Временный комитет Государственной Думы 1917, сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической револю. В апреле Временное правительство воспрепятствовало возобновлению работы Государственной думы, в октябре распустило её.
История. 10 класс
Временный комитет состав, временный комитет государственной думы в феврале 1917 возглавил. Временный исполнительный комитет Государственной думы. Во время Февральской революции был членом Временного комитета Государственной думы и его комиссаром в Сенате. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю). После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение. Временный комитет Государственной думы Временный комитет Государственной думы. журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе.27 февраля избран в состав Временного комитета Государственной думы.
История. 10 класс
Временная депутатская рабочая группа по подготовке первого пленарного заседания Государственной Думы VIII созыва обсудила перечень комитетов Госдумы. Временный комитет государственной думы, созданный после Февральской революции 1917 года, выполнял важные функции и задачи в период государственного кризиса. Временный комитет Государственной думы — орган государственной власти в России в ходе Февральской революции, существовал 12 марта (27 февраля по старому стилю) — 19 октября (6 октября по старому стилю) 1917 года. Временный комитет Государственной Думы 1917, сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической револю. Временный комитет Государственной думы 1917 — сформирован 27 февраля (12 марта) в Петрограде в день победы Февральской буржуазно-демократической революции 1917 (См. Февральская буржуазно-демократическая революция 1917). Источники: Рис. 1. Члены Временного комитета Государственной думы.
Великая российская революция 1917 года: события февральской революции
В состав к та входили: пред. Родзянко пред. Милюков и Н. В … Советская историческая энциклопедия Временный комитет Госдумы — М. Родзянко председатель Временного комитета Государственной думы.
Члены Временного комитета Государственной думы.
Первым свою подпись под декларацией в качестве «Председателя Государственной Думы» поставил М. Родзянко, полагавший, что Дума стоит выше правительства [6, с. Персональный состав назначенных министров также мог свидетельствовать о думском «происхождении» правительства. И в последующее время думцы и выборные члены Госу -дарственного Совета являлись важным источником кадрового пополнения Временного правительства. Должности министров и их заместителей в разных составах правительства получили более 30 парламентариев. На первом же заседании правительства был поставлен вопрос о его статусе и отношении к Думе.
Протокол этого заседания содержал следующую запись: «Министр-председатель возбудил вопрос о необходимости точно определить объем власти, которой должно пользоваться Временное правительство до установления Учредительным собранием формы правления и основных законов Российского государства, равным образом, как о взаимоотношениях Временного правительства к Временному комитету Государственной думы. По этому поводу высказывались мнения, что вся полнота власти, принадлежавшая монарху, должна считаться переданной не Государственной думе, а Временному правительству, что, таким образом, возникает вопрос о дальнейшем существовании Комитета Государственной думы IV созыва. Нет оснований полагать, что Временное правительство во время перерывов занятий Государственной думой может издавать меры законодательного характера, применяя порядок, установленный ст. Думы, не упраздняя его, а также не изменяя ни в чем нынешнего состояния законодательных палат» [8, с. Однако в течение по крайней мере марта-апреля следовать этой теории в своей практической деятельности Временному правительству было сложно. Так, 5 марта правительство постановило передать Государственную типографию в ведение Думы; 14 марта было разрешено военному министру внести в Думу представление об изменении порядка передачи наследникам и использования оставшихся после убитых казаков седел; 26 марта на рассмотрение второму департаменту Государственного Совета передавались срочные железнодорожные дела; 5 апреля правительство постановило, ссылаясь на статью 47 «Учреждения Государственной Думы», вернуть из Думы законопроект об установлении границ округа санитарной охраны и санитарных сборов; 27 апреля правительство утвердило мемории первого департамента Госсовета по делам, рассмотренным 1 февраля, и второго департамента по делам, рассмотренным 24 февраля 1917 г. Возникшее соперничество проявилось и 3 марта при составлении формулы отказа от престола великого князя Михаила Александровича.
Шульгину удалось внести указание на то, что Временное правительство возникло по почину Государственной Думы. Однако его оппонент В. Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А. Керенский, П. Милюков и В. С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер.
Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С. Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г. Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с. Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры. Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала.
Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И. Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий». В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций.
Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение. Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва. Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде. Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение.
На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета». Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф. Головина и А. Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов. Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении.
Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране. Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М. Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе. Горькое ощущение того дня Н. Савич передал фразой: «.
Новый всплеск активности думцев в отстаивании прав народного представительства относится ко времени работы I Всероссийского съезда Советов. Вопрос о Государственной Думе не мог не возникнуть в ходе съезда уже потому, что его открытие пришлось на 3 июня, на день десятой годовщины роспуска Думы второго созыва и издания избирательного закона, на основании которого и была сформирована Дума четвертого созыва. Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда.
Шульгин, правый В. Львов, трудовик А. Керенский, меньшевик Н. Печатным органом Временного комитета Государственной Думы в первые дни революции были "Известия" Комитета петроградских журналистов. Временный комитет Государственной Думы пытался остановить революцию и спасти монархию. В ночь на 28 февраля 13 марта образовал Временную комиссию во главе с членом Государственной думы кадетом полковником В.
Энгельгардтом с целью удержать руководство солдатскими массами в руках офицерства. Гучкова с тем, чтобы побудить царя подписать акт об отречении в пользу Алексея при регентстве великого князя Михаила Александровича. В этот же день Временный комитет Государственной Думы обратился к армии и флоту с призывом продолжать войну. В целях подготовки разгрома революции приказом Временного комитета Государственной Думы от 2 15 марта 1917 года генерал Л. Корнилов был назначен командующим войсками Петроградского военного округа. Однако не помню, кто именно, но все же довольно скоро мне сообщили основную политическую новость этих утренних часов незабвенного дня. Указ о роспуске Государственной думы объявлен, и Дума ответила на него отказом разойтись, избрав Временный комитет Государственной думы из представителей всех фракций кроме правой.
Временный комитет был сформирован 12 марта 27 февраля по старому стилю в Петрограде Санкт-Петербург Советом старейшин IV Государственной думы по поручению частного совещания ее членов. Опасаясь, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, созданный в тот же день и являвшийся фактически хозяином положения, объявит себя новой государственной властью, Временный комитет Государственной думы решил заявить о взятии власти в свои руки. Для управления министерствами были назначены 24 комиссара.
Основные события Февральской революции
Для управления министерствами были назначены 24 комиссара. Временный комитет инспирировал отречение царя Николая II, направив 15 марта 2 марта по старому стилю к нему на переговоры Василия Шульгина и Александра Гучкова. Члены комитета стремились установить контроль над солдатами Петроградского гарнизона.
Вечером 28 февраля, в условиях, когда революция победила, М. Родзянко предложил Временному комитету взять на себя правительственные функции. Для временного управления министерствами были направлены комиссары из членов Думы. Социал-демократическая фракция и представители левой интеллигенции 27 февраля объявили о создании Временного исполнительного комитета Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. В новый орган было избрано 250 депутатов, которые, собравшись в Таврическом дворце, избрали Исполнительный комитет — Совет.
Результатом поездки — отречение императора Николая II в пользу его младшего брата Михаила. Однако, Михаил отказался от власти и передал ее Временному правительству до результатов Учредительного Собрания.
Однако его оппонент В. Набоков, ставший управляющим делами Временного правительства, добился включения в текст документа слов о том, что правительству принадлежит «вся полнота власти», подразумевая под этим и законодательную, и исполнительную власть [9, с. Этот подход в деятельности правительства настойчиво проводили А. Керенский, П. Милюков и В.
С усилением позиций правых социалистов во Временном правительстве подобный взгляд приобрел абсолютный характер. Эволюцию отношения Временного правительства к ВКГД достаточно точно охарактеризовал в своих воспоминаниях октябрист С. Шидловский: «Правительство, обязанное своим происхождением Государственной Думе и ею назначенное, стало считать себя своего рода диктатором и даже при всех дальнейших изменениях в своем личном составе стало сначала испрашивать разрешения Думы, затем только доводить до сведения по собственной инициативе, затем извещать Думу по ее требованию и, наконец, совершать все эти изменения самостоятельно, без всякого участия Думы» [10, с. Государственной Думе как учреждению в политическом процессе 1917 г. Временное правительство не устраивал состав Думы четвертого созыва, сформированный на основе избирательного закона 3 июня 1907 г. Поэтому и родилась идея сохранять Думу «про запас», на случай, когда Временное правительство могло бы лишиться «всенародного признания» и потерять «всякий авторитет» [11, с. Случайный и непредметный характер «руководящей роли» Государственной Думы в первые дни революции был очевиден для большинства политиков той поры.
Но вызывавшей опасения революционной анархии необходимо было противопоставить хотя бы подобие организующего начала. Именно такая руководящая роль в февральских событиях и была присвоена Думе, роль скорее воображаемая, чем на самом деле сыгранная. По меткому замечанию И. Сами думцы были не согласны пассивно ожидать того момента, когда вновь пробьет их час, и стремились в той или иной форме обеспечить участие Государственной Думы в принятии политических решений. Впервые подобные попытки были предприняты в дни апрельского кризиса Временного правительства. В ночь на 21 апреля в Мариинском дворце состоялось «информационное» совещание членов Временного правительства, ВКГД и Исполкома Петросовета по вопросу о путях преодоления кризиса. Шульгин, как сообщила газета «Речь» 23 апреля, предложил «устройство какого-нибудь органа, который имел бы совещательный характер и дал бы возможность Временному правительству обмениваться мнениями с представителями различных политических партий».
В тот же день, по информации газеты «Утро России» от 25 апреля, руководители Комитета московских общественных организаций предложили созвать особое Государственное совещание, в состав которого могли бы войти члены Государственной Думы, представители земств, городских дум, советов рабочих и солдатских депутатов крупных городов и других общественных организаций. Инициатива Шульгина нашла свое выражение в организации частных совещаний членов Государственной Думы. За период с 22 апреля по 20 августа состоялось 14 подобных совещаний, хотя и предполагалось их еженедельное проведение. Для участия в заседаниях приглашались думцы всех созывов, а с июля - и выборные члены Государственного Совета, практически же состав совещаний ограничился примерно шестьюдесятью депутатами последнего думского созыва. Думский председатель М. Родзян-ко, определяя цель частных совещаний, подчеркнул, что от думцев ждут «указаний на то, как надо вести государственный корабль» [11, с. Подсластить горечь бездеятельного положения Государственной Думы должно было юбилейное собрание 27 апреля, на которое были приглашены депутаты всех четырех созывов, находившиеся в то время в Петрограде.
Для проведения этого заседания пришлось попросить участников фронтового совещания перейти из Большого зала Таврического дворца в другое помещение. На старое место водрузили «куда-то исчезавшее кресло Родзянки; аккуратно завесили холстом зиявшую дыру все еще висевшей рамы от царского портрета». Были приглашены послы союзнических государств, а ложу Государственного Совета «любопытства ради» заняли члены исполкома Петросовета [13, с. Родзянко, открыв заседание, пригласил в сопредседатели Ф. Головина и А. Гучкова, но последний к началу собрания опоздал. Повестка дня предполагала выступления трех думских председателей, главы Временного правительства, шести ораторов-перводумцев и по одному оратору от каждой фракции второго-четвертого созывов.
Родзянко в своей речи акцентировал внимание на руководящей роли Думы четвертого созыва в революционном движении. Многие ораторы высказывали озабоченность по поводу развития событий в стране. Из общего хора выбивались голоса думских меньшевиков. Их настроения четко выразил М. Скобелев, заявивший: «Государственная Дума выполнила свою роль, мавр сделал свое дело и, уходя отсюда, мы можем сказать: Государственная Дума умерла, да здравствует Учредительное собрание! Мероприятие, начавшись в жанре юбилея, завершилось едва ли не панихидой по Государственной Думе. Горькое ощущение того дня Н.
Савич передал фразой: «. Новый всплеск активности думцев в отстаивании прав народного представительства относится ко времени работы I Всероссийского съезда Советов. Вопрос о Государственной Думе не мог не возникнуть в ходе съезда уже потому, что его открытие пришлось на 3 июня, на день десятой годовщины роспуска Думы второго созыва и издания избирательного закона, на основании которого и была сформирована Дума четвертого созыва. Луначарский от имени социал-демократов-интернационалистов предложил резолюцию, требовавшую роспуска Государственной Думы и Государственного Совета. Резолюция была поддержана большевистской фракцией съезда. На возражение В. Чернова, стоит ли «убивать покойницу», Луначарский ответил: «Если Дума умерла, давайте ее похороним, потому что ее разложение заражает трупным запахом революционную атмосферу.
Надо вбить осиновый кол в подозрительную покойницу, которая имеет тенденцию воскреснуть». В результате дебатов была принята резолюция, в которой констатировалось, что старые законодательные учреждения как органы государственной власти уже упразднены революцией вместе со всем старым режимом. Заявления же «бывших» членов Думы являются просто «выступлениями частной группы граждан свободной России, никакими полномочиями не облеченных» [15, с. Вопрос о будущем Государственной Думы должен был рассматриваться на заседании Временного правительства 15 июня, но был снят с повестки дня Г. В преддверии этого события М. Род-зянко провел заседание совета старейшин, на котором обсуждался правовой статус Думы и была принята резолюция, в которой подчеркивалось: «Как бы ни было несовершенно положение о выборах 3 июня 1907 г. С начала июля депутаты стали активно обсуждать вопрос о необходимости возобновления деятельности Государственной Думы как законодательного учреждения.
Эти дебаты были спровоцированы фактическим признанием Временным правительством Украинской Рады и его согласием на предоставление Украине автономии, не дожидаясь решения Учредительного собрания. На частном совещании 2 июля нашла поддержку идея В. Шульгина об отказе от ответственности за деятельность Временного правительства. Тогда же прозвучали предложения о созыве думской сессии как минимум для обсуждения правительственной политики в отношении Украины. Аналогичные предложения высказывались и в ходе заседания 18 июля, посвященного обсуждению воззвания ВКГД о необходимости «твердой власти» и восстановления боеспособности армии [11, с.
К Таврическому дворцу стали подходить толпы демонстрантов.
Под их давлением сформирован «Временный комитет Государственной думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами». В него вошли, в частности, Чхеидзе, Милюков, Родзянко, Гучков. Уже днём этого дня, 12 марта 1917 г.
Временный комитет Государственной думы 1917
Мануйлов в 1905 г. Теперь он вошел в состав революционного правительства. Необходимо было обеспечить вхождение в кабинет Некрасова и Шингарева. Последний традиционно планировался на пост министра финансов, но все же против собственного желания был назначен министром земледелия. Некрасов желал занять пост товарища министра внутренних дел, однако Милюков сообщил ему, что это назначение необходимо как «уступка левым группам».
Взаимоотношения Милюкова и Некрасова всегда были сложными: последний был одним из лидеров левого крыла партии и постоянно вел против Милюкова интригу; кроме того, у Некрасова были прочные контакты с социалистами. По сути, и сам он, являясь членом кадетской партии, тем не менее был социалистом и убежденным республиканцем. Еще в период думских выборов 1912 г. Вскоре была создана «думская ложа», куда вошли к тому же прогрессист Коновалов и трудовик Керенский.
На пост министра юстиции также могли претендовать кадеты Федор Кокошкин, Василий Маклаков, Владимир Набоков, однако его занял Керенский. Именно ему теперь предстояло открыть тюрьмы и обеспечить всеобщую политическую амнистию. Владимир Львов и Иван Годнев, будучи до революции умеренными либералами, после того как вошли в правительство, быстро осознали текущую конъюнктуру и отныне открыто смыкались с Керенским. Даже премьер князь Львов, по словам управляющего делами правительства Набокова, занял по отношению к Керенскому позицию «робкого заискивания».
Вокруг Керенского быстро сплотилось левое крыло правительства, в первую очередь Некрасов и Терещенко. Такой состав правительства мог появиться только в результате революции. Ее руководителями со стороны либералов выступали Милюков и Гучков. В целом он являл собой компромисс между ядром кадетского ЦК Милюков, Шингарев, Мануйлов и представителями общественных организаций.
Керенский как фактический представитель Петроградского совета становился ключевой фигурой нового кабинета наряду с Гучковым и Милюковым. При этом большинство министров заведомо было гораздо левее этих двух, а потому должно было объединяться вокруг первого. Таким образом, уже в марте 1917 г. Керенский стал превращаться в политическую фигуру с премьерскими амбициями.
Размежевание между левыми и правыми министрами в основном касалось лишь их личных взаимоотношений с Петросоветом. В остальном правые проводили вполне левую политику.
Найти В Петрограде находился гарнизон численностью до 180 тыс. Преимущественно это были запасные части, которые должны были ехать на фронт. Сосредоточение в столице большого количества солдат, которые легко поддавались революционной пропаганде, было одной из ошибок власти. Солдаты стали переходить на сторону восставших. Из тюрем выпущены заключенные, многие полицейские и жандармы арестованы. Начались аресты царских министров, которых поместили в Петропавловскую крепость. Количество жертв в февральские дни 1917 в Петрограде было почти 300 человек убитыми и до 1200 ранеными.
Вот что позднее писал по этому поводу П.
Милюков: К вечеру 27 февраля, когда выяснился весь размер революционного движения, Временный комитет Государственной думы решил сделать дальнейший шаг и взять в свои руки власть, выпадавшую из рук правительства. Решение это было принято после продолжительного обсуждения… Все ясно сознавали, что от участия или неучастия Думы в руководстве движением зависит его успех или неудача. До успеха было ещё далеко: позиция войск не только вне Петрограда и на фронте, но даже и внутри Петрограда и в ближайших его окрестностях далеко ещё не выяснилась. Но была уже ясна вся глубина и серьезность переворота, неизбежность которого сознавалась … и ранее; и сознавалось, что для успеха этого движения Государственная дума много уже сделала своей деятельностью во время войны — и специально со времени образования Прогрессивного блока. Никто из руководителей Думы не думал отрицать большой доли её участия в подготовке переворота. Вывод отсюда был тем более ясен, что … кружок руководителей уже заранее обсудил меры, которые должны были быть приняты на случай переворота. Намечен был даже и состав будущего правительства. Из этого намеченного состава кн. Львов не находился в Петрограде, и за ним было немедленно послано. Именно эта необходимость ввести в состав первого революционного правительства руководителя общественного движения, происходившего вне Думы, сделала невозможным образование министерства в первый же день переворота.
Комиссары приступили к работе незамедлительно, уже с вечера 27 февраля. Сами министры царского правительства после вечернего заседания в Мариинском дворце разошлись, и Совет министров на этом фактически прекратил существование. Сидят слева направо : В. Львов , В. Ржевский , С. Шидловский , М.
Керенский, М. Родзянко председатель ГД, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра ; позднее в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант Петроградского гарнизона, вне партий. В марте он главноуполномоченный Временного правительства по снабжению металлами и топливом, товарищ заместитель министра торговли и промышленности, позднее - также и товарищ председателя Особого совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. В мае кандидатура Пальчинского даже рассматривалась на пост военного министра, но назначение почему-то не состоялось. В августе министр-председатель Временного правительства А. Керенский назначил его помощником генерал-губернатора Петрограда, а с 30 августа - генерал-губернатором столицы впрочем, занимал он эту должность всего неделю, так как занимался в основном созданием инженерной защиты города ввиду грозящего наступления германских войск. В октябре Пальчинский становится помощником уполномоченного правительства по водворению порядка в столице Н. Кишкина и руководителем обороны Зимнего дворца. Спустя четыре месяца освобожден, потом арестовывался еще не раз. В первые советские годы П. Пальчинский активно работал по профессии и являлся руководителем и консультантом Русского технического общества, исследовательского института «Поверхность и недра» и редактором одноименного научного журнала, был профессором горного института, входил в состав Центрального совета экспертов Научно-технического совета Главного экономического управления ВСНХ, был постоянным консультантом Госплана СССР, участвовал в составлении плана электрификации России ГОЭЛРО , был консультантом проекта Днепрогэса. В 1910-х - 1920-х годах он и его жена, Нина Александровна, активно переписывались с П. Кропоткиным и его супругой Софьей Григорьевной Петр Акимович интересовался анархизмом еще с молодости, позднее они, видимо, дружили семьями.
Выступление на пленарном заседании Государственной Думы 22.06.2023 г.
Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов, социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М. Караулов независимый , С.
Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра , Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона. Сначала Петроградский совет и Временный комитет Думы действовали независимо друг от друга. Ведущую роль в нём играли представители либерально-буржуазных партий — кадетов, октябристов и прогрессистов.
Однако Керенский, после отставки Львова занявший пост премьер-министра, боялся новых митингов. Чтобы справиться с большевиками, ему требовалась армия, большая часть которой уже давно находилась в деморализованном состоянии. Керенский решил бросить на подавление петроградской оппозиции оставшиеся боеспособные части и верного военачальника, коим, на его взгляд, был генерал Корнилов. Корниловский мятеж Корнилов двинул свои войска на Петроград. Однако по мере приближения его частей к столице Керенский начал подозревать, что генерал намерен полностью захватить власть в Петрограде. И у Корнилова были все возможности это сделать. Тут же ему навстречу были отправлены воинские части, находившиеся в подчинении председателя правительства. Большевики, также почувствовав в генерале угрозу, присоединились к Керенскому. Большевистские агитаторы ждали эшелона Корнилова на подступах к Петрограду. Когда солдатам объясняли, что на самом деле они идут воевать против Советов, они разворачивались и отходили.
Советы были весьма популярны в армии. Так закончилось корниловское выступление , которое потом с лёгкой руки Керенского было названо «мятежом». Арест Временного правительства. Лопухов, 1957 г. Несмотря на это, отдельные его министры впоследствии вошли в советские органы власти и ещё долго работали в них. Керенский сбежал за границу и пытался взять реванш с помощью иностранных интервентов. Но ему больше никто не верил. Внутренняя политика Временного правительства, 1980 Набоков В.
Недовольство правительством росло.
Люди начали понимать, что новые министры, как лебедь, рак и щука, тянут воз в разные стороны. Тогда внутри Временного правительства была создана коалиция либералов и социалистов и принято соломоново решение — борьба с германским милитаризмом до победного конца и отказ по итогам войны от любых аннексий и контрибуций. Демонстрация против Временного правительства. Источник: alternathistory. Его место занял бывший министр юстиции Керенский. Внутри Временного правительства во главе с ним образовалась крепкая тройка, которая фактически правила страной вплоть до Октябрьского переворота. С началом лета в массах начало проявляться недовольство уже не отдельными министрами, а всем Временным правительством. В июне народ снова вышел на улицы. Демонстранты несли лозунги: «Долой министров-капиталистов!
Во главе этих выступлений стояли большевики. Временное правительство понадеялось, что, одержав крупную победу на фронте, оно успокоит митинги. Керенский бросил 8-ю армию генерала Лавра Георгиевича Корнилова в наступление. Это была последняя наступательная операция российских войск. Она провалилась с крупными потерями. В июле Петроград лихорадило ещё больше. Большевики вывели на улицы толпы недовольных. Все они были вооружены.
Воззвание Синода о поддержке Временного правительства трактуется ими как одобрение происходившего тогда в стране. На чьей же стороне была Церковь в действительности? Убежденные монархисты и горячие республиканцы Накануне русской революции 1917 года политическое положение Церкви было нелегким. Либеральная оппозиция воспринимала ее придатком государственного аппарата, архиереев — "синодальной бюрократией" и "распутинцами", требовала перестройки всего церковного здания на началах демократии. Часто случавшееся в дореволюционное время активное вовлечение Церкви в политику, например в думских избирательных кампаниях, лишь усугубляло положение, давало дополнительные поводы для критики. Февральская революция изначально имела антимонархический характер. Конечно, как и во всякой революции, большинство населения страны не принимало в ней активного участия. Революции совершаются в столицах. Но кто выступил наиболее активно? Петроградский гарнизон, набранный из вчерашних крестьян и пока не нюхавший пороху. Одетые в шинели мужики-крестьяне оказались распропагандированы оппозицией. Тыловые батальоны, а зачастую и перебившие своих офицеров солдатские толпы стекались к Таврическому дворцу — резиденции Государственной думы, потому что именно с ней ассоциировались антимонархические настроения. Главным желанием этих горе-солдат было скорейшее завершение войны, а с сохранением монархии это было несовместимо. Большинство думцев не были сторонниками республики, но ситуация в столице очень быстро выбила их из колеи. Появление в Таврическом дворце "Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов" создавало постоянную угрозу умеренным думцам, которые вынуждены были действовать под его контролем. Ко времени царского отречения председатель Государственной думы "убежденный монархист" Михаил Родзянко уже стал сторонником Учредительного собрания. Когда-то многочисленные монархисты-черносотенцы давно не играли активной роли, а некоторые в начале революции стали горячими республиканцами. Уже 2 марта 1917 года, в день отречения императора, в официальных заявлениях Временного комитета Государственной думы и Временного правительства говорилось о "низвержении старого государственного строя". При обсуждении вопроса о принятии верховной власти великим князем Михаилом Александровичем 3 марта лишь два политических деятеля выступили за сохранение монархии — кадет Павел Милюков и октябрист Александр Гучков. Но ведь именно они были активными участниками, если не лидерами самой революции. Впрочем, она уже вышла из-под их контроля... В акте об отказе от власти великого князя Михаила Александровича говорилось: "Одушевленный единою со всем народом мыслию, что выше всего благо Родины нашей, принял Я твердое решение в том случае восприять Верховную власть, если такова будет воля великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием чрез представителей своих в Учредительном Собрании установить образ правления и новые основные законы Государства Российского. Посему, призывая благословение Божие, прошу всех граждан Державы Российской подчиниться Временному Правительству, по почину Государственной Думы возникшему и облеченному всею полнотою власти, впредь до того, как созванное в возможно кратчайший срок на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования Учредительное Собрание своим решением об образе правления выразит волю народа". Таким образом, теоретически Учредительное собрание могло установить монархию хотя это была бы уже принципиально новая монархия — "волею народа", а не "Божьей милостью" , однако уже в марте 1917-го такая перспектива была практически невероятна, и это было ясно всем забегая вперед, можно сказать, что в январе 1918 года Учредительное собрание действительно провозгласило "Российскую федеративную демократическую республику". Временный комитет Государственной думы, созданный в дни Февральской революции "для восстановления порядка и для сношения с лицами и учреждениями". Сидят слева направо: Г. Львов, В. Ржевский, С.
Февральская революция: почему Церковь поддержала Временное правительство?
Уже 1 марта на совещании Временного комитета государственной думы с лидерами исполкома совета рабочих и солдатских депутатов он, по свидетельству Н.Н. Суханова, решительно возражал против формулировки исполкомовцев. Временный комитет был сформирован 12 марта (27 февраля по старому стилю) в Петрограде (Санкт-Петербург) Советом старейшин IV Государственной думы по поручению частного совещания ее членов. Статья посвящена созданию и функционированию в первые дни Февральского восстания 1917 года в Петрограде Военной комиссии при Временном комитете Государственной думы.
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Как позднее писал П. Милюков , «вмешательство Государственной думы дало уличному и военному движению центр, дало ему знамя и лозунг и тем превратило восстание в революцию, которая кончилась свержением старого режима и династии» [3]. Родзянко председатель ГД, земец-октябрист , Н. Некрасов кадет , И. Дмитрюков секретарь Думы, левый октябрист , В. Ржевский прогрессист , Н. Чхеидзе одновременно председатель исполкома Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов , социал-демократ , А. Керенский одновременно товарищ председателя исполкома Петросовета, эсер-трудовик , П. Милюков кадет , А. Коновалов прогрессист , М.
Караулов независимый , С. Шидловский председатель бюро Прогрессивного блока, глава фракции левых октябристов , В. Шульгин лидер фракции «прогрессивных русских националистов» в Думе и В. Львов председатель думской фракции Центра. Несколькими часами позже в Комитет был кооптирован Б. Энгельгардт комендант петроградского гарнизона, вне партий. Вот что позднее писал по этому поводу П.
Вслед за этим Верховный главнокомандующий Л. Корнилов и А. Керенский договорились о подавлении революционной анархии силами армии. Новый кризис начался в результате поражения выступления Корнилова 1917 г. Неудача этого выступления была связана со сменой позиции Керенского, который опасался, что генералы лишат его власти. После начала движения войск на Петроград он объявил Корнилова мятежником и обратился за помощью к революционно настроенным солдатам и матросам. Вопрос о характере нового состава Временного правительства должно было решить Демократическое совещание 1917 г. Выделенный из его состава Предпарламент одобрил создание 3-го коалиционного правительства [образовано 25 сентября 8 октября ]. Роспуск 24—26 октября 6—8 ноября , в ходе Октябрьской революции 1917 г. Все его члены кроме выехавшего к войскам А. Керенского в ночь с 25 октября 7 ноября на 26 октября 8 ноября были арестованы в Зимнем дворце. Тогда же 2-й Всероссийский съезд Советов сформировал временное революционное правительство — Совет народных комиссаров во главе с В. Михаил Соколов. Арест Временного правительства. Попытка войск, оставшихся верными Временному правительству, овладеть Петроградом, предпринятая 26 октября 8 ноября — 1 14 ноября в ходе выступления Керенского—Краснова 1917 г. Освобождённые из-под стражи министры социалисты К. Гвоздев, П. Малянтович, С. Маслов, А. Никитин, беспартийные Д. Вердеревский и С. Салазкин и товарищи министров провели 6—16 19—29 ноября несколько подпольных заседаний. В воззвании от 17 30 ноября члены Временного правительства объявили о сложении с себя полномочий и призвали сплотиться вокруг Учредительного собрания. Большинство подписавших воззвание были вновь арестованы.
Это важное событие Февральской революции. Представители левых партий предложили не подчиняться указу императора. Депутаты решили оставаться на своих местах. К Таврическому дворцу стали подходить толпы демонстрантов.
Шульгин , И. Дмитрюков , Б. Энгельгардт комендант Петроградского гарнизона , А. Керенский , М. Таким образом, с вечера 27 февраля до 2 марта 1917 года ВКГД играл роль центральной верховной власти в стране, присвоив полномочия ещё существовавшего законного монарха [1]. Родзянко от имени ВКГД обратился к действующей армии и флоту с призывом ни на минуту не ослаблять борьбу против внешнего врага. В тот же день Временный комитет получил де-факто признание правительств Великобритании и Франции. Временный комитет договорился с эсеро-меньшевистским руководством исполнительного комитета Петросовета о создании нового правительства России. Львовым, в состав которого вошли многие члены Временного комитета Государственной думы. Николай II под давлением Родзянко и других думцев, а также ряда военачальников — в частности, начальника штаба Ставки М. Алексеева и командующего Северным фронтом Н. Рузского — отрёкся от престола , подписав заодно указ о назначении председателем Совета министров фактически уже назначенного Временным комитетом Г. В состав ВКГД был избран ряд новых членов. С июля 1917 года ВКГД был отстранён от непосредственного участия в формировании правительства; политическая роль комитета была незначительной, но он продолжал играть роль представительного органа членов Государственной думы и участвовал в формировании новых местных органов власти [6]. В дальнейшем члены Временного комитета Государственной думы входили в Предпарламент. Окончательно Временный комитет был ликвидирован Временным правительством 6 19 октября 1917 года в связи с изданием акта о роспуске Государственной думы [6].
«МАРТОВСКИЕ ИДЫ» СЕМНАДЦАТОГО ГОДА (4)
Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». После создания Временного правительства роль Государственной думы ограничивалась деятельностью Временного комитета и проведением частных совещаний членов Думы, на которых обсуждалась политическая обстановка в стране: финансовое положение. Образование Временного правительства С образованием 27 февраля Петроградского совета и Временного комитета Государственной думы фактически стало складываться двоевластие.
Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Russian State Duma after February 25 1917: From Political Reality to Virtuality
- Цех историков
- Госдума – последние новости
- Временное правительство: Россия от Февраля до Октября