась особо. С ее помощью удавалось раскрывать глубинные внутренние конфликты, которые мешали клиенту полноценно жить. Яркий пример - история пожилой женщины, которая в детстве подверглась насилию от отчима, но загнала эти воспоминания на подсознательный уровень. Беседа с "пустым стулом", изображающим этого человека, позволила вытащить травму наружу. Женщина смогла выплеснуть гнев и отчаяние, после чего почувствовала глубокое облегчение и освобождение от прошлого.
Как проходит работа с техникой Сеанс с использованием "пустого стула" может проходить как индивидуально, так и в группе. Участникам предлагают сесть в круг, один стул остается свободным.
Однако, в некоторых случаях она может быть полезным инструментом для саморазвития и самоанализа. Здесь вы найдете информацию о множестве тем, связанных с человеческим психологическим состоянием: отношения между полами, взаимоотношения с детьми, взаимодействие в обществе, фобии и мании, стрессы и депрессии, саморазвитие и многое другое. В многочисленных статьях и обзорах авторы освещают как теоретические аспекты психологии, так и практические советы по решению конкретных проблем. Одним из основных направлений на сайте psyholic. Здесь вы найдете множество статей о том, как понимать и поддерживать партнера, как решать возникающие конфликты и как создавать гармоничные отношения.
Эти материалы будут полезны как для тех, кто находится в поиске своей половинки, так и для тех, кто уже находится в отношениях. Отдельное внимание уделяется вопросам воспитания детей. Авторы сайта делятся советами по воспитанию, рассматривают психологические особенности разного возраста и помогают родителям лучше понимать своих детей. Также на сайте вы найдете материалы о том, как справляться с различными проблемами в общении со школьником и подростком. Помимо этого psyholic. Здесь вы найдете много полезных советов по развитию коммуникативных навыков, по умению распознавать ложь и манипуляции в общении, а также по налаживанию здоровых отношений с окружающими. Сайт psyholic.
В статьях авторы разбирают причины возникновения и способы преодоления таких состояний. Также на сайте можно найти информацию о том, как бороться со стрессом и депрессией, как поддерживать свое психологическое равновесие в сложных жизненных ситуациях. Здесь вы найдете статьи о том, как развивать личные качества, как ставить перед собой цели и добиваться их, как научиться управлять своим временем и эмоциями. Здесь вы найдете ответы на множество вопросов, связанных с внутренним миром человека, и получите ценные советы по решению психологических проблем. Погружаясь в материалы сайта, вы сможете лучше понимать себя и окружающих, находить решения сложных ситуаций и развиваться как личность. Примеры успешного применения техники пустого стула Разрешение конфликтов внутренних голосов: Клиент может использовать пустой стул для представления каждого из конфликтующих голосов внутри себя. Это позволяет клиенту изучить и попытаться разрешить противоречия и конфликты между разными частями его личности.
Изучение взаимоотношений: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить воображаемого собеседника и спросить у него вопросы или высказать свои неудовлетворения. Это позволяет клиенту более глубоко понять свои отношения и найти способы улучшить их. Тренировка навыков коммуникации: Клиент может сыграть роль и самого себя и роль другого человека, используя пустой стул. Это помогает клиенту тренировать и улучшать свои навыки общения, выражения своих мыслей и эмоций. Исследование тревожных ситуаций: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить ситуацию, вызывающую тревогу, и попытаться найти способы ее преодоления. Это помогает клиенту разработать стратегии справляться с тревожными ситуациями и разрешать свои страхи. Работа с травматическими событиями: Клиент может использовать пустой стул, чтобы представить себя в момент травматического события и рассказать его историю.
Это позволяет клиенту восстановить связь с прошлыми эмоциями, осознать их и начать процесс исцеления. Это лишь некоторые примеры того, как техника пустого стула может быть применена в психологической практике.
Преподаватель на правом стуле, обращаясь к противоположной части. Какая из тебя эрудитка? Что ты вообще можешь? Говорить все умеют!
Посмотри на себя! У тебя ничего не получается! Потом задаете себе вопрос: «Кто так говорит в вашей реальной жизни? Лишь освободив себя от того, что тянет вас вниз, вы сможете взлететь, вдохнуть полной грудью и у вас все обязательно получится! Edit Report content on this page Report Page.
Техника «Пустой стул» Ф. Перлза в психологии и её особенности
По мнению основателей гештальтпсихологии, гештальтом считается любой целостный образ, составленный из разных частей. И мы «закрываем» его каждый раз, когда, например, узнаем того, кого давно знаем, даже не видя его лица. Или понимаем, что несколько стоящих друг за другом людей образуют очередь. Впоследствии гештальтпсихология развития не получила, хотя ее идеи до сих пор используются в других направлениях психологии, а принципы применяются в дизайне и искусстве. А вот понятие незакрытого гештальта пришло из другого направления — гештальттерапии. Оно появилось в середине 20 века и почти не связано с гештальтпсихологией.
Гештальттерапия — это именно практический подход: она не изучает, как устроена психика, а предлагает техники для работы с эмоциями пациента и улучшения его состояния. Но все же идея целостности нашла в ней отражение: один из ее принципов — холистический, то есть целостный подход, согласно которому невозможно рассматривать происходящие в психике процессы отдельно от личности человека и внешних обстоятельств.
Важный этап в проведении эксперимента — это его окончание. В этот момент сессии терапевт и клиент завершают эксперимент и переходят к диалогу. Часто терапевту кажется, что клиент "как-то сам" выйдет из эксперимента, когда тот постепенно затухнет и потеряет энергию. Часто даже можно наблюдать ситуации, когда терапевт забывает о том, что по своей инициативе предложил клиенту начал эксперимент, и разговаривает с одной из ролей в композиции, как с целостным человеком.
Иногда терапевту кажется, что можно, устанавливая контакт и отношения, надеяться, что эффект сохранился после завершения эксперимента. Это не очень разумный подход. Так же как незамысловатое предложение человеку "побыть с этим". Обычная форма завершения эксперимента — это свободное обсуждение терапевтом и клиентом результатов эксперимента. Я чаще всего спрашиваю клиента прямо о том, "как он оценивает результаты эксперимента, что ему показалось интересным". Такой принцип "обсуждение на равных" дает место для ЭГО функции клиента.
Мне представляется, что есть несколько причин, по которым терапевт затрудняется четко обозначить момент завершения эксперимента и возврата к диалоговым отношениям, к прямой встрече с клиентом. Чаще всего это контрперенос. Например, терапевту может понравиться состояние эмоций и чувства клиента во время эксперимента, и он по доброте будет надеяться, что состояние клиента теперь изменится и надо его закрепить, чтобы клиент его "не потерял! Или терапевт отвлекся и просто забыл момент, с которого начал эксперимент. Кстати, я рекомендую терапевтам до начала эксперимента ориентировочно спланировать его композицию, и в том числе предположительную композицию завершения, выхода из эксперимента. Хотя потом, в ходе настройки эксперимента, терапевт будет импровизировать.
И обязательно после эксперимента всегда стоит свободно и на равных обсудить результаты, и тем самым перейти к диалогу! Заметим, что вопрос неопределенного типа "что это для тебя было? В таких случаях иногда клиенты испытывают тревогу и даже просят терапевта сделать интерпретацию. Зато вопрос терапевта к клиенту типа: "Сейчас эксперимент закончен. Как вы относитесь к эксперименту, что для вас показалось интересным и полезным? Почему терапевты иногда боятся эксперимента и предпочитают разговоры?
Вот несколько ответов на вопрос «почему терапевт может избегать эксперимента? В целом, эксперимент — это риск не только для клиента, но и для терапевта. Он может быть предсказуем по форме, по композиции ролей или фигур, но просто должен быть, обязан быть непредсказуемым по содержанию!!! Иначе зачем же он нужен? Эксперимент по определению содержит новизну. Поэтому так обидно бывает, что многие терапевты в качестве эксперимента предлагают подобие дидактических заданий или композиций, намекающих на успешное разрешение ситуаций!
Отказ клиента от эксперимента или срыв эксперимента Неудачный или слишком сложный для клиента эксперимент скорее вреден, чем полезен, не смотря на энергию чувства. Важно, чтобы клиент сохранял позицию осознанности и свободы во время выполнения экспериментов. Если осознанность нарушена, эксперимент надо просто завершать! Отказ от эксперимента — это просто повод к свободному диалогу с клиентом о его мотивах, хорошее начало более прямого контакта. И нет необходимости настаивать на доведении эксперимента до конца. В дополнение обсудим способы проведения эксперимента в сессии и позицию терапевта.
Эксперимент обычно предлагает терапевт по своей инициативе. Бессмысленно спрашивать клиента, "хочет ли он" провести эксперимент. Тем не менее требуется всегда получить согласие на проведение эксперимента, иначе это будет просто насилие. Само по себе предложение эксперимента со стороны терапевта — это форма конфронтации с прерыванием контакта, который демонстрирует клиент. Поэтому терапевт должен предлагать эксперимент однозначно, четко обозначать место, форму, время начало и место завершения эксперимента, чтобы потом перейти к его обсуждению. Мотивы клиента и тактики терапевта.
Как избежать ошибки при постановке эксперимента Возможный мотив клиента для участия в эксперименте: терапевт может пробудить активное любопытство клиента к проведению эксперимента, в котором клиент столкнется с отвергаемым процессом. Не путать с тем, что клиент обращает внимание на свои жесты и объясняет функции этих жестов. Задача в том, чтобы обратить внимание субъекта к своим собственным тайнам. При этом мы помним, что терапевт делает предложение эксперимента вполне директивно, поэтому клиент выполняет именно распоряжение терапевта, сделанное в повелительной форме. Пример работы: ситуация в сессии. Клиент затрудняется говорить свободно, испытывает скованность и напряжение.
Терапевт не имеет возможности прямо обсудить чувства клиента и обращает внимание на его руку. Терапевт: "Я предлагаю тебе поговорить от имени руки". Клиент: "Я рука... Я напряжена, я опасаюсь сделать лишнее движение... Например, терапевт может забыть, что остановка чувства имеет причины. Например, стыд.
И предложение просто развернуть эти чувства является рискованным действием для клиента. Ведь, если посмотреть на ситуацию реально, в действительности сессии, для клиента до начала эксперимента не было достаточно места или энергии для того, чтобы разместить эти чувства в пространстве отношений клиента и терапевта в прямой форме. Поэтому предметом договора между терапевтом и клиентом будет сам интерес к "скрытым чувствам", правда проведения эксперимента, среди которых будет неожиданность для клиента обращения со стороны терапевта, и условия для того, как будут приняты эти пока неизвестные чувства. Терапевт может спросить: "Как ты думаешь, что я могу сделать, и что ты можешь сделать, чтобы эти чувства, которые будут найдены, могли найти себе подходящую форму и место? Но нас будет интересовать только ЭГО функция. Именно к ЭГО функции будет обращаться терапевт, обсуждая с клиентом эксперимент.
Нарушения в этом случае — это обращение со стороны терапевта к клиенту типа "будет ли ему интересно поговорить от имени руки? Если вдуматься, то это "оксюморон". Человек вряд ли может хотеть в смысле нужды говорить от имени части своего тела. Рука своим жестом уже удовлетворила эту нужду. Зато, как мы обсуждали раньше, человек может заинтересоваться тем, чтобы сделать эксперимент, мотивированный собственным интересом к собственным своим тайнам, чему-то, что находится вне зоны контакта. Заинтересоваться чем-то в себе, что ему в настоящее время не доступно.
Функция эксперимента во время начала консультации Эксперимент уместен не только в рамках долгосрочной терапии, но и в ходе краткосрочной консультации. Эксперимент предлагает терапевт, и это парадоксальное действие помогает перейти клиенту от долгого обыденного и привычного для клиента разговора к действию. Такой эксперимент имеет диагностическую и обучающую демонстрационную функцию, поэтому он не должен быть очень глубоким и серьезным. Его задача — фокусировка внимания, возбуждение энергии. Эксперимент создает насыщение фигур эмоциональной энергией, обостряет композицию конфликта, если конфликт имеется, выявляет незавершенные действия. В то же время он должен быть достаточно поверхностным, чтобы не испугать и не "перегрузить" клиента.
Провокативный диагностический эксперимент в начальной фазе сессии создает позитивный эмоциональный настрой у клиента и далее дает возможность раскрыть эмоции. Клиент понимает, что это его собственный опыт, а не рассказ о том, что могло бы быть. Эксперименты предлагает терапевт, ориентируясь на состояние клиента и на сообщенный им материал. Эксперимент в начале сессии, однако, может быть предложен клиенту, если он легко выходит на контакт с терапевтом и сам находится в фазе контактирования динамично выражает чувства, обозначает противоречие мнений или конфликт, демонстрирует прерывания по типу ретрофлексии или проекции. По содержанию в этом эксперименте мы присоединяемся к актуальности клиента и усиливаем те тенденции, которые уже выделены клиентом. Не стоит на этапе начала сессии делать эксперименты, которые конфронтируют с убеждениями клиента или требуют серьезной компетентности.
По сути, мы собираем в композиции эксперимента те элементы, которые уже были представлены клиентом к моменту начала эксперимента. Благодаря игровой и экспрессивной форме, которая предлагается экспериментом, элементы фона становятся более активными, и начинает формироваться фигура. Клиенту, благодаря такой организации фона, легче фокусировать внимание и легче обрабатывать такой упрощенный материал.
Вот как это сделать: Я так устаю, у меня нет сил. Ты снова забираешь мою силу, занимаешь слишком много места в моей жизни. Скажи мне, что с тобой не так? Я себя не люблю. И мне не нравится жизнь, в которой я живу. Хорошо, вместо того, чтобы жаловаться, скажи мне, что бы ты сделал, чтобы почувствовать себя лучше? Я несу ответственность Одна из лучших гештальт-техник — игра «взять на себя ответственность». Это выглядит просто, но требует больших усилий. Его цель — помочь нам лучше понять, что происходит внутри нас. Чтобы понять это, примите его, а затем поощряйте более активное поведение, используя эти изменения. Например: «У меня болит голова и болит живот. Я знаю, что слишком много думаю о вещах, и что я в стрессе. Я отвечаю за это и принимаю, что должен что-то менять. Я отвечаю за то, чтобы говорить честно, без страха, уважать себя и других». Практикуйте континуум сознания В гештальт-терапии доктор должен работать над «как» из переживаний человека, а не с «почему». Они хотят понять, как пациент сталкивается с проблемами и как с ними живет, их чувствует и усваивает. Для этого, мы должны выделить место, чтобы определить его эмоции и текущие ощущения. Мы получаем эту информацию, говоря такие вещи, как «скажите мне, что вы чувствуете», «скажите мне, где вы это чувствуете», «объясните мне, что вы можете видеть прямо сейчас».
Вспомогательному лицу предлагается сыграть специальную роль, которая дублирует роль протагониста. Вспомогательное лицо исполняет эту роль одновременно с протагонистом и пытается стать его «психологическим двойником»: быть его внутренним голосом, сознанием, выражать его чувства, вскрывать тайные мысли и суждения, помогая выражать их полно и открыто. Роль дублера весьма сложна и требует тщательного анализа. Для достижения успеха дублер должен добиться ощущения психологического тождества с протагонистом. Для начала он должен научиться имитировать его физические особенности. Если протагонист стоит, дублер встает тоже, если сидит, перебирает пальцами, пожимает плечами, смеется, дублер в точности повторяет эти действия. Целью такого повторения является, во-первых, помочь дублеру освободиться от своих индивидуальных свойств и как можно глубже погрузиться в роль протагониста, во-вторых, направить внимание дублера на физические проявления в надежде на то, что это поможет определить ключи, касающиеся психологического состояния протагониста. Протагонист в дальнейшем обращает внимание не на физическое копирование дублера, а на другие аспекты его деятельности. Имитация физической стороны является первым шагом, который ведет к достижению психологического единства. Далее дублер должен убедиться в том, что его вербальные формулировки соответствуют мыслям, восприятию и чувствам протагониста. Протагониста, в свою очередь, надо научить говорить со своим двойником таким образом, как будто это внутренний разговор. Когда они обмениваются словами, протагонист должен подтвердить свое согласие с тем, как дублер его изображает, или отвергнуть его. Чем более прочна обратная связь, тем скорее дублеру удастся установить единство. Далее дублер может углубляться в развитие роли. Он должен читать между строк все то, что недоговаривает протагонист. Иногда дублеру надо выразить чувство или мысль, которая, как ему кажется, скрывается протагонистом. Протагонист может соглашаться или не соглашаться с дублером. В последнем случае дублер может стать на сторону протагониста и отвергнуть свое предыдущее утверждение, придерживаться своего мнения вопреки протесту протагониста, попробовать углубиться в источник несогласия протагониста. Роль дублера нацелена на побуждение протагониста к открытому выражению своих проблем и к прямому соприкосновению с ними. Часто дублеры не достигают успеха, потому что стараются занять позицию объективного наблюдателя, а не вовлеченного участника. Такие дублеры часто с готовностью предлагают свою интерпретацию поведения протагониста и постоянно проводят мини-интервью в своей роли, задают много вопросов. Лучшее дублирование осуществляется посредством утверждений, а не вопросов, повторяющих высказывания протагониста и их интерпретирования. Пытаясь выдать скрытые мысли протагониста, двойник обогащает его выступление. Он может быть нейтральным, ироничным, двойником-оппозиционером. Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник исполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивая его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения. Важно, чтобы двойник во всех случаях выражал чувства протагониста, а не свои собственные. Техника множественного дублирования, которая часто используется в работе, является продолжением техники дублирования, подчиняется тем же требованиям и принципам, что и техника дублирования, за одним исключением. Исключением является то, что роль дублера поделена между несколькими вспомогательными лицами. Каждое вспомогательное лицо изображает один аспект поведения протагониста, одну сторону его конфликта, одну черту личности, что позволяет разобраться с каждым проявлением в отдельности. При введении техники дублирования терапевт должен инструктировать протагониста и будущего дублера по отдельности. Протагонисту: «Как и у всех нас, у тебя иногда бывают противоречивые мысли и чувства. Иногда ты ощущаешь, что в тебе происходит внутренний спор. Я хочу, чтобы у тебя был дублер. Этот человек попытается стать тобой и представлять внутренний аспект твоей личности.
Комментарии
- Техника пустого стула
- Научиться прощать: техника «Пустой стул»
- Техника "Пустой стул" Ф. Перлза: особенности и применение в психологии
- Научиться прощать: техника «Пустой стул»
- Пустой Стул - значение символики
- Виды гештальт-техник | Психологический центр Равновесие
Психодрама
Перлза основана на принципе внимательного присутствия и экспрессивного самовыражения. Для проведения сеанса необходимы следующие условия: Комфортная и спокойная обстановка, которая создает атмосферу безопасности и доверия. Пустой стул, который представляет абстрактную фигуру или человека, с которым пациент взаимодействует.
Психологи утверждают, что мозг стремится к формированию целостной картины — гештальта. Их интересовало, как мы умудряемся адекватно воспринимать этот казалось бы хаотичный, переполненный разными стимулами и непредсказуемый мир. Итогом их работы стало новое направление — гештальтпсихология. По-русски это звучит скорее как «целостность». Мы воспринимаем, скажем, мелодию именно как мелодию, а не как набор отдельных звуков.
Этот принцип — его называют холизмом — центральный для гештальтпсихологии. Как писал Курт Коффка, создаваемое нашим восприятием целое — принципиально иное, чем сумма его частей. Не просто больше, а качественно другое. Из всей массы сигналов наше восприятие выделяет некий образ, а остальное становится его фоном. Наверняка вам встречалась «Ваза Рубина» — классический пример обращающихся фигур. Ваза Рубина — классическое изображение обращающихся фигур, используемое в гештальтпсихологии В ней можно увидеть либо вазу, либо два профиля, но не то и другое одновременно. Фигура и фон вступают в отношения друг с другом и порождают новое свойство.
Гештальт — это целостный образ, который мы «выхватываем» из всего окружающего пространства. Принципы гештальта Подобие: объекты одного размера, цвета, формы, очертаний воспринимаются вместе. Близость: мы группируем объекты, находящиеся близко друг к другу. Замкнутость: мы стараемся завершить рисунок так, чтобы он приобретал полную форму Смежность: объектам достаточно быть близко во времени или пространстве, чтобы мы воспринимали их как цельный образ. Принципы гештальта хорошо работают, к примеру, в дизайне. Когда веб-страница или приложение неважно сверстаны — подобраны не те шрифты, объекты не выровнены или неверно сгруппированы — у вас будет ощущение, что что-то здесь не так, даже если вы не профессиональный дизайнер. Например, как в этом абзаце.
Гештальт-психология и дизайн Как закрыть гештальт? Целостным может быть восприятие не только треугольников или кнопок на экране, но и жизненных ситуаций. Сложные поведенческие реакции тоже работают по законам гештальта. На этом построена гештальт-терапия, которую важно не путать с гештальтпсихологией. Чаще всего о гештальте говорят в контексте того, закрыт он или не закрыт. Так вот, здесь речь именно о терапевтическом подходе. Основатель гештальт-терапии Фредерик Пёрлз расширил идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до миропонимания.
Холистична вся наша психика — она саморегулируется и стремится к целостности. В каждый отдельный момент какая-то наша потребность выходит на передний план и становится фигурой на фоне. Когда потребность удовлетворена, когда ситуация доведена до логического завершения, гештальт закрывается. Дальше ее сменяет другая потребность, и так на протяжении всей жизни. Эта механика работает на всех уровнях одновременно — от естественных нужд до глобальных планов на жизнь. Голод, жажду или поход в туалет долго откладывать не получится, и потребность придется удовлетворить.
Кроме того, «Пустой стул» традиционно используется для проработки вечного конфликта «собаки сверху» интроекта и «собаки снизу» сопротивления интроекту. На один стул сажают «собаку сверху», на другой — «собаку снизу». Опираясь на поддержку терапевта, робкая «собака снизу» учится подавать голос и сопротивляться агрессивной «собаке сверху». Помните, в начале терапии, и если клиент никогда не сталкивался с терапевтическим экспериментом, важно подробно объяснить, что к чему, и заинтересовать клиента. С каким бы клиентом вы не имели дело, прежде чем приступать, например, к ролевой игре, где клиенту предстоит разговаривать с другим человеком, постарайтесь заставить клиента обратиться к своей фантазии. Пример Терапевт: «Представьте, что в комнате ваш муж. Где он стоит или сидит? Как далеко от вас? Лучше посадить его в дальний угол комнаты — с газетой, за которой он прячется. Тогда клиент, который его боится, может чувствовать себя спокойнее. Это может пролить свет на отношение клиента к этому человеку. Что вы чувствуете? Что приходит в голову? Что он говорит вам, и что вы хотите сказать ему? Например, клиент может сказать: «Он меня ругает» или «Я не могу на него смотреть». На этой стадии вам, возможно, необходимо будет запросить у клиента обратную связь и уменьшить риск: «Вам бы хотелось найти безопасный способ общения с мужем? Вы готовы рискнуть и попросить его замолчать? Например, в ситуации с клиентом-новичком терапевт может действовать так: Терапевт. Представьте, что ваш муж здесь. Что бы вы ему сказали? Что сыта по горло его критикой. А если терапевт чувствует, что клиент выдержит повышение риска, он может продолжить. Тогда представьте, что ваш муж здесь, в этой комнате. Скажете ему об этом? Ну… да. Не совсем понимаю вас. Иногда есть смысл проговаривать такие вещи прямо здесь, в кабинете. Если бы он сейчас был в этой комнате, где бы он находился? Сразу могу сказать — он сидит за письменным столом. Но стол должен быть гораздо больше. И кресло мужа должно быть выше моего. Представьте его за столом. Как он выглядит и т. Что вы хотите ему сказать? За кого ты меня принимаешь?! Скажите ему, кто вы такая, Беверли. Я… Я — Беверли. Я — Беверли! Я не твоя… [Беверли замолкает и поворачивается к терапевту] Я хотела сказать ему, что я не его маленькая девочка. Я только что поняла. Знаете, кого он мне напоминает? В нашем примере техника «Пустой стул» была использована для того, чтобы помочь Беверли осознать, как она видит в чрезмерно авторитарном мужа своего отчима. Более высокий риск — попросить клиента сказать человеку на «пустом стуле» о своих сокровенных чувствах и желаниях. Предостережения при проведении техники «пустого стула» Терапевт, решивший, что по ходу сессии будет уместным использовать технику «пустого стула», всегда оказывается перед непростым выбором: что будет лучше в данной ситуации для клиента—диалог с собой или работа на границе контакта с терапевтом? Клиенту, который в реальной жизни не испытывает трудностей в общении с людьми, вероятно, стоит попробовать прислушаться к себе — при поддержке терапевта. Когда клиент рассказывает о какой-то проблемной для него ситуации или о человеке, с которым не может найти общий язык, в поле появляется большое количество энергии, которую совершенно естественно направить на диалог с этим человеком или с каким-то качеством самого клиента. Однако есть клиенты, которые идут на контакт с большим трудом. Они очень изолированы и отчуждены от социума. Тогда именно контакт должен стать главной целью терапии, потому что для такого клиента диалог с собой — очередной способ прерывания контакта с реальным человеком, то есть терапевтом.
Чтобы разорвать возникший порочный круг психотерапевт рекомендовал молодому врачу следующее: каждый раз, когда тот начинает потеть, намеренно стараться продемонстрировать окружающим, насколько хорошо он умеет это делать. Теперь как только он встречал кого-нибудь, кто вызывал у него предваряющую тревогу потоотделения, то говорил себе: «Раньше я потел только на кварту, а теперь напотею по меньшей мере на десять кварт! Франкл утверждает, что парадоксальная интенция также может применяться при нарушения сна: «Страх бессонницы порождает экстенсивное стремление заснуть, которое в свою очередь делает пациента неспособным заснуть. Чтобы преодолеть этот специфический страх, я обычно советую пациенту не стремиться заснуть, но, наоборот, стараться как можно дольше бодрствовать. Иными словами, усиленное стремление заснуть, порождаемая боязнью не заснуть, должна быть заменена парадоксальной интенцией — стремлением не заснуть, вскоре за которым должен последовать сон». По утверждениям автора метода, в конце концов симптом должен атрофироваться. Виктор Франкл настаивает на том, что возникший порочный круг разрывается не невротической сосредоточенностью на собственной личности жалость к себе, презрение и т. Парадоксальная интенция эффективна при лечении обсессивных, компульсивных и фобических состояний, особенно в случаях, которые связаны с антиципированной тревогой. Кроме того, это быстродействующий терапевтический метод; при этом быстрая терапия обязательно даёт не только временный терапевтический эффект. Гутейл, — состоит в том, что устойчивость результатов считается соответствующей длительности терапии». Франкл приводит пример пациента, у которого терапевтический эффект сохранился через двадцать лет после применения парадоксальной интенции. Так, у малых народностей нередки анекдоты, отражающие высокие их достижения, особые личностные качества их представителей. Так, среди советских людей были широко распространены смешные истории, показывающие необычное превосходство советской техники, советских людей над буржуазной техникой, над людьми капиталистических стран. Интерпретационные утверждения консультанта помогают установить причинные связи между поведением и переживаниями. Содержание рассказа и переживаний клиента трансформируется в контексте разъяснительной системы, используемой консультантом. Интерпретирование должно проводиться с учетом стадии консультативного процесса. Эта техника малопригодна в начале консультирования, когда предполагается достижение доверительных отношений с клиентами, но позднее она весьма полезна для раскрытия психодинамики проблем. Эффективность интерпретирования в значительной мере зависит от его глубины и времени проведения.
Техники гештальт-терапии: эксперимент (пустой стул).
Техника «Пустой стул» Ф Перлза является одним из важнейших инструментов гештальт-терапии, которая широко применяется в психологии и психотерапии. Техника пустого стула превращает сеанс психотерапии в опытную встречу пациента. это одна из многих интерактивных техник, используемых для вовлечения чувств, мыслей и поведения клиента. Техника «Пустой стул» состоит в том, что клиенту предлагается на пустой стул перед собой посадить воображаемого собеседника. одна из возможных техник, которые часто используются для преодоления такого рода переживаний, основанных на прошлом опыте.