Новости разница нацизм и фашизм

Первым отличием нацизма от фашизма можно считать элементы псевдонаучного антисемитизма и расизма. отличий немецкого нацизма и итальянского фашизма. Немецкий национал-социализм же, который некоторые исследователи называют разновидностью фашизма, при немалом сходстве отличался от итальянского фашизма прежде всего расовым подходом.

Разница и отличия между фашизмом и нацизмом

Определение и происхождение фашизма Фашизм — это политическая идеология, которая возникла после Первой мировой войны в Италии, а чуть позднее распространилась в Германии. Она выражала взгляды наиболее реакционных слоев общества, мечтавших о реванше за поражение в войне и стремившихся к быстрому преодолению ее разрушительных последствий. В современной политологии под фашизмом также понимают совокупность политико-идеологических течений крайне правого толка, проповедующие национализм , расизм, шовинизм , ксенофобию и другие подобные взгляды. Как утверждает Википедия, фашизм своими корнями восходит к понятию fascio союз , которое легло в основу названия организации основателя мирового фашизма Бенито Муссолини Fascio di combattimento.

Еще в более раннем значении оно употреблялось в Древнем Риме как fascis прутья , которые носили в виде пучков почетные стражники римских магистров. Впервые массовое сборище фашистов было организовано в Милане в марте 1919 года по инициативе тогда еще журналиста и будущего дуче Б. Многие люди страдали от неопределенности последствий войны, тяжело переживали социально-экономический и политический кризис.

Фашизм попытался дать ориентир надежды отчаявшимся массам, выдвинув требования о социальной справедливости и защиты частной собственности. В своей книге «Доктрина фашизма» Муссолини заявлял, что если XIX век был периодом индивидуально-ориентированной модели поведения, то XX веку суждено стать эрой коллективизма и тотального господства сильного государства. Выступая с идеей твердого порядка, дуче организовал в 1922 году марш на Рим «чернорубашечников», после чего итальянский король поручил ему сформировать правительство.

Это ознаменовало фактический приход к власти крайне правых легальным путем. Немецкий фашизм Зародившись в Италии, фашизм достиг своего апогея в Германии.

Зародившийся в Италии в годы правления Бенито Муссолини фашизм от итал. Власть при этом сосредоточена в руках харизматичного лидера, а государство ставит себя превыше всего.

В первой половине XX века фашизм был модной формой политического устройства, как сейчас демократия. Они достаточно свободно получали народную любовь и приходили к власти. Где-то путём прямого избирательного права, а где-то через военный переворот или революцию. Для каждого такого режима характерны свои особенности. Нацизм является главной отличительной особенностью германского фашизма, которая переросла в отдельную страшную идеологию, подразумевающую господство одной нации над другой. Особенности нацистской идеологии Помимо упомянутых выше признаков фашизма в список добавляется: Провозглашение нации исключительной среди прочих Ущемление в правах людей другой национальности Жестокие репрессии вплоть до массовых расстрелов Этнические чистки Национальные погромы Чем отличается фашизм от нацизма? Резюмируя, можно сделать вывод, что фашизм и нацизм, которые многие склонны путать, являются совершенно разными идеологиями.

По их мнению, история может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Важно понимать, что необходимый задел для этого создаётся государством. И дело здесь не только в том, что лишь оно обладает соответствующими ресурсами и является основным бенефициаром. Обеспечение духовного здоровья общества есть одна из главных задач государства, его обязательная функция, предназначение. Гитлер, Б. Муссолини, С. Бандера, Р. Шухевич, И. В немалой степени это объясняется тем, что в XXI веке семена фашизма дали новые опасные всходы. В целом ряде государств, в том числе и на постсоветском пространстве, заметно возросло влияние политических сил, в открытой или латентной форме связанных с фашистской идеологией и практикой. При этом, фашизм, умело маскируясь под знамёнами толерантности, либерализма, демократии, обретает сегодня своё второе дыхание и вновь становится глобальной угрозой. События Украинского кризиса подтверждают это со всей ясностью. Демонстративный отказ Запада от принципа равной безопасности в ущерб России; его постоянная военно-политическая и экономическая экспансия; попытки пересмотра истории и итогов Второй мировой войны; русофобия, активно разжигаемая США и их сателлитами; массовые нацистские практики бандеровцев и их пособников; разжигание и стимулирование западными государствами конфликта на Украине — всё это звенья одной цепи. Генеральная Ассамблея ООН 120-ю голосами приняла внесённую Россией резолюцию «Борьба с героизацией нацизма, неонацизмом и другими видами практики, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». В документе, соавторами которого выступило ещё 16 государств, осуждаются «случаи осквернения или разрушения памятников, воздвигнутых в честь тех, кто боролся против нацизма в годы Второй мировой войны, а также незаконной эксгумации или переноса их останков»; выражается обеспокоенность по поводу «героизации в любой форме нацистского движения и неонацизма»; содержится призыв «разработать и осуществлять национальные планы действий по ликвидации расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости». Казалось бы, что из этого может вызвать возражения со стороны «демократических сил»? Однако, 50 государств выступили против. Кузьмин по этому поводу справедливо заметил: «Выступившие против резолюции государства, в первую очередь Германия, Япония, Италия, проявили откровенное кощунство в отношении памяти жертв германского нацизма, итальянского фашизма и японского милитаризма» и особо подчеркнул: «Голосуя против, вы думаете вы тем самым осудили СВО России на Украине? На самом деле вы показали свою истинную сущность и господствующие воззрения в правящих элитах» [5]. Однако они сделали прямо противоположное. Они предали своих предков, которые должны восстать из могил, чтобы покарать своих детей и внуков за это зло», — заявил в связи с итогами голосования в ООН американский политолог С. По его мнению, США и их союзники тем самым говорят: «Мы за нацизм, мы его поддерживаем, мы поощряем его, мы спонсируем его, мы забираем деньги из могил своих предков и отдаем их нацистам и Украине» [12]. Исследование генезиса фашизма, изучение механизмов его влияния на массы, выяснение взаимосвязей с нацизмом и тоталитаризмом — по-прежнему остаются важнейшими научными задачами. А тот факт, что это жизненно необходимо сделать, не вызывает никаких сомнений. Не заглядывая далеко вглубь веков, отметим, что даже учение Чарльза Дарвина о естественном отборе и философия сверхчеловека Фридриха Ницше, весьма вольно толкуемые и ловко препарированные идеологами фашизма, были использованы ими в качестве интеллектуальной базы своего «учения». В советских энциклопедических изданиях фашизм характеризовался как политическое течение и режим, основанные на крайнем национализме и насилии [21, с. В документе Российской академии наук [1], подготовленном по указанию Президента Российской Федерации в 1995 г. И здесь сразу следует отметить существующую разницу трактовок понятия «национализм». Если на Западе этот термин широко используется почти в том же самом значении, что и патриотизм, то в отечественной культуре понятия «национализм» и «патриотизм» имеют принципиально разное содержание и различную оценочную окраску. Понятно, что данное обстоятельство необходимо учитывать в том числе в контексте проведения специальной военной операции Вооружённых Сил Российской Федерации спецоперация, СВО на Украине и заявленного стремления к её денацификации. Патриотизм многонационального российского народа, как осознанное социальное чувство любви к Родине и поведенческий принцип, традиционно сочетается с уважением интересов, культуры и патриотических чувств народов других стран, а национализм, особенно в его крайних, радикальных формах — шовинизма, фашизма, нацизма осуждается как идеология и практика, противопоставляющие друг другу народы и государства, сеющие вражду и служащие агрессивной политике 2. Эти негативные черты присущи, например, радикальному украинскому национализму — в своей основе не столько идеалистическому, сколько расчётливому и своекорыстному. Мы отнюдь не исключаем наличия искренних патриотических мотивов у отдельных членов украинских националистических организаций, но не они определяли реальную политическую линию. Например, лидеры организации украинских националистов ОУН в начале 1930-х годов декларировали своей главной целью — создание «самостiйного» украинского государства. Но, поняв, что эти вожделения недостижимы, поскольку не получили поддержки Третьего рейха, ограничили свои желания статусом украинской колонии Германии, в надежде выслужить для себя у будущих хозяев роль подручных. Запад купил Украину вместе с продавцами. Ради борьбы против России и её уничтожения… 3 В наше время многие отечественные учёные и публицисты справедливо трактуют фашизм как явление не только прошлого, но и настоящего. В числе примеров тому — две коллективные работы, вышедшие в последние годы: «Современный фашизм: новые облики и проявления» [3] и «Современный фашизм» [17]. Их отличают яркий публицистический стиль изложения и оригинальность выводов. Незаурядной попыткой исследования фашизма во всём его многообразии стал сборник «Фашизм, неофашизм и их преступная практика» [20], вышедший в свет в 2021 году. Его основу составили материалы одноимённой Всероссийской научно-теоретической конференции, прошедшей в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Жуковского и Ю. Гагарина» Воронеж. Появление сборника работ специалистов по проблематике фашизма, на наш взгляд, стало заметным событием современной российской историографии. Подробнее с его содержанием можно ознакомиться на страницах «Военно-исторического журнала» [2]. В западной историографии при определении фашизма выраженный акцент традиционно делается на его тоталитарную природу 4 , что имея под собой определённые основания, вольно или невольно способствует упрощению, примитивизации как термина, так и самого явления, поскольку «приглушает» значение специфических характеристик фашизма. Есть в этой практике и определённый спекулятивный момент: избыточное внимание к недемократической составляющей фашизма даёт возможность на том же основании «пристегивать» к нему иные авторитарные тоталитарные политические режимы, даже включая антиподов. Вместе с тем, для лучших образцов современной зарубежной историографии, как и для историографии отечественной, характерно разделение всей совокупности признаков фашизма на две группы: отличительных именно для фашизма, и черт, присущих всем разновидностям тоталитаризма. К первой группе относятся: расизм, в своих практических проявлениях доходящий до геноцида других народов; диктатура «национальной элиты» во главе с вождём; создание военизированной партии с жёсткой дисциплиной; определение внутренних и внешних «врагов нации»; абсолютная идеологическая монополия; идея построения тоталитарного государства на основе принципа корпоративности; имперская идея, экспансионизм, глобализм; особый политический стиль лексика; специальные приветствия, символика, униформа и др. Группа признаков, характерных не только для фашизма, но и для других видов тоталитаризма включает: культ вождя; отрицание демократии, подавление оппозиции, репрессивная политика; политическая и социальная демагогия; милитаризация экономики и общественной жизни и др. Надо сказать, что хотя эта классификация далеко не безупречна и содержит в себе определённые пересечения, она, тем не менее, позволяет составить достаточно полное и объёмное представление о феномене фашизма. Тем не менее, постоянно появляются всё новые его определения и трактовки, причём в большинстве случаев, они носят весьма общий и размытый в смысловом отношении характер. Если опираться на них, то к фашизму можно отнести едва ли не всё, что не отвечает либеральным представлениям о демократии 5. В последние годы на Западе оформилась тенденция к проведению смысловой демаркации между фашизмом и нацизмом. Предпринимаются такие попытки и в нашей стране. В общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что фашизм является де всего лишь одной из многочисленных форм национализма. Утверждается, что он далеко не столь опасен, как нацизм, с неизбежностью порождающий расизм, геноцид и войну 6. Сегодня даже нередки заявления о большем различии, нежели сходстве между фашизмом и нацизмом. При этом авторы подобных воззрений апеллируют как к генезису этих явлений, так и к соответствующей практике конкретных фашистских режимов [22]. Проблема соотношения понятий «фашизм» и «нацизм» действительно существует. Никто не спорит: это не синонимы. Но и тесную связь между ними отрицать нельзя. Феномен фашизма вовсе не предполагает полного единообразия его проявлений. Итальянская, немецкая, испанская, венгерская, румынская, польская, японская и иные версии фашизма несомненно имеют как общие, так и особенные черты. При этом итальянский фашизм, германский нацизм, испанский фалангизм и т. Об этом, например, говорил Муссолини в 1937 г. Подход предполагающий, что между фашизмом и нацизмом существуют различия принципиального характера, в лучшем случае ошибочен, в худшем —своекорыстен. Цель подобных «интеллектуальных» конструкций состоит в том, чтобы, отделив фашизм от нацизма, добиться его частичной реабилитации. Фашизм — это родовое понятие, а итальянский, немецкий, португальский, украинский и другие виды фашизма — его частные случаи, разновидности. Очевидно также, что термин «фашизм», начиная уже с 30-х годов ХХ в. Узкая трактовка неразрывно связана с итальянским фашизмом, ассоциирующимся прежде всего с именем Бенито Муссолини.

Фашизм и нацизм: в чем разница?

Характерным для фашизма является антикоммунизм, уничтожение демократических свобод, культ насилия, шовинизм и расизм, агрессия; с момента своего возникновения фашизм выступал как ударная сила международной реакции». У фашизма и нацизма направление схожее, однако есть и отличительные черты. Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях. Фашизм, 1) праворадикальное политическое движение тоталитарного типа в Италии в 1919–1945 гг. Б. Муссолини в 1919 г. начал объединять бывших.

Что такое нацизм и фашизм.

Они первые — съехавшись со всего мира, — вступили в вооруженную схватку с фашизмом в Испании. В тесной связи с политикой единого рабочего фронта была обоснована политика Народного фронта, имевшая целью создание широкого объединения антифашистских сил либо в форме боевого массового движения, либо в лице демократических режимов. Наконец, программа создания широкого фронта мира заключалась в объединении всех миролюбивых сил, включая СССР, ряд буржуазно-демократических государств, все антифашистские и антивоенные движения. Конгресс пересмотрел прежнюю негативную оценку роли пацифистов.

Исторической заслугой антивоенного коммунистического движения стал вывод о возможности предотвращения войны. Положение о возможности предотвращения мировой войны отражало объективно существовавшие тенденции общественного развития. Поллит, характеризуя положение в пацифистском движении, подчеркивал, что внутри его «неясности по вопросу о путях и методах борьбы за мир.

Все желают мира. Военный насильственный отпор агрессии отвергался рядом влиятельных пацифистских организаций Интернационал противников войны, Международное братство примирения , большинством религиозно-пацифистских организаций как метод, несовместимый с главным ненасильственным принципом пацифистской доктрины. Одновременно во второй половине 30-х годов выявилась другая тенденция: тысячи пацифистов активно выступили против фашизма и политики войны, осудили «невмешательство».

В главном позиции коммунистов и пацифистов совпадали, так как основная цель — предотвращение войны, защита цивилизации от фашизма, будучи ценностью общечеловеческого значения, была единой. Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций. Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г.

Мы должны спасти его! В нем участвовали 4900 делегатов и 950 гостей, включавших коммунистов, социалистов, либералов, консерваторов. Были представлены пацифистские организации различных направлений, в том числе из тех стран, которым угрожала фашистская агрессия, делегаты из полуколониальных и колониальных стран, представители 15 национальных профсоюзных центров, 12 социалистических партий.

Этот форум принял важные и позитивные решения. Вместе с тем их слабостью было то, что не указывались конкретные поджигатели войны, еще нечетко была выражена связь с антифашистской борьбой. Сесиль и П.

Фашизм и расизм По вопросам взаимоотношения фашизма и расизма в науке существуют разные мнения. Сторонники одной точки зрения полагают, что идея биологического расизма была прерогативой нацистского режима, тогда как в фашизме упор делается на нацию, а не расу. Последователи этой теории в целом склонны выделять нацизм как особый исторический феномен, не считая его одной из разновидностей фашизма [64] [65] [66]. Так, по мнению американского историка Джона Лукача, между немецким национал-социализмом и итальянским фашизмом существовало больше различий, чем сходства [67].

Согласно другой точке зрения, представленной прежде всего Роджером Гриффином и его школой «нового консенсуса», биологический расизм органично вплетается в теорию и особенно практику фашизма, основанную на идее необходимости революционного «возрождения» и «очищения» нации или расы палингенезиса. Сторонники этой точки зрения, в частности, полагают, что «классический» итальянский фашизм имел более расистский характер, чем было принято признавать в историографии до конца 1980-х годов. Тем не менее, и эти учёные считают биологический расизм лишь одной хоть и весьма распространённой из возможных исторически обусловленных разновидностей такого непременного признака фашизма, как ультранационализм, и не считают идею расы неотъемлемым компонентом фашистской идеологии [68] [69]. Место в политическом спектре Основная статья: Фашизм в политическом спектре Большинство учёных помещает фашизм в крайнюю правую часть политического спектра [70].

Это направление исследований акцентируется на социальном консерватизме фашизма и его авторитарных средствах противодействия эгалитаризму [71] [72]. Родерик Штакельберг относит фашизм — включая нацизм , который, по его словам, является «радикальным вариантом фашизма» — к правым идеологиям, объясняя: «Чем в большей степени человек считает абсолютное равенство между всеми людьми желательным условием, тем левее он будет в идеологическом спектре. Чем в большей степени человек считает неравенство неизбежным или даже желательным, тем правее он будет» [73]. Большинство учёных идентифицирует национал-социализм нацизм как форму ультраправой идеологии и политики, фашизма [74] [51] [75] [76] и крайнюю форму политического этнического национализма [77] в рамках немецкого националистического движения фёлькише [76] или находившийся под сильным влиянием последнего [78].

Крайне правая идеология в нацизме включают идею, что существуют люди « высшей расы », которые имеют право доминировать над другими людьми и очищать общество от предполагаемых «низших элементов» [75]. Эта тема была основана на противостоянии материализму , рационализму , позитивизму , буржуазному обществу и демократии. Данная интеллектуальная школа считала человека частью более крупной общности и осуждала рационалистический индивидуализм либеральной общественности и распад социальных связей в буржуазном обществе. Социальный дарвинизм , который получил широкое признание к тому времени, не делал различия между физической и общественной жизнью и рассматривал существование человека как непрекращающуюся борьбу за выживание.

Акцент социального дарвинизма на идентичность биогруппы и роль органических отношений в обществе способствовали легитимности и привлекательности национализма [80]. Новые теории социальной и политической психологии также отвергали понятие рационального поведения человека и утверждали, что влияние эмоций в политических вопросах гораздо больше, чем влияние разума. Гаэтано Моска в своей работе «Правящий класс» 1896 разработал теорию, которая утверждает, что во всех обществах «организованное меньшинство» будет доминировать и властвовать над «неорганизованным большинством» [81]. Моска утверждал, что есть только два класса в обществе: «управляющих» организованного меньшинства и «управляемых» неорганизованное большинство.

Он также утверждал, что организованный характер организованного меньшинства делает его привлекательным для любого человека в неорганизованном большинстве [82]. Шарль Моррас Французский националист и реакционный монархист Шарль Моррас также оказал влияние на развитие фашизма. Он пропагандировал интегральный национализм, призывающий к органическому единству нации. Моррас утверждал, что могущественный монарх является идеальным лидером нации.

Моррас не доверял «демократической мистификации народной воли», которая, по его словам, привела к созданию безличного коллективного субъекта. Он утверждал, что могущественный монарх — это персонифицированный властитель, который может использовать свой авторитет для объединения людей внутри страны. Интегральный национализм Морраса был идеализирован фашистами и изменён в модернизированную революционную форму, лишённую монархизма [83]. Французский революционный синдикалист Жорж Сорель в своих работах выступал за легитимность политического насилия и пропагандировал радикальные меры для достижения революции и свержения капитализма и буржуазии через всеобщую забастовку.

В своей самой известной работе «Размышления о насилии» 1908 , Сорель подчёркивал необходимость новой политической религии [84]. В своей работе «Иллюзии прогресса» Сорель осудил демократию за реакционный характер, написав, что «нет ничего более аристократичного, чем демократия» [84]. К 1909 году после провала синдикалистской всеобщей забастовки во Франции Сорель и его сторонники покинули левых радикалов и примкнули к правым радикалам, где они пытались объединить воинствующим католицизм и французский патриотизм со своими политическими взглядами, поддерживая антиреспубликанских христианских патриотов как идеальных революционеров. Первоначально Сорель официально являлся ревизионистом марксизма , а в 1910 году он объявил о своём отказе от социализма , используя афоризм Бенедетто Кроче , что «социализм умер» из-за «разложения марксизма» [85].

Поэтому поток различных антивоенных политических движений и общественных организаций выявлял центростремительную тенденцию «накопления единства» в целях предотвращения войны. Однако, хотя миролюбивая общественность и понимала, что представляет собой растущая военная угроза, антивоенные силы оставались раздробленными. Идейно-политические различия в главных направлениях антивоенного движения — коммунистическом, социалистическом, пацифистском, религиозном — были значительны. Они сказывались в политическом выборе, в степени реализма оценки международных конфликтов, в различной мере осознания общечеловеческого характера фашистской угрозы, в отношении к насильственным вооруженным методам предотвращения войны. Разобщенность антивоенного движения, и в первую очередь его левого крыла, в значительной мере определялась расколом пролетарских антивоенных сил, расхождениями между Коммунистическим и Рабочим социалистическим интернационалами. Горбачева, «забили тревогу по поводу опасности фашизма, первыми поднялись на борьбу против него...

Они первые — съехавшись со всего мира, — вступили в вооруженную схватку с фашизмом в Испании. В тесной связи с политикой единого рабочего фронта была обоснована политика Народного фронта, имевшая целью создание широкого объединения антифашистских сил либо в форме боевого массового движения, либо в лице демократических режимов. Наконец, программа создания широкого фронта мира заключалась в объединении всех миролюбивых сил, включая СССР, ряд буржуазно-демократических государств, все антифашистские и антивоенные движения. Конгресс пересмотрел прежнюю негативную оценку роли пацифистов. Исторической заслугой антивоенного коммунистического движения стал вывод о возможности предотвращения войны. Положение о возможности предотвращения мировой войны отражало объективно существовавшие тенденции общественного развития.

Поллит, характеризуя положение в пацифистском движении, подчеркивал, что внутри его «неясности по вопросу о путях и методах борьбы за мир. Все желают мира. Военный насильственный отпор агрессии отвергался рядом влиятельных пацифистских организаций Интернационал противников войны, Международное братство примирения , большинством религиозно-пацифистских организаций как метод, несовместимый с главным ненасильственным принципом пацифистской доктрины. Одновременно во второй половине 30-х годов выявилась другая тенденция: тысячи пацифистов активно выступили против фашизма и политики войны, осудили «невмешательство». В главном позиции коммунистов и пацифистов совпадали, так как основная цель — предотвращение войны, защита цивилизации от фашизма, будучи ценностью общечеловеческого значения, была единой. Поэтому идеи [176] о широком фронте мира получили распространение и в пацифистских кругах, способствуя усилению демократических и антифашистских тенденций.

Брюссельский конгресс 3—6 сентября 1936 г.

Свастика Формирование фашизма и нацизма Фашизм на мировой исторической арене появился несколько раньше, нежели нацизм. На первых этапах существования это была лишь теоретическая концепция. Национал-социализм, напротив, формировался как практика преломлений фашистских идей в климате такой страны, как Германия времен зарождения Третьего Рейха. Адепты обоих идеологий — и фашизма, и нацизма — признавали наиглавнейшей на свете вещью государство, его интересы и нужды. Права человека, его личные качества и интересы в такой атмосфере постепенно нивелировались, теряя актуальность и остроту.

Человек и народ Обе идеологии знамениты своим наплевательским отношением к человеку. И для фашистов, и для нацистов отдельно взятый гражданин — ни что иное, как расходный материал. Если понадобится, пушечное мясо. Несмотря на такую схожесть во мнениях, оценки роли наций в истории у проповедников рассматриваемых политических систем в значительной мере отличны. В нацистской доктрине четко прописывается неоспоримое превосходство одной нации над другими. Все народы, кроме носителя означенной идеологии, считаются второсортными, недоразвитыми, «грязными».

Фашистская картина мира, напротив, не отрицает возможность межгосударственного сотрудничества. С любыми странами, со всеми народами. Что еще объединяет два рассматриваемых идеологических течения?

Разница между фашизмом и нацизмом - кратко

Фашистскому режиму, как показала мировая история, характерна отмена всех прав и свобод человека, неограниченные полномочия правящей политической верхушки и репрессии в отношении инакомыслящих. Нацизм, или национал-социализм — это идеология и форма общественного устройства, сочетающая в себе такие элементы, как фашизм, антисемитизм, расизм, тоталитаризм и крайняя степень национализма. Главным примером нацизма в истории является Третий рейх 24 марта 1933 — 23 мая 1945 , в котором главным идеологом был Адольф Гитлер. Если отбросить все сложные политические, военные и социальные явления, которые характерны для нацизма и фашизма, то объяснить разницу между этими понятиями можно следующим образом. Идеология фашизма предполагала, что государством должны править особые лучшие люди, которыми фашисты в разных странах самих себя и считали. Это приводит к появлению диктатуры и других негативных для государства и общества последствий.

Идеология же нацизма продвинулась намного дальше: нацисты считали, что не только государством должны править особые люди, но и всем миром должны повелевать особые нации.

Мы не интернационалисты. Наш социализм национален. Мы требуем исполнения государством справедливых требований трудящихся классов на основе расовой солидарности. Для нас раса и государство — это единое целое, — приводит The Guardian цитату из интервью Гитлера 1923 года. Что такое фашизм и при чем здесь Италия Слово «фашизм» происходит от итальянского fascio — союз, пучок, связка, объединение.

Первые фашистские движения возникли в Италии во время Первой мировой войны, а затем распространились на другие европейские страны. Устанавливается тоталитаризм с сильным диктатором во главе. Итальянский ученый, философ Умберто Эко, чье детство пришлось на годы расцвета фашизма в Италии, в своем эссе «Вечный фашизм» выделил 14 признаков, характерных для фашизма: Культ традиции. Культ «действия ради действия», недоверие интеллектуальному. Неприятие скептицизма и плюрализма: сомнение в режиме считается предательством.

Братья, но не близнецы Муссолини не отрицал значения расового вопроса и желал, чтобы итальянцы не смешивались с населением колоний , но первостепенным этот вопрос не считал. Он хотел выковать из расслабленных итальянцев «новую расу духа» — политическую нацию, определяемую культурой и стремлением к экспансии. То есть генетический код, по Муссолини, не содержит в себе приговора — из «ленивых итальяшек», как сам называл свой народ дуче, можно вылепить что-то пристойное. Гитлер же думал строго наоборот — именно раса, то есть генетический набор, и определяет человека. Надо просто собрать в одном месте представителей превосходящей конкурентов арийской расы, исключить влияние на них «хитрых евреев с их умением разрушать изнутри», и она завоюет себе место под солнцем. А самого себя считал простым исполнителем этой неизбежности, продиктованной биологией. Именно такой подход и был основным отличием фашистов от нацистов: «раса духа» Муссолини против «арийской расы» Гитлера — культура и политика против набора генов. Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.

Гений 75643 16 лет назад АндНик. Нацизм не путать с национализмом - крайняя степень выраженности превозношения своей нации над другими, заключающаяся не только в внутреннем понимании, а и во внешней экспансии, насилии над другими. Примером является Гитлер, который рассуждал об исключительности арийской расы, сам будучи на часть евреем и в силу "зова крови" позаимствовавший свою философия из Талмуда, в котором идея превосходства иудеев над другими "гоями" выражена наиболее полно.. Фашизм - философское учение о единстве нации, народа, семьи, о взаимной поддержке и сотрудничестве под Божьим Омофором. Впоследствии этот термин был "позаимствован" Гитлером и извращен, наполнившись совершенно иным, ядоносным содержанием. Говоря об этих словах, надо разделить Истину от наносной лжи, что непросто и не всем под силу... Многие идеи и символы были в истории искажены и перелицованы.

Отличается ли фашизм от нацизма или это одно и то же?

Ответы : в чем отличие "фашизма" и "нацизма" ? Между фашизмом и национал-социализмом (нацизмом) как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия.
Вы точно человек? II — фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти.
Чем отличается фашизм от нацизма При этом современный нацизм отличается тем, что мерять черепа и доказывать расовое происхождение больше не нужно.
В чем разница между «неонацизмом» и «классическим нацизмом»? Разница между фашизмом и нацизмом (национал-социализмом) Большинство, даже довольно образованных людей, чаще всего не знают, что есть разница, и довольно большая, между фашизмом Муссолини и национал-социализмом Гитлера.
Чем отличается фашизм от нацизма? II — фашизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти.

Фашизм, нацизм, коммунизм — разница в понятиях

Государство мыслилось как промежуточный этап, который необходим на первых порах для строительства такого общества. Здесь заметно некоторое сходство с идеями Маркса и Ленина, которые тоже считали государство переходной формой на пути строительства другого общества коммунизма. Для фашистов характерен корпоративный подход в решении национального вопроса. Фашисты хотят путём сотрудничества наций и классов достичь своей конечной цели абсолютного государства. Национал-социализм, в лице Гитлера и других его деятелей, решает национальную проблему через расовый подход, путём подчинения «недочеловеков» одной высшей расе и обеспечения ее господства над остальными. Сказанное выше подтверждается высказываниями лидеров этих движений: Б. Муссолини: «Фашизм - концепция историческая, в которой человек рассматривается исключительно, как активный участник духовного процесса в семейной и социальной группе, в нации и в истории, где сотрудничают все нации». Гитлер: «Я никогда не соглашусь, чтобы другие народы были равноправными с немецким, наша задача - поработить иные народы».

Главным в идеологии национал-социализма является раса. При этом в гитлеровской Германии под расой понимался вполне конкретный тип людей, принимались законы, обеспечивающие чистоту и сохранение арийской расы, проводились конкретные мероприятия по выведению определенного физиологического типа. А это уже не частности, это принципиальные идеологические разногласия. Муссолини вообще не использует понятия «раса», он оперирует только понятием «нация». Гитлер же утверждал, что понятие «нация» - это устаревшее, «пустое» понятие: «Понятие нации стало пустым.

Фашизм, это движение масс, которое подчиняется как древние люди, в до государственные времена своему вождю.

Фашистские движения по идее и структуре просты и примитивны, это как раз то что нужно массе. Поэтому она охотно идёт за вождями какими бы они не были и за понятными лозунгами. Массы по Гассету , не хотят особенно думать и анализировать. Это проявило себя не только в фашизме но и нацизме и коммунизме. Не только в Италии, но и в Германии, России, преступные по сути своей режимы и их вожаки Гитлер, Сталин , без особых усилий приходили к власти. Понятие нацизм, который правильнее назвать национал-социализм, с 1933 года, стал официальной идей Германии.

Нацизм, похож и производен от фашизма, ему так же свойственен шовинизм, и расизм особенно против евреев. Национал-социализм пытался построить государство абсолютно нового типа: чисто национальное, очищенное от иных, низших рас. Где преобладали бы только германцы арийцы. В этом конечно состоит основное отличие нацизма от фашизма который перед собой такую цель не ставит.

Основной общества при фашизме является коллективизм, направленный на усиление и развитие государства. Как выразился однажды главный идеолог фашизма, итальянский диктатор Бенито Муссолини — «Всё в государстве, ничего против государства и ничего вне государства». Целью нацистов является создание расово чистого «тысячелетнего рейха». Среди основных идей национал-социализма, сформулированных Гитлером — расизм, милитаризм и антикоммунизм.

Фашизм зачастую ошибочно отождествляют с расизмом, однако расизм гораздо более развит именно в национал-социалистической идеологии, проще говоря, нацизме, где главенствующую роль занимает не государство, как у фашистов, а нация. Именно такое описание наиболее кратко и понятно. Но несмотря на это, фашизм и нацизм продолжают отождествлять. Примеры тому - свастика и фасция. Свастика как символ — является главным элементом нацистской идеологии, и, вопреки расхожему мнению, к фашизму никакого отношения не имеет. Понравилась статья? Поделитесь ей.

Поэтому неонацизм - это новый виток нацизма. Его возрождение в новом фюрере, который под видом объединения собственной нации под одной общей идеей нападает на другие народы с целью их истребления или порабощения.

Что такое нацизм и чем он отличается от национализма

В этом отношении различие между фашизмом и нацизмом было как раз минимальным, из-за чего оба режима были справедливо отнесены к проявлениям тоталитаризма в двадцатом веке. В чем разница между фашизмом и нацизмом? Резюмируя, можно сделать вывод, что фашизм и нацизм, которые многие склонны путать, являются совершенно разными идеологиями.

Фашизм. Нацизм. Национализм. В чем отличие Отличие фашизма от нацизма, и нацизма от национализма

В этом смысле на их руку играют негативные социально-экономические последствия очередных и внеочередных пандемий, финансово-экономических кризисов, участившихся в последнее время и порой имеющих рукотворный характер; нехватки продовольствия и энергоресурсов, высокой инфляции, массовых миграций населения и прочих сопутствующих явлений войны коллективного Запада против России. Надо помнить и о том, что сегодня во многих западных странах «общество уже не обладает должной сопротивляемостью, антифашистская прививка перестала действовать, а молчаливое большинство относится ко всему этому равнодушно. Если ситуация будет развиваться в том же направлении, можно ждать дальнейших сюрпризов в виде героизации фашистских порядков и фашистских иерархов, полного уничтожения антифашистского консенсуса» [20, c. Фашизм, с его селективным отношением к человеку, отличается не только предельной жестокостью и высокой агрессивностью, но и особой порочной притягательностью. Корни его тёмной силы лежат в обращении к худшей, но весьма живучей стороне человеческой натуры: к эгоизму, насилию, неприязни и ненависти к «не своим», желанию иметь преимущества за счёт слабых.

Необходимую питательную среду для распространения фашистских нацистских идей создаёт масштабный социально-экономический кризис, а точнее — производные от него резкое падение уровня жизни миллионов людей и девальвация морали. Именно так было в Италии и в Германии в 1920—1930 гг. Это обстоятельство давно подмечено очень многими отечественными и зарубежными учёными зафиксировавшими, что «фашизм как исторический феномен… был обусловлен последовавшим после Первой мировой войны острейшим социально-экономическим кризисом и «великой депрессией» 1929—1933 гг. Характерно, что глубокий, системный социально-экономический кризис стал важным условием и для фашизации Украины, взрывного роста среди населения этой бывшей советской республики крайних форм национализма, причём, прежде всего, в его бандеровско-нацистской версии.

Ещё одним весьма важным фактором, оказывающим влияние на потенциал и статус фашистской идеологии, традиционно считается позиция Церкви. Изменили свою позицию под влиянием нацистской пропаганды и многие немецкие христиане… это… привело к заключению 20 июля 1933 г. Бровко [20, c. Антифашистские взгляды отдельных церковных деятелей, также как и представителей их паствы, не меняли общей картины — Церковь, как влиятельнейший социальный институт, заняла по отношению к фашизму и нацизму, как минимум, позицию благожелательного нейтралитета.

Религиозный церковный фактор остаётся значимым и сегодня. Не случайно его столь активно использовали и используют в современной Украине для разжигания ненависти к России, русским и РПЦ. Огромную роль в достижении консенсуса фашизма и народных масс играет уровень обучения и воспитания последних, и прежде всего, молодёжи. При этом, акцент делается не на разум, а на «базовые инстинкты» и сильные негативные чувства, прежде всего — на ненависть к чужим, другим, непохожим.

И действительно, как утверждал Жак Лакан, французский психоаналитик, философ и психиатр, «ненависть, как и сама любовь, — безграничное поприще» [18]. Оставалось привить, точнее развить, «правильные» инстинкты у германского народа. Осуществлять данную метаморфозу следовало, прежде всего, через систему образования. Потому-то в числе первых шагов фашистской власти в Германии значились массовые чистки учителей и преподавателей.

Третьему Рейху нужны были не подлинные личности, а дивиды — люди с фрагментарными представлениями о действительности. Такими проще манипулировать, навязывая им свою волю, в том числе звериную ненависть к выдуманным врагам-«недочеловекам», как внутренним евреи, цыгане , так и внешним славяне. Поэтому система образования любого фашистского государства направлена не на самостоятельное развитие личности, а на её формирование в жёстко определённых рамках. Типового оуновца описал участник ликвидации бандеровского подполья, ветеран органов госбезопасности Г.

Санников: «Карпо был страшным человеком. В крови по локоть — не один десяток людей собственноручно повесил… дальше села, потом леса нигде не был, города не видал» [11]. Такие малограмотные, наивные и жестокие люди идеально подходили бандеровским бандам. От них требовали лишь фанатичной веры и покорности главарям, а также готовности пойти на любые злодеяния.

Думать было не надо. Шухевич повторял: «Холоп не смеет политиковать, он должен слушать и безоглядно выполнять приказы провода бандеровских главарей — авт. Дать холопу политическое образование — это значит предоставить ему возможность критиковать провод, думать над тем, правильную или неправильную политику ведёт провод, — этого допустить нельзя» [13]. Доживи Шухевич до наших дней, он был бы в восторге от бандеризации и разрушения системы образования Украины.

Его дух… переродился в чудовище национал-социализма и был уничтожен в итоге только Красной армией в 1945 году… Нынешний украинский радикал тоже вырос за ученической скамьёй, — написал заместитель председателя Совета Безопасности России Д. Медведев в своём Telegram-канале. Пассионарная часть украинцев последние 30 лет молилась на Третий рейх... Не стоит удивляться, что преобразившуюся ментально в Третий рейх, записавшую в учебники по истории имена иуд и нацистских прихвостней Украину, его же судьба и постигнет» [10].

Кравцов сообщил, что более 50 экспертов, педагогов и историков провели анализ учебников, методических пособий, по которым работали учителя, учились дети на территории Украины. Оказалось, что в них целенаправленно фальсифицировались целые главы истории. Приведу лишь одну оценку министра: «В учебниках истории Бандера и Шухевич названы героями, которые культивируются. В ней впрямую нацизм возводился в абсолют» [19].

И всё это «творчество» финансировалось иностранными государствами. К этому добавим, что осуществлялась эта информационно-идеологическая кампания ещё с конца 1980-х годов. Напомним, что в январе 1989 г. Как наставлял своих эсэсовских «прихожан» Г.

Гиммлер, «недочеловек — духовно гораздо ниже, чем зверь — следовательно расизм может принять форму геноцида в отношении советского народа». А Гитлер так ориентировал своего румынского визави Антонеску: «моя миссия — уничтожить славян». Безусловно, нормальный человек, с образованием и воспитанием, в здравом уме никогда не воспримет столь бредовые идеи как правду, и тем более не станет участвовать в их реализации. Лестницей, ведущей человека вниз к такому звериному состоянию, является путь постепенного отказа от принятых в обществе правил и морали.

Соблазн облегчения постоянно действующих ограничительно-сдерживающих установок — фактор относительной лёгкости восприятия «безумных» содержаний идей , преобладающих в этих содержаниях деструктивных и автодеструктивных тенденций, средним «нормальным» человеком. Вот, почему коллективный Запад так настойчиво разрушал Советский Союз изнутри, разлагая мораль и нравственность советского человека начиная с партийной и государственной «элиты». Вот, почему ЦРУ США в холодной войне делало главную ставку в политическом противостоянии с СССР на разрушение его образования, науки и культуры щедро поощряя «лучших» «печеньками», вплоть до Нобелевской премии. Ими стали Россия, Украина, Беларусь и другие государства Русского мира.

Владислав Дутчак — главный идеолог и вербовщик запрещённого в РФ «Азова» по прозвищу «доцент», начал свою трудовую деятельность в 1992 г. Будучи пленён в ходе спецоперации, этот профессиональный историк-этнограф, кандидат философских наук, доцент, с 2017 г. Поэтому для коллективного Запада так важен глобальный хаос, нравственное падение и фрагментарное мышление современного человека. В этой связи справедливо замечено, что «праворадикальные движения пытаются собрать под свои знамёна… разочарованных и дезориентированных людей, оказавшихся на обочине процессов глобализации… У них вновь появился шанс соблазнить этих людей проектом, ущербность и преступность которого история однажды уже доказала» [20, c.

Путь к победе лежит через денацификацию государств обществ , поражённых «коричневой чумой». А ещё эта борьба должна быть честной. Она не терпит лукавства, фальши, двойных стандартов. Нужны верные, взвешенные, умные решения в сфере науки и образования: просвещения, обучения, воспитания, развития личности.

В этой связи необходимо особо выделить проблему сохранения исторической памяти и эффективного противодействия фальсификациям истории. Скажем прямо — начиная с эпохи пресловутой «перестройки», на историческое сознание нашего народа оказывается постоянное и мощное деформирующее воздействие, основными субъектами которого выступают как внешние силы, так и аффилированная с ними, и потому по сути своей предательская, внутренняя оппозиция. Следует также признать, что в последние годы существования СССР ряд государственных институтов, «с лёгкой руки» М. Горбачёва, фактически потворствовал этой деструктивной деятельности.

В «лихие девяностые годы» ситуация не была переломлена, негативные последствия чего сущностные и формальные, в том числе организационно-кадровые мы ощущаем до сих пор. Нередко и сейчас правильные слова плохо подкрепляются практическими действиями, которые, даже в самых лучших случаях, производят впечатление разрозненных и паллиативных. История может и должна стать мощным фактором духовной и материальной силы российского общества. Нам не обойтись без соответствующих решений, принятых на высшем государственном уровне.

Например, давно назрела потребность в максимально объективных историко-юридических оценках таких событий, как «Куропаты», «Катынь», «Советско-германский договор 1939-го года» и др. Как долго ещё мы будем в ущерб себе игнорировать факты и признавать ложные перестроечно-горбачёвские трактовки истории?

В марте 1932 года, беседуя с немецким писателем Эмилем Людвигом, он сказал: «... К настоящему времени в мире не осталось совершенно чистых рас.

Даже евреи не избежали смешения. Именно такое смешение зачастую делает нацию сильной и красивой... Я не верю ни в какие биологические эксперименты, которые якобы могут определить чистоту расы... Антисемитизм в Италии не существует.

Итальянские евреи всегда вели себя как настоящие патриоты. Они храбро сражались за Италию во время войны». Про то,как Дуче и его храбрые генералы спасали бедных евреев от рук Эйхмана и хорватских "усташей" братьев-славян... Как видим, Муссолини не только не осуждает смешение рас, в чем в корне противоречит не только Гитлеру и всей расовой теории национал-социализма, но и даже с симпатией говорит о евреях.

И это были не просто слова - в то время в Италии многие важные посты в университетах и в банках занимали евреи. В армии среди высших офицеров также было много евреев. Французский автор Ф. Фюре в своей книге «Прошлое одной иллюзии» сказал: «Гитлер сделал слово «раса» главным пунктом своего политического кредо, в то время как Муссолини по сути дела не был расистом».

Русский социолог Н. Устрялов 1890-1937 : «Необходимо... Иначе говоря, расизм отнюдь не есть необходимый элемент фашистской идеологии». Лишь на последнем этапе существования фашистского режима в Италии имели место случаи притеснения евреев.

Но они не носили массового характера, и были вызваны только лишь желанием Муссолини угодить Гитлеру, от которого к тому времени уже во многом зависела судьба не только итальянского фашизма, но и его лидера. Следовательно, основываясь на приведенных высказываниях Бенито Муссолини, проявления расизма и антисемитизма, имевшие место на последнем этапе существования фашистского режима в Италии, носили конъюнктурно-политический, а не принципиально-идеологический характер. Более того, они абсолютно не соответствовали взглядам самого Муссолини и, следовательно, не соответствовали доктрине фашизма. В связи с этим не может не вызывать сомнение утверждение, встречающееся в средствах массовой информации и широкой литературе, что, «важнейшим признаком фашизма является крайний национализм… насаждение нетерпимости к другим народам, ограничение их прав вплоть до физического уничтожения».

Этот признак в полной мере относится к национал-социалистской идеологии, но никак не к фашизму.

Фашизм и нацизм — два термина, которые часто используются взаимозаменяемо, но они имеют свои уникальные характеристики и истоки. Простыми словами, фашизм — это политическая идеология, придерживающаяся авторитарного национализма, а нацизм — это специфическая форма фашизма, которая придерживается расового превосходства и антисемитизма. Фашизм: корни и характеристики Фашизм возник в Италии во время Первой мировой войны как отклик на социальные и политические изменения. Он был создан Бенито Муссолини и его Национальной Фашистской партией. Фашизм, в свою очередь, отвергает принципы либерализма и марксизма. Он стремится создать авторитарное государство, которое контролирует все аспекты общественной жизни.

Но фашистская идеология радикализирует и извращает суть национализма. Идея единства становится объектом политической манипуляции будущих диктаторов, поскольку на фоне затянувшегося кризиса она обеспечивает народную поддержку. Массы в условиях кризиса уже не ценят свою свободу, поскольку, пребывая в бедности и нужде, не могут воспользоваться теми благами, которые она приносит. Либерализм с его защитой прав, свобод и частной собственности, когда эта собственность ничего не стоит, представляется издевкой и становится нежизнеспособным. Именно поэтому народ сам отдает остатки своих прав и свобод в руки фашистской власти, пребывая в вере, что только так и можно преодолеть сегодняшние беды: сплотившись всем вместе и отбросив личный эгоизм. Фашистские же лидеры своими пламенными пропагандистскими речами раздувают этот уголек народной надежды, обещая скорый подъем, рассвет и процветание. Таким образом, национализм становится навязчивой и, по сути, единственной политической программой фашизма.

Но обеспечение единства широких и во многом разобщенных социальных слоев — это долгий и тернистый путь. Основа же фашизма — популизм, обещание скорейших преобразований. Единение нужно здесь и сейчас, а для этого необходим стимул, необходим толчок, который поможет преодолеть разногласия. Для фашизма подобным стимулом становится образ врага, крайняя форма которого — расизм. Как раз в этом контексте отмечают разницу между итальянским и немецким фашизмом. Сходства и различия фашизма в Италии и Германии В Италии так и не случилось перехода ко второй стадии развития фашистской идеологии и установления тоталитаризма. Во многом это было обусловлено незрелостью итальянской доктрины, включавшей в себя множество противоречивых положений и лозунгов, да так и не сложившейся в целостный политический проект.

Ханна Арендт в «Истоках тоталитаризма» отмечает, что, по сути, цель итальянского фашизма «сводилась только к захвату власти и установлению в стране прочного правления фашистской "элиты"». Тоталитаризм же, по ее мнению, «…никогда не довольствуется правлением с помощью внешних средств, а именно государства и машины насилия. Благодаря своей необыкновенной идеологии и роли, назначенной ему в этом аппарате принуждения, тоталитаризм открыл способ господства над людьми и устрашения их внутри». Масса с ее верой в фашистскую идеологию и фашистского лидера, фигура которого становится практически сакральной, — вот реальный фундамент фашистского режима. Еще в 1930 году испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет опубликовал свой трактат «Восстание масс», в котором выражал серьезные опасения в отношении становления национальных государств, социальной основой которых является массовое общество. Он утверждал, что главную угрозу времени представляет «сокрушительный и свирепый бунт массовой морали, неотвратимый, неодолимый и темный, как сама судьба». Восстание масс же ведет к «полностью огосударствленной жизни, экспансии власти, поглощении государством всякой социальной самостоятельности».

Таким образом, Ортега-и-Гассет пророчески увидел в массе и массовом сознании главную опору набирающих силу тоталитарных режимов. Бенито Муссолини удалось прийти к власти в Италии, убедив народ в том, что единство может обеспечить только сила. Введенное им понятие фашизма в самом своем названии отражает эту идею. Эмблема Национальной фашистской партии Фашизм происходит от слова «фасции», что буквально означает «пучок прутьев» — единство во множестве. Но фасции — это также розги, которые в Риме за магистратами носили ликторы. Именно эти розги были помещены на эмблему Националистической фашистской партии, в чем можно увидеть особую символичность: цена единства — право власти на насилие. Таковы основные сходства и различия фашизма в Италии и Германии.

Итальянский национализм, к счастью, так и не достиг своей крайней формы — выражающегося в формуле «единство не с кем-то, а против кого-то» расизма, — идеи превосходства одной расы над другими, которая стала фундаментом идеологии гитлеризма. Следует также отметить, что при Муссолини в Италии сохранялась монархия и католическая церковь.

Главные отличия фашизма от национал-социализм

В реальности между фашизмом и нацизмом была существенная идеологическая разница, которая в дальнейшем трансформировалась в практические злодеяния. Между фашизмом и национал-социализмом (нацизмом) как идеологиями, политическими, общественными практиками есть как существенное сходство, так и заметные различия. В реальности между фашизмом и нацизмом была существенная идеологическая разница, которая в дальнейшем трансформировалась в практические злодеяния.

Особенности двух правых идеологий

  • Фашизм и нацизм - определение терминов
  • Что такое нацизм: отличия от фашизма и национализма
  • Главные отличия фашизма от национал-социализм - Русская семерка
  • Чем отличается нацизм от фашизма?
  • Выводы TheDifference.ru

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий