Новости советский тыл

Члены Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев и Сергей Угрюмов приняли участие в создании цикла материалов о повседневной жизни нашего народа в советском тылу.

Советский тыл в годы войны

Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Историки поддержали присвоение почетного звания двум десяткам городов, обеспечивших надежный тыл во время Великой Отечественной войны. Всемерная помощь советских людей Красной Армии выражалась не только в самоотверженном труде в тылу, но и в многочисленных патриотических починах. Ко Дню Победы в Центральной городской библиотеке оформлена книжная выставка-просмотр «Трудом ковавшие Победу», посвященную героическим будням тыла.

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым.
Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище" В данной статье вы расскажете о деятельности тыла и его вкладе в победу в Великой Отечественной войне.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

«Политика памяти»: подвиг тыла как мерило понимания советской эпохи Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов.
Попасть в двадцатку: Путин оценил трудовой подвиг советских граждан | Статьи | Известия Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом.

Тыл – это половина победы, и даже больше

Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. Советские пикирующие бомбардировщики Пе-2 во время Великой Отечественной войны. Поэтому рассказать о подвиге тыла глазами советских фотокорреспондентов именно здесь для нас и большая честь, и ответственность", – рассказала Наталья Тюрина. Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении. Сурский и другие оборонительные рубежи: подвиг тружеников тыла как мерило понимания советской эпохи.

Государственное учреждение образования "Гродненское областное кадетское училище"

Советский тыл был монолитным и прочным на протяжении всей войны и обеспечил Вооруженные Силы всем необходимым для полного разгрома германского агрессора и. Главная/Десятилетие науки и технологий в России/Биология/«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны». В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении.

Легендарные штурмовики

  • Направления деятельности тыла в годы Великой Отечественной войны
  • Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную
  • Советский тыл в Великой Отечественной войне
  • Эвакуированные: история ленинградской девочки Оли Спиваковой
  • 11.3. Советский тыл в годы войны

Американский СПАМ: чем кормили красноармейцев в Великую Отечественную

Вплоть до 1937 года советское руководство просто перекладывало план предыдущего года в новую папочку и писало на ней: "план 34-го года", "план 35-го года", "план 36-го года". При этом, как вы все понимаете, количество заводов менялось, количество станков менялось. Это не учитывалось. Вот после 37-го года, по словам Алексея Мелия, даже этот процесс перекладывания в папочки прекратился, поэтому на 1941 год это опять-таки не мое мнение, а это мнение академика Куманева никакого утвержденного плана мобилизации… ой, извините, плана эвакуации не существовало. У меня нет с собой, я буду цитировать близко к тексту воспоминания Дубровина, который в тот момент был заместителем наркома путей сообщения.

В первые дни войны, как он пишет в своих воспоминаниях, он бросился в библиотеку, в "Ленинку", для того чтобы хотя бы в литературе найти, как проводилась эвакуация в годы Первой мировой войны, потому что у него вообще никакого опыта не было. Как вы понимаете, если советский чиновник такого ранга бросился искать планы в библиотеку — это значит, что у него плана не было точно. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, но Совет по эвакуации был создан на третий день войны — раньше, чем Государственный комитет обороны, на секундочку. О чем это говорит?

Булат Нигматулин: Первое. То, что 24 июня был сразу создан Совет по эвакуации, то есть 22-го началась, и 24 июня — это было совершенно оправдано. И даже не могли представить, я не могу представить, чтобы командование, руководство страны думало, что через два месяца немцы окажутся под Москвой. Это было правильное решение.

Это абсолютно правильное решение. Конечно, была определенная растерянность, но потом уже, когда Минск потеряли. Алексей Ханютин: За четыре дня после начала войны. Булат Нигматулин: Но то, что 30 июня Государственный комитет обороны был создан, кстати, по инициативе сначала Берии… А до этого же у нас был Комитет обороны, который примерно за 20 дней до этого, до войны его расформировали.

И вот этот Государственный комитет обороны, и вся полнота власти, и все это подчинение. И всего пять человек, и огромная власть у этих людей. И то, что начали работать. И то, что была плановая система экономики, что была партийная организация, насквозь в стране управление было, скелет этой организации, фундамент, что была ответственность, огромнейшая ответственность за порученные дела.

Посмотрите постановления Государственного комитета обороны, связанные, кстати, с эвакуацией. Они же очень лаконичные, очень жесткие. Соответственно, там все четко прописано. Это, кстати, пример сегодняшнему управлению.

Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, а как люди воспринимали эвакуацию в первые дни войны? Вот вы проводили интервью. Среди них были воспоминания именно о первых днях войны, о первых распоряжениях об эвакуации? Как она проходила?

Как люди принимали вообще? Ведь считали, что будем воевать малой кровью на чужой территории. Как люди воспринимали в западных регионах распоряжение эвакуировать свои предприятия на восток? Алексей Ханютин: В западных регионах воспринимать времени не было.

Вот пришел на завод, сказали: "Завтра выезжаем. Или даже сегодня выезжаем. Берем с собой 20 килограммов вещей". То есть люди хватали, ехали и действительно думали, что едут на несколько месяцев, на полгода.

Один говорит: "Я правый ботинок взял, а левый тут оставил". Взяли с собой все, что грязное, в чем на завод ходили, а чистое оставили здесь — в Москве, в Питере. Евгений Спицын: Да не было такого хаоса в эвакуации! Не надо обобщать.

Был сначала действительно создан Совет по эвакуации. Затем, после создания ГКО Государственного комитета обороны 30-го числа, 30 июня, этот совет 3 июля был переподчинен Государственному комитету обороны. Его председателем действительно стал Шверник, с двумя замами, первыми замами, зампред руководителя советского правительства, это Косыгин и Первухин. А потом, в октябре, был создан еще один комитет — уже Комитет по эвакуации, который возглавил Анастас Иванович Микоян, зампред Совета народных комиссар и член Политбюро ЦК.

И он саккумулировал вот эти структуры, которые потом полностью отвечали за эвакуацию промышленности. У нас очень часто забывают вот о чем, когда говорят о партийных комитетах: реальной эвакуацией на восток занимались не партийные комитеты, а управления внутренних дел НКВД СССР на местах под руководством Лаврентия Павлович Берии. Михаил Мухин: Вы знаете, мне бы хотелось обратить внимание на два момента… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, паника, наверное, все-таки была вначале? А когда удалось установить порядок?

Михаил Мухин: Мне бы хотелось, чтобы все присутствующие понимали, в каких условиях это проводилось. Я приведу, но я хорошо понимаю, что это, как говорил Ленин, "игра фактов". Можно приводить и такие факты, и такие факты. Ну, вот такой наглядный пример… Дмитрий Лысков: Михаил Юрьевич, мы как раз собрались, чтобы разобраться.

И факты, я думаю, здесь абсолютно не лишние. Так совпало, что хронологически начало эвакуации совпало с прорывом в западные предместья города авангарда группы армий "Юг". То есть с первого дня эвакуации производственная площадка оказалась в зоне досягаемости не только артиллерийского, но и минометного огня неприятеля. Поэтому часть рабочих с кувалдами наперевес, извините, демонтировали станки и волокли их на вокзал, а другая часть рабочих расхватала винтовки и побежала в предместье останавливать немецких мотоциклистов.

И в этой ситуации я не удивлюсь, что они там забыли не только левый сапог, но там много чего можно было забыть. А вообще, когда мы говорим… Понимаете, здесь очень трудно сказать "да" или сказать "нет". Здесь было и то, и другое. Если мы скажем, что управление без системы партийных органов было бы потеряно — это правда, оно было бы потеряно, потому что партийная система являлась главной системой управления Советским Союзом.

Он был так устроен. Все вопросы решались не в исполкоме, а в обкоме. Но в то же время, когда мы говорим, что у нас была гениальная система управления, надо учитывать, что она работала очень по-разному. Я приведу конкретный факт.

В материалах Куйбышевского обкома партии до 19 июля вообще не встречается слово "война". Поэтому 19 июля ЦК ВКП б издает специальное постановление, в котором он говорит, что отдельные, скажем так, обкомы до сих пор не осознали, что страна находится в состоянии войны, что над страной нависла угроза, поэтому ведут себя как-то, скажем так, неправильно. То есть этот вопрос решался на уровне ЦК. Скажем так, руководил ли процессом эвакуации и вообще управлением советской промышленностью аппарат партийного управления?

Да, руководил. Работал ли он, как часы? Нет, не работал. Это был очень сложный, очень непростой процесс.

Но в целом, подводя итог, надо сказать, что, в общем-то, результат был скорее положительный. Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, вот чтобы было понятно. Мы сейчас слышали, как эвакуировался запорожский завод: действительно, часть рабочих с винтовками отбивается, а часть кувалдами разбирает станки. Но ведь, понимаете, многие… Булат Нигматулин: Даже фильм был на основе этих материалов.

Евгений Спицын: Да, Матвеев снял фильм "Особо важное задание". Булат Нигматулин: "Особо важное задание", Матвеев. Там генерал-майор. Был главный инженер, а потом директор этого завода.

Дмитрий Лысков: Может быть, вы попробуете дать представление и мне, и нашим зрителям, что это с точки зрения технической? Как это? Вот есть завод, к которому подведены все коммуникации, в котором налажено производство. Как его можно снять, погрузить и вывезти?

Что это? Евгений Спицын: Платформы подгоняли. Примерно 1360 крупных заводов, а всего 2600 этих заводов промышленных. Крупные заводы, средние заводы были вывезены.

Евгений Спицын: Причем Куманев сказал, что эти цифры очень условные, их надо уточнять. Булат Нигматулин: Да, еще многие без документов вывозились, вот как раз когда уже окружение было или потеря завода, территория завода захвачена уже противником. Обращаю внимание, что платформы подводили. Приказ был.

Местные органы власти, включая партийные, вопросы решали. Решали же, они же давали приказ. Просто так рабочие не собирали бы кувалдой. Евгений Спицын: Конечно.

Булат Нигматулин: Директор завода работал, партком работал. Так же нельзя. Это такое количество! Часы решали, сутки решали.

А ведь было сказано… Дмитрий Лысков: Нет, если я не ошибаюсь… Булат Нигматулин: Это значит, что без управления… Дмитрий Лысков: Ну, не может же стихийно завод переехать, я согласен. Нужно управление. Булат Нигматулин: Стихийно невозможно это сделать. Булат Нигматулин: Дальше.

Конечно, заводы были подчинены наркоматам. У каждого наркомата, будем считать, с начала войны были программы, развертывали планы эвакуации — из точки "А" в точку "Б". Не были же брошены эшелоны. Это же надо понять.

Представьте себе — за полгода было 1,5 миллиона вагонов, 30 тысяч эшелонов железнодорожных. Дмитрий Лысков: А ведь навстречу шли эшелоны, которые шли на фронт. Булат Нигматулин: Эти эшелоны шли навстречу. Были пробки.

Ведь надо было почти 2,5 миллиона человек перевезти с востока, с мест мобилизации на фронты, в районы военных действий. И это все смогли сделать. Я хочу сказать, что вот у нас было 700 тысяч станков на начало войны. Мы 100 тысяч станков потеряли.

Мы потеряли достаточно… Не так много, кстати. Немцы говорили… Мы не так много потеряли паровозов, вагонов. Евгений Спицын: Да у немцев все время своя статистика. Булат Нигматулин: Проблема была, кстати, у них.

Они обычно захватывали территорию, брали ресурсы, сырьевые ресурсы, производственные ресурсы и на этом усиливались. Вся эта предвоенная немецко-германская империя как раз была так и создана. Это были методы блицкрига: захватить, усилиться. Дальше — опять.

Прошло некоторое время, межвоенный период — и дальше захватывать новые территории. С Советским Союзом не удалось этого сделать. Да, конечно, был хаос. Витебск когда был?

Это неделя, 10 дней, когда Белоруссия была захвачена. Конечно, был хаос. Евгений Спицын: Так об этом и речь. Булат Нигматулин: Там был хаос.

Но железной рукой, железной волей в течение месяца, двух-трех месяцев… в течение месяца ситуация оказалась все-таки под управлением. Если бы продолжался этот хаос, о котором вы говорили, проиграли бы войну. Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками".

И крупа у нас была, а вот сварить не на чем. Лес и местные деревеньки немцы, отступая, спалили. Так что мне частенько приходилось сырую гречу грызть. Из—за постоянного недоедания у красавицы Анны от нагноения на затылке начала сходить кожа. Оправиться ей удалось только благодаря помощи военных.

На дне рождения одного из офицеров ее напоили кипятком и угостили мясными консервами. Анна Андреевна сушит промокший архив — А военных было много. Со всей страны через Псков ребят отправляли на фронт. Многие тогда брали мой адрес, чтобы разыскать после войны. Да так и не вернулись...

Единственным, что спасало в те годы от безнадежности и окончательного уныния, стали танцы. Анна вместе со своими подругами из военкомата бегала в лагерь летчиков, который располагался на шоссе Псков — Ленинград. Всякое могло случиться. Один эпизод Анна Андреевна запомнила на всю жизнь. Они как раз возвращались домой по темной дороге, а навстречу к себе в лагерь плелся изрядно выпивший служивый.

Он схватил Анну за руку и стал шептать: «Вот погоди, щас все уйдут». Она попыталась вырваться, но хватка у военного была крепкая. Тут она заметила вдали серый силуэт и закричала: «Вот погоди, сейчас офицера дождемся! Солдат испугался, отпустил руку, и Анне удалось убежать. Долго еще тот вояка что—то кричал вдогонку и размахивал кулаками.

Но Бог миловал. Победа Этот радостный миг сначала показался нашей героине отнюдь не радостным. Среди ночи прямо под окнами ее комнаты раздались крики и выстрелы.

Дмитрий Лысков: Да, несомненно, мы вряд ли бы выиграли войну. Булат Нигматулин: И я хотел бы процитировать постановление Государственного комитета обороны от 18-го уже ноября 41-го "Об ускоренном продвижении эшелонов с эвакуированными рабочими, служащими и колхозниками".

Там написано: "Обязать Нарком путей сообщения выделять на станциях людские эшелоны и давать им преимущество в отправлении поездов перед другими поездами, кроме воинских. Установить скорость следования вагона с эвакуированными не менее 500—600 километров в сутки". Это значит… Алексей Ханютин: Это распоряжение, а на самом деле было по-другому. Дмитрий Лысков: На самом деле скорость действительно была и 100 километров в сутки. Булат Нигматулин: Дальше, еще одна вещь, которая… Дмитрий Лысков: Булат Искандерович, мы не можем сосредотачиваться сейчас на цитатах из документов.

Булат Нигматулин: Еще одна вещь, о которой рассказывал мне мой коллега. Он научный руководитель ядерного центра в Снежинске, академик Аврорин Евгений Николаевич. Ему было 10 лет. Он говорил: "Эвакуировали. На всех станциях отоваривание…" Дмитрий Лысков: Карточек.

Булат Нигматулин: Карточек. И горячая вода. На всех станциях! Конкретный начальник станции за это отвечал. Дмитрий Лысков: Давайте сейчас послушаем, что по поводу эвакуации писал британский журналист Александр Верт.

Прошу вас. Из книги британского журналиста Александра Верта "Россия в войне 1941—1945": "Ночные работы производились при свете факелов и костров. Электрической энергии едва хватало на то, чтобы пустить смонтированные под открытым небом станки. Осветительная арматура прикреплялась к деревьям. Зимой на одной из окраин Свердловска, где восстанавливался вывезенный из Киева завод "Большевик", можно было наблюдать такую картину.

Под соснами, с которых свисали электрические лампы, работали станки… В это же время в одном из городов Поволжья возводились новые корпуса крупнейшего авиастроительного предприятия страны… Еще над головой не было крыши, а станки уже действовали. Ударили сорокаградусные морозы, но люди оставались на своих рабочих местах. К концу месяца было произведено уже 30 самолетов этого типа и 3 штурмовика Ил-2". Дмитрий Лысков: И это был, конечно же, беспримерный подвиг нашего народа. Люди действительно трудились в таких условиях, которые сегодня представить себе просто невозможно.

Михаил Юрьевич, заводы выгружали, как мы сегодня знаем, практически в чистое поле, цеха возводились параллельно выпуску продукции… Алексей Ханютин: Это мифология. Евгений Спицын: Их не выгружали в чистое поле! Дмитрий Лысков: Расскажите, какая ситуация была на самом деле. Алексей Ханютин: Вы знаете, здесь на самом деле… Ну, опять-таки дьявол прячется в деталях. Практически в каждом оборонном наркомате были головные предприятия и предприятия обеспечивающие.

Ну, скажу честно, я не очень хорошо себе представляю ситуацию в Наркомате вооружений, в Наркомате боеприпасов. А в Наркомате авиапромышленности всего числилось порядка 150 предприятий, из них непосредственно сдачей самолетов как таковых занималось порядка двадцати. Ну и еще заводов десять производили авиамоторы. Причем из этих десяти опять-таки головных было штук семь. А все остальное — это обеспечивающие, это заводы, которые производят, я не знаю, шасси, пропеллеры, нормали, агрегаты, детали и так далее, и так далее, и так далее.

Разумеется, головные предприятия всегда размещали в каких-то капитальных строениях. Причем здесь очень удачно "выстрелили" те самые заводы-дублеры, которые частично были достроены, частично не достроены. И в эти либо достроенные, либо недостроенные цеха свозили оборудование эвакуированных предприятий. В Куйбышеве сейчас Самара незадолго до войны началось строительство такого целого аэрокуста. Там одновременно строились два… три завода — два авиастроительных и один авиамоторный.

И вот на эти производственные площадки было свезено оборудование приблизительно десяти заводов. Обеспечивающие заводы размещали по остаточному принципу: в здание клуба, мебельного техникума, один завод поместили в недостроенный железнодорожный туннель, чтобы у него была какая-то крыша над головой. Другое дело, что обеспечивающие заводы уже как бы размещали по остаточному принципу. Здесь кого-то помещали в здание клуба, кого-то — в здание, я не знаю, мебельного техникума, кого-то — еще куда-то. Вы знаете, в качестве такого уникального случая могу сказать, что один завод поместили не знаю, как сказать в здание, в помещение недостроенного железнодорожного туннеля, чтобы у него была какая-то крыша над головой.

Алексей Ханютин: Да, было такое. Шла настоящая драка за более или менее пригодные помещения между различными наркоматами. Дмитрий Лысков: А давайте сейчас посмотрим… Михаил Мухин: Вот этот вариант, когда непосредственно выгружали в лесу и там, не знаю, сверху снежок сыпался, а они точили — это все-таки, на мой взгляд, некоторое преувеличение. Дмитрий Лысков: Преувеличение? Михаил Мухин: Возможно, такое и было, но только если с каким-то уж совсем малозначительным заводом, который выпускал что-то не принципиально важное.

Дмитрий Лысков: Алексей Юрьевич, вы начали говорить. Прошу прощения, я вас перебил. Евгений Спицын: А мне так и не дают сказать. Дмитрий Лысков: Одну секундочку. Алексей Ханютин: Я боюсь, что Верт, будучи иностранным корреспондентом, конечно, опирался на газетные, печатные материалы, которые в значительной степени мифологизировали эту ситуацию.

Евгений Спицын: Опять "мифологизировали"! Дмитрий Лысков: Сейчас, секундочку. Сейчас я вам предоставлю слово. Алексей Ханютин: Конечно, так сказать, всеми силами искали пригодные помещения. И находили.

Это не умаляет того, что условия были чудовищно сложные, что работа была на износ. У нас здесь с вами завязалась дискуссия, что вот был подвиг… Понимаете, там, где есть подвиг, там всегда есть рядом чья-то ошибка, чей-то просчет… Евгений Спицын: Давайте посмакуем это! Давайте накануне Победы это посмакуем! Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, прошу вас. Алексей Ханютин: …чья-то некомпетентность, возможно, глупость, трусость и так далее.

Евгений Спицын: Ну да, да, да! Алексей Ханютин: И там, где людям пришлось проявлять действительно этот героизм, там надо бы и разобраться в механике того, как и почему это происходило. Дмитрий Лысков: Я считаю, что не стоит в войне на истощение с таким противником, как вся Европа, захваченная фашистами, разбираться в каких-то просчетах, вернее… Алексей Ханютин: Нет, а почему же? Дмитрий Лысков: Даже неправильно я выразился. Не в просчетах разбираться, а разбираться в той составляющей, которая являлась этим подвигом.

Евгений Юрьевич, прошу вас, вы хотели высказаться. Евгений Спицын: Значит, первое. У нас забывают о том, что у нас органы НКВД под руководством Лаврентия Павловича Берии принимали самое активное участие в проведении эвакуации. И там, где не срабатывал партийный аппарат, его либо быстро ставили в чувство, либо просто сотрудники НКВД подменяли собой партийных и советских работников, которые были нерадивые. Никто же не говорит, что все первые секретари горкомов, обкомов, райкомов и иных структур были прямо светочами, так сказать, во тьме.

Это первое. Второе — то, что касается эвакуации предприятий. Тоже мой коллега совершенно правильно сказал, что не было никакого вывоза в какую-то голую степь. Там, где не успевали строить заводы-дублеры, уже заранее строились… И это особенно было указано планом Третьей пятилетки, который был утвержден на XVIII съезде партии. Создавались фундаменты со всеми подведенными коммуникациями.

Откуда там, извините, лампочки горели и куда подключали там те же рабочие станки? То есть стояли фундаменты. На эти фундаменты с платформ тут же снимали станки, подключали к электроэнергии — и они начинали давать продукцию. А уже потом возводили стены, крыши и все такое прочее. Но это не в голом поле было!

И вот таких площадок, извините, насчитывалось по всей стране за Уралом, за Волгой даже и за Уралом несколько сот. Поэтому правильно академик Куманев говорит. Вот те цифры, которые вы приводили — 2600 предприятий крупных, из них 1360 предприятий чисто военного профиля, то есть оборонных наркоматов. Но даже Куманев, являясь одним из крупнейших специалистов по этому периоду, он говорит, что эту цифру надо пересмотреть в сторону увеличения. Другое дело, что у нас, к сожалению, сейчас нет достаточного количества специалистов, которые занялись бы этой столь необходимой… Ну, извините, знаете, это не написать очередную биографию какого-нибудь белого генерала или как грохнули царя-батюшку, это куда больше принесет славы и денег.

Дмитрий Лысков: Евгений Юрьевич, спасибо. Евгений Спицын: А этим не занимаются люди! Вот о чем речь идет. Дмитрий Лысков: Я предлагаю посмотреть еще один сюжет, на этот раз с Ижевского завода, и рассказы ветеранов этого предприятия, которые услышали наши корреспонденты. Умные станки сами вытачивают детали, а человек лишь управляет процессом.

Так выглядит современное оружейное производство Ижевского механического завода — совсем иначе, чем в далеком 1942 году, когда здесь начинал работать 17-летний юноша Иван Анисимов. Иван Анисимов, ветеран Ижевского механического завода: Станки-то большинство устаревшие. Они были эвакуированы, перевезены из Тулы, Подольска. Это официально Ижевский механический завод был основан только через год после начала войны. Первые конвейеры по производству боевого стрелкового оружия начали свою работу гораздо раньше — в 41-м.

Именно тогда в Ижевск стали прибывать первые эшелоны эвакуированных от линии фронта предприятий. Евгений Ульяненко, председатель Совета ветеранов Ижевского механического завода: В 41-м году сюда прибыли эшелоны подольчан из Подольска, из Тулы с оборудованием, эвакуированные. Было выделено вначале 5 гектар под эту площадку. Был построен один барак. И уже под открытым небом начинали делать продукцию.

Ночевать рабочим приходилось в плохо отапливаемых бараках. К зиме, когда над цехами уже появились крыши, на производстве было даже теплее. Иван Васильевич вспоминает, как придумали номерки для желающих поспать на резервуаре с теплой водой в одном из цехов. Иван Анисимов: Очень мороз сильный, вода даже в станках замерзала. И была очередь, чтобы заночевать, не ходить.

На этом баке тепло — вот в чем дело. Не было у рабочих ни нормальной спецодежды, ни теплой обуви. Иван Анисимов: Одели в ботинки на деревянной подошве. Что из себя эти ботинки представляли? Ну, сшитые полоски из свиной кожи.

Зато кормили хорошо. Говорит, к горячему обеду из трех блюд выдавали по 800 граммов хлеба в сутки. Но все равно не наедались. Работали по 12, а то и по 16 часов. До конца Великой Отечественной войны на устаревших станках завод выпустил более 1 миллиона 300 пистолетов и револьверов, больше 130 тысяч противотанковых ружей, в основном силами эвакуированных.

Евгений Ульяненко: Многих ведь и на фронт забрали, многие ушли добровольцами. Эвакуированные в Ижевск тульские и подольские производства стали основой предприятия, которое продолжает развиваться и в наши дни. В июле 2017 года Ижевский механический завод отметит 75-летний юбилей. И это лишь частный пример беспрецедентной эвакуации промышленных объектов в начале Великой Отечественной. По неполным данным, лишь в течение второго полугодия 1941 года на восток страны по железным дорогам было перевезено больше 2500 заводов и фабрик.

Дмитрий Лысков: Прошу вас. Михаил Мухин: Вы знаете, я хочу сказать, что это были очень хорошие условия, по меркам Великой Отечественной войны это были еще очень приличные условия. В воспоминаниях… Все-таки я вернусь. В воспоминаниях Шахурина описывается его визит на Куйбышевский авиазавод. И там рабочие каждому блюду в столовой придумали свое название.

Суп из ботвы назывался "голубая ночь". Вода с горохом называлась "осень". Суп из воблы назывался "карие глазки". И было еще что-то, что сам Шахурин так и не смог определить, и это называлось "жезловка", потому что директора завода звали Жезлов. И кстати, рабочие были ему очень благодарные, потому что Жезлов пробил создание при заводе подсобного хозяйства, чтобы там это все можно было набрать и чем-то кормить людей.

К началу контрнаступления были не только восполнены текущие запасы материальных средств в войсках, но и созданы значительные запасы на армейских, фронтовых складах, базах Центра. Проверкой способности органов тыла по снабжению войск в тяжелейших условиях явилось положение Красной Армии в битве под Сталинградом. Свои задачи приходилось выполнять в чрезвычайно сложной обстановке. В ходе оборонительного сражения тыловые части и учреждения понесли значительные потери, запасы материальных средств в войсках в результате непрекращающихся боев были израсходованы, а на складах армий и фронтов — истощены. Склады центрального подчинения были расположены на большом удалении от обеспечиваемых войск, большинство имевшихся автомобильных дорог проходило параллельно линии фронта. Подготовка тыла к контрнаступлению производилась скрытно. Задачи до исполнителей доводились устно, подвоз материальных средств осуществлялся только в темное время суток. Материальные средства подвозились всеми видами транспорта, однако их накопление производилось медленнее, чем прибывали войска. В связи с этим Верховный Главнокомандующий перенес начало контрнаступления с 9—10 ноября на 19—20 ноября 1942 года. Созданные к этому времени запасы материальных средств позволили обеспечить начало контрнаступления наших войск.

В ходе наступления советских войск было израсходовано значительное количество материальных средств. Расход боеприпасов составлял порядка 60 вагонов 1200 т в сутки, и налаженная к тому времени система снабжения позволила в полной мере обеспечить потребности фронта. Еще более масштабный объем работы предстояло выполнить органам тыла в Курской битве. Заблаговременность подготовки к Курской битве позволила своевременно и в полной мере обеспечить войска материальными средствами. Особенностью битвы явилась высокая плотность войск, насыщение их вооружением и военной техникой, в силу чего в ряде случаев на одной линии с армейскими тыловыми частями размещались фронтовые. Напряженной работы органов тыла требовали и решающие операции третьего периода Великой Отечественной войны. Как показал опыт, в наступательных операциях Красной Армии весной 1943 года возросли случаи отставания запасов материальных средств от обеспечиваемых войск. Это было обусловлено тем, что в существовавшей на тот момент системе снабжения войск нижестоящие соединения и части сами подвозили себе со складов вышестоящего звена выделенные им материальные средства. В связи с этим Государственный Комитет Обороны 24 мая 1943 года принял решение об ответственности старшего начальника за организацию подвоза всех материальных средств в подчиненные соединения и части, которое является одним из основных принципов снабжения войск и по сей день. Другая особенность освобождения захваченных территорий заключалась в том, что не было возможности рассчитывать на местные ресурсы, разоренные противником, в первую очередь продовольствия.

Это приводило к необходимости увеличивать объемы подвоза материальных средств войскам. Так, для подготовки и проведения Белорусской стратегической операции, по расчетам, войскам необходимо было подать 400 тыс. И только снабжение фронта материальными средствами из резерва Центра позволило начать операцию 23 июля 1944 года. Органы тыла выполняли важные задачи по восстановлению народного хозяйства на освобожденной территории страны. Вместе с войсками двигались оперативные группы, немедленно приступающие к возрождению хозяйственной и культурной жизни оккупированных территорий. Подготовка 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов к проведению Висло-Одерской операции также началась заблаговременно. Концентрация сил и средств на плацдармах сражения была необычайно высокой. К началу операции тыловые части и учреждения были максимально приближены к войскам, что было обусловлено необходимостью создания благоприятных условий для войск при прорыве тактической обороны. Советскими войсками вместе с обеспечивающими их структурами был использован весь накопленный боевой опыт в заключительной операции Великой Отечественной войны — Берлинской. Вследствие небольшой глубины Берлинской операции, плотности ведения огня и больших потерь личного состава фронтовые тыловые части практически не перемещались.

Во время штурма Берлина в непосредственной близости развернулись резервные армейские госпитали, для розыска и эвакуации раненых создавались специальные команды. В среднем за день боя в Берлине расходовалось свыше 300 вагонов различных боеприпасов и других материальных средств, однако органы тыла своевременно снабжали войска, обеспечив Великую Победу советского народа. Во-первых, как гласит азбучная истина военной науки, победа в любой войне, а тем более такой затяжной и кровопролитной, какой явилась Великая Отечественная война, протяженностью 1418 дней и ночей, зависит не только от военного искусства полководцев, но и от уровня организации материально-технического обеспечения войск, то есть от крепкого тыла. Во-вторых, опыт Великой Отечественной войны доказал, что бесперебойность снабжения войск является одним из главнейших условий победы в любой войне. В-третьих, было показано, что, с учетом континентального характера театров военных действий, важное значение имело эффективное руководство органами управления тылом в организации подвоза вооружения, военной техники и других материальных средств. Сталин сказал заместителю наркома обороны СССР — начальнику Тыла Вооруженных Сил в момент назначения его на должность Народного комиссара путей сообщения: «Я отдаю себе отчет, как сложна и ответственна выполняемая Вами работа начальника Тыла. Но снабжение фронта — это прежде всего подвоз! Всего за годы Великой Отечественной войны Тыл Вооруженных Сил принял от промышленности и обеспечил хранение и подвоз войскам силам свыше 65 млн т горючего, боеприпасов, продовольствия и фуража. Общий пробег только автомобильного транспорта составил свыше 2,5 млрд км, что эквивалентно свыше 60 тыс. В-четвертых, первый и второй периоды Великой Отечественной войны показали, что в самых тяжелых условиях ведения боевых действий, прежде всего в обороне, из всей номенклатуры материальных средств войска выше всего ставили продовольствие, боеприпасы и горючее.

В начале 1942 года 33-я армия под командованием авторитетного командующего Н. Ефремова не смогла выполнить поставленные задачи, поскольку войска не были обеспечены продовольствием и боеприпасами.

Круглый стол «Советский Дальний Восток в 1941-1945 гг.: фронт и тыл (память потомков)»

Вокруг этого призыва объединились люди самых различных взглядов и привычек, военные и сугубо штатские, мужчины и женщины, без различия возраста и происхождения. Во имя высшей патриотической цели - защиты своего Отечества поднялись народы всего нашего многонационального государства, многократно умножив своим единым духовным порывом материальную силу и мощь оружия», - отмечал в своих мемуарах «Воспоминания и размышления» Георгий Жуков. Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине. Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.

Посевные площади и поголовье крупного рогатого скота сократились в 2 раза. Поэтому ускорилась работа, начатая еще до войны, по расширению посевных площадей в Сибири, Казахстане и Средней Азии. К концу 1942 г.

Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были транспортные поставки грузовых и легковых машин американского производства. Ленд-лиз - форма военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. Они предоставили нам помощь на 9,8 млрд.

На втором этапе 1943-1945 гг. СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства.

В 1943 г. Продолжалось совершенствование боевой техники - стрелкового оружия пистолет-пулемет , новых истребителей Ла-5, Як-9 , тяжелых бомбардировщиков АНТ-42, получивших фронтовое название ТБ-7. Эти стратегические бомбардировщики имели возможность наносить бомбовые удары по Берлину и возвращаться на свои базы без промежуточных посадок для дозаправки.

В отличие от предвоенных и первых военных лет новые модели военной техники сразу шли в массовое производство. В августе 1943 г. На его основе в них уже в годы войны началось восстановление разрушенной промышленности и сельского хозяйства.

Особое внимание уделялось при этом добывающей, металлургической и энергетической отраслям в Донбассе и Приднепровье. В 1944 г. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной - возрос в 3 раза.

Особое значение имело увеличение сельскохозяйственного производства. Социальная политика. Она была также направлена на обеспечение победы.

В этой области были приняты чрезвычайные меры, в целом оправданные обстановкой войны. На фронт были мобилизованы многие миллионы советских людей.

Чтобы воспользоваться этими преимуществами, руководству страны надо было перестроить экономику для работы в условиях военного времени. Одним из уникальных достижений стала передислокация сотен промышленных предприятий с запада на восток страны, и быстрое включение их на новом месте для работы на нужды фронта. Статья по теме: Взять Берлин в феврале? Хотя относилась она, в первую очередь, к действиям в прифронтовой полосе, но определяла задачи и для всего населения. Укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий, разъяснить трудящимся их обязанности и создавшееся положение», - говорилось в документе. И советский народ проявил небывалый энтузиазм и патриотизм. Люди работали по 12-20 часов в сутки, иногда неделями не выходили с заводов.

Он выпускал гильзы для артиллерийских снарядов. Мы, подростки, работали наравне со взрослыми по двенадцать часов в сутки без выходных, праздников и отпусков. Если надо было, оставались в цехах во вторую смену. Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие.

Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение. По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин.

Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд.

Промышленность в годы Великой Отечественной войны

  • Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны
  • Советский тыл в Великой Отечественной войне
  • Фотовыставка "Освобождение. Путь к Победе. Тыл" открылась в Самаре - Самарский университет
  • Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video | VK

"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов

"Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов Советская культура в конце 20-начале 30 гг.
Общественная палата Омской области Эвакуация планировалась в два этапа, чтобы завод продолжал выпускать так нужные фронту танки и одновременно понемногу отправлял оборудование в тыл.
ВКЛАД ТРУЖЕНИКОВ ТЫЛА В ВЕЛИКУЮ ПОБЕДУ «Ни гроша Форду — даешь советский карбюратор!» — под таким лозунгом началось строительство.

Советский тыл на завершающем этапе войны

  • Арабский халифат и его распад
  • Попасть в двадцатку: Путин оценил трудовой подвиг советских граждан | Статьи | Известия
  • Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
  • Советский тыл в годы войны - Архив новостей - Вольковская СШ
  • Великая Отечественная война. Тыл - История России в фотографиях
  • Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий