Новости самый первый космонавт

Самый первый беспилотный корабль–спутник в СССР запустили в мае 1960 года. Первый космонавт избирался депутатом Верховного совета СССР VI и VII созывов (1962, 1966), был президентом Общества советско-кубинской дружбы. 12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин стал первым космонавтом планеты, поднявшись на орбиту, «на родную Землю со стороны взглянул».

Первый космонавт — советский!

Космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов. Сообщение ТАСС о первом полете человека в космос стало самой цитируемой новостью в мире. Организатор и руководитель подготовки первых советских космонавтов, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Петрович Каманин писал в своем дневнике. 12 апреля 1961 года советский летчик Юрий Гагарин стал первым космонавтом планеты, поднявшись на орбиту, «на родную Землю со стороны взглянул». Советский космонавт Юрий Гагарин — первый человек, который проложил дорогу к звездам. Из-за этого даже задержали самое первое сообщение о первом полете от ТАСС, который тогда был главным новостным ресурсом страны.

Рекордсмен космической эры

Первый в мире космонавт спускается по трапу самолета, доставившего его с места приземления. Выполняя «Миссию мира», первый космонавт только в 1961 году посетил Чехословакию, Англию, Болгарию, Кубу, Бразилию, Финляндию, Канаду, Афганистан, Цейлон, Индию, Египет и Венгрию. После полета первый космонавт объехал десятки стран с «миссией мира». Владимир Ильюшин — самый первый космонавт по версии Книги Гиннесса. В первом отряде советских космонавтов Павел Беляев был самым старшим по возрасту, по званию — майор, и по должности — командир эскадрильи.

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

Нам не нужно напоминать, что произошло в этот день. Но многие детали хочется подчеркнуть и дополнить. Гонка века Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года стал началом космической эры. Мир ликовал, но реакцию официального Вашингтона легче всего было выразить одной фразой: «Советы нас обогнали». Американцы по большому счету впервые почувствовали себя уязвимыми в военном смысле. Конечно, после этого Америка стала усиленно развивать ракетно-космические исследования, чтобы взять реванш, запустив в космос человека. Первый прорыв Советского Союза на орбите еще можно было объяснить стечением обстоятельств, гениальным чутьем конструкторов. Но с запуска спутника до полета Гагарина прошло всего три с половиной года.

И это было время космической гонки между двумя сверхдержавами. На каждом этапе СССР снова и снова обгонял конкурентов. Достаточно вспомнить триумфальный полет Белки и Стрелки — двух космических собак-первопроходцев, которые достигли околоземной орбиты, 17 раз облетели вокруг нашей планеты и благополучно вернулись домой живыми и невредимыми. От такого полета до запуска в космос человека оставался лишь шаг. Да и у нас знали о колоссальных финансовых возможностях США, и многие всерьез опасались, что первым человеком в космосе все-таки станет американец. Словом, две державы с тревогой приглядывались друг к другу. Кстати, ни американская, ни советская разведка не сумели добыть точных сведений о космических разработках противоположной стороны.

Поступали только ориентировочные сведения о работе конкурентов. И в СССР примерно с начала 1960 года знали, что американцы готовят полет человека в космос. Именно тогда и наши конструкторы стали форсировать этот сложный и рискованный проект, проект, в котором частичной удачи быть не могло. Недостаточно было вывести первого космонавта на орбиту. Он должен был непременно вернуться живым. Но с животными и манекенами было немало неудачных запусков. Риск был велик.

Отряд для «Востока» Наши возможности были известны, их хватало на различные вариации шарообразного спутника, одним из которых и стал будущий космический корабль «Восток-1». Чтобы действовать в столь тесном пространстве, будущий космонавт должен быть худощавым, по-юношески гибким. Сразу можно было исключить из числа кандидатов летчиков выше среднего роста. Подготовку первого отряда космонавтов пришлось форсировать с оглядкой на заокеанских конкурентов. Поэтому наши «отцы космонавтики» сделали ставку на молодых, но уже достаточно опытных летчиков, которые способны были выдержать тяжелейшую программу подготовки, а потом не сломаться в полете. И тут, как в революционной песне, «были сборы недолги» — всего лишь один год. Недолги, но трудны беспрецедентно.

Это были изнурительные испытания на выживание, без компромиссов. Юрий Гагарин и Герман Титов прошли этот путь чуть лучше других.

Однако советские психологи, не предполагая, как именно человек может повести себя в столь необычных условиях, допускали, что космонавт может потерять контроль над собой и захочет сам вести корабль. Именно поэтому цифровой код, позволяющий отключить автоматику, лежал в специальном запечатанном конверте. Ученые рассчитывали, что верно прочитать и ввести этот код космонавт может только будучи вменяемым. Нужно признать, что перед самым полетом Гагарину все же сообщили этот код. Какие задачи стояли перед космонавтом?

В ходе полета космонавт обязан был проверить все системы пилотируемого корабля, изучить воздействие невесомости на организм человека и его психологическое и физиологическое состояние. Для этого Юрия Гагарин постоянно фиксировал свои ощущения и наблюдения на бортовой магнитофон.

Подробнее о том, как зарубежные издания рассказывали о крупнейшей на тот момент победе СССР в космической гонке, можно прочитать здесь. Его космический аппарат достиг высшей точки орбиты. Самочувствие Гагарина хорошее, настроение бодрое. Давление в кабине атмосферное, влажность - 65 процентов, а температура - 20 градусов по Цельсию. Бортовые системы справляются. Очень такой красивый ореол.

Сначала радуга от самой поверхности Земли и вниз. Очень красиво". Гагарин продолжает полет в тени Земли, и светила стали хорошо видны. Она проходит слева направо по иллюминатору. Ушла звездочка. Уходит, уходит". По словам самого космонавта, в это время он "пролетал над морем". Имелся в виду, кстати, Атлантический океан 11:11 Напоминаем, что в 1961 году московское время опережало поясное всего на час.

Сейчас - на два. Поэтому мы не сошли с ума и не ведем онлайн с опозданием, а просто пытаемся быть точными. Сотни корреспондентов из самых разных стран мира штурмуют здание Телеграфного агентства. Тогда же это была просто-напросто революция. Все СМИ мечтали первыми сообщить о наступлении новой эпохи в истории человечества. Интересно, а из космоса можно увидеть жирафа? Ну, например, если взять очень-очень большой бинокль. Там сегодня взлетает ракета и вообще полная красота.

Уж больно тут уместно: "Послушай: далеко, далеко, на озере Чад изысканный бродит жираф". По-моему, очень приятно. В день перед стартом космонавты на Байконуре всегда смотрят фильм "Белое солнце пустыни", в котором есть вот эта замечательная песня. Среди прочего, эта лента содержит большое количество интереснейших архивных переговоров и видео. Первый полет человека в космос был осуществлен с Тюратама. Из-за отказа системы тормозной блок не отделился от "Востока" вовремя позже сам Гагарин доложил, что отделение произошло на 10 минут позже расчетного времени. Из-за этого аппарат вошел в плотные слои атмосферы, кувыркаясь. Перегрузки достигали, по субъективным оценкам космонавта, 10g 11:32 С момента включения тормозной двигательной установки начался самый тяжелый в смысле физических ощущений этап полета.

Именно во время спуска космонавты испытывают наибольшие перегрузки. Вряд ли вращение на 18-метровой штуковине связано с какими-то приятными ощущениями, но зато те, кто это пережил, могут безбоязненно ходить с детьми в любые парки аттракционов. Посмотреть, как выглядит настоящая "космонавтская" центрифуга и другие тренажеры для подготовки к полету, можно здесь. Во время входа в атмосферу он решил не тревожить Землю и сообщил, что корабль "немного вращается". Напомню, перегрузки были в 10g! Там, помимо информации о бешеном вращении корабля, есть данные о том, что отсеки корабля не разделялись практически до самого входа в атмосферу, а без их разделения посадка невозможна. Прочитать интервью с Первушиным, в котором он рассказывает, откуда добыл эти сведения, можно здесь. Правда, факт нештатной посадки открылся довольно быстро.

Изменилась система покидания корабля. Космонавта доставляла на поверхность целая система парашютов и специальная катапульта. В конце марта 1961 года в космос слетал новый вариант космического корабля с собакой и манекеном. Полёт прошёл почти нормально, но абсолютной уверенности в успехе миссии Гагарина по-прежнему не было. Королёв постоянно вынужден был оглядываться на США. Как мы сейчас знаем, первый американский космический полёт состоялся всего через три недели после первого советского. Предстояло рискнуть. Космический корабль под названием "Восток" стали готовить к запуску с человеком на борту. Это письмо его вдова получит только в 1968 году, когда Гагарин погибнет. В ночь на 12 апреля Гагарин спокойно спал.

Поразительное самообладание: вечером перед полётом его пульс держался на уровне 64 удара в минуту. Через семь с половиной часов его разбудили и начали готовить к полёту. Медосмотр, подготовка скафандра. В последний момент обнаружилось, что кое-что забыли. В 6 утра Гагарин в сопровождении провожающих прибыл на старт. В 09:03 с Земли скомандовали: "Ключ на старт! В последний момент на Земле приняли торжествующий крик: "Поехали! В буквальном смысле. Он сообщил, что полёт начинается нормально, и продолжал передавать о происходящем и дальше, хотя перегрузки только нарастали.

Через что прошли первые космонавты? Главное о пионерах освоения Вселенной

Впоследствии такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам [60]. Крышка, отделившаяся на высоте 7 километров, падала на Землю отдельно, без парашюта На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно-диспетчерский пункт , а затем в штаб базы для связи с Москвой. К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил-18 и Ан-10 , на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. Пока в кабинете генерала И. Бровко, в котором был аппарат правительственной связи, обеспечивали связь с руководством страны, Гагарин давал интервью и фотографировался [61]. После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели в Ил-14 , прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж» , и полетели в Куйбышев сейчас Самара.

Чтобы избежать шумихи, приняли решение произвести посадку не в аэропорту «Курумоч» , а на заводском аэродроме «Безымянка» [62]. Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс» , где, кстати, и была выпущена ракета Р-7 , на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту , приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 21 час накрыли стол и отпраздновали удачный полёт в космос [63].

Освещение в советских СМИ[ править править код ] Ввиду обеспечения секретности первого полёта человека в космос сам факт запуска Гагарина предварительно не освещался. Широко известные кадры, где можно его узнать, были сняты не в день запуска в космос, а позднее, специально для кинохроники , где Гагарин повторил всё, что делал при реальном запуске [64]. Встреча в Москве[ править править код ] Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына, Сергея Хрущёва [66] : Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: «Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании». Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана.

На что Никита Сергеевич рассердился: «Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте». Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором. Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу. По другим свидетельствам, очередное звание капитан Гагарин должен был получить в апреле 1961 года, но Д. Устинов предложил произвести его сразу в майоры. Приказ о присвоении этого внеочередного звания был подготовлен до старта, но Юрий Гагарин узнал о своём звании майора только после посадки [51].

Самолёты с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвели посадку в аэропорту Внуково , там Гагарина ожидал грандиозный приём: ликующие люди, журналисты и операторы, руководство страны.

В феврале 1968 г. Трагически погиб во время выполнения учебно-тренировочного полёта на самолёте МиГ-15 в районе деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области. Урна с прахом захоронена в Кремлёвской стене. Награждён: орденом Ленина 1961 ; высшими наградами многих государств; Золотой медалью имени К. Циолковского АН СССР 1961 ; медалью имени де Лаво Международной авиационной федерации 1961 ; Большой золотой медалью и дипломом Международной авиационной федерации 1961 ; премией Галабера Международной астронавтической федерации за выдающиеся заслуги в изучении космоса 1962 и другими наградами.

Международная авиационная федерация учредила в 1968 г. Золотую медаль имени Ю. Гжатск переименован в г. Гагарин 1968 , его именем названы площадь в Москве, улицы и площади многих городов мира.

Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В. В 1931 году при Осоавиахиме Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения ГИРД , которые занимались разработкой экспериментальных ракет.

В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей. Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В. Ветчинкин, профессор Н. Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д.

Журавленко, Б. Юрьев и другие. Большим уважением пользовался профессор Н. Он подготовил серию книг «Межпланетные сообщения», что стало своеобразной энциклопедией космонавтики того времени. В 1941 году профессор Н. Рынин руководил кафедрой Ленинградской Военно-воздушной академии с 1955 года — академия им.

К началу Великой Отечественной войны в РНИИ было завершено создание знаменитой ракетной установки БМ-13, которую фронтовики ласково прозвали «катюшей». Впоследствии научные и экспериментальные работы в области ракетно-космической техники проводились в условиях войны, послевоенное время и были обусловлены прежде всего необходимостью укрепления обороноспособности страны. В этой области к началу 1950-х годов в нашей стране работала большая группа выдающихся ученых, конструкторов, специалистов, военнослужащих, была создана мощная промышленно-производственная база, что позволило Советскому Союзу вплотную подойти к созданию межконтинентальных баллистических ракет и подготовке космического полета человека. Прорыв человека в космос. Королев, Ю. В ее рамках активно проводились работы по созданию межконтинентальной баллистической ракеты «Атлас» с последующим развертыванием и постановкой на боевое дежурство таких ракет.

Принятая в США доктрина «массированного возмездия» предполагала использовать ядерное оружие в качестве средства политического и военного давления на все антиамериканские силы, и прежде всего на СССР. Ракета должна была обеспечить доставку термоядерной головной части массой до 5,5 тонн в любую точку планеты и поразить стратегические цели на заданном континенте. Головным разработчиком было определено ОКБ-1 С. Создаваемая ракета получила наименование «межконтинентальная баллистическая ракета МБР Р-7». Для испытаний новой ракеты требовался новый полигон. Ранее испытания советских ракет проводились на Государственном центральном полигоне Министерства обороны СССР Капустин Яр в Астраханской области, созданном в 1946 году.

Однако условия расположения и испытательная база этого полигона не могли обеспечить летные испытания МБР Р-7 и ракет-носителей космических аппаратов. Исходные данные для поиска нового места запуска ракеты были выданы С. Предстояло решить сложнейшую задачу по выбору района расположения нового полигона с учетом целого ряда требований. Важнейшими среди них были: наибольшая близость к экватору — для использования скорости вращения Земли, обеспечение секретности испытаний ракет и безопасности для гражданского населения, благоприятные условия местности и метеорологические условия. Маршал Г. Жуков и маршал артиллерии М.

Неделин хорошо понимали огромную важность создания нового полигона для испытаний межконтинентальной баллистической ракеты. Они считали, что современные средства доставки ядерного оружия лишат неуязвимости вероятного противника, а военные базы США, окружающие СССР, потеряют свое военно-стратегическое значение. Предложения по размещению нового полигона в Казахстане к востоку от Аральского моря были утверждены. Это была полупустыня, безлюдная степь, вблизи не имелось населенных пунктов. Однако здесь протекала одна из крупнейших рек Средней Азии Сырдарья и проходила железная дорога, соединяющая Москву со столицей Узбекистана Ташкентом. Началом истории строительства полигона можно считать 12 января 1955 года, когда на железнодорожную станцию Тюратам прибыли первые военные строители.

Руководить сооружением первого в мире космодрома был назначен известный строитель — ветеран Великой Отечественной войны генерал-майор Георгий Шубников. Среди реализованных им проектов — величественный мемориал воину-освободителю на кладбище советских воинов в Трептов-парке в Берлине. Под его руководством были организованы работы по строительству основной испытательной базы полигона. Район формирования полигона в первой половине 1955 года имел условное наименование «Тайга». Трудности, с которыми встретились строители полигона, были связаны не только с суровыми климатическими условиями летом температура выше 40, а зимой — ниже 30 градусов Цельсия и неустроенностью быта, но и с крайне сжатыми сроками строительства и отсутствием опыта в создании подобных объектов. Работы велись круглосуточно.

Военным строителям и первым испытателям приходилось жить в землянках, палатках, старых железнодорожных вагонах, сборно-щитовых бараках. Несмотря на суровые климатические и крайне тяжелые бытовые условия, работы по строительству основных объектов полигона были выполнены в кратчайшие сроки — за полтора года. Объекты полигона располагались на огромной территории от реки Сырдарья до Камчатского мыса Озерный. Численность его штата составляла 1900 военнослужащих и 664 вольнонаемных работников. Впоследствии этот день был официально признан днем образования города и космодрома Байконур. Первым начальником 5-го НИИП был назначен генерал-лейтенант артиллерии Алексей Нестеренко, командовавший во время Великой Отечественной войны соединениями гвардейских минометных частей, орденоносец, лауреат Сталинской премии.

Под его руководством были сформированы первые боевые расчеты полигона, проведены первые полигонные испытания МБР Р-7 и успешные запуски первых искусственных спутников Земли. Большинство военных испытателей прошло обучение и стажировку на заводах, производящих ракетно-космическую технику, в научно-исследовательских институтах и конструкторских бюро, на полигоне Капустин Яр. В этот же день боевой расчет полигона совершил первый запуск ракеты Р-7, однако он оказался неудачным из-за негерметичности в магистралях горючего ракеты. По техническим причинам неудачными стали попытки запуска 9 июня и 12 июля. После принятых мер по повышению надежности и тщательной подготовительной работы боевого расчета полигона 21 августа состоялся успешный запуск ракеты Р-7. Испытания ракеты прошли успешно.

Из соображений секретности в сообщении ТАСС местом старта ракеты был объявлен Байконур — ближайший к станции Тюратам населенный пункт, расположенный по трассе полета ракеты. Это был достойный ответ США. Страна получила средство доставки ядерного боезаряда до территории вероятного противника, который уже мог наносить удары по Советскому Союзу с военных баз, созданных вокруг СССР. Учитывая положительные результаты испытаний изделия Р-7, С. Королев на заседании Государственной комиссии предложил ускорить подготовку запуска ракеты с целью выведения на орбиту искусственного спутника Земли ИСЗ. МБР Р-7 стала первой космической ракетой, прототипом ракет-носителей для осуществления программы пилотируемых космических полетов.

На базе МБР Р-7 в дальнейшем было создано целое семейство советских ракет-носителей, получившего прозвище «семерка». Первый американский спутник «Эксплорер-1» был запущен 1 февраля 1958 года и весил 8,3 кг. Он умещался на ладони, и американская пресса назвала его «апельсин».

Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра. При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось. Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог. В таком состоянии я, разумеется, не мог втиснуться в люк шлюза. Тогда космонавт сбросил давление внутри скафандра до запасного режима. Во время прохождения комиссии мы поднимались на высоту 14 тыс. Кому-то хватало одного часа, а кому-то нет. На моих глазах азот закипел у моего товарища: у него раздулись руки, глаза провалились. Я знал, что со мной может произойти то же самое, но рискнул. И Леонову удалось втиснуться в шлюзовую камеру, но не ногами вперед, как положено по инструкции, а головой. Однако головой вперед космонавт не мог попасть в спускаемый аппарат в правильном положении. Из-за физической нагрузки температура тела поднялась до 38 градусов, пульс подскочил до 162, а частота дыхания — до 31 в минуту. Пот так заливал лицо, что Леонов открыл забрало гермошлема, едва попав в корабль, не дожидаясь закрытия внутреннего люка. Леонов сумел объяснить свои действия перед комиссией во время разбора полета: Ситуация случилась непредвиденная. У меня связь была открытая. Представляете, я бы сказал: «Не могу войти в корабль». Вы бы тут же начали собирать комиссию. Вы юридически обязаны избрать председателя. Вы бы потом начали меня спрашивать, почему и как. Время идет. Пошли бы потом совещаться, что делать, а я бы уже умер. Любая искра в электросистеме могла привести к взрыву. На Земле запаниковали: воздуха для дыхания могло не хватить до посадки, которую на территории СССР можно было провести только после 16-го витка по орбите. И вновь космонавтам повезло: через 7 часов подача избыточного кислорода внезапно прекратилась, и все вошло в норму. Следующая неполадка в ходе этого полета была связана с отказом системы ориентации. После отстрела шлюзовой камеры корабль начал вращаться, возникло много пыли и обломков. Автоматика не выстроила ориентацию, необходимую для включения тормозной установки. С Земли вынуждены были разрешить впервые в истории космонавтики совершить посадку в ручном режиме. Из-за строения корабля «прицеливаться», сидя в кресле, было невозможно. Беляев вынужден был отстегнуться и, удерживаемый Леоновым, выстроил предпосадочную ориентацию.

Новости дня

  • «Не так страшен чёрт»
  • Рекордсмен космической эры
  • Поделиться
  • «Принял душ. Пообедал с земным аппетитом»
  • 108 минут и дальше
  • Новости дня

Первые космонавты: кто полетел в космос раньше всех и как сложилась их судьба

В эпоху Средневековья господствовала геоцентрическая картина мира Аристотеля — Птолемея, согласно которой центральное положение во Вселенной занимает неподвижная Земля, вокруг которой вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды. В рамках этой модели человеку не было нужды даже мысленно выбираться из «центра мироздания», и идея космического полета не получила своего развития. Для этого требовалась коренная ломка привычных схем и понятий. Система Птолемея была поставлена под сомнение.

Наступила эпоха возрождения космической идеи. В своем сочинении «Об обращениях небесных сфер» Коперник нарисовал гелиоцентрическую картину мира, где Земля из центра Вселенной была переведена в ранг рядовой планеты Солнечной системы. Труды многих ученых Нового и Новейшего времени легли в основу современной космонавтики.

Среди них: Джордано Бруно, выдвинувший идею множественности обитаемых миров; Галилео Галилей, один из первых бросивших взгляд на Луну в телескоп; Иоганн Кеплер, открывший законы движения планет; Исаак Ньютон, открывший закон всемирного тяготения — основу небесной механики; наш соотечественник Михаил Ломоносов, обнаруживший атмосферу на Венере и открывший первую страницу новой науки — физики планет и др. В мировой литературе начал появляться целый ряд произведений писателей-фантастов, отражающих идею космического полета. Одним из первых «отправился» на Луну в своем романе французский писатель Сирано де Бержерак.

Замечательный писатель-фантаст Жюль Верн в своих произведениях «Робур-Завоеватель» и «Властелин мира» рассматривал космонавтику как неотъемлемую часть земной жизни, выступал как настоящий ученый-исследователь. В 1832 году было опубликовано первое оригинальное произведение русской литературы, в основу которого положен космический сюжет, — «Путешествие в Солнце и на планету Меркурий и все видимые и невидимые миры» Д. Его автор задался целью опровергнуть слухи о возможном столкновении в том году кометы с Землей.

В 1844 году вышла книга С. Дьячкова «Путешествие на Луну в чудной машине, с описанием тамошних стран, обычаев и разных редкостей». В 1897 году газета «Северная пчела» поведала о том, что крестьянин села Ключи в Рязанской губернии Матвей Селиванов «измастерил из холстины крылья» и 12 апреля 1897 года прыгнул с колокольни, «махая оными».

А перед этим он «смущал народ речами о том, что полетит к звездам и посмотрит Господа Бога». За вольнодумные речи Матвей Селиванов был выслан на поселение в Туркестанский край. Постепенно становилось понятным, что для полетов в космическое пространство необходимо изучить и использовать на практике принцип реактивного движения, научиться делать ракеты, разработать теоретические и практические основы освоения космоса.

Нужен был принципиально новый космический летательный аппарат с реактивным двигателем. В первой половине XIX века в России опытные работы по боевым ракетам проводили русские изобретатели — военные инженеры А. Засядко, К.

Шильдер, К. Последний обобщил предшествующий опыт научно-исследовательской и производственной деятельности по изготовлению ракет в России и был ревностным пропагандистом идей ракетной техники. С середины XIX века русские изобретатели и конструкторы исследовали перспективы применения реактивного принципа движения для решения проблемы космического полета человека.

В 1849 году военный инженер И. Третеский разработал проекты летательных аппаратов, движение которых было основано на действии реактивной струи газа или пара. В 1866 году герой обороны Севастополя, теоретик воздухоплавания, контр-адмирал Н.

Соковнин в работе «Воздушный корабль» предложил проект реактивного аэростата, сила тяги которого в горизонтальном полете должна была создаваться при истечении сжатого воздуха. В 1867 году изобретателю Н. Телешову был выдан патент на ракетоплан, в котором использовался принцип отдачи газов, образующихся при взрыве смеси в полом цилиндре, служившем камерой сгорания.

В конце XIX века заслуживают внимания разработки пионера авиации контр-адмирала А. Можайского, испытавшего в 1883 году созданный им самолет, который стал прообразом современных воздушных лайнеров. Однако недостаточная мощность двигателей не позволила аэроплану совершить устойчивый полет.

Особое место среди большого количества проектов реактивных летательных аппаратов занимает проект изобретателя Н. Интересно, что его «Проект воздухоплавательного прибора» был разработан в 1881 году в тюрьме, куда он был заключен за участие в покушении на императора Александра II. Изобретатель утверждал, что атмосфера для полета реактивного аппарата только вредна, так как создает дополнительное сопротивление движению.

Кибальчич стал автором первого в мире проекта реактивного аппарата для полета человека в безвоздушном пространстве. Подлинно научная теория реактивного движения ракет была разработана выдающимся русским ученым Константином Эдуардовичем Циолковским. Он первый назвал ракету средством осуществления межпланетных полетов.

В 1883 году в рукописи «Свободное пространство» ученый пришел к выводу, что ракетодинамический принцип движения является единственно возможным для осуществления полетов в космическом пространстве и что только ракета может служить аппаратом для космических полетов. Наш великий соотечественник К. Циолковский был глубоким мыслителем, теоретиком, оригинальным конструктором и инженером, основоположником космонавтики.

Его блистательные идеи до сих пор используются в практической работе в области ракетно-космической техники. Он написал много трудов. Среди них «Грезы о Земле и небе», «Исследование мировых пространств реактивными приборами», «Вне Земли», «Космический корабль», «Космические ракетные поезда», «Наибольшая скорость ракеты», а также знаменитый «План Циолковского», где ученый нарисовал перспективы развития реактивных летательных аппаратов.

В конце XIX и начале XX века идеи космических полетов занимали умы ученых других стран, среди которых можно отметить пионеров ракетной техники: немецких инженеров Германа Гансвиндта и Германа Оберта, австрийского инженера Франца фон Гефта, французского исследователя Робера Эсно-Пельтри, американского ученого Роберта Годдарда. В это время начинают свою деятельность известные отечественные ученые и инженеры Ф. Цандер и Ю.

Кондратюк, внесшие большой вклад в развитие ракетной техники. Под влиянием трудов К. Циолковского энтузиасты космических полетов начали объединяться в группы и сообщества.

В начале 1921 года под руководством Н. Тихомирова в Москве была создана первая в нашей стране государственная лаборатория, реорганизованная в 1928 году в Ленинградскую газодинамическую лабораторию ГДЛ. В лаборатории проводились экспериментальные исследования пороховых, жидкостных и электрических ракетных двигателей.

Разработкой жидкостных и электрических двигателей в ГДЛ руководил талантливый инженер-конструктор В. В 1931 году при Осоавиахиме Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству были организованы Московская и Ленинградская группы по изучению реактивного движения ГИРД , которые занимались разработкой экспериментальных ракет. В июне 1932 года было принято решение о создании в Москве на базе ГИРДа научно-экспериментальной организации с производственной базой для разработки ракет и реактивных двигателей.

Руководить этой организацией стал Сергей Королев, в будущем академик, прославленный конструктор ракетно-космических систем, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР, создатель отечественного стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности, основоположник практической космонавтики. Занятия проводили такие известные ученые, как профессор В. Ветчинкин, профессор Н.

Рынин, профессор Б. Стечкин, инженеры Д. Журавленко, Б.

Юрьев и другие.

Даже указан порядок облачения в скафандр: космонавт должен "просунуть ноги в правую и левую штанины, просунуть руки в рукава и надеть гермошлем". Этот же документ предписывал астронавту настроиться на вторую программу Московского радио и употребить пищу в определенные отрезки после выхода на орбиту. Всемирная слава первого космонавта На первого космонавта обрушился невиданный поток славы. Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты Земля. Советское дипломатическое ведомство штурмовали запросами из огромного количества стран, умоляя о визите первого космонавта. Весь мир требовал Гагарина. Всем хотелось знать что-нибудь о его жизни, увлечениях, привычках.

Такую роль отвела ему история: встречаясь с тысячами людей, представлять не только себя, а быть полномочным представителем всего Советского Союза. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее". Приглашение его в страну исходило не от премьер-министра, а от Дэйва Ламберта, генерального секретаря Объединенного профсоюза литейщиков Великобритании. Директива от премьера звучала так: официальных приемов в честь советского гостя не устраивать и не привлекать к нему повышенного внимания. Но очень быстро все пошло не так. Как только первый космонавт появился в Хитроу, рядовые британцы буквально окружили аэропорт. Стоило Юрию Алексеевичу только появиться, как толпа начала скандировать: "Га-га-рин! Улицы, по которым проезжал Гагарин, покрыла чешуя зонтов: под моросящим дождем люди часами ждали появления советского космонавта.

Лондонцы встречали Юрия Гагарина с такой теплотой и сердечностью, с таким темпераментом, что опровергли все привычные для нас представления об английской сдержанности и спокойствии", — вспоминал Николай Каманин. Заготовки, которые должны были показать советского космонавта в негативном свете, полетели в корзину. Газеты выходили со статьями, где о Гагарине отзывались с восторгом. Между тем в посольстве СССР раздался неожиданный звонок. Как Юрий Гагарин встречался с английской королевой 14 июля 1961 года они встретились — 27-летний покоритель космоса и 35-летняя хозяйка вековой империи. И весь порядок и этикет посыпались сразу. Советских гостей встретили в вестибюле все служащие дворца. Это было нарушением порядков, но Елизавета II пошла навстречу людям, мечтавшим своими глазами увидеть Гагарина.

Прием в честь Юрия Гагарина почти сразу оброс массой легенд. Начать можно с самой пикантной. Гагарин рассказывал друзьям, что во время приема осторожно дотронулся до Елизаветы II — чуть выше ее колена. Ничего такого космонавт не имел в виду: как пояснял сам Гагарин, он никак не мог поверить, что рядом с ним сидит настоящая королева , а не героиня сказок. Якобы на приеме Гагарин, выпив чай, съел дольку лимона, которая оставалась в чашке. Пока остальные присутствующие думали, как на это реагировать, Елизавета II сделала то же самое, закрыв вопрос. Этого в действительности не было, но легендарных личностей всегда сопровождают легендарные истории. Трагическая гибель первого космонавта В 1964 году Юрий Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов и командиром отряда советских космонавтов.

Параллельно он учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского. Защитив диплом в 1968 году, Гагарин получил специальность и квалификацию летчика-инженера-космонавта. В это же время принимается решение, что в качестве одного из руководителей Центра подготовки космонавтов Гагарин должен восстановиться как действующий военный летчик. Именно поэтому он снова садится за штурвал и начинает учебно-тренировочные полеты. Однако внешне все в пределах нормы. В двухместный учебно-боевой самолет МиГ-15 Гагарин сел вместе с главным инструктором отряда Владимиром Серегиным. Через 12 минут Гагарин доложил по рации о выполнении учебного задания и попросил разрешения на разворот. Добро на возвращение он получил тут же, но сам не ответил.

Бортовой запас пищи, кислорода был расcчитан на 10 суток полета… При спуске с орбиты из-за высокой температуры начала плавиться обшивка. В иллюминаторе Гагарин увидел ее возгорание. Он даже сообщил на Землю: «Я горю! Теперь космонавты готовы к этому яркому и впечатляющему зрелищу, которое первым увидел Гагарин… Академик Черток также сообщил, что Гагарин перелетел расчетное место приземления на 600 км. По его словам, при спуске космонавта на парашюте после катапультирования из корабля также случились нештатные ситуации: космонавт не сразу смог открыть воздушный клапан в скафандре, из-за чего он мог задохнуться... Черток отметил, что Гагарин при спуске на парашюте был вынужден перерезать ножом носимый аварийный запас, чтобы снизить скорость спуска и не угодить в реку Волгу... Кроме того, никто не мог позволить себе тогда даже мысли о том, что первыми в космосе могут быть американцы, все очень спешили, чтобы обеспечить полет вовремя, и в результате мы победили», — заключил патриарх отечественной космонавтики академик Борис Черток. В 1967 году Гагарин стал дублером Владимира Комарова во время полета космического корабля «Союз-1». При возвращении на Землю из-за нештатно сработавшей парашютной системы Комаров погиб.

На его месте мог быть Гагарин, если бы Комарова по каким-либо причинам пришлось отстранить от полета. Кто виноват Споры об истинной причине происшедшего продолжаются до сих пор. Например, космонавт Алексей Леонов винил в гибели Гагарина летчика-испытателя с аэродрома Летно-исследовательского института им. Громова ЛИИ. Имени этого летчика Алексей Архипович не называл. Миронов входил в комиссию по расследованию катастрофы самолета Гагарина и Серегина. И эти воспоминания опровергают версию А. Первым летал заслуженный летчик-испытатель Аркадий Павлович Богородский. Он выполнил полет для испытания нового двигателя на высоте 18 000 м.

Взлетел в 9 ч 45 мин, произвел посадку в 10 ч 24 мин. Полет на втором самолете Су-15 выполнил заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Александр Александрович Щербаков на высоте 14 000 м. Анализ хронометража показывает, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин еще только набирал высоту. В 2011 году были опубликованы материалы расследования, хранившиеся в архиве президента РФ. Сенсации они не содержали: наиболее вероятной причиной катастрофы был назван резкий маневр уклонения от метеорологического шара-зонда, который внезапно оказался на пути самолета Гагарина и Серегина. Это привело к переходу самолета в закритический режим полета. Машина вошла в штопор и сделала три-пять витков. Экипаж при этом испытывал 10—11-кратные перегрузки, но не переставал бороться, пытаясь спасти самолет. Опытные летчики-испытатели считают, что Гагарин и Серегин в этой ситуации сделали максимум возможного.

Для того чтобы спастись, им не хватило 200—300 м высоты. Арсений Дмитриевич Миронов же полагал, что версия с шаром-зондом, столкновение с которым и привело к гибели Гагарина и Серегина, просто устроила всех. Первопричиной же трагедии он считал недостатки в организации полетов на аэродроме Чкаловский и в самом «космическом» авиаполку. Эти недостатки действительно могли привести к опасному сближению, но не с Су-15, а с еще одним МиГ-15УТИ, вылетевшим уже с аэродрома Чкаловский.

Три раза в космосе побывали двое членов первого отряда: Валерий Быковский и Виктор Горбатко.

После ухода из отряда космонавтов в связи с достижением предельного возраста или по иным причинам судьбы у первых космонавтов складывались по-разному. Георгий Шонин дожил до 61 года, он командовал на Украине воздушной армией Одесского округа, затем стал заместителем командующего округом и три последних года был начальником НИИ авиационной и космической техники МО СССР. Герман Титов стал доктором военных наук, работал в Министерстве обороны СССР, занимая посты, имеющих непосредственное отношение к космонавтике. Титов скончался в 2000 году в возрасте 65 лет. Умер в возрасте 74 лет.

Павел Попович, будучи генерал-майором запаса, до 2009 года работал в Москве председателем Совета директоров Государственного института земельно-кадастровых съёмок. Он умер в возрасте 78 лет. Далее - президентом научно-производственной ассоциации. Умер в возрасте 66 лет. Из 20 пионеров космоса ныне здравствуют только четверо.

Валерий Быковский до 1991 года работал директором Дома советской культуры и науки в Берлине.

Первый космонавт — советский!

Самый молодой космонавт в истории. Сейчас только эрудит ответит на простейший вопрос — откуда родом первый космонавт? При этом первый летчик-космонавт мог приземлиться в холодную Волгу, но здесь помогла хорошая предполетная подготовка первого космонавта. Юрий Гагарин — первый космонавт в мире. Самый молодой космонавт в истории Герман Титов стал первым не только по времени, проведённому на орбите, но и впервые самостоятельно управлял кораблём, снимал на кинокамеру, делал первые фотоснимки Земли.

Интересные факты о первом полете человека в космос

Да Не сейчас 12 апреля 2021, 09:00 Ровно 60 лет назад Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе Дата, важная, без преувеличения, для всего человечества. Ровно 60 лет назад наш Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Эти кадры тогда облетели весь мир. Аппарат сделал один виток вокруг Земли. Экспедиция продлилась 108 минут, став событием планетарного масштаба. Имя первого космонавта в один момент узнали люди на всех континентах.

И именно тогда началась новая эра, эра освоения околоземного пространства. Россиян с праздником поздравили космонавты, которые сейчас несут вахту на орбите. День космонавтики отмечают сегодня во всей стране. Фильмы, тематические выставки в музеях, мастер-классы. Сразу в нескольких городах телебашни сменят подсветку на праздничную.

А в Петербурге этой ночью во время шоу «Поющие мосты» на одном из пролетов показали лазерную проекцию с портретом Юрия Гагарина и космическим аппаратом «Восток-1». И все это под музыку.

Чтобы расположить экипаж из нескольких человек, на кораблях типа «Восход» пришлось отказаться от катапультных кресел, что делало невозможным спасение космонавтов в первые 40 секунд полета при аварии ракеты-носителя. Риск был настолько велик, что после двух пилотируемых пусков корабли этого типа больше не использовались. Леонов вспоминал, что уже после завершения полета Королев признался: Когда я вас отпустил, остался на стартовой площадке, мне стало страшно. Подумал: «Что я сделал? Послал сыновей своих!

Эта ошибка позволила установить экипажу официальный мировой рекорд высоты полета человека 497,7 км , но при отказе тормозного двигателя шансов выжить у космонавтов не оставалось. Оба космонавта были облачены в скафандры «Беркут» мягкого типа. Позже Леонов рассказал, что в разговоре с ним после приземления Беляев признался, что один на Землю он не вернулся бы. Справка: Масса скафандра «Беркут» — 20 кг, масса ранца с автономной системой жизнеобеспечения — 21,5 кг. Запаса кислорода в баллонах ранца хватало на 45 минут. Резервная система подачи кислорода была смонтирована в шлюзовой камере и соединялась со скафандром с помощью шланга. При подключении внутри корабля обеспечивалась работа скафандра в течение 4 часов.

Выход в открытый космос начался через 1 час 35 минут после старта, когда корабль пролетал над Египтом. В открытом космическом пространстве Леонов оказался над Черным морем. В этот момент Беляев доложил по радиосвязи: Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Много раз Леонов отмечал, что его поразила тишина, в которой он ясно слышал биение собственного сердца. Картина космической бездны, которую я увидел, своей грандиозностью, необъятностью, яркостью красок и резкостью контрастов чистой темноты с ослепительным сиянием звезд просто поразила и очаровала меня. В довершение картины представьте себе — на этом фоне я вижу наш советский корабль, озаренный ярким светом солнечных лучей.

Когда я выходил из шлюза, то ощутил мощный поток света и тепла, напоминающий электросварку. Надо мной было черное небо и яркие немигающие звезды. Солнце представлялось мне как раскаленный огненный диск. Связь работала устойчиво. Леонов успешно произвел съемку кинокамерой С-97, а вот применить портативный фотоаппарат «Аякс», предоставленный КГБ, не смог. Затвор приводился в действие тросиком, но из-за деформации скафандра воспользоваться им не удалось. В наземных условиях скафандр испытывался в барокамере до давления, соответствующего высоте 60 км.

В космосе в условиях глубокого вакуума внутреннее давление раздуло скафандр гораздо больше, чем ожидалось. Предусмотренный зазор между плечами скафандра и кромками люка составлял два сантиметра. При пролете над Якутией космонавт попытался вернуться в шлюзовую камеру, но это ему не удалось. Леонов вспоминает: В космическом вакууме скафандр раздулся, не выдержали ни рёбра жесткости, ни плотная ткань. Руки вышли из перчаток, когда я брался за поручень, а ноги из сапог.

Но в «Лужниках» работал уже постоянно. Потому и к Гагарину рискнул подойти с микрофоном в перерыве матча. Юрий Алексеевич меня поразил, когда начал рассуждать о хоккее. Настолько тонко он понимал и оценивал все нюансы игры. Разбирал эпизоды, рассуждал о тактике… У меня еще мелькнула мысль, что в нем самом сидит хоккеист. И не будь Гагарин космонавтом, он мог бы стать отличным игроком. Именно хоккей он выделял среди прочих видов спорта. Любил его за молниеносность решений, которые надо принимать на площадке.

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Западной области сегодня — в Смоленской области. Пошел в школу в 1941 году, но из-за немецкой оккупации лишь в 1943 году продолжил обучение. После переезда в город Гжатск закончил шестой класс и поступил в ремесленное училище. В 1951 году Юрий поступил в индустриальный техникум Саратова. Он стал посещать аэроклуб, а уже через год совершил свой первый полет на самолете Як-18. В 1957 году он окончил Оренбургское училище летчиков. Пройдя медицинскую комиссию, в марте 1960 года стал одним из кандидатов в космонавты.

«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос

Первый в мире космонавт испытывал сложнейшие перегрузки, был уверен, что погибнет, но восстановился за один вечер. Космонавты первого отряда получали самую разностороннюю подготовку. 18 марта 1965 года состоялся первый в истории выход человека в открытый космос: советский космонавт Алексей Леонов в течение 12 минут 9 секунд находился |.

СКОЛЬКО СКАФАНДРОВ БЫЛО У ГАГАРИНА

  • Покорители космоса. Они были первыми (к 60-летию полета Ю.А. Гагарина)
  • Гагарин Юрий Алексеевич. Большая российская энциклопедия
  • Журнал Forbes Kazakhstan
  • 11 легенд. Как сложилась судьба первых советских космонавтов?
  • 63 года первому полёту человека в космос

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий